С 10 окт.1962 года освобожден от временного исполнения обязанностей Экзарха Средней Европы. С 16 ноября 1962 года – епископ Венский и Австрийский. С 22 дек. 1964 года – епископ Дмитровский, вик.Московской епархии и ректор Московской духовной академии. 22 февраля 1965 года назначен Председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии. Труды: “Учение об искуплении св.Отцов IVbeka – Афанасия Великого , Василия Великого и Григория Богослова ”. (Кандидатское сочинение). «Во имя единения и мира (Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока)”· ”ЖМП” 1961, 3, стр. 10–64. “В гостях у англиканских монахов”. ”ЖМП” 1960, 8. «Участие Русской Православной Церкви в работе Всемирного Конгресса за мир в Хельсинки”. ”ЖМП” 1965, 10. Литература: “ЖМП” 1962, 2, стр.23; 3, стр.11–16; 4, стр.18; 1962, 7, стр.20, 36; II, стр.9; 12, стр.12. 1963, 2, стр.18, 20; 3, стр.9, 10. – 11 – 1963, 5, cmp.II, 13; 6, стр.10, II; 10, стр.14. 1965, I, стр.5; 4, стр.5. Ат 14.5.1966 wurde er zum ЕВ von Kiev und Hali und Exarchen der Ukraine und zum Ständigen Mitglied des Hl. Synod ernannt (MP 1966,6,1). Vom 12.–26.7.1966 nahm er an der Konferenz ”Kirche und Gesellschaft” in Genf teil, im Oktober 1966 als Delegationsleiter an den Kyrill-Method-Feiern in Saloniki, im April 1967 der Konsultation für Fragen der Verantwortung der Kirchen bei internationalen Tätigkeiten des WRK in Den Haag, ebenso Weilte er auf Kreta (August 1967); im September 1967 war er Delegationsleiter beim Nationalen Christlichen Rat in Kenia. Am 12.2.1968 wurde er zum Metropoliten erhoben (MP 1968, 3,3. Weitere Reisen im Auftrag des Patriarchats führten ihn nach Prag (Friedenskonferenz), Uppsala (Vollversammlung des WRK), Madagaskar, Rumänien, Frankreich (1968), nach Kanada und Cambridge (1969). Am 2.9.1969 erhielt er eine Medaille des sovetischen Friedensfonds (MP 1969,12,6). 1970 war er Delegationsleiter bei der Autonomie-Erklärung der Japanisch-Orthodoxen Kirche (MP 1970,11,2), am 10.3.1971 wurde er zum 3. Stellvertreter des Leiters der Vorkonziliaren Kommission gewählt (MP 1971,3,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот их перечень: «Соблазны церковного сознания» 1, 1950 год); «Икона Преображения Господня» 22, 1955 год); «К вопросу об исхождении Святаго Духа» 25, 1957 год); «Всесвятая» 59, 1967 год); «Св. Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни» 61, 1968 год); «Паламитский синтез» 62–63, 1968 год); последние три статьи, появившиеся в упомянутом журнале после кончины их автора, являются переводами с французского текста. К этому списку статей, напечатанных на русском языке, нужно отнести статью, озаглавленную: «Личность и мысль Святейшего Патриарха Сергия». Она была написана Владимиром Лосским для мемориального сборника «Патриарх Сергий и его духовное наследство», изданного в 1947 году Московской Патриархией. В «Журнале Московской Патриархии» напечатаны переводы с французского следующих статей Владимира Лосского : «Искупление и обожение» (1967, 9); «Всесвятая» (1968, 1,– новый перевод); «Богословие света в учении св. Григория Паламы » (1968, 3 и 4); «О третьем свойстве Церкви» (1968, 8); « " Мрак» и «свет» в познании Бога» (1968, 9); «Кафолическое сознание» (1969, 10); «Предание и предания» (1970, 4). В данном выпуске «Богословских трудов» помещаются переводы с французских оригиналов двух богословских трудов Владимира Лосского : «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» (с