В 1947 году в верхах вновь появилось стремление оживить практически свёрнутую атеистическую пропаганду. До И. Сталина доходили сведения, что среди партийных кадров некоторая часть критикует «забвение ВКП(б) необходимости решительной антирелигиозной борьбы». «Вождь» не мог полностью игнорировать такие настроения. Выдвинув в 1947 году на пост секретаря ЦК М.А. Суслова, он посоветовал ему «не забывать об атеистической пропаганде среди народа», в то же время отметив, что этот вопрос сейчас не самый главный. В Июле 1947 года было создано «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» – естественно, на основе материализма. Секретариат ЦК ВКП(б) в Октябре на закрытом заседании обсудил состояние отношений правительства с Церковью и пришёл к выводу, что их надо развивать, не переоценивая перспективы последней и без излишне настойчивой опеки Её. 607 Эти симптомы предвещали скорое изменение всего положения Московской Патриархии. В 1948 году в количественном отношении она достигла пика своего развития за послевоенное время. На 1 Января в стране насчитывалось 14.329 Православных храмов, из которых 1.270 было открыто с разрешения Совета по делам РПЦ в 1945–47 годы. На регистрации у Совета числилось 13.104 священника и диакона, 70 архиереев, причём 46% из них ранее арестовывались. В двух Духовных Академиях и 8 семинариях обучалось 562 человека. Количество монастырей за 1946–47 годы сократилось с 104 до 85, в которых имелось 4.632 насельника. Небольшой рост продолжался до 1949 года. В Марте 1948 года было получено разрешение на открытие ещё 27 храмов. Кроме того в Православие продолжали переходить униатские приходы. Таким образом, к 1 Января 1949 года число храмов достигло 14.477, а количество духовенства к 1 Июля – 13.483. Цифры, которые сообщались мировой общественности, с 1944 года значительно завышались – до 22 или даже до 26 тыс. приходов. Однако, по иронии судьбы они возможно фактически не слишком отличались от реальных. По данным Г. Карпова, только в Рязанской и Горьковской областях на 1 Января 1949 года действовало 211 нелегальных православных молельных домов. 608

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий Оксиюк ЛЬВОВСКАЯ 09(22)04.1945 06(19)04.1951 в/у МУКАЧЕВСКАЯ 21.05(03.06)1948 04(17)03.1950 Макарий Опоцкий КРЕСТЕЦКАЯ, обн. 01(14)09.1922 07(20)02.1923 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ 11(24)03.1924 (1930) ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, паки (1932) 07(20)04.1933 Макарий Свистун УМАНСКАЯ 25.05(07.06)1970 29.09(12.10)1982 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В США 25.05(07.06)1970 13(26)12.1974 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 29.09(12.10)1982 06(19)04.1985 АРГЕНТИНСКАЯ 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 30.08(12.09)1985 07(20)03.1990 КЛИНСКАЯ 07(20)07.1990 05(18)02.1992 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В США 07(20)07.1990 05(18)02.1992 ВИННИЦКАЯ 09(22)06.1992 Макарий Торопов ЗМЕИНОГОРСКАЯ, обн. 01(14)11.1922 12.1922 БИЙСКАЯ, обн. 12.1922 08(21)07.1923 АЛТАЙСКАЯ, обн. 08(21)07.1923 26.01(08.02)1924 ОЙРОТСКАЯ, обн. 26.01(08.02)1924 06.1924 ПЕТЕРГОФСКАЯ, обн. 15(28)10.1924 10.1925 НОВГОРОДСКАЯ, обн. 10.1925 06(19)04.1926 ПЕТЕРГОФСКАЯ, обн., паки 04.1926 02.1928 КОЛПИНСКАЯ, обн. 02.1928 09.1933 Макарий Троицкий ОСТРОГОЖСКАЯ 23.07.1882 21.05.1886 ОРЕНБУРГСКАЯ 01.05.1886 22.10.1895 КАЛУЖСКАЯ 22.10.1895 10.07.1901 Макарий Тучапский в/у ЛЬВОВСКАЯ 01.08.1535 23.10.1539 ЛЬВОВСКАЯ 23.10.1539 Сщмч. Макарий Чорт КИЕВСКАЯ 01.05.1497 Максим БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) 1190(1187) Максим Бачинский ЛУЦКАЯ 30.04(13.05)1944 ВИННИЦКАЯ в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ ЛЫСКОВСКАЯ 12.1945 05.1946 ИЗМАИЛЬСКАЯ 05.1946 27.06(10.07)1947 ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 27.06(10.07)1947 15(28)02.1948 Св. Максим Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.12.1305 (ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 18.04.1299 06.12.1305) Максим Дмитриев в/у БАРНАУЛЬСКАЯ 13(26)12.2001 06(19)01.2002 БАРНАУЛЬСКАЯ 07(20)01.2002 (Максим Жижиленко ОВРУЧСКАЯ в/у ЖИТОМИРСКАЯ Максим Кроха в/у АРГЕНТИНСКАЯ 08(21)03.1972 13(26)03.1972 АРГЕНТИНСКАЯ 13(26)03.1972 13.11(06.12)1973 ОМСКАЯ 13(26)12.1974 16(29)07.1986 ТУЛЬСКАЯ 16(29)07.1986 13.06(06.07)1989 МОГИЛЕВСКАЯ 23.06(06.07)1989 15(28)02.2002 Максим Руберовский ПОЛОНСКАЯ (02.1929) ЖИТОМИРСКАЯ (02.1930 (1931?) Максим Светин БАРАБИНСКАЯ, обн. 11(24)05.1928 БИЙСКАЯ, обн. 