Г. Колпакова Примечания Список сокращений БАН – Библиотека Российской академии наук. С.-Петербург. БЛДР – Библиотека литературы Древней Руси. Москва. БТ – Богословские труды. Москва. ВВ – Византийский временник. Москва. ВИ – Вопросы истории. Москва. ВИА – Всеобщая история архитектуры в 12 т. М., 1966–1977. ВР – Византинороссика. С.-Петербург. ГБЛ (ныне РГБ) – Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Москва. ГИМ – Государственный исторический музей. Москва. ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. ГММК, МК – Государственный историко-художественный музей-заповедник «Московский Кремль». ГРМ – Государственный Русский музей. С.-Петербург. ГТГ – Государственная Третьяковская галерея. Москва. ГЭ – Государственный Эрмитаж. С.-Петербург. ДРИ – Древнерусское искусство. Москва, с 1995 г. – С.-Петербург. ЗЛУ – Зборник за ликовне уметности. Београд. ЗОРСА – Записки Отделения русской и славянской археологии Российского археологического общества. С.-Петербург. КСИА – Краткие сообщения Института археологии АН СССР (РАН). Москва. КСИИМК – Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. Москва. ЛГУ – Ленинградский государственный университет. МГУ – Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. МГУ, НБ – Научная библиотека имени А. М. Горького, МГУ. НГИАМЗ – Новгородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. НИС – Новгородский исторический сборник. НЛ – Новгородские летописи. НПЛ – Новгородская первая летопись. Москва; Ленинград, 1950. ПВЛ – Повесть временных лет. Москва; Ленинград, 1950. ПКНО – Памятники культуры. Новые открытия. Москва: Ленинград (С.-Петербург). ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. Москва. ППС – Православный Палестинский сборник (Палестинский сборник) – Москва: Ленинград (С.-Петербург). ПС – Православный собеседник. Москва. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. С.-Петербург. РНБ – Российская национальная библиотека. С.-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список сокращений вв Византийский временник. СПб. – Л., 1894– 1928. Т. 1–25. М., 1947 Т. 26-. Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1911. Т. 1–24;М.; Л. – СПб., 1949–1994. Т. 25–39. М., 1995. Т. 41. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1; Памятники XI–XV веков/Под ред. А.С. Павлова . СПб., 1880 (1). 1908 (2). (Русская историческая библиотека, издаваемая Императорской Археографической комиссией; Т. 6). Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Л–СПб., 1934 –. Alberigo Conciliorum oecumenicorum decreta/Curant. J. Alberigo e.a. Basilae: Herder, 1962. Beck, Kirche Beck H. – G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1977. (Byzantinisches Handbuch im Rahmen des Handbuchs der Altertumswissenschaft; XII, 2,1). Byzandnische Forschungen. Amsterdam, 1966–. Byzantinoslavica. Прага, 1929–. Byzantion. Bruxelles, 1924–. Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; Munchen; Stuttgart, 1892–. Corpus Scriptorum Christianorum orientalium. Parisiis, 1903–. DiilgerF. Regesten Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches/Bearb. von DolgerF. Miinich; Berlin, 1924–1965. Bd. 1–5. Dumbarton Oaks Papers. Washington, DC, 1941–. Dossier grec Darrouzes J, Laurent V. Dossier grec de l’Union de Lyon (1273–1277). Paris, 1976. (Archives de 1 Orient chrdtien; T. 16). Dictionnaire de spiritualiti ascetique et mystique, doctrine et histoire. Paris, 1932–1995. T. 1–17. Dictionnaire de Thiologie Catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, E. Amann. Paris, 1903–1950. T. 1–15. Echosd’Orient. Paris, 1897–1942. T. 1–39. The Greek Orthodox Theological Review. Brookline, MA, 1952–. Hamilton, Latin Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. London, 1980. Journal of Ecclesiastical History. London, 1950–. MansiJ.D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Florendae, 1759–1798. Т. 1–31. Monumenta Geimaniae Historica. Hannover, 1826–. Constitutiones Constitutiones et acta. Epistolae selectae

