Чебоксарский и Чувашский; с 28.01.1953 еп. Казанский и Чистопольский; с 25.02.1954 в сане архиепископа; с 26.12.1957 архиеп. Казанский и Марийский; с марта 1960 г. на покое; с 23.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 16.10.1973 архиеп. Ивановский и Кинешемский; † 4.12.1977. Иов (Рогожин) в 1920 г. хирот. во еп. Вольского, вик. Саратовской епархии; с 1922 г. еп. Пятигорский и Прикумский; с 1926 г. еп. Усть-Медведицкий, вик. Донской епархии; с 1927 г. еп. Мстерский, вик. Владимирской епархии; † 20.04.1933. Иов (Тывонюк) 3.01.1975 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 19.07.1976 зам. пред. ОВЦС; с 12.04.1982 в сане архиепископа; с 30.11.1988 архиеп. Костромской и Галичский; с 14.09.1989 архиеп. Житомирский и Овручский; с 5.10.1994 архиеп. Одинцовский, вик. Московской епархии; с 27.12.1996 архиеп. Челябинский и Златоустовский. Иона (Зырянов) 5.07.1964 хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского; с 27.02.1968 еп. Ставропольский и Бакинский; † 1.06.1975. Иона (Карпухин) 25.10.1992 хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского. Иона (Лазарев) 16.01.1926 хирот. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии; с 1926 г. в заключении. Иона (Орлов) 19.03.1944 хирот. во еп. Воронежского; с февр. 1945 г. архиеп. Воронежский и Острогожский; † 26.05.1945. Ионафан (Елецких) 23.04.1989 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с сент. 1991 г. на покое; с 1992 г. еп. Белоцерковский, вик Киевской епархии; с 1994 г. еп. Глуховский и Конотопский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.07.1995 архиеп. Сумской и Ахтырский. Ионафан (Кополович) 28.11.1965 хирот. во еп. Тегельского, вик. Среднеевропейского экзархата; с 7.10.1967 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Нью-Йоркский и Алеутский, экзарх Северной и Южной Америки; с 10.04.1970 на покое; с 8.06.1970 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; с 11.10.1972 архиеп. Кишиневский и Молдавский; с 12.05.1987 на покое; † 21.05.1990. Иосиф (Невский) в 1921 г. хирот. во еп. Валдайского, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Gregoire Palamas: Triade pour la defense des saints hesychastes. Vol. I, II. Louvain. 1959. L " Eglise Orthodoxe hier et aujourd " hui. P.1960.pp200. Итал. , нем. пер. 1962. The Orthodox Church. L. 1964. pp. 245. Orthodoxie et Cathollclte. P. 1965. A study of Gregory Palamas. L. 1964. pp. 245. La Christologie Byzantine. P. 1967. Le Christ dans la Theologie Byzantine. P. 1968. Marriages: An Orthodox Perspective. Tukahoe. N.Y. 1970. pp. 104. МЕЛЬНИКОВ, Евгений Иванович. 1909» ? • Доктор философии Карлова университета в Праге. Статьи по иконографии и археологии. Мат. Биб. II. Бл. 194–1. МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1875–1960) Сын старообрядческого священника, видный старообрядческий деятель и апологет. Редактор первых старообрядческих газет «Утро» и «Народная Газета», начавших выходить после дарования старообрядцам свободы в 1905 году. В 1931 году бежал в Румынию, переплыв ночью Днестр. В 1941–1942 годах находился в России при румынской церковной миссии. Умер в Румынии 12 мая. Безбожники сами верующие, но бессознательные. Кишинев. 1931. Нужна ли вера в Бога? Публичный диспут. Кишинев. Есть ли душа у человека и бессмертна ли она? Диспут с агитаторами Хвостиковым и Логиновым. Кишинев. О христианских догматах и таинствах. «Публичный диспут с агитаторами Мининым и Бухариным. Кишинев. Безбожие, как безумие и ужас. «Диспут с агитатором Шпаной и политопросветчиком Дриздиным. Кишинев. Откуда взялся Бог ? Беседа учителя с пионерами. Кишинев, стр. 36. О сектантском священстве. Варшава. 