Третье письмо Акиндину// ΓΠΣ 1, 296–312 933 . Meyendorff J. Une lettre de Grégoire Palamas à Akindynos// Θεολογα. 1953. 24. 557–582. [Текст no Par. gr. 1238, f. 262v-266v и Coisl. 99, f. 102–109v.: 569–582]. изд.: Athènes 1953. 28. отд. изд.://ВН 6 .522). III. 3–28. [Редакция В, согласно исслед. Надала]. пер. с прим.: Мейендорф И. Ф. Письмо к Акиндину св. Григория Паламы //Правосл. мысль. Париж 1955. 10. 113–126. рус. пер.://ВН 6 .522). IV. пер.: Nadal J. S. 6 .934). 262–279. [С выделением частей, измененных по ср. с первой ред.]. 934 . Nadal J.-S. La rédaction première de la Troisième lettre de Palamas à Akindynos//OCP 1974. 40. 233–285. параллельно, греч. текст первонач. редакции (А) письма Паламы, восстанавливаемый из опровержения Григория Акиндина в ркп Mon. gr. 223, f. 32r-49v, и франц. пер. второй ред. письма Паламы по изд. Мейендорфа , с выделением фраз, опущенных при второй редакции. Также восстановлены святоотеч. и библ. аллюзии, не указ. Мейендорфом]. Первое Варлааму// ΓΠΣ 1. 225–259 935 . Papamichail G. Г ρηγορου το Παλαμ κατ Βαρλαμ το Καλαβρο//EkPhar 1914. 13. 42–52, 245–255, 464–476. См. также 6 .656. Второе Варлааму// ΓΠΣ 1. 260–295 Триады // ΓΠΣ 1. 355–694 Первая публ. отрывков (Разд. 1.2), в древнегреч. подлиннике, но с направленной редактурой текста, в Венецианском и затем сл. изд. Добротолюбия: 936 .// Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. же://PG 150. 1101–1117. [Согл. наблюдениям прот. Валентина Асмуса , преп. Никодимом Святогорцем «была устранена догматико-полемическая конкретность, и Варлаам со товарищи превратились в безымянных и абстрактных “еретиков” " ]. 937 . Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes/Introd., texte critique, trad. et notes Meyendorff J. Louvain 1959. 1–2. 1. 767. (Spicilegium sacrum Lovaniense. et documents. 30–31.) 2 1973: Текст: 5–727 [=TLG 3254/3]. Beck H.-G.//BZ 1962. 55. 115; Lievens R.//RHE 1961. 56:3–4. 946; [Anonym.]//ThRev 1962. 58. 90; Hussey J. M.//JThS 1964. 15. 192; Lanne E. Publication d’une oeuvre de Grégoire Palamas//Irénikon. 1962. 35. 268–270; RHE 1961. 56. 946–953; Beck H.-G.//BZ 1962. 55. 115; Grumel V.//REB 1960. 18. 253; Candal M.//OCP 1961. 27. 173–176; Joannou P.-P.//ThL 1961. 86. 438; Boularand E. Grégoire Palamas et la défense des saints hésychastes//RAM 1960. 36. 227–240. греч. текста: Thessaloniki 1984. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Видя, какой оборот принимает новая волна преследований, Патриарх Алексий сделал попытку встретиться с первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым, чтобы обсудить возникшие проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства, но эта попытка окончилась неудачей. В 1959 году власти сняли с регистрации 364 православных общины, в 1960 – 1398. Был нанесен удар по духовным учебным заведениям. В 1958 году в 8 семинариях и 2 академиях обучалось немногим более 1200 человек на дневном отделении и более 500 – на заочном. Властями были приняты жесткие меры по недопущению молодежи в духовные учебные заведения. В октябре 1962 года Совет по делам Русской Православной Церкви сообщал ЦК КПСС, что из 560 юношей, подавших в 1961-1962 гг. заявления о приеме в семинарии, 490 их забрали, что явилось следствием " индивидуальной работы " с ними. Были закрыты Киевская, Саратовская, Ставропольская, Минская, Волынская семинарии. К осени 1964 года количество учащихся по сравнению с 1958 годом сократилось более чем вдвое. В 3 семинариях и 2 академиях обучалось 411 человек на дневном отделении и 334 на заочном. 