Французский М. XIV в. уступает место ведущего жанра эпохи светским многоголосным песням, однако продолжает развитие: укрупняется масштаб сочинений, усложняется их структура. По большей части это 3-голосные, как и прежде, композиции, однако в некоторых М. наряду с тенором появляется близкий ему по тесситуре и ритмическому строению контратенор, и количество голосов возрастает до 4. Начиная с М. из «Романа о Фовеле» тенор организуется изоритмически: его мелодия (color) ритмизуется посредством повторения относительно короткой последовательности нотных длительностей (talea) - обычно на один колор приходятся 3 или 4 ритмические фигуры; при повторении колора длительности нот пропорционально уменьшаются. Изоритмия используется в большинстве из 23 М. Гильома де Машо, причем в некоторых из них этот прием применяется и к паре более подвижных верхних голосов. Подчинение всех голосов изоритмическому принципу (панизоритмия) наблюдается у последователей композитора - авторов анонимных М. конца эпохи Ars nova, а также у мастеров XV в. (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи). Количество М. с франц. текстами куртуазного характера в это время уменьшается, мн. лат. сочинения связаны с историческими событиями и личностями. В XIV в. М. распространяется за пределами франц. земель, на севере Италии, в Венето, где благодаря влиянию местных традиций приобретает своеобразные черты. История итал. ветви жанра восходит к сочинениям, приписываемым Маркетто Падуанскому , в т. ч. к 3-голосному М. «Ave regina celorum», к-рый содержит латинизированное имя автора в виде акростиха. Характерная черта средневек. итал. М.- тесная связь 2 верхних голосов, одинаковых по тесситуре и функции в многоголосии; возникающие между ними имитации (в т. ч. в начале сочинения наподобие эха, что дает возможность хорошо расслышать слова) восходят к популярной в то время качче. При этом изоритмическая техника итал. М. не столь сложна, как в произведениях франц. мастеров. Большинство таких сочинений написано «на случай»; тексты носят хвалебный характер и нередко содержат имя особы, к-рой посвящен М.: иногда оно названо прямо, иногда зашифровано в виде акростиха. В нач. XV в. Чикониа создает ряд важных для истории жанра сочинений: в одних наблюдается тенденция к использованию имитационной техники, в других отдается дань франц. традиции, в к-рой был воспитан автор.

http://pravenc.ru/text/2564240.html

В 1772 г. оба песнопения Г. н. были опубликованы в московском синодальном Обиходе с редакторскими исправлениями: отсутствует «Слава:» перед тропарем «Единородный Сыне» (осталось «И ныне:»), исключено неск. мелизматических оборотов. Это издание стало источником для дальнейшего распространения Г. н., судя по уточнениям в рукописях: «герасимовская с обихода печатнаго» и подобным (НБУВ ИР. Ф. 1. 5357 [Харьков?]. Л. 240, 1-я четв. XIX в.). В кон. XVIII - нач. XIX в. встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании Г. н. из рукописей (Там же. Ф. 1. 5586. Л. 292), поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода. С Г. н., так же как и с др. новейшими напевами и гармонизациями того времени, связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского мон-ря. От песнопений традиц. знаменного распева (на те же тексты) Г. н. наследует четкое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового муз. направления: в мелодике песнопений Г. н. есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты Г. н., что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по к-рому Г. н. легко узнается. Характерным признаком этого песнопения является свойственный укр. традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохраненный почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI-XVIII вв. словоформы «вчеловечившийся». В XVIII в. Г. н. исполнялся, вероятно, на 2 голоса в терцию (не исключено, что и в 3-, 4-голосном изложении), хотя в укр. Ирмологионах в виде 2-голосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 г. могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит т. н. основной голос, 2-голосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы нач. XIX в. (Пение Божественной Литургии. Л. 24-25).

