Грчке српских владара. Београд, 1936; Мошин В. А., М. А. Хиландарски игумани века. 1940; Н. Српски државни сабори у веку. Београд, 1940; Р. Руска властелинства по Cpбuju у XIV. и XV. в.//ИЧ. 1954/1955. 5. С. 53-77; Улога старца Ucauje у светогорских mpaдuцuuja у моравску архитектонску школу//ЗРВИ. 1955. 3. C. 221-232; С. Уметнички споменици ман-ра Хиландара//Там же. С. 164-194; Иванов Й. Българското книжовно влияние в Русия при митр. Киприан (1375-1406)//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 25-29; Мошин В. А. К датировке рукописей из собрания А. Д. Гильфердинга ГПБ//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 409-417; Стихови о иноку Ucauju//ЛетМС. 1961. 387. Св. 4. С. 361-365; он же. Ucauja из XIV в. преписивач Служабника на пергаменту//Зб. Матице Српске за фuлoлorujy и лингвистику. Нови Сад, 1964. 7. С. 160; Дмитриев Л. А. Роль и значение митр. Киприана в истории древнерус. лит-ры//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 215-254; Острогорски Г. Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965. С. 423-631; он же. О серском митр. Jakoby//ЗбФФУ. 1968. 10. Св. 1. С. 219-226; он же. Св. Гора после Маричке битке//Там же. 1970. 11. Св. 1. С. 278-282; Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 148-161; он же. Проникване на старобълг. сочинения в старата рус. лит-ра//Старобългарска лит-ра. София, 1977. Кн. 2. С. 20-45; Жumuje св. патриарха Jeфpeмa од еп. Марка//Анали филолошког факултета. Београд, 1967. Св. 7. С. 67-74; он же. Запис инока Ucauje у испису грофа 1979. Бр. 1. С. 243-245; он же. Писац и преводилац инок Ucaja. Крушевац, 1980; он же. Естетичка расправа Nceyдo-Дuohucuja Ареопагита у преводу инока Ucaje//ЗЛУ. 1982. 18. С. 153-169; он же. Стара српска (Основе). Београд, 1995 2. (по указ.); Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 278-281, 283-285; Р. Kpaj Српског Царства. Београд, 1975; он же. Лазар Ucmopuja, култ, Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. 2. С. 76-77, 108-109; М. Jeлeha жена цара Душана. Диселдорф, 1975; Тахиаос А. Е. Исихазам у доба кн. Лазара//О кн. Лазару: Науч. скуп у Крушевцу, 1971.

http://pravenc.ru/text/674842.html

6. Хрестоматия по истории древней Греции. M., 1964. 7. Pritchard J. В. Ancient Near Eastern Text. Princeton, 1950. 8. Pritchard J. В. Ancient Near East in Pictures. Princeton, 1954.   Литература 1. Всемирная история, т. 1. M., 1956. 2. Виппер Р. Древний Восток и эгейская культура. M., 1916. 3. Гоммель, История древнего Востока. СПб., 1905. 4. Масперо Г. Древняя история народов Востока. M., 1911. 5. Сергеев В. История древней Греции. 1948. 6. Струве В. История древнего Востока. M., 1940. 7. Струве В. (ред.) Древняя Греция. 1956. 8. Тураев Б. История древнего Востока, т. 1-2. Л., 1935. 9. Корош Ф. Всеобщая история литературы, т. 1-2. 10. Карьер M. Искусство в связи с общим развитием культуры, т. 1-2. 11. Морэ А. и Дави Ж. На заре истории. M., 1923. 12. Чайлд Г. Древний Восток при свете новых раскопок. M., 1956. 13. Cambridge. Ancient History. 1-4, 1926-28. 14. Duvernoy Claude. Le sionisme de Dieu. Paris, 1970. 15. Meyer A. Geschichte des Altertums. I-II. Berlin, 1925. 16. Moret A. Histoire de Г Orient. 1-2. Paris, 1936.   История археологических находок 1. Бузескул В. Открытия XIX и начала ХХ в. в области истории древнего мира. 1-2. 1923-24. 2. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. M., 1963. 3. Косидовский 3. Когда солнце было богом. M., 1968. 4. Керам К. Боги, гробницы, ученые. M., I960. 5. Мильчик М., Борейко Б. Город крылатых быков. M., 1967. 6. Монгайт А. Археология и современность. М., 1963. 7. Рубинштейн Р. Новейшие археологические открытия в Египте. М., 1962 8. Чабб М. Город в песках. М., 1965. 9. Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.   Египет Источники 1. Лирика древнего Египта. М., 1965. 2. Франк-Каменецкий И. Памятники египетской религии в фиванский период. Т. 1-2. М., 1917. 3. Матье М. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1956. 4. Breasted J. H. Ancient Records of Egypt. I-IV. N. Y., 1906. 5. Budge E. The Book of the Dead. London, 1888. 6. Sandann M. Texts from the Time of Akhetaton. 1930.   Литература 1. Авдиев В. Древнеегипетская реформация. М., 1924. 2. Брэстед Д. История Египта, т. 1-2. М„ 1915.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Daniélou, J., Bulletin d " histoire des origines chrétiennes, in: Recherches de science religieuse, 53, 1965,121–170. Daniélou, J., La chronologie des oeuvres de Grégoire de Nysse, in: Studia patristica, 7, 1966, стр. 159–169. Daniélou, J., La chronologie des sermons de Grégoire de Nysse, in: Revue des sciences religieuses, 29, 1955, стр. 346–372. Daniélou, J., La colombe et la ténèbre dans la mystique byzantine ancienne, in: Eranos-Jahrbuch, 23, 1954, стр. 389–418. Daniélou, J., L " être et le temps chez Grégoire de Nysse, Leiden 1970. Daniélou, J., Eunome l " Arien et l " exégèse néoplatonicienne du Cratyle, in: Revue des Études Grecques, 69,1956, стр. 412–432. Daniélou, J., Grégoire de Nysse à travers les lettres de Saint Basile et de Saint Grégoire de Nazianze, in: Vigiliae christianae, 19,1965, стр. 31–41. Daniélou, J., примечания к Grégoire de Nysse, La création de l " homme, SC 6, Paris 1944. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et le messalianisme, in: Revue des sciences religieuses, 48, 1960, стр. 119–134. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et la philosophie, in: H. Dörrie – M. Altenburg – U. Schramm (изд.), Gregor von Nyssa und die Philosophie, стр. 3–18. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et Plotin, in: Actes du Congrès de Tours et Poitiers, Association Guillaume Budé, Paris 1954, стр. 259–262. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et le néo-Platonisme de l " école d " Ahtène, in: Revue des Études Grecques, 80,1967, стр. 395–401. Daniélou, J., введение и примечания к Grégoire de Nysse, La vie de Moïse, SC 1bis, Paris 1955 (=SC 1ter, Paris 1968). Daniélou, J., рецензия GNO III/1, in: Gnomon, 31,1959, стр. 612–615. Daniélou, J., рецензия GNO V, in: Gnomon, 36,1964, стр. 40–43. Daniélou, J., Le mariage de Grégoire de Nysse et la chronologie de sa vie, in: Revue des études augustiniennes, 2,1956, стр. 71–78. Daniélou, J., Platonisme et théologie mystique, Paris 1944. Daniélou, J., Saint Grégoire de Nysse dans l " histoire du monachisme, in: Théologie de la vie monastique. Études sur la tradition patristique, Paris 1961, стр. 131–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

glise Saint-Gervais a Paris. Paris, 1930; idem. Un Livre d’heures manuscrit de la collection Dutuit au Petit Palais. Paris, 1930; idem. Un Breviaire manuscrit de Saint–Victor de Marseille. Marseille, 1931; idem. Les manuscrits liturgiques du Haut Moyen Age a la Renaissance. Paris, 1931; idem. Les Breviaires manuscrits des bibliotheques publiques de France. 6 vols. Paris, 1934; idem. Le Breviaire–missel du prieure clunisien de Lewes. 4 vols. Paris, 1935; idem. Les Pontificaux manuscrits des bibliotheques publiques de France. 4 vols. Paris, 1937; idem. Les Psautiers manuscrits latins des bibliotheques publiques de France. 