Взирая на пресветлое лицо дражайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе приять душу Матери Своей, Пресвятая Дева Богородица безо всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце Его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освященное «добротою Божества», сияло славою божественного девства (служба 14 авг., канон п. 8, троп. 2), от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером св. апостолы были удивлены явлением им Царицы небесной, Которую узрели стоящею на воздухе, окруженною ангельскими силами и сияющею неизреченною славою. Она сказала им: «Радуйтесь: Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицею к небеси (служба 15 августа, веч., стих «на Господи воззвах») («Четьи-Минеи», 15 августа). 2 . Преподобный Марк, подвижник IV века и первых лет в V, говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, предызображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, – и ужаснулся от радости (в «Слове девятом о трезвении»). 3 . Вот еще изображение райского жилища, находимое в жизнеописании преподобных отцов, Варлаама и Иоасафа. Один из подвижников, удостоенных видения жилища, уготованного святым, изображает его так. Он видел поле великое, украшенное прекрасными и благоуханными цветами. «Идеже виде сады всяческия многоразличныя и красныя, имущия многие плоды странные и дивные, ихже бе видение сладко, и еже вкусити вожделенно, листвие же древес тех весело шумяше от ветра некоего тонка, и тихо движущись, не сытное испущаше благоухание. Под таковыми древесы стояху престоли от злата чиста и камней честных, и маргаритов многоценных, устроени светло, и лучи велия из себя испущающия, одры же златые многоразличными некими покровы постланы; ихже доброта и светлость всяко сказание превосходит; воды же течаху посреде чисты и благозрачны зело, и самое веселящеся видение. Чрез чудное убо то и великое поле страшнии онии мужие проведше того, введоша его во град неизреченною светлостию сияющь, стены имущ от злата чиста и от каменей многоценных, ихже никтоже виде николиже: столпы и врата от единого бисера, и кто изречет доброту и светлость града онаго? Свет бо свыше чистыми лучами сияющ вся стогны его исполните, и крилатии воины неции, светли суще во граде том прохождахуся, песни поюще пресладкия, ихже николиже слыша человеческое ухо, и слыша глас глаголющ: се покой праведных, се веселие угодивших в животе своем Господу» («Четьи-Минеи», 19 ноября, житие препод. отец Варлаама и Иоасафа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

У католиков посвящен этому, кажется, и особый праздник. У нас – нет; но сущность – одна. Так мы подошли с вами опять к «славе». Хорошее это понятие и слово у сербов. Ныне «слава» Богородицы! Как на Вознесение была слава Господа, так ныне слава «Госпожи»,«Госпожины " … И, вероятно, наше русское слово «спожинки» (так называется весь пост Успенский) есть сокращенное «Госпожинки», то есть дни Госпожи Богородицы. …Во всяком случае несомненно, что Церковь считает «славою», или «днем», Ее, Богородицы, именно день Успения, а не Рождество Ее, не Благовещение, не Введение. И понятно: ныне – самый славный день именно для Нее Самой. Ведь и святых (мучеников, преподобных) мы поминаем, главным образом, в день их кончины; особенно же если прославление, канонизация, совпадает с тем же днем. Или же вспоминается день прославления мощей, если он отделяется от смерти. Поэтому преподобный Серафим чудо с исцелением им четырехлетнего расслабленного ребенка (в 1924 году) сам называет 19 июля, день открытая мощей: «МОЙ ДЕНЬ». «Дождись, дождись, – говорил он во сне матери расслабленного ребенка, – моего дня». Конечно, в песнопениях слово «слава» не употребляется, но по существу, конечно, ныне день «славы Богородицы», именно Госпожи, Владычицы, Царицы, Прославленной, Обожествленной, Воцарившейся с Сыном в Вышнем