16.03.1961 г. Совет Министров СССР принял постановление " Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах " , предусматривавшее возможность закрытия храмов без согласования с Советом Министров союзных республик на основании только постановлений областных (краевых) исполкомов при условии согласования их решений с Советом по делам Русской Православной Церкви. В результате в 1961 году было снято с регистрации 1390 православных приходов, а в 1962 году – 1585. В 1961 году под давлением властей Священный Синод принял постановление " О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни " , которое затем было принято Архиерейским собором. Практическое осуществление этой реформы привело к отстранению настоятеля от руководства приходской деятельностью. Руководителями всей хозяйственной жизни прихода становились старосты, чьи кандидатуры в обязательном порядке согласовывались с исполкомами. В 1962 году был введен жесткий контроль над совершением треб – крещений, венчаний и отпеваний. Они заносились в книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов участников, что в иных случаях приводило к преследованиям их.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937. Иустин (Мальцев) 8.01.1945 хирот. во еп. Вологодского и Череповецкого; с нач. 1949 г. еп. Псковский и Порховский; с 20.10.1949 еп. Казанский и Чистопольский; † 4.04.1950. Кассиан (Ярославский) 26.03.1961 еп. Угличский, вик. Ярославской епархии; с 14.05.1963 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 20.05.1964 архиеп. Костромской и Галичский; с 30.11.1988 на покое; † 20.03.1990. Киприан (Зернов) 6.08.1961 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 14.11.1961 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 5.08.1963 в сане архиепископа; с 20.05.1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Среднеевропейский; с 23.06.1966 на покое; † 5.04.1987. Киприан (Комаровский) с 4.12.1911 еп. Семипалатинский, вик. Омской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1923 г. принес покаяние, арестован, заключен в Соловецкий лагерь; с 13.11.1925 еп. Владивостокский; с 1927 г. в сане архиепископа; с 15.09.1927 архиеп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 19.07.1929 на покое; с 23.10.1932 архиеп. Златоустовский, вик. Уфимской епархии; с авг. 1933 г. архиеп. Ижевский и Златоустовский; с 11.06.1934 архиеп. Вятский; с 5.08.1937 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– Jean Meyendorff, «La procession du Saint-Esprit chez les Pères orientaux»//Russie et Chrétienté, 3–4, 1950, pp. 164–165. – Serge Verkhovskoy, «La procession du Saint Esprit d’après la triadologie orthodoxe»//Russie et Chrétienté, 3–4, 1950, pp. 197–210. 1953 – Священник Иоанн Мейендорф , «У истоков споров о Filioque»//Православная Мысль, IX, 1953, с. 114–137. 1955 – Протоиерей Владимир Родзянко, «Как разрешить проблему „Филиокве“?»//ВРЗЕПЭ, 24, 1955, с. 259–291. 1957 – Владимир Николаевич Лосский , «К вопросу об исхождении Святого Духа»//ВРЗЕПЭ, 25, 1957, с. 54–62. 1959 – Jean Meyendorff, Introduction à l’étude de saint Grégoire Palamas, Paris, 1959. – На русском языке: Протопресвитер Иоанн Мейендорф , Жизнь и труды святителя Григория Паламы , СПб, 1997. – Olivier Clément, «Vladimir Lossky, un théologien de la personne et du Saint Esprit» (in memoriam)//Messager, 30–31, 1959, pp. 137–206. 1960 – Olivier Clément, «À propos du Filioque» (Третья часть опубликована под названием «De la Tranfiguration»)//Le Messager orthodoxe, 7, 1960, pp. 9–22; 8, 1960, pp. 22–32; 10, 1960, pp. 26–31. 1961 (1985, 1998) – Olivier Clément, L’Église orthodoxe. Paris, 1961 (1 st edition); Paris, 1985 (3 rd edition); Paris, 1998 (6 th edition). Вопрос о Filioque разбирается на с. 59–61 для первого издания, с. 55–57 для 3-го и 6-го, которые в отношении этого вопроса переработаны. 1963 – Nikos А. Nissiotis, «Pneumatologie orthodoxe» in Le Saint Esprit, Genève, 1963, pp. 85–106. 1964 – Olivier Clément, Byzance et le christianisme, Paris, 1964. – Olivier Clément, L’essor du christianisme oriental, Paris, 1964. 