Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Женщина с пистолетом в столице Афона. Повстанцы - коммунисты на Афоне в 1945-48 гг. Монах Косьма, проживший 70 лет на Святой Горе Женщина с пистолетом в столице Афона. Повстанцы - коммунисты на Афоне в 1945-48 гг. Здесь мы расскажем об одной из совершенно неизвестных страниц истории Святой Горы Афон . Мы и ранее слышали лишь легенды и предания, о том как во время восстания женщины входили на Афон. Эти рассказы были весьма сбивчивыми, неполными и непонятными, потому что никто не помнил точно, как  было на самом деле. Мы решили опубликовать воспоминания старых монахов, свидетелей событий, и дать общую историческую канву, чтобы время неизгладимо не стерло эту страницу истории. - Перевод с греческого портала Святая Гора  Афон . После Второй Мировой Войны, согласно с планом Сталина, в Греции было поднято национально-коммунистическое восстание, и Святая Гора была временно оккупирована. А в 1948-м году Афон был полностью захвачен повстанцами. Если быть еще более точными, то уже в 1945 году на Афоне началась борьба с повстанцами, они начали проникать на Гору и сталкиваться с солдатами регулярной армии, в которой как раз в то время служил солдат Арсений Эзнипидис, будущий старец Паисий Святогорец. Правда, Арсений сражался с повстанцами в другой части Греции. В то время на Афоне против повстанцев могли выставить всего 36 солдат, вот и вся защита Святой Горы! В 1947 году отряд повстанцев под командованием Папагеоргиу захватил Дафни. Наконец, в 1948 году началась собственно оккупация Афона. Большой отряд, включавший около 400 человек коммунистов, ворвался в Карею и захватил  Афон . Одно происшествие особенно запомнилось монахам: некий повстанец попытался поджечь храм Протата в центре Кареи. Но затея не удалась, он был убит. Началось сражение. В результате защитники Кареи или пали - или отступили. После сражения Карея была захвачена повстанцами, среди которых было немало женщин.     Монах Косьма, проживший 70 лет на Святой Горе, рассказывал нам:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1271

Воскресенье 29 ноября/12 декабря 1948. На Дарю – пустыня. Приходят кое-какие иностранцы, но, узнав, что начало в 10 1/2, уходят разочарованными. Митрополит с о. Саввой и диаконом Светловским – в Лионе. Вторник 1/14 декабря 1948. Был с матерью у Головиных. Дела «Очага» идут нормально. Школа при кафедральном храме процветает. Среда 2/15 декабря 1948. О. Виктор подробно рассказал мне о первой поездке по провинции группы профессоров и студентов [Богословского института]. В Коломбеле приняли их очень хорошо, и на доклад пришли не только местные жители, но приехали и из Кабурга. Немного испугал только своим научным языком Петя Струве 871 . Предположено сделать такой же культурный «вылет» на восток, а потом – в центр Франции. Суббота 5/18 декабря 1948. Скончался после краткой болезни о. Симеон Великанов, который, несмотря на свои 80 лет, работал как садовник (добровольно) в доме отдыха в Нуази-ле-Гран. Он был до революции чиновником Департатмента уделов, попал в Польшу, принял сан и с группой русских, ехавших на работу в Лотарингию, приехал во Францию, где основал приходы и общины в Кнютанже-Ниль- ванже, Ромба, Оден-ле-Тиш, Сарре и Эше. Приход его был в трех государствах и составлял «малую епархию». Наладил он дело очень хорошо, благодаря поддержке главного директора металлургических заводов, на которых работали русские. Кнютанж стал самым культурным из новых провинциальных приходов. Как все крайне правые, о. Симеон был особенно захвачен патриотическим миражом 1945 года и перешел к Москве (стал советским гражданином и решил ехать в СССР), а после смерти митрополита Евлогия присоединился к митрополиту Серафиму, но долго в Кнютанже не мог остаться и поселился в Нуази. Меня с о. Симеоном связывала долголетняя дружба. Человек он был властный, но глубоко верующий, считавший, что нет ничего невозможного на земле, если иметь настоящую веру. Только придя на всенощную на Дарю, узнал, что еще в среду совершенно неожиданно скончался и был погребен в пятницу член нашего приходского совета Сергей Иванович Соловьев 872 . Никто не был извещен, и на отпевание не пришли даже его ближайшие сотрудники. Сергей Иванович был одним из самых основных и верных прихожан кафедрального храма и долгое время состоял членом ревизионной комиссии. В общественной жизни он принимал мало участия. Человек он был исключительно хороший и благожелательный, с твердыми русскими и православными традициями (он происходил из богатой ярославской купеческой семьи).