ч. 76 самостоятельных приходских церквей, 30 приписных и 8 временных молитвенных домов. Всего же в Белоруссии тогда действовали 967 церквей, из них 690 самостоятельных и 277 приписных. С 1954 г. в Белоруссию из мест заключения стали возвращаться священнослужители, арестованные в 40-х - нач. 50-х гг. XX в. В 1954-1956 гг. вернулись 33 священника. Митр. Питирим принимал меры к устройству их на приходы. Уполномоченные СД РПЦ чинили препятствия таким клирикам в регистрации в столичной области. В 1956 г. свящ. Борис Трунин, вернувшийся из заключения и назначенный на приход в с. Жуков Борок Столбцовского р-на, под давлением уполномоченного отрекся от сана. В 1956 г. была снята с регистрации церковь в с. Синявка Клецкого р-на в связи с ветхостью здания; также под предлогом аварийности закрыли и разобрали храм в Несвиже. В ответ на запрос уполномоченного секретарь ЕУ прот. Богаткевич сообщил, что в области 12 церквей требуют незамедлительного ремонта ввиду аварийного состояния здания; впосл. эта информация была использована как повод для закрытия этих храмов. По указанию республиканского руководства в 1957 г. уполномоченный поставил вопрос о закрытии приписных часовен или кладбищенских церквей, где совершались богослужения несколько раз в год. Согласно справке Минского ЕУ, таковых только в Минской обл. насчитывалось 64. Для сер. 50-х гг. XX в. характерна ситуация, когда храмы изымались для «временного хранения зерна». К 1957 г. в Минско-Белорусской епархии насчитывалось 968 церквей, из них 709 самостоятельных приходских, 3 мон-ря и ДС. В клире состояли 724 священника и 34 диакона. В 1957 г. уполномоченный СД РПЦ по БССР подготовил документы для снятия с регистрации кладбищенского храма в с. Туча Клецкого р-на, однако глава СД РПЦ Карпов запретил закрывать храм. В 1957 г. председатель Минского облисполкома В. Шарков ставил вопрос о прекращении богослужений в Александро-Невском храме на Долгобродском (ныне Военном) кладбище в Минске под предлогом того, что верующие якобы вытаптывают могилы.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Потом и отец Иона, и отец Димитрий стали менее старательно ухаживать за больным. «Сегодня отец Иона высказал мне: «Мы ведь заняты работой». Димитрий мне ничего не говорит, а о. Иона жалуется, что нелегко со мною возиться. Еще начинает у меня развиваться водянка. Как будет дальше мое положение? Не знаю. Прошу св. молитв ваших». (30.9.1957) Усталость о. Ионы оказалась все же временной. На взволнованное письмо Елены Акселевны отцу Ионе тот красивым почерком отвечает, успокаивая: «Боголюбивая Елена Акселевна. Успокойтесь за о. Иоанна. Уходом и заботой нашей он доволен, и пока трудностей ухаживать за ним особых нет. Лучше быть дома, чем в больнице. А потому он не едет ни в Хейнявеси, ни к Вам. Сейчас он еще на ногах и сам себе делает перевязку, а тряпки сушим дома на батарее, в хлебную носить не надо. Если же он будет слабый, то нас двое, и будем по очереди дежурить. А теперь, по договору с о. Димитрием, я даже мало и касаюсь, только слежу за ходом болезни. И если будет нужен какой медикамент, то Вам напишу. Итак, будьте спокойны. Я ведь всегда дома, и во всякое время мои услуги готовы, если будут нужны. Вас благодарим за любовь и доброту к старцу. Иеродиакон Иона. 23 октября 1957». За год до смерти, в ноябре 1957 года, отца Иоанна отвезли в дом престарелых в Хейнявеси, где он пробыл до середины января. Елена Акселевна и другие духовные чада старца приезжали его навещать. Дом престарелых находился недалеко от железнодорожной станции. Приехавшим издалека предоставляли ночлег. Приезд любимых друзей очень много значил для старца, который не владел финским языком и не мог общаться с другими обитателями дома престарелых. От одиночества мысли о смерти становились еще отчетливей: «Теперь я, естественно, уже созрел к переходу в вечную жизнь. Нападает страх. Тайна великая, и чувства стали совсем другие. Лествичник сказал: «Мы будем отвечать на страшном суде не за то, что не богословствовали и не творили чудес, а за то, что не плакали о своих грехах». 41 И все это виднее делается, когда остаемся одни. А когда с народом и в суете, настроение совсем другое». (17.11.1957)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

298. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 178-180. 299. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 244-245. 300. Цит. по: Kallistos Ware. The Power of the Name. Р. 6. 301. Ерм. Пастырь, Подобия 9, 14 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 239-240]. 302. Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. Париж, 1986. Сс. 118-119. 303. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. Сс. 16-17. 304. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. С. 16. 305. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 41. 306. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1989. С. 25. 307. Лествица 28, 16 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 358]. 308. Цит. по: О молитве Иисусовой. C. 109. 309. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 4, 222 (в цитации Каллиста и Игнатия Ксанфопулов). 310. Текст трактата опубликован И. Озэрром в кн.: I. Hausherr. La Methode d " " oraison hesychaste. Orientalia Christiana IX-2. Roma, 1927. 311. В кн.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 188. 312. Иеромонах Серафим (Роуз). По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского. Куйбышев, 1990. Сс. 8-9. 313. Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Последнее издание. Эссекс, 1990. С. 223. 314. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 182 (под именем св. Нила Синайского; см. выше примечание 10). 315. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 36, 12-13. 316. Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. Р. 310. 317. Kallistos Ware. The Power of the Name. Рр. 23-24. 318. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 150, 1280А. 319. Послание 4 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 379]. 320. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. С. 292. 321. Лествица 27, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357-358]. 322. Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 55. 323. Жизнь о. Иеронима, духовника русского Пантелеимонова монастыря, им самим рассказанная. Без места и года издания. Сс. 412-413.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Чкалов, 1947. «Синодик родных и близких и русских святых». Чкалов, 1947. «Эпитимийный сорокоуст». Для священнослужителей, страждущих винопитием»· Чкалов, 1947. «Памятка пастырю». Чкалов, 1947· «Симфония архиероологии». Чкалов, 1947. «ВЕЛИКАЯ МОСКВА или Святое святых России – святая, боголюбивая и служилая, Церкви Российской послужившая, 1147–1947 гг. Чкалов, 1947. «Патерик Бузулукский». Чкалов, 1947. «НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ». – Ангелы и святые – помощники в труде, разных житейских обстоятельствах, бедах, скорбях и болезнях. Чкалов, 1947. «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года (5581 имя). Чкалов, 1947. «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв)». Чкалов, 1947. «Проблемы долголетия (для верующих)». Потьма, 1954. «Лебединая песнь сердцу моему больному " · Потьма, 1955. «Заметки о богослужебных книгах и литургических памятниках Русской Православной Церкви за период синодальный (1721– 1917 гг.) и патриарший (1917–1945 гг.)». Потьма, 1955. «Чин архиерейского отпевания». I и II редакции. Чебоксары, 1956. «Преображение Души». – Из записок покаявшегося инока. 1956 . «Опавшие листья». Из дневника святителя. Чебоксары, 1957. «Каталог русских архиереев за последние шестьдесят лет (1897–1957 гг.). В шести томах. Чебоксары, 1957. «Старица София (Корсанова)». (Ее переписка со старцем епископом Никодимом, выдержки из ее работ и ее выписки из свято-отеческой литература)». Чебоксары, 1957. «Дары и особенные дарования духовные, которыми обладали многие из святых, подвижников и местно-чтимых Вселенской Церкви». Чебоксары, 1958. «Месяцеслов архиерейский». (На каждый день дата рождения или дня Ангела и день кончины российских святителей). Чебоксары, 1958. «Святая и Боголюбивая Русь (XII-XX вв)». Синодик Российских святителей подвижников и праведников благочестия, издревле местночтимых, нетленно почивающих и в сониях и яве исцеляющих и чудесами своими сияющих и доныне, а иных уже забвенных и прочих подлежащих восстановлению их памяти и прославлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В день памяти преп. Сергия судил Господь мне побывать в Лавре. Людей было меньше по сравнению с прошлым годом. В Троицком соборе служил Святейший Патриарх в сослужении митрополита Пражского Иоанна. За литургией присутствовали гости из Англии. Поразительно, что последние с особым благоговением прикладывались к мощам преподобного Сергия. Простите и благословите, Высокопреосвященнейший Владыко. Свящ[енник] П. Соколовский. Д. 16. Л. 96–96 об. Подлинник. Автограф. 9. 