Андрей Зализняк Об авторе Андрей Анатольевич Зализняк родился в 1935 г. в Москве. Уже в школьные годы у него проявился активный интерес к языкам. В 1952 г. поступил на романо-германское отделение филологического факультета Московского университета. Наибольшее значение здесь для него имели лекции М. Н. Петерсона, А. И. Смирницкого, П. С. Кузнецова и Вяч. Вс. Иванова. Основной круг интересов составляли общее языкознание, типология, индоевропеистика и германистика. В 1956–57 учебном году обучался в Высшей Нормальной школе в Париже. Наиболее плодотворными здесь были занятия общим языкознанием у А. Мартине, иранистикой у Э. Бенвениста, чтением Вед у Л. Рену и критомикенской филологией у М. Лежёна. В 1960 г. поступил на работу в Институт славяноведения (тогда АН СССР, ныне РАН), где работает и поныне. Действительный член РАН, профессор. Параллельно с работой в Академии наук на протяжении всей своей деятельности (с одним перерывом) преподает на филологическом факультете МГУ. В 1990-е годы преподавал также в университетах Экс-ан-Прованса, Парижа и Женевы. Начиная с 1988 г. выступал с лекциями в ряде университетов Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Австрии, Швеции, Англии и Испании. В 60-е и начале 70-х годов в центре его интересов были проблемы грамматики современного русского языка. Основными итогами этого периода стали книги «Русское именное словоизменение» (1967, переиздано в 2002) и «Грамматический словарь русского языка» (1977, переиздан в 1980, 1987, 2003). В то же время интересы преподавания побудили А. А. Зализняка сочинить несколько дидактических упражнений нетрадиционного характера, первые из которых были опубликованы в 1963 г. в статье, названной «Лингвистические задачи». Этот вид лингвистического творчества был активно подхвачен студентами созданного в 1960 г. Отделения структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ и послужил базой для проведения олимпиад для школьников по языковедению и математике. В 60-е и 70-е годы А. А. Зализняк принимал непосредственное участие в деятельности по подготовке и организации этих олимпиад. Эта ценнейшая традиция, открывшая дорогу в лингвистическую науку нескольким поколениям школьников, активно поддерживается и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛЛИНГТОН [англ. Billington] Джеймс Хэдли (род. 1.06.1929, Брин-Мор, Пенсильвания, США), амер. историк, библиотечный деятель, профессор. В 1950 г. окончил Принстонский ун-т и получил степень бакалавра, в 1953 г.- степень д-ра философских наук в области совр. европ. истории в Бейллиол-колледже (Оксфорд). В 1957-1962 гг. преподавал рус. историю в Гарвардском и Принстонском ун-тах. В 1960-1961 гг. занимался исследованиями в Хельсинкском ун-те. Читал лекции по рус. истории в ЛГУ (1961), МГУ (1964), работал в Ин-те истории АН СССР в Москве (1966-1967). В 1973-1987 гг. директор Международного центра ученых им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. С 1987 г. директор Б-ки Конгресса США. Почетный профессор мн. амер. и европ. ун-тов. Член консультативных советов «Foreign Affairs» (1974-1992), «Theology Today» (1974-1984), сценарист и распорядитель Форума фильмов по гуманитарным наукам. Член Совета по международным отношениям Американского философского об-ва, Американской академии искусств и наук и РАН (1999). Инициатор и руководитель проекта по передаче в дар Синодальной б-ке Московского Патриархата собрания справочных и энциклопедических изданий по религ. тематике в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Б.