хора]. Берклей, 1971. (Там же; 165); Запричастные: [Для смеш. хора]. Берклей, 1973. (Там же; 183); Литургия: [Для смеш. хора]. Берклей, 1975. (Там же; 195); Песнопения всенощного бдения: [Для хора разных составов]. Берклей, 1976. (Там же; 208); «Да исправится молитва моя»//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров/[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2003. Ч. 1. С. 48-51; То же: 4//Там же. 2005. Ч. 2. С. 32-34; «Блажен муж»//Песнопения великой вечерни/[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2006. С. 34-36. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; 1); Полиелей 2//«Хвалите имя Господне»: В 2 ч./[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2009. Ч. 1. С. 40-42. На фин. яз.: Арх.: Б-ка ун-та г. Тампере [ок. 115 произведений]. Изд.: Liturgia 2. Kuopio, 1955; Vigilia [Всенощное бдение]//Valikoima Arkkipiispa Hermanille omistettuja kotimaisia ortodoksisia kirkkosavellyksia. Kuopio, 1952. S. 13-102; «Autuas se mies» [«Блажен муж»: Валаамский напев: Перелож. на 4 голоса]//Suuri ehtoopalvelus. XI Ortodoksisten Laulupaivien ohjelmistoa. Pyhain Sergein ja Hermanin Veljeskunta. Kuopio, 1965. S. 13-18. Лит.: Herman, arkkipiispa. Säveltäjämme A. Krasnostovskij//Aamun Koitto. Kuopio, 1934. N 21; K[asanko], L[eo]. Säveltäjä Aleksei Krasnostovski 75-vuotias//Ibid. 1955. N 7/8; Lappalainen S. Välähdyksiä muutamien suomalaisten ortodoksisäveltäjien elämästä ja tuotannosta//Musiikin suunta. 1994. N 1. S. 23-46; Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1999/Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 533; Жаворонков Н. А. «Светлой души человек»: А. И. Красностовский (1880-1967)/Опубл.: Ю. Ю. Сергеев//Тр. МРПС, 2000-2001: Сб. ст., восп., архивных док-тов. М., 2002. С. 253-260; То же//Регентское дело. Севастополь, 2014. 6(126). С. 4-7. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог

http://pravenc.ru/text/2458959.html

Бесплотным силам (8 нояб.): 8 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 9 . Кондак акафиста авторское сочинение; для муж. хора 10 . Эксапостиларий авторское сочинение; для муж. хора, для муж. хора (облегченный вариант), для смеш. хора. Св. ап. и евангелисту Матфею (16 нояб.): 11 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Блгв. кн. Александру Невскому (23 нояб., 30 авг.): 12 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора Св. ап. Андрею Первозванному (30 нояб.): 13 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Прав. Филарету Милостивому (1 дек.): 1516. Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для смеш. хора. Свт. Николаю Мирликийскому (6 дек., 9 мая): 17 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора 18 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 19 . Стихира по 50 псалме 6 гл.; для муж. хора. Прп. Софии Суздальской (16 декабря): 20 . Молитва авторское сочинение; для жен. хора. Обрезанию Господню и свт. Василию Великому (1 янв.): 21 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Собора Предтечи (1 янв.): 22 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Макарию Римлянину (19 янв.): 23 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 24 . Стихира по 50 псалме Новомученикам 6 гл.; для муж. хора. Новомученикам Российским (ближайшее воскресенье после 25 янв.): 25 . Тропарь гармонизация знаменного распева; для муж. хора 26 . Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора. Трем святителям (30 янв.): 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Даниилу Московскому (4 марта, 30 авг.): 28 . Тропарь, глас 3 гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора 29 . Тропарь, глас 4 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора 30 . Кондак, глас 6 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