парижского издания 1944 года) и «Догматическое богословие» («Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» – 46–47 и 48 (1964 год) и 49 и 50 (1965 год). Из других трудов Владимира Лосского , опубликованных на французском и немецком языках, нам известны следующие (заглавия даны в русском переводе): «Заметки об «аналогиях» у Дионисия псевдо-Ареопагита» (Archives (Thistoire doctrinale et litteraire du Moyen-Age, t. V, annee 1930. Paris, Vrin 1931); «Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита » (Revue des sciences philosophiques et thecloques, t. XXVIII, Paris, avril, 1936); «Этюд о терминологии св. Бернара» (Archiviun Latinitatis Medii Aevi (Bulletin lu Cange), t. XVIII, Bruxelles, 1942); «Исхождение Святаго Духа в православном учении о Пресвятой Троице» (Paris, 1948); «Смысл иконы» (en collaboration avec L.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

22 .12.1964 Archimandrit und Vorsteher der GM. 25 .11.1966 Ernennung zum В von Podol‘sk, V der Ep. Moskau und Stellvertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien. 25.12.1966 Bischofsweihe durch M Nikodim (Rotov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen (mP 1967, 2 ,10ff. ; StdO 1967 ,3ff.). Mitglied der Delegation des Moskauer Patriarchats in Zypern (18.5.–2.6.1967), bei der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (4.–19.7.1968), bei der 2. Vollversammlung der gesamtafrikanischen Kirchenkonferenz in Abidjan (September 1969). 22 .1.1970 Ernennung zum Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf (mP 1970,1,5). Reisen nach Äthiopien, an die Elfenbeinküste, Teilnahme an der Konferenz Nyborg VI. 25 .6.1971 Ernennung zum В von Wilna und Litauen (mP 1971,8,2) (zuvor zeitweise Vw/mP 1971,6,2J). 19 .10.1971 vom Amt des Stellvertreters des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf entbunden (StdO 1972, 1,16). 18 .8.1972 Ernennung zum В von Kalinin und Kašin (mP 1972,10,6). 2 .9.1977 Erhebung zum Erzbischof (mP 1977,11,2). 5 .9.1977 Verleihung einer Erinnerungspanhagia (mP 1977, 11,3). 10 .4.1978 Versetzung als EB von Krasnodar und Kuban‘ (mP 1978,6,2). 20 .6.1979 Verleihung der Medaille «Aktivist für den Frieden” (mP 1979,9,38). 10 .10.1979 Verleihung des Vladimir-Ordens 2. Kl. (mP 1980,5,8). ♦ am 27.1.1980 plötzlich in Moskau (I:MP 1980,5,16–17). Werke: Jubiläum der Geistlichen Mission in Jerusalem, in: StdO 1964, 10,9–10. Blaennejšij Patriarch Antiochijskij i Vsego Vostoka Feodosij VI, (Nekrolog), in: mP 1970,11,40–42. Intronizacija Blaennejšego Ilii IV, Patriarcha Antiochijskogo i Vsego Vostoka, in: mP 1971,2,50–53. Palomniestvo na Svjatuju Goru Afon, in: mP 1979,12,11–16. Literatur: mP 1967,7,2. mP 1970,1,5; ükum. Pressedienst vom 22.1.1970, S.5. mP 1969,12,6. mP 1970,1,10. mP 1973,5,5. StdO 1971,4,8. StdO 1972,1,12. Literatur: StdO 1972,4.7. StdO 1972,9,7. Nach Furov gehörte er zu den loyalen, aber nicht ganz zuverlässigen Hierarchen (2. Gruppe), Vest.russ.ehr.dv. 130 (1979)284.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сборник. Диаконская и Иерейская хиротонии А. Д. Остапова. – Март 1960 года. Духовская церковь Свято-Сергиевой Лавры. – Пасха 1961 года. Радость христианина. – Рождество 1962 года. Богоявленский Патриарший собор. – Пасха 1962 года. В последний путь. (Памяти епископа Афанасия). – Рождество года. Храм Знамения Божией Матери. – Рождество 1963 года. Святейший Патриарх Алексий о пастырстве. – К юбилею Его Свя- тейшества. 