Человеческий организм эти соединения не производит. Интерес ученых к ним, как и ко всему спектру питания человека, обусловлен одной целью – сделать человека более здоровым и долго живущим. Как понять, что полезно, а что нет? Начинается все с так называемого обыденного знания – случаев из жизни. Что-то вроде: «В Японии люди живут долго, там меньше болезней сердца, как бы нам стать такими, как они? Чем мы сейчас отличаемся? А! Они едят очень много рыбы, возможно, причина в этом». Такая бытовая гипотеза нуждается в научном подтверждении. Первый и самый простой, но и самый неточный метод – наблюдение. В 1970 году датские ученые Ханс Олф Банг и Джорн Дайнберг взяли анализы крови у жителей отдаленной гренландской деревни, рацион жителей которой базировался на китовом мясе и рыбе. Анализ 130 образцов крови показал, что в их крови меньше холестерина, с которым связывали возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. По тем временам это вполне тянуло на научное открытие, – ученые предположили, что благотворно влияют именно омега-3 жирные кислоты. В 1989 году вышла работа не наблюдательного, но экспериментального характера. 2000 мужчин из Уэльса, уже имевших проблемы с сердцем, начали придерживаться диеты с большим содержанием жирной рыбы. Оказалось, что в следующие два года смертность в этой группе упала почти на треть. Примерно так зародилась легенда рыбьего жира. Почему вместо рыбы люди предпочитают рыбий жир в капсулах и прочие биодобавки? Рискну предположить, что здесь в дело вмешались социальные, а не медицинские причины. Бурный XX век принес нам технократический взгляд на мир и такую же риторику – укрощение огня, подчинение природы, покорение космоса. Человечество бросилось строить новый мир взамен старому, а в советском проекте это выразилось особенно отчетливо – он строил именно что человека нового типа. Казалось, что все можно взять и исправить, – так что биохакинг и прочие уроки «как спать по два часа в сутки и высыпаться» – наследники все того же культурного гена коррекции природы. В нем заинтересован и активно подогревает его и рынок – в 2015 году биодобавок с рыбьим жиром было продано на млн . 20-25 млн тонн рыбы ежегодно уходит на производство этих добавок, а лучше бы люди и съедали их в форме рыбы.

http://pravmir.ru/ryibiy-zhir-otmenyaets...

Словарь русских народных говоров, вып.1-43. Л., 1965 — СПб, 2010 Это продолжающееся издание, последний из опубликованных на сайте ИЛИ РАН томов, стоит под литерой «Т». Среди множества современных и не очень современных диалектных словарей СРНГ занимает особое место. Большинство диалектных словарей привязаны к региону: Архангельский, Вологодский, Орловский и т.д., а СРНГ использует все доступные лексические диалектные материалы, которые собираются из региональных диалектных словарей, научных статей и в диалектологических экспедициях. С 2002 г. изданные тома словаря пополняются новым лексическим материалом, публикуемым в исправленных изданиях. Диалектный язык Лингвист Игорь Исаев об интересе к народной культуре, русской диалектологии и карте диалектного членения Русская диалектология: Учебник для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений, под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. Это учебник, предполагающий лингвистическую подготовку читателя, знание им системы терминов и исторической грамматики русского языка. В книге излагаются взгляды Московской диалектологической школы на русский диалектный язык. Авторами рассматривается противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия на основных уровнях и ярусах языка. Самостоятельные главы посвящены фонетике, морфологии, синтаксису, лексикологии и диалектной лексикографии, лингвистической географии, диалектному членению русского языка. В учебник включены некоторые новые данные по русской диалектологии. Предшествующее издание этого учебника 1989 г. в некоторых частях системнее; включает в себя раздел по истории русской диалектологии, базируется на достижениях отечественной лингвогеографии, определившихся к 1970 г., которые были связаны с колоссальной по объему работой над Диалектологическим атласом русского языка. Существуют и другие университетские учебники по русской диалектологии. 4 И.А.Букринская, Н.Л. Голубева, О.Е.Кармакова, С.Л. Николаев, С.Г. Саркисьян. Язык русской деревни: Школьный диалектологический атлас: Пособие для общеобразовательных учреждений. М., 1994.