4 . Эксапостиларий 2-й (Лазарем тя) гармонизация знаменного распева; для муж. хора. Входа Господня во Иерусалим: 5 . Стихира Днесь благодать гармонизация знаменного распева; для муж. хора 6 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Утрени Великого Пятка: 7 . Антифон XV Днесь висит на древе авторское сочинение; для муж. хора 8 . Стихиры по 9-м Евангелии авторское сочинение; для муж. хора 9 . Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора. Пасхи: 10 . Тропарь Христос воскресе авторское сочинение; для муж. хора 11 . Ирмосы канона переложение напевов из Троицкого; для смеш. хора 12 . Ипакои и икос гармонизация валаамского распева; для муж. хора 13 . Эксапостиларий гармонизация греческого распева; для муж. хора 14 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 15 . Фомина воскресения эксапостиларий авторское сочинение; для смеш. хора 16 . Преполовения Пятидесятницы тропарь гармонизация валаамского распева; для смеш. хора. Вознесения Господня: 17 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 18 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Пятидесятницы: 19 . Ирмосы 2-го канона гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 20 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева, для смеш. хора 21 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. VI. Песнопения двунадесятых праздников Рождество Богородицы (8 сент.): 1 . Стихира Днесь Иже на разумных Престолех, глас 6 гармонизация знаменного распева; для муж. хора 2 . Эксапостиларий авторское сочинение. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 3 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Воздвижение Креста (14 сент.): 4 . Эксапостиларий 1 (Крестхранитель) авторское сочинение. Изложения: для смеш. хора (2 редакции), для муж. хора, для трехголосного состава

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

11 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 12 . Стихиры на хвалитех, глас 6 обработка обиходного напева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 13 . На Литургии антифоны по обиходному напеву; для муж. хора. X. Песнопения треб 1 . Чинопоследование монашеского отпевания гармонизация по соловецкому обиходу; для муж. хора 2 . Прокимен на Венчании авторское сочинение; для смеш. хора. Духовные концерты 1 . Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора, для жен. хора 2 . Похвала любви Божией (памяти новомучеников Российских): Аще языки человеческими глаголю ( 1Кор.13:18,13 ) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 3 . Памяти священника Павла Флоренского: Кто ны разлучит отлюбве Божия ( Рим.8:3539 ) авторское сочинение; для смеш. хора 4 . Из Послания к Филиппийцам 2:511 (К 2000-летию Рождества Христова) авторское сочинение; для муж.хора 5 . Похвала пустыни. Песнь царевича Иоасафа, егда шел в пустыню к Варлааму на подобен «Егда от древа» напева Оптиной пустыни; для смеш. хора 6 . Мужайся, Церковь Русская (из Службы крещения Руси) авторское сочинение; для муж. хора 7 . Мужайся, Церковь Христова (на память всех святых земли Русской) авторское сочинение авторское сочинение; для муж. хора 8 . Похвала обители прп. Даниила Московского (на слова игумена Андроника (ТРУБАЧЕВА)) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 9 . Вышшую небес гармонизация соловецкого распева Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 10 . Скорое и известное даждь утешение авторское сочинение; для муж. хора 11 . Богородичен: Во гласе пений авторское сочинение; для муж. хора 12 . Тропари Кресту (Иже Крестом ограждает) авторское сочинение; для муж. хора 13 . Не умолчим никогда, Богородице (соч. П. Чеснокова) переложение; для жен. хора 14 . Днесь весна благоухает (Эксапостиларий Фомина воскресения) авторское сочинение; для смеш. хора Именной указатель В указатель не вошли имена, встречающиеся в авторских и составительских примечаниях, библиографических сведениях, имена, содержащиеся в разделе «Приложение». В указатель не вошли также имена мифологические, литературные, библейские, имена, входящие в названия тех или иных памятников архитектуры, литературы и искусства, а также учреждений. Сведения о таких лицах, как Делекторский Φ.Π., Зубачевский С.И., Маслов H.A., Плющев H.H. и Рожков Н.Г. любезно предоставлены о. протодиаконом Сергием (Голубцовым), подготовившим оригинал-макет своей книги «Сергиев Посад и Лавра».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