9 ноября 1963 года. Хиротония епископа Боголепа. – Рождество года. Слава Богоматери. – Пасха 1964 года. Московская Духовная Академия с 1814-го по 1874 г. – Пасха 1964 года. Святой Иоанн Лествичник – учитель молитвы. – Пасха 1964 года. По поручению Московских духовных школ. (Поездка в Ленин- град). – Рождество 1965 года. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». – Пасха 1965 года. Из жизни Обители. (Хиротония наместника Лавры архимандрита Пимена [Хмелевского]). – Пасха 1965 года. Дивна дела Твоя, Господи! – Пасха 1965 года./ Приветствия. – Сборник, посвященный 10-летию VII выпуска Московской Духовной Академии. – Июль 1965 года./· Светлая страничка в жизни МДА. – Рождество 1966 года. (Кон- церт хора Богородского храма). Счастья тебе и успеха, дорогой друг. – Рождество 1966 года. Посещение МДА Румынским Патриархом Юстинианом. – Рож- дество 1967 года. Памятный вечер в МДА 14.XII. 1966 г. – Там же. Торжество Православия. – Пасха 1967 года. Памяти Митрополита Филарета. – Рождество 1968 года. Защита докторской диссертации в МДА. – Пасха 1968 года. Страничка церковной жизни. Праздник Антиохийского по- дворья. – Рождество 1969 года. Новый учебный год в Московской Духовной Академии и Семи- нарии. – Там же. Вручение диплома и знака магистра архиепископу Краснодар- скому Алексию (Коноплеву). – Пасха 1969 года. «Христос рождается, славите!». – Рождество 1970 года. Сотериологическое значение Воскресения и Вознесения Госпо- да. – Пасха 1970 года. Братская встреча выпускников МДА 1955 года. (VII выпуск). – Рождество 1971 года. В путь всея земли. – Пасха 1971 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мелхиседек (Лебедев Василий Михайлович), еп. Вологодский и Великоустюжский Родился 26 января 1927 года в дер. Ново-Черкасово, Шатурского района, Московской области в семье крестьянина. В 1950 году окончил Московскую духовную семинарию и рукоположен во священника к Преображенской церкви с. Бесово, Московской епархии. В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа, Московской епархии и назначен настоятелем Богородицерождественской церкви гор. Орехово – Зуево. В 1962 году поступил в Московскую духовную академию. В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека, был направлен в Троицкое патриаршее подворье в с. Переделкино. 15 июня 1965 года возведен в сан архимандрита, а 17 июня была совершена хиротония во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Дмитровский Филарет и епископ Волоколамский Питирим. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.7. Литература: «ЖМП» 1965, 7, стр.1. – и – 1965, 8, стр.7–12. Am 7.10.1967 wurde er zum В von Wien und Österreich ernannt (MP 1967,11,5). Als solcher nahm er teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag (31.3.–5.4.1968) und an der Vollversammlung des Weltkirchenrates in Uppsala (4.–19.7.1968). 25 .6.1970 wurde er В von Penza und Saransk (MP 1970,7,9). 9 . 9. 197 6 Erhebung zum EB (MP 197 6 ,10,2). Vom 4,–18.4.1977 weilte er auf dem Hl. Berg Athos. Am 5.9.1977 erhielt er eine Erinnerungspanhagia. Am 10.10.1978 wurde er zum EB von Berlin und Mitteleuropa ernannt ( MP 1978,12,3). Vom 27.4.1979 bis 6.10.1980 mit der zw. Vw der Ep. Düsseldorf betraut, davon am 6.10.1981 befreit. Furov zählt ihn zur 2. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber zwar loyal, jedoch als Seelsorger eifrig sind.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