Царстве. Это слово в песнопениях заменяется другим: «ПАМЯТЬ». Это слово в богослужении часто встречается: – Преукрашенная Божественною славою, священная и славная Дево, память Твоя вся собра к веселый> – так начинается радостный канон, или: – Твоя песнословцы Богородице… лик… совокупльшия… в Божественней памяти Твоей венцев славы сподоби (ирмос 3-й песни 2-го канона). Она Сама прославилась и певцов участниками славы делает: – Память Твою празднующе, вопием Ти, Препетая (на великой вечерне стихира на стиховне). – Память Твою, Дево Чистая, Небесные Силы славят… человеческий же род – поем (тропарь 8-й песни 2-го канона). И как в день славы (или русских именин) хозяин или именинник угощает гостей своих, так и Божия Матерь подает верным в Божественней памяти Ея богатно велию милость (стихира на Господи, воззвах на вечерне 16 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но главное нужно помнить: Она – Божественна! И преславна! Вот как я дошел до этого от песнопений церковных. Везде все слышу просьбы, просьбы, просьбы к Ней. Все зовут о помощи. Все надеются на Нее… Просят себе милости, благодати… Какой же? Стал я всматриваться в это – и увидел, что, главным образом, и просят именно о спасении: «Пресвятая Богородице! Спаси нас!» Но так как у людей есть беды духовные и беды земные, то Она помогает и там, и здесь. Послушаем. Уже в тропаре, – как мы говорили, – Она в нынешний день «молитвами Своими избавляет от смерти души наши». – Молися выну (всегда) сохранити и спасти от всякаго прилога противнаго (на великой вечерне стихира на Господи, воззвах, и ныне), то есть от диавольских искушений. Мы Ей покланяемся, яко молящейся о душах наших (стихира на литии). – Молися, Пречистая, спастиси душам нашим (стихира 1-я на стиховне). – Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго (вообще) обстояния и избави от бед души наша (стихира 2-я на стиховне). – Христианский род вознеси (то есть дай силу) и спаси души наша (стихира на стиховне слава, и ныне). Как видите, главным образом, ныне говорится о спасении душ, а в дополнение – и избавлении от иных бед. И мы с своей стороны в день Ее славы должны приносить Ей тоже – духовные «дары» – СПАСАЕМЫЕ ДУШИ: – Усты чистыми… сердцем светлым… высокою мыслию… в нарочитый (особый) избранный (исключительный) день преставления… Девы и Чистыя (тропарь 7-й песни 1-го канона). – Житие чистое совнесше, изыдем к погребению (стихира на Господи, воззвах, и ныне на вечерне 16 авг.). – Подобает бо Матери Божии яко Царице царскими добродетельми светлосияющими дориноситися (быть славимой). Ныне, в день Ее славы, в раю и души праведных, обступивше, Царицу славят (стихира на Господи, воззвах, и ныне на вечерне 16 авг.). Подобно и мы должны принести святые добродетели; об этом говорит целая стихира: – Светло празднуем в Божественнем успении (Той), Я же (Которая) вышши всех тварей, приносяще Сей славныя и светлыя еси дары, воистинну божественны, яже суть Сей лепотны (приличествуют): веру, и надежду, и любовь несмутну (чистую), чистоту, освящение и правду, имиже (Она) наслаждается, да (этим) и причастники Ей сподобит нас быти и царствия вышняго удостоит (стихира 3-я на Господи, воззвах на вечерне 20 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

святым, канонизированным после XVII в., как правило, сразу получали полиелейный знак. В отличие от богослужений в дни праздников, отмеченных знаком , богослужение малых праздников со знаком (к-рый отличается от предыдущего лишь цветом) можно со всем основанием назвать вседневным, а не праздничным (см. ст. Будничное богослужение ). Ни одна из служб суточного круга в эти дни не имеет к.