5 авг., в субботу, в короникон 73 (853 г.) Буга аль-Кабир сжег Тбилиси и казнил эмира Сахака. Тогда антиараб. восстание возглавил царь Деметре II. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби (селение на левом берегу р. Чератхеви, территория совр. муниципалитета Хашури); груз. силы потерпели поражение, «погибло их множество» (Матиане Картлисай (Летопись Картли)//КЦ. 1955. Т. 1. С. 256; То же//Картлис цховреба. 2008. С. 141). Как указано в надписи в Атени Сиони, «и того же месяца августа 26-го, в день субботний же, Зирак (араб. военачальник.- Авт.) захватил в плен Каху и сына его Тархуджи» ( Джавахишвили. 1998. С. 335; КГН. 1989. Т. 3. С. 132). К. К. отказался принять ислам, его отправили ко двору халифа в вавилонский г. Самарру (на территории совр. Ирака). Халифу Джафару было известно, какой значимой фигурой для соотечественников был К. К. Он встретил его с почестями и стал уговаривать сменить веру. После очередного решительного отказа К. К. халиф приказал отрубить ему голову. Тело мученика с целью устрашения христиан повесили на высоком столбе. К. К. стали почитать как мученика уже на рубеже IX и X вв. Гимнография В гимнографическом сб. Иадгари Микаела Модрекили (НЦРГ. S 425, 978-988 - Ингороква. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129) сохранилась служба К. К. Нек-рые исследователи считают Модрекили ее автором, однако она могла быть составлена и до X в., поскольку гимнограф включал в сборник не только свои сочинения, но и более ранние гимнографические произведения, как переводные, так и оригинальные. Служба помещена под 22 нояб., содержит стихиры на «Господи, воззвах» и канон, состоящий из 8 песен (без 2-й), с ирмосами ( Гвахария. 1978. Т. 2. С. 324-326; Ингороква. 1965. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129). Изд.: кименная ред.: Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен царем Вавилона Джафаром// Сабинин М. Рай Грузии. СПб., 1882. Т. 1. С. 363-370 (на груз. яз.); Peeters P. Passio S. Costantini Hiberi//Acta SS. Nov. 1925. T. 4. P. 554-563 (на груз. и лат. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 73-80 (на груз. яз.); ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 164-172 (на груз. яз.); Житие и мученичество святого мученика Костанти Грузина, к-рый был замучен царем вавилонян Джафаром/Пер. с древнегруз. яз.: Н. Вачнадзе, К. Куция. Тбилиси, 1978 (на груз. и рус. яз.); The Life and Passion of Kostanti-Kaxay/Ed.: M. Abashidze, S. H. Rapp//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 2004. Т. 117. N 1/2. P. 137-174 (на груз. и англ. яз.); метафрастическая ред.: Антоний I (Багратиони). Восхваление и повествование подвига и страданий св. вмч. мтавара Костантина//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 265-281 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2057080.html

1198, 1221; «Сии стих поют на трапезе после стола» - Там же. 1227, сер. XVII в.; «Чин по востании от трапезы» - Там же. 1236), крестного хода («Сие согласие поется за кресты ходя» - Там же. 1198), малого и великого освящения воды (эти 2 чина имеют календарную «привязку» - соответственно к 1 авг. и к навечерию Богоявления (5 янв.)), а также чинов венчания («На обручение отроку со отроковицею» - Там же. 1198, 1221), заупокойной литии («Чин над кутиею въ память усопших» - Там же. 1243, 3-я четв. XVII в.), панихиды, мирского и иноческого погребений, поминальной трапезы (благословения колива - Там же. 1243), летопровождения («Чин новому лету» - Там же. 1198) и освящения храма («На обновление храма и иже в том святыя трапезы» - Там же. 1230, 1676-1677 гг.). Песнопения сгруппированы по чинопоследованиям, внутри к-рых они выписаны в богослужебном порядке. Достаточно часто (но не всегда) заупокойные последования и чины водосвятия объединяются в рукописях в своеобразные тематические подборки (т. е. подряд выписаны неск. заупокойных или неск. водосвятных чинов). Литургический принцип является в О. одним из основополагающих. Составители книги стремились к тому, чтобы певч. ряд каждого из чинопоследований был представлен максимально полно, поэтому не только включали в него песнопения, отсутствующие в др. книгах, но и зачастую заимствовали песнопения из Октоиха, Триоди, Ирмология и Праздников. Напр., выписанные в последовании всенощного бдения воскресные стихиры на «Господи, воззвах» 8 гласов, степенны 4-го гласа «От юности», богородичен на хвалитех «Преблагословенна еси», изначально входящие в певч. Октоих, включены и в О. Однако полное дублирование материала в этих 2 книгах происходит не всегда: в О. заимствованные богослужебные тексты часто излагаются в иных певч. версиях, нежели в книгах-первоисточниках,- «с поправкой» на др. богослужебную ситуацию, чем предусматривается, напр., в Октоихе, или же как показатель многораспевности . Так, первые воскресные стихиры (самогласны) в О.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

