Греш[ный] иером[онах] Иеракс. 29 декабря 1956 г. Нина приветствует Вас и просит св[ятых] молитв и благословения. Д. 19. Л. 107–107 об. Подлинник. Автограф. 16. 28 января 1957 г. Дорогой, глубокоуважаемый Владыко! Сердечно благодарим за поздравление с праздником св[ятого] Богоявления, за добрые пожелания, за Ваши св[ятые] молитвы о нас грешных и за присланную Вами молитву о мире всего мира. Большое спасибо, молитва хороша, но возношения молитвенные наши слабы, но веруем, что Господь, по своему человеколюбию, и слабые моления приемлет. Утешили Вы меня тем, что предоставляете мне уголок 531 , где бы я мог устроиться хотя бы временно, а может быть, и провести остаток дней моих, которых уж немного осталось. Но, к сожалению, сейчас не в силах я воспользоваться этим приятным и, как думаю, полезным для меня предложением. Очень последнее время ослабел я, а тут еще новая случилась беда. Упал я, и упал так неудачно, что повредил руку, ногу и неудобно при падении сел, что теперь и сидеть трудно. Ходит ежедневно фельдшерица, делает массаж ноги, перевязывает руку с примочкой, заживает, но очень медленно. Ушибы вообще медленно поддаются лечению, я и раньше на себе испытывал. Но к весне все-таки, думаю, поправлюсь, тогда с помощию Божиею соберусь в путь. Думаем так, Нина проводит меня до Саранска, купит билет, даст телеграмму, усадит в вагон, и я с Божией помощию доеду, а в Москве кто-нибудь встретит. Так думаем, а на деле как Бог даст. Просим Ваших св[ятых] молитв и архипастырского благословения я и Нина. Искренно люб[ящий] Вас грешн[ый] иером[онах] Иеракс. 1957 г. 28 января. Шингарино Д. 21. Л. 26–26 об. Подлинник. Автограф. 17. 4 марта 1957 г. Поздравляю Вас, дорогой Владыко, с началом Великого поста! Желаю провести эти св[ятые] дни свято, в молитве и посте, в добрых делах, приличных этим дням и достойно встретить светлый день святого Воскресения Христова! Простите, давно не писал Вам: то слепота мешала, то болезни мелкие, болела нога, а потом упал, ушиб бок. А теперь понудил себя написать, с постом поздравить и написать о смерти Варвары Владимировны, не знаю, знаете ли Вы об этом. Когда я провожал Нину в Москву, я говорил ей, чтобы она побывала у Вас и попросила помолиться о больной, тогда она еще была жива.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

12 . См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 463, 467. 13 . На Архиепископский престол Хризостом был избран после Архиепископа Иакова, который через несколько дней после восшествия на Афинскую кафедру под давлением общественного мнения, обвинявшего его в «нарушениях норм личной жизни», был возвращен в митрополию Аттики и Мегариды. 14 . «Екклисия». 1967. 15 мая. 15 . Важнейшими из трудов Архиепископа являются следующие. 1. Хронологические вопросы о Кресте и монограммах. Афины, 1939 (докторская диссертация). 2. Христианское воспитание детей во времена катакомб. Афины, 1939. 3. Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви. Афины, 1940. 4. Обращения любви. Афины, 1950. 5. Момент энтузиазма в Церкви мучеников. Афины, 1952. 6. Лука Нотарас, первый национальный мученик. Афины, 1953. 7. Голос клириков. Историко-канонический обзор. Афины, 1954. 8. Положение мирян в Церковном Организме согласно Церковному праву Восточной Православной Церкви. Афины, 1956. 9. Каноническая точка зрения на общение с инославными. Афины, 1957. 10. Проблемы «церковной икономии». Афины, 1957. 11. Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах Восточных и западных при французском и венецианском господстве. Фессалоники, 1957. 12. Политика римского государства в отношении христиан. Иерусалим, 1957. 13. О действительности священства англикан с точки зрения Канонического права Православной Церкви. Афины, 1958. 14. Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила. 1958. 15. Свобода и принуждение в вопросах распространения веры. Салоники, 1960. 16. Отношение друг к другу пастырей Церкви. Салоники, 1960. 17. Место византийского императора за богослужением. Салоники, 1960. 18. Обыкновенное в Каноническом праве, природа, влияние и отношение его к обычаю. Салоники, 1961. 19. Предания пастырства. Салоники, 1961. 20. Вклад в толкование 19 правила Первого Вселенского Собора. Салоники, 1962. 21. Благоговейное посвящение. Афины, 1962. 22. Замечания по Каноническому праву Восточной Православной Церкви. Тома 1-3, Салоники, 1960-1962. 23. Учение Василия Великого о киновийной жизни. Афины, 1963, и. др. .

