52 . Никольский Н. М. «Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия», ЕС, т. XII, Л., 1928. 53 . Случевский И. Сущность законодательства св. пророка Моисея. ВЦ, 1899, т. II. 54 . Струве В. В. Исторические надписи Урукагины и история их интерпретации. ВДИ, 1964, 55 . Терновский С. А. Семейный быт евреев. БС, IV, СПб., 1900. 56 . Шифман И. Ш. Правовое положение рабов в Иудее по данным библейской традиции. ВДИ, 1964, 3. 2 Муретов В. И. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до РХ) в его отношении к Моисееву законодательству. БВ, 1903, 9 Муретов В. И. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до РХ) в его отношении к Моисееву законодательству. БВ, 1903, 2, стр. 288. 14 Дьяконов И. М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия). – в книге Очерки истории естественно-научных знаний в древности, Москва, 1982, стр. 60. 18 В 14 гл. Бытия рассказывается о господстве эламитов в Палестине, длившемся 12 лет. Библия сообщает, что царь Элама Кедорлаомер предпринял сообща со своими вассалами экспедицию в Палестину, чтобы наказать взбунтовавшееся против него население страны. 21 Олбрайт В. Ф. Археология Палестины. Варшава, 1964, стр. 39. (Albright W. F. Archeologia Palestyny, Warszawa, 1964). 22 Олбрайт В. Ф. Ветхий Завет и археология Древнего Востока, в книге Современные исследования Ветхого Завета. Под ред. Х. Роули, Оксфорд, 1961, стр. 83 (The Old Testament and Modern Study. Ed. by H. Rowley. Oxford. 1961). 27 Муретов В. И. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до РХ) в его отношении к Моисееву законодательству. БВ, 1903, стр. 303. 34 Уруинимгина, имя которого раньше шумерологи неправильно читали Урукагина, последний правитель Лагашской династии. Сменил на троне своего предшественника Лугальанда, который ничего не делал для укрепления военной мощи Лагаша, наибольший подъем которого наблюдался при царе Эаннатуме, а также воспротивился сильной власти жрецов и секуляризовал их имущество. Уруинимгина получил чрезвычайные полномочия и начал счет годов правления заново. Первым его действием было проведение серьезных оборонительных мероприятий в виду угрозы со стороны соседней Уммы, старой соперницы Лагаша. Кроме того, Уруинимгина взялся за проведение законодательных реформ, которые должны были пресечь все злоупотребления и произвол. Но его деятельность не дала прочных результатов. Вскоре правитель соседней Уммы Лугальзаггиси одержал победу над Уруинимгиной и завоевал Лагашское государство на 7-ом году царствования Уруинимгины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Ограничилась проявившаяся вновь после ВОВ власть епархиальных архиереев над приходами, которые после отстранения священника становились подчинены и подотчетны только государственному регистрирующему ведомству. Под любыми предлогами происходило закрытие храмов. Соотношение открытых и закрытых храмов в 1960-е годы на примере Владимирской епархии было примерно один к шести. А, например, в Кировской области с 1960 по 1964 год из 75 церквей и молитвенных домов, действовавших в 1959 году, было закрыто путем произвола и насилия 40 церквей, или 53%. В Полтавской епархии в 1958 году было 340 храмов, в которых совершалось богослужение, а в 1964 году их осталось только 52. Всего в СССР за указанный период было закрыто более 10000 церквей, или половина всех храмов, действовавших после войны . Исходя из имеющихся фактов, можно констатировать, что подавляющее большинство храмов закрылись не сами собой (в силу того, что люди оставили христианскую веру), а незаконно, организованным административным нажимом. В то же время необходимо отметить, что в 1961–1963 годах, несмотря на разгул антицерковных репрессий, количество крещений и венчаний, например, в Ивановской епархии было намного более значительным, чем в 1968 году. Вопрос о высокой обрядности в Ивановской области рассматривался даже в органах Совета Министров РСФСР . После чего, вероятно, были приняты «соответствующие меры», снизившие данные показатели. Но до этого, в 1961 году, в Ивановской области было совершено 13720 крещений и 394 венчания, в 1962 году 13586 крещений и 282 венчания, за первое полугодие 1963 года – 5337 крещений и 123 венчания . Процент крещения новорожденных детей был значителен и в других областях. Например, в Тульской области в 1960 году крестили 36,5 % новорожденных, в 1961 году – 40 % . Сокращалось количество духовенства. Во Владимирской епархии на 01.01.1962 года имелось 72 священника, на 01.01.1970 года – 62 священника . Особенно резкое сокращение количества духовенства отмечалось в начале шестидесятых годов – во время пика хрущевских гонений.