1934. Современное безбожие. Кишинев. 1935. О безбожническом и христианском догматизме. Кишинев. 1937 Безбожие недоказуемо. Варшава. 1937. Откуда произошла вера в Бога? Владимирово. 1938. стр. 48. МЕРЖЕЕВСКИЙ Владимир Данилович (1897) Родился 8 ноября в Новозыбкове, Черниговской губ. Отец инженер. Окончил в 1916 году реальное училище в Георгиевске, Терская область и Политехнический Институт в Риге. Эмигрировал в 1926 в Бразилию. Служил в Главной Электрической Компании в Сан-Паоло. Церковный и общественный деятель. Член Епархиального Совета, близкий сотрудник Феодосия, архиепископа Сан-Паольского и вся Бразилии (1884–1968). Редактор «Владимирского Вестника» (1948–1968) и автор многочисленных статей в других журналах и газетах. МЕРЗЛЮКИН Алексей Сергеевич (1898–1970)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

14. Конисси Д. Философия Лао Си. — «Вопросы философии и психологии», кн. 23. 15. Ледж Д. Мудрец Конфуций и китайская религия. — РВТ, с. 63. 16. Мюллер М. Религии Китая. М., 1901. 17. Петров А. Очерк философии Китая. — Сб. «Китай», М., 1940. 18. Попов П. Китайский пантеон. — «Сборник музея антропологии и этнографии», т. I, в. 5, 1907. 19. Радуль-Затуловский Я. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. 20. Рубин В. Идеология и культура древнего Китая. М., 1970. 21. Серебрянников И. Миф и религиозный культ в Китае. — «Вестник Маньчжурии», 1930. 22. Соловьев Вл. Китай и Европа. — Собр. соч., т. IV. 23. Титаренко М. Мо-цзы и ранние монеты о процессе познания. — «Вопросы философии», 1964. 24. У Цзин-цзы. Неофициальная история конфуцианцев. М., 1959. 25. Федоренко Н. Земля и легенды Китая. М., 1961. 26. Шкуркин П. Очерки даосизма. — «Вестник Азии», 1926. 27. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. 28. Ян Хун-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.-Л., 1950. 29. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957. 30. Яншина Э. Богоборческие мотивы в древнекитайской мифологии. — «Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР», 1963. 31. Chai Chu and Chai Winberg. The Humanist Way in Ancient. China, 1965. 32. Creel H.G. Confucius: the Man and the Myth. New York, 1951. 33. Creel H.G. Chinese Thought from Confucius to Мао Tsetung. New York, 1960. 34. Do-Dink P. Confucius et 1 " humanisme chinois. Bourges, 1967. 35. Fung You-lan. History of Chinese Philosophy. London, 1968. 36. Kaltenmark. Lao Tsen et le taoisme. Bourges, 1965. 37. Kelen B. Confucius: in life and legend. N.Y., 1971. 38. Smith D.H. Chinese Religions. London, 1968. 39. Wilhelm R. Lao-tse und Taoismus. Stuttgart, 1925.   ИНДИЯ 1. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА Источники 1. Арриан. Индия. — «Вестник древней истории», 1940. 2. Артахашастра. М.-Л., 1959. 3. Геродот. История. М., 1972. 4. Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. М.-Л., 1960. 5. Махабхарата. Кн. I. Адипарва. Пер. В. Кальянова. М.-Л., 1950.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Biichner К. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer. S. 344–352,432–440. 165 Poschl V. L " epopee romaine//Association Guillaume Bude. Actes du X " congres. Toulouse, 8–12 avril 1978. P., 1978. P. 139–156 (144–145). 166 WlosokA. Die Gottin Venus in Vergils Aeneis. Heidelberg, 1967AlbrechtM. v. Romische Poesie. Texte und Interpretationen. Heidelberg, 1977; Die Kunst der Spiegelung in Vergils Aeneis//Hermes. 93.1995, S. 5464; Einheit und Vielfalt von Vergils Lebenswerk//Gymnasium. 90.1983. S. 123–143. 