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Список принятых сокращений А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. I (1294—1598 гг.). СПб., 1836 АЯ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1841 ИСЭИ — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. I (сост. С.Б. Веселовский). М., 1952; Т. II (сост. И.А. Голубцов). М., 1958; Т. III (сост. И.А. Голубцов). М., 1964 АФЗХ — Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. I. (подгот. Л.В. Черепнин). М., 1951 АЮ — Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838 Базилевич — Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952 Будовниц — Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XV вв. М., 1966 Веселовский — Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969 Вымская летопись — Вымская летопись//Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958 ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей (Москва) ГВНП — Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949 Герберштейн — Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988 ГИМ — Государственный исторический музей. Отдел рукописей (Москва) Голубинскчй — Голубинскчй Е.Е. История русской церкви. Т. II. Ч. I//ЧОИДР. 1900. Кн. 1 ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв./Подгот. Л.В. Черепнин. М.; Л., 1950 ДРВ — Древняя Российская вивлиофика. Ч. VI. М., 1787 Инока Фомы слово похвальное... — Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче/Сообщение Н.П. Лихачева. СПб., 1909 Казакова-Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV — начало XVI в. Л., 1975 Каштанов-Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970 Лурье-Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977

http://sedmitza.ru/lib/text/438805/

Ему было 77 лет 13 декабря. ПРАВМИР. В Москве на 78-м году жизни умер советский и российский кинорежиссер, сценарист и кинопродюсер Сергей Соловьев, сообщают «Известия» . «Сергей Александрович умер сегодня, это случилось дома», — пишет ТАСС со ссылкой на источник в окружении режиссера. Причина смерти не уточняется. По словам источника «Интерфакса» , режиссер скончался после тяжелой болезни. Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь (Карело-Финская ССР, ныне — Республика Карелия). Его отец Александр Дмитриевич руководил отрядом контрразведки «Смерш» Карельского фронта, после окончания Великой Отечественной войны был советником основателя КНДР Ким Ир Сена. Первые годы жизни Сергей провел вместе с родителями в Пхеньяне, в начале 1950-х семья переехала в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург). В кино пришел после окончания ВГИКа в 1969 году.  Режиссер фильмов «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст», «Анна Каренина», «Сто дней после детства», «Дом под звездным небом», «Одноклассники» и «Мелодии белой ночи». Фильм «Асса» стал символом для рок-движения в период перестройки в Советском Союзе. В саундтрек картины вошли песни групп «Аквариум», «Кино» и «Браво». Также в ней снялся Виктор Цой. С 1986 года Сергей Соловьев преподавал во ВГИКе. Являлся руководителем режиссерской и актерской мастерских. Профессор (1995). Лауреат премии Ленинского комсомола (1975), Государственной премии СССР (1977). Народный артист РФ (1993). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Дружбы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 марта, 2024 5 мая, 2023 4 апреля, 2022 14 января, 2021 17 ноября, 2020 29 февраля, 2020 10 февраля, 2020 13 января, 2020 28 сентября, 2019 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/umer-rezhisser-sergej-...

[серб. Леонтий (в миру Драгомир; 13(26). 08.1914, с. Бродац близ г. Биелина (ныне Республика Сербская, Босния и Герцеговина) - 9.04.1997, г. Смедерево, Сербия), серб. богослов, историк. Начальную школу окончил в родном селе. Учился в младшей гимназии в г. Биелине (1925-1929) и в Торговой академии в Сараеве (1929-1933). В 1937 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий в мон-ре Студеница , до 1945 г. исполнял в этой обители послушание ризничего. В 1945 г. хиротонисан во иерея. В том же году окончил ДС в г. Битоле (ныне Республика Сев. Македония), в 1949 г.- Белградский богословский факультет , в 1957 г.- отд-ние истории искусств философского фак-та Белградского ун-та. В 1950 г. ушел из мон-ря, стал жить как мирянин, но продолжал именоваться Леонтием. Работал стажером в б-ке, потом ассистентом на кафедре литургики и христ. археологии на богословском фак-те (1949-1956), преподавал в ДС свт. Саввы в мон-ре Раковица . В 1956-1959 гг. преподавал в дер. Азаня близ г. Смедеревска-Паланка (Сербия). В 1959 г. стал директором музея в г. Смедереве, с 1977 г. до выхода на пенсию в 1989 г. служил старшим научным сотрудником этого музея. В 1964 г. защитил докт. дис. «Культовые лица сербов и македонцев: Историко-этнографическое исследование» (Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965). В 1991 г. завещал свою личную б-ку Народной б-ке в Смедереве: она включает 2027 публикаций на разных языках, старые и редкие книги, журналы, фотографии, картины, плакаты, фильмы, вырезки из газет и журналов, рекламные и туристические проспекты, географические карты, рукописные записи и проч. Собрание П. признано культурным богатством, имеющим первостепенное значение для Республики Сербии. Научный советник САНУ, почетный член Сербского медицинского общества. Участвовал в многочисленных конференциях в Югославии и в др. странах. Владел русским, греческим, немецким, латинским и древнегреч. языками. Был награжден Октябрьской наградой г. Смедерева (1972), медалью в память об освобождении г. Смедерева (1974), золотым значком Культурно-просветительского об-ва Сербии (1985), орденом с золотым венком Президиума СФРЮ (1986), золотым ключом г. Смедерева (1987), золотой медалью Общества консерваторов Сербии (1995), Святосавский повелей г. Смедерева (1995). Похоронен на Старом кладбище в Смедереве.