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря дружбе с Шанбрёнами... — Шарль де Шанбрён (1875— 1952) — французский дипломат и писатель. 152 Аншлюс ( нем. Anschlus — присоединение) — империалистическая политика включения Австрии в состав Германии, осуществленная гитлеровцами в 1938—1945 гг. Французский комитет по оказанию помощи австрийским беженцам носил аналогичное название. Маритен Жак (1882—1973) — французский философ-неотомист, эстетик; активно выступал в поддержку борющегося испанского народа. Его антифашистские выступления 1941—1945 гг. собраны в книге «Послания» (1945). Бернанос Жорж (1888—1948) — французский писатель и публицист, автор романов («Дневник сельского священника», 1936, «Новая история Мушетты», 1937, и др.), сочетающих пропаганду католических идей с реалистическим изображением действительности. Занимал активную антифашистскую позицию. ...в июне 1940 года написал в похвалу маршалу... — речь идет о статье Мориака «Франция в клетке», написанной в конце июня и опубликованной в газете «Фигаро» 3 июля 1940 г., в которой содержалось несколько приветственных слов маршалу Петену. ...шумный успех моей пьесы «Асмодей» на сцене Комеди-Франсез... — Пьеса «Асмодей» была впервые представлена 22 ноября 1937 г. в постановке Жака Копо (см. коммент. к с. 125). Бурде Эдуар (1887—1945) — французский драматург, автор «комедий нравов»; театральный деятель; в 1936—1940 гг. возглавлял театр Комеди-Франсез. «Нелюбимые» — пьеса Мориака, впервые представленная на сцене Комеди-Франсез 1 марта 1945 г. и в том же году опубликованная издательством «Грассе». 153 «Земля в огне» — пьеса Мориака, впервые представленная на сцене «Театр Эберто» в Лионе 12 октября 1950 г. (опубликована издательством «Грассе» в 1951 г.). ...и до сих пор верю в «Бури» и «Кровь Аттиса» — Сборник стихотворений Мориака «Бури», создававшийся в 1912—1913 гг., был опубликован в 1925 г.; поэма «Кровь Аттиса», над которой Мориак работал с 1927 по 1938 г., — в 1940 г. Когда де Голль за рубежом основал «Объединение французского народа»... — Де Голль возглавлял созданную им и его сторонниками партию «Объединение французского народа» в 1947—1953 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Огромное влияние победы советских войск под Сталинградом на ход Второй мировой войны отмечали президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У Черчилль. В почетной грамоте городу Сталинграду Ф. Рузвельт, отмечая мужественную и самоотверженную борьбу советских войск, писал: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». У. Черчилль в послании к И.В. Сталину от февраля 1943 года назвал победу под Сталинградом изумительной. Победу под Сталинградом, как переломный пункт всей Второй мировой войны, признают многие немецкие историки и мемуаристы. Генерал Цейтлер, бывший во время Сталинградской битвы начальником Генерального штаба сухопутных войск вермахта, заявил: «Ход событий показал, что Сталинградское сражение действительно оказалось поворотным пунктом всей войны». С ним солидаризируется Г. Дёрр, который признает, что «... Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой.» Михаил Иванович Фролов, доктор исторических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны, вице-президент Академии военно-исторических наук История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. М., 1982. - С.35. Мерцалов А. Сталинградская битва. Полемические заметки.//Свободная мысль. 1993. 1.- С.98. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. - СПб., 1999. - С.6. Фактические данные и оценка значения Сталинградской битвы дается по трудам отечественных историков. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.6 - С.35 Самсонов А.М. Сталинградская битва. 3-е изд.доп. - М., 1982. - С.593. Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии - СПб., 2006. - С.153. Роковые решения.- М.,1957. - С.26. The von Haselle Diaris 1939-1944. - London.1948. - P.255. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. - М.,1982. - С.221. Цит. по: Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии. - С.155.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/19/...

