Новый этап в развитии духовного просвещения и науки начался лишь в конце 1980-х гг. Необходимость в новых духовных школах назрела давно. В 1989 г. были открыты Киевская, Минская (в Жировицком монастыре) и Тобольская семинарии, училища в Смоленске, Ставрополе, Новосибирске, Кишиневе и Чернигове. На новый уровень вышли старые духовные академии – Московская, ректорам и которой в постсоветский период были архиепископы Александр (Тимофеев) (до 1992 г.), Филарет (Карагодин) (1992–1995) и Евгений (Решетников), и Санкт-Петербургская, которые возглавлялись протоиереям и Владимиром Сорокиным (1987–1992) и Василием Стойковым (1992– 1996), а затем архиепископам и Константином (Горяновым) (1996–2008) и Амвросием (Ермаковым) (с 2008 г.). В дальнейшие годы семинарии стали открываться по всей стране. Появились и высшие богословские учебные заведения. В 1992 г. начала свою работу Киевская духовная академия, ректорами которой были Александр Кубелиус (1992), протоиерей Николай Забуга (1994–2007), а затем епископ Антоний (Паканич). В феврале 1996 г. Священный Синод Белорусской Церкви благословил открытие Белорусской духовной академии, ректором которой до 2008 г. являлся епископ Леонид (Филь). В 1997 г. была открыта Кишиневская духовная академия, которую возглавил митрополит Владимир (Канторян). Стали появляться и учебные заведения нового типа. В конце 1980-х гг. духовные чада протоиерея Всеволода Шпиллера организовали в Москве духовно-просветительские и миссионерские лектории. В 1990 г. группа священников: Владимир Воробьев, Глеб Каледа , Сергий Романов, Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеймон) – начали работу по организации богословско-пастырских курсов. Ректором курсов стал протоиерей Глеб Каледа , которого в 1991 г. сменил протоиерей Владимир Воробьев. Большое количество учащихся (до 300 человек) поставило вопрос о преобразовании курсов в Православный богословский институт. В марте 1992 г. институт был официально зарегистрирован, а осенью того же года ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского. Ректором института стал протоиерей Владимир Воробьев. В мае 1993 г. институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности в области высшего профессионального образования. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. институт получил государственную аккредитацию по ряду специальностей – религиоведение, педагогика, теология, история, филология, искусствоведение, живопись и др. В мае 2004 г. приказом Министерства образования России институт получил новый государственный статус, став университетом. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет стал первым в истории постсоветской России высшим учебным заведением, предоставляющим возможность получить духовное образование не только будущим клирикам, но и тем, кто остается мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. О праве принятия апелляций (энклитон) 1. Самое полное опровержение мнений г. Фидаса о том, может ли Константинополь принимать апелляции от клириков других юрисдикций, см. Νικηφρου, Σγχρονο, с. 86 и далее. 2. Об апелляции Филарета профессор упоминает на сс. 65-71. Однако, г-н Фидас искусственно замалчивает тот факт, что Филарет обращался в Константинополь в 1992 году, сразу же как только был осужден (11.6.1992), и Вселенский Патриарх сразу же отверг его апелляцию своим письмом от 26.8.1992, признавая обвинительной приговор над ним Русской Церковью каноническим. Право апелляции было использовано, и апелляция была окончательно отвергнута уже в 1992 году! А потому и все Церкви признают извержение Филарета из сана и анафему над ним! (см. Νικηφρου, Σγχρονο, сс. 110-113, Γκοτσπουλος, ομιλα, сс. 9-14, Γκοτσπουλος, βιβλο, сс. 55-60). По поводу извержения из сана г-н Фидас пишет: «Патриарший Синод отменил неканонически и без суда наложенное низвержение из сана, как