http://pravenc.ru/text/2578614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон, митр. Уфимский и Стерлитамакский. Фотография. 2017 г. (Васюков Николай Николаевич; род. 1.10.1950, дер. Марьевка Сампурского р-на Тамбовской обл.), митр. Уфимский и Башкортостанский. Из семьи рабочих. В 1968 г. окончил среднюю школу 13 в Красноярске. В 1968-1974 гг. обучался в Красноярском гос. медицинском ин-те, в 1974-1975 гг. проходил интернатуру в городской клинической больнице 20 по специальности «терапия», по окончании к-рой ему была присвоена квалификация «врач-терапевт». С 1975 г. находился на военной службе в должности старшего врача полка. В 1977 г. уволен в запас в звании майора медицинской службы. С 1977 по 1983 г. работал главным врачом поликлиники в г. Светогорске Выборгского р-на Ленинградской обл. 26 июня 1983 г. Куйбышевским и Сызранским архиеп. Иоанном (Снычёвым ; впосл. митрополит) был рукоположен во диакона к храму в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Ульяновске, 21 сент. того же года - во иерея. 13 марта 1984 г. архиеп. Иоанном пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Радонежского. 16 сент. 1985 г. назначен настоятелем Богородице-Неопалимовского храма. С 24 сент. того же года благочинный храмов Ульяновской епархии. 17 марта 1988 г. архиеп. Иоанном возведен в сан игумена. 1 окт. 1989 г. освобожден от должности благочинного и назначен секретарем Ульяновского епархиального управления, оставаясь в должности настоятеля Богородице-Неопалимовского храма. 29 марта 1990 г. возведен в сан архимандрита. В 1987 г. окончил заочное отделение Ленинградской ДС, в 1990 г.- ЛДА (ныне СПбДА), в 1991 г. защитил канд. дис. на тему «Обзор археологии и этнографии Палестины эпохи Ветхого Завета». 26 июня 1990 г. Синод РПЦ избрал Н. епископом Уфимским и Стерлитамакским. Хиротонию Н. 26 авг. 1990 г. в кафедральном московском Богоявленском соборе в Елохове возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . 23 февр. 2001 г. Н. был возведен в сан архиепископа. На заседании Синода РПЦ 27-28 дек. 2011 г. назначен главой новообразованной Башкортостанской митрополии и управляющим Уфимской епархией, также ему было поручено временное управление новообразованной Салаватской епархией (до 16 марта 2012). 8 янв. 2012 г. в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) возведен в сан митрополита. За 27 лет пребывания Н. на Уфимской кафедре число приходов на территории Республики Башкортостан увеличилось почти в 20 раз - с 17 в 1990 г. до 343 в 2017 г. Вновь открыты 8 мон-рей. В 1995-2007 гг. Н. преподавал пастырское богословие, аскетику и практическое руководство для пастырей в Уфимском филиале ПСТБИ.