АСТРАХАНСКАЯ 12(25)10.1992 Сщмч. Иона Лазарев ВЕЛИЖСКАЯ 03(16)01.1926 Иона Лопатка-Осталовский ЛЬВОВСКАЯ 08.1569 Св. Иона Одноушев (Опаушев) РЯЗАНСКАЯ 15.12.1448 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.1431 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 04.1441 15.12.1448 МОСКОВСКАЯ 15.12.1448 31.03.1461 ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 26.02(11.03)1923 22.09(05.10)1926 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 22.09(05.10)1926 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. в/у ИШИМСКАЯ, обн. ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн. АЛМА-АТИНСКАЯ, обн. 12.1934 11(24)11.1936 ВОРОНЕЖСКАЯ 06(19)03.1944 13(26)05.1945 Св. Иона Отенский в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 19.03.1458 02.1459 НОВГОРОДСКАЯ 02.1459 05.11.1470 Иона Павинский ОРЛОВСКАЯ 22.07.1817 21.07.1821 ТВЕРСКАЯ 21.07.1821 06.11.1826 КАЗАНСКАЯ 06.11.1826 03.02.1828 Иона Протасович-Островский ПИНСКАЯ КИЕВСКАЯ 09.1576 Иона Собина ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 21.02.1544 Иона (Иоанн) Сосновский (Ивашко Станкевич) в/у ХОЛМСКАЯ, нареченный 24.10.1504 ХОЛМСКАЯ Иона Сысоевич ЯРОСЛАВСКАЯ 22.08.1652 05.07.1691 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.08.1664 20.12.1664 Ионафан Елецких в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 10(23)04.1989 10(23)04.1991 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 10(23)12.1992 16(29)12.1993 ГЛУХОВСКАЯ 16(29)12.1993 14(27)08.1995 СУМСКАЯ 14(27)08.1995 17(30)03.1999 ХЕРСОНСКАЯ 17(30)03.1999 Ионафан Кополович ТЕГЕЛЬСКАЯ 15(28)11.1965 24.09(07.10)1967 в/у ВЕНСКАЯ 24.06(07.07)1966 24.09(07.10)1967 в/у БЕРЛИНСКАЯ 10(23)07.1966 24.09(07.10)1967 АМЕРИКАНСКАЯ 24.09(07.10)1967 28.03(10.04)1970 в/у КАНАДСКАЯ 19.09(02.10)1968 20.01(02.02)1969 – ТАМБОВСКАЯ 25.06(07.06)1970 28.09(11.10)1972 КИШИНЕВСКАЯ 28.09(11.10)1972 29.04(12.05)1987 Ионафан Руднев КИНЕШЕМСКАЯ 04.09.1866 29.08.1869 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 29.08.1869 28.02.1877 ЯРОСЛАВСКАЯ 28.02.1877 26.11.1903 Ионафан Цветков в/у ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 04(17)07.1997 18(31)07.1997 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 19.07(01.08)1997 16(29)12.1999 АБАКАНСКАЯ 16(29)12.1999 Св. Иосиф АСТРАХАНСКАЯ 04.05.1656 11.05.1671 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 1391(?) ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 03.03.1700 Иосиф (Иоасаф) в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Werke: «Konstitucija о Cerkvi», in: МР 1966,5,65–77; 6,71–78. Episkop Ignatij (Brjanianinov), in: МР 1967,5,75–77; 6,58–73. Doklad na III Vsechristianskom Mirnom Kongresse, Praga, 31 marta 1968 goda, in: МР 1968,5,35–46. Slovo v nedelju 25-ju po Pjatidesjatnice, in: МР 1969,12,32–35. Prepodobnyj German Aljaskinskij, udotvorec, in: МР 1970,11, 60–72. Propovedi Archiepiskopa Luki (Simferopol ‘ skogo i Krymskogo), in: МР 1970,6,69–75. Uenie svjatitelja Tichona Zadonskogo о istinnom christianstve, in: МР 1971,10,60–75. «Pir desjati dev» svjašennomuenika Mefodija, in: МР 1974,9, 67–78. Svjatoj svjašennomuenik Mefodij i ego bogoslovie», Magisterdissertation. Oberblick in: МР 1974,7,7–10. Izvleenie iz slavjanskogo sbornika tvorenij sv. svjašennomuenika Mefodija. Russkij perevod i predislovie, in: Bogosl trudy 2(1961)143–206. Dialog sv. svjašennomuenika Mefodija «O svobode voli». Russkij perevod, izloenie i predislovie, in: Bogosl. trudy 3(1964) 187–204. Christologieskie