http://bogoslov.ru/article/3738150

Кард. В. Каспер. Фотография. Нач. XXI в. [нем. Kasper] Вальтер (род. 5.03.1933, Хайденхайм-ан-дер-Бренц, земля Баден-Вюртемберг, Германия), кард., председатель папского совета по содействию христ. единству в 2001-2010 гг., деятель совр. экуменического движения. В 1952 г. окончил среднюю школу в Эхингене и поступил в Тюбингенскую католич. ДС; продолжил обучение в Мюнхенской католич. ДС, по окончании которой 6 апр. 1957 г. Роттенбургский еп. Карл Йозеф Лайпрехт рукоположил его во пресвитера. Назначен викарием прихода во имя Святейшего Сердца Иисусова в Штутгарте. В 1958-1961 гг. преподавал в Тюбингенской ДС, одновременно вел исследовательскую работу в Тюбингенском ун-те. В 1961 г. защитил докт. дис. «Учение о Предании в рим. школе» (Die Lehre von der Tradition in der Römischen Schult). В 1961-1964 гг. работал научным ассистентом профессора догматического богословия философско-богословского фак-та Л. Шеффчика, затем профессора богословия Г. Кюнга . В 1964 г. защитил хабилитационную дис. «Философия и теология истории в поздней философии Шеллинга» (Philosophie und Theologie der Geschichte in der Spätphilosophie Schellings). С 1964 г. преподавал богословие в Вестфальском университете в Мюнстере, в 1969 г. был деканом богословского фак-та. В 1970-1989 гг.- профессор догматического богословия в Тюбингенском ун-те, в 1970-1971 гг.- декан богословского фак-та. Получил известность как один из наиболее ярких представителей т. н. новой теологии «антропологического поворота», ориентированной на христ. гуманизм Ватиканского II Собора . В 1974 г. лекционный курс К. «Личность и дело Иисуса Христа», посвященный совр. пониманию аспектов человеческой природы Господа Иисуса Христа, был издан под названием «Иисус Христос» (Jesus der Christus) и впоследствии выдержал более 10 переизданий, переведен на многие языки, в т. ч. на русский. В 1970-1977 гг. К. являлся членом редакционного совета богословского ж. «Concilium», в издании к-рого принимали участие ведущие католич. богословы того периода И. Конгар , К. Ранер , М. Д. Шеню и Кюнг. С 1975 по 1979 гг. возглавлял ассоциацию нем. исследователей догматического богословия. С 1979 г. являлся консультантом секретариата по содействию христианскому единству. В 1979-1980 гг. участвовал во внутрицерковной полемике, поддержав решение Конгрегации вероучения о лишении профессора Тюбингенского ун-та Кюнга права преподавать католич. теологию.

http://pravenc.ru/text/1681229.html

«ЖМП» 1961, 9. «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 2. «Из жизни Русской Духовной миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 6. «Речь при наречении его во епископа Зарайского» от 25 дек. 1965 г. «ЖМП» 1966, 2, стр.12. Литература: «ЖМП» 1963, 2, стр.15. -«- 1963, 3, стр.10. -»- 1963, 5, cmp.II. -«- 1963, 9, стр.17. -»- 1963, 10, стр.5, 35, 36. -«- 1963, II, стр.4. -»- 1964, I, стр.50–56. -«- 1964, 8, стр.1. -»- 1965, I, стр.5. -«- 1965, 12, стр.З. -»- 1966, 2, стр.11–20. Ab 1946 bis zum Eintritt ins GS diente er am Altar an der Feodor-Kathedralkirche in Jaroslavl’. Am 5.8.1965 wurde er zum Beobachter bei der 4. Session des 2. Vatikanischen Konzils bestellt. 1966 war er Mitglied der Delegation beim Weltrat der Kirchen in Genf, 1967 Leiter der Delegation in Helsinki und bei der Friedenskonferenz in Stockholm. Er wurde mit der Betreuung der Pfarreien in Japan betraut, dort war er in den Jahren 1967, 1968, 1970 und 1972. 1967 war er Beobachter bei der Laienkonferenz in Rom, 1968 weilte er in Frankreich, Belgien und Holland. Am 20.3.1969 wurde er Bvon Tula und Belev (МР1969,4,3). 