канонически необоснованное или/и вынесенное неправильно, как это можно заключить и из логики решения Священного Синода Вселенского Патриархата. Широко известно, что низвержение из сана митрополита Киевского Филарета Московским Патриархатом состоялось без суда и не каноническим образом… Священный Синод Вселенского Патриархата отменил неканонически наложенное прещение и восстановил в епископском достоинстве без суда изверженного из сана митрополита Киевского» (Фидас, Синодальное деяние, c. 68, 70). Этими необоснованными утверждениями профессор наносит Вселенскому Престолу прямое оскорбление: должны были пройти двадцать шесть лет (1992-2018), чтобы [Вселенская] Патриархия поняла, что извержение Филарета из сана было «канонически необоснованным или/и вынесенным неправильно»? Нужно было оставлять «без суда низложенного» (!) Филарета, человека престарелого (сегодня ему 91 год), на двадцать шесть лет (1992-2018) под «неканонически наложенным прещением»? Бессмыслица и абсурд! И самое-то важное: профессор забыл о том, что сам Патриарх Варфоломей отмечал по поводу низложения Филарета: «Наша Святая Великая Церковь Христова, полностью признавая…исключительную компетенцию Вашей Святейшей Русской Церкви, соглашается с тем, что было решено Синодом по вышеупомянутому вопросу, совершенно не желая создавать какие-либо трудности Вашей братской Церкви» (πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχας λξιο, ρ. πρωτ. 1203/26.8.1992). А по поводу анафематствования Филарета (1997) в своем письме Патриарху всея Руси Вселенский Патриарх отмечает: «Узнав о вышереченном решении, мы сообщили о нем епископату нашего Вселенского Престола, увещая его не иметь отныне с указанными лицами никакого церковного общения» (πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχα λξιο, ρ. πρωτ. 282/7.4.1997).

http://patriarchia.ru/db/text/5726040.ht...

3. Περ εκκλτου προσφυγς 1. Πληρστατη ανασκευ των απψεων του κ. Φειδ για το εν η ΚΠολη μπορε να δεχθε εκκλτους κληρικν λλων δικαιοδοσιν, βλ. Νικηφρου, Σγχρονο, σελ. 86 κεξ. 2. Στην κκλητο του Φιλαρτου ο καθηγητς κνει αναφορ στις σελ. 65-71. μως ο κ. Φειδς αποσιωπ τεχνηντως τι ο Φιλρετος προσφυγε στην Κωνσταντινοπολη το 1992, αμσως μλις καταδικστηκε (11.6.1992), και ο Οικουμενικς απρριψε αμσως την προσφυγ του με την απ 26.8.1992 επιστολ του, αποδεχμενος ως κανονικ την καταδκη απ την Εκκλησα της Ρωσας. Το κκλητο ασκθηκε και απορρφθηκε τελεσδικα δη απ το 1992! Γι’ αυτ και λες οι Εκκλησες δχονται τον Φιλρετο ως καθηρημνο και αναθεματισμνο! (βλ. Νικηφρου, Σγχρονο, σ. 110-113, Γκοτσπουλος, ομιλα, σ. 9-14, Γκοτσπουλος, βιβλο, σ. 55-60). Γρφει ο κ. Φειδς για την καθαρεση του Φιλαρτου: «π τ πνεμα ατ, Πατριαρχικ Σνοδος κρωσε τν ντικανονικς κα κρτως πιβληθεσα καθαρεση ς κανονικς ναιτιολγητη κα καταχρηστικ, πως συνγεται κα π τ σκεπτικ τς ποφσεως τς γας κι ερς Συνδου το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Εναι μως ερτερα γνωστ, τι καθαρεση το μητροπολτη Κιβου Φιλαρτου π τ Πατριαρχεο Μσχας γινε κρτως κα ντικανονικς … π τ πνεμα ατ, γα κα ερ Σνοδος το Οκουμενικο Πατριαρχεου κρωσε τν ντικανονικς πιβληθεσα ποιν κα ποκατστησε τν κρτως καθαιρεθντα μητροπολτη Κιβου στ πισκοπικ του ξωμα» (Φειδς, Συνοδικ πρξη σελ. 68, 70). Με τους ανυπστατους αυτος ισχυρισμος του ο καθηγητς προσβλλει ευθως τον Οικουμενικ Θρνο: πρεπε να περσουν 26 χρνια (1992-2018) για να καταλβει το Πατριαρχεο τι η καθαρεση του Φιλαρτου ταν «κανονικς ναιτιολγητη κα καταχρηστικ»; πρεπε να αφσει «τν κρτως καθαιρεθντα» (!) Φιλρετο, γρο νθρωπο (σμερα εναι 91 ετν), επ 26 χρνια (1992-2018) υπ την «ντικανονικς πιβληθεσα ποιν»; τοπον και παρλογον! Και το σημαντικτερο: Λησμονε ο καθηγητς τι ο διος ο Πατριρχης Βαρθολομαος σημεωσε σχετικ μ τν καθαρεση το Φιλαρτου: « γα μας Μεγλη κκλησα το Χριστο, ναγνωρζουσα ες τ κραιον τν … ποκλειστικν ρμοδιτητα τς φ’ μς γιωττης κκλησας τς Ρωσσας ποδχεται τ συνοδικς ποφασισθντα περ το ν λγ, μ πιθυμοσα τ παρπαν να παρξ οανδτινα δυσχρειαν ες τν καθ’ μς δελφν κκλησαν» (πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχας λξιο, ρ. πρωτ. 1203/26.8.1992). Γι τν ναθεματισμ το Φιλαρτου (1997) σημεινει σ πιστολ του Οκουμενικς Πατριρχη πρς τν Πατριρχη Ρωσας: «Λαβντες γνσιν τς ς νω ποφσεως, νακοινσαμεν τατην τ εραρχ το καθ’ μς Οκουμενικο Θρνου κα προετρεψμεθα ατν πως οδεμαν κκλησιαστικν κοινωναν χ τουντεθεν μετ τν ερημνων» (πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχα λξιο, ρ. πρωτ. 282/7.4.1997).