http://bogoslov.ru/event/3448074

Кассирский работал в Ташкенте в 1920-е годы и, насколько можно судить по его воспоминаниям, читал автобиографические записи Войно-Ясенецкого. Понадобилось, однако, двадцать лет для того, чтобы в разгар горбачевской оттепели журнал «Наука и жизнь» решился, наконец, опубликовать вполне советские, по своей интонации и взглядам, записки Кассирского («Наука и жизнь», 5, 1989). Нет, автор не искажал факты и не приписывал своему герою того, чего тот не делал. Но всякий раз, касаясь религиозных убеждений Войно-Ясенецкого, Иосиф Абрамович, верный сын своей эпохи, как бы удивленно пожимал плечами: «Ну, как же это возможно, – профессор – и верует в Бога». Кстати, слово Бог академик Кассирский писал с маленькой буквы, как и полагалось законопослушному советскому автору. «Горбачевская весна» открыла, наконец, почитателям владыки Луки возможность выразить свои чувства, не таясь. В начале 1999-го года, через одиннадцать лет после парижского издания, журнал «Октябрь» повторил полный текст моего сочинения. Вскоре после того на экран вышел документальный фильм на ту же тему: «Я вас избрал» (режиссер Алла Торгало). И дальше, как прорвало: о Луке стали писать в «Комсомольской правде», «Медицинской газете», в журнале «Врач» и еще в полдюжине самых различных по своему направлению газет и журналов. Сотрудники государственных архивов принялись разыскивать и публиковать недавно еще засекреченные документы о профессоре-епископе. Московская газета с несколько необычным названием «Открытое образование» посвятила целую полосу автобиографическим записям, которые владыка продиктовал незадолго до своей смерти. Сегодня известность имени Войно-Ясенецкого продолжает стремительно нарастать. Собирать материалы к биографии владыки Луки я начал в 1957 г. Следующие тринадцать лет ушли на опрос более чем ста пятидесяти его современников, родственников, коллег. За эти годы удалось объехать двенадцать городов и сел, куда судьба заносила моего героя (от Ташкента и Симферополя до Красноярска и Туруханска). К работе над первой главой приступил в 1970-м. Надо заметить: сбор такого рода материалов требовал большой осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сквернословие как авторская стратегия, последовательно реализованная в редакции «Пастуха и пастушки» 1989 года, в романе «Прокляты и убиты», в повестях «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат» и в других произведениях, стратегия, направленная на оскотинивание человека, отличает Астафьева от русских прозаиков-современников (Ф. Абрамова, Е. Носова, В. Белова, В. Распутина, В. Лихоносова, Л. Бородина, Ю. Казакова, Г. Семёнова и многих других) и роднит его с русскоязычными текстопроизводителями (В. Аксёновым, А. Битовым, В. Ерофеевым, Д. Рубиной, В. Сорокиным и т.д.) и некоторыми амбивалентно русскими писателями (Э. Лимоновым, В. Маканиным, З. Прилепиным и др.). В письмах 1960 – 1970-х годов Астафьев высказывается о Великой Отечественной войне с позиций, принципиально отличающихся от традиционных. Своими характеристиками писатель целенаправленно и настойчиво дегероизирует поступки и духовно-нравственный облик советских бойцов. Особенно часто и обязательно резко-отрицательно Виктор Петрович отзывается о командирах и политруках. В письме Астафьева Александру Борщаговскому от 24 февраля 1966 года сначала война традиционно называется «тяжёлой работой», затем звучит оригинальный, собственно астафьевский голос. Виктор Петрович характеризует советских бойцов через их отношение к еде, занимающей наиважнейшее место в его системе ценностей: «...бездельники-политруки, командиры, которые обжирали нас, солдат, и почему-то считали и они и мы, что так оно и быть должно, чтоб они ели с отдельного блюда, а нам разблюдовка не полагалась, нам проросший ячмень, клевер и крапива. Если украдёшь, смародёрствуешь – это твоё» с. 91]. К этому уникальному варианту солдатского питания мы ещё вернёмся в другой статье, сейчас скажем о тех, кто рядовых «обжирал». Они, политруки и командиры, позорно вели себя, по Астафьеву, и как воины, о чём сообщается в письме И. Соловьёвой в 1973 году: «И вообще к концу войны чины всякие реже и реже появлялись на передовой – хотели выжить, обзавестись бабами и комфортом . За полгода я только раз видел газетчика (это новый воинский чин? – Ю.П.) на передовой . Никакого комиссара на передовой ни разу не видел, кроме капитана Мартынова » с. 213]. Подчеркнём, о конце войны рассуждает человек, для которого она закончилась в сентября 1944 года, когда Астафьев получил ранение в Польше. К тому же, о каких шести месяцах на передовой идёт речь, если Виктор Петрович, по его словам, за всю войну находился на ней суммарно 28 дней.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/26/dve_re...