- автор неск. монографий и многочисленных статей, специалист по культурной и религ. истории, искусству России XVII-XX вв. Его главный научный труд - «The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture» (N. Y., 1966; рус. пер.: Икона и топор: Интерпретация истории рус. культуры. М., 2001). Награжден орденом искусств и литературы Франции (1991), медалью Гуангуа Республики Корея (1991), премией Вудро Вильсона Принстонского ун-та (1992), орденом ФРГ «За заслуги» (1996). Соч.: The Bolshevik Debt to Russian Populism//Occidente. 1956. July/August; Mikhailovsky and Russian Populism. Oxf., 1958; Intelligentsia and the Religion of Humanity//AHR. 1960. 7; Images of Moscovy//Slavic Review. Seattle, 1962. 3; Science in Russian Culture//American Scientist. Burlington, 1964. June; Finland//Communism and Revolution. Princeton, 1964; The Arts of Russia. Princeton, 1970; Fire in the Minds of Men: Origins of the Revolutionary Faith. N. Y., 1980, 19992; Books and the World. Wash., 1988; Before the Revolution: St. Petersburg in Photographs, 1890-1914: [Forew.]. N. Y.; Leningrad, 1991; Russia Transformed: Breakthrough to Hope: Moscow, August 1991. N. Y., 1992; Лики России: Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/149189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИППЕР Борис Робертович (3.04.1888, Москва - 24.01.1967, там же), сын Р. Ю. Виппера , рус. искусствовед, автор статей, монографий по теории и истории мирового искусства, видный педагог, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корр. АХ СССР (1962). Круг интересов В. составили античность, итал. Возрождение и барокко, нидерланд. и голл. живопись XV-XVII вв., искусство Англии, рус. архитектура XVII-XVIII вв., рус. живопись XIX в. В. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1911). В 1913-1923 гг. работал в Румянцевском музее хранителем картинной галереи. В 1914-1917 гг. читал лекции в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского. С 1915 г. приват-доцент Московского ун-та. Совершал поездки в Италию, Голландию, Вену, Париж для работы в б-ках и музеях. С 1918 г. участвовал в работе музейной секции Наркомпроса. В 1918 г. защитил магист. дис. «Проблема и развитие натюрморта» (Каз., 1922), был утвержден профессором Московского ун-та, где до 1924 г. читал лекции и проводил семинары. В 1922-1923 гг. В.- руководитель Ин-та истории искусств, в 1923-1924 гг.- зав. секцией изобразительных искусств при ГАХН. С 1924 по 1941 г. преподавал в Латвийском гос. ун-те и в Рижской АХ. В 1927 г. защитил докт. диссертацию в Каунасском ун-те. В 1937 г. с исследовательскими целями посетил Италию, Францию, Голландию. С 1941 г. В.- старший научный сотрудник Ин-та истории материальной культуры АН СССР, профессор и зав. кафедрой истории искусства ИФЛИ. В 1943 г. возглавил кафедру общего искусствознания, в 1949-1955 гг. зав. кафедрой западноевроп. искусства в МГУ. В 1944 г. В. вместе с отделом из ИИМК перешел в Ин-т истории искусств АН СССР, созданный под рук. И. Э. Грабаря ; тогда же стал зам. директора по научной части ГМИИ. В 1959 г. В. возглавил межсекторную группу по истории искусствознания, с 1960 г.- комплексный сектор классического искусства Запада Ин-та истории искусств, основной задачей к-рых было комплексное изучение пространственных искусств, музыки, театра, лит-ры. Под рук. В. и при его участии создавался многотомный коллективный труд «История европейского искусствознания» (М., 1963-1969); им была задумана и начата, а впосл. продолжена его учениками и сотрудниками комплексная «История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. XX в.: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр» (М., 1980, 1988, 1995).