07.1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сопредседателями партии стали Пик и Гротеволь. В мае 1946 г., на съезде в Ганновере, правые социал-демократы создали новую СДПГ и перенесли ее деятельность на зап. земли. Зап. оккупационные власти запретили создание на своей территории объединенных коммунистических и социал-демократических орг-ций под эгидой СЕПГ. В апр. 1948 г. конференция западногерм. коммунистов избрала собственное руководство в лице М. Реймана; 3 янв. 1949 г. произошло окончательное отделение КПГ от СЕПГ. После войны началась консолидация христианско-демократического движения на основе идеологии «третьего пути развития». Партия Христианско-демократический союз (ХДС) отказалась от клерикализма и стала рассматривать христианство как нравственно-этическую основу политики. Выступая за консервативные ценности - порядок, стабильность, гос-во, семью, нацию,-христ. демократы заполнили духовный вакуум, к-рый образовался в стране после войны. Общегерм. орг-ция ХДС сформировалась в Берлине в июне 1945 г. под рук. А. Гермеса, к-рого сменил (под давлением СВАГ) Я. Кайзер. В окт. 1947 г. он заявил, что партия должна стать «волнорезом против догматического марксизма и его тоталитарных тенденций». Преследования СВАГ вынудили Кайзера и ряд его сторонников переехать в Зап. Германию; оставшихся на востоке христ. демократов возглавил О. Нушке. На западе в это время уже существовала местная христианско-демократическая орг-ция - Христианско-демократический союз зап. земель, созданный 2 сент. 1945 г. в Кёльне католиком-антифашистом К. Аденауэром. С т. зр. Аденауэра, ХДС должен был стать объединенным союзом всех христиан и сословий, т. е. выражать интересы всех социальных групп и христ. конфессий. В то же время Аденауэр занимал жесткую антикоммунистическую позицию. В 1946 г. в Баварии возникла католич. партия Христианский социальный союз (ХСС) во главе с Ф. Й. Штраусом (позднее ставшая межконфессиональной). В дек. 1948 г. на зап. землях была образована Свободная демократическая партия (СвДП) во главе с Т. Хёйсом, к-рая заняла промежуточную позицию между СДПГ и ХДС.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Скончался первый ректор возрожденной Киевской духовной семинарии протоиерей Петр Влодек 9 октября 2017 г. 10:48 7 октября 2017 года на 94 году жизни преставился ко Господу митрофорный протоиерей Петр Влодек, первый ректор возрожденной Киевской духовной семинарии , сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на пресс-службу Волынской епархии . Петр Афанасьевич Влодек родился 9 января 1924 года в семье учителя села Оженино Острожского уезда на Волыни, входившей тогда в состав Польши. Еще в детстве твердо решил стать православным священником. В годы Второй мировой войны был слушателем пастырских курсов при Успенской Почаевской лавре , впоследствии успешно прошел экзамен на священника. В 1944-1945 годах участвовал в боевых действиях в составе советских войск, был свидетелем исторической встречи на Эльбе. Великую Отечественную войну завершил под стенами Рейхстага в мае 1945 года, был удостен многочисленных наград — орденов и медалей. С 1946 по 1948 годы Петр Влодек учился в Волынской духовной семинарии, с 1948 по 1952 год — в Московской духовной академии , где получил высшее богословское образование и степень кандидата наук. По окончании Академии направлен преподавателем в родную семинарию, впоследствии становится инспектором. С 1962 по 1964 год — ректор семинарии. Ревностно защищал волынскую пастырскую школу от закрытия советской властью. Шесть лет нес пастырские труды в Берлинском кафедральном соборе, восемь лет служил настоятелем Эдмонтонского прихода в Канаде. Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси вернулся на Украину и в течение нескольких лет исполнял обязанности управляющего делами Украинского экзархата. С 1989 года — первый ректор восстановленной Киевской духовной семинарии. В 1991 году возвращается на Волынь, через год возглавляет Волынскую духовную семинарию, которая после захвата ее помещений так называемым Киевским патриархатом размещалась в одной комнате. Возглавляя духовную школу, полностью восстановил учебный процесс, добился выделения отдельного помещения для семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5029049.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИБАНОВ Александр Ильич (14.11.1910, г. Борисов Минской губ.