1969 weilte er in den USA, 1970 in Japan. Am 10.4.1970 wurde er mit der zw. Vw der Pfarreien in den USA betraut, die beim Moskauer Patriarchat verblieben sind. Am 18.6.1971 wurde er für seinen Einsatz beim Lokalkonzil Erzbischof (МР 1971,9,9). Am 27.4.1972 Erhebung zum Metropoliten (MP 1972,6,13). Er begleitete Patr. Pimen auf der Reise zu den Kirchen von Antiochien, Alexandrien, Bulgarien und von Jerusalem; mehrere Male war er auf Zypern. Von diesen Kirchen erhielt er Orden und Auszeichnungen· Seit 30.5.1972 Leiter des Kirchlichen Außenamtes (vgl. MP 1972,8,21–21). Am 16.4.1976 erhielt er das Recht auf 2 Panhagien. Am 11.6.1977 wurde er M von Kruticy und Kolomna (MP 1977, 8.3). Er erhielt im September 1977 eine Erinnerungspanhagia, den Vladimir-Orden 1. Kl. und Ostern 1979 den Sergij-Orden 1. Kl. Am 14.4.1981 ist er aus Gesundheitsgründen vom Amt des Leiters des Kirchlichen Außenamtes zurückgetreten (MP 1981, 6,Sf), das er seit 1964 als Stellvertreter und seit 1972 als Vorsteher geleitet hat. Als Leiter des Außenamtes hat er viele Reisen ins Ausland gemacht, aber auch danach.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

-«- 1963, стр.9, 10, 23, 27. -»- 1963, стр.23. -«- 1963, стр.3, 24. -»- 1963, стр. 6, 14, 41. -«- 1963, стр.3, 4, 5, 7, 15. -»- 1964, стр.4, 12. -«- 1964, стр.1. -»- 1964, стр.4. Зайцев В. «Поездка в Японию». «ЖМП» 1964, 3, стр.10. Am 23.7,1966 auf eigenen Wunsch in den Ruhestand versetzt (MP 1966,7,1). Am 16.9.1967 von der Vw des Dekanats des Moskauer Patriarchats in Japan befreit (MP 1967 ,10,1; StdO 1967 ,11 ,10). Am 24.10.1975 Konzelebration mit dem Patriarchen in Moskau (MP 1976,1,12). A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände (Luzern 1980) 218–221 schreibt über ihn: Er strebte die Theaterkarriere an, wurde aber kein Schauspieler. Anfangs war er Regieassistent in einem Kinostudio, dann geriet er ins Meyerhold-Theater, wo er die Kostümabteilung unter sich hatte. Während des Krieges war er Schaupieler am Theater der Satire... Dann wurde er zum Priester geweiht. Ein Patriot reinsten Wassers, leicht aufbrausend, energisch, aber nicht böse. Niemand ist durch ihn zu Schaden gekommen. Dank seiner unglaublichen Taktlosigkeit schaffte er sich einen Haufen Feinde (darunter M Pimen, den jetzigen Patriarchen), aus diesem Grunde wurde er 1964 in den Ruhestand versetzt, dann wurde er wieder Exarch in Berlin. Jetzt als EB i.R. ist er Vorsteher der Kirche der Schmerzhaften Muttergottes auf der Ordynka. Gelegentlich tritt er mit Deklarationen seiner unbedingten Staatstreue an die Öffentlichkeit: daß die Religion nur in der Sowjetunion existieren kann und nirgends sonst. Solfcenizyn bezeichnet er als einen, ,f der sich Schriftsteller nennt 11 . Nach einem Brief aus der SU, veröffentlicht in Posev und in Prav. 1962,5,14, soll В Kiprian nach dem 20. Partei­tag der KPdSU (1956) zeitweise vom Patriarchen vom Gottesdienst dispensiert worden sein, weil er damals Stalin noch überaus lobte und für ihn betete. Kurz vor dem mysteriösen Tod des M Nikolaj (Jarusevi) (Ende Nov.1961) wurde er zusammen mit der Ärztin zu ihm gerufen. Als er mit EB Nikodim (Rotov) den Leichnam des M Nikolaj abholte, wurden beide von den Gläubigen als «Mörder» beschimpft.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1965 года состоял членом Общества культурных связей с украинцами за границей. 5 февраля 1965 года поручено временное управление Луганской епархией. 25 мая 1965 года освобождён от временного управления Луганской епархией. 24 апреля 1966 года скончался. Ревностный архипастырь, своей простотой и отзывчивостью снискал себе любовь и искреннюю преданность мирян и духовенства, хотя и проявлял строгость и требовательность там, где это было необходимо. Литература «ЖМП» 1959, 6, стр. 29. 1961, 6, стр. 4, стр. 26–27. 1961, 8, стр. 26, 27, 32. 1961, 9, стр. 4. 1962, 2, стр. 23. 1963, 2, стр. 16. 