2.1.1. Евномианская доктрина 2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста 2.2. Споры о характере и границах богопознания в XIV веке 2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского 2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии 3. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии Часть вторая. О Боге в Самом Себе Раздел I. О Боге, едином в существе 1. Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием 2.1. Содержание учения о существе Божием 2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих 2.2.1. Самобытность 2.2.2. Неизменяемость 2.2.3. Вечность 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие 2.3. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих 2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу 2.3.2. Истинность наших представлений о Боге 2.3.3. Катафатические свойства Божии 2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение 2.3.3.2. Святость и Свет 2.3.3.3. Всемогущество 2.3.3.4. Всеблаженство 2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость 2.3.3.6. Правда Божия 2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении 2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания. Раздел II. О Боге, Троичном в лицах 1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии 2. Аналогии Пресвятой Троицы в мире 3. Краткая история догмата о Пресвятой Троице 3.1. Доникейский период в истории троичного богословия. 3.1.1. Монархианство. 3.1.1.1. Динамизм или адопцианство. 3.1.1.2. Модализм 3.1.2. Учение Оригена о Троице 3.2. Тринитарные споры IV столетия 3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский 3.2.2. Доктрина Ария 3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии 3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология 3.2.5. Духоборчество 3.3. Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора 4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге 4.1. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. 4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына 4.2. Свидетельства Нового Завета

http://sedmitza.ru/lib/text/431669/

р.Божия Ирина 16 октября 2013, 20:21 Очень хорошая статья, спасибо. Varvara 16 октября 2013, 19:57 Спаси Господи! Пресвятая Богородица, помоги болящим Параскеве и Дмитрию. Ольга 16 октября 2013, 18:52 Точно так же хочется попросить часть священников: Оставьте своих чад в покое! Не насилуйте их воли, вы можете и обязаны дать совет, предупредить, но решение человек должен принимать сам. В частности, не вам жить с теми, кого вы по своему вкусу подбираете и навязываете в супруги своим несчастным (воистину) духовным детям, а им, им и перед Богом отвечать за свою, а не вашу жизнь. Татьяна 16 октября 2013, 18:33 Я так благодарна за эту статью, прочитала ее в трудный момент мучительных сомнений: я живу с семьей дочери, двое внуков, и я часто бываю свидетельницей, когда дочь на повышенных тонах вразумляет своих детей, и я мучаюсь - с одной стороны я согласна с дочерью да, надо воспитывать, направлять, но внутри всегда протест против ее жестского тона. Я стараюсь не вмешиваться и большей часть молчу, но теперь, после этой статьи, надесь, с Божьей помощью, я найду для дочери нужные слова и подскажу ей, что не надо так " давить " , не надо вызывать у детей отторжение и обиды. Еще раза, огромное спасибо. Татьяна. Виктор 16 октября 2013, 17:20 Большое спасибо! Очень своевременная статья. Виталий Чеботар 16 октября 2013, 17:02 Братья и сестры, еще раз подношу Вас свою огромную благодарность за теплые слова в адрес о. Андрея и за его одной из многочисленных глубоко духовных бесед. Помолитесь, пожалуйста о моей болящей матери Прасковьи (Параскевы) и моем отце Дмитрии который страдает недугом... Господь знает каким. Да хранит Вас всех, Господь! Павел 16 октября 2013, 16:50 Огромное спасибо за статью! Очень хотелось, чтобы появились издания сборников архимандрита Андрея и на русском языке. Виктория 16 октября 2013, 16:43 Спасибо за поучительные статьи!Обязательно пересмотрю свое отношение к близким!Спаси Господи! Марина 16 октября 2013, 16:20 Слава Богу за нужные и важные слова, они всегда посылаются в нужный момент и поэтому вразумляют!Спаси Господи отца Андрея.