- 23.05.1994, Москва), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства. Род. в семье врача. В 1932 г. окончил Историко-лингвистический ин-т им. Н. К. Крупской в Ленинграде. К. начал публиковать сектоведческие и религиеведческие работы в 1929 г., они носили пропагандистско-агитационный антирелигиозный характер. В 1932 г. он защитил кандидатскую диссертацию по истории меннонитов, стал научным сотрудником Антирелигиозного музея, работал в Государственном антирелигиозном издательстве. В 1932-1934 гг. занимал должность зав. отделом агитации и пропаганды ленинградского отд-ния Союза воинствующих безбожников. В 1934 г. преподавал в Политико-просветительском ин-те им. Н. К. Крупской. В 1936 г. К. был арестован по обвинению в троцкизме и приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения в 1942-1945 гг. преподавал в Красноярском педагогическом ин-те историю СССР, сначала в качестве доцента, с 1943 г. в качестве заведующего кафедрой истории СССР. В 1946-1948 гг.- зам. директора Музея истории религии АН СССР в Москве, в 1947-1948 гг.- научный сотрудник Ин-та истории АН СССР. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. Второй арест последовал в 1948 г. К. был приговорен к 10 годам ИТЛ. Освобожден в 1954 г., реабилитирован в 1955 г. В 1955-1993 гг. работал в Москве научным, старшим научным, затем ведущим научным сотрудником Ин-та истории АН СССР (с 1968 - Ин-та истории СССР АН СССР, с 1992 - ИРИ РАН). Ведущая тема научного творчества К.- история отечественной религиозно-общественной жизни: антицерковные движения средневековья (им посвящен цикл крупных статей и монография «Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в.». 1960), история сект в XVII - нач. XX в. («История религиозного сектантства в России». 1965), религ. движения в послереволюционное время («Религиозное сектантство и современность». 1969; «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем». 1973; «Из мира религиозного сектантства». 1974). Все эти книги и статьи связывает одна принципиальная тема: вклад религиозно-общественных движений в отечественную историю и соотнесение их духовного и социально-практического опыта с опытом параллельных европ. еретических, реформационных, сектантских движений.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

См. Г. Шпет, Философское мировоззрение Герцена, М., 1920; R. Gab гу, A. Hertsen essai sur le formation et ledeveloppement de ses idees, Paris, 1928 (P. Габри, А. Герцен, Очерк происхождения и развития его идей). 56 Павлов-Сильванский, профессор русской истории, написал статью о них в «Былом» (VII, 1907), озаглавленную «Материалисты 20-х годов». 57 М. Бакунин, Собрание сочинений и писем, в 4 томах, 1934–1935. Oeuvres, 6 vol, Paris, 1907–1913 (Сочинения, в 6 томах. Париж); М. Nemmlau. Thi Use of M. Bakunin, 3 vols, London, 1894–1900 (M. Нетлау, Жизнь Бакунина» в 3 томах, Лондон); А. Корнилов, Юность Бакунина, 1915; Странствия М. Бакунина, 1925; Ю. М. Стеклов, М. А. Бакунин, в 4 томах, 1926; Е. Сагг, М. Bakunin, London, 1937 (Е. Карр, М. Бакунин, Лондон). 58 Н. Г. Чернышевский, Дневник, «Литературное наследство», т. I, ГИЗ, 1928, стр. 276. 59 См. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, 1906, т. II, стр. 122. 60 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, Гослитиздат, 1949, т. XIV, стр. 669; см. также Стеклов, Н. Г. Чернышевский, I, 243. 61 См. Н. Г. Чернышевский, Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь, Полное собрание сочинений, 1906, т, X, часть. 2. 62 Н. Г. Чернышевский. Что делать? Молодая гвардия, 1948, стр. 146. 63 Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения. Господитиздат» 1950, т. I, стр. 97. 64 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, в 10 томах, 65 I. Lapshine, la phenomenologte de la conscience religieuse dans la litterature russ, PubL bythe Free Russian University, 25–28. Prague (И. Лапшин, Феноменология- религиозного сознания в русской литературе; Прага, изд. Свободного русского университета, стр. 25–28). 66 См. Л. А. Плоткин, Писарев и литературно-общественное движение в 60-х годах, АН СССР, 1945, стр. 221. 67 Д. И. Писарев, Соч., в 6 томах, 1894; его же: Избранные сочинения, в 2 томах, М.; Л. А. Плоткин, Писарев, 1940; F. Barghoorm, D. I. Pisarev: a Representative of Russian Nihilism, The Review of Politics, II, april, 1948 (Ф. Баргурм, Д. И Писарев — представитель русского нигилизма, «Политическое обозрение», апрель, 1948) 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Разрешив Патриарху узнать о задержании ки­тайскими властями его Экзарха, Совет по делам РПЦ еще долго скрывал от него факт депортации владыки в Союз. Так, на одну из телеграмм епископа Никандра Патриарху, начинавшуюся словами: Два месяца как за­держан китайцами митрополит Нестор [и] депортиро­ван в Союз, Председатель Совета Г.