Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНГЕР [франц. Wenger] Антуан ( 2.09.1919 - 22 мая 2009), ассумпционист , свящ. Преподавал вост. богословие в Лионе и Страсбурге. Работал во Французском ин-те византийских исследований. В 1956 г. посетил СССР, результатом поездки стала кн. «Хрущёвская Россия» (1960). В 1957-1969 гг. В.- главный редактор издаваемой ассумпционистами газеты «La Croix». В качестве обозревателя присутствовал на Ватиканском II Соборе и в 1-й пол. 60-х гг. издал «Хронику Собора» (Chronique de Vatican II) в 4 томах. Участвовал в ассамблеях Всемирного Совета Церквей в Дели (1961) и в Уппсале (1968). В 1973 г. В. перешел на дипломатическую службу, заняв пост советника по церковным делам франц. посольства при Папском престоле (до 1983). В Риме В. получил доступ к материалам, посвященным положению католич. Церкви в СССР, в результате исследования к-рых была опубликована книга по истории католич. Церкви в советский период «Рим и Москва, 1900-1950 гг.». В 1987 г. В. был переведен на службу в Римскую курию , на должность советника Секретариата по диалогу с неверующими. В 1992 г. стал советником по церковным делам при франц. посольстве в Москве (до 1996). В 1998 г. была опубликована 2-я книга по истории католичества в СССР, написанная с привлечением материалов из архивов КГБ. Однако обе книги В., несмотря на использование архивного материала, фактически отражают лишь историю деятельности общин, находившихся так или иначе под окормлением священнослужителей из конгрегации ассумпционистов. Соч.: L " Assomption de la T. S. Vierge dans la tradition byzantine, du VI au X s.: Etudes et documents. P., 1955; Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales inédites/Introd., texte crit., trad. et not. de A. Wenger. P., 1957. (SC; 50); La Russie de Khrouchtchev. P., 1960; Vatican II: Chronique. P., 1963-1966. 4 vol.; Rome et Moscou, 1900-1950. P., 1987 (рус. пер.: Рим и Москва, 1900-1950 гг. М., 2000); Le cardinal J. Villot, 1905-1979. P., 1989; Les trois Rome: L " Église des années soixante. P., 1991; Catholiques en Russie, d " après les archives du KGB, 1920-1960. P., 1998. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/150193.html

Закрыть Памяти моего учителя К 100-летию профессора Евгения Сергеевича Кузьмина – патриарха отечественной социальной психологии 12.10.2021 965 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Впервые Евгения Сергеевича Кузьмина я увидел в середине 1960-х, когда он читал нам лекции по истории психологии. Было это ещё до создания факультета психологии, на психологическом отделении философского факультета Ленинг радского университета. Огромный рост, богатырское телосложение, богатый голос, которым он умело пользовался и, наконец, внушительная трость в руке (как я потом узнал, сделанная и подаренная ему поэтом Михаилом Дудиным)… А вскоре я уже был завсегдатаем на семинарах и всевозможных «тусовках» (как сказали бы сейчас) социально-психологического сообщества под руководством Е.С.Кузьмина. Это были 1960-е годы — годы необычайного творческого подъема в стране, время нашего прорыва в космос, время Юрия Гагарина, физиков и лириков, большого спорта и массового туризма, пробудившегося интереса к русской старине, истории и природе, органной музыки и авторской песни, когда настоящие поэты, а не убогие рэперы, собирали стадионы. И в этот контекст вписалась социология (социальная психология была её составляющей), став такой же знаковой приметой времени. Евгений Сергеевич Кузьмин был одним из главных основателей отечественной социально-психологической науки. Это он создал первый в стране лабораторию (1962 г.) и кафедру (1968 г.) социальной психологии в Ленинградском университете. Лаборатория вначале работала в его собственной квартире, где размещалась и аппаратура, а позднее, с 1965 г., вошла в состав НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. После появления кафедры на возникшем факультете психологии, лаборатория стала практически одним целым с ней. Как увлечённо мы работали, проводили исследования, писали статьи, спорили на семинарах, ездили на конференции, переживали на защитах диссертаций, пировали, страстно дружили и враждовали. И все это направлялось и управлялось Евгением Сергеевичем. Он был непререкаемым авторитетом и лидером…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/11/pa...