26 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева; для муж. хора 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры для смеш. хора. Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.): 28 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 29 . Статия 3-я из чина Погребения гармонизация Гефсиманского напева; для муж. хора. VII. Песнопения Богородичных праздников Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.): 1 . Ирмосы канона гармонизация напева по соловецкому ирмологию; для муж. хора 2 . Кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора 3 . Эксапостиларий авторское сочинение; для однородного состава. Иверской иконе (13 октября): 4 . Стихира по 50-м псалме На подобен Егда преставление; для трехголосного муж. напева Киево-Печерской Лавры состава. Казанской иконе (22 окт. 8 июля): 5 . Эксапостиларий Да почтится Всепетая авторское сочинение; для муж. хора. Иконе Знамение (27 нояб.): 6 . Тропарь гармонизация греческого распева; для муж. хора. Державной иконе (2 март.): 7 . Кондак акафиста гармонизация напева Ипатьевского м-ря; для смеш. хора. Тихвинской иконе (26 июня): 8 . Кондак акафиста авторское сочинение; для жен. хора. Смоленской Одигитрии (28 июля): 9 . Стихиры гармонизация напева Зосимовой пустыни; для муж. хора. Донской иконе (19 авг.): 10 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора. VIII. Песнопения из служб святым Прп. Сергию Радонежскому (25 сент., 5 июля): 1 . Молитва преп. Сергия и Богородичен авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 2 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 3 . Величание прп. Сергию или прп. Никону гармонизация соловецкого распева; для муж. хора 4 . О, сладкаго Твоего гласа авторское сочинение; для муж. хора, для смеш. хора, для жен. или дет.хора 5 . Эксапостиларий Процвел еси авторское сочинение; для муж. хора. Прп. Роману Сладкопевцу (1 окт.): 6 . Кондак гармонизация греческого распева -для смеш. хора, для жен. хора 7 . Кондак акафиста переложение по напеву Киево-Печерской Лавры, переложение на подобен Повеленная тайно Киево-Печерской Лавры; для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Самым развернутым духовно-муз. произведением В. является Литургия для смешанного хора (1847), позднее переработанная автором для муж. хора и в таком варианте впервые исполненная в 1865 г. на праздник Покрова Пресв. Богородицы во львовском кафедральном соборе св. Юра (Слово. Львов, 1865. 77. 29 сент./11 окт.; 84. 17/29 окт.). Духовные произведения В. получили широкую известность и использовались как в греко-католич., так и в правосл. богослужебной практике. Муз. наследие В. сохранилось не полностью, существует небольшое количество автографов и печатных изданий. Из рукописей-неавтографов наиболее достоверными считаются списки, выполненные в 1871 г. учеником В. свящ. и композитором Виктором Матюком. Муз. соч.: 1. «Отче наш» g-moll для смеш. хора; 2. «Христос воскресе» B-dur для муж. хора 1); 3. «Тебе поем» As-dur для муж. хора, Es-dur, D-dur для смеш. хора, C-dur, G-dur для смеш. хора; 4. «Иже херувимы» Es-dur для муж. хора, F-dur; 5. «Святый Боже» A-dur для муж. хора, F-dur; 6. «Слава: Единородный Сыне» As-dur, e-moll; 7. «Аллилуйя» F-dur, греч. расп. G-dur, B-dur; 8. «Дух Святый снидет на тя» B-dur; 9. «Господи, помилуй» B-dur, f-moll для смеш. хора; 10. «Отца и Сына» B-dur, C-dur, A-dur; 11. «Верую» Es-dur; 12. «Милость мира» As-dur, Es-dur для смеш. хора, G-dur 2) для смеш. хора; 13. «Свят, свят, свят» B-dur, F-dur для муж. хора; 14. «Достойно есть» B-dur, D-dur для смеш. хора; 15. «Отче наш» a-moll; 16. «Един Свят: Хвалите» Es-dur; 17. «Да исполнятся уста наша» B-dur; 18. «Буди имя Господне» B-dur, греч. расп. G-dur; 19. «Ангел вопияше» C-dur; 20. «Избавление посла Господь» (причастен на Рождество Христово) F-dur; 21. «Сотвори, Господи, многая лета» Es-dur; 22. «Господи, помилуй» (ектения сугубая) F-dur для смеш. хора; 23. «Величай» (на Рождество Христово) a-moll (ор. 38) для муж. хора; 24. «Христос воскресе» C-dur для 2 муж. хоров, B-dur для муж. хора 2), C-dur («большое»); 25. «Kyrie» D-dur, для оркестра, органа и смеш. хора [фрагмент лат. мессы]; 26. «Елицы» C-dur; 27. «Многая лета» C-dur.Myз. соч. с сомнительным авторством: «Иже херувимы» Es-dur для смеш. хора//ЛНБ. Конс. 20/42. П. 13 [автограф?]; «Христос воскрес» C-dur для смеш. хора («Христос воскрес». С. 13-15); «Царю Небесный» С-dur/c-moll (Блarobicm. C. 60-61); Антифон 2 («Слава Отцу и Сыну:») d-moll (Збiphuk. С. 6-8); «Святый Боже» G-dur (народное) ( Людкевич. 1999. С. 307).Не обнаружены: «Вечная память», «Господи, помилуй»: Для смеш. хора//Noxopohhi nichi. Льbib, 1912 ( Лисько. С. 87); 2 Мессы ( Лисько. С. 89); 12 причастных стихов: Для смеш. хора ( Кудрик. Огляд. С. 87).