Г. Карпов наложил резолюцию: Телеграмму за исключением слов (депор­тирован в Союз) передать Патриарху Алексию В Харбине арест владыки и отсутствие сведений о его судьбе породили тревожность среди его паствы. О здравии Митрополита Нестора было предписано совер­шать молебны в храмах. Руководство Экзархата, видя растерянность Консульства, еще какое-то время счита­ло арест Владыки некой самодеятельностью китайских властей и надеялось, что после его депортации в Союз все выяснится и Экзарха освободят Имел все основания ожидать своего ареста и бли­жайший сотрудник Владыки Кирилл Александрович Караулов. Тревожась за судьбу оставленных в его семье исторических реликвий Владыки, он отправил наиболее ценные из них через Консульство Патриарху Алексию: кресты, панагию, иконы, даже зубной протез, необходимый владыке После ареста владыки Нестора во временное управ­ление Экзархатом вступил преосвященный Никандр, епископ Цицикарский, хотя последним внутренним распоряжением митрополита Нестора от 31 мая 1948 епископ Никандр в случае выезда Экзарха в Москву отстранялся от всех дел по Экзархату. Епископ Никандр все-таки был утвержден в должности Управляющего Экзархатом с. 113]. Посетившая Маньчжурию в 1948 году делегация Московского Патриархата во главе с епископом Курским и Белгородским Нестором в отчете о состоя­нии Восточно-Азиатского Экзархата во второй поло­вине 1948 г. писала: «Указания Святейшего Патриарха еще от 1945 г. до сих пор не выполнены, Миссия – как таковая – все еще не работает, прежде всего надо выполнить переключение интересов приходских на мис­сионерскую деятельность» с.113]. Приблизительно через год после ареста митрополита Нестора в Харбин прибыл представитель Московской Патриархии епископ Курский и Белгородский, тоже Нестор. По его распоряжению, «Все недвижимое имущество, находящееся в г. Харбине на территории Дома Милосердия и строения в Модягоу на Баталионной улице 24, переданные распоряжением

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В аренду было сдано более 20 объектов (зданий и участков), принадлежавших Духовной миссии и об-ву. Суммарная годовая плата составила в 1924 г. более 4800 фунтов стерлингов. Функционально аренда могла быть разной. Напр., в здании Миссии разместился Верховный суд британского мандата, здание Русской больницы использовалось для медицинских целей, в здании русского консульства разместился испан. консул, к-рый курировал жизнь рус. учреждений. Позже на Мариинском подворье находилась тюрьма для евр. сионистских террористов. Сергиевское подворье в Назарете было занято англ. жандармерией. П. П. о. и Русская Палестина после второй мировой войны 5 марта 1945 г. посол СССР в Лондоне вручил брит. правительству ноту с напоминанием о большом количестве недвижимости в Палестине, принадлежавшей Российской империи, и требованием дать указание брит. Верховному комиссару Палестины «о передаче в возможно короткий срок всего имущества, равно как и доходов, полученных от его эксплуатации, в ведение Советской Дипломатической Миссии в Египте» (АВП РФ. Оп. 36. П. 117. Д. 10. Л. 1-5). К ноте был приложен «Список русского имущества в Палестине», включавший 35 объектов собственности - как консульской, государственной, так и принадлежавшей Миссии и П. П. о. Одновременно в Наркомате иностранных дел обсуждался вопрос о необходимости открытия советского консульства в Палестине (Там же. Ф. 0118. Оп. 8. П. 4. Д. 2. Л. 9-10; Советско-израильские отношения: Сб. док-тов. М., 2000. Т. 1: 1941-1953 гг. С. 112-113). Создание 14 мая 1948 г. гос-ва Израиль внесло свои коррективы. 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И. Л. Рабинович, к-рый с самого начала «делал все возможное для передачи его Советскому Союзу» (Советско-израильские отношения. М., 2000. Т. 1. С. 367-368). Сразу после обмена посланниками советской стороной были приняты меры к возрождению деятельности РДМ в Иерусалиме. В письме заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина на имя председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова от 10 сент. 1948 г. указано, что «учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской Духовной Миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского Палестинского Общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом… 2. В целях сохранения оставшихся архивов Духовной Миссии и Палестинского Общества от возможного уничтожения или расхищения передать все документы на хранение в Англо-Палестинский банк или вывезти их под охраной еврейских властей в Тель-Авив на хранение в нашей миссии. МИД СССР с предложениями т. Ершова согласен. Прошу вас принять необходимые меры» (Там же. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2578717.html