1969 – Paul Evdokimov, L’Esprit Saint dans la tradition orthodoxe, Paris, 1969. 1971 – Olivier Clément, «Le schisme entre l’Orient et l’Occident chrétiens et les tentatives d’union au Moyen-Âge»//Messager, 73–74, 1971, pp. 24–46. – R.P. Jean-Michel Garrigues, «Le sens de la procession du Saint-Esprit dans la tradition latine du premier millénaire»//Contacts, 75, 3ème trimestre 1971, pp. 283–309. – Перепечатано в переработанном виде под названием: «Procession et ekporèse du Saint-Esprit»//Istina, 3–4, 1972, pp. 345–366.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Стефан (Севбо Симеон Иосифович), ЕВ von Wien und Österreich Биографические данные о нем весьма скудные. Известно, что он был протоиереем и служил на приходах в Белоруссии. В 1942 году хиротонисан в г.Минске во епископа Смоленского, Чин хиротонии совершали: митрополит Минский Пантелеймон, епископ Гродненский Венедикт и епископ Могилевский Филофей. Принадлежал к Белорусской автокефалии. В 1944 году вывезен немцами при отступлении. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: «Рапорт архиепископа Минского и Белорусского Питирима на имя Свят.Патриарха Алексия от 6 окт.1951 года». Журнал «Наука и Религия» 1961 г., 93, стр.38, 42. Er wurde 1872 im D Teluša bei Minsk geboren. Sein Vater war Psalmensänger. Nach dem Besuch der Geistlichen Schule studierte er von 1891 bis 1894 am GS in Minsk. 1896 empfing er die Priesterweihe und diente in der Ep. Minsk. Mit 41 Jahren verlor er seine Frau. 1919 kam seine Pfarrei zu Polen. Er protestierte gegen die Autokephalie der polnischen Orthodoxie und weigerte sich, sie anzuerkennen, woraufhin er 1924 verhaftet wurde und bis 1940 in verschiedenen Gefängnissen sein mußte. Nach seiner Befreiung 1940 schloß er sich der Weißrussischen Autonomen Kirche an. 1942 Mönchsweihe; nach der Erhebung zum Archimandriten wurde er 1942 zum Bvon Smolensk und Brjansk geweiht. 1943 trat er in Beziehung zur Auslandskirche, der er sich nach seiner Flucht nach Deutschland anschloß. 1946 wurde er zum EB von Wien und Österreich ernannt. Er residierte aber in Salzburg, wo er kurz vor seinem Tode noch die neue Kathedrale einweihen konnte, deren Bau auf seine Initiative zurückging. Am 17 ./30.3.1962 erhielt er das Recht, ein Brillantenkreuz am Klobuk zu tragen. Es wird erzählt, daß EB Stefan einmal auf der Straße einer Mutter begegnete, die ein schon großes Kind auf dem Arm trug. Scharf und vorwurfsvoll sprach er sie an: «Was verhätschelst du ihn! Laß ihn los, er wird allein gehen.» Ohne sich bewußt zU sein, was sie tat, stellte sie den gelähmten Sohn auf die Erde: Das Kind konnte stehen und ging umher. Im Mai 1964 erinnerte der Autor den EB daran: «Vladyka, das war doch ein Wunder!» – «Ja, Gott ist sehr barmherzig», antwortete der EB (S.N. Bogoljubov, Svjetloj pamjati Archiepiskopa Stefana, in: Prav. Rus’1965,3,5). Gestorben am 25.1.1965 in Salzburg. Literatur: Prav. Rus» 1962,7,13; 1964,15,11; 1965,2,14; 1965,3,5–7. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 76, 96f, 251, 429f. W.Alexeev – Th.G. Stavrou, The Great Revival 118f. IKZ 1965,134. Dokumenty obliajut. Reakcionnaja rol’ religii i cerkvi na territorii Belorussii (Minsk 1964) 83, 87. Šamaro, A., Krestonosnoe predatei’stvo, in: NiR 1961 ,3 ,38–43. NiR 1988,5,15 (Unterschrift in einer Grußadresse an Hitler). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