167 Albrecht M. Einheit und Vielfalt… S. 126. 168 Parry A. The Two Voices of Virgil " s Aeneid//Virgil. 1966. P. 116. 169 Ibid. P. 120. 170 Ibid. P. III. 171 Williams R. D. Virgil//Greece and Rome. New Survevs in the Classics. 1967. I. P. 32. 172 Otis B. Virgil: A Study in Civilised Poetry. L„ 1963. 173 Putnam M. C. J. The Poetry of the Aeneid: Four Studies in Imaginative Unity and Design. Harvard, 1965. 174 Гаспаров Μ. Л. Указ. соч. С. 34. 175 Putnam Μ. C. J. Op. cit. P. 196. 176 BiichnerK. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer, S. 344–352; Wlosok Vgl. A. Vergils Didotragodie: Ein Beitrag zum Problem des Tragischen in der Aeneis//Studien zum antiken Epos/Hrsg. v. H. Gorgemanns u. E. A. Schmidt. Meisenheim a. Glan, 1976. S. 228–250. 177 Wilson J. R. Action and Emotion in Aeneis//Greece and Rome. 1969. N 16. P. 67–75. 178 Quinn К. Virgil " s Aeneid: A Critical Description. L„ 1968. 179 WlosokA. Vergil in der neueren Forschung. S. 146. 180 Выражение, употребленное в докладе американского исследователя У. С. Андерсона «Дикция и поэзия в»Энеиде»» на Международной вергилиевской конференции, которая состоялась и сентябре 1981 г. в г. Маитуе. 181 Ср. следующие рецензии: Otis В.//Classical Journal. 1968. 64. P. 371; PoschI K//Anzeiger fur die Altertumswissenschaft. 1969.22. S. 5–6; v. AlbrechtM.//Gnomon. 1970.42. S. 95. 182 Newman J. R. Augustus and the New Poetry (Collection Latomus, vol. 88). Bruhelles. Berchem, 1967. 183 См. примеч. 120. 184 Georg. IV, 563–566. 185 пастбища… сёла. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

С 1948 года — адвокат Московской областной коллегии адвокатов (с 2002 — Адвокатской палаты Московской области). В 1960–1970-е годы на процессах в Москве, Ленинграде, Горьком, Риге, Харькове не нраз защищал диссидентов. В частности, в 1968 году на процессе известных диссидентов А. И. Гинзбурга и Ю. Т. Галанскова защищал машинистку Веру Лашкову, печатавшую статьи основных обвиняемых. Одним из нашумевших уголовных дел, в котором Семен Ария участвовал как защитник, было дело актрисы Валентины Малявиной, обвинённой в убийстве своего гражданского супруга артиста Станислава Жданько. Первоначально суд, в котором Ария не участвовал, признал Малявину виновной и приговорил её к 9 годам лишения свободы. Ария убедительно отстаивал версию о самоубийстве Жданько — по его просьбе была проведена серия испытаний на биоманекенах, подтвердившая его точку зрения. Новый суд принял компромиссное решение — пересмотреть приговор, но лишь снизив его до пяти лет лишения свободы. Однако новый приговор открыл возможность для скорого условно-досрочного освобождения Малявиной. Александр Александрович Щербаков (15.09.1923 — 29.11.2013), летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1971), участник Великой Отечественной войны Фото: youtube.com Попал на фронт в 1944 году, сбил один самолёт. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. В 1951 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С июня 1953 по ноябрь 1986 — на лётно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Провёл испытания на штопор: МиГ-17ЛЛ (1956), МиГ-19 (1958), МиГ-19С (1959), Як-25РВ (1960), Як-27Р (1960), МиГ-21Ф-13 (1961),Су-9 (1962), Су-7Б (1962), Су-9У (1963), МиГ-21У (1963), Як-28Л (1965), Як-28П (1966), Су-7УБ (1967–1968, 1971), МиГ-25П (1969, 1972), МиГ-23 (1970), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), Су-24 (1974), Су-25 (1982). Провёл также большое количество испытаний многих самолётов-истребителей на критические режимы полёта. В 1986 года вышел в отставку в звании полковника.