1963, 6, стр. 9, 10. 1964, 4, стр. 1. 1964, 5, стр. 7, 12–13 (биография). 1964, 11, стр. 3. 1965, 3, стр. 4. 1965, 6, стр. 2.. 1966, 6, стр. 27(некролог) 1966, 8, 29–30: Nekrolog В Ermogen (Golubev) schreibt in einer historisch-kanonischen Untersuchung zum 50 jährigen Jubiläum des Patriarchats, В Ioasaf habe dreimal die Priesterweihe empfangen: 1. als Erneuerer, 2. durch В Gennadij während der Okkupation der Deutschen unter der Jurisdiktion von В Polikarp Sikorskij und 3. durch B Andrej (Komarov). Als В von Sumy habe er zur Schließung der Ep. beigetragen, als В von Dnepropetrovsk und Zaporo’e habe er 286 «arbeitende» Pfarreien vorgefunden, bei seiner Versetzung nach Vinnica seien es dann nur noch weniger als 40 gewesen, kurze Zeit nach seiner Ankunft in Vinnica wurde dort die Kathedrale geschlossen. Vest. russ. ehr. dv 86 (1967) 74. G. Grabbe, The Canonical and legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem 1971, S. 29. A.E. Levitin-Krasnow, Die kranke Kirche: «Dieser Mann rühmte sich der Schließung von Kirchen, die er auf Befehl der Atheisten durchführte. So in Dnepropetrovsk, so in Winniza. Er hatte keinerlei Anspruch darauf, den Bischofsstuhl von Kiev... einzunehmen.» Religion und Atheismus in der UdSSR. Ein monatlicher Oberblick. München, Juni 1972 (Nr. 6/56) S. 7. M. Bourdeaux, Patriarcls and Prophets 244. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20 мая 1961 г. была ратифицирована конституция, согласно которой в М. установилось президентское правление. В авг. ульд Дадда был на безальтернативной основе избран президентом, а в окт. М. приняли в состав ООН. В дек. 1961 г. ПМП, вобравшая в себя к тому времени основные оппозиционные партии, была преобразована в Партию мавританского народа (ПМН) во главе с генеральным секретарем ульд Даддой. Сильная зависимость М. от бывшей метрополии заставила ее в июне 1961 г. подписать неравноправные соглашения о сотрудничестве с Францией (контроль над ВС, торговлей и хозяйством, размещение на мавританской территории франц. контингента ВС). В июле 1964 г. М. установила дипломатические отношения с СССР, с к-рым в 1966 г. заключила соглашение о торговле, а в 1967 г.- о культурном и научном сотрудничестве. В нач. 1965 г. французские ВС (кроме инструкторов, оставшихся в национальной армии) покинули М. В Шестидневной войне 1967 г. Нуакшот заявил о солидарности с араб. гос-вами, а впосл. неоднократно выступал в поддержку антиколониальной борьбы в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау. В 1963-1971 гг. съезды правящей партии определили в качестве основных задач внутриполитического развития «обеспечение единства нации», ликвидацию (по сути - трансформацию) института традиц. вождей, уравнивание женщин в правах. В 1968 г. административно-территориальная реформа заменила округа, воспроизводившие в своих границах прежние эмираты, на адм. районы. По примеру радикального режима соседней Гвинеи, поправкой к Конституции М. от нояб. 1964 г. оговаривался однопартийный характер гос. устройства. Оппозиционные партии оказались под запретом. На безальтернативных выборах 1966 и 1971 гг. ульд Дадда укрепил свое авторитарное правление, мотивировавшееся неготовностью мавританского общества к плюрализму. Начавшаяся в 50-х гг. XX в. добыча медной и железной руды стимулировала формирование промышленного пролетариата, к которому в 1964 г. относилось ок. 20 тыс. чел. В 1963 г. запущена Мавританская железная дорога, связавшая рудники Зуэрата и главный порт Нуадибу. Однако 90% населения было по-прежнему занято в сельском хозяйстве: скотоводство носило кочевой и полукочевой характер (в 1963 номады составляли 83% населения), земледелие сводилось к возделыванию зерновых и пальмовых плантаций.