http://pravoslavie.ru/64970.html

р.Б.Ирина 2015/03/17, 00:54:23 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон!Помолитесь пожалуйста за здравие моего брата р.Б. Александра,он болеет онкологическим заболеванием.Спаси Вас Господи! р.Б.Сергей 2015/03/16, 21:21:16 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон! Прошу Ваших молитв о здравии моей крестницы и внучке младенца Анны, об исцелении от глазной болезни (врожденной катаракты). Низкий Вам поклон. Спаси и Сохрани Вас всех Господь и Матерь Божья! Людмила 2015/03/16, 19:51:52 Отцы и Братия Святой Горы Афон прошу Ваших молитв о р.Б.Наталии,укреплении ее в вере и помощи в работе,спаси и прости ее грехи Наталия 2015/03/16, 16:31:57 Дорогие отцы и братья Святой горы Афон, прошу молитв о р.Б. Алексии и Руфине, о даровании чад. Руфина 2015/03/16, 16:27:34 Дорогие отцы и братья, прошу ваших святых молитв о рабе Божьем Дмитрии , о вразумлении чтобы не оставил семью, забыл любовницу р.б Наталью, чтобы встал на путь правильный христианский был Ближе к Богу , смирил гордыню , Спаси Господи! Г наталья 2015/03/16, 16:19:04 Дорогие отцы и братья Святой горы Афон, помолись, пожалуйста, за мою бабуленьку новопреставленную рабу Божию Нину (умерла 13.03.2015) о прощении и оставлении ее вольных и невольных грехов, о даровании ей Царствия Небесного и сотворении Вечной памяти. раба Божия Татиана 2015/03/16, 13:16:32 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон! Благодарю вас за ваши благодатные молитвы за нас грешных! Низкий поклон вам! Спаси и сохрани вас Господи! Если возможно, отслужите Благодарственный молебен Господу нашему Иисусу Христу и Богородице Деве Марии обо мне грешней рабе Божией Елене. Слава Богу за всё! Я уже больше 15 лет болею и что-то моего выздоровления не видно.Но всё равно! Слава Богу за всё! На всё воля Бога! р.Б.Елена 2015/03/16, 10:09:59 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон! Бог в помощь в ваших благодатных делах! Прошу вас помолиться о мире в Донецкой и Луганской Народных Республиках , на Украине, Сирии, России, во всех странах и на всех континентах. Мир Божий всем! Низкий поклон вам за неустанные молитвы о нас грешных и о всей земле! Спаси и сохрани всех Господи! Простите меня грешную! Да приидёт мир Божий в душу каждого человека и сотворит Господь Бог наш там Свою обитель!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=249

Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:19:59 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:17:26 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:15:36 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:15:03 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:15:02 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-16 16:13:46 Владелец: yulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от бабушки. На доске. вероятно была в окладе Ответов: 3. Последний ответ: Большое спасибо! Добавлено на опознание: 2017-08-11 11:39:34 Владелец: airjulia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Известно, что долгое время икона служила столешницей стола в сельском доме Вологодской области. Было бы любопытно узнать что-то об ее истории и происхождении. Ответов: 1. Последний ответ: А ЧТО ИЗВЕСТНО О ЖИТЕЛЯХ ЭТОГО ДОМА? ИХ СУДЬБЫ? ЗА ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЯТЫНИ ИЗ ВОИНСТВУЮЩИМИ АТЕИСТАМИ ХРАМА ИХ СЕЛА, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОЛУЧИТЬ СВОИ НАГРАДЫ ОТ ГОСПОДА. А МОЖЕТ ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ СОХРАНИЛИ И МОЛИЛИСЬ ЗА ЭТО ИК [...] Добавлено на опознание: 2017-08-10 14:18:56 Владелец: mikron Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: как название иконы и что она изображает Ответов: 3. Последний ответ: Этот образ называется София Премудрость Божия. Есть разные написания образа. Этот - София Премудрость Божия Новгородская. Можно прочитать о том, что интересует на этом сайте. Добавлено на опознание: 2017-08-09 21:06:44 Владелец: supermax1327 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась по наследству от бабушки. Россия, Брянская область, г. Стародуб. Интересует, кто изображен на иконе, т.к. надписей никаких нет! Спасибо!