http://pravmir.ru/2013-poteri-goda/

Strathmann H., Geschichte der frühchristlichen Askese, vol. I, Leipzig 1914. Turbessi G., Ascetismo e monachesimo prebenedettino, Roma 1961. Windisch Η., ασκω, in Kittel 1 (1965) 1313–1318. Wulf F., Ascèse, EF 1 (1967) 128–137. Совлечься себя Bardy G., Dépouillement – chez les Pères, DS 3 (1957), 458–468. Oechslin R. L., Dépouillement – dans l’Écriture, DS 3 (1957) 456–458. Воздержание Blond G., Encratisme, DS 4,1 (1960) 628–642. Camelot C. Th., Enkrateia (continentia), DS 4,1 (1960) 357–370. См. глава VIII Умеренность. Очищение Arnou R., Le désir de Dieu dans la philosophie de Plotin, Paris 1967, cc. 153 СЛЛ. Hauck Fr. – Meyer R., καθαρς, καθαρζω, in Kittel 4 (1968) 1255–1296. Paschen W., Rein und Unrein. Untersuchung zur biblischen Wortgeschichte, München 1970. Raasch J., Katharsis – de lAncien Testament aux Pères de l’Eglise, DS 8 (1974), 1670–1883. Simon M., Souillure morale et souillure rituelle dans le christianisme primitif, in Studi e materiali di storia delle religioni 38 (1967) 498–511. Toombs L. E., Clean and unclean, in The Interpreter’s dictionary of the Bible, I, Nashville 1962, cc. 642–648. Trouillard J., Katharsis – dans la philosophie antique, DS 8 (1974) 1664–1670. Грех Jagu A., Les philosophes grecs et le sens du péché, in Théologie du péché, Tournai 1960, cc. 189–240. Ligier L., Péché d " Adam et péché du monde, in Théologie 43 и 48 (1960–61). Ligier L., Péché et connaissance. Essai de théologie biblique sur le péché d " Adam et le péché du monde, Paris 1960. Panagiotis N. Trembelas, Dogmatique de l " Église orthodoxe catholique, vol. I, Chevetogne-Paris 1966, cc. 580 слл. Rondet H., Aux origines de la théologie du péché, NRT 79 (1957) 16–32. Rondet H., Notes sur la théologie du péché, Paris 1957. Ruf A., Sünde und Sündenvergebung nach der Lehre des hl. Johannes Chrysostomus, Freiburg im Br. 1959. Teichtweier G., Die Sündenlehre des Origenes. Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie 7, Regensburg 1958. Thunberg L., Microcosm and Mediator, op. cit., cc. 152 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Philippose, K. Orthodoxy and Mission//The Student World 50 (1957): 361–369. Ramaios, Antonios. The Cross and Mission//Porefthendes 10 (1968): 45–54. Schmemann, Alexander. The Missionary Imperative in the Orthodox Tradition//The Theology of the Christain Mission, р. 250–257. Edited by Gerald Н. Anderson, New York: McGraw-Hill, 1961. Spiller, Vsevolod. Missionary Aims and the Russian Orthodox Church//International Review of Mission 52 (1963): 195–205. Tsami-Dratsella, Maria. The Founding of External Mission in the Book of Acts//Porefthendes 10 (1968): 38–40. Yannoulatos, Anastasios. Orthodoxy and Mission//St. Vladimir’s Seminary Qaurterly 8 (1964): 139–148. Yannoulatos, A. A Prayer Campaign//Porefthendes 1 (1959): 1–3. Yannoulatos, A. The Purpose and Motive of Mission//International Review of Mission 54 (1965): 281–297. Эта статья в более подробном изложении и с некоторыми дополнениями опубликована в Porefthendes 9 (1967): 2–10, 34–36. Yannoulatos, A. Theology – Mission and Pastoral Care//The Greek Orthodox Theological Review 22 (1977): 157–180. К главе 8 Bratsiotis, P. I. The Evangelistic Work of the Contemporary Greek Orthodox Church//The Christian East n. s. 1 (1950): 21–32, 38–41. Bria, Ion. The Church’s Role in Evangelism: Icon or Platform?