БЕРЛИНСКАЯ 03(16)11.1948 13(26)09.1950 КАЗАНСКАЯ 13(26)09.1950 05(18)12.1952 Сергий Костин НОВОРОССИЙСКАЯ 01(14)08.1955 04(17)09.1956 в/у КРАСНОДАРСКАЯ 12(25)04.1956 18(31)05.1956 КОСТРОМСКАЯ 04(17)09.1956 02(15)06.1959 Сергий Крылов-Платонов КОСТРОМСКАЯ 17.03.1812 04.06.1817 РЯЗАНСКАЯ 04.06.1817 18.08.1824 Сергий (сх. Михаил) Кудрявцев КРАСНОХОЛМСКАЯ Сергий Куминский РАДОМЫСЛЬСКАЯ 18(31)08.1923 в/у КИЕВСКАЯ в/у БЕРШАДСКАЯ БУЗУЛУКСКАЯ 09(22)11.1934 ЛИВНЕНСКАЯ 09(22)11.1934 27.01(09.02)1935 РЫЛЬСКАЯ 27.01(09.02)1935 08(21)05.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 08(21)05.1935 18(31)05.1935 ВОЛЬСКАЯ 03(16)10.1935 19.03(01.04)1936 АЧИНСКАЯ 19.03(01.04)1936 22.10(04.01)1937 в/у КРАСНОЯРСКАЯ 19.03(01.04)1936 22.10(04.11)1937 Сергий Лубенцов (Лабунцов) ПРИЛУКСКАЯ Сергий Лавров САЛМАССКАЯ 01.12.1913 01.07.1916 СОЛИКАМСКАЯ 01.07.1916 21.01.1917 АСТАНАЙСКАЯ 21.01.1917 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ в/у ТАШКЕНТСКАЯ АСТАНАЙСКАЯ, паки 24.01(06.02)1927 в/у ТАШКЕНТСКАЯ, паки 12(25)01.1925 24.01(06.02)1927 КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 03.1929 ГОРЬКОВСКАЯ, обн. (1938) Сергий Ланин УМАНСКАЯ 02.06.1896 16.03.1902 ПСКОВСКАЯ 16.03.1902 05.12.1903 ЯРОСЛАВСКАЯ 05.12.1903 05.08.1904 Сергий Ларин ЗВЕНИГОРОДСКАЯ, обн. 28.09(11.10)1942 22.04(05.05)1943 в/у ЗАГОРСКАЯ, обн. 28.09(11.10)1942 22.04(05.05)1943 в/у МОСКОВСКАЯ, обн. 28.09(11.10)1942 22.04(05.05)1943 ТАШКЕНТСКАЯ, обн. 22.04(05.05)1943 14(27)12.1943 КИРОВОГРАДСКАЯ 02(15)08.1944 в/у ОДЕССКАЯ 02(15)08.1944 ОДЕССКАЯ 17(30)10.1947 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 17(30)10.1947 06(19)10.1949 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)10.1949 30.11(13.12)1949 ЖИТОМИРСКАЯ 30.11(13.12)1949 04(17)03.1950 ГРОДНЕНСКАЯ 04(17)03.1950 19.01(01.02)1951 в/у ТУЛЬСКАЯ 19.01(01.02)1951 20.03(02.04)1952 ТУЛЬСКАЯ 20.03(02.04)1952 27.01(09.02)1954 АСТРАХАНСКАЯ 27.01(09.02)1954 02(15)07.1959 ОМСКАЯ 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 ПЕРМСКАЯ 21.03(03.04)1961 27.09(10.10)1962 БЕРЛИНСКАЯ 27.09(10.10)1962 07(20)05.1964 в/у ПЕРМСКАЯ 27.09(10.10)1962 07(20)05.1964 ЯРОСЛАВСКАЯ 07(20)05.1964 30.08(12.09)1967 в/у ВОЛОГОДСКАЯ 12(25)05.1965 02(15)06.1965

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  ПРИМЕЧАНИЯ Глава шестая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ 1. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М., 1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьях о родословной человека («Наука и жизнь». 1964. Ном. 9. С. 25). 2. См. М. Г. Ярошевский. История психологии. М., 1985. С. 159. 3. Там же. С. 186. 4. Г. Ф. Лейбниц. Соч. Т. 1. М. С. 78 сл. 5. Вл. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве. Собр. соч. Т. III. С. 29 6. Е. В. Шорохова. Проблема сознания и философии в естествознании. М., 1961. С. 195. 7. Ch. Sherrington. The Brain and its Mechanism. Cambridge, 1934. 8. P. Bailey. The Seat of the Soul. — «Perspectives in Biology and Medecine». 1959. 2, n° 4. P. 417. 9. В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII. С. 259. 10. Е. В. Шорохова. Проблема сознания… С. 33. 11. К. Маркс. Из ранних произведений. С. 593. 12. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964. С. 102. 13. Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 125. 14. См.: Основы марксистско-ленинской философии. М., 1974. 15. См.: Л. Бюхнер. Сила и материя. Пб., 1907. С. 162; Э. Геккель. Лекции по естествознанию и философии. СПб., 1913. С. 38 сл. 16. Материя, по словам Ленина, «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.). 17. Н. А. Бернштейн. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. — В кн.: Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 322. 18. Б. Эрдман. Научные гипотезы о душе и теле. М., 1911. С. 207. 19. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. С. 31. 20. Подобные факты см.: Васильев. Цит соч. С. 56 сл. 21. А. Д. Сэмюель. Искусственный разум: прогресс и проблемы. — В кн.: М. Таубе. Вычислительные машины и здравый смысл. М., 1964. С. 144. 22. И. Новик. Кибернетика — философские и социологические проблемы. М., 1963. С. 136. 23. Вл. Соловьев. Соч. Т. III. С. 149. 24. А. Сабатье. Бессмертие души с точки зрения эволюционного натурализма. С. 68. 25. P. Бернгард. Новые соображения в кибернетических исследованиях. — В кн.: Кибернетика и живой организм. М., 1964. С. 98.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

