Терциарка — монахиня ветви ордена францисканцев, члены которой живут в миру. 84 Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк. 85 Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист, физик, математик. 86 Рут Либ (урожд. Штехелин) — жена Ф. Либа с 1923 г. 87 Гастон Думерг (1863—1937) — премьер-министр Франции с 9 февраля по 8 ноября 1934 г., возглавлял правительство «национального единения»; 3 ноября выступил по радио с обращением к стране, в котором говорил об опасности наступления диктатуры. 88 Федор Августович Степун (1884—1965) — философ, писатель, социолог, историк, профессор Дрезденского университета в 1926—1937 гг. Речь идет о его статье «Памяти Андрея Белого». См.: Современные записки. - 1934. - 56. - С. 257-283. 89 Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) — поэт, теоретик символизма, с 1924 г. жил в Италии, в 1926 г. перешел в католичество, с 1936 г. — профессор русского языка в Папском восточном институте. 90 Поль Клодель (1868—1955) — французский писатель, религиозный мыслитель-неотомист. 91 Речь идет о Генриетте Мироновне Паскар, жене С. И. Либермана, режиссере, основательнице первого Государственного театра для детей (Москва, Мамонтовский пер.), в 1923 или 1924 г. поставила на сцене театра спектакль «Остров сокровищ», в котором поднимали на сцене английский флаг, после этого ей было предложено покинуть Россию. В Париже танцевала в кабаре, создала театр Скарамуш при Театре комедии на Енисейских полях и ставила детские спектакли. 92 Федор Тимофеевич Пьянов (1889—1969) — общественный деятель, секретарь РСГД во Франции, участник объединения «Православное дело». 93 О. Лев Жилэ (Луи Жилле, 1893—1980) — архимандрит, бенедиктинец, ставший в 1927 г. православным священником. 94 Борис Петрович Вышеславцев (1877—1955) — философ, юрист, один из основателей и руководителей РФА, соредактор журнала «Путь». 95 Жанна Буржуа Мистенгет (1875—1956) — звезда французского мюзик-холла. 96 Княгиня Ирина Павловна (княжна Палей, дочь вел. кн. Павла Александровича и О. В. Гогенфельзен, в первом браке за вел. кн. Федором Александровичем, во втором — за гр. Ю. де Монбризоном; 1903—1990) — переводчица, друг Н. А. Бердяева, меценатка, содержала под Парижем школу для русских девочек, куда во второй половине 1930-х гг. принимала детей-беженцев из Испании и Германии. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

[xxxii] Воронин Н. Н . Покров на Нерли (новые данные раскопок 1954-1955 гг.)//Советская археология. - 1958, С.70-95, рис.18 а, д [xxxiii] Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. Памятники древнего искусства. М.: Искусство, 1969, с. 268 [xxxiv] Макарова Т. И . Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986, рис. 7, 1-4, рис. 41, 3,4 [xxxv] Макарова Т. И . Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986, рис. 29,32: 217 [xxxvi] Макарова Т. И. Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986, рис.18 а; 17: рис. 25, 28, 214 [xxxvii] Даркевич В. П . Аргонавты Средневековья. М.: Наука, 1976. - 256с [xxxviii] Даркевич В. П . Аргонавты Средневековья. М.: Наука, 1976, рис 48, 3 [xxxix] Воронин Н. Н . Покров на Нерли (новые данные раскопок 1954-1955 гг.)//Советская археология. - 1958, С.70-95, рис 18.в [xl] Чернов А.Д. Слово о полку Игореве/Под редакцией Андрея Чернова; стиховая запись, перевод, комментированный прозаический перевод и статьи А. Ю. Чернова; реконструкция древнерусского текста и примечания д. ф. н. А. В. Дыбо; статья д. ф. н. А. Г. Боброва; Ил. С. К. Русакова. - М-СПб.: Летний сад, 2012, с.86-87 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/19/...