6 сентября 1956 г. Ваше Преосвященство! Дорогой наш Владыко! Вот уже 2 недели прошло, как я дома после отпуска. Когда я вернулся домой из путешествия на Кавказ, меня ожидало 3 Ваших, Владыко, письма. Частые службы, накопившиеся дела по благочинию и хозяйственные заботы по вверенному мне храму, возросшие в связи со строительством еще одной, 3-й, квартиры для священника, до сего часа отвлекали меня настолько, что не мог черкнуть на Ваше святое имя несколько слов. Вопрос о величании в Неделю Всех Русских Святых исправить по Вашему, Владыко, предложению очень просто. Зато сложней решить вопрос о «Молитвами святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла...». Встречаются возражения в верхах на предложение изъятия слов «...Петра и Павла». Говорят, «верующие уже к этому привыкли». Следовательно, добрый и вполне справедливый принцип – «воспитывать вкусы, а не потакивать вкусам» не везде, к сожалению, благословляется проводить. О[тец] Протопресвитер выразил желание собраться вместе и с Вашим участием, Владыко, обсудить подобные возгласы. Как Вы себя чувствуете, Владыко? Смогли бы ли Вы предпринять еще одно путешествие в Москву? Сообщаю Вам, Владыко, что вкралось досадное расхождение между Настольным календарем и Указаниями на 1957 год по части чтений в январе месяце. В Календаре учтена сентябрьская преступка 1956 г.. которой фактически нет в изданиях на 1956 г. В Указаниях в начале 1957 г. не учтена преступка сентябрьская. Здесь она будет учитываться только с сентября 1957 г. и дальше. Короче говоря, мне не хотелось бичевать самому себя, а на Вашу заметку 8 января 1957 г. я почему-то не обратил внимания. Вот и получилось расхождение. В Календаре внести какое-либо изменение или пояснение уже поздно. А вот что сделать в Указаниях, чтобы как-то сгладить расхождение. – не знаю. Прошу Вашего святительского Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ouspenski. Urs Graf-Verlag. Bern und Olten, 1952); «Рождество Божией Матери» («Вестник Русского Западно-Европейокого Патриаршего Экзархата», 23, 1955 год); «Преполовение» (в том же «Вестнике» 25, 1957 год); «Крест» (в том же «Вестнике» 26,1957 год); «Господство и царство» (в том же «Вестнике» 17, 1954 год); «Элементы негативного богословия в мысли св. Августина» (Augustinus Magister. Congres International augustinien. Paris, 21– 24 septembre 1954. Ed. des Etudes Augustiniennes, p. 575–581); «Догмат о непорочном зачатии» («Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 20, 1954 год); «Богословское понятие человеческой личности» (в том же «Вестнике», 24, 1955 год); «Проблема видения «лицом к лицу» в патристической традиции Византии» (Studia Patristica, vol. II. Akademie Verlag, Berlin, 1957); «Апофаза в тринитарном богословии» (College philosophique, Centre de Documentation universitaire, Paris, s. d. 19 р.); «Богословие образа» (Sobornost, Series 3: n°. 22. Winter 1957–1958). В период после кончины Владимира Лосского вышли в свет следующие его труды на французском языке: «Апофатическое богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта» (Париж, 1960); «Боговидение» (курс лекций, прочитанный в Ecole pratique des Hautes Etudes. Париж, 1962); «По образу и подобию» (сборник статей, вновь отредактированных автором незадолго до кончины. Париж, 1967). Кроме того, появились вторые издания книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» на французском и английском языках. Приведенный выше список трудов Владимира Лосского , конечно, не исчерпывает его богословского наследства. Немало статей этого богослова напечатано в разных западных журналах. Предполагалось, а, может быть, уже и осуществлено издание путевых записок «Семь дней по дорогам Франции». Некоторое число законченных и незаконченных работ осталось в рукописях и хранится в семейном архиве Лосских. Все это с течением времени несомненно будет приведено в должный порядок, напечатано и дополнит список трудов Владимира Лосского .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Гр[ешная] Н[адежда]. Дочери покойной Феодосии Васильевны – Вера и Нюра – поздравили меня и очень жалеют, что Вы нездоровы. 8/21 апреля 1957 г. – 12 ч[асов] ночи. Н[адежда] Б[едина]. Д. 23. Л. 51–52. Подлинник. Автограф. 6. 