В августе 1945 г. Маньчжурия была освобождена Красной Армией. 18 августа 1945 г. Харбин под звон церковных колоколов встречал вступление в город передовых армейских подразделений. От лица православных Харбина владыка приветствовал советских солдат. Однако вслед за армейскими частями в город вошли части НКВД и органы Смерша. Еще продолжались торжественные митинги, приемы, встречи, концерты и другие официальные мероприятия, а в городе уже начались массовые аресты. Шла «охота» за активными участникам белого движения, а также лицами, которых праведно или неправедно обвиняли в сотрудничестве с японцами. Часто «хватали почем зря». Неожиданно в марте 1946 г. советским руководством было принято решение о незамедлительном выводе Советской Армии из Маньчжурии. В Китае шла гражданская война, и все оружие Советской Армии было передано войскам китайских коммунистов. В июне 1946 г. был создан Восточно-Азиатский Экзархат 103 , включивший в себя Харбинскую епархию и Корейскую миссию, а с октября 1946 г. и Пекинскую епархию. Патриаршим Экзархом был назначен архиеп. Нестор с возведением его в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Особенное милосердие проявил владыка зимой 1946/47 г., когда с уходом Советской Армии храмы, как и большинство русского населения в Маньчжурии, остались без запасов продовольствия и топлива. Бедственное положение населения усиливалось из-за установившихся небывалых морозов (до минус 65°). Благотворительный отдел Экзархата с 1 февраля 1947 г. приступил к снабжению хлебом беднейшего населения города из собственной хлебопекарни «по цене вдвое меньшей, чем на рынке» Л. 187]. Широкая помощь была оказана голодающему населению на линии КВЖД. В это время прием в приюты и школы Экзархата осуществлялся без различия национальности и вероисповедания, что укрепляло благожелательность иноверцев к русским и к Православной Церкви. Необходимо отметить, что деятельность митр. Нестора была успешной и в реорганизации учебного дела в Маньчжурии. В июне 1948 г. митр. Нестор был арестован китайским правительством с обвинением «в связи с японцами в прошлом» Л. 88]. Спустя два месяца он был депортирован в Советский Союз, где также был подвергнут заключению с 1948 по 1956 г. — сначала в Читинской внутренней тюрьме, а затем в мордовских лагерях строгого режима (Дубровлаг) С. 89]. Со слов самого митр. Нестора, ему ставили в вину книгу «Расстрел Московского Кремля», участие в перенесении мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и совершение панихид по Алапаевским мученикам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 1945 году врем.управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован во епископа Херсонского и Одесского. С30 октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский. С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С 19 октября 1949 года освобожден от управления Ростовской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским. С 17 марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским. 1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению. С I апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским. С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. С 27июля 1959года – епископ Омский и Тюменский. 30 марта 1961 года получил звание кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. С 3 апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский. С 10 октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией. 13 октября 1962 года получил звание магистра богословия за работу на ту же тему (об обновленческом расколе). 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 20 мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией. С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией. /+ 12.IX.1967 г./ Деятельность: В феврале 1945 года командирован во главеделегации Патриархии в Югославию. В феврале 1946 года вторично был командирован в Югославию, по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикции Московской Патриархии. В ноябре 1946 года встречал в г. Яссах (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве, по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010