Питирим (Свиридов; 21 декабря 1887 г. – 10 августа 1963 г.), в декабре 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского; в январе 1942 г. переведен в Калугу; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 13 января 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. временно управлял Гродненской епархией; с 1 февраля 1951 г. по 1955 г. вторично был временно управляющим Гродненской епархией; одновременно с 15 ноября 1952 г. по 21 апреля 1959 г. управлял Пинской епархией, в феврале 1955 г. возведен в сан митрополита; с 21 апреля 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Варлам (Борисевич; 22 марта 1899 г. – 9 мая 1975 г.), 13 мая 1945 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского; в январе 1946 г. назначен епископом Волынским и Ровенским; с 3 июня 1948 г. епископ Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27 декабря 1951 г. епископ Измаильский и Белградский; с 1 февраля 1955 г. епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский; с 25 февраля 1957 г. архиепископ. Архиепископ Минский и Белорусский с 5 июля 1961 г. С 4 августа 1963 г. на покое. Палладий (Шерстенников; 5 апреля 1896 г.– 23 апреля 1976 г.), в декабре 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии; с 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии; с 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. епископ Калининский, 29 октября 1938 г. возведен в сан архиепископа, с 28 октября 1943 г. по 29 октября 1947 г. епархией не управлял; с 29 октября 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский; с сентября 1948 г. временно управлял Омской епархией; с 18 ноября 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский; с 21 февраля 1949 г. архиепископ Иркутский и Читинский; с 9 июня того же года временно управлял Хабаровской епархией; 20 февраля 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру; с 12 сентября 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией; с 29 мая 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский, с 25 февраля 1968 г. митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

В 1960 г. в ИМЛИ было принято решение о начале работы по подготовке «Истории литературы США», создана научная группа профессора М.О. Мендельсона, в работе которой Александр Николаевич принимал участие и как автор, и как редактор сборников: «Проблемы истории литературы США» (М., 1964), «Современное литературоведение США» (М., 1969), «Проблемы литературы США XX века» (М., 1970), «Основные тенденции развития современной литературы США» (М., 1973). Появляются статьи и издания, связанные с творчеством Байрона («Дневники. Письма», 1963), Вашингтона Ирвинга («История Нью-Йорка», 1968), Эдгара По («Полное собрание рассказов», 1970), Фенимора Купера, Торо (Того) Генри, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Норманна Мейлера, Уильяма Стайрона. Итоговая работа «Американский романтизм и современность» (1968) становится докторской диссертацией, созданной при консультации профессора Р.М. Самарина. Выходят также работы о наследии Шекспира и Сервантеса, Горького и Драйзера, истории советской литературы и литературоведения. Период работы в Отделе литературоведения ИНИОН РАН наступил с 1976. Продолжением темы литературы США стали книги «Человек выстоит. Реализм Фолкнера» (1988), «Американские писатели как критики: Из истории литературоведения США XVIII—XX веков» (2000), а также монографии по сравнительному изучению литератур: «Литературные связи России и США: Становление литературных контактов» (1981), «Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка» (1987). Вышли антологии и сборники с критическим аппаратом: «Эстетика американского романтизма» (1977), двухтомник «Писатели США о литературе» (1982), «Американская романтическая проза» (1984), Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма (1985), «A Russian discovery of America» (1986), «Взгляд в историю — взгляд в будущее: Русские и советские писатели, учёные, деятели культуры о США» (1987), Уоррен Р. П. Как работает поэт: Статьи и интервью (М., 1988), « " Сделать прекрасным наш день… " : Публицистика американского романтизма» (1990).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/on...