3 vols. Macon, 1940–1941; Marais P, Dufresne de Saint–LeonA. Catalogue des incunables de la Bibliotheque Mazarine. Paris, 1893; Salmon P. Les manuscrits liturgiques latins de la Bibliotheque Vaticane. Psautiers Antiphonaires Hymnaires Collectaires Breviares; 2: Sacramentaires 6pistolier evangeliaires Graduels Missels; 3: Ordines Romani Pontificaux Rituels Сёгётошаих; 4: Les livres de lectures de l’Office; Les livres de l’Office du Chapitre; Les livres d’heures; 6. Liste comptementaire; Tables generales]. Citta del Vaticano, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972 (Studi e Testi 251, 253, 260, 267, 270); Savi G. I frammenti liturgici del fondo «Estimi Rurali Famesiani» dell’Archivio di Stato di Piacenza. Inventario dei libri della Messa. Cremona, 1997–1998; HowardFrere W. Bibliotheca Musico–Liturgica: a descriptive hand list of the musical and Latin liturgical mss. of the middle ages preserved in the libraries of Great Britain and Ireland... Vol. 1. Fasc. 1; Vol. 2. Fasc. 1, 2. Nashdom Abbey, Burnham; London, 1894. 935 Отметим некоторые документы Св. Престола, связанные с генезисом литургической реформы и ее осуществлением: буллу Quo primum Пия V (1570); декрет Sacra Tridentina о частом и ежедневном причащении (1905); энциклики Mirae caritatis Льва XIII (1902); Mystici Corporis Christi (1943), Divino afflante Spiritu (1943), Mediator Dei (1947) и Musicae sacrae (1955) Пия XII; силлабус Пия X Lamentabili sane (1907); апостолическую конституцию Divini cultus sanctitatem (1928); motu proprio Пия X Inter sollicitudines (1903); motu proprio Павла VI Sacram liturgiam (1964) о введении в действие ряда положений Конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium и его же инструкции Inter oecumenici (1964), Mysterium fidei (1965) и Tres abhinc annos (1967); апостолическую конституцию о введении в действие Римского миссала, пересмотренного в соответствии с решениями 2 Ватиканского собора (1969); послания Иоанна Павла II Dominicae сепае (1980) и Ecclesia Dei (1988); 3–ю инструкцию Liturgicae instaurationes (1970) Конгрегации богослужения и дисциплины таинств и 4–ю ее же инструкцию « Инкультурация и Римская литургия» (1994) касательно правильного применения Конституции о литургии 2 Ватиканского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь «человек» есть Христос, возвещающий, что есть благо, знание Закона: Заповеди, – говорит, – знаешь; «творить правосудие»: Продай, – говорит, – что имеешь; «любить милосердие»: и отдай, – говорит, – нуждающимся·, «быть готовым идти с Господом»: и приходи, – говорит, – следуй за Мной. 1963 8. Столь явно разделенным на колена, народы, семейства и дома было с самого начала племя иудейское, что никто не смог бы с легкостью остаться неизвестным по происхождению, хотя бы из-за недавно списков Августовой переписи, до сих пор, вероятно, висящих у всех на виду. У Иисуса же Маркиона – 1964 и не возникало сомнений относительно рождения того, который казался человеком, – конечно, как у нерожденного, не могло быть никакой родословной в обществе, но он должен был считаться одним из тех, которые так или иначе считались неизвестными. 9. Итак, когда тот слепой услышал, что Он идет мимо, почему воскликнул: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня, 1965 – если не потому, что Он Сыном Давида, т. е. происходящим из семейства Давида, считался не случайно: через Матерь и братьев, 1966 о которых некогда, конечно, благодаря известности, ему (слепому) было сообщено? «Но шедшие впереди бранили слепого, чтобы он замолчал». 1967 Заслуженно, ибо он шумел, а не из-за того, что он лгал относительно Сына Давида. Или докажи, что те бранившие знали, что Иисус не был Сыном Давида, дабы считалось, что они поэтому предписывали слепому молчание. 