С этой поры орден непрерывно возрастал. В 1814 г. в нем было около 600 человек, в 1850 – 4600, в 1900 – 15073, 1964 – 35968 (20026 священников, 10074 учителей, 5868 братьев; 11 ассистентов, 62 провинции, 32 независимых вице-провинции). К 1964 г. одна треть ордена работает в англоязычных странах. Как видим, апостолат восстановления общества намного перерос прежние свои размеры. Как и прежде, больше всего иезуиты занимаются воспитанием и обучением. В 1961 г. на свете было 4059 иезуитских учебных заведений (771 высшее, 817 средних, 2471 начальное). Учились в них около 1 млн. человек, примерно половина из них – в начальной школе. Работали там 12073 иезуита и 32616 человек, не состоящих в ордене. В университетах было 4917 иезуитов, в средних школах – 5806, в начальных – 1350. Университеты эти находятся, главным образом, в Америке и в Индии. В Европе многое мешало иезуитам развернуть так свою деятельность. В Риме иезуиты ведут 6 национальных коллегий и Григорианский университет, а вместе с другими орденами Понтификальный Библейский Институт и Понтификальный Восточный Институт. Возродились и научные занятия, причем особое внимание уделяется теперь общественным и естественным наукам. Иезуиты очень много пишут, часто выступают в прессе. Под их опекой было в 1956 г. 1063 периодических печатных издания (455 в Европе, 306 – в Северной Америке). С 1037 г. по 1950 год они написали 29212 книг. 51 Из других наук: в истории – Гризар и Делез, наиболее известные из поздних болландистов. Самая история ордена освещена в 90 томах, изданных иезуитами документов. В физических науках выделялись астрономы П. Секки и Йохан (18471930). Работают иезуиты в Ватиканской обсерватории. Выделяются они и в сейсмологии, и метеорологии. У них много соответствующих станций в разных частях света. Миссий сейчас тоже больше, чем прежде. В 1962 году иезуитов-миссионеров было 1312, в 1964 – 6993 (из них – 4235 священников, что составляет примерно пятую часть от всего числа священников-иезуитов). Такого количества миссионеров нет ни в одном ордене. В 1964 году иезуиты-миссионеры были во всех частях света, но больше всего – в Азии (4937) и в Африке (1338). В Западном полушарии их всего 577. В 1962 году около 1500 иезуитов вели школы в Азии и Африке, и учились там около 250000 человек. В Африке школы были в основном начальные, в Азии – 63000 человек учились в средних, 36000 – в высших учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Кульминацией всей антицерковной кампании стало изменение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Вышедшее 16 марта 1961 года постановление Совета министров СССР, которое отменило постановление Совнаркома СССР от 29 января 1945 года и указало на необходимость восстановления прав исполнительных органов в финансово-хозяйственной сфере, подготовило юридическое основание для проведения «приходской реформы» . По этому вопросу 31 марта 1961 года состоялась встреча руководства совета с несколькими иерархами Церкви, в том числе и с патриархом Алексием I. На этой встрече В. А. Куроедов, приведя ряд фактов нарушения настоятелями законодательства, заключил, что фактически «дело обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами находится в руках одного лица — настоятеля. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом» , что является нарушением законодательства о религиозных культах. Таким образом, председатель совета указал на обязательность изменения Положения об управлении Русской Православной Церковью. Патриарх Алексий I и архиереи, бывшие с ним, не стали возражать против проведения данной реформы. 