Также сегодня мы вспоминаем маршала, Героя Советского Союза Василия Даниловича Соколовского (1897-1968). Он родился 9 июля 1897 г. в д. Козлики Гродненской губернии. В 1921 г. окончил Военную академию РККА, а в 1928 г. Высшие академические курсы. Командовал ротой, полком, бригадой, был начальником штаба дивизии. Сражался против атамана Семенова и белочехов, сражался с басмачами в Туркестане, был ранен и награжден орденом Красного Знамени. С 1934 г. Соколовский занимал крупные штабные должности. Во время Великой Отечественной войны Василий Данилович прошел боевой путь от Москвы до Берлина, возглавляя штабы фронтов, которыми командовали знаменитые полководцы, маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев. Особенно отличился в битве под Москвой. Он принимал непосредственное участие в планировании и осуществлении контрнаступлении под столицей. В Курской битве В.Д.Соколовский командовал Западным фронтом, который участвовал в операции «Кутузов» под Орлом. Затем последовало освобождение Смоленска (операция «Суворов»). С именем В.Д.Соколовского связаны освобождение Украины, Польши, Чехословакии, штурм Берлина, где он предъявил врагу ультиматум о безоговорочной капитуляции. 29 мая 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда». 27 раз салютовала Москва войскам генерала Соколовского. 24 июня 1945 г. на Параде Победы он вел колонну 1-го Белорусского фронта. В 1946 г. В.Д.Соколовский получил звание Маршала Советского Союза. Среди многочисленных наград маршала восемь орденов Ленина , три ордена Красного Знамени, три ордена Суворова I степени, три ордена Кутузова I степени и другие советские и иностранные ордена и медали. После войны командовал Группой советских войск в Германии в 1946-1949 гг. Затем до 1960 г. был начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР . Соколовский автор трудов: «Военная стратегия», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» и других. В.Д.Соколовский умер в 1968 г. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Именем Маршала Соколовского названо Новочеркасское высшее военное командное училище связи и улица в Москве.

http://ruskline.ru/history/2015/05/10/et...

XX в. больше всего христиан было в Мосуле). В кон. XX в. усилилась эмиграция христиан из Ирака, и в частности из Б., вызванная последствиями ирано-ирак. войны 1980-1988 гг., войны в Персидском зал. 1991 г. и международных санкций, наложенных на Ирак в 90-х гг. Разрушение экономики, резкое падение уровня жизни, отчуждение от мусульм. большинства, неуверенность в завтрашнем дне привели к тому, что в посл. десятилетие XX в. страну покинула 1/6 христ. общины. В кон. XX в. в Б. находились резиденции патриарха халдеев, архиепископа сиро-католиков, несторианского митрополита, подчиняющегося патриарху Церкви Востока, находящемуся в США, патриарха альтернативной несторианской иерархии (с 1968), лат. архиепископа, епископов Армянской Апостольской и Армянской католической Церквей; существуют община сиро-яковитов, небольшие группы протестантов, мелькитов, коптов, православных. Ирак входит в состав Багдадско-Кувейтской митрополии Антиохийской Православной Церкви. Лит.: Березин И. Н. Христиане в Месопотамии//Москвитянин. 1854. 16; Le Strange G. Baghdad during the Abbasid Califate. Oxf., 1900; Baghdad//The Encyclopedia of Islam. New ed. Leiden; L., 1960. Vol. 1. P. 894-910; Browne L. E. The Esclipse of Christianity in Asia. N. Y., 1967; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968. P. 274-277; Baghdad//First Encyclopedia of Islam. Leiden; N. Y., 1987. Vol. 2. P. 563-569; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 892-894, 907-910; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; Todt K.-P. Notitia und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. Münch., 1995. Bd. 9. P. 173-185; Habbi Y. Christians in Iraq//Christian Communities in the Arab Middle East. Oxf., 1999. P. 294-304. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/text/77320.html