-л. праздничных особенностей (не считая пения на утрене «Бог Господь» ). Святых, дни памяти к-рых имеют этот знак, обычно называют «поемые на 6» или «шестеричные», т. к. стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 6 (стихиры Октоиха на «Господи, воззвах» отменяются), а среди тропарей канона также присутствует 6 тропарей святому - это и является главным признаком праздников со знаком . К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений - славников на «Господи, воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений. В дониконовских изданиях Типикона знак может отмечать дни предпразднства (7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.), хотя служба святым этих дней не всегда соответствует такому знаку (может отсутствовать тропарь - 5 и 14 авг., стихиры на «Слава» - 7 сент.; 24 марта поется только последование предпразднства, а последование святому вообще отсутствует). Т. о., в этих случаях знак относился именно к службе предпразднства. В совр. изданиях предпразднства знака не имеют. Богослужение малых праздников «без знака» отличается от шестеричного лишь меньшим объемом песнопений Минеи по отношению к песнопениям Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Октоиха и 3 святого, канон на утрене состоит из 10 тропарей Октоиха (включая ирмос) и лишь 4 тропарей святому (по этой причине ряд уставщиков обозначают службу малого праздника «без знака» как четверичную; в дониконовской практике существовал и термин «осмерик» - для памятей святых со знаками и ). Дополнительные песнопения Минеи, всегда имеющиеся у шестеричных памятей, у памятей «без знака» могут как присутствовать, так и отсутствовать. При этом служба «без знака» с «Бог Господь» противопоставлена постовой службе с «Аллилуия» (в старых редакциях Иерусалимского устава, напротив, можно видеть, что отсутствие праздничного знака обычно предполагает отсутствие тропаря святому и, следов., службу с «Аллилуия» на утрене). Служба в честь двух малых святых может обозначаться и как шестеричная, и как служба «без знака». В греческих богослужебных книгах

http://pravenc.ru/text/199923.html

Невоструев в первый же год священства, читая Великий канон, похвалы на утрени Великой Субботы и молитвы на вечерне Пятидесятницы, «угадал, насколько исправны, или, лучше сказать, неисправны наши богослужебные книги». Это обстоятельство впоследствии «побудило его сличить текст всех богослужебных книг с греческим» 136 . Этот многолетний труд над текстом богослужебных книг обнаружил в них большое количество ошибок. В рукописях Невоструева часто встречаются заметки: «неправильно переведено», «неправильное чтение», «неправильные формы». В насыщенном материалом, почерпнутым главным образом из Миней, ответе (1868 г.) на «присланную ему рукопись неизвестного автора, выражавшего легкомысленное «довольство последним (т.е. Никоновым) исправлением книг, как вполне законченным и совершенным», Невоструев дает классификацию неудачных и ошибочных переводов, которые являются причиной непонятности наших богослужебных книг 137 . Он указывает на: 1) странные выражения – «грецизмы», например, «сияние шума› (6 авг., 1 кан., 7 троп., I п.), «уразуметь очесы» (κατανοεν – 2 дек., сед. по 3 п.), «видеть перстом» (κατιδεν – 6 окт., хвал. стих. 3), «удавить кровию» (30 окт., «Господи воззвах», славник), «неусыпающая свеща» (22 апр., кан., 5 п., I троп.), «студению напаять» (22 апр., кан. 6 п.. 2 троп.), «приятное молитвы кадило» (δεκτν– удобоприемлемое). 2) Сбивчивое употребление грамматических форм, например, глагольных: «видеша на Фаворе Моисей же и Илия от Девы Отроковицы Бога воплощаема (σεσαρκωμνον)» (6 авг., мал. веч., стих. на «и ныне»), «мучитель не возможе твоея крепости (τνον) душевныя разслабити божественною любовию. Спасе, укрепляем (κρατυνμενοι)» (7 июня, кан., 3 п., 3 троп.). 3) Смешение падежей, например, именительный вместо творительного – «явился еси с Моисеем и Илиею, и учеников лучшии (προκριτος)» – (12 авг., веч., стих. 2). 