http://pravenc.ru/text/2577545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОУСТЕРХАУТ [Англ. Ousterhout] Роберт (Джордж) (16.01.1950 - 23. 04. 2023), амер. археолог, исследователь визант. архитектуры. Обучался в Орегонском ун-те (1968-1970, 1972-1973), Ин-те европейских исследований в Вене (1970-1972), ун-те Цинциннати (шт. Огайо; 1975-1977; магистр истории искусств, 1977), ун-те Иллинойса (Эрбана-Шампейн; 1977-1981; кандидат искусствоведения, 1982). Преподавал в Орегонском ун-те (1981-1982), более 20 лет (с 1983) - в ун-те Иллинойса (Эрбана-Шампейн; доктор наук); в наст. время профессор Пенсильванского ун-та (с 2007), в к-ром возглавлял Центр изучения древнего искусства (2007-2016), читает лекции в Стамбульском ун-те. Является президентом Национального комитета США по изучению Византии и Ассоциации византинистов Сев. Америки. О.- специалист по истории христ. архитектуры, монументального искусства и градостроительства Византии (Вост. Средиземноморье), особенно в области всестороннего исследования утраченных памятников, их конструктивной и культурно-исторической интерпретации. Много лет проводил натурные исследования храмов К-поля (среди объектов изучения - комплекс монастыря Пантократора), Иерусалима (храм Гроба Господня), в наст. время активно работает в Каппадокии. Каждый из этапов работы О. отмечен многочисленными научными публикациями, в т. ч. фундаментального характера, среди наиболее важных - «The Architecture of the Kariye Camii in Istanbul» (Wash., 1987), «The Sacred Image: East and West» (Urbana етс., 1994) и др. Особый интерес для мирового византиноведения представляет кн. «Master Builders of Byzantium» (Princeton, 1999. Phil., 20082) (рец.: Беляев Л. А. «Естественная история» визант. архитектуры//Рос. Арх. 2002. 1. С. 184-189), вышедшая в рус. переводе с названием «Византийские строители» (К.; М., 2005). Методика исследования визант. архитектуры, применяемая О. в этой монографии, во многом близка к исследовательским подходам историков древнерус. архитектуры (особенно П. А. Раппопорта). В предложенном автором анализе ясно выступили такие специфические качества визант. архитектуры, как растянутый во времени процесс, в к-ром результат достигался суммированием отдельных объемов и даже элементов композиции в едином архитектурном творении (аддитивный процесс). По мнению О., зодчество Византии гомогенно и «неисторично», т. е. «традиционно», и постоянно «копирует само себя», но в то же время оно изменчиво в своих конкретных воплощениях и, подобно явлениям природы, наделено качеством органичности и способностью менять те или иные конкретные детали в зависимости от условий среды. О. смог выделить внутри «естественной истории» визант. архитектуры эволюционные ряды, образованные устойчивыми формами, повторяющимися и сохраняющимися.