Только наивные люди или заведомые предатели могут утверждать, что принятие Россией западных ценностей и ее переход на позиции коллективного Запада не только возможны, но и дадут нам все шансы на процветание. Эксперименты советских лидеров с мирным сосуществованием, разрядкой и перестройкой показали, что это иллюзия, обернувшаяся на практике развалом Советского Союза. Теперь ту же самую схему Запад вознамерился использовать для развала России. В основе нынешней стратегии поглощения России коллективным Западом лежит давняя идея слияния двух систем – капитализма и социализма. Ее впервые выдвинул русский философ и социолог П.А. Сорокин (1889–1968), эмигрировавший в США в 1922 году, в книге «Россия и Соединенные Штаты», написанной еще в 1944 году (Sorokin P.A. Mutual convergence of the United States and the U.S.S.R. to the mixed sociocultural type. International Journal of Comparative Sociology (англ.) рус. 1 (2), 1960. Р. 143–176). Сорокина считают основоположником теории конвергенции, которую разрабатывали вслед за ним Джон Гэлбрейт, Уолт Ростоу, Франсуа Перру, Ян Тинберген и другие. Согласно этой теории, обе экономические системы не совершенны с точки зрения передовой культуры и гуманистических идеалов, и дальнейшее их противостояние чревато острым классовым конфликтом на международной арене, который может привести к войне и гибели цивилизации. Сорокин и Ко считали, что сохранить мировую цивилизацию можно лишь путем сближения систем, отбирая в них лучшее. За такое сближение ратовал в СССР и академик А.Д.Сахаров (СахаровА.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. М., 1968). Идея конвергенции получила поддержку всей либеральной интеллигенции по обе стороны железного занавеса, разделившего мир после Второй мировой войны наподобие Берлинской стены. Но, когда она все же рухнула в результате направленного взрыва с Запада, оказалось, что ее обломки поразили только мир социализма в рамках Варшавского договора, а мир капитала лишь укрепился и поднялся на обломках социализма.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/20/kumiry...

874.  Baube D. The New Testament and Rabbinic Judaism. London, 1956. 875.  Bickerman Е. Der Gott der Makabaer. Berlin, 1937. 876.  Boman. Т.. Hebrew Thought Compared with Greek. London, 1960. 877.  Box G.H. Judaism in the Greek Period. Oxford, 1932. 878.  Buechler F. Types of Jewish Palestinian Piets from 70 ВСЕ to 70 СЕ. Oxford, 1926. 879.  Gazelles Н. Naissance de 1 " Eglise: secte juive rejetee? Paris, 1968. 880.  Cohen D. The Talmudic Age. — In: Great Ages and Ideas of the Jewish People. New York, 1956, p. 143-212. 881.  Comay J. The Temple of Jerusalem. New York, 1975. 882.  Coppens J. Landhe R. de L " attente du Messie. Bruges, 1954. 883.  Coste J. La premiere experience de traduction biblique. — La Maison Dieu, 1958, 884.  Deissmann A. Die Hellenisierung des semitischen Monoteismus. Leipzig, 1903. 885.  Dimier. С.. The Old Testament Apocrypha. New York, 1964. 886.  Finkelstein L. The Pharisees. V. 1-2. Philadelphia, 1962. 887.  Fischel H.A. The First Book of Maccabees. New York, 1948. 888.  Flusser D. Judaism and Christianity. Collection of Articles. Jerusalem,. 889.  Funk S. Die Entstehung des Talmud. Leipzig, 1910. 890.  Gaubert Н. La renaissance d " Israel. Tours, 1967. 891.  Hengel М. Judentum und Hellenismus. Tubingen, 1969. 892.  Hengel М. Die Zeloten. Leiden, 1961. 893.  Her ford R. T. The Pharisees. 1924. 894.  Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. London, 1976. 895.  Jones A. Н. М. The Herods of Judea. Oxford, 1938. 896.  Juster. Les Juifs dans l " Empire romain, conditions juridiques, economiques et sociales. V. 1-2. Paris, 1914. 897.  Klausner J. The Messianic Idea in Israel. London, 1956. 898.  Lagrange М. Le Missionisme chez les juifs. Paris, 1905. 899.  Liberman S. Greek in Jewish Palestine. New York, 1950. 900.  Mc Eleney W.J. 1-2 Maccabees. — JBC, 1968, v. 1. 900a. Sanders Е.Р. Paul and Palestinian Judaism. London, 1977. 901.  Metzger M.B. An Introduction to the Apocrypha. New York, 1957, 902.  Moor G. F. Judaism in the First Centuries of the Christian Era. V. 1-3. Cambridge, 1927-1930.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЧЕНКО Александр Васильевич (8.12.1910, С.-Петербург - 19.03. 1978, Клагенфурт, Австрия), славист. И. род. в семье адвоката. Его дед В. Л. Исаченко - правовед, автор многочисленных работ по юриспруденции - был товарищем обер-прокурора Сената. Дядя И.- Б. Л. Исаченко (1871-1948) - микробиолог, академик АН СССР и АН УССР. После Октябрьской революции 1917 г. семья И. покинула Россию и в 1920 г. поселилась в австрийском г. Клагенфурте. Окончив гимназию, И. в 1929 г. поступил в Венский ун-т, где изучал славистику, германистику, историю Вост. Европы, индоевроп. языки (санскрит, пали). Учителем И. был филолог и мыслитель Н. С. Трубецкой, на дочери к-рого И. впосл. женился. По окончании ун-та И. в 1933-1935 гг. находился в Париже, стажируясь у французских славистов А. Мейе, А. Вайана , А. Мазона , и год в Праге. По возвращении в Вену он преподавал рус. язык на философском фак-те Венского ун-та. В 1939 г. И. защитил в Любляне (Словения) докторскую диссертацию, в 1941-1955 гг. работал в Братиславе, стал профессором и заведующим кафедрой русского языка и литературы философского факультета университета им. Я. А. Коменского. С 1955 г. заведовал кафедрой славянских языков философского факультета университета в Оломоуце. В 1960 г. АН ГДР пригласила И. в Берлин, где он организовал и возглавил Центр по изучению структурной грамматики. С 1965 г. И. работал заместителем директора академического Ин-та языков и лит-ры в Праге. В знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. И., находившийся в Австрии, отказался вернуться в Прагу и, приняв приглашение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, возглавил кафедру славянской филологии. В 1971 г. И. вернулся в Клагенфурт и до конца жизни работал заведующим кафедрой общего и прикладного языкознания и славистики и проректором ун-та. В странах советского блока на его имя был наложен запрет, работы И. были недоступны советским ученым, газ. «Правда» предостерегала против попыток ссылаться на его труды. В 1974 г. ученый основал журнал по рус. языкознанию «Russian Linguistics» - один из наиболее авторитетных в своей области. Признанием научных заслуг И. стало избрание его членом-корреспондентом АН ГДР (1964), Чехословацкой (1968) и Австрийской (1973) академий наук.