10. Но даже если бы ты доказывал , тебе легче было бы предположить 1968 то, что они не знали, чем то, что Господь мог терпеть ложное возвещение о Себе. «Но терпелив Господь». Но, однако, он не защитник заблуждения. Напротив, он, разоблачитель Творца, как мог не устранить прежде эту слепоту сего человека, чтобы впредь тот не считал Иисуса Сыном Давида? Но, чтобы вы не бесславили Его терпения и не приписывали Ему никакого притворства [, чтобы вы не отрицали, что Он – Сын Давидов], 1969 Он совершенно ясно подтвердил возвещение слепого и самим заключающимся в исцелении вознаграждением, 1970 и удостоверением веры: Вера, – говорит, – твоя спасла тебя? 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Из идеи непознаваемости Божественного Существа у св. Григория вытекает отрицательное богословие, простирающееся не только на все конкретные образы, но и на понятия. Чтобы познать Бога, нужно оставить как все воспринимаемое чувством, так и все, постигаемое умом. Поэтому знание о Боге недоступно не только человеку, но и всякому вообще сотворенному духу. Наше знание о Боге состоит в том, что мы Его не знаем. 1964 Все познанное есть не более как кумир, уподоблять которому Бога запрещает Писание. 1965 Всякое учение о неизреченном Существе, хотя бы оно содержало в себе высочайшую и по-видимому достойную Бога мысль, только поддельное золото. 1966 Так как Бог выше всякого доступного разуму понятия, то Он изображается в Писании окруженным мраком. 1967 Если же нет понятия, которое могло бы определить и объять простую и бесконечную сущность Божью, то не может быть для нее и имени, так как имена служат знаками понятий и необходимы для того, чтобы сохранять их в раздельности. Сущность Бога выше всего, а следовательно, и выше слова. Кто надеется выразить ее в каком-нибудь имени, тот воображает, что его слово выше и обширнее Самого Беспредельного. 1968 Обозначение посредством слов и имен объемлет своим значением подлежащее. Но беспредельное Существо Божье ничем не может быть объято. 1969 Хотя сущность Божья непостижима и невыразима, однако Бог не остается совершенно неизвестным. Доступна познанию Божественная энергия, простирающаяся до нас. Из красоты вселенной мы заключаем о премудрости ее Творца, из благ жизни, которой наслаждаемся, о Его благости. 1970 Однако познание энергий не дает никакого понятия о Существе Божьем. Из художественного произведения мы познаем не сущность мастера, а только его талант, искусство, знание, т.е. скрытые в нем возможности. 1971 Нанесенная ветром солома или поднятая им пыль не дают никакого понятия о сущности ветра. 1972 От энергий мы переходим только к познанию Божественных сил. Видя проявление божественной деятельности в мире, мы заключаем, что в простом, единовидном Существе Бога должны находиться некоторые основания для всех ее видов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Ansprache auf der Budapester Beratung der Christlichen Friedenskonferenz, in: StdO 1966,2,23–25. Eröffnungsansprache vor der Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer», in: StdO 1966,9,44–48. Rede für die Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer» der Christlichen Friedenskonferenz (8.7.1966), ebda 48–50. Der Dialog mit den römischen Katholiken über das gegenwärtige christliche Sozialdenken, in: StdO 1966,10,40–52. Rede an Bischof Michail von Tichvin, in: StdO 1967,2,8–11. Rede auf der dritten Friedenskonferenz katholischer Geistlicher in der SSR, in: StdO 1967,3,36–38. Grußwort an den Klerus und die Gläubigen der Gemeinden von Mariä Schutz und Fürbitte und des hl. Nikolaus in Helsinki, in: StdO 1967,6,9. Ansprache auf dem Empfang für Patriarch Kyrill, in: StdO 1967, 9,8–11. Gedanken zur Interpretation eines Textes (Joh 15,3), in: StdO 1967,9,35–42; in: Versöhnung (Witten 1967) (Studienheft 5) 93–101. Ansprache an den Arbeitsausschuß (Christliche