И картина цареубийства остается не раскрытой до сих пор! Соколов воспринял версию большевиков - государя расстреляли. Только добавил еще 10 жертв. Но даже состав палачей не выяснили. Делалось заключение, что убийцами являлись «латыши во главе с евреем Юровским» - а имен латышей никто не знал, они были приезжими. Назвали фамилии одного венгра и одного австрийца, но последующая проверка историками показала их непричастность. Описание расстрела появилось лишь в 1930-х гг. в так называемой «записке Юровского». Так называемой, потому что сейчас уже доказано, составлял ее не Юровский, а академик М.Н. Покровский - главный большевистский фальсификатор истории. Дальнейший интерес к цареубийству неожиданно всплеснул в 1970-х гг. Появились воспоминания охранников Стрекотина, Нетребина, Кабанова, тобольского большевика Свикке (Родионова), сопровождавшего царя при переезде в Екатеринбург. Вроде бы, на их основе была написана книга Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз». Но после сопоставления с историческими документами обнаружилось, что эта работа - грубая фальшивка. Даже со списком участников злодеяния Касвинов обращался весьма произвольно - в различных редакциях его книги фигурируют совершенно разные лица (но все - русские рабочие). В 1989 - 91 г., когда архивы рассекретили и воспоминания охранников стали доступны исследователям, оказалось, что они написаны по сценарию «записки Юровского», и в них масса нестыковок. А в мемуарах Свикке все палачи названы латышами, но сами эти рукописные мемуары исчезли, о них известно только со слов журналистки Ильичевой. Причем все эти материалы рождались не случайным образом, а в рамках некой скрытной кампании. После книги Касвинова Пикуля настроили написать омерзительный роман «Нечистая сила», дали ему подтасовку документов, закрытых в СССР . По мотивам романа сняли не менее омерзительный фильм «У последней черты». А Политбюро тогда же, в 1975 г., приняло решение о сносе дома Ипатьева, что и выполнил в 1977 г. секретарь Свердловского обкома партии Ельцин. Поэтому достоверность данных о цареубийстве, проявившихся в этот период, вызывает большие сомнения.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/19/care...

Данная версия, не вписывающаяся в созданный Евтушенко миф, вызвала у него предсказуемую реакцию в «Подписантах». В этом стихотворении авторская позиция предельно оголена, а экспрессивно-образная форма её выражения – свидетельство того, насколько поэта всерьёз задела альтернативная точка зрения: Вы смелее, чем все сартры, хоть вам головы секи… с.124] Однако смелость, характеризуемая через отсечение головы, – образ, не имеющий никакого отношения к реалиям 1960-1970-х годов. В эти «вегетарианские» десятилетия речь не шла даже об уголовном преследовании подписантов, а проявленная таким образом смелость или якобы смелость не мешала процветанию многих из них. Например, подписант-Евтушенко, отметившийся в 1968 году ещё письменным и поэтическим («Танки идут по Праге») «демаршами», в 1969-м издаёт книгу «Идут белые снеги…», становится владельцем огромной и роскошной квартиры (вызвавшей шок у Владимира Соловьёва), получает орден «Знак Почёта» «за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся». Предвидя реакцию поклонников Евтушенко на эту якобы не серьёзную награду, обратимся к творческим судьбам современников Евгения Александровича. Арсений Тарковский, Николай Тряпкин, Владимир Соколов, Станислав Куняев, Юрий Кузнецов, Анатолий Передреев, Игорь Шкляревский и многие другие поэты разных поколений в возрасте тридцати семи лет премии не получали. Да и лауреатом Государственной премии СССР Евтушенко стал в 1984 году, раньше того же Тарковского, родившегося в 1907 и награждённого лишь посмертно в 1989. И ещё: Соколов, Куняев, Тряпкин, Кузецов, Передреев, как и большинство поэтов первого ряда, не были удостоены подобной чести вообще. И эти реалии литературной жизни 1960-1980-х годов в последние 35 лет «левые» произвольно трактуют, игнорируя очевидные факты. В уже упоминаемой словарной статье Валентин Оскоцкий сообщает, что Евтушенко – «почётный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук» с. 256], а о Государственной премии СССР не говорит ни слова.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/11/evgeni...