4) Превращение сказуемого в подлежащее, например, «блаженное чрево Твое воистину, носившее Свет мира во чреве носившую» (25 июля, кан., 4 п., 2 троп.) «крепость оскуде исмаильтеская: десницы бо оружия крестнаго все ограждение державномудренный царь в своей земли положи» (16 авг., кан., 4 п., 2 троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Уст., Мр. гл. на 24 февр.), на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть, от произволения же на 8-мь, чтения (паремии) три и стихиры на стиховне (которые всегда имеются в последованиях этих праздников); некоторые из этих праздников (см. в Уст. 9 и 21 мая, 15 июл., 6, 9 и 18 окт., 14 и 30 нояб.), имеют и стихиры литии. На утрене средние праздники второго вида имеют полиелей (сн. 242 и 339 стр. печатного оригинала), после полиелея седальны (называемые полиелейными) святому с богородичным и Евангелие, стихиру святому, поемую после Евангелия (большей частью из числа стихир на литии), канон на 8-мь и славословие великое. Если с этим праздником совпадёт память святого, имеющего особое последование в Минее, то это последование поётся в другой день, а не в самый праздник (см. напр. 405 стр.; как исключение см. 339 стр. печатного оригинала). Эти праздники, при совпадении их с другими праздниками, иногда становятся так близки и сходны с имеющими , что служба им отправляется по одной главе (см. 196 стр. печатного оригинала). Малые праздники Праздники малые также бывают двух видов. Одни из них обозначаются красным знаком скобки с тремя точками в средине (особ. гл. о них см. в Мин. Общ.). Они отличаются тем, что на вечерне имеют кафизму обычную, на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть, на утрене – канон на 6-ть, славословие великое, которое поётся, а не читается, и стихиры «на хвалитех»; на литургии поются антифоны не вседневные, а изобразительные. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в Уставе называются святыми с славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого без праздничного знака поётся на повечерии (см. 25 июл.; см. ещё особен. праздн. 1 авг. и 13 сент.). Другие малые праздники отмечаются тем же знаком, только чёрного цвета. Они имеют (из Минеи) на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть и на утрене канон на 6-ть, и в Уставе называются шестиричными святыми или святыми на 6-ть; впрочем, если против числа стоит чёрный знак малого праздника, а в Минее находятся последования для двух святых, то иногда бывает два канона – на 8, каждому святому на 4 208 ; великое славословие не поётся, а читается; стихиры «на хвалитех» положены только в некоторые из этих дней (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Высоч. утвержд. 31 июля 1904 г. форма возношения при богослужениях Высочайших Имён Августейшей фамилии. – «О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: о Наследнике Его, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексии Николаевиче, и о всем Царствующем Доме» (См. Ц.Вед. 1904, 31, прилож. к офиц. ч.). 12) Если «стихология не бывает» (см. следующ. примеч.), то после этого возгласа и «Аминь» прямо следует пение: «Господи воззвах». 13) Словом: «стихословие» или «стихология», Устав обозначает иногда чтение, иногда пение псалмов (а также и других церковных песней) по стихам. – Порядок, в каком следуют кафизмы в течение года, – см. на 699 стр. печатного оригинала; исключения из этого порядка см. в 17, 48, 49 и 40 гл. Уст.; см. также и следующие ниже примечания. – На вечерне, если стихословится кафизма, то только одна, и никогда более. – По указанию Устава, на воскресенье всегда, какой бы праздник ни случился (исключая Пасхи), поётся вся 1-я кафизма: 1-й антифон на 8 гл., 2-й и 3-й на глас «Господи воззвах», т.