В богослужении часто говорится о Ней как о Царице. Но особенно насыщено этим одно песнопение: – Да празднует тварь молебно: всех Царица к Царству мысленному (то есть духовному, а не земному) ПРЕЙДЕ сцарствовати Царствующему всею тварию. Ея же ради разрушися адово царство, и мы от земли вознесохомся, и со Ангели жити сподобихомся (стихира на Господи, воззвах 17 авг.). А в другой стихире все приглашаются принести Ей, как Царице преставившейся, дары: – Девичестии лицы… яко дар, девство вместо мира приносят, ови же невегцественное пение с добродетелию… С нимиже и мы, житие чистое совнесше, изыдем к погребению сущая (истинной) Матере Бога нашего, пеньми и песньми духовными согласно Ю (Ее) ублажающе (стихира на Господи, воззвах, и ныне, 16 авг.). Но не только Она Сама в Царстве славы, но в Ней впервые все человечество в полноте восприняло Царство Божие. Правда, ранее всех восшел, вознесся на небеса Господь Иисус Христос… Но Он был не только человек, но и Бог… После входили в рай праведные, но одними душами, без тела. Ныне же Она, первая из людей, и притом во всей полноте человеческого естества, вошла в Царство Божие… Ныне и ангелы впервые увидели полного человека в своем славном вышнем Царстве: – Ея же успением собрася мысленное земное и небесное естество все, патриарси, пророцы и с мучениками апостоли, – то есть собрались на торжество Ее; ныне все объединились в Царстве Божием: – Едина бо бысть радость днесь сущим на земли и на небеси во успении Ея (3-я стихира на стиховне, вечерня 22 авг.). И как восшедшая выше всех тварей, – и небесных, и земных, – как Царица, сцарствующая Сыну Своему, Она после успения и до века владычествует видимыми и невидимыми (седален по 2-й кафизме, 21 авг.). Она – и Невеста Божия, Царица Дева, и Дева Мати (на стиховне стихиры праздника 18 авг.). Ее, как Царицу, и «приемлет» «Вышнее Царство» к себе… А так как сие Царство есть Царство Святой Троицы, то, следовательно, Троица приемлет Ее в блаженство Свое, поскольку это возможно человеку. Между прочим замечу: есть католическая икона – Коронование Божией Матери Троицею. Вверху Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух; под Ними на коленях стоит Богоматерь; на Нее спускается корона.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но обратимся еще к ангелам: какие чувства влагает им Церковь ? – Пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу (иногда и люди втихомолку шепчутся удивленно), глаголаху: возмите ваша врата и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славославленьми же воспоем честное и святое Тело, вместившее нами невидимаго и Господа (на великой вечерне стихира на стиховне). Припомним и те слова, которые уже приводились раньше: – Взирать на Нее не можем (стихира на Господи, воззвах на великой вечерне). Эти слова принадлежат именно ангелам. В другой песни говорится так: – Ангели лик составляют со апостолы, ужасно взирающе на Рождшую Начальника жизни (стихира на литии). И оба лика ангелов и апостолов страшная пения… принесоша (-ли) тогда Деве (стихира 2-я на Господи, воззвах 16 авг.). Вот каково главное настроение участвовавших при погребении Богородицы. Отсюда совершенно естественно, что мы, люди, уже тем паче должны смутиться и быть в трепете пред Нею. И мы видели еще в предпразднственном каноне, как и в раю при созерцании Ее славы, – «изумевают и трепещут и весьма соску товаются» (от страха смущаются, как бы сжимаются). Но и в самый день праздника автор икоса (по 6-й песни канона) сознается в дерзости своей, что решается «воспеть» Чистую Матерь Божию. И потому у Самого Христа Господа, Сына Ее, молит «оградить» его «помышления», «укрепить» в словах, «даровать язык» нужный. Но и при всем том Церковь сознается: – Киими недостойными устнами ублажим Богородицу? (стихира 1-я на Господи, воззвах 16 авг.) Вот почему ныне чудо