Партийная система Н. после 1945 г. приобрела новые очертания. В 1946 г. левое крыло СДРП, либералы и часть представителей клерикальных партий объединились в социал-демократическую Партию труда (ПТ; Partij van de Arbeid, PvdA). ПТ неоднократно участвовала в правительственных коалициях, а ее лидеры возглавляли правительство: В. Дрес (1948-1958), Й. ден Ойл (1973-1977), В. Кок (1994-2002). Либеральное движение представляет образованная 24 янв. 1948 г. Народная партия за свободу и демократию (НПСД; Volkspartij voor Vrijheid en Democratie, VVD), выражающая интересы влиятельных торгово-промышленных и финансовых кругов и выступающая за свободный рынок, сокращение гос. вмешательства в экономику. С 1948 г. НПСД участвовала во многих коалиционных правительствах. Левый фланг либерального движения представлен созданной в 1966 г. партией «Демократы-66» (D66), сторонницей радикальной демократизации государственного устройства, общества и партийной системы. С 1973 г. партия входила в ряд коалиционных правительственных кабинетов. На крайне правом фланге в 2002-2008 гг. действовала партия «Список Пима Фортёйна» (Lijst Pim Fortuyn), с 2006 г.- Партия за свободу (Partij voor de Vrijheid). В религ. сфере в послевоенный период развивался экуменический диалог, к-рый опирался на межконфессиональное сплочение, достигнутое движением Сопротивления. В 1948 г. в Амстердаме состоялась 1-я Ассамблея Всемирного Совета Церквей , 1-м генеральным секретарем которого до 1966 г. был нидерландский реформатский пастор Виллем Адольф Виссер " т Хоофт. В 1968 г. был основан Нидерландский совет церквей. В 1966 г. в поисках новых форм пастырской деятельности католиками был опубликован т. н. Голландский катехизис , не одобренный Папским престолом (продолжает вызывать дебаты в церковных кругах и в наст. время). Широкое признание получила деятельность кард. Й. Г. М. Виллебрандса , возглавлявшего в 1969-1989 гг. папский Секретариат по содействию единству христиан и сыгравшего важную роль в развитии отношений между Римско-католической и Русской Православной Церквами.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

27 апреля 1928 г. в ГАИМК прочитан доклад «Пути из Крыма на исходе средневековья» (Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 1–30). Затем на эту же тему был сделан доклад «Византия и итальянские колонии в XIV в.» на заседании 28 апреля 1945 г. сессии Отделения истории и философии АН СССР, посвященной памяти академика Ф. И. Успенского и приуроченной к столетию со дня его рождения (Он. 1. Ед. хр. 221. Л. 3: пригласительный билет). Через два года были прочтены два доклада, тексты которых в основном совпадают: «Константинополь в системе западноевропейской средневековой торговли», прочитанный 14 января 1947 г. на заседании исторической секции научной сессии ЛГУ, 1928 «Константинополь и северопричерноморская периферия в XV в.», прочитанный на сессии Отделения истории и философии АН СССР 27–28 ноября 1947 г. в Москве, 1929 и «Позднесредневековый Крым и Константинополь», согласно собственноручной записи автора «прочтенный на заседании секции по истории средневекового Крыма 21 сент. 1948 г. Симферополь. Сессия по истории Крыма. Крымская научно-исследовательская база АН СССР» (Он. 1. Ед. хр. 23. Л. 1). В архиве сохранились материалы, отражающие последовательность работы над текстом доклада 1948 г.: рукописный и машинописный тексты тезисов доклада с пометой «посланы в Москву 16 