//International Review of Mission 64 (1975): 243–250. Hatzimichalis, Nectarios. Orthodox Monasticism and External Mission II Porefthendes 4 (1962): 12–15. Hopko, Thomas. The Bible in the Orthodox Church//St. Vladimir’s Theological Quarterly 14 (1970): 66–69. Istavridis, Vasil T. Theological Education for Mission//The Greek Orthodox Theological Review 13 (1968): 7–14. Khodre, George. An Eastern Orthodox Viewpoint, an Interview by Paul Loftier//International Review of Mission 60 (1971): 65–69. Khodre, G. Mission et Developpement dans la théologie Orthodoxe//Contacts 26 (1974): 66–73. Meyendorff, John. Orthodox Missions in the Middle Ages//History’s Lessons for Tomorrow’s Mission, p. 99–104. Geneva: World’s Student Christian Federation (год издания не указан).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

1996; Bd. 13: Vorlesung über die Philosophie des Geistes (Berlin 1827/28). 1994; Bd. 14: Philosophie des Rechts. 2000; Bd. 15: Vorlesungen über philosophische Enzyklopädie (1812/13). 2002; Bd. 16: Vorlesungen über die Philosophie der Natur (B., 1819/20). 2002. Отдельные изд.: Theologische Jugendschriften/Hrsg. von H. Nohl. Tüb., 1907. Fr./M., 1966R; Dokumente zu Hegels Entwicklung/Hrsg. von J. Hoffmeister. Stuttg., 1936; Briefe von und an Hegel/Hrsg. von J. Hoffmeister. Hamb., 1952-1961. Bde 1-4; Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen/Hrsg. von G. Nikolin. Hamb., 1970. На рус. яз.: Собр. соч. М., 1929-1959. Т. 1-14; Эстетика. М., 1968-1973. Т. 1-4; Работы разных лет: В 2 т. М., 1970-1971; Наука логики: В 3 т. М., 1970-1972; Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977; Философия религии: В 2 т. М., 1975-1977; Политические произв. М., 1978; Философия права. М., 1990. Библиогр.: Сист. указ. лит-ры о Гегеле: Рус. лит. XIX - нач. XX в. Сов. лит. (1917-1974)/Сост. Л. В. Шумилова. М., 1974; Hegel-Bibliographie/Hrsg. K. Steinhauer. Münch., 1980. Лит.: Rosenkranz K. G. W. F. Hegels Leben. B., 1844; Гайм Р.Гегель и его время. СПб., 1861; Тренделенбург А. Логические исследования. М., 1868. Ч. 1-2; Кэрд Э. Гегель. М., 1898; Фишер К. История новой философии. СПб., 1903. Т. 8. Ч. 1-2: Гегель; Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels//GW. Stuttg.; Gött., 1921. Bd. 4; Glockner H. Hegel. Stuttg., 1929-1940. Bde 1-2; Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk. Lpz.; B., 1929; Lasson G. Einführung in Hegels Religionsphilosophie. Lpz., 1930; Schmidt E. Hegels Lehre von Gott. Gütersloh, 1952; idem. Hegels System der Theologie. B.; N. Y., 1974; Albrecht W. Hegels Gottesbeweis. B., 1960²; Hartman N. Philosophie des Deutschen Idealismus. B., 1960². 2 Bde; Kroner R. Von Kant bis Hegel. Tüb., 1961². 2 Bde; Chapelle A. Hegel et la religion. P., 1963-1967. Bd. 1-3; Kimmerle H. Zur Theologische Hegelsinterpretation//Hegel-Studien. Bonn, 1965. N 3; Splett J. Die Trinitätlehre G. W. Hegels.