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

219). Далее Гарнак поясняет этот тезис: «Посмотрите на греков, русских, армян и т. д., и везде вы обнаружите, что религия и национальность неразделимы и один элемент существует только рядом с другим». Он подчеркивает, что это не результат «враждебной силы магометанства», поскольку то же самое явление присутствует в России, а «русские, очевидно, не находятся под давлением ислама». В качестве доказательства существования сильной связи между церковью и народом в России Гарнак рассказывает о «московской прессе» и «деревенских сказках Толстого» (Harnack, 1957, с. 219). Я уверен, что ни один историк или теолог Православной Церкви не сможет легко опровергнуть это утверждение Гарнака, который скорее восхищается, нежели критикует наличие глубокой связи между Церковью и народом. Действительно, в начале XX века эта связь в православных странах была еще сильнее, чем сегодня. Объективный православный теолог может лишь припомнить усилия, предпринятые православной традицией в прошлом веке для борьбы с нездоровыми связями, возникшими между ними (Kalaitzidis, 2012). Я приведу здесь один пример, который относится ко времени, когда Гарнак писал свою книгу. В 1871 году Вселенский Патриарх Анфим VI осудил «филетизм» — термин, который лучше всего перевести на английский язык как «расизм» (Meyendorff, 1987, с. 56) . Гарнак перечисляет и другие достижения православной традиции: сохранение «монашеского идеала» (Harnack, 1957, с. 219) и приверженности миссии. Удивительно, что по какой-то причине Гарнак говорит очень позитивно о монашестве: «Греческое и восточное христианство содержит в себе элемент, который на протяжении веков был способен предложить и до сих пор предлагает определенное сопротивление объединенным силам традиционализма, интеллектуализма и обрядоверия — я имею в виду монашество» (Harnack, 1957, с. 239). По его мнению, монашество может встать в оппозицию традиционалистской и обрядоверной светской церкви, какой Греческая Церковь была и остается до сих пор. «Здесь была свобода, независимость и яркий опыт; здесь благовествуется истинное знание о том, что только то, что пережито и происходит внутри, имеет какую-либо ценность в религии...» (Harnack, 1957, с.

http://bogoslov.ru/article/6025979

Архив: АГЗ. Каргон Александр (12.7.1897, СПб. 28.11.1989, Цюрих, Швейцария), протоиерей. Из семьи военных, сын морского офицера. Окончил Севастопольскую гимназию (1914), поступил добровольцем в армию, участвовал в 1-й мировой войне в чине подпоручика, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии в чине штабс-капитана, эвакуировался через Бизерту, переехал в Югославию, а оттуда во Францию, работал на шелкопрядильной фабрике, активный член французского христианского профсоюза, поселился с семьей в Швейцарии (1939), сотрудник Толстовского фонда, организовал помощь перемещенным лицам из Восточной Европы, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (21.4.1957), священник (1957), настоятель церкви в Цюрихе (19571989), протоиерей, настоятель церкви в Страсбурге (19601970-е гг.), обслуживал также общины в Базеле, Берлингене, Вальде, Веезене, Вильдерсвиле, Саанене и Саксельне в Швейцарии. А.И. Солженицын приходил к нему после выселения из Советского Союза в Цюрих. Лит.: Краснов-Левитин А.Э. По морям, по волнам... (Эмиграция). П., 1986. Кардасевич Николай (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Окончил Подольскую Духовную семинарию, священник (1902), служил на приходах в Подольской епархии, выехал из Советской России в Польшу (1.8.1922), переселился в Сербию (1923), затем в Македонию (1926), жил в г. Скопье, проекты его назначения митр. Евлогием (1еоргиевским) на службу в церкви в Бари (Италия) и в Деказевилле (Франция) по каким-то причинам не состоялись (кон. 1920-х гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Карпенко Антоний Маркович (17.1.1898, с. Софиенка Екатеринославск. губ. – 22.10.1957, Париж, Франция), протоиерей. Эмигрировал в Болгарию (1921), окончил Русское Пастырско-богословские училище при монастыре Св. Кирика в Станимаке (1935) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1940), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (8.1.1939), священник (11.8.1940), 2-й помощник настоятеля церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (11.8.1940), 1-й помощник настоятеля той же церкви (4.11.19418.11.1943), окормлял советских военнопленных в немецких лагерях северных районов Франции (18.8.1943), настоятель Галлииолийской церкви в Париже (8.11.194322.10.1957), сотрудник редакции епархиального журнала «Церковный Вестник» (19461957), протоиерей (7.1.1950), член епархиального совета Русского Экзархата КП (19531956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Ростиславна благословение на основание монастыря испрашивала в Риме. Поэтому и нет ее на Иконе православных Чешских святых. Ведь это было уже в конце XIII в. Все мои сердечно, сердечно благодарят Вас за внимание и память. Предусматривается ли какое-либо использование статьи Петра Александровича? Трижды Вас лобызаю, Владыка святый. Испрашивая Ваших молитв, остаюсь недостойный духовный сын Ваш П. Савицкий. [приписка на 1-й странице письма] Когда Вера моя узнала из Вашего письмеца, что у Вас появился крохотный домик во Владимире, она воскликнула: «Вот где я хотела бы жить!» Владимир – на расстоянии – кажется ей сказочно прекрасным! [приписка на 5-й странице письма] Прошу передать мой сердечный и почтительный привет о. Иераксу. Д. 25. Л. 43–44а об. Подлинник. Автограф. 19. 3 июля 1957 г. 3 июля н. ст. 1957 г. св. кн. Глеба Владимирского, Ваше Преосвященство, Владыка святый, дорогой наставник и друг, очень я ждал иконки и Вашей рукописи – и вот вчера Ваше отправление пришло. Слава Богу! Спасибо большое! Иконка прекрасна, небывало прекрасна. Постараюсь сделать для нее небольшой киот. К чтению рукописи приступаю. Ею очень интересуется также Петр Александрович, который ждет и обещанной ему иконки. С благодарностью получил я, три дня тому назад, и первые четыре номера «ЖМП» за этот год. Сердечно порадовал меня 4-й номер – тем, что в нем напечатан Ваш доклад (с. 13–15). Но не скрою, что мне хотелось бы, в интересах не своих, а Церкви, чтобы доклад этот был напечатан на видном месте и большими буквами и чтобы каждое слово его врезалось в сознание православных русских людей. Черкните мне, Владыка святый, хотя бы два слова! Все мои шлют Вам свой сердечный привет. Испрашивая Ваших молитв, остаюсь недостойный духовный сын Ваш П. Савицкий. Д. 15. Л. 75–75 об. Подлинник. Автограф. 20. 22 июля 1957 г. Прага, 9/22 июля 1957 г. Колочской иконы Б[ожией] М[атери] Ваше Преосвященство, Владыка святый, дорогой наставник и друг, от всего сердца поздравляю Вас с приближающимся «постоянным» (не переходящим) Великим праздником Всех Русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иерархи Патриархии сразу после июньского пленума ЦК КПСС поняли, что расстановка политических сил в стране сложилась не в пользу Церкви. В газетах появились статьи отрекшихся от Бога бывших священников. Выросла антицерковная пропаганда – если в 1956 г. в СССР было прочитано 1875 тыс. атеистических лекций, то в 1957 г. – 3875. Начал издаваться ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма. Подготовительные шаги к будущему широкомасштабному наступлению был сделаны на «сугубо камерной» конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в августе 1957 г. 986 Начиналось проведение антирелигиозных мер по административной линии. 2 декабря 1957 г. и Совет по делам РПЦ, уступив давлению, разослал уполномоченным указ о снятии в первом полугодии 1958 г. с учета зарегистрированных, но фактически не действующих по различным причинам храмов. Русская Православная Церковь оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий. Этап 1953–1957 гг. государственно-церковных отношений оказался довольно противоречивым. Предпринимались попытки ужесточить курс религиозной политики в СССР, но в основном преобладала благоприятная для расширения церковной деятельности ситуация. Столкновение и борьба двух противоположных точек зрения в партийном аппарате, выжидательная позиция государства, реформирование органов госбезопасности отчасти развязали руки Совету по делам РПЦ. Какое-то время он был предоставлен самому себе и, пользуясь этим, попытался вернуться к курсу, намеченному при его создании в середине 1940-х гг. Более того, Г. Карпов, как и председатель Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский, считал, что в условиях потепления общественной жизни необходимо сделать шаги к предоставлению большей свободы Церкви. Однако число сторонников жесткой линии в руководстве КПСС явно преобладало, и к 1958 г. они смогли одержать решительную победу. Это, в конечном итоге, предопределило и дальнейшую тактику действий Совета по делам РПЦ. §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Конец 1950-х – начало 1960-х гг. вошли в историю как трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране. Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий лютым морозом. Сильнейший удар был нанесен и по Русской Православной Церкви как самой влиятельной и многочисленной в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 июля 1956 г. Д. 16. Л. 98. Подлинник. Машинопись. 5. Около 4 января 1957 г. Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! Сердечно поздравляю Вас с Великим Праздником Рождества Христова и наступившим Новолетием! От души желаю Вам мира, сил и здоровья, чтобы и в Новом году принести своей жизнью и деятельностью достойный дар воплотившемуся Господу. Всегда с благодарностью принимаю Ваши мысли и советы, которые стараюсь воплотить в наше общее дело. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь с любовью А. Ведерников. Рождество Христово Новый 1957 год Д. 19. Л. 90. Подлинник. Машинопись. 6. Около 17 апреля 1957 г. Христос воскресе! Поздравляю Вас, дорогой Владыка, с истинно всемирным Праздником Воскресения Христова и желаю, чтобы неизреченная радость и животворящая сила этого светлого и преславного торжества Жизни над смертью были постоянными спутниками Вашего служения Церкви Божией. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь А. Ведерников. С любовью. Пасха Христова 1957 г. Д. 22. Л. 99. Подлинник. Машинопись. 7. Не позднее 14 июля 1958 г. ДОРОГОЙ ВЛАДЫКО! Был очень рад получить Ваше письмо, но за неимением досуга не мог ответить сразу. Прошу милостиво простить меня! На просьбу Вашего Преосвященства отвечаю просьбой же – всегда обращаться ко мне «ничтоже сумняся». Богослужебные указания для архим[андрита] Евфимия были немедленно высланы в адрес П. Н. Савицкого. Елена Яковлевна благодарит Вас за теплую память и взаимно со всей семьей приветствует Вас. Мы очень тронуты Вашим приглашением погостить в Петушках, но, к сожалению, я сейчас так загружен различными послушаниями, что мне трудно найти для этого свободный день. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь послушник Ваш А. Ведерников. Д. 34. Л. 35. Подлинник. Машинопись. 8. Около 7 января 1959 г. Поздравляю Вас, дорогой Владыко, с Великим Праздником Рождества Христова и вместе с Вами молитвенно желаю, чтобы Родившийся от Девы Христос, Спаситель мира, воцарился в сердцах и совести людей, на которых лежит ответственность за жизнь и благополучие народов!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

23 . La Croix. (Крест). – «Вестник...» 26 (1957), стр. 68–71. (Из книги ”Der Sinn der Ikonen”). 24 . La Dormition de la Mère de Dieu. (Успение Божией Матери) – «Вестник...», 27 (1957), стр. 130–132. 25 . Le Problème de la «Vision face à face» dans la Tradition patristique de Byzance. (Проблема «видения лицом к лицу» в патри­отической традиции Византии). Studia Patristica, vol. II. Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies held at Christ Church, Oxford, 1955. Berlin, Akademie – Verlag, 1957, S. 512–537. 1958 год 26 . La Tradition et les traditions. (Предание и предания). – «Вестник...» 30–31 (1959), стр. 101–121. Вошло также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p. 139–166. Русский перевод: Предание и предания. «ЖМП», 1970, стр.61– 76. 27 . La théologie de l " image. (Богословие образа). – «Вестник…» 30–31 (1959), стр. 123–133. Вошло также в сборник: «A l " image et à la resemblance de Dieu», p . 123 – 137. Английский перевод в: «Sobornost», No 3 (Winter 1957–1958). Конец 50-х годов 28 . L " Apophase et la Théologie Trinitaire. (АпскЪаза и тринитарное богословие». Collège philosophique. Centre de Documentation universitaire, s.a., 19 p. Статья вошла также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p . 7–23. ПОСМЕРТНЫЕ ИЗДАНИЯ I960 год 29 . Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart. (Отрицательное богословие в познании Бога в учении Мейстера Экхарта), Paris, 1960. 1962 год 30 . Vision de Dieu. (Боговидение). Ed. Delachaux et Niestlé, Neuchàtel, 1962, p. 142. Курс лекций, прочитанный в Ecole des Hautes Etudes в Париже. Две главы этого сборника переведены на русский язык: Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. «Вестник...» 61 (1968), стр.57–68, и Паламитский синтез, «Вестник...» 