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Отправной точкой в развитии отношений КПЦ с дохалкидонскими Церквами стало послание патриарха Афинагора, написанное в 1951 г. по случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. В нем он призывал к межхрист. единству и сотрудничеству, говорил о необходимости диалога с Древними Восточными Церквами (Ορθοδοξα. 1951. Τ. 2. Σ. 490). Первые контакты с дохалкидонитами были установлены в 1956 г. Мелитским митр. Иаковом, в то время представителем патриарха Афинагора при ВСЦ, к-рый нанес визиты главам нек-рых Древних Восточных Церквей. Во время патриаршей поездки по странам Ближ. Востока в 1959 г. патриарх Афинагор встретился с сиро-яковитским патриархом Игнатием Иаковом III, копт. патриархом Кириллом VI и посетил в Каире Ин-т высших коптских исследований. В 1961 г. наблюдатели дохалкидонских Церквей были приглашены на 1-е Всеправославное совещание на Родосе. 1961 год стал решающим в установлении связей между КПЦ и Армянской Апостольской Церковью (в т. ч. визит на Фанар католикоса Эчмиадзина Вазгена I). Важным этапом в развитии отношений КПЦ с дохалкидонитами стали неофиц. консультации в Орхусе (Дания) в авг. 1964 г., в к-рых участвовали 15 богословов, принадлежавших к 2 группам Церквей. Особое внимание патриарх Афинагор уделял связям с англикан. Церковью. В 1962 г., во время визита архиеп. Кентерберийского А. М. Рамсея к К-польскому патриарху, обсуждался вопрос о воссоздании существовавшей в 30-40-х гг. XX в. Смешанной православно-англикан. богословской комиссии. III Всеправославное совещание (1964) постановило образовать межправославные богословские комиссии «для продолжения богословских дискуссий» с англиканами и старокатоликами (Решение Третьего Всеправославного совещания//ЖМП. 1964. 12. С. 4-5), на IV Всеправославном совещании (1968) была поднята тема о диалоге со Всемирной лютеранской федерацией, делегация к-рой 24-27 марта посетила Фанар. Важными событиями в развитии взаимоотношений с протестантскими церквами стала встреча патриарха в Женеве с генеральным секретарем ВСЦ Ю. К. Блейком в нояб. 1967 г. и визит в Великобританию, где патриарх Афинагор был принят кор. Елизаветой II, посетил богослужение в Кентербери и был возведен архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем на древнюю кафедру св. Августина , просветителя Британии. Патриарх также присутствовал на православ. литургии, впервые совершенной в часовне Ламбетского дворца архиеп. Фиатирским Афинагором.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Kovalevskij E., Technique de la Prière, Paris 1961. Muyser J., Un premier essai d " étude sur les vraies valeurs de la prière du moine copte et de celle de son église d " après ce que nous possédons comme sources coptes les plus authentiques, Cairo 1950. Nasrallah J., La prière dans l " Êglise orthodoxe, in Etudes Franciscaines 12 (1962) 8–18. Papadopoulos N. G., Молитва по Оригену (на греч. яз.), in Gregorios Palamas 45 (1962) 46–51, 124–129. Philippidis L. J., Prayer of Religious and Psychological Point of View, in The Greek Orthodox Theological Review 1 (1963) 29–49. Plé A. (ed.), La prière, Paris 1965. Solignac A., Pater noster, DS 12,1 (1984) 388–413. èpidlik T., Ignatian Meditation and the Prayer of the oriental Church, in Aa.vv., Ignatian Spirituality. Four Essays, Roma 1979, 9–24. èpidlik T., La prière en l’Église d " Orient, in Tarnowskie studia teologiczne, Tarnôw 1981, cc. 115–128. Vagaggini C. (ed.), La preghiera nella Bibbia e nella tradizione patristica e monastica, Roma 1964. Vedernikov A., Der heilige Johannes Klimakos als Lehrer des Gebetes, in Stimme der Orthodoxie 4 (1964) 43–49; 5 (1964) 46–52. Псалмы Ряд святоотеческих толкований на псалмы см.: W. Werbeck, Psalmen im Alten Testament, in Religion in Geschichte