Приверженность тритеизму со стороны И. Ф. сыграла, т. о., важную роль во внутренней полемике среди монофизитов в VI в., однако косвенно это учение повлияло на раскрытие правосл. триадологии халкидонитов в VI-VII вв. В частности, известен труд свт. Евлогия , патриарха Александрийского (580-607/8), о к-ром сообщает свт. Фотий ( Phot. Bibl. Cod. 230), где свт. Евлогий критикует ряд базовых догматических положений, возникших в триадологических учениях монофизитов в полемике с тритеизмом, а также сам тритеизм, причины возникновения к-рого он усматривает в приложении к Богу методов рассуждения, выработанных применительно к тварному миру. Помимо свт. Евлогия среди халкидонитов с критикой тритеизма выступал свт. Анастасий I , патриарх Антиохии (559-570 и 593-598). Свт. Анастасий участвовал в качестве посредника в диспуте между конфликтующими сторонами в монофизитском лагере (см.: Van Roey. 1978. P. 350-351). В своем диалоге, направленном против тритеитов, свт. Анастасий утверждает, что главной причиной, породившей это учение, является использование И. Ф. применительно к Св. Троице учения об общей и частной сущности. Главным аргументом свт. Анастасия против И. Ф., как замечает У. Ланг ( Lang U. Notes on John Philoponus. 2001. P. 26), был тот, что если общая сущность существует только в частных сущностях, каковыми тот называл Отца, Сына и Святого Духа, и может созерцаться лишь в разуме, через отвлечение от частного, то Божественного единства (т. е. Бога как Единицы) в реальности просто нет ( Uthemann. 1981. P. 102-103). Ланг отмечает, что, «хотя Анастасий и не говорит в этом диалоге эксплицитно об отношении христианского богословия с языческой философией, ясно, что это различие между частной и общей сущностью соответствует различию между первой и второй сущностью в «Категориях» Аристотеля». Среди других критиков тритеизма из халкидонитов исследователи упоминают Евтихия , патриарха К-польского (552-565 и 577-582) ( Eutychius. De differentia naturae et hypostaseos. 1-12/Ed. P. Ananian//L " opuscolo di Eutichio, patriarca di Constantinopoli sulla «Distinzione della natura e persona»: Armeniaca: Mélanges d " études arméniennes, publiées a l " occasion du 250e anniversaire de l " entrée des Pères Mekhitaristes dans Vile de Saint-Lazare (1717-1967). Venise, 1967. P. 364-378; см. также: Лурье. 2006. С. 261-267), и автора кон. VI в. Памфилия ( Pamphilius. Diversorum capitum seu difficultatum solution. XI 42-112/Ed. J. H. Declerck//Diversorum postchalcedonensium auctorum collectanea. Turnhout; Leuven, 1989. (CCSG; 19)). Жесткая критика тритеизма И. Ф. и того факта, что он привнес в триадологию учение о трех частных сущностях, встречается также в трактате 2-й пол. VI в. «De sectis» (PG. 86. Col. 1233). Наконец, в ересеологическом трактате VII в., написанном неким мон. Георгием, тритеизм характеризуется как ересь, порожденная применением «аристотелевских приемов рассуждения» (букв. технологий) к учению о Св. Троице (изд.: Richard. 1970. P. 244-248).

http://pravenc.ru/text/471531.html

А. Пярт. Фотография. Нач. XXI в. А. Пярт. Фотография. Нач. XXI в. Свое прочтение жанра представили Пендерецкий в «Польском реквиеме» (1984) и Д. Куртаг (род. в 1926) в «Реквиеме по другу» (1987). В творчестве Пендерецкого поворот в сторону традиц. Д. м. совершается в 1962 г., когда он пишет «Stabat Mater» для хора a cappella, где не только стремится выразить эмоциональный смысл известной католич. секвенции, но и воссоздает обстановку в храме (напр., чтение и нестройное бормотание прихожанами слов молитвы), его акустические свойства. Затем Пендерецкий обращается к жанру пассионов и создает в «Страстях по Луке» (1965) монументальную 2-частную композицию. Следующий опус - оратория «Dies irae» (1967) (без использования текста лат. секвенции), посвященная памяти жертв Освенцима. В 1970-1971 гг. у Пендерецкого возникает интерес к Православию, в результате чего появляется его «Утреня», представляющая цикл из 2 самостоятельных произведений: «Положение во гроб» на тексты из вечерни Великой пятницы и из утрени Великой субботы и «Воскресение» на тексты из пасхальной заутрени. Как решительную реакцию на сложность письма и искусственность концепции мн. авангардных композиций следует рассматривать тенденции к упрощению муз. языка и к традиционности духовного содержания, характерные для мн. музыкантов начиная с 60-х гг. XX в. Иллюстрацией этого процесса может служить творчество эст. композитора А. Пярта (род. в 1935), в частности полистилистическая композиция «Credo» (1968) для фортепиано, смешанного хора и большого оркестра. В основе сочинения лежат 2 цитаты: текстовая (на латыни) из Нагорной проповеди («Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому» - Мф 5. 38-39) и музыкальная из прелюдии C-dur 1-го т. «Хорошо темперированного клавира» Баха. Сталкивая этот материал с экспрессивной диссонантной музыкой на серийной основе, Пярт приводит слушателя к торжеству евангельской истины и веры. В дальнейшем изучение средневек. церковной музыки в сотрудничестве с ансамблем «Hortus musicus» привело Пярта к созданию собственной манеры - tintinnabuli (лат.- колокольчики), подчеркнуто простой и ясной, вызывающей несомненные ассоциации с музыкой средних веков, но избегающей прямого подражания. В этом стиле выдержаны многочисленные произведения композитора на духовные тексты; большинство из них написано после эмиграции в Зап. Европу (1980). Долгое время Пярт использовал тексты исключительно на лат. языке - в сочинениях «Страсти по Иоанну», «Te Deum» (1986), «Magnificat» (1989), Берлинская месса (1992) и мн. др. Однако со временем он обратился к текстам на др. языках, тщательно вслушиваясь и вчувствуясь в каждый из них. На нем. языке написаны 7 антифонов к «Magnificat» (1988), на церковнославянском - одно из лучших сочинений композитора, «Канон покаянен» для хора без сопровождения (1998).