18 апреля 1961 года в связи с вышеприведённой рекомендацией состоялось заседание Священного Синода, на котором было принято решение о разграничении обязанности клира и настоятеля, с одной стороны, и исполнительных органов — с другой . Отныне настоятели освобождались от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и должны были сосредоточить свои заботы только на духовном руководстве паствы. По сути, от этого решения ничего уже не зависело, Синод лишь подтвердил ранее вышедшее постановление Совета министров СССР от 16 марта 1961 года, по которому «Положение об управлении Русской Православной Церкви» потеряло силу закона . В таком случае становится интересно, почему совет настаивал на проведении реформы приходского управления через церковные органы власти? Скорее всего потому, что власть стремилась уничтожить институт Церкви её же руками, путём разложения внутренней структуры. В этом случае совсем не нужно применять жёсткие репрессии, как в 1930-х годах, она отомрёт сама по себе. По нашему мнению, именно на такой исход рассчитывали в высших эшелонах власти. Ответ на этот вопрос довольно ясно показывает специфику хрущёвских гонений. В одном из своих писем протоиерей Всеволод Шпиллер замечает, что даже официальные церковные документы выражали опасения расстройства церковного мира, например вышеприведённое решение Священного Синода, где «содержится призыв к духовенству и верующим удержаться от беспорядков, которые могут возникнуть в результате проведения в жизнь этого синодального постановления» .

http://bogoslov.ru/article/6174834

Report of the Valamo Consultation: The Ecumenical Nature of the Orthodox Witness//The Greek Orthodox Theological Review 23 (1978): 169–174. Rodzianko, Vladimir. The International Conference of Orthodox Youth, April 7th–12th, 1953//The Christian East n. s. 2 (1953): 139–148. Romanides, John S. The Orthodox: Arrival and Dialogue//The Christian Century 80 (1963): 1399–1403. Sahas, Daniel. Catholicity and Mission to the World//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 17 (1973): 117–134. Schmemann, Alexander. Problems of Orthodoxy in America//St. Vladimir’s Seminary Quarterly. I. The Canonical Problem. 8 (1964): 67–86; II. The Liturgical Problem. 8 (1964): 164–185; III. The Spiritual Problem. 9 (1965): 171–193. Schmemann, A. The Task of Orthodox Theology in America Today//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 10 (1966): 180–188. Veronis, Alexander. Report on the Foreign Missions Program of the Greek Orthodox Archdiocese of North and South America//Porefthendes 10 (1968): 25–28. Your Kingdom Come: An Orthodox Contribution to the World Missionary Conference in Melbourne, 1980//International Review of Mission 68 (1979): 139–147. Zernov, Nicholas. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. London: Darton, Longman & Todd, 1963. Zernov, N. The Significance of the Russian Orthodox Diaspora and Its Effect on the Christian West//The Orthodox Churches and the West, p. 307–327. Edited by Derek Baker. Oxford: Basil Blackwell, 1976. К главе 10 Constantelos, Demetrios J. The Zoe Movement in Greece//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 3 (1959): 11–25. Constantinides, Chrysostomos. The Lord’s ‘Go Ye... ’ and the Theology//Porefthendes 3 (1961): 19–20. Papavassiliou, J. Necessity for and Problems of Foreign Mission//Porefthendes 2 (1961): 46–47. Parthenios, Metropolitan of Carthage. Christ in Africa//Porefthendes 3 (1961): 51. Philippides, Leonidas. The Duty and Possibilities of Evangelizing the Non-Christians//Porefthendes 8 (1966): 18–21, 45. Yannoulatos, Anastasios. The Forgotten Commandment//Porefthendes 1 (1959), no. 1:1–5, no. 2:3–5.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010