http://pravenc.ru/text/2581759.html

Мелхиседек (Лебедев Василий Михайлович), еп. Вологодский и Великоустюжский Родился 26 января 1927 года в дер. Ново-Черкасово, Шатурского района, Московской области в семье крестьянина. В 1950 году окончил Московскую духовную семинарию и рукоположен во священника к Преображенской церкви с. Бесово, Московской епархии. В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа, Московской епархии и назначен настоятелем Богородицерождественской церкви гор. Орехово – Зуево. В 1962 году поступил в Московскую духовную академию. В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека, был направлен в Троицкое патриаршее подворье в с. Переделкино. 15 июня 1965 года возведен в сан архимандрита, а 17 июня была совершена хиротония во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Дмитровский Филарет и епископ Волоколамский Питирим. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.7. Литература: «ЖМП» 1965, 7, стр.1. – и – 1965, 8, стр.7–12. Am 7.10.1967 wurde er zum В von Wien und Österreich ernannt (MP 1967,11,5). Als solcher nahm er teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag (31.3.–5.4.1968) und an der Vollversammlung des Weltkirchenrates in Uppsala (4.–19.7.1968). 25 .6.1970 wurde er В von Penza und Saransk (MP 1970,7,9). 9 . 9. 197 6 Erhebung zum EB (MP 197 6 ,10,2). Vom 4,–18.4.1977 weilte er auf dem Hl. Berg Athos. Am 5.9.1977 erhielt er eine Erinnerungspanhagia. Am 10.10.1978 wurde er zum EB von Berlin und Mitteleuropa ernannt ( MP 1978,12,3). Vom 27.4.1979 bis 6.10.1980 mit der zw. Vw der Ep. Düsseldorf betraut, davon am 6.10.1981 befreit. Furov zählt ihn zur 2. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber zwar loyal, jedoch als Seelsorger eifrig sind.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пафос входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 21 августа. ПРАВМИР. Кипрский город Пафос (вместе с датским Орхусом) провозглашен культурной столицей Европы 2017 года. Пафос входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Пафская митрополия Кипрской Православной Церкви поддерживает стремление города соответствовать чести стать культурной столицей Европы 2017 года. Митрополит Пафский Георгий  рассказал, что Кипрская Церковь сейчас работает над двумя крупными культурными проектами. Это строительство нового Византийского музея в пригороде Пафоса Героскипу. Вторым станет воссоздание библиотеки, которая была разграблена во время государственного переворота на Кипре в 1974 году. Кроме того, по инициативе семьи доктора Андреаса Мицидиса, секретаря кипрского архиепископа Макария ΙΙΙ, предстоятеля автокефальной Кипрской православной церкви (1950—1977) и первого президента Республики Кипр (1960—1977)  Пафосу будет передана огромная библиотека семьи, сообщает информационное агентство «Ромфея» . Библиотека будет размещена в здании Пафской митрополии, где находится Византийский музей сейчас. Культурная столица Европы — инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного города центром культурной жизни континента с целью привлечения внимания к его культурному развитию. Как правило, дополнительное финансирование, привлекаемое в связи с исполнением функций культурной столицы, позволяет городу значительно обновить состояние культурных учреждений. Например, в Порту под эгидой культурной столицы был построен знаменитый Дом музыки. Первой культурной столицей Европы в 1985 году Совет Европейского союза назвал Афины. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 мая, 2014 9 декабря, 2013 31 июля, 2023

http://pravmir.ru/kulturnoy-stolitsey-ev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (2.02.1917, София - 24.12.1996, там же), болг. историк-византинист. Окончил Софийский гос. ун-т им. св. Климента Охридского (1940), специализировался по истории Византии в Мюнхенском ун-те (1940-1943), защитил докт. дис. «Богомильство в Византии» (1943). Работал в качестве ассистента (1944), доцента (1946), профессора (1950), являлся зам. декана историко-филологического фак-та (1950-1951), зам. декана и деканом философско-исторического фак-та (1961-1963, 1966-1972) Софийского гос. ун-та, ректором Ин-та иностранных студентов (1963-1966). В 1966-1972 гг. возглавлял кафедру истории Болгарии, заведовал сектором древней и средневек. истории Болгарии в Ин-те истории Болгарской АН (1956-1978), являлся секретарем Центрального Совета Болгарского исторического об-ва (1970-1976), директором Ин-та археологии и музея при Болгарской АН (1971-1987), генеральным директором Центра болгаристики (1986-1988). Избран чл.-кор. Болгарской АН (1975), академиком Болгарской АН (1979), чл.-кор. Саксонской АН (1976), Археологического ин-та в Зап. Берлине (1982), Научного об-ва по истории и культуре Юго-Вост. Европы (Мюнхен) (1988). Член редколлегии многотомной истории Болгарии; главный редактор сб. «Byzanminobulgarica» и ж. «Археология», член редколлегий журналов «Bulgarian Historical Review» и «Palaeobulgarica» («Старобългаристика»). С 1961 г. председатель Национального комитета византинистов Болгарии, член Бюро Национального комитета болг. историков, зам. председателя Международной ассоциации византинистов. Награжден орденом Народной Республики Болгарии 2-й степени (1977), дважды - Димитровской премией (1966 и 1971), орденом Г. Димитрова (1987). В сфере научных интересов крупнейшего болг. византиниста находились не только социально-экономические и политические проблемы истории Византии и Болгарии, но и церковно-культурные связи 2 гос-в, своеобразие и особенности болг. средневек. культуры. А. внес огромный вклад в изучение одного из крупнейших средневек. еретических движений - богомильства , выявив его истоки и социальные корни, сущность, распространение и связь с др. еретическими движениями: катарами и рус. стригольничеством . Его перу принадлежат исследования о подвижничестве святых Кирилла и Мефодия , Климента Охридского , Иоанна Рыльского , а также работы о распространении исихазма в Болгарии.

http://pravenc.ru/text/115088.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010