http://pravenc.ru/text/150385.html

Венцом тогдашнего начального обучения, мечтой родителей изучающего грамоту дитяти было именно уменье его громко и протяжно прочесть указанный псалом во время раздачи антидора. В особенности это чтение правилось детям. После кончины митрополита Иосифа, крестьяне села Павловки, ровесники Иосифа, со слезами на глазах рассказывали, что «ни один школяр не прочитает теперь так гарно, да так голосно, как читал тогда Семашко». Бывало погонит будущий митрополит в поле волов на пастьбу, сейчас около него соберется гурьба таких же крестьянских подростков, и просят его прочесть «благословлю Господа», как в церкви он читал, голосно, с протягом, с роздыхом; он исполнял их просьбу, а сам просил их пропеть ему народные песни, или выучить его какой-либо новой, неизвестной ему песне. Песни были, конечно, малороссийские, и будущий святитель страстно их любил в детстве. По словам Алексея Сидорука, пасшего некогда вместе с Иосифом волов в степи, он так увлекательно рассказывали, вычитанные из книг стихи, что заслушавшиеся его пастухи ночью не смыкали глаз. 13 С ранних лет обнаружилась в этом даровитом ребенке большая охота к чтению книг, особенно исторического содержания; эти книги можно было найти в небольшой библиотеке его отца. Приобрести новую книгу для чтения Иосиф считал для себя величайшим удовольствием. Еще до поступления в школу он прочел всю Библию три раза и почти наизусть выучил двухтомную римскую и трехтомную английскую историю, найденные им в той же библиотеке. Обыкновенные детские забавы, игры, а также лакомства мало занимали Иосифа. Но он испытывал высокое наслаждение, странствуя по большому лесу, в 8-ми верстах от родительского дома, особенно в весеннее время, когда его отец отправлял в этот лес свою пасеку. Сюда манили его красота и благоухание пробуждающейся весенней природы, её таинственность и невозмутимая тишина. Возившие Иосифа в Немировскую гимназию, а потом и в Вильну, крестьяне Цинский и Душинский рассказывали, что Иосиф ничего так не любил, как останавливаться в дороге на ночлег в поле, под открытым небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца, под его бдительным надзором и под руководством православного дьячка Павловской церкви, доброго старика Бочковского, некогда учившегося в иезуитской школе. Сам отец, обучавшийся некогда в гимназии, в свободное время принимал участие в обучении сына. У „бакаляра» (наставника) Бочковского, кроме его, Иосифа, учился его младший брат Николай и трое других мальчиков. Но всех их превосходил своими успехами даровитый Иосиф, отличавшийся прекрасною памятью и редким трудолюбием. Отец Иосифа настолько не чуждался православия, что сам посылал в воскресные и праздничные дни своего сына, до 12-ти летнего возраста, в местную православную церковь , (называвшуюся тогда „благочестивою), в сопровождении прислуги, и заставлял его читать и петь на клиросе вместе с своим учителем, дьячком Бочковским. По возвращении домой, Иосиф должен был непременно рассказать отцу содержание прочитанного в церкви евангелия и апостола. Особенно любил Иосиф читать в местной православной церкви псалом: „благословлю Господа». Венцом тогдашнего начального обучения, мечтой родителей изучающего грамоту дитяти было именно уменье его громко и протяжно прочесть указанный псалом во время раздачи антидора. В особенности это чтение нравилось детям. После кончины митрополита Иосифа, крестьяне села Павловки, ровесники Иосифа, со слезами на глазах, рассказывали, что „ни один школяр не прочитает теперь так гарно, да так голосно, как читал тогда Семашко». Бывало, погонит будущий митрополит в поле волов на пастьбу, сейчас около него соберется гурьба таких же крестьянских подростков и просят его прочесть „благословлю Господа», как в церкви он читал, голосно, с протягом, с роздыхом; он исполнял их просьбу, a сам просил их пропеть ему народные песни, или выучить его какой-либо новой, неизвестной ему, песне. Песни были, конечно, малороссийские, и будущий святитель страстно их любил в детстве. По словам Алексея Сидорука, пасшего некогда вместе с Иосифом волов в степи, он так увлекательно рассказывал вычитанные из книг стихи, что заслушавшиеся его пастухи ночью не смыкали глаз. С ранних лет обнаружилась в этом даровитом ребенке большая охота к чтению книг, особенно исторического содержания; эти книги можно было найти в небольшой библиотеке его отца. Приобресть новую книгу для чтения Иосиф считал для себя величайшим удовольствием. Еще до поступления в школу он прочел всю библию три раза и почти наизусть выучил двухтомную римскую и трехтомную английскую историю, найденные им в той же библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М. 1988. С. 110-111. Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археологической Комиссией. СПб. 1882. Т. VII. Кол. 485-486. « Аще убо кой тым следом ко исканию безсмертное правды пойдет, изучит и обрящет прекраснейшую и светозарнейшую правду, и узрит в ней прежде общаго воскресения воскресение и вся таинства » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 124). « духа сила... верою смиренномудрия (подвижно внимательному делателю заповедей Христовых от тоежде благодати Христовы ведати и разумети полезная и спасителная) даруется » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 172). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 162 « Си бо святыи аще и внешнее учение изучиша, но ничтоже о истинне от философского кичения навыкнути возмогоша, дондеже сие обезчестиша и теснаго пути следом разума Христова поидоша; его же обретше, тогда истинну навыкоша, смирение достигоша и наставници слепым и неведущим Бога и пути спасения быша» ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 « што ныне латинская злоковарная душа, ослепленная и насыченная поганскими тщеславными и гордыми догматы, страждет, которая Божие премудрости и разума духовного, смирения, простоты и беззлобна вместити никакож не можеть » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 23). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 251 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Успенский Б.А . Краткий очерк истории русского литературного языка (IX-XIX вв.). М. 1994. С. 84-85. См. по этому поводу: Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.)// Успенский Б.А . Избранные труды, том 2. М. 1994. С. 7-25 Хотя некоторые современные исследователи считают, что фраза Господа на Кресте была произнесена на разговорном арамейском языке, но церковная традиция однозначно называет этот язык еврейским (т.е. древнееврейским) (см. Матвеенко В.А, Щеголева Л.И. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М.2000. - С.61). Кроме того, ряд библеистов тоже относят эти слова Христа к древнееврейскому (см. Языки, на которых говорил Иисус// http://cyberpedia.su/9x5527.html )