преужасное. И потому ангелы и апостолы со страхом погребают Богородицу (стихира на стиховне, вечерня 16 авг.). Но хочется узнать глубже о том, откуда такое «страшное» настроение? Мы не сомневаемся, если на это ответим двумя словами церковной песни: от «славы Боголепной». На этом просим теперь очень остановиться вниманием, ибо здесь самый центр, самая вершина смысла праздника; отсюда все исходит – и сказанное ранее доселе, и все последующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Церковь зовет к радости и объясняет нам это. И уже заранее совершает обряд отпевания, – вспоминает погребение Ее. Это вносит немного грусти в торжество. Но, думаю, Церковь делает это раньше для того, чтобы самый праздник отдать уже больше СЛАВЕ И РАДОСТИ. II. Богослужение на Успение Событие успения, или вознесения Ее на небо, столь велико, что не только наше личное недостоинство препятствует приступить к нему и с полною ясностью уразуметь силу события, но и вообще нам Той (Ей) достойную честь воздати немощно. Почему? – Потому, что Ее преизящное, то есть исключительное, превосходное, прекрасное, – всё, что было с Ней, преходит всяк ум. Дал ее: – На Ню взирати не можем (Богородичен на Господи, воззвах на великой вечерне). Так все в Ней преестественно-чудно! В самом деле: в Ней все полно чудес. На этом часто останавливаются церковные песнопения. С этих слов начинаются праздничные стихиры. Первое, что слышит богомолец об успении Божией Матери, – это два слова: – О, дивное чудо! (стихира 1-я на. Господи, воззвах на великой вечерне). И во второй стихире говорится с первых же строк: – Дивны Твоя тайны, Богородице! Все – дивно! – Вся (всё) непостижима Твоя, вся несказанно воистинну, страшна таинства (стихира на стиховне на вечерне 21 авг.). Всё «превыше естества» «дает Тебе» «Царь всех Бог». – Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, – так начинается задостойный ирмос 9-й песни 1-го канона, который до отдания поет Церковь . Так многообразно Церковь дивится! И сказать кратко: – Чудо в чудеси (седален по 3-й песни канона 20 авг.), то есть «чудо на чуде». Именно! Уже самое первое и величайшее чудо, о коем ни в какой праздник Ее забыть невозможно, – ДЕВА БОГА РОДИЛА: – Вышняго (Бога) престол явилася еси, Владычице (стихира 2-я на Господи, воззвах на великой вечерне). Победныя почести (трофеи) взяла еси на естество (в преодолении естества, природы), Чистая, Бога рождши. Так начинает объяснять Ее величие канон. Что может быть выше, славнее, чудеснее, непостижимее?! Ты бо была еси Божия родительница (стихира на стиховне на вечерне 21 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богородицы на Белой реке (SynCP. Col. 910). Происхождение дня памяти 26 авг. (Ibid. Col. 924) неизвестно. Нет также сведений о посвящении в Византии храмов или мон-рей во имя М. И. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 97-132; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 110-114; Τ. 5. Σ. 203. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 32; Vona C. Massimo il Confessore//BiblSS. Vol. 9. Col. 41-47; Виноградов А. Ю. Еще раз к вопросу о месте ссылки, кончины и погребения прп. Максима Исповедника и его спутников//БТ. 2013. Сб. 45. С. 219-237. О. Н. А. Почитание в Грузии Кименная (оригинальная) версия Жития М. И. (21 янв. и 13 авг.) сохранилась на груз. языке в неск. рукописях XI в. (НЦРГ. Q 34. Л. 1-56 об., 1028-1031 гг.; НЦРГ. S 396. Л. 1-11; НЦРГ. Н 1663. Л. 1-57; изд.: Кекелидзе. 1918. С. 60-103) и XVIII-XIX вв. Также известна метафрастическая (расширенная) редакция (13 авг.), содержащая сведения Феодосия Гангрского и сохранившаяся в рукописи XVI в. (Кут. 1. Л. 372 об. - 389 об.; изд.: Кекелидзе. Этюды. 1955. Т. 3. С. 289-310). Синаксарное Житие М. И. было составлено прп. Георгием Святогорцем в XI в. и включено им в сб. Великий Синаксарь, сохранилось в рукописях XI в. (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. 30). Прп. Георгией Святогорец также перевел 2 службы святому. Служба М. И. и «двум ученикам его» под 13 авг. (автор: Клим; Hieros. Patr. georg. 107. Fol. 253v, 1300 г.) содержит канон 4 плагального (8-го) гласа, стихиру на «Господи, воззвах» и прокимен. Др. служба М. И. объединена со службой также почитаемых 21 янв. мч. Неофита Никейского и мц. Агнии Римской (автор: Иоанн; НЦРГ. 2338. Л. 212, XI в.), содержит канон 4-го плагального гласа, 6 стихир на «Господи, воззвах» и прокимен ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 281-283; 2011. Т. 5. С. 413-414). Э. Габидзашвили В Грузии сохранялось устойчивое предание о погребении М. И. в монастыре его имени близ г. Цагери (груз. историческая провинция Лазика), в связи с чем Церковь неоднократно производила попытки разыскать мощи святого.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