http://pravicon.com/unknown/24

Любовь 16 мая 2019, 17:48 Спаси Господи за такое полезное и интересное чтение!!! Такой светлый ,талантливый батюшка.Храни Господь Вас и Вашу семью.Очень хорошо пишите,батюшка. Ия 16 мая 2019, 17:29 Христос Воскресе,батюшка! Очень вдохновляет! Благодарю! Светлана 16 мая 2019, 17:05 Чудесная статья! Спаси Господи! Людмила 16 мая 2019, 16:23 Христос Воскресе! Милости Божией батюшке и семье! Как хорошо, когда читаешь такие истории для вразумления и укрепления в вере. Слава Богу за все! Дмитрий 16 мая 2019, 16:12 Христос воскресе! Спаси Господь, отец Димитрий! Очень живо и поучительно... Действительно, мало рассказать о своей вере, нужно ещё и показать ее из дел своих, как сказал апостол Иаков. Вот это то зачастую и самое трудное. Но, несомненно, богоугодное дело. Татьяна 16 мая 2019, 15:35 СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Плачу. Прекрасная статья! Христос Воскресе! Алена Nosova 16 мая 2019, 14:51 Спасибо, батюшка за ваши рассказы. Как будто побывала снова в любимом Шамордино. Сестры с такой любовью относятся к архимандриту Поликарпу. Они с благоговением рассказывали о том, что отец Поликарп сам варит чудесные джемы из разных ягод. Помню, как он со слезами читал акафист Страстям Господним на воскресных Пассиях Великого Поста. И я за ним следом проникалась тем, что слышала и тоже плакала. Спасибо, Господи, что сподобил меня прожить два месяца в монастыре и узнать таких людей как матушка Сергия, архимандрит Поликарп, иеромонах Антоний и покойную монахиню Акилину. Молюсь о них с благодарностью. Иерей Дмитрий. 16 мая 2019, 13:24 Светлана, Воистину Воскресе! Вас сердечно с матушкой благодарим за тёплые слова и пожелания. Храни Вас Бог! Ольга 16 мая 2019, 13:01 Прекрасная статья! Замечательные истории, особенно последняя история! Помоги Господи Вам, батюшка! светлана 16 мая 2019, 11:44 Христос Воскресе!Божией помощи Вам батюшка и матушке с детками!Пишите еще, у вас хорошо получается. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/121176.html

Рим.16:6 .  Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Рим.16:7 .  Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. «Юнию». Правильнее видеть здесь мужское имя ( Ιουνι– Иуниан), так как к женщине не идет замечание, что она «прославилась между апостолами». «Сродников моих» – т. е. родственников моих. Слово συγγενες – сродники нельзя понимать в смысле «единоплеменники», потому что так другие иудеи (Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. – «Между апостолами». Здесь разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых означенные христиане занимали видное положение. Рим.16:8 .  Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Рим.16:9 .  Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Рим.16:10 .  Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. «Из дома Аристовулова». О самом Аристовуле Апостол не упоминает, вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих. Рим.16:11 .  Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Рим.16:12 .  Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Рим.16:13 .  Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. «Избранного в Господе», т. е. выдающегося по своим христианским добродетелям. Рим.16:14 .  Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Рим.16:15 .  Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Рим.16:16 .  Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании ( 1Пет 5:14 ; Апостол. пост. XI,57, 12; VIII,5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. – «Все церкви». Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И паки грядущего со славою судити живым и мертвым ( Мф.25:31–46; 13:49; 16:27 ; Деян.1:11; 10:42 ; 1Сол.1:10 ; Иак.5:7–8 ; 2Пет.1:16; 3:4,10,12 ; 1Kop.4:5; 15:23; 2Kop.7:7; 1Сол.2:19; 3:13; 4:15; 5:2,23 ; 2Сол.2:1,8 ; Мф.24:44 ; Откр.3:11; 4:8; 22:12,20 ). Его же царствию не будет конца ( Лк.1:33 ). И в Духа Святого ( Мф.28:19; 3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:21 ; Ин.1:32 ; Мф.1:18,20; 12:28,32 ; Мк.3:28 ; Лк.12:10 ; Мф.10:20 ; Лк.12:12 ; Ин.14:16,17,26; 15:26; 16:7–15; 20:22 ; 1Пет.1:12; 4:14 ; 2Пет.1:21 ; 1Ин.3:24; 4:13; 5:6–7 ; Иуд.1:20 ; Откр.2:7,12,17,29; 3:6,15,22; 14:13 ; ; Рим.5:5; 8:9,11,14,26; 9:1; 14:17; 15:13,16,19 ; 1Kop.2:10; 2:12,13,14; 3:16; 6:11,17,19; 7:40; 8:6; 12:3,8,9,11,13; 14:2; 2Kop.3:3; 5:5; 6:6; 13:13; Гал.3:5; 4:6 ; Еф.3:5; 4:4,30 ; Флп.1:19,27 ; 1Сол.4:8 ; 1Тим.3:16; 4:1 ; Тит.3:5 ; Евр.2:4; 3:7; 6:4; 9:14; 10:15 ). Господа животворящего ( Деян.5:3,4 ; Рим.4:17; 8:11 ; 1Kop.15:45). Иже от Отца исходящего ( Ин.15 ). Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 ; 1Ин.5:7 ; Мф.3:16–1 7), глаголавшего прοроки ( 2Пет.1:21 ; 1Пет.1:10,11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ( Мф.16:18; 18:17 ; 1Пет.2:4–8 ; 1Кор.3:10–12; 12:28; 14:4,12 ; Еф.1:22; 5:23,25–27; 4:10–13 ; 2Kop.6:16; 8:1; Флп.3:6 ; Кол.1:18,24 ; 2Сол.2:4 ; 1Тим.3:15 и др.). Исповедую едино крещение во оставление грехов ( Ин.3:3,4 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Деян.2:38; 10:47,48 ; Еф.4:5 ; 1Пет.3:21 ; Рим.6:3,4 ; 1Kop.12:13; Гал.3:27 ; Кол.2:12 . Чаю воскресения мертвых ( Мф.22:32 ; Мк.12:26 ; Лк.20:37 ; Ин.5:25,28; 11:25–26; 6:40,54 ; Рим.6:5 ; 1Kop.15:12,13,21,42; Флп.3:11 ; Евр.6:2; 11:19,35 ) и жизни будущего века ( Ин.3:16,36; 4:14 ; Еф.1:21; 2:7 ; Евр.6:5 ; Рим.2:7; 5:21; 6:2; 7:10 ; Гал.6:8 ; 1Тим.4:8 ; Евр.7:16 ; 1Ин.1:2; 2:25; 3:14; 5:11,13,20 и мн. др. „… Нагорная проповедь или Символ веры . Нельзя поверить тому и другому. И церковниками выбрано последнее: Символ веры учится и читается как молитва и в церквях, а нагорная проповедь исключена даже из чтений евангельских в церквях, так что в церквях никогда, кроме как в те дни, когда читается все Евангелие, прихожане не услышат ее“ („Царство Божие“… ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

15 и остаток гл. 16. Эти данные дают возможность думать, что посланию, состоящему из 16 глав, которым мы теперь располагаем, предшествовало другое, состоящее из 14 или 15 глав. Согласно одной из, быть может, самых распространенных реконструкций, Павел сначала написал первые пятнадцать глав вместе со славословием, адресовав их Римской церкви, а потом, добавив гл. 16 (16:1 –24), отправил это послание церкви в Эфесе. Такая точка зрения не только бы объяснила, почему славословие появляется в конце как 15–й, так и 16–й глав, но и разрешила бы вопрос о тех людях, которых Павел просит приветствовать в гл. 16 (16:3–16). Знакомство со столь многими членами Римской церкви, которую Павел никогда не посещал, кажется маловероятным, однако вполне объясняется, если предположить, что эти стихи были написаны эфесской церкви, с которой Павел поддерживал долгие и тесные отношения. (Самым известным сторонником этой теории является Т. В.Мэнсон: Manson T. W. " St. Paul " s Letter to the Romans – and Others», The Romans Debate, ed. K. Donfried [Augsburg, 1977], pp. 1–16.). В послании Павла мы видим указания, касающиеся конкретной аудитории. С одной стороны, отдельные элементы послания указывают на то, что эта аудитория, в основном, если не исключительно, была еврейской: в гл. 16 (16:3,7,11) он приветствует христиан из иудеев; в гл. 2 (2:17) он обращается к «иудею» и предполагает, что его читатели тесно связаны с законом Моисея (ср.: 6:14; 7:1,4); Авраама он называет «отцом нашим» (4:1) и уделяет большое внимание «иудейским» вопросам, то есть проблеме вины и несостоятельности иудеев (2:17 – 3:8), месту закона в истории спасения (гл. 7), а также прошлому и будущему Израиля (гл. 9–11). Однако столь же ясны и указания на то, что его читателями являются также и язычники: в обращении, содержащемся в послании, римляне связываются с язычниками, среди которых Павел был призван совершать свое служение (1:5–6; ср.:1:13 и 15:14–21); апостол обращается к ним непосредственно (11:11–24), и, по–видимому, главным образом к ним обращен его призыв к единению и терпимости (15:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

15:29–39 Марк указывает, что это было в Десятиградии (7,31), так что толпа, скорее всего, была языческой или, по крайней мере, смешанной. После рассказа о хананеянке все это можно понимать в том смысле, что язычники подбирают крохи со стола. Глава 16 16 знамение с неба. Иисус строит ответ фарисеям на буквальном значении их слов: «знаки на небе». Сравнивая небесные знамения с приметами погоды, Он показывает, что дело не в недостатке знамений, а в нежелании принять их. Иисус уже дал немало знамений. 16 знамение Ионы. См. ком. к 12,39. 16 не о хлебе. Иисус часто говорил притчами, но Его не понимали, воспринимая сказанное буквально. Ссылка на насыщение тысяч показывает: Иисус рассчитывал, что ученики поймут символический смысл чудес. 16 учения. Ложное учение, проникая в Церковь , может вызвать, подобно закваске или дрожжам, брожение и ереси, разрушающие Церковь . 16 Кесарии Филипповой. Город у подножия горы Ермон, примерно в сорока километрах к северу от Галилеи. Судя по Евангелиям, дальше на север Иисус не заходил. 16:15 а вы за кого почитаете Меня? Вопрос обращен ко всем ученикам; Петр отвечает от имени всех двенадцати. 16:16 Называя Иисуса Христом, Петр имеет в виду, что Он – долгожданный Мессия, Царь, обещанный Ветхим Заветом. Сын Бога. Значение этого титула в корне отлично от его языческой трактовки. Речь идет не о «полубоге» или «богоподобном человеке», как в античной религиозной традиции. Ветхий Завет называет обетованного Царя сыном Божиим ( 2Цар. 7,14 ; Пс. 2,8 ). Весь Израиль – сын Божий ( Исх. 4,22 ); Иисус воплощает в Себе и сыновство Израиля (см. 2,15 и ком.). Однако в отношении Иисуса этот титул подразумевает, что Он знает Отца как Единородный Сын (11,27; 21,38). Отец признает Его «Сыном Возлюбленным» (3,17; 17,5). Знание Петра пришло к нему свыше, как готовый вывод. 16 не плоть и кровь открыли тебе это. Кто такой Христос, Петр узнал свыше, от Бога. 16 на... камне. По-гречески «скала» или «камень» – «петра»; здесь игра слов. Точное ее значение спорно. Четыре основные версии таковы: 1) исповедание Петра: «Ты – Христос» и есть та скала, на которой стоит Церковь ; 2) Сам Иисус – скала, как Петр об этом свидетельствует в 1Пет. 2,5–8; 3 ) основание Церкви – Петр, говорящий от имени апостолов и представляющий их ( Еф. 2,20 ); 4) исповедуя, что Иисус – Христос, т.е. Помазанник, Петр представляет собою людей, на которых будет стоять Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

The behavior of the believers» enemies itself condemns them. The believers» opponents believe that the death of Christians offers priestly sacrifice to God (16:2), no doubt pleasing to God the way Phinehas " s execution of an Israelite idolater had been. 9186 In fact, however, they think in this manner precisely because they have never genuinely known God or his agent (16:3). Jewish Christians were not the only minority group in Judaism to respond with hostility to what they regarded as the broader hostility of Israe1. Qumran interpreters concluded that Belial caught Israel in nets by presenting them as forms of righteousness (CD 4.15–17; cf. comment on John 16below). 9187 A further note of irony appears in the persecutors» conviction that their acts offer worship to God. In fact, those whom they martyr do «glorify» God by their deaths (21:19), 9188 as Jesus had (12:23–24; 13:31–33). Because Jesus» hearers in this passage had been with him from the «beginning,» they were qualified to witness (15:27), but now he was providing warnings they had not needed at the «beginning» (16:4). His presence had been enough for them (16:4), but now that he was leaving (16:5), 9189 they would need to be warned of what was coming (16:2–3). Other hardships awaited them, but Jesus could not explain them at this point (16:12); they were already weighed down with sorrow (16:6). 9190 When, however, Jesus» successor, the Spirit of truth, would come, he would reveal the rest of Jesus» secrets (16:13–15), including the things to come (16:13). Undoubtedly this included a revelation of future sufferings, beyond Jesus» own summary in this context (15:18–16:3), such as one finds in the book of Revelation. 8829 That Jewish parables often included allegorical elements is now clear, against earlier Aristotelian models; see Johnston, Parables; Keener, Matthew, 381–84; on «parables» (in the broader ancient sense) in John, see comment on 10:6. 8830 For moralists» various botanical illustrations, e.g., Seneca Ep. Luci1. 112.2; Plutarch Demosthenes 1.3; Marcus Cato 3.3 (and Jewish images, below); Eunapius Lives 461. John " s circle of believers may have also compared the «world» with a vine in contrast to the community of believers (Rev 14:18), but the pervasiveness of vine imagery renders this judgment at most possible.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010