пантеона. Преемник Амазаспа царь Рев «женился на гречанке, которая привезла изваяние Афродиты и воздвигла над Мцхетой» (Там же. С. 58). Греко-рим. влияние, сказавшееся на различных сферах общественной жизни, в т. ч. и религ., нашло отражение в способах погребения и сюжетах, запечатленных на резных камнях могильников. Ист.: Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. Лит.: Болтунова А. И. К вопросу об Армази//ВДИ. 1949. 2. С. 228-240; Апакидзе А. , Гобеджишвили Г. , Каландадзе А. , Ломтатидзе Г. Археологические памятники Армазисхеви//Мцхета. Тбилиси, 1955. Т. 1; Меликишвили. К истории. 1959; он же. Древнегруз., арм. и греч. исторические традиции и вопросы происхождения Иберийского царства//Вестник АН Груз. ССР. 1962 (на груз. яз.); Луконин В. Г. Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии//ВДИ. 1969. 2. С. 20-44; Ткешелашвили О. Ущелье Полодаури. Тбилиси, 1969; Тушишвили Н. Погребения раннеантичного периода Богвисхеви//Мацне. Тбилиси, 1970. 3; Очиаури Г. , Сургуладзе И. Кавказско-иберийских народов: мифология//Мифы народов мира. М., 1971. Т. 1. С. 603-607; Фрай Р. Наследие Ирана: Пер. с англ. М., 1972; Пицхелаури К. Основные проблемы истории восточногруз. племен. Тбилиси, 1973; Ломоури Н. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства. Тбилиси, 1975; Вирсаладзе Е. Груз. охотничий миф и поэзия. М., 1976; Немсадзе Г. Погребения иберийской знати из Эгудери//КСИА. 1977. 151. С. 108-114; Николаишвили В. Памятники античного периода Дигомского ущелья. Тбилиси, 1978. Т. 1; Рамишвили Р. Ущелье Эрцо в позднеантичную эпоху. Тбилиси, 1979; Квижинадзе К. Погребения раннеэллинского периода Цнисисхеви//Дзегли мегобари. Тбилиси, 1983. 63 (на груз. яз.); Гиоргадзе Г. Хеттско-армазские «триады»//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. 7; Бибилури Т. Типы гробниц и способы погребения в Картлийском царстве (VI в. до н. э.- IV в. н. э.). Тбилиси, 1987. Ркп.; он же. Погребения картлийских питиахшев Армазисхеви: Попытка нового осмысления способов погребения//Вопросы истории культуры: Тр. каф. истории культуры ТГУ. Тбилиси, 1998. Т. 6 (на груз. яз.); он же. Храм Аполлона в Мцхете//Вопросы истории и культуры. Конф.: Сб. докл. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Лорткипанидзе О. Наследие Др. Грузии. Тбилиси, 1989; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи: Пер. с англ. СПб., 19943.

http://pravenc.ru/text/168205.html

665 Сивере Амвросий. Истоки и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922–1922 гг.). С. 3–4. 668 Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925–1941. С. 222; Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною... С. 102–106; Справка Управления ФСБ РФ по Ярославской области 10/320 от 21 июня 1995 г.; Справка Главного информационного центра МВД Российской Федерации 34/3–2127 от 6 сентября 1994 г. 670 Сивере Амвросий. Истоки и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922–1992 гг.). С. 7 675 Центр документации новейшей истории Костромской области (ЦДНИ-КО), ф. 3656, оп. 2, д. 2411-е. 677 Два портрета (по воспоминаниям В. Я. Васильевской. Катакомбы XX века). Сообщения В. Глазова//Вестник РХД, 1972, 106. С. 498. 678 Тропани Н. В. Воспоминания. Владимир, 1965. Рукопись. С. 5–7; А Пушкина Е. В. Воспоминания. Владимир, 1962. Рукопись. С. 25–26; Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. С. 355–360. 684 Тропани Н. В. Указ. соч. С. 8–9; Апушкина Е. В. Указ. соч. С. 27–28; Крестный путь преосвященного Афанасия//Вестник РХД, 1973, 107. С. 170–211; Письмо еп. Афанасия (Сахарова) патриарху Алексию от 2 апреля 1955 г.//Архив Научно-информационного центра «Мемориал» Санкт-Петербург. (Архив НИЦ «Мемориал» СПб.), ф. Р, п. 5. 691 Черничками в деревнях называли девушек, которые читали Псалтирь по усопшим. Они не принимали монашеского пострига, но ходили в черном, жили обособленно (иногда по две–три вместе), как правило, в строгой аскезе и ежедневно посещали храм. (Прим. ред.). 697 Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). С. 99; Его же. Истинно православное христианство. С. 32. 698 Никольская 3. А. К характеристике течения так» называемых истинно православных христиан. С. 166. 699 Клибанов А. И. Религиозное сектанство и современность (социологические и исторические очерки). С. 173. 719 O современном состоянии религий в СССР и задачах усиления контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах. Доклад председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета. 31 июля 1969 года. М., 1969. С. 27–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (†1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 –1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 –78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. – С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 –1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 –6, 8; 1958. Кн. 5 –6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя – възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике-историческо осветление). С.: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин-т по философия). Миларов С. Н. История на българский народ 679 – 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