und Gegenwart, Tübingen 1961, 684 слл. Colombas G., Paradis et vie angélique, op. cit., cc. 203 слл. Langhe R., Le Psautier. Ses origines, ses problèmes littéraires, son influence, Louvain 1962. Psaumes, DThC, Tables générales 3 (1972) 3820–3825. Литургическая молитва Aa.vv., Liturgie et vie spirituelle, DS 9 (1979) 873–939. Arsenev N. S., Traits majeurs de la vie liturgique, contemplative et sacramentale, in Contacts 14 (1962) 38–39, 135–158. Bulgakov S., Le ciel sur la terre, München 1928. Bulgakov S., The Orthodox Church, London 1935, cc. 149–160. Castellano J., Liturgia, DESp 2 (1975) 1086–1104. Dalmais I. H., Les liturgies d " Orient. «Rites et Simboles», Paris 1980. Raes A., Introductio in liturgiam orientalem, Roma 1947. Sauget J. M., Bibliographie des Liturgies orientales (1900–1960), Roma 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

В период с 1944 до конца 1990-х гг. греческий язык в МДАиС преподавали 11 человек: Б. В. Вадковский (1944–1951), В. А. Сретенский (МДС 1948/9), И. Н. Хибарин (1949–1951), А. И. Иванов (1951–1954), М. А. Старокадомский (сентябрь 1956 г.), Н. Н. Ричко (1956–1964), К. Е. Скурат (ноябрь 1958–январь 1959), А. В. Ушков (2-я пол. 1958/59), Б. А. Нелюбов (1961–наст. время), Д. П. Огицкий (1964–1973), А. А. Матвеев (1973–2000). Латинский язык преподавало почти в два раза меньшее число лиц – а именно 7 человек: Б. В. Вадковский (1944–1948), В. А. Ивановск ий (1948/9), Н. М. Лебедев (1949–1963), Н. П. Доктусов (1949–1951), свящ. П. Мороз (1-я пол. 1963/64), И. В. Воробьев (2-я пол. 1963/64–2008), А. М. Осипович (1970–1972). При этом преподавателями с наибольшим стажем работы стали те, кто начал работать в начале 1960-х гг. – Б. А. Нелюбов и И. В. Воробьев. Н. М. Лебедев также проработал довольно значительное число лет, пытаясь отвоевать лучшие рубежи для своего любимого предмета. Некоторые преподаватели совмещали преподавание языков в Академии и Семинарии, другие преподавали только в одной из этих учебных структур. Несомненно, что преподавание в Академии было значительно более серьезным и престижным: достаточно типично, когда начинающий преподаватель языков после предварительной стажировки в Семинарии переходил в дальнейшем преподавать в Академию. К сожалению, при всех подобного рода назначениях и перестановках знания далеко не всегда были единственным решающим фактором. Следует при этом учесть и то, что только первый преподаватель Б. В. Вадковский на протяжении нескольких лет параллельно преподавал древнегреческий и латинский языки, в то время как все последующие преподаватели вплоть до начала языковых реформ были или «эллинистами», или «латинистами». Расписания занятий классическими языками в течение первых десятилетий возрожденных Духовных школ тоже менялись – значительно чаще, чем какого-либо другого предмета. Нам удалось установить, по крайней мере, семь различных расписаний, по которым велось преподавание до 1998 г.: первое из них действовало в течение 1-го года (1944/45), второе и третье – в течение двух лет (1945–1947; 1947– 1949), четвертое – 12 лет (1949–1961), пятое – 6 лет (1961–1967), шестое – ок. 13 лет (1967–кон. 1970-х гг.) и седьмое – около 18 лет (конец 1970-х гг.–1998). Все эти расписания характеризует то, что на классические языки в Семинарии выделялось не более одного занятия в неделю, а в Академии – максимум два. Прослеживается также тенденция постепенного сокращения преподавания классических языков в Семинарии, хотя устроители Православного богословского института и лелеяли надежду о возрождении дореволюционного уровня и, значит, о постепенном увеличении языковой нагрузки, минимизированной только с учетом особых миссионерско-просветительских задач той эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010