е., на глас дне (Уст., 2 гл.; 16 авг., аще в неделю). – В праздники с полиелеем или бдением святым и Богородице поётся 1-й антифон 1-й кафизмы (см. выше, 825 стр. печатного оригинала). Если такие праздники совпадают с пением Постной Триоди, то полагается рядовая кафизма, но иногда назначается 1-й антифон 1-й кафизмы, хотя бы совершалась и вседневная вечерня (см. в Уст. Мр. гл. 36 янв., 24 февр., 9 март.). На 13 сент. и на Преполовение, хотя совершается и великая вечерня, полагаются обычные кафизмы (см. 361 и 658 стр. печатного оригинала). – В воскресенье вечером (на понедельник) вовсе не полагается стихословия кафизмы (Уст., 5 и 17 гл., и см. выше, 549 стр. печатного оригинала); равным образом и на вечерне в те дни,. когда было бдение, не полагается кафизмы «труда ради бденного» (Уст., 8 и 14 снт.); но когда прилучится празднество, тогда поётся 1-й антифон 1-й кафизмы (Уст., 17 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Муз. наследие Г. хорошо изучено в сфере фортепианной музыки. Им создано свыше 20 вариаций на темы народных песен, 24 прелюдии и фуга, соната, полонезы (напр., Польский с хором в честь имп. Александра I по случаю покорения Финляндии «Вся Европа трепетала, ужас царства все разил» на слова В. Колосова). Кроме 2 кантат («Песнь любезному отцу, любезными детьми петая в Отраде» (1785), «Прославим день сей вожделенный» (1794)) Г. принадлежат также Обедня на 4 голоса, духовные концерты для 1 и 2 хоров «Господи, кто обитает», «Доколе, Господи, забудеши мя», «Имже образом желает», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Услыши, Боже, глас мой, вонми», «Гласом моим ко Господу воззвах», а также одночастные песнопения «Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть», «Отче наш». Из этого списка сохранились лишь 2 последних концерта, 2 Херувимские песни и «Милость мира», остальные сочинения утеряны. Лучшее представление о таланте композитора и о его хоровом стиле дает 2-хорный концерт «На божественней страже», относящийся к сер. 90-х гг. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 14). Это сочинение отличается лирическим тоном, соединенным с масштабностью эпического повествования. 1-я часть представляет собой диалог 2 антифонных хоров, в основе лежит сдержанный и архаичный напев; после интермедийной средней части звучание того же самого напева возобновляется в финале и приводит к кульминации - 7-голосному канону «Яко всесилен». Арх.: ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 903-906. 11 (аноним), 38; Ед. хр. 4, 48, 51. 35, 40; МГК. Х-41415. 12. Ист.: Моск. вед. 1793. 54. Л. 5; 101. Л. 5 об.; 1794. 88. Л. 6; 1804. 80; 5 окт. Приб.: Каталог Х. Б. Гене. Лит.: Орлов-Давыдов В. П. Биогр. очерк гр. В. Г. Орлова. СПб., 1878. 2 т.; Кондаков С. Отрада//Столица и усадьба. 1917. 30 авг. С. 83-88; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1929. Т. 2; Дроздов А., Трофимова Т. Рус. старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946; Натансон В. Прошлое рус. пианизма. М., 1960; История рус. музыки в нотных образцах/Под ред. С. Л. Гинзбурга. М., 1969. Т. 2. C. 281-285; Лебедева- Емелина А. В. Хоровая культура//История музыки. М., 1985. Т. 3. С. 111-131.

http://pravenc.ru/text/168394.html

2 . В неделю вечера, т. е. в том случае, если праздник будет в понедельник, Блажен муж – один 1-й антифон. 3 . Во все прочие дни стихословия кафизмы вовсе не бывает. Стихиры на Господи, воззвах праздника на 8. Слава, и ныне – праздника. Вход. Прокимен дня (см., напр., 14 сент. и 6 августа). Если праздник будет в субботу, то в пяток вечера поется прокимен великий, а в субботу вечера прокимен дня: Господь воцарися; между тем, в другое время накануне праздника поется прокимен дня, а в самый праздник, т. е. накануне дня, следующего за праздником, прокимен великий. Паремии праздника 3 с обычными предшествующими им возглашениями. Ектения: Рцем вси…, Сподоби, Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем, – и т. д. На литии литийные стихиры праздника из Минеи. Слава, и ныне – праздника. Или же на Славу особое песнопение, на И ныне также особое (см. 14 сент. и б августа). Обычные литийные молитвы. На стиховне стихиры праздника с их припевами. Слава, и ныне – праздника. После Ныне отпущаеши,.. и трисвятого тропарь праздника 3. Благословение хлебов. Буди имя Господне... 