640 См. Noel М Freedman, «The Speilling of the Name " David» in the Hebrew Bible,» #AR7(1983): 89–104. 641 См. Erhard S. Gerstcnbcrgcr, Psalms Part 1 with and Introduction to Cultic Poetry, FOTL, vol. XIV (Grand Rapids: Eerdmans, 1988); and Psalms, Part 2, and Lamentations, FOTL, vol. XV (Grand Rapids: Eerdmans, 2001). 642 Псалом 9 – «Давидов» псалом – акростих. Псалом 32 – сильно связан с Псалмом 31, вновь «Давидовым». Поэтому оба псалма, как 9, так и 32 могут быть приписаны Давиду. Псалом 42 следует считать единым с Псалмом 41, псалмом «сынов Коревых». 643 David М. Howard Jr., The Structure of Psalms 93–100 (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997), p. 1. 644 См. краткую критику подхода Мовинкеля в книге S. Edward Tesh and Walter D. Zorn, Psalms, Vol. I, College Press NIV Commentary (Joplin, MO: College Press, 1999), p. 34. 645 См. книгу Howard, Structure, p. 2, где он перечисляет следующих ученых: «Anderson (1972), Buttenwieser (1938), Cales (1936), Craigie (1983), Drijvers (1964), Kidner (1973:1975), Kissane (1954), Kraus (1978:1988–89), Leslie (1949), McCullough and Taylor (1955), Notscher (1947), Oesterley (1937:1939), Sabourin (1969), Schmidt (1934), Weiser (1962), Kraus (1978) и Gerstenberger (1988). Работа Dahod-a (196670) представляет собой отход от этих исследований, ибо он обращает внимание на Угаритские материалы, но также имеет краткие разделы о формах и не очень интересуется организацией Псалтири». 647 См. James Muilengurg, «Form Criticism and Beyond, " JBL 88 (1969): 4. Риторическая критика (применительно к псалмам) представляет собой изучение литературных элементов каждого псалма с целью понять его уникальную поэтическую и художественную форму. Каноническая критика (в противоположность первой) занимается изучением конечной структуры и формы всех псалмов в том виде, в котором их передал нам «последний редактор». Как это выразил один из авторов: «Осознание того, что Псалтырь содержит немного от всех литературных жанров, открыло множество новых направлений в изучении псалмов». См. Graig G. Bartholomew, «Towards a Post-liberal Agenda for Old Testament Study,» Make the Old Testament Live, ed. by Richard S. Hess and Gordon J. Wenham (Grand Rapids: Eerdmans, 1998), p. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

397 . Hausherr l. L’hésychasme. Étude de spiritualité//OCP 1956. 22. 5–40, 247–285. 2 .132). 163–237. 398 . Hausherr l. Ignorance infinie ou science infinie?//OCP 1959. 25. 44–52. 399 . Hausherr l. Abnegation, renoncement, mortification//Christus. 1959. 20. 182–195. же://Id. 1 .405). 301–313. 400 . Hausherr l. La kryptè méléte des moines//XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Résumés des communications. Belgrade, Ochride 1961. 47. 401 . Hausherr l. Solitude et la vie contemplative d’après l’hésychasme. Bellefontaine 1962. Bellefontaine 1989. 81. (Spiritualité orientale. 3). 402 . Hausherr l. Vocation chrétienne et vocation monastique selon les Peres//Laicat et sainteté. Rome 1963. 33–115. же://Id. 1 .405). 403–485. 403 . Hausherr l. Pour comprendre l’Orient chrétien: La primauté du spirituel//OCP 1967. 33. 351–369. 404 . Hausherr l. L’obéissance religieuse. Toulouse 1967. 405 . Hausherr l. Études de spiritualité orientale. Rome 1969. VII, 497. (OCA 1969. 183). [Сб-к осн. работ автора по восточнохрист. аскетике]. 406 . Heppell М. The role of the spiritual father in orthodox monasticism//Monastic Studies. Bangor, Gwynedd: Headstart History. 1991. 2: The Continuity of Tradition/Ed. Loades J. 23–29. 407 . Herbut J. De ieiunio et abstinentia in Ecclesia byzantina ah initiis usque ad saec. XI. Roma 1968. (Corona Lateranensis. 12). 408 . Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP 1955. 21. 115–142. 409 . Hésychasme//DHGE 1991. 139–140. 410 . Heussi K. Der Ursprung des Mönchtums. Tübingen 1936. 1981. 411 . Hierotheos Vlakhos, metrop. Orthodox psychoterapy. The science of the Fathers. Levadia 1994. Ib. 1995, 1997, 2000. 369. пер.: Timioara 1998. ориг.: Levadia 1986 (и ряд переизд.). 412 . Horton P. The elements of the spiritual lifë A study in ascetical life. N. Y. 1954. 413 . Horujy S. Discourses of the Inner and the Outer in practices of the Self//Международные чтения по истории и философии культуры. 12. Онтология диалога. Метафизический и религиозный опыт. СПб. 2002. 144–163.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  Библиография Корнелио Фабро   1. Метафизическое понятие участия согласно Фоме Аквинскому (La nozione metafisica di partecipazione secondo S. Tommaso d " Aquino, S.E.I., Torino, 1939); 2. Восприятие и мысль (Percezione e pensiero, Vita e Pensiero, Milano, 1941) 3. Феноменология восприятия (La fenomenologia della percezione, Vita e Pensiero, Milano, 1941) 4. Введение в экзистенциализм (Introduzione all " esistenzialismo, Vita e Pensiero, Milano, 1943) 5. Проблемы экзистенциализма (Problemi dell " esistenzialismo, A.V.E., Roma, 1945) 6. Между Кьеркегором и Марксом (Tra Kierkegaard e Marx: per una definizione dell " esistenza, Vallecchi, Firenze, 1952) 7. Абсолют в экзистенциализме (L " assoluto nell " esistenzialismo, Miano-Catania, 1953) 8. Бог: введение в богословскую проблему (Dio: introduzione al problema teologico, Studium, Roma, 1953) 9. Душа (L " anima, Studium, Roma, 1955) 10. От бытия к существованию (Dall " essere all " esistente, Morcelliana, Brescia, 1957) 11. Краткое введение в томизм (Breve introduzione al Tomismo, Desclée, Roma, 1960) 12. Участие и причинность согласно св. Фоме (Partecipazione e causalità secondo S. Tommaso D " Aquino, S.E.I., Torino, 1960;) 13. Введение в современный атеизм (Introduzione all " ateismo moderno, Studium, Roma, 1964); 14. Человек и риск Бога (L " uomo e il rischio di Dio, Studium, Roma, 1967) 15. Томистская экзегеза (Esegesi tomistica, Pontificia Università Lateranense, Roma, 1969) 16. Томизм и современная мысль (Tomismo e pensiero moderno, Pontificia Università Lateranense, Roma, 1969) 17. Карл Ранер и томистская герменевтика (Karl Rahner e l " ermeneutica tomistica, Divus Thomas, Piacenza, 1972) 18. Авантюра прогресистской теологии (L " avventura della teologia progressista, Rusconi, Milano, 1974) 19. Антропологический разворот Карла Ранера (La svolta antropologica di Karl Rahner, Rusconi, Milano, 1974) 20. Людвиг Фейербах: сущность христианства (Ludwig Feuerbach: l " essenza del cristianesimo, Japadre, L " Aquila, 1977)