http://pravenc.ru/text/674866.html

Во второй половине 1960-х гг. уже явно обозначился кризис БВС. Формы проявления его были очень многообразными: массовые ревальвации и девальвации валют; паники на фондовых биржах, вызываемые ожиданиями изменений валютных курсов; растущий дефицит международной валютной ликвидности; принятие в 1969 году Международным валютным фондом решения о начале эмиссии новой денежной единицы «Специальные права заимствования» (СДР) для преодоления дефицита международной валютной ликвидности; «золотые лихорадки» (сильные колебания цен на золото, долгосрочная тенденция к росту цен, намного превышающих официальную цену золота); появление двойного рынка золота (с 1968 г.); «валютные лихорадки» (операции спекулянтов в ожидании девальваций и ревальваций валют; активизация трансграничных переливов капитала валютных спекулянтов); активизация национального валютного регулирования (иногда принятие мер, идущих вразрез с Уставом МВФ и принципами БВС); резкий рост спроса на кредиты МВФ (и неспособность Фонда удовлетворить этот спрос); увеличение частоты и объемов валютных интервенций, проводимых денежными властями; истощение золотовалютных резервов и т.п. Я уже писал, что создание Золотого пула с участием восьми ведущих стран Запада в 1961 году было одной из мер спасения БВС. Она оказалась неэффективной, что проявилось в прекращении работы Золотого пула в 1968 году. После девальвации британского фунта стерлингов в ноябре 1967 года усилия Запада переключились с мер по спасению Бреттон-Вудса на поиск альтернатив этой системе или путей ее радикального реформирования. Париж, в частности, предлагал резко повысить цену на золото (в 2 или даже 3 раза по сравнению с официальной ценой в 35 долларов за тройскую унцию). Также предлагалось вспомнить предложение английского экономиста Джона Кейнса на конференции в Бреттон-Вудсе создать наднациональную валюту. 1 января 1970 года Международный валютный фонд выпустил такую валюту, которую назвали «специальные права заимствования». Правда, объем эмиссии был небольшой. Все это выглядело как эксперимент.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/17/zolota...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010