http://pravenc.ru/text/158726.html

прот. Олег Корытко Источники 1 . Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. 2 . Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В.К. Шилейко. СПб.: Наука, 2007. 3 . Гесиод. Полное собрание текстов/пер. с др.-греч. ВВ. Вересаева и О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001. 4 . Геродот. История: в 9 кн. Л.: Наука, 1972. 5 . Гомер. Илиада. Одиссея/пер. с др.-греч. Н.И. Гнедича. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 3.). М.: Художественная литература, 1967. 6 . Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. М.: Мысль, 1972. 7 . Еврипид. Трагедии: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1969. 8 . И-Цзин: древнекитайская «Книга Перемен»/пер. Ю.К. Шуцкого. М.: Эксмо, 2009. 9 . Конфуцианский трактат «Чжун Юн»: переводы и исследования/сост. А.Е. Лукьянов. М.: Восточная литература, 2003. 10 . Конфуций. Лунь юй. Изречения. М.: ACT: Астрель, 2011. 11 . Лао цзы. Дао-дэ цзин/пер. В. Малявина. М.: ACT: Астрель, 2005. 12 . Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии/пер. Вяч. Вс. Иванова. М.: Художественная литература, 1977. 13 . Мифология Древнего мира/пер. с англ., предисл. И.М. Дьяконова. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1977. 14 . Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. 15 . Норито. Сэммё/пер. Л.М. Ермаковой. М.: Наука, 1991. 16 . О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования/пер. с угаритск., введ. и коммент. И.Ш. Шифмана. М.: Восточная литература, 1999. 17 . Павсаний. Описание Эллады: в 2 т. М.: Ладомир, 2002. 18 . Отцы и учители Церкви III века. Антология: в 2 т./сост. иеромон. Иларион (Алфеев) . Т. 1. М.: Либрис, 1996. 19 . Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1990–1994. 20 . Плутарх. Об Исиде и Осирисе. М.: Эксмо, 2006. 21 . Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 1.). 22 . Религии Китая: хрестоматия/сост. Е.А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001. 23 . Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. T. I/пер. с кит., коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина, под ред. Р.В. Вяткина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература (серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 1), 2001; Т. IV/пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина. М.: Восточная литература (серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 4), 1986; T. VII/пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина. М.: Восточная литература (серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7), 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Feodosij (Dikun Mitrofan Nikonovi), EB von Astrachan und Enotaevka Geboren am 23.11.1926 im D ernica, ray. Korec, obi. Rovno. Sein Vater war Bauer. 1943 Abschluß der 7-klassigen Volksschule, dann diente er als Novize im Kloster Poaev. 1947 trat er in das GS Moskau ein, dann in die GA, die er als cand. theol. 1955 abschloß. 25.8.1955  Mönchsweihe durch BOnisim (Festinatov). 28.8.1955  empfing er die Diakon-, am 4.9.1955 die Priesterweihe und wurde für die Kirche im D Kostyrevo, Ep. Vladimir, bestimmt. 1958 stellte er den Antrag auf eine Lehrstelle in einem GS und wurde Dozent und Hilfsinspektor am Wolhynischen GS. Von 1960 bis 1964 war er Sekretär der Leitung des GS. 1963 wurde er Igumen, 1964 kam er als Dozent und dann als Hilfsinspektor an das GS Odessa. Am 21.3.1966 wurde er zum Archimandriten erhoben. Am 4.6.1967 wurde er Bvon Pereslav-Chmel " nickij, V der Ep. Kiev. Die Weihe fand in Kiev durch M Pimen (Izvekov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen statt (mP 1967,8,12–16). Vom 25.4. bis 5.5.1967 Reise ins Hl. Land. 7.10.1967 Bvon Poltava und Kremenug (MP 1967,11,5). Am 7.9.1978 wurde er zum EB erhoben (MP 1978,11,2). 4.10.1979 EB von Vologda und Velikij Ustjug (MP 1979,11,4). Seit 27.12.1979 EB von Astrachan und Enotaevka (MP 1980, 2,2). Furov zählt ihn zur 2. Gruppe, der politisch zuverlässigen, aber seelsorglich eifrigen Hierarchen. Am 26.10.1977 schrieb er einen 36 Seiten langen Appell an Leonid I. Brenev, in dem er sich für seine bedrängte Herde einsetzt: Von den 1958 340 Kirchen in seiner Diözese Poltava seien 1964 nur noch 52 übriggeblieben. Der «Bevollmächtigte” erlaube nicht, neue Pfarreien zu registrieren, zwinge die Pfarreien zu höheren Abgaben für den «freiwilligen Friedensfonds» und den «Fonds für Renovierung und Unterhalt historigcher Denkmäler“, u.a. Der EB forderte, daß das demütigende und illegale System der Registrierung aller privaten Sakramentenspendungen (Taufe) abgeschafft werde, die Bischöfe nach Bedarf Priester weihen dürfen, keine Schwierigkeiten bei Renovierung von Kirchen gemacht und keine Kirchen mit Gewalt geschlossen werden. Dieser Appell ist vielleicht der Grund für seine Versetzung in die Ep. Vologda und dann in die 17 Pfarreien starke Ep. Astrachan, als er um eine Versetzung aus gesundheitlichen Gründen bat. Die Erhebung zum EB zeigt jedoch, daß die Kirche ihn für ihre Verteidigung nicht strafen wollte.