http://pravenc.ru/text/180654.html

Клоп есть тайна, и тайны везде» (Материалы к роману «Бесы», из разговоров Ставрогина с Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Л., 1974. Т. И. С. 183.] 647 И увидел я новое небо и новую землю (Откр. 21:1). 648 Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях». 649 Все полно богов (греч.) — изречение Фалеса Милетского в передаче Аристотеля (О душе, А.5.4 Па 7). См.: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. I. С. 114. 650 На это с особой энергией указывает о. П. Флоренский в брошюре «Общечеловеческие корни идеализма». Сергиев Посад, 1909. 651 Тотем — класс (а не особь) объектов или явлений природы, которому первобытная социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют. В качестве тотема чаще всего встречаются животные и растения, но также и ветер, солнце, дождь, гром, вода и т. п. 652 Идеи вещам (лат.). 653 Имена, изреченные слова (лат.). 654 В абстракции, конкретно (лат.). 655 См. Притчу об овцах и козлах (Мф. 25:31—46). 656 Этим дается ответ на одно из возражений Аристотеля Платону, когда он указывает, что неизбежно признать идею «вечного Сократа», т. е. идею индивидуального, между тем как она по существу есть Аристотель. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 88 (Met. 991a 25).] Конечно, можно говорить и о «вечном Сократе», разумея вечное в Сократе, т. е. его идейное общее и, следовательно, родовое содержание и его качественно определенную личность, входящую в состав родового организма. Но это не значит, чтобы увековечены были в мире идей эмпирические черты земной жизни Сократа, ибо они принадлежат не вечности, но временности; они могут быть вековечно запечатлены лишь в едином слитном акте, синтезе времени. 657 Точнее, «Феноменология духа», о которой сам Гегель писал следующее: «В «Феноменологии духа» я представил сознание в его поступательном движении от первой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного знания» (Гегель. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 101). 658

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Условно-высшее начало китайской мысли – Небо всегда сохраняло деперсонализированный и при этом натуралистичный характер, не став вследствие этого и философским абсолютом, и сохранило значение некоего естественного принципа Вселенной. Этим вопросам посвящен ряд статей в сборнике статей Н.И. Конрада «Восток и Запад», в частности «О смысле истории», «Хань Юй и начало китайского Ренессанса» и др. (Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: «Наука», ГРВЛ, 1972.) Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: «Наука», ГРВЛ, 1983.; Личность в традиционном Китае. – М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1992. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собрание трудов./Отв. ред. А.И. Кобзев. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. См. напр.: Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая: Четыре силуэта//Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собрание трудов./Отв. ред. А.И. Кобзев. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – С. 8-77. (работа написана в 1970 году); Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета. – М.: «Наука», ГРВЛ, 1989. Торчинов Е.А. Даосизм: Очерк историко-религиоведческого описания. – СПб.: Изд. «Андреев и сыновья», 1993. – С. 44-45. С точки зрения современной терминологии, вероятно, следовало бы говорить о противопоставлении индивидуальность – личность, поскольку в западной философии и психологии под индивидом обычно понимают человека как биологического представителя человеческого рода, под личностью – человека как социального существа (его взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.д.). Как высшая ступень развития личности выступает индивидуальность. Черты индивидуальности: автономность, высокая степень самосознания, выделенность из социума, самостоятельная постановка целей и выбор средств для их достижения, личная автономная нравственность. Таким образом, можно было бы говорить о противопоставлении понятий индивидуальности как квинтэссенции западного понимания личности и личности как «образа Божиего в человеке», уникального способа бытия человеческой природы.

http://bogoslov.ru/article/5467177

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010