problemy v Zapadnoj bogoslovii, in: Bogosl. trudy 4(1968)281–288. Svjatoj svjašennomuenik Mefodij i ego bogoslovie, in: Bogosl. trudy 10(1973)7–58; 11(1973)5–54. Duchovnost‘ Pravoslavija v vydajušichsja ego predstaviteljach, in: Bogosl. trudy 10(1973)117–120. К voprosu ob istonikach bogoslovija sv. svjašennomuenika Mefodija. Svjašennoe Pisanie v tvorenijach sv. Mefodija, in: Bogosl. trudy 13(1975)172–180. Greeskaja filosofija i literatura v tvorenijach sv. Mefodija, in: Bogosl. trudy 14(1975)134–143. Predanie Cerkvi v bogoslovii sv. Mefodija, in: Bogosl. trudy 14(1975)126–133. Theologische Probleme (Zu einer Untersuchung von J. Hessen: Griechische oder biblische Theologie), in: StdO 1966,11, 70–73; 1967,2,56–59; 3,53–54; 4,53–55. Protestanten erschließt sich die Osterfreude der Orthodoxie, in: StdO 1968,4,58–62. «Suche den Frieden und jage ihm nach», in: StdO 1968,6,33–40; 8,47–54. Das orthodoxe Heiligtum in Mozdok, in: StdO 1969,1,56–61. Wort zum 25. Sonntag nach Pfingsten, in: StdO 1969,11,29–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«ЖМП» 1960, 11 «Христианский взгляд на разоружение» «ЖМП» 1961, 5 «Антиохийская церковная делегация во Пскове» «ЖМП» 1963, 10 «Памяти друга и учителя» (о митрополите Гурии Егорове) «ЖМП» 1965, 9 «ЖМП» 1965, 11 «Поминовение усопших» «Голос Православия», 1963, 1 «Речь при наречении его во епископа Подольского» «ЖМП» 1959, 2, стр. 32 Литература «ЖМП» 1960, 1, стр. 18, 75. 1960, 7, стр. 8, 9. 1960, 8, стр. 4. 1960, 9, стр. 5. 1960, 12, стр. 8. 1961, 1, стр. 12, 15, 17, 18, 19. 1961, 2, стр. 68. 1961, 5, стр. 48, 49–51. 1961, 6, стр. 4. 1961, 8, стр. 17, 23–26, 28, 31, 73. 1961, 9, стр. 5, 6, 8, 10. 1961, 10, стр. 7, 9. 1962, 7, стр. 20, 36. 1963, 2, стр. 4, 5. 1963, 3, стр. 5, 76. 1963, 6, стр. 10. 1963, 7, стр. 9. 1963, 9, стр. 3, 24. 1963, 10, стр. 5, 6. 1963, 11, стр. 3, 21. 1964, 1, стр. 41. 1965, 12, стр. 4 Nach 1936 muß er wohl nach Mittelasien deportiert worden sein. 07 .10.1967 M von Jaroslavl’ und Rostov (MP 1967, 11:5). 09 .08.1972 erhält er eine Medaille des sowjetischen Friedensfonds (MP 1972, 10:50). 02 .09.1977 erhält er das Recht, 2 Panhagien zu tragen (MP 1977, 11:2). Furov (Vest. russ. ehr. dv. 130 278:300) zählt ihn zu der 2. Gruppe der Bischöfe, die dem Staat gegenüber loyal, aber religiös eifrig sind. Werke Slovo skazannoe v Velikij Pjatok v 1965 g MP 1966, 4, 25–27 Slovo v nedelju Antipaschi MP 1966, 5, 30–31 Vizit v Respubliku Argentinu MP 1967, 32–36 Blagovestie о mire u svjatogo proroka Isaii MP 1968, 10, 27–32 Vo imja spravedlivogo mira i lušej izni MP 1970, 4, 41–45 Bratskie vstrei s delegaciej Pravoslavnoj Cerkvi v echoslovakii MP 1973, 12–13 Pascha Christova MP 1974, 7, 19 Paschalna propoved’ MP 1976, 4, 44 V Paschal’nye dni MP 1978, 5, 32 V den’ Rodestva Christova MP 1979, 1, 32 Na naalo Velikogo posta MP 1980, 2, 33–34 «Gospod’ vocarisja, v lepotu obleesja» MP 1982, 8, 30–31 Knjaz’ Fedor ernyj Bogosl. trudy 11 (197 3) 55–77 Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewußtsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Jacob A. Formulaire Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome. These présentée pour 1obtention du grade de docteur en philosophie et lettres, groupe C: Philologie (неопубликованная диссертация). Louvain, 1968. Jacob A. Fragments Jacob A. Fragments peu connues deuchologes otrantais//Bulletin de lInstitut Historique Belge de Borne. 