Friedenskonferenz), in: StdO 1967,10,30–33. Schlußansprache in Sagorsk, ebda 33–35. Slovo v Pavlovskom sobore g. Gat iny (28.1.1968), in: MP 1968, 6,38–42. Intervju Šveckoj gazete, in: MP1968,8,50. Telegramm an den Generalsekretär des WRK E.C. Blake, in: StdO 1968,3,6. Ansprache zur Eröffnung der Konsultation von “Glaube und Kirchenverfassung“ in Sagorsk, in: StdO 1968,5,43–51. Festvortrag zum 50. Jubiläum des wiedererrichteten Patriarchats in der Russischen Kirche, in: StdO 1968,7,13–38. Die Aufgaben der Theologie der Gegenwart, in: StdO 1969,2,55–61. Ansprache auf der Religionskonferenz in Sagorsk, in: StdO 1969, 3 ,41–46. Gratulation für Jan Kardinal Willebrands, in: StdO 1969,7,48. Botschaft an das Friedensseminar in Genf, in: StdO 1969,10,4. Botschaft an die Bruderschaft des Panteleimon-Klosters auf dem Athos, in: StdO 1970,1,7–10. Otvety na voprosy korrespondenta gazety «Paeze sera” g-na Alberto Skandole, in: MP1970,3,2–4. Otvety na voprosy redaktora urnala “Christianskaja Mirnaja Konferencija d-ra Irzi Svobody, in: MP 1970,4,47.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

P. Mar, Izbranie Patriarcha Tichona (Svjatoj pamjati 100– letija ego rodenija), in: Prav. Rus’ 1965,4,8–9. M. Bourdeaux, Opium of the People. The Christian Religion in the UdSSR, London 1965, passim. Rklickij, Kratija svedenija i v Boepoivajušem Patriarche Tichone, in: Prav. Rus» 1965,3,7–8. K.Chr. Felmy, Patriarch Tichon im Urteil der Russisch-Orthodoxen Kirche der Gegenwart, in: Kirche im Osten 8(1965)25–54. A. Kazem-Beck, Patriarch Tichon – Primas an einer Zeitwende, in: StdO 1967,9,47–54. R.Ju. Plaskin, Krach cerkovnoj konterrevoljucii 1917–1923 gg. Moskau 1968. A. ertkov, Krach. Moskau 1968, hier: Mitropolit Moskovskij Tichon, S.18–22, passim. P.E. Kovalevskij, Svjatejšij Patriarch Tichon (1865–1925), in: Vest.russ.ehr.dv. 1968(89–90)10–16. P. Joh. Chrysostomus, Kleine Kirchengeschichte Rußlands nach 1917, Freiburg 1968, passim. R. Rössler, Kirche und Revolution in Russland. Köln 1969. A.A. Siškin, Sušnost‘ i kritieskaja ocenka «Obnovleenskogo“ raskola Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Kazan’ 1970, passim. W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 1917–1970, London 1971, passim. G.Fireside, Icon and Swastika, Cambridge 1971, passim. – Dopros Patriarcha Tichona, in: Vest.russ.ehr.dv. 22(1972) 111–136. V.A. Kuroedov, Iz istorii vzaimootnošenij Sovestkogo gosudarstva i cerkvi, in: Voprosy istorii 1973,9,15–31. R. Rössler, Poslanie Svjatejšego Patriarcha Tichona kduchovensmvu ot 25.9. st.st. 1919 g., in: Vest Ekzarchata 85–88 (1974)23–29. G. Grabbe, Patriarch Tichon, in: Prav. Put‘ 1975,1–32 (re‘). Nikon (Rklickij), O duchovnoj sušnosti Moskovskoj Patriarchìi in: Prav. Put’ 1975,33–50, hier 34–39. Averkij (Taušev), Pjatidesjatiletie prestavlenija Sv. Patriarcha Tichona 1925–1975, in: Prav. Rus’ 1975,6,1–4. P. Johannes Chrysostomus OSB, Gedanken zum 50. Todestag des Patriarchen Tichon von Moskau und Ganz Rußland, in: Ostkirchliche Studien 1975,4,318–332. Svjatejšij Tichon, Patriarch Moskovskij i vseja Rossii, in: Prav. izn‘ 26(1975)1–42. ---Tikhon as Archbishop in America and as Patriarch, in:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Am5.4.1974 von der Leitung des Exarchats auf eigenen Wunsch befreit (MP 1974,6,4). – Am 5.7.1979 erhält er den Sergij-von-Radone-0rden 2. Kl. (МР 1979, 10,2). Anschrift: 34 Upper Addison Gardens, London W. 14/England; Tel.: 160 35200. Werke : Beseda о molitve, in: MP 1968,1,73–74. Boijata majka, in: Duchovna Kultura 1973,9,1–2. The Children of God and their liberty in the Church, in: Dial. Ecum. 21(1970) 417–424. Christus begegnen. Stationen. Freiburg/Br. 