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Р. М. Бартикян Рач Михайлович (род. 7.07.1927, Афины), арм. византинист, зав. отделом средневек. истории Ин-та истории Армянской АН, академик Армянской АН (1996). В 1946 г. после окончания греч. гимназии репатриировался с родителями в Армению. В 1953 г. закончил исторический фак-т Ереванского ун-та. В 1958 г. защитил канд. дис. «Источники для изучения истории павликианского движения» (опубл. Ереван, 1961). Павликианам посвящено более 20 его работ. В ряде статей Б. рассматривает др. народно-еретические движения - тондракитов («Движение тондракитов в Византии»//ВОН. 1980. 9), «сынов солнца» и проч. («Эфетические движения в Армении согласно средневековым армянским и иноязычным источникам в IV-V вв.»//Там же. 1984. 10). Докт. дис. «Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения» защитил в 1972 г. Еще одна область исследований Б.- визант. жития и армяно-визант. церковные отношения в X-XII вв. («Византийское житие св. Марии Новой Мамиконян»; «Католикос Петр и Константин IX Мономах»; «О связях мон. Григория Пакуриана с Арменией» и др.). Сфера научных интересов Б. включает также отношения между Киликийской Арменией и Византией, завоевание Армении Византией, миграцию армян, судьбы визант. аристократических семей, источниковедческие проблемы визант. и арм. памятников и личности их авторов (Николая Мистика, Михаила Италика, Матвея Эдесского, Григора Магистра Пахлавуни и др.). Крупнейшим вкладом Б. в арм. византиноведение являются его комментированные переводы на арм. язык сочинений Прокопия Кесарийского (1967), Константина Багрянородного (1978), Иоанна Скилицы (1979), Феофана Исповедника (1983), «Тайной истории» Прокопия (1987), «Продолжателя Феофана» (1990) в многотомной серии «Иноязычные источники об Армении и армянах», выходившей в Ереване. За труд в этой области Б. награжден медалью Матенадарана (1987). Из более чем 300 его научных работ на рус., арм., греч. и др. языках 12 составляют монографии. Б.- почетный член Афинского об-ва визант. исследований (1980), чл.-кор. Афинской (1980) и Римской «Tiberiana» (1987) академий, лауреат премии Месропа Маштоца Армянской АН (1980), удостоен др. наград и званий.

http://pravenc.ru/text/77628.html

Palladij (Šiman Petr Aleksandrovi), В von Perejaslav Chmel’nickij, V der Ep. Kiev Geboren wurde er am 15.11.1939 in Disna, obl. Vitebsk, in einer Priesterfamilie. Nach Abschluß der Mittelschule trat er 1957 in das Medizinische Technikum in Grodno ein. 1962 beendete er das GS in Minsk, 1966 die GA Moskau als cand. theol. mit der Arbeit aus der Patrologie: «Die Lehre über die Kirche der christlichen Schriftsteller vor Nikaia». Er wurde in die Aspirantur der GA Moskau aufgenommen. Am 13.5.1966 empfing er vom damaligen Archimandriten und späteren Bischof Platon (Lobankov) die Mönchsweihe, am 22.5. 1967 durch M Nikodim (Rotov) die Diakon- und am 8.10.1967 die Priesterweihe. Nach Abschluß der Aspirantur (1966) wurde er Sekretär der Verwaltung des GS in Odessa. Ostern 1971 wurde er Igumen und am 30.7.1976 Hilfsinspektor des GS Odessa. 1978 wurde er als Archimandrit Inspektor des GS. Im Jahre 1979 besuchte er mit einer Pilgergruppe den Athos, 1980 nahm er an der 10. «Syndesmos " -Konferenz in Finnland teil. 1985 hielt er in Polen und Bulgarien Vorträge bei Konferenzen zur 1100-Jahrfeier des Todes des hl. Methodius. Er wurde von Patriarch Pimen mit dem Vladimir-Orden 3. und 2.Kl., dem Sergij-Orden 3. und 2. Kl. sowie von der Kirche von Alexandrien mit dem Markus-Orden 3. und 2. Kl. ausgezeichnet. Am 30.12.1986 wurde er zum Bvon Perejaslav Chmel " nickij berufen. Die Nominierung fand in Kiev durch M Filaret (Denisenko), M Sergij (Petrov), M Nikodim (Rusnak) u.a. Hierarchen statt, die Bischofsweihe am 8.2.1987 ebenfalls in Kiev (MP 1987, 5,9–16; StdO 1987,4,5; StdO 1987,5,3–10). Vom 6.