1972. Fasc. 42. P. 98108. Jacob A. Otrante Jacob A. La traduction de la Liturgie de s. Basile par Nicolas dOtrante//Bulletin de lInstitut Historique Belge de Rome. 1967. Fasc. 38. P. 49107. Jacob A. Toscan Jacob A. La traduction de la Liturgie de s. Jean Chrysostome par Léon Toscan. Edition critique//OCP. 1966. 32. P. 111162. Jacob A. Tradition Jacob A. La tradition manuscrite de la liturgie de S. Jean Chrysostome (VIII e XII e siecles)//Eucharisties dOrient et dOccident (=Lex Orandi. 47). Paris, 1970. P. 109138. Jacob A. Uspenski Jacob A. LEuchologe de Porphyre Uspenski. Cod. Leningr. gr. 226 (X e siècle)//Mu. 1965. 78. P. 173214. Jacob A. Variantes Jacob A. Variantes italo-grecques et géorgiennes dune prière de la Liturgie de saint Jacques//Mu. 1965. 78. P. 291298. Jacob A. Version géorg. Jacob A. Une version georgienne inedite de la Liturgie de S. Jean Chrysostome//Mu. 1964. 77. P. 65–119. Jammo S. La structure de la messe chaldéenne selon les an- ciens documents. Partie pré-anaphorale (неопубликованная диссертация. Rome: PIO, 1968. Janeras S. Viernes Janeras S. El viernes santo en la tradicion liturgica bizanti- na. Estructura e historia de sus oficios (неопубликованная диссертация). Roma: PIO, 1970. Janeras S. Introductio Janeras S. Introductio in Liturgias orientales. Romae, 1969. Janeras S. Trisagion Janeras S. Les byzantins et le Trisagion christologique, in Miscellanea Liturgien in onore di S. E. il Cardinale G. Lercaro. Roma, 1967. Vol. 2. P. 469499. Janeras S. Vestiges Janeras S. Vestiges du bêmâ syrien dans des traditions liturgiques autres que la syrienne//OrSyr. 1963. 8. P. 121128.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это едва ли не самый яркий случай взаимопроникновения «своей» и «чужой» интонации, который может быть отмечен в античной литературе (о теоретико-литературных аспектах проблемы см.: Бахтин Μ. М. Из предыстории романною слова//Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М, 1975. С. 408—446). Проникновение диатрибы в практику раннехристианской проповеди очевидно; недаром само слово μιλα, функционировавшее как одно из обозначений диатрибы, дало имя церковной «гомилетике». Множество примеров редуцированной диалогичности, скрытою двуголосия, иронической имитации чужого слова можно встретить уже в новозаветных посланиях апостола Павла «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Epistola ad Romanes, II, 17—20); мы как будто слышим размеренные интонации самодовольною фарисея и на мгновение видим его так, как он сам видит себя, — с тем, чтобы сейчас же взглянуть на этого «знающего» и «разумеющего», «путеводителя» и «наставника» с иной точки зрения. Позднее этот прием особенно характерен для проповедей Иоанна Златоуста. 777. Romanos le Melode. Hymnes/Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1965. Vol. II (SC 110). P. 200. 778. Romanos k Melode. Hymnes. Paris, 1967. Vol. IV (SC L28). P. 58—59. 779. Ephraemi Syri S. Opera omnia quae extant graece syriace latine in sex tomos distributa/Ed. J. S. Assemani et S. E. Assemani. Roma, 1732-1746. 780. Romanos le Melode. Hymnes. Vol. II. P. 204—224. 781. В конце икосов 3 и 4. 782. В конце икосов 5 и 6. 783. Выготский Л. С. Психологня искусства. М., 1968. С. 166. 784. Christ W., Paranikas М. Anthologia Graeca carminum Cliristianorum. Lipsiae, 1871. P. 104. 785. Romanos le Melode. Hymnes. Paris, 1964. Vol. I (SC 99). P. 70—92. 786. V Maas P.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010