1975,142 S. «Comme un vivant revenu d1entre les morts», in: Contacts 89 (I975)67–99. Contemplation et ascèse. Contribution orthodoxe. Etudes Carm. 28(1949)49–67. L " École de la Prière. Paris 1972, 156 S. God and Man. London 1971, 125 S. Lebendiges Beten. Freiburg/Br. 1976,144 S. Living Prayer. London 1966, 125 S. Meditations on a theme. A spiritual journey. London 1971,–60 S. La mise en question de Dieu, in: Vestnik Eksarchata 93–96 (1976)3–14. Molitva i izn’, in: MP 1968,3,58–73; 4,63; 5,56; 6,71; 7 ,58. bogosluenii i stile christianskoj izni, in: MP 1968,9, 67–72. Cerkvi, in: MP 1967,9,73–79. La Parabole de l’Enfant prodigue, in: Vestnik Eksarchata 69 (I970)12–26. La Pastorale, la mort, in: Presence orthodoxe 26(1974)40–45. La Prière, in: Vestnik Eksarchata 65(1969)16–24. Prière et vie, in: Vestnik Eksarchata 72(1970)251–260; 73–74 (I97I)5–23; 75–76(1971)134–150. Prière vivante. Paris 1972. Les problèmes de la diaspora orthodoxe, in: Contacts 62–63 (1968)224–227. Propovedi i besedy. Paris 1976, 121 S. Qu’est-ce que Dieu? Qui est Dieu? Conférence faite le 11 nov. 1969 à la Fraternité Orthodoxe à Paris, in: Contacts 70 (1970)95–118. School for Prayer. London 1970. Scuola di pregliera. Brescia 1976. Les stigmates, in: Vestnik Eksarchata 44(1963)192–202. The Suffering and Death of Children, in: Eastern Churches Revue 8(1976)107–112; in: ECNL 8(1979)18–23. Sušnost’ molitvy, in: Vestnik Eksarchata 61(1968)41–47 . The True Worth of Man, in: Sobornost», Ser.5, Nr.6 (London 1967)383–391. Uenie Cerkvi о Svjatom Duche. Paris 1926, 40 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1955 Abschluß der Oberschule in der Haupstadt Usbekistans, dann Studium am GS Saratov, von 1956 bis 1958 am GS Leningrad. Dann folgten drei Jahre Militärdienst, bis 1960. Nachdem er als Wirtschaftsleiter von 1960 bis 1961 in der Eparchialverwaltung gearbeitet hatte, setzte er 1962 seine theologische Ausbildung im 4. Studienjahr des GS Leningrad fort. 1966 Abschluß der GA mit dem Erwerb des Grades cand. theol. für seine Diplomarbeit «Der Gottesdienst der heiligen Ostern in seiner historischen Entwicklung». 19 .12.1965 Mönchsweihe, 24.12.1965 Mönchsdiakon, am 29 .5.1966 wird er zum Mönchspriester geweiht. In den Jahren 1966/67 ist er Aspirant für Byzantologie an der Leningrader GA und unterrichtet Liturgik im 3. und 4. Kurs des Seminars, ebenso liest er Dogmatik an der GA. Am 17 .1.1967 wird er Oberassistent des Inspektors der Leningrader GA, am 11.8.1967 Inspektor, zugleich wird er auch Archimandrit. Bis 1968 dozierte er im 3. und 4. Kurs der Akademie, am 9.8.1968 wird er zum kommissarischen Rektor der Leningrader Lehranstalten ernannt. Er nahm 1968 an mehreren Auslandsreisen teil: er besuchte die Gemeinden des westeuropäischen Exarchats, nahm an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag teil sowie an der 4. Weltkirchenkonferenz in Uppsala. Am 28.11.1968 zum В von Tichvin und Rektor der Leningrader Lehranstalten erwählt. 6 .12.1968 Bischofsweihe in Leningrad (mP 1969,2,7–14; StdO 1969,2,18–21; MP 1962,1,3; StdO 1969,3,9–17). 25 .6.1970 В von Wien und Österreich (ZMP 1970,9,19). 3 .9.1974 В von Wilna und Litauen (mP 1974,11,3). 10 .4.1978 В von Tula und Belev (mP 1978,6,2). Werke: Sessija Mepravoslavnoj komissii po dialogu so starokatolikami, in: MP 1972,5,54–56. Pastyrskij s-jezd v Vene, in: MP 1972,8,61–62. Cel‘posta – preobraenie eloveka (Predigt), in: mP 1972, 2,31–32. Otšel‘niestvo na slube eloveestvu (Predigt), in: MP 1974, 6,38. Bratskij vizit delegacii Ierusalimskoj Pravoslavnoj Cerkvi, in: MP 1976,2,13–15. Viertes ökumenisches Symposium, in: StdO 1972,11,42–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010