62–63 (1968), стр. 151–163. Английский перевод: The Vision of God. Translated by A. Moorhouse. Faith Press, London, 1963, 139 p. Русский перевод в «БТ», 8, 1972. Немецкий перевод Бриджит Хирги: Schau Gottes. Zurich,1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К сожалению, подобных терпимо настроенных руководителей в КПСС было немного. Ровную линию в государственно-церковных отношениях отстаивали в основном бывшие ближайшие соратники Сталина. Первые предвестники новой антирелигиозной кампании почти совпали с крупной победой Хрущёва над сталинистами в 1957 году. Иерархи Патриархии сразу после Июньского пленума поняли, что расстановка политических сил в стране сложилась не в пользу Церкви. В газетах появились статьи отрёкшихся от Бога бывших священников. Выросла антицерковная пропаганда: если в 1956 году в СССР было прочитано 1.875 тысяч атеистических лекций, то в 1957 году – 3.875 тыс. Начал издаваться ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма. Подготовительные шаги к будущему широкомасштабному наступлению были сделаны на «сугубо камерной» конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в Августе 1957 года. 627 Начиналось проведение антирелигиозных мер и по административной линии. 2 Декабря 1957 года Совет по делам РПЦ, уступив давлению, разослал уполномоченным указ о снятии в первом полугодии 1958 года с учёта зарегистрированных, но фактически не действующих по разным причинам храмов. Русская Православная Церковь оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий. Ещё раз останавливаясь на Церковной жизни тех лет нужно сказать, что несмотря на известные объективные трудности, Православная Церковь играла важную роль в жизни многих миллионов людей в нашей стране. Получили продолжение традиционные формы Русского благочестия. Многие верующие обрели себе духовное руководство у довольно многочисленной плеяды чутких и ревностных пастырей, выдвинувшихся в те годы. Важное значение в духовной жизни народа вновь приобрели монастыри, в особенности Православные Лавры – Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаевская, а также Псково-Печерский монастырь, Глинская пустынь и ряд других, куда за наставлением, утешением, а в трудные послевоенные годы, порой и вспомоществованием, потянулись тысячи богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 10. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. 1 января 1957 г. Родной, любимый, бесценный Владыка! Сердечно приветствую Вас с светлым Праздником Христова Рождества. Да сохранит Вас Родившийся Спаситель мipa в добром здоровье, мире и благоденствии на многие годы на радость всем, любящим Вас. Часы, проведенные с Вами, вспоминаются как промелькнувшее прекрасное сновиденье, и думается иногда, – неужели в самом деле я видел Ваше дорогое лицо? Ездил к вл[адыке] Гурию; он, слава Богу, благополучен. Уехать к нему сейчас не удалось 722 . Договорился с нашим еп[ископом] Ермогеном, который определенно обещал отпустить меня через 5–6 месяцев, когда начнутся жаркие дни. Как Ваше здоровье? Как идет Ваша жизнь? Целую Вашу благословляющую руку, прошу Вашей молитвенной помощи. Привет Вашим домочадцам. Всегда благодарный и любящий Вас прот[оиерей] Сергий. 1 января 1957 г. (19 дек[абря] 1956 г.) г. Ташкент, Червякова, 20 Д. 20. Л. 37–38. Подлинник. Автограф. 3. 1 апреля 1957 г. Глубокочтимый, дорогой и сердечно любимый Владыко! Благодарю Вас за присылку канона Благовещения, соединенного с воскресным. Так дорого было получить от Вас. Я недавно перенес брюшной тиф; был болен недель 6. Сейчас, по милости Божией, чувствую себя удовлетворительно и несколько дней назад уже окончательно перешел на постную пищу, а то вынужден был ежедневно употреблять творог (кстати сказать, очень не люблю его, с трудом ем). Приступил к работе, но все же отмечается повышенная утомляемость. Если Господь благословит, то в начале июня думаю переехать в Днепропетровск к владыке Гурию. Вначале преосвященный Ермоген и слышать не хотел о моем отъезде, а теперь уже примирился и отпускает меня, как он сам говорит, «с миром». Мне писала О. А. 723 , что видала Вас. Из этого заключаю, что Ваше здоровье более иди менее удовлетворительно. Желаю Вам, дорогой Владыка, в радости достигнуть Светлого Христова Воскресения. Земно кланяюсь Вам и целую Вашу благословляющую руку. Прошу Ваших святительских молитв, ибо очень в них нуждаюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010