21 декабря 1957 г. 8/21 декабря 1957 г. В[аше] П[реосвященство]! Дорогой и родной наш Владыка! Только сегодня, ровно через месяц, получила посылочку от Шуры, – очевидно, у нас ящик плохо прикрывается и вылетали бумажки на снег. Тем большую я получила радость, что вчера был Николин день, а этим образом благословил нас папа перед смертью , а сегодня св. Амвросия Медиол[анского], который научил торжественному прославлению Господа в своей песне «Тебе Бога хвалим» 107 . Вчера же я получила письмецо из Меленковского инвалидного дома от дорогой Александры Ивановны Брайкиной 108 с просьбой поминать в храме новопреставленную Екатерину, т. к. у них ей в этом помочь некому и прислала 28 руб[лей]. 9/22 декабря в Воскресенье – память ик[оны] Б[ожией] М[атери] «Нечаянная радость», – и наша покойная Нюрочка 109 была бы именинница, а вообще это наша семейная икона. Хотелось мне поехать во Владимир в ноябре, но не пришлось, а теперь уж как Господь, но не теряю надежды. 12/25 декабря исполнится 3 года о. Илиодору. А 19 декабря/1 января скончался в с. Антилохове, недалеко от Коврова, знакомый Вам б[ывший] о. Павел Рождественский 110 . С ним же служила последнее время м. Ларисса, которая лишена была радости видеть Вас по возвращении. К сожалению, не знаю, когда она скончалась. Очень благодарю за внимание, простите меня, во всем неисправную. Тороплюсь на почту, а то еще задержится, и так вчера не успела опустить. Кончаю утром 8 декабря. Ост[аюсь] благодарная] Вам гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 8/21 декабря 57 г. Д. 27. Л. 150–150 об. Подлинник. Автограф. 7. 20 января 1958 г. 7/20 января 58 г. Дорогие! Вчера получила драгоценную посылку, даже стыдно, так я разбогатела. Вспоминаю покойную Дуню (инокиню), которая вместе со мной была 2 года на севере, – «Надя, я не спасусь, мне очень хорошо живется».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С 1955 по 1957 год наступает самый спокойный для Русской Православной Церкви период её существования в послевоенное время. Происходит амнистия практически всех остававшихся в живых репрессированных священнослужителей в 1957 году. Интересна статистика храмов в это время. Если к концу 1948 года у нас было 14 477 храмов, то к концу 1954 года их число сократилось до 13 422, то есть на тысячу. Это в тот самый период позднесталинских гонений на Церковь . А здесь ситуация меняется, и число храмов даже несколько возрастает к 1957 году до 13 477. То есть храмы какие-то продолжают закрывать, но в то же время какие-то и открывают – причем в большем количестве, чем закрывают. Это был очень важный момент. Кроме того, очень существенно было для Сталина в последние годы его правления добиться уменьшения количества духовенства. И это ему, в общем, удалось. Если в 1949 году у нас было 13 484 священнослужителя, то к концу 1953 года их уже было 11 912. Конечно, это ничтожная цифра, имея в виду масштабы страны. И как раз после 1954 года количество клира у нас несколько выросло и достигло к 1957 году 12 288. А за каждым конкретным человеком стояла конкретная судьба, и каждый клирик имел особую ценность для Патриарха Алексия. И не потому, что он был уж такой сердобольный, открытый для общения с каждым клириком. Многие клирики предпочитали, вдохновенно поминая его в храме, не встречаться с ним при жизни. Для них это был человек, с которым, действительно, было непросто общаться. Особенно весьма уже опростившимся клирикам советского времени. Да, они видели в нем как будто вышедшего из прошлого величественного барина, очень не похожего на советских начальников, но одновременно и на того, кто, наверное, мало походил в их сознании на патриархального первосвятителя. Но как бы то ни было для него клир был очень значим, и в тех условиях, когда кандидатура уже каждого священнослужителя обсуждалась на местах с уполномоченным по делам религий, любой новый клирик – это был уже успех. Успех, может быть, не очень значительный, но все же довольно важный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1957 г. Русская Церковь в пределах СССР насчитывала 73 епархии, причем не только в Московской, но и в нескольких провинциальных епархиях существовали кафедры викарных епископов. В середине 50-х гг. епископы были меньше стеснены в возможностях исполнять свои архипастырские обязанности, чем в первые послевоенные годы. Посещения архиереями приходов, как городских, так и сельских, хотя и предполагали каждый раз разрешение со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви, но тем не менее совершались регулярно. Чаще всего это случалось в престольные праздники приходских храмов. Приезд архипастыря в приходской храм становился большим церковным событием для прихода. На епископские богослужения и проповеди стекались толпы, и это были не только пожилые люди; в сельских приходах, особенно на Украине, в Молдавии, на западе Белоруссии, в храм для встречи архипастыря приходили все жители окрестных мест. В середине 50-х гг. Русская Церковь смогла хотя и незначительно, но увеличить число действующих храмов. Впрочем, в начале этого периода продолжался печальный процесс закрытия приходских храмов. Так, на 1 января 1953 г. Церковь имела 13 555 храмов, а 1 января 1955 г.