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/03/svya...

Хора — как имя Божие В путеводителях и даже научно-популярных изданиях мы найдем название монастыря как Христа Спасителя в Хора, и объяснение, что «хора» означает нахождение монастыря за границей исторического города около новых стен и означает «в полях». Однако, на мой взгляд, название храма связано отнюдь не с местоположением, а с посвящением монастыря Христу Хора, где «хора» одно из священных именований Второго лица Святой Троицы, означающее «Божественное пространство». То есть это такой же уровень посвящения, как посвящение храма Святой Софии — Премудрости Божьей Христа Логоса или находящейся неподалеку от Святой Софии церкви Святой Ирины, которая посвящена Христу как Миру, а отнюдь не известной мученице. Программа посвящения храма, который он перестроил, украсил, принадлежит все тому же Феодору Метохиту, портрет которого мы видим над главным входом в храм — большая композиция, в которой ктитор храма Феодор Метохит склоняется в глубоком преклонении, приносит к стопам Христа, сидящего на троне, модель созданного им храма. Главные образы Христа над входом в нартекс и слева от алтаря подписаны редкой надписью «Иисус Христос Хора тон зонтон (Христос Пространство живых)». «Хора» появляется еще в трех образах Богоматери с младенцем, поименной «Митер Теу. Хора ту ахориту (Матерь Божья — Пространство Того, Который не вмещается в пространство)», также расположенные по центральной оси движения к алтарю. Тем самым Феодор Метохит дает нам непростой, но ясный ключ к пониманию всего иконографического замысла и стоящей за ним богословской мысли. Лучшие мозаики мира Мозаичный цикла храма — пожалуй, самые лучшие мозаичные произведения в мире. Если собрать все мозаики всех традиций и эпох, то мозаики монастыря Хора будут претендовать на первое место по уровню художественного совершенства. Мозаики хорошо сохранились в двух притворах — экзонартексе (внешняя открытая паперть) и внутреннем нартексе (притворе). Тема мозаичных композиций — детство и юность Христа и Богоматери. Большая часть мозаик была уничтожена

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010