http://bogoslov.ru/article/2368024

ч. 25-я гвардейская, 140-я Сибирская, 96-я гвардейская, 12-я гвардейская и 18-я гвардейская стрелковые дивизии. В Н. о. было развернуто 107 эвакогоспиталей, в т. ч. 26 - в Новосибирске. В 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР. В 40-х гг. XX в. статус города получили Болотное (1943), Бердск, Купино (оба 1944), Тогучин (1945), Чулым (1947), позднее - Карасук (1954), Каргат (1965), Обь (1969). В силу экономических факторов и обширности территории из состава Н. о. были выделены Кемеровская обл. (26 янв. 1943) и Томская обл. (13 авг. 1944). В кон. 1944 г. Н. о. включала 36 районов: Андреевский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, Веселовский, Доволенский, Здвинский, Ирменский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченёвский, Кочковский, Краснозёрский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Легостаевский, Маслянинский, Михайловский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Ояшинский, Пихтовский, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть-Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозёрный, Чулымский. Указом Президиума ВС РСФСР от 8 окт. 1946 г. центр Андреевского р-на перенесен в пос. Баган. В 50-х гг. XX в. были упразднены 4 района: Ирменский и Легостаевский (23 дек. 1954), Пихтовский (20 сент. 1955), Ояшинский (5 апр. 1956). В 50-60-х гг. XX в. в Н. о. развивалось среднее и тяжелое машиностроение, военно-промышленный комплекс, введены в строй крупные объекты тепло- и электроэнергетики (в т. ч. Новосибирская ГЭС, принятая в эксплуатацию в 1961). Открыто движение по железнодорожным линиям Карасук - Камень-на-Оби (1957; сдана в постоянную эксплуатацию в 1962) и Карбышево (Омск) - Иртышское - Карасук (1960). 18 мая 1957 г. СМ СССР принял постановление об организации в Новосибирске Сибирского отделения АН СССР, на берегу Обского водохранилища началось строительство Академгородка. Постановлениями СМ СССР в Новосибирске также созданы Сибирский центр ВАСХНИЛ (1969) и Сибирский филиал Академии медицинских наук СССР (1970). В 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

ЯРОСЛАВСКАЯ, паки Нестор Анисимов ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 16.10.1916 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 13(26)10.1945 29.05(11.06)1946 в/у ХАРБИНСКАЯ 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 ХАРБИНСКАЯ 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 НОВОСИБИРСКАЯ 05(18)07.1956 26.08(08.09)1958 в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 26.11(09.12)1958 22.10(04.11)1962 Нестор Засс АМЕРИКАНСКАЯ 17.12.1878 30.06.1882 Нестор Метаниев АКСАЙСКАЯ 17.04.1877 08.09.1880 ВЫБОРГСКАЯ 08.09.1880 31.10.1881 СМОЛЕНСКАЯ 31.10.1881 16.12.1889 ДМИТРОВСКАЯ 29.01.1894 08.06.1901 Нестор, кн. Ольгимунтович ХОЛМСКАЯ (XIV в.) Нестор Сапсай в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 13(26)12.1993 20.02(05.03)1994 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 21.02(06.03)1994 04(17)07.1997 Нестор Сидорук УМАНСКАЯ 01(14)10.1945 11(24)10.1945 в/у МУКАЧЕВСКАЯ 09(22)10.1945 11(24)10.1945 МУКАЧЕВСКАЯ 11(24)10.1945 21.05(03.06)1948 КУРСКАЯ 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 Нестор Тугай УМАНСКАЯ 23.11(06.12)1953 29.10(11.11)1954 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 ХАРЬКОВСКАЯ 03(16)03.1961 17(30)03.1964 ЧЕРНИГОВСКАЯ 17(30)03.1964 04(17)02.1969 в/у СУМСКАЯ 17(30)03.1964 04(17)02.1969 Нестор Фомин БАЛАХНИНСКАЯ 15.04.1901 04.11.1903 в/у УФИМСКАЯ НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 04.11.1903 19.08.1910 Никандр ЯРОСЛАВСКАЯ 17.03.1549 25.09.1566 Никандр Викторов ЦИЦИКАРСКАЯ 09(22)09.1946 в/у ХАРБИНСКАЯ ХАРБИНСКАЯ 25.01(07.02)1956 КУРСКАЯ 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1956 03(16)03.1961 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 03(16)03.1961 03(16)08.1961 Никандр Вольянников БИЙСКАЯ 14(27)02.1949 18(31)07.1952 ОМСКАЯ 18(31)07.1952 КРАСНОДАРСКАЯ ОМСКАЯ, паки 26.05(08.06)1955 Никандр Коваленко в/у ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 06(19)07.1988 24.07(06.08)1988 ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 25.07(07.08)1988 04(17)02.1997 Никандр Молчанов НАРВСКАЯ 10.02.1891 23.08.1895 СИМБИРСКАЯ 23.08.1895 23.04.1904 ВИЛЬНЮССКАЯ 23.04.1904 05.07.1910 Никандр Покровский ТУЛЬСКАЯ 22.10.1860 27.06.1893 Никандр Феноменов КИНЕШЕМСКАЯ 10.07.1905 15.02.1908 НАРВСКАЯ 15.02.1908 20.03.1914 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 26.05.1910 26.09.1910 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010