http://pravenc.ru/text/164629.html

п. Усвоенные по слуху напевы уже тогда начали записываться на ноты, чем достигались единство и некоторая стройность в пении сектантов. Так было до 1882 года, когда сектанты стали подумывать о печатном переложении на ноты главнейших своих песнопений, с каковою целью, не раньше 1882 г., ими изданы молитвенные песни, неизвестно кем переложенные на ноты для четырех голосов, напечатанные в две строки в скрипичном и басовом ключе, очевидно, для сопровождения голосов игрой на фортепиано или фисгармонии. Есть основание предположить, что первый сектантский нотный сборник молитвенных песен, так сказать, «штундовый обиход» издан за границей; по крайней мере их миссионер, Андрей Стефанович 70 обещал мне выслать его из Болгарии. В это время сектанты для лучшей постановки хорового пения начинают учиться игре на фисгармонии, под аккомпанемент которой разучивают появившиеся нотные песнопения. Так, напр., И. К. Ермолов пишет из Андреевки, Бакинской губ., В. П. Левашеву в урочище Джебраил, Елисаветпольской губ., от 2 декабря 1893 года: «В Саратове я прожил 2 месяца. Там я заучил ноты и купил себе фисгармонию в 160 руб. и привез ее домой, здесь все восстали на меня, но услышав правильное нотное пение, стали понемногу смягчаться. Теперь я достиг желанной цели и радуюсь, что Господь помог мне в этом» 71 . И. С. Филатов, один из главарей упомянутой Андреевской общины, дает следующий отзыв об успехе затеянного Ермоловым дела в своем письме тому же Левашеву от 8 февраля, 1894 года: «Относительно духовного дела, братья все здравствуют, Иван Киревич Ермолов учит нотному 4–х голосному пению очень хорошие так что многих интересует» 72 . В добытом мной у Одесских сектантов нотном сборнике нет заглавного листа, но, говорю, он издан не раньше 1882 года, так как в него вошли стихотворения из «Голоса веры», появившегося только в этом году. Всех песней в нотном сборнике 68; к ним, после оглавления песен, присоединено 5 положенных на ноты псалмов в русском переводе: 116–й, 22, 149, 41 и 90–й, так что в сборнике всех нотных песнопений – 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Несмотря на то что К.- это свободная композиция, а не хоральная обработка, ее тенор могли сочинять в центонной технике (из отрывков григорианских и светских мелодий). Встречаются и светские мелодии с лат. подтекстовкой, что объясняет присутствие песенных структур в теноре К. (симметричное строение часто равновеликих строк с четкими клаузулами; см. пример 2). Тематика текстов преимущественно духовная, связана с различными церковными праздниками, чаще всего с Рождеством Христовым, а также с почитанием Девы Марии. Напр., известен К. Перотина «Beata Viscera Marie virginis» (Святое Лоно Девы Марии; ок. 1220), многострофный текст которого написан Филиппом Канцлером, главой кафедральной школы собора Нотр-Дам. Светские К. писали на важные политические события (коронация монарха, военные победы), в виде сатирических памфлетов (как и нек-рые мотеты); К. могли быть морализаторскими, погребальными (даже в ХХ в. 1-я часть Пятой симфонии Г. Малера, написанная в стилистике траурного марша, имеет подзаголовок «Wie ein Kondukt» (нем.- как кондукт)). В качестве процессиональных использовались, вероятно, несложные для исполнения К., прежде всего одноголосные; для исполнения многоголосных К., очевидно, требовались ансамбли искусных певцов-солистов. Возможно, что от процессиональной функции жанра происходит маршеобразный характер его музыки, иногда с оттенком танцевальности. Разновидности, музыкальная форма и стилистика К. делятся на простые (силлабические) и усложненные (мелизматические), с чередованием силлабических и мелизматических разделов. Различие К. «с хвостами («cum caudis»; имеются в виду заключительные мелизмы в конце строк/строф) и без» описано в музыкально-теоретическом трактате, известном как «Аноним IV Кусмакера» (изд.: Reckow. 1967. S. 82), где автор отдает предпочтение мелизматическим К. и указывает их образцы, напр. 3-голосный «Relegentur ab area» (см.: Евдокимова. 1983. С. 299-303). Простые К.- моноритмические по складу («нота против ноты»). Пример 3-голосного простого К.- «Quid tu vides, Jeremia?» (Что ты видишь, Иеремия?) (см.: Евдокимова. 1983. С. 297. Прил. 10 (анализ на с. 61)). Теноровая мелодия 1-й строфы этого К. похожа на период повторного строения. Хотя этот склад письма напоминает хорально-аккордовую фактуру, из-за перекрещивания голосов в узкой тесситуре вертикаль прослушивается слабо, преобладает линейный эффект, на слух воспринимается суммарная мелодия, «выплывающая» из разных голосов.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