–18.3.1987 nahm er an der Inthronisation des Patriarchen Parthenios III. von Alexandrien und ganz Afrika teil. Vom 1.–12.7.1987 war er in Jerusalem (MP 1987,7,12). Werke: Velykyj podvynyk Pravoslavnoï Rus " koi Cerkvy – prepodobnyj Serafym Sarovs " kyj, in: Prav. Visnik 1984,1,30ff. Svjašennomuenyk Ermogen, Patriarch Moskovs " kyj i vsiei Rusi ta jogo sluinnja Vityzni, in: Prav. Vis. 1984,2,29ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мелхиседек (Лебедев Василий Михайлович), еп. Вологодский и Великоустюжский Родился 26 января 1927 года в дер. Ново-Черкасово, Шатурского района, Московской области в семье крестьянина. В 1950 году окончил Московскую духовную семинарию и рукоположен во священника к Преображенской церкви с. Бесово, Московской епархии. В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа, Московской епархии и назначен настоятелем Богородицерождественской церкви гор. Орехово – Зуево. В 1962 году поступил в Московскую духовную академию. В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека, был направлен в Троицкое патриаршее подворье в с. Переделкино. 15 июня 1965 года возведен в сан архимандрита, а 17 июня была совершена хиротония во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Дмитровский Филарет и епископ Волоколамский Питирим. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.7. Литература: «ЖМП» 1965, 7, стр.1. – и – 1965, 8, стр.7–12. Am 7.10.1967 wurde er zum В von Wien und Österreich ernannt (MP 1967,11,5). Als solcher nahm er teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag (31.3.–5.4.1968) und an der Vollversammlung des Weltkirchenrates in Uppsala (4.–19.7.1968). 25 .6.1970 wurde er В von Penza und Saransk (MP 1970,7,9). 9 . 9. 197 6 Erhebung zum EB (MP 197 6 ,10,2). Vom 4,–18.4.1977 weilte er auf dem Hl. Berg Athos. Am 5.9.1977 erhielt er eine Erinnerungspanhagia. Am 10.10.1978 wurde er zum EB von Berlin und Mitteleuropa ernannt ( MP 1978,12,3). Vom 27.4.1979 bis 6.10.1980 mit der zw. Vw der Ep. Düsseldorf betraut, davon am 6.10.1981 befreit. Furov zählt ihn zur 2. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber zwar loyal, jedoch als Seelsorger eifrig sind.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНЧЕВ Георгий (род. 6.12.1932, с. Плаково, близ Велико-Тырнова), болг. литературовед, поэт и писатель. В 1950 г. окончил гимназию в Велико-Тырнове, в 1956 г.- филологический фак-т Софийского ун-та. В 1963-1969 гг. ассистент, в 1969-1980 гг. доцент, с 1980 г. профессор болг. лит-ры Великотырновского ун-та им. святых Кирилла и Мефодия. Специализировался в Белградском ун-те (1966-1967), ИРЛИ (1969-1970) и ЛГУ (1976). В 1968-1970 гг. зам. декана филологического фак-та, в 1971-1981 гг. руководитель кафедры болг. лит-ры, в 1970-1979 и 1986-1987 гг. зам. ректора, в 1987-1991 гг. ректор Великотырновского ун-та. Защитил докт. дис. «Болгарская литература 2-й пол. XV в.» (1977). В 1981-1985 гг. читал лекции по истории болг. языка и лит-ры в Римском ун-те (Италия). В 1978-1981 гг. директор Международных летних семинаров для иностранных болгаристов и славистов в Велико-Тырнове. С 1990 г. директор Научно-исследовательского центра «Тырновская книжная школа». Главный редактор ж. «Проглас», издаваемого филологическим фак-том Тырновского ун-та (с 1992). Главное место в кругу научно-исследовательских интересов Д. занимает тырновская книжная школа 2-й пол. XIV в. и деятельность учеников и последователей патриарха Евфимия - Григория Цамблака , Владислава Грамматика , Димитрия Кантакузина и др. В 1-й монографии, посвященной Владиславу Грамматику, Д. анализировал разные стороны творчества лит. деятеля: переписывание, составление сборников и создание оригинальных произведений (Владислав Граматик: Книжовник и писател. София, 1969). Д. участвовал в издании Похвального слова Григория Цамблака патриарху Евфимию («Похвално слово за Евтимий» от Григорий Цамблак/Текст: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов. София, 1971), Жития св. Стефана Дечанского по рильской рукописи (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Текст: А. Давидов, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983). В монографии «Димитър Кантакузин» (София, 1979) Д., анализируя эпоху, пытался объяснить творчество Кантакузина, создание им «Молитвы к Пресв. Богородице» и др. произведений. Д. был одним из составителей собрания сочинений этого книжника (Кантакузин Д. Събр. съч. София, 1989).