окт. 1948 г.» (Л. 21, 26–27 и 22–25); черновая рукопись (Л. 1–18) и беловая рукопись и машинопись окончательного текста доклада (Л. 43–65 и 28–42), отправленного 24 октября 1948 г. в журнал «Известия АН СССР. Серия истории и философии» для предполагавшейся публикации; подготовительные наброски к докладу «Византия и итальянцы в XIV в. (Константинополь в системе средневековой средиземноморской торговли и падение империи)» (Л. 92) и «Крупный центр и перекресток в системе торговли Средиземноморья» (Л. 93); выписки из книги XVIII «Истории ромеев» Никифора Григоры о вражде Генуи и Венеции в 1348 г. (Л. 72–74) и разные выписки, касающиеся того же предмета (Л. 75–91). Основной пафос доклада выражен автором достаточно определенно: «Разнообразные письменные источники и множество археологического материала... свидетельствуют о временах близкого – хозяйственного, политического, культурного и просто ежедневнобытового – общения Крыма, особенно его берегов, с Константинополем. Столица Византии, как один из крупнейших городов восточного Средиземноморья и крупнейший город всего Причерноморья, как город исключительного центрального положения и значения, притягивала черноморскую периферию, и сама, в свою очередь, находила в себе силы распространять на нее, в той или иной мере, свое влияние. ...Столичный византийский порт на Босфоре обуславливал вхождение Черного моря в систему моря Средиземного. Через Константинополь Причерноморье (и главным образом северное) включалось в эту систему, т. е. вступало в общение с рядом стран средневекового мира» (Л. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среднеазиатские республики ТАШКЕНТСКАЯ и Среднеазиатская (1923–1937 Туркестанская и Т.; 1937–1944 упразднена). Викариатства: Семиреченское и Верненское (1917–1927); Пишпекское (1926–1929). Молдова 1945–1955 Измаильская и Белградская. КИШИНЕВСКАЯ и всей Молдовы (К. и Хотинская; К. и Бессарабская; К. и Молдавская). Викариатства: Аккерманское (до 1919 г.); Дубоссарское (1995). 1921–1949 Тираспольская. Латвия 1936–1943 Елгавская (б. Митавская). РИЖСКАЯ и всей Латвии (Р. и Митавская; Р. и Латвийская). Викариатства: Ревельское (до 1919 г.); Ерсийское; Модянское. Литва Виленская и ЛИТОВСКАЯ. Викариатство: Ковенское (до 1944 г.). Эстония ТАЛЛИНСКАЯ и всей Эстонии (1950–1951 викариатство Ленинградской епархии; Т. и Эстонская). Викариатства: Печерское (1920–1940). СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА до 1963 г. Алеутская и Североамериканская (1963–1970 Нью-Йоркская и Алеутская). Викариатства: Аляскинское (до 1970 г.); Аргентинское (1943–1952); Бруклинское (до 1970 г.); Вашингтонское и Аляскинское (1934–1939); Канадское (до 1920 г.); Питтсбургское (до 1918 г.); Филадельфийское (1968). с 1948 г. АРГЕНТИНСКАЯ и Южноамериканская (1948–1963 А.). 1947–1963 Нью-Йоркская. 1930–1958 Сан-Францисская и Калифорнийская. 1933–1954 Североамериканский экзархат. 1944–1954 Филадельфийская и Карпаторосская. 1956–1970 Эдмонтонская и Канадская. 1954–1970 Экзархат Северной и Южной Америки. 1970 Экзархат Центральной и Южной Америки. ЯПОНИЯ 1969–1971 Киотоская. 1971–1990 Седнайская. ТОКИЙСКАЯ и Японская (до 1941 г. Японская; 1947–1967 Т.). КИТАЙ 1946–1962 Восточноазиатский экзархат. 1918–1962 Пекинская и Тянцзынская (Пекинская и Китайская). Викариатства: Тяншанское (1950); Ханькоуское (1920–1937); Шанхайское (1919–1964). 1920–1956 Харбинская (1931–1955 Харбинская и Маньчжурская). Викариