Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной? Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою! Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои. Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои. Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе, ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя. А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли, преданы будут силе меча, станут добычей лисицам. Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду. На утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Поутру размышлял о Тебе, ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды, без поклонов. Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Псалом 87 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) По стихословии ектения малая. И абие, Господи, воззвах, в прилучившийся глас. Псалмы 140, 141, 129, 116: Ектения малая. Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на “Господи, воззвах” ; в это время диакон совершает полное каждение храма. 6 Г осподи, воззвах к Тебе, услыши мя./Услыши мя, Господи. Г осподи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Первый лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи. Вторый лик: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею/– жертва вечерняя./Услыши мя, Господи. Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя./Услышь меня, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а еще и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2,19–20 ). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), – говорит святой апостол Павел о себе и о других христианах. Как бы ни велики и неоценимы были страдания и воскресение Христа Спасителя, они не принесут пользы тем, которые не участвуют сами в Его страданиях – не распинают свои грехи, страсти. Искупительными плодами Его пользуются только те, которые добровольно участвуют в них – живут не беспечно, не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 и далее). Святая Церковь воплотила в свою жизнь и эти апостольские веления и свидетельства. «Прежде всего покайтесь, – учит святитель Феофан (Говоров), Вышенский затворник († 1894). – Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как не очистивши поля нельзя ни сеять на нём, ни сажать, так и без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, чтоб вы ни сделали без него, все – всуе» ( Феофан Затворник , свт. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1890. С. 51). «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Стих. 8 на «Господи воззвах». Вечерня). «Изведи из темницы душу мою» (Стих. 10 на «Господи воззвах». Вечерня). «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Триодь постная. Неделя мытаря и фарисея. Из песнопения Утрени), – звучит в церковных песнопениях. Но покаяние не есть только раскаяние в греховном прошлом, а и действительный подвиг и приобретение добра. «Покаяние, по слову преподобного Иоанна Лествичника († 649), есть завет с Богом об исправлении жизни» ( Иоанн Лествичник , прп. Слово 5, 1//Лествица). Если нет исправления, нет подвига благого изменения жизни – значит нет и истинного покаяния. Сущность содержания Новозаветного нравственного закона есть любовь к Богу. Это первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:38 ). Но она непременно должна соединяться с любовью к ближнему. Мы, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил брата своего ( 1Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

118 Отец Арсений – ближайший друг и сподвижник Старца Иосифа. См. о нем: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 271–288. 122 «Среди афонских монахов бытует предание о существовании на Святой Горе братства двенадцати нагих подвижников. Согласно этому преданию, они живут сокрыто от всех людей, лишены всякого человеческого утешения, предали себя всецело Промыслу Божию и имеют единственным занятием непрестанную молитву. Когда кто-нибудь из этого братства покидает земную жизнь, оставшиеся выбирают на его место самого добродетельного афонского монаха». Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 303. 123 См.: Ам. 8, 11–12 : Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. 125 Агапа (греч. γπη, что означает «любовь») – трапеза любви, бывшая в обычае у первых христиан. Здесь это слово употребляется иронически в значении «дружеские посиделки». 130 Стихира (на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне), которая входит в чин монашеского пострига. 135 Ср.: стихира на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне (она же в чине пострига) «Познаим, братие, таинства силу». Само выражение принадлежит свт.  Григорию Богослову (См., напр.: Слово 1, на Пасху. Творения. М., 2010. С. 22). 139 Герасим Менайас. О нем см.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 361–365. 144 Об истории монастыря Святого Сервия см.: Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского (ч. 4, гл. 15–17). М., 2003. С. 477–482. 146 См.: Там же. Слово 60: «Ибо, если в подвиге Господнем умрешь телесно, Сам Господь увенчает тебя и честным останкам твоим дарует Бог честь мучеников». 151 По всей видимости, речь идет о сочинении «Десятигласная Духодвижная Труба», которое включено в настоящее Собрание творений. 153 См. выше: тех, «кто подвизается и хранит свое тело чистым и ум не оскверненным нечистыми помыслами».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Апостольское чтение на литургии возвещает наступление времени духовного пробуждения для всей Церкви: Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13. 11, 12). Евангельское чтение указывает на смысл и содержание этого духовного пробуждения – взаимное прощение и примирение друг с другом: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6. 14). Примирение христиан друг с другом накануне первого постного дня – нечто несравненно большее, чем всего лишь необходимое условие примирения каждого из них с Богом. Прощение и примирение воссоздают Церковь в ее первоначальном замысле – как единое Тело Христово, призванное возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви.   Такое понимание поста нашло свое выражение и в стихирах Вечерни Недели сыропустной, помещенных в «Триоди постной». В первой стихире на «Господи воззвах» свт. Иосиф Студит проводит параллель между Церковью, собранной воедино для прохождения Великого поста, и общенародным постом жителей Ниневии. «Молитвами и слезами Господа спасающего нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне» . В стихире подчеркивается соборный характер пощения, примиряющего постящихся и возводящего их как единый народ в Царство Божие, которое есть Царство любви. Прп. Феодор Студит – автор третьей стихиры на «Господи воззвах» -  видит смысл поста в совершенствовании в любви, которая отверзает духовные очи постящихся для созерцания таинства спасения, совершенного Христом.