первую стихиру на «Господи воззвах» в день преображения), хотели делить с Господом Его страдания и смерть ( Мф. ХХ, 22 . Лk. XXII, 33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Kop. XIII, 1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». (В беседе на день преображения). На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Uak. I, 17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его: лице Господа просияло как солнце, одежды сделались беды как снег, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых; на горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия, по гласу церкви, начальники закона и пророков (Канон. предпраздн. песнь 6), некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки; есть творец и исполнитель закона и пророков («самогласен» предпразднства, и стихиры на «Господи воззвах» и на литии 6 авг.), и обладает землею, небом и преисподнею; как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия фесвитявин, а из мертвых Моисей (Стихир. на «Господи воззвах» 6 авг., и канона песнь 8, по переводу на рус. язык). Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати в Иерусалиме ( Лk. IX, 31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте. После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Она уже стала «Божественною». Вот откуда слава Ее; откуда страх и трепет даже ангелов и апостолов; откуда «страшная пения»; откуда сознание «недостоинства» песнопевцев… Отсюда, как увидим потом, будет и соответственная благодать праздника. Нужно, сколько вместимо, воспринять эту Божественную славу: здесь – главное! Однако было бы неправильным, если бы мы сказали, что страх и трепет суть главные чувства, проникающие песнопения праздника. Наоборот, без всякого сомнения, господствующий тон их чрезвычайно РАДОСТНЫЙ. И даже в смысле количественном радостные мысли превышают «страшное» во много раз. Еще в предпразднстве начинается с торжественных восклицаний восторга: – В кимвалех возгласим, в песнех воскликнем! Надгробное пение светло возопием! (стихира на Господи, воззвах предпразднства). На самый праздник первые слова малой вечерни радостные: – Бессмертным успением Божия Матере ангельский собор радуется… и к веселию нас, земных, призывает вопити немолчным гласом: радуйся, преставлыиаяся от земли… Радуйся упование и спасение наше! (стихира на Господи, воззвах на малой вечерне). А стихиры на великой вечерне все (8 раз подряд) кончаются ангельским приветствием Гавриила: – Благодатная, радуйся: с Тобою Господь! Радостнее же этих слов нет для Нее! То же самое говорится и про апостолов и ангелов: – Живоначальное и богоприятное Твое Тело погребше (похоронивши), радовахуся (стихира на стиховне слава и ныне) апостолы, и (и ныне) благогласнейше Богородице вопияху, исходную возглашаюсь песнь Духом: радуйся, Нетленный источниче! (2-й тропарь 5-й песни 1-го канона). – Лик ученик собравшеся, с веселием ношаху честное в рай тело Твое (седален по 2-й кафизме 16 авг.); и со славою и многим веселием погребоше, воспевали пречистое тело Твоего блаженства, Мати Христа Бога (седален по 1-й кафизме 21 авг.). Радовались и ангелы: – Силы Небесныя премирныя предтечаху вкупе и ликоваху, духовне зовуще: веселитеся Небеса! (седален по 2-й кафизме 21 авг.) Как же теперь сочетать оба эти чувства: страха и радости у апостолов и ангелов, а следовательно, отчасти, по подобию, и у нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