3. Псалом: Благословлю Господа... до «Не лишатся всякого блага» (см., напр., 6-го августа). Иерей: Благословение Господне... Чтение. Напр., 14 сент. читается слово о честном кресте. После Бог Господь, всегда поемого во глас тропаря, тропарь праздника 3. Стихословится рядовая кафизма по указанию 17 гл. Типикона. После малой ектении – седален праздника. Слава, и ныне – праздника. Чтение праздника или же из Толкового Евангелия (см. 14 сент. и 6 авг.). Стихословится рядовая кафизма. После малой ектении седален праздника. Слава, и ныне – праздника. Чтение праздника или же из Толкового Евангелия. Полиелейные псалмы: Хвалите имя Господне... Исповедайтеся Господеви... Величание и избранные стихи из псалмов Давидовых попеременно на оба лика 177 . После малой ектении седален праздника. Слава, и ныне праздника (см., напр., 14 сёнтяб.). Чтение праздника. Степенна 1-й антифон 4 гласа: От юности моея... Прокимен праздника, указанный в Минее и Служебнике, на один глас со степенной, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Объяснение знаков и сокращений 1.) Числа месяцев отличены следующими знаками, показывающими: а.) Дни праздничные, в которые, кроме особого Апостола и Евангелия на литургии, положены Паремии на вечерни и Евангелие на утрени (а какие именно празднества, это показано, под числ. месяц., на стр. 17–49); – праздник великий, преимущественно двунадесятый (один из 12). – праздник средний, и + – праздник меньший. Вместе с упомянутыми знаками: (звёздочкой) отмечены дни вы­сокоторжественные и х – дни торжественные и викториальные. Дни седмичные и дни особенные (или же ряд их) означены следующими сокращениями: Вк. – Воскресенье. Пн. – Понедельник. Вт. – Вторник. Ср. – Среда. Чт. – Четверг. Пт. – Пятница. Сб. Субб. – Суббота. Нд., нед. – неделя. Седм. – Седмица. Р.Х. – Рожд. Христ. В.П. – Вел. Пост. 1 Вк. – 1-е Воскрес. В. или Вел. Пн. – Великий Понедельн. б.) Малые празднества в честь святых Божиих, в которые сказанных чтений (Паремий и Евангелий утренн.) не положено (кроме тех случаев, когда они местно, или по осо­бенному случаю празднуются как большие): – день, в который служба празд­нуемыми Святыми отличается от обыкновенных дней великим славословием; –день, в который не бывает великого славословия, но на «Господи воззвах» положено празднуемым Свя­тыми стихир шесть, тогда как в обыкновенные дни их полагается только три. Цифры, напечатанный курсивом, в Указании 2-м, означают недели особые в году, как-то неделю св. Отец, – пред Воздвижением и т.п. Цифры почернее означают такие праздники, в которые бывает пост – не в Посту, даже в Воскре­сенье (именно 29 авг. и 14 сент.). 2.) В указаниях церковных чтений из Св. Книг: а.) Цифра, за которой следует за­пятая, означает главу; а те цифры, за которыми следует точка – стихи этой главы. Тире (–) между цифрами, означающими стихи, показывает продолжение чтения от стиха до сти­ха. Если же эти цифры не соединяют­ся сказанными знаком (–), то это значит, что остановясь на первом стихе, за которым прямо следует точка, надобно переступить к сле­дующему, после него показанному; наприм., 1, 1–17. значит: главы 1-й от стиха 1-го до 17-го. Или. 15, 43–16, 8:от главы 15-й, стиха 43-го и до 16-й главы стиха 8-го.А переступка, на прим:7, 5.47–60 зна­чит: прочитав 7-й главы стих 5-й, остановиться на нем, переступить (т.е. не читать – 6-го, 7-го, и т.д. до 46) и прямо после него читать с 47 до 60 стиха. Или: 10, 38–42.11, 27–28.значит: прочитав 10-й главы, от стиха 38 до 42-го, остановиться на этом последнем стихе и начать чтение в 11-й главе, от 27 до 28 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010