– 13 422. Но в 1955 г. число вновь открытых храмов уже превосходило количество закрытых и на 1 января 1956 г. достигло 13 463, а 1 января 1957 г.– 13 477 513 . Размещены эти приходы по стране были крайне неравномерно. Наиболее благополучной в этом отношении была ситуация на Украине, в особенности в Галиции и Закарпатье, на Буковине и на Волыни. А на огромной территории Российской Федерации в 1957 г. насчитывалось всего лишь 3790 действующих храмов. Аналогичным образом обстояло дело и со служащим духовенством. Оно сократилось в 1953–1955 гг. (с 12 089 до 11 993) и несколько увеличилось в последующие годы, составив в 1956 г.– 12 185 человек, а в 1957 г.– 12 288. В приходах, расположенных в собственно российских епархиях, служило лишь 3694 священника. Прихожане храмов, закрытых в первой половине 50-х гг., не мирились с беззаконными действиями властей, пытались добиться восстановления справедливости, ходатайствовали о возвращении храмов верующим, о разрешении на возобновление в них богослужения. В 1956 г. Совет по делам Русской Православной Церкви получил 2265 таких письменных ходатайств и принял 2299 посетителей, хлопотавших в связи с этими ходатайствами, но на подавляющее большинство просьб последовали отказы. Число действующих храмов в 1956 г. увеличилось всего на 14. Главным положительным результатом просьб верующих явилась приостановка на два года процесса закрытия храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

20 апр. 1923 г. М. был закрыт. 20 июня того же года мощи великомучеников Давида и Константина, а также часть церковного имущества были переданы в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Благодаря усилиям митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе; 1953-1957), протоиерея кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила Наума Шавианидзе (епископ Кутаисско-Гаенатский в 1957-1969) и свящ. Трифона Сулакадзе М. разрешили открыть: в обитель были возвращены мощи великомучеников Давида и Константина, 2 окт. 1954 г. митр. Батуми-Шемокмедский Ефрем (Сидамонидзе; католикос-патриарх Грузии Ефрем II в 1960-1972) и митр. Кутаисско-Гаенатский Гавриил торжественно освятили кафоликон. В 1954-1955 гг. на частные пожертвования были проведены ремонтные работы в храме и на колокольне, для мощей изготовлена новая деревянная рака. В 1957-1963 гг. к М. провели дорогу, в мон-ре устроили водопровод, подключили электричество, выстроили 2-этажный дом для насельников. В 2009-2011 гг. по инициативе Национального агентства защиты культурного наследия Грузии в М. были проведены восстановление комплекса и археологические работы. Были отремонтированы кафоликон (заменены перекрытие и алтарная преграда, открыта древняя кладка стен), трапезная, центральные ворота, средневек. мост, ограда. В ходе археологических раскопок выявлены культурные слои V-VI вв., в т. ч. остатки крепостных стен, башен, ворот, склепа, найдены осколки черепицы, а также высеченная в скалах тропа, предназначенная для вьючного транспорта; были обнаружены грузинские и трапезундские монеты XII-XIV вв., фундаменты и фрагменты келий, марани и др. строений жилого, хозяйственного и инженерного назначения XIX - нач. XX в. ( Гегечкори. 1991. С. 22-23; Ткешелашвили. 2010. С. 56-61). В наст. время в М. подвизаются 6 чел.: настоятель архим. Елеазар (Иванеишвили, с 2008), протоиерей (деканоз) Сулхан Гудушаури (с 1982), 2 иеромонаха, иеродиакон и монах. Настоятели М. архим. Симеон (ок. 1650), игум. Сильвестр (Гогаберидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1766), архим. Герасим (Лорткипанидзе; 1785-1825), игум. Порфирий (Церетели; 1825-1851), иером. Иоанн (Пурцхванидзе; 1851-1860), игум. Серапион (Ахвледиани; 1861-1865), архим. Митрофан (Лорткипанидзе; 1865-1880), архим. Виссарион (Ахвледиани; 1880-1905), архим. Пирр (Окропиридзе ; 1905-1907, позже еп. Алавердский), архим. Нестор (Кубанеишвили; 1910-1912, 1916-1919), архим. Досифей (Бердзнишвили; 1912-1916), архим. Николай (Наморадзе; 1919-1923), прот. Трифон Сулакадзе (1957-1977), архим. Торникий (Мосешвили; 1978-2007), архим. Елеазар (Иванеишвили; с 2008). Святыни

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010