В кон. XVI в. правосл. юго-западнорус. певчим был необходим универсальный тип нотации для записи песнопений 3 певч. стилей, распространенных в данном регионе: 1) знаменного распева украинско-белорус. редакций, 2) греко-балканских поствизант. песнопений XVI в. (мелизматических) и новых песнопений XVII в. того же происхождения ( болгарского распева , греческого распева ; разной мелодической структуры), в т. ч. записанных в то время в поздневизант. нотации, 3) партесного многоголосия нового стиля, разработанного в кон. XVI в. в юго-западнорус. братствах , и новых одноголосных напевов юго-западнорус. Церкви, стилистически сходных с партесными. Духовный кант (жанр песенного творчества эпохи барокко), широко распространившийся на укр. землях с кон. XVI в., был впервые зафиксирован с помощью К. н. в 3-голосном виде в 1649 г.; впосл. сборники духовных и светских кантов переписывались и издавались на Севере и Юго-Западе Руси. Можно предположить, что стимулом к освоению православными Юго-Зап. Руси в кон. XVI в. нотолинейной системы также было намерение организовать нотопечатание, поскольку римско-католические печатные ноты имели хождение с кон. XV в., а протестант. канционалы и сборники духовных песен с др. названиями - с кон. 10-х гг. XVI в. Тиражирование певч. сборников могло значительно упрочить в регионе позиции правосл. Церкви, однако оно началось лишь через столетие - в 1697 г. в Супрасле (см.: Лабынцев. 1983) и в 1700 и 1709 гг. во Львове. Эти издания стали первыми восточнослав. старопечатными певч. книгами с квадратной К. н. Графическая система К. н. В певческой и музыкально-теоретической книжности Московской Руси является результатом органичного соединения разнородных элементов, заимствованных из нотаций разного происхождения: западноевропейских хоральной квадратной и мензуральной , а также рус. знаменной. О родстве К. н. с зап. нотациями писал ряд зарубежных исследователей ( Castro. 1881; Riesemann. 1909; Wolf. 1913. S. 91, 96, 120; Lehmann. 1962). Проанализировав их суждения и рассмотрев К.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

«Хвалите имя Господне». «Воскресение Христово видевше»// Он же. Пение всенощного бдения, сост. по церк. Обиходу и по обычным церк. напевам. СПб., 18922; Смоленский С. В. Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения. СПб., 1893. Вып. 1. 13; Вып. 3. 2, 3, 7, 10; . Богданов Е., свящ. Великое славословие «Слава в вышних Богу»// Он же. Сборник церк. напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частию в Волынской епархиях. Вильна, 1894; Соловьев Д. Н. Стихиры и тропари воскресны малых распевов и неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии. СПб., 18942. Б. м., б. г.р. С. 18–42, 61–66, 77–82, 87–89, 90, 94–97, 104–107, 110–111; Беневский В. Д. Херувимская 3. «Достойно есть» 2. «Слава... Единородный Сыне»// Он же. Духовно-муз. соч. 1–21. М., 1896. 7, 17, 21; он же. Церковное осмогласие (пение гармоническое) разных расп.: Для 4-голосного жен. или муж. хоров. М., 1899, 19042. 2 ч.; Всенощная на двунадесятые праздники/Ред.: А. Е. Ставровский. СПб., 1896. 12 вып.; Яичков Д. М. «Свете тихий»// Он же. Избр. песнопения из всенощного бдения и литургии. М., 1896. 2. С. 8–10; Фатеев А. С. Антифоны воскресные 8 гласов/Ред.: А. Д. Кастальский. М.; Лейпциг, 1896, 1907. СПб., 1901; он же. Богородичны на «Господи, воззвах», именуемые догматиками, богородичны на стиховнах, антифоны и ирмосы воскресные всех 8 гласов, киев. расп. СПб., 1901; Беляев И., свящ. Переложения из Обихода и воскресного нотного Октоиха. М., 1898. 22–26, 46; он же. Переложения из Обихода (изд. 1864, 1892 и 1894 г.) разных распевов. М., 1898. 52, 55–58, 60–62; он же. То же: Песнопения литургии разных распевов. М., 1898. 72–74, 75, 89–91, 93; Кастальский А. Д. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 1898. 17, 17а: «Достойно есть»: Киевское, Афонское, 20: «Со святыми упокой»; 1903. 40: «Милость мира»; 1904. 50а: «Ныне отпущаеши», 53: «Хвалите имя Господне»; он же. Ектения старо-киевского расп.: На 2 голоса// Он же. Образцы церк. пения на Руси в 15–17 вв.: Мат-лы для ист. духовных концертов.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