25 июня называется днем попразднства Рождества Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется с последованием прмц. Февронии, из праздничных особенностей (т. е. кроме обязательных элементов последования - стихир, канона и седальна) сохраняется только пение отпустительного тропаря И. П.; служба на литургии та же, что и в день праздника. В Студийско-Алексиевском Типиконе отмечается неделя (воскресенье) после Рождества Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется с воскресной службой Октоиха и включает: отпустительный тропарь, канон, стихиры, службу на литургии. Последование рядового святого, чья память приходится в неделю после Рождества Иоанна Предтечи, не поется, за исключением совпадения этого воскресенья с 29 июня или с 1 июля ( Пентковский. Типикон. С. 347-350). 28 авг., перед праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, к непраздничному (с пением на утрене «Аллилуия») последованию прп. Моисея Мурина прибавляются посвященные И. П. канон и стихиры-самогласны. 29 авг. праздничное последование И. П. имеет в целом те же особенности, что и 24 июня. 30 авг. совершается попразднство Усекновения главы Иоанна Предтечи; соединяются последования И. П., Октоиха и св. Филикса; в честь И. П. поются отпустительный тропарь, канон и стихиры (Там же. С. 366-367). На праздники Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр. и 25 мая) служба имеет одинаковые праздничные особенности. 24 февр. последование И. П. соединяется со службой Октоиха; на вечерне поется «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры И. П. исполняются на 6, на стиховне в качестве славника используется самогласен И. П., указан отпустительный тропарь И. П.     утреня совершается с пением «Бог Господь», поются степенны 4-го гласа, прокимен (тот же, что и 29 авг.), Евангелие Лк 7. 17-30, поется канон Октоиха и И. П. (тропари последнего дважды), по 6-й песни - кондак, по 9-й - светилен «Небо звездами», на хвалитех - стихиры И. П., на стиховне утрени, кроме стихир Октоиха, указан самогласен И. П.; на литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона И. П., чтения те же, что и 24 июня. Также обозначены особенности богослужения в случае совпадения 24 февр. с будними днями Великого поста, в частности замечено, что дневная служба (3, 6 и 9-й часы) совершается раньше обычного из-за праздника И. П. 25 февр.- попразднства Обретения главы Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется со службой рядового святого, совершается служба с «Бог Господь» и тропарем И. П. (если 25 февр. не приходится на будние дни Великого поста); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и 24 февр., Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Лк 7. 17-30 (Там же. С. 329-330, 345).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Она не умерла, но преселилась к божественнейшей жизни. И прежде всего, чтобы: в веселый Сына зрети и Господа! (тропарь 4-й песни 1-го канона на Успение). Ведь никак нельзя из чувства Богоматери изъять той материнской радости, которую – в малом подобии – переживают все матери, видясь с разлучившимся сыном. Но здесь Он и Сын, и Господь!.. И радости Ее даже и представить нам невозможно! Выше ума! А затем нужно вспомнить про то «Божественное прославление», о котором говорилось раньше: у нас это вызывает страх и трепет, но Она Сама, как и все прославленные, испытывает необычайную радость и блаженство. 06 этом и поет Церковь много раз на службах, начиная с малой вечерни. Ангелы, как уже знающие об этом состоянии по своему опыту, и сами радуются за Богоматерь и других приглашают радоваться: – Спя, отходящи, в обители вечные вселяется, и к веселию небесному преходящи, в Божественную радость и вечное наслаждение вступает (на малой вечерне, 1-я стихира на Господи, воззвах). Поэтому понятно, что этой блаженной перемены, прежде других, желала Сама Преставляющаяся: – Жизни вышния желающи, сию (нижнюю, земную) оставила еси, Богородительнице (на малой вечерне, 2-я стихира на Господи, воззвах). – И ко премирным прешла еси, доброту (красоту) разумевати Вседержителя и Сему (Ему), якоже Мати срадоватися (на вечерне стихира 3-я на Господи, воззвах 16 авг.). Такова первая причина радости праздника – радости за всё. Да! Счастливы и мы! – Блажим Тя еси роди, Богородице Дево, но блажени есмы и мы… Почему? – Предстательство Тя имуще (ипакои по 3-й песни канона). Вот отчего счастливы и мы… Мы не дерзаем того говорить, что Ты указала туда и нам путь, что и нам предстоит прославление, подобное Твоему. Мы недостойны… Мы грешны… Но так как Ты теперь спребываешь с Самим Сыном и Богом Твоим, то мы радуемся этому и за себя, ибо Ты молишься о нас. Почему молишься? – Как же не молиться? С одной стороны, к сему побуждает Ее богоподобная любовь обожествленного духа; с другой – мы Ей не чужие. Мы Ей – «сродники» по человечеству… Все…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010