http://bogoslov.ru/article/1245492

Блажен муж Славянский текст Русский перевод Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа! Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа! Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа! Воскресни, Господи, Спаси мя Боже мой. Аллилуиа! Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. Хвалите Бога! Ибо знает Господь о пути Праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. Хвалите Бога! Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Хвалите Бога! Блаженны все, надеющиеся на Него. Хвалите Бога! Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. Хвалите Бога! От Господа спасение, и на избранных Твоих пребывает благословение Твоё: Хвалите Бога!   Господи воззвах к тебе Славянский текст Русский перевод Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя Господи! Господи, возвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи! Да исправиться молитва моя, яко кадило пред Тобой; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Услышь меня Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Внемли воплю моления моего в то время когда, я взываю к Тебе. Услышь меня Господи! Да вознесётся молитва моя, как дым кадила пред Тобой и возношение рук моих, как вечерние приношение. Услышь меня, Господи!   Свете тихий Славянский текст Русский перевод Свете тихий святыя славы, бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго, блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерни, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы Преподобными; Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит. Тихий Свет великой Святой славы Бессмертного, небесного Отца Своего, — Святого и Блаженного, — Господь Иисус Христос! Приблизясь к закату солнца и пользуясь уже светом вечерним, — мы воспеваем Тебя, Триединого Бога: Отца, и Сына и Святого Духа! Ты достоин во все времена быть воспеваемым хвалебными гласами Преподобных (окружающих небесный престол Твой); Сын Божий, — дающий всему жизнь, — за это и мир (юдольный) Тебя прославляет!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Большое влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение христианами священных книг и святоотеческих творений. Взгляните на таких людей – у них и разговоры добрые и жизнь святая, они и рассуждают в духе учения Христа Спасителя и живут по Его заповедям. Читая жития святых, они от примера одного святого усваивают одну добродетель, от другого – другую и так постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно совершенствуются, улучшаются и в конце концов становятся неузнаваемыми. Нужно ли говорить ещё о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет святое Причащение? Позволим себе сейчас только напомнить слова Самого Спасителя: Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровъ пребывает во Мне, и Я в Нем. Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54,56 ). Принимающий святые Таины светлеет душой, исполняется небесной радости – преображается. Вот путь восхождения к нашему преображению, к нашей духовной красоте. Посмотрим же, дорогие отцы, братья и сестры, и мы на себя и подумаем: стали ли мы на путь духовного преображения. Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты, пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей неблаголепным, да поспешат, как призывает Святая Церковь , изменить себя «изменением добрым» (Минея, август, 8 день «На Господи воззвах», стих. 1), «изменением лучшим» (Минея, август, 5 день «На Господи воззвах», стих. 3), просветиться светом преобразившегося Господа! Сам же Господь наш Иисус Христос да пошлет нам Свою всесильную благодать, да озарит нас Своим светом и направит стопы наши к деланию Его заповедей! Аминь. 2 . Жизнь со Христом Наставник! Хорошо нам здесь быть. ( Лк.9:33 ) Незадолго до Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос захотел показать ученикам Своим Божественную славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошёл с ними на гору Фавор, где стал молиться. Во время молитвы лицо Его засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег. К Нему явились с неба два мужа – пророки Моисей и Илия. Ученикам не было необходимости спрашивать, кто эти люди – сердце подсказало, что с их Божественным Учителем беседуют первейшие из небожителей. Исполненные величайшей радости и неизмеримого счастья от зрения преобразившегося Господа, они не знали, что делать, и лишь желали, чтобы эти великие минуты продлились. Это желание и выразил апостол Петр, воскликнув: Наставник! Хорошо нам здесь быть ( Лк.9:33 ). То есть, как поясняет эти слова святитель Иоанн Златоуст , зачем покидать такое благодатное место и идти в Иерусалим на страдания! «Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда», а вместе с Ним остались бы и они – Его ученики ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 2, СПб., 1901. С. 576).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Господи, помилуй! — а на последнее приглашение — предать себя Христу Богу — отвечает: Тебе, Господи! Далее следует пение избранных стихов из псалмов Давида (псалмы 1, 2 и 3) , снова напоминающих нам об утраченном рае, в предостережение для каждого против грехов и искушений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиися нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. — Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. — Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом. — Блаженны все надеющиеся на Него. — Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. — От Господа спасение, и над народом Твоим пребывает благословение Твое. После каждого стиха поется: Аллилуиа. После этого хор, как бы подавленный скорбью о потере первобытного блаженства, подражая изгнанному из рая Адаму, от лица предстоящих и всего человечества взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:1 ) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:2 ). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:8 ) Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; возношение рук моих — как вечерняя жертва. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. После этого стиха поются стихиры, по содержанию своему соответствующие празднику дня. Последняя стихира называется Богородичным, т. е. песнею в честь Богородицы, — или догматиком, так как в ней кратко излагается учение (догмат) о воплощении Сына Божия. При пении «догматика» отворяются царские врата; священнослужащий с кадилом, предшествуемый свещеносцем со светильником, выходит северною дверью и, остановившись перед царскими вратами, крестообразно благословляет к востоку и возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

– Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит – Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. – Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. – Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. – День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. – День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. – Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:2–3, 5 ). Антифон второй. Гл. 2. Услышит тя Господь в день печали. – Да услышит тебя Господь в день печали. Припев. Спаси ны, Утешителю Благий, поющыя Ти: аллилуйя. – Утешитель благий! Спаси нас, воспевающих Тебе: аллилуйя! – Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. – Да услышит тебя Господь в день печали, да защитить тебя имя Бога Иаковлева. – Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. – Да пошлет тебе помощь из святилища и с Сиона да подкрепит Тебя. – Даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет твой исполнит. – Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит ( Пс. 19:2–3, 5 ). Прокимен, гл. 8. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 ). Ап. чт. Деян. 2:1–11 . Ев. Ин. 7:37–52, 8:12 . Вм. Достойно есть... – Ирмос 9 п. Радуйся Царице (см. л. 184). Причастен. Дух Твой, Благий, наставит мя на землю праву. – Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (праведности) ( Пс. 142:10 ). По окончании Литургии совершается вечерня. На вечерне . Возглас: Благословен Бог наш. Обычное начало. Пс. 103 . Великая ектенья. Господи воззвах со стихирами. Вход. На Господи воззвах – стихира: Дух Св. бе убо присно (л. 184). Слава, и ныне: Царю небесный (л. 180). Стихира на стиховне. Гл. 3. Ныне в знамение всем яве языцы быша; иудеи бо от них же по плоти Христос, неверием недуговавше, Божия благодати отпадоша; и Божественнаго света сущии от языков сподобихомся, утвердившеся словесы учеников, вещающих славу Благодетеля всех Бога, с ними же сердца с коленами приклонше, верою поклонимся Святому Духу, утвердившеся Спасителем душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.2:13 .  И буди тамо, Дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. ...и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. «Буди» вместо: «обитай, находись». Иосиф, слыша это, не соблазнился. Он знал, что все совершается по Домостроительству (Божию), когда Ангелы дают наставления относительно Младенца; посему не должно быть пытливым, ни противоречить, но охотно повиноваться тому, что приказывает Бог. Мф.2:14–15 .  Он же востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отыде во Египет: и бе тамо до умертвия Иродова: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» Иудеи говорят, что изречение: из Египта воззвах сына Моего сказано об их воззвании. Против них мы скажем, что таков закон пророчества, что многое часто говорится об одних, а исполняется на других. Так о Симеоне и Левии сказано: «разделю их во Иакове и разсею их во Израили» ( Быт.49:7 ), но это случилось с потомками их. Равным образом, и эти слова к Иакову: «буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего», ...будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей ( Быт.27:29 ) исполнились не на нем, потому что он сам боялся и дрожал, и столько раз преклонял колени пред братом своим Исавом; но на потомках его. И сказанное Ноем на Ханаана исполнилось на потомках его. Так и здесь мы говорим. Ибо кто правдивее может назваться Сыном Божиим? Тот ли, который поклонялся тельцу, совершал служение Веельфегору и приносил в жертву демонам своих сыновей и дочерей, – или Тот, Который есть Сын по естеству и равночестен с Родившим? Об избиении младенцев и возвращении из Египта в Назарет Мф.2:16 .  Тогда Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело... Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался... «Тогда», когда? Очевидно, после того как бывшие с Иисусом убежали в Египет. До того времени Ирод был занят другими заботами, как замысел против своей жены и детей, – и, по Промыслу Божию, забыл о волхвах, чтобы Младенец мог спастись в Египет. Волхвы, повинуясь Ангелу, возвратились; а он подумал, что они насмеялись над ним, потому что не исполнили того, что он приказал. Но ему следовало не разгневаться, а убояться и поразмыслить, что он напрасно употребляет старание. Прежде он слышал от волхвов, что Рожденного открыла звезда, а потом от первосвященников и книжников, что о Нем предсказали пророки; но он так сильно безумствовал, чтобы открылось его нечестие и безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010