В.В. Виноградов Голос, голосовать Голос, голосовать. Не подлежит сомнению, что слово голос вошло в основной словарный фонд русского языка еще в древнейшую эпоху. Оно встречается в «Слове о полку Игореве»: «Вьются голоси чрез море до Киева». Оно свойственно всем трем восточнославянским языкам и в каждом из них обросло более или менее однородной системой производных слов. В соответствующей звуковой форме оно входит в словарный состав всех славянских языков. От существительного голос в его разных конкретных, наиболее древних значениях были произведены слова, относящиеся к другим частям речи: голосить, голосистый, голосовой (ср. областн. голосно – «громко, во весь голос»), заголосить, безголосый и некоторые другие. Но в начале XVIII в. слово голос получает также более отвлеченное значение – «мнение». Так, в «Немецко-латинском и русском лексиконе» 1731 г. (Deutschelateinisch und Russisches Lexi-kon) под словом Stimme (Wahl, suffragium, sententia) находим: «голос, мнение... Er hat die meisten Stimmen bekommen; plurimorum suffragiis via ipsi ad impetrandum officium est munita, – он больше всех голосов получил». От слова голос в этом значении производится в 30–40-х годах XIX в. глагол голосовать (подавать свой голос, свое мнение за кого-нибудь, склоняться на сторону кого-нибудь) и от него отглагольное существительное голосование. Так возникает новая побочная словообразовательная и семантическая линия – от основного словарного фонда к словарному составу языка. Слово голосовать не помещено ни в один из словарей русского языка вплоть до «Толкового словаря» В. И. Даля. Его нет ни в словарях Академии Российской, ни в Словаре П. Соколова (1834), ни в академическом словаре 1847 г. У В. И. Даля (1, с. 380) найдем: «Голосовать что, кого – решать, избирать на голоса». Очевидно, это слово возникло в связи с развитием буржуазного избирательного права в некоторых областях общественной жизни, в связи с интересом к так называемой гласности. На то, что этого слова не знали ни Карамзин, ни следовавшие за ним писатели, указывал и Я. К. Грот в своем разборе Далева словаря. Он отмечал голосовать в ряду таких новообразований 30–40-х годов, как научный (вместо более старого наукообразный), деятель вместо делатель, отчетливый вместо отчетистый, настроение и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Др. Руси: Сб. науч. тр. 1980. С. 1-203; Пожидаева Г. А. Монастырские напевы XVI-XVII вв. М., 2002. (Традиции рус. церк. пения; 2); Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: именование и бытование//ДРВМ. 2005. 1(19). С. 80-91; Parfentjeva N. V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art//J. of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2008. Vol. 1. N 3. P. 384-389; eadem. Principles of Author " s Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI-XVII Centuries//Ibid. 2009. Vol. 2. N 2. P. 184-199; она же (Парфентьева Н. В.) О деятельности мастеров Троице-Сергиевского мон-ря в области древнерус. муз. искусства (на примере творчества Логина Шишелова)//Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. 2013. Т. 13. 1. С. 92-103; Парфентьев Н. П. О творческой деятельности московского мастера музыкально-письменного искусства XVII в. Луки Ивановича Тверитина//Там же. 2009. 9. Вып. 12. С. 57-62; idem (Parfentiev N. P.). The Professional Musical Art in the Russian Monasteries in the 16th-17th Cent.//Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. 2016. Т. 16. 1. С. 88-102. Обработки М. р. в стиле партесного пения встречаются нечасто. Первые образцы обнаружены в 4-голосном Обиходе 1700 г. (ГИМ. Син. певч. 375), принадлежавшем Трифону Иванову, певчему еп. Тамбовского Игнатия (Шалгина) ( Протченко. 2010. С. 55-56). В составе этой рукописи 29 херувимских, названия 2 из них указывают на монастырское происхождение: «Симоновская» (Л. 75; опубл.: Скребков. 1969. С. 69) и «Киевопечерская» (Л. 105 об.). Широко развитая практика многораспевности , отраженная в этом сборнике, еще более характерна для Обихода 1-й трети XVIII в., принадлежавшего Знаменской ц. Вел. Новгорода (ГИМ. Син. певч. 657). В него также вошли херувимские «Киевопечерская болшая на 5 голосов» 6) и «Симоновская» 27); последняя относится к группе «статейных» херувимских, т.