http://pravenc.ru/text/171359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ене Браниште Брáниште [Браниште; румын. Branite] Ене (12.10.1913, Сусени, жудец Арджеш, Румыния - 18.03.1984, Бухарест), румын. правосл. свящ., богослов, литургист. В 1940 г. был рукоположен во диакона, в 1950 г.- во священника; с 1952 г. ставрофорный иконом. Учился в богословской семинарии в Куртя-де-Арджеш. В 1933-1938 гг.- на богословском фак-те Бухарестского Богословского ин-та. В 1943 г. защитил докт. дис. «Толкование святой Литургии Николая Кавасилы» (Explicarea Sfintei Liturghii dup Nicolae Cabasila. Bucureti, 1943). В 1945-1947 гг. учился на филологическом фак-те. С 1950 г.- преподаватель и штатный профессор на кафедре Практического богословия богословского фак-та (отд-ние литургики и пастырского богословия). В 1970-1971 гг. проректор, в 1980-1982 гг. ректор ин-та, после ухода на пенсию профессор-консультант на той же кафедре. В 1968-1983 гг. вице-председатель Комиссии Румынской Патриархии по религиозной живописи. Участник международных экуменических собеседований (в Шамбези по вопросу даты празднования св. Пасхи). В своих работах Б. стремился дать исчерпывающий и научно обоснованный ответ на актуальные вопросы церковной жизни (статьи о проблеме унификации служб и календаря, практике Причащения, отношениях с католиками и униатами). Широкое признание получили его исследования по сравнительной (Liturghiile romano-catolice în comparaie cu cele ortodoxe//Ortodoxia. Bucureti, 1957. T. 9. N 1. P. 119-137) и исторической литургике (Istoria i explicarea slujbei Vecerniei//BOR. 1966. T. 84. N 5-6. P. 513-532; Slujba utreniei: Istoric i explicare//Studii Teologice. Bucureti, 1972. T. 24. N 1-2. P. 70-89; L " Assemblée liturgique décrite dans les «Constitutions Apostoliques» et les différentes fonctions dans son cadre//L " Assemblée liturgique et les différentes rôles dans l " assamblée. R., 1977. P. 93-130), статьи о почитании святых (Sfinii Trei Ierarhi în cultul cretin//BOR. 1958. T. 76. N 1-2. P. 171-193), схизме с т. зр. богослужебной традиции (Schisma i cultul cretin//Ortodoxia. 1954. T. 6. N 2-3. P. 260-299). В общей сложности Б. опубликовано более 100 статей, рецензий и проповедей в румын. христ. периодических изданиях (Glasul Bisericii, Mitropolia Olteniei, Mitropolia Banatului и др.); Б.- автор учебников Liturgic teoretic; Liturgic special; Liturgic general. Им также выполнены переводы на румын. язык литургических трактатов святых Николая Кавасилы (1946) и Амвросия Медиоланского (1965, 1967). Под ред. Б. вышло мн. новых изданий богослужебных книг Румынской Православной Церкви: Пентикостария (1973), Малого Октоиха, или Катавасиария (1959), Большого Октоиха (1975), Типикона (1976), Служебника (1980).

http://pravenc.ru/text/153331.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010