http://pravenc.ru/text/161846.html

профессор Павел Николаевич Евдокимов (1901–16.09.1970) Догматическое богословие Нравственное богословие Православная антропология Церковное искусство профессор Павел Николаевич Евдокимов Русский религиозный философ, богослов и общественный деятель. Внёс вклад в распространение Православия во Франции и в других франкоязычных странах. Биография Родился в 1900 году в Санкт-Петербурге. Происходил из дворянской семьи потомственного военного. Его отец был убит террористом в 1905 году. Обучался в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1918 поступил в Киевскую духовную академию. Участвовал в Гражданской войне 1917—1922 годов. В 1920 покинул Россию. С Добровольческой армией эвакуировался в Стамбул. В 1923 году переехал в Париж. Женился. В 1928 году окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. После защиты докторской диссертации («Достоевский и проблема зла») стал доктором философии и богословия. С 1953 года — профессор нравственного богословия Свято-Сергиевского православного богословского института. Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), преподавал во французских школах. В годы Второй мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1941 году стал одним из основателей межконфессионального благотворительного комитета «Объединение помощи беженцам» (CIMADE) во Франции. С 1947 по 1968 годы — директор международного студенческого центра CIMADE в г. Севр. В 1953 году стал одним из организаторов Всемирной федерации православной молодёжи «Синдесмос», был её 1-м президентом. С 1958 по 1961 год он опубликовал несколько книг по православному богословию. П. Н. Евдокимов был участником экуменического движения. С 1948 по 1961 годы был преподавателем в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария). С 1967 года — профессор Высшего экуменического института в Париже. Наблюдатель на  II Ватиканском соборе (1962-1965). В 1968 году Фессалоникский университет присудил ему степень доктора богословия honoris causa. Умер во сне 16 сентября 1970 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Литературные источники Цитирование и экзегеза Священного Писания : Stapelmann 1954, Klijn 1965, Baker 1969, Vööbus 1972, Desprez 1972, Quispel 1977, Thurin 1983 (ср. Thurin 1989); Aro-Heinilä 1992; Hesse 1992; Schulze 1992, Gryson 2001; цитаты из γραφα: Stiglmayr 1913, Vööbus 1972, Mees 1974; апокрифы : Baker 1964a, Quispel 1964,1967a, 1975 (I, 64, 8 [t. II, p. 218, lin. 25–28 Berthold] свидетельствует о знакомстве автора с неканонической традицией иудейского происхождения); апофтегмы : Raasch 1970. Слушатели Макария/Симеона (окружение Корпуса) Berthold 1979, Desprez 1989, Burns 1999b. Язык Лексика : Klostermann E. 1944, KlostermannBerthold 1957, Le Guillou 1974, Desprez 1984, Requena 1972, Войтенко 1999; семитизмы , влияния сирийского языка и литературы: Vööbus 1960, 127139, 1972, Ihnken 1989a; пословицы и поговорки : Stiglmayr 1912a, Robert 1940. Работы по «Духовным беседам» до (и специально по «Духовным беседам» после) открытия разных типов Макариевского Корпуса Floss 1850 (см. также: Idem. De ss. Macariorum Aegyptii et Alexandrini vitis quaestiones criticae et historicae: PG 34, 1–176), Gore 1907, Stiglmayr 1909, 1910a, 1911a, Flemming 1911, Stiglmayr 1912b, Villecourt 1922, Stäniloae 1958, Vodoz 1966, Levasti 1969, Deseille 1984. Соотношения типов, проблемы реконструкции прототипа и изданий Корпуса, рукописи Mercati 1906, Villecourt 1922, Dörries 1941, Klostermann E. 1944, Muyldermans 1955, Berthold 1961, Schulze 1962, Kirchmeyer 1965, Davids E. 1967, Gribomont 1975, Berthold 1981, Schulze 1983, Berthold 1990, Géhin 1999, Desprez 2006b. Проблемы, связанные с «Великим посланием» Marriott 1918c, Villecourt 1921, Jaeger 1954, Staats 1963, 1968, Canevet 1969, Davids A. 1969b, Vööbus 1972, Ihnken 1986, Staats 1984. Вопросы авторства отдельных произведений Корпуса Литература указана в разделах о «Великом послании» и Григории Нисском , а также выше, с. 216–218. Об авторстве сирийского «Макариевского корпуса» см. также Kohlbacher 2000. Учение В общем Монографии: Davids E. 1968, Dörries 1978, Chatzopoulos 1991 (параллельно с мессалианскими тезисами и учением Симеона Нового Богослова) . Достаточно обширная работа: Арсений 1899/2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010