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Аще настоятель, мзду приняв, засвидетельствует епископу о некоем монашества хотящем, что он угоден есть к такому житию, таковой да лишен будет власти своея и изведен в рядовые монахи. Настоятелю свойственников при себе не держать, ниже к делам монастырским определять; подобно и прочим от братии сего не попускать, и епископы б сего не творили, а в домех архиерейских, разве благословных ради вин, сиречь (то есть. – В.Ф.) егда в старости угоднейша бывает служба от своего, неже чуждого. Сокровищ в монастыри на сохранение не принимать как братии, так и настоятелю. По смерти архиереов, архимандритов и игуменов и прочего монашеского чина, собственного их имения родственником и свойственником ничего не давать, но таковые вышних чинов присылать в Правительствующий Духовный Синод, а нижних чинов обирать в монастырскую казну. Вси сии описанные правила, и аще кая (какие. – В.Ф.) вновь приданы будут от Святейшего Правительствующего Синода, прочитовати по всем монастырям единожды в месяц, в воскресный день по трапезе, дабы кто не извинялся неведением. [...] Сие Духовного Регламента прибавление Сам Его Императорского Величества Своею Особою слушать и собственноручно исправлять изволил, и всё написанное аппробовав, напечатать и распубликовать указал апреля в последних и майя в первых числах сего 1722 года. Устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам В простые дни поутру вставать в 6-м часу; в 7 убираться честно; галстук, камзол, башмаки и чулки чтоб чисты были; голова чтоб расчесана, потом молиться. 8–9 первее изученное вчера греческое протвердить, а потом латинскаго и русскаго языка обучаться; 10 гулять; 11 рисовать; 12 обедать. По полудни 1-й гулять; 2 и 3 латинскаго и русскаго языка паки обучаться; 4 и 5 рисовать; 6 и 7 иным голосной, иным инструментальной обучаться музыке на перемену; 8 грамматики еллинского языка; 9 гулять и вечерять и потом молиться и ложиться. Во вторник и четверток по обеде гулять. Во всякий день при трапезе читать чтение от Св. Писания тем, которые могут читать точно, по тридневным чередам. А чтениям быть следующим: а) в воскресные дни Деяния апостольская да прочитаются; б) в понедельник вторник, среду и четверток книги историческия, начиная с Бытия; в) в пяток и субботу Притчи Соломоновы. И читать по определенным статьям всякую статью до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нем. протестант. богослужебные песенники с самого начала содержали произведения строфической формы на нем. языке, в т. ч. переводы псалмов и лат. гимнов. Первые издания, в к-рые вошли в т. ч. сочинения М. Лютера, не назывались К.: «Избранные христианские песни, хвалебные песнопения и псалмы» (Etlich Cristlich lider, Lobgesang und Psalm. Nürnberg, 1524; 8 одноголосных песен), «Энхиридион или книжечка» (Eyn Enchiridion oder Handbüchlein. Erfurt, 1524; 25 одноголосных песен), «Книжечка духовных песнопений» (Geystliche gesangk Buchleyn. Wittenberg, 1524; 43 четырехголосных обработки). Сборники 2-й пол. XVI - нач. XVIII в., названные «Cantional» или описанные так в предисловии, содержат либо в основном одноголосные лат. и нем. песнопения с добавлением неск. многоголосных композиций («Церковные песнопения» Иоганнеса Койхенталя (Виттенберг, 1573)), либо преимущественно полифонические сочинения (напр., «Канционал, или Певческая книга Аугсбургского исповедания» Иоганна Германа Шейна (Лейпциг, 1627), состоящий из 312 обработок лат. и нем. гимнов для 4-6-голосного хора). Впосл. песнопения протестант. хорала стали публиковаться в 4-голосном изложении с мелодией в верхнем голосе и тождественной ритмикой (напр., «Священная псалмодия» Мельхиора Франка, Нюрнберг, 1631). «Священная псалмодия, или Благочестивые и прекрасные песнопения» Кристиана Фридриха Витта (Гота, 1715) - это песенник с 356 мелодиями в сопровождении цифрованного баса . Изд.: Canciona albo ksigi chwa boskich... sloone a teraz s czeskiego jzyka na Polsky przez xidza Walentego z Brzozowa nowo przeozone. Królewiec, 1554; Pieni chwa boskich/Wyd. J. Zarba. Bre, 1558 (Idem/Edycje przygotoway: B. Brzeziska (opracowanie muzykologiczne), A. Kawecka-Gryczowa (opracowanie historiczne). Kraków, 1989); Písn duchovní evangelistské=Písn chval boských/Wyd. J. Blahoslav. Šamotuly, 1561. Ivanice, 1564 2; Katechizm albo krótkie w jedno miejsce zebranie wiary. Psalmy i pieni. Niewiez, 1563/1564; Keuchenthal J. Kirchen Gesenge Latinisch und Deudsch...

http://pravenc.ru/text/1470305.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010