http://gr.pravoslavie.ru/135534.html

К стр. 32. 1786 года июля 5 числа, по присланному Ее Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу в Велико-Устюжскую Духовную Консисторию, именным Ее Императорского Величества Высочайшим указом уволен от епаршеского правления вовсе Преосвященный Иоанн, Епископ Велико-Устюжский и Тотемский. Был на Велико-Устюжской епархии Архиеерем 18 лет, 8 месяцев и 13 дней. Уволен на пребывание в Велико-Устюжской Архангельский монастырь; а из дому архиерейского выехал в монастырь ноября 1 числа, с превождением из дому архиерейского в тот монастырь со звоном по всему городу. 1788 году февраля 12 дня, по присланному Ее Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода в Велико-Устюжскую Духовную Консисторию, вследствие именного Ее Императорского Величества указа, упразднена здешняя Велико-Устюжская епархия вовсе и соединена впредь навсегда с Вологодской епархией;… а вывшая в оной Устюжской епархии Духовная Консистория упразднена ж вовсе, а учреждено вместо оной Устюжское Духовное Правление; присутствующими же во оном оставлены темже преждебывшие Игумен Геннадий Троицкий да Протопоп Василий Успенский… дому же архиерейского всякое архиерейское казенное имущество увезено в город Вологду и отдано в дом Его Преосвященства; архиерейская же ризница вся отдана была в Устюжский Архангельский монастырь, под смотрение и хранение вышепредписанного Преосвященного Иоанна, Епископа бывшего Устюжского. К стр. 35. В древнее время град Устюг Великий, по достоверному историческому летописцев повествованию, имел свое основание и местоположение на горе, которая и доныне нарицается Гледен; почему и град был нарицаем в тогдашние времена, по имени тоя горы, Гледен, а граждане нарицалися Устюжане, для того что они жительство имели при устье реки Юга… Оный град древний Гледен от нынешнего, в Черном Прилуке состоящего, града Устюга в расстоянии вниз по реке Сухоне яко три версты, до монастыря Живоначальной Троицы; а от монастыря до тоя высочайшия горы Гледена, чрез пахотную землю по полям, яко едина верста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. О значении Великого поста в жизни православного христианина рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинг радской области протоиерей Александр Захаров .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст великий февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Вруцелето 4. Евдокии во понедельник 4 недели поста. 40 мученик во вторник 5 недели поста. Алексия в среду 6 недели поста. благовещение в четверток великий. пасха Христова марта 28. преполовение априллиа 21. Георгия в пяток 4 недели по пасце. вознесение маиа 6. Иоанна богослова в субботу 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 16. петров мясопуст маиа 23. петрова поста 5 недель, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст великий февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 3 поста. 40 мученик в понедельник 5 недели поста. Алексия во вторник 6 недели поста. благовещение в среду великую. пасха Христова марта 29. преполовение априллиа 22. Георгия в четверток 4 недели по пасце. вознесение маиа 7. Иоанна богослова в пяток 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 17. петров мясопуст маиа 24. петрова поста 5 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ З ] Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 5 недель, и 6 дней. триодь починается ианнуария 20. мясопуст февруария 3. неделя сыропустная февруария 10. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 3 недели поста. 40 мученик в неделю 4-ю поста. Алексия в понедельник 6 недели поста. благовещение во вторник великий. пасха Христова марта 30. Георгия в среду 4 недели по пасце, преполовения. Иоанна богослова в четверток 6 недели по пасце, вознесения. пятьдесятница маиа 18. петров мясопуст маиа 25. петрова поста 4 недели, и 6 дней. Петра в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста. Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, ее подхватили и православные С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание. В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников. Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! А еще нас вдохновила такая мысль святителя Иоанна Златоуста: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для Поэтому на нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки. Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков». На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста. Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста. В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки – крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак ее благочестия. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А еще из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую. В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя. Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста. Ее вешают на входную дверь или около икон. Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали ее, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте. Правда, ножки мы пожалели и никогда не отрывали.

http://pravmir.ru/prozhit-velikij-post-v...

Аще високос: Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 4. Вруцелето 7. Евдокии в четверток сырныя недели. 40 мученик в пяток 1 недели поста. Алексия в субботу 2 поста. благовещение в неделю 3 поста. пасха Христова априллиа 22. Георгия в понедельник светлыя недели. Иоанна богослова во вторник 3 по пасце. преполовение маиа 16. вознесение маиа 31. пятьдесятница иуниа 10. петров мясопуст иуниа 17. петрова поста неделя, и 4 дни. Петра в пяток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Ю ] Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 5. Аще високос: Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 5. Вруцелето 6. Евдокии в среду сырныя недели. 40 мученик в четверток 1 недели поста. Алексия в пяток 2 поста. благовещение в субботу 3 недели поста. пасха Христова априллиа 23. Георгия в неделю пасхи. Иоанна богослова в понедельник 3 по пасце. преполовение маиа 17. вознесение иуниа 1. пятьдесятница иуниа 11. петров мясопуст иуниа 18. петрова поста неделя, и 3 дни. Петра в четверток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, априллиа, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 6. Аще високос: Рождество Христово в пяток. мясоястия 9 недель, и 3 дни. триодь починается февруария 14. мясопуст великий февруария 28. сыропуст марта 6. Вруцелето 5. Евдокии во вторник сырныя недели. 40 мученик в среду 1 недели поста. Алексия в четверток 2 недели поста. благовещение в пяток 3 недели поста. Георгия в субботу великую. пасха Христова априллиа 24. Иоанна богослова в неделю 3 по пасце. преполовение маиа 18. вознесение иуниа 2. пятьдесятница иуниа 12. петров мясопуст иуниа 19. петрова поста неделя, и 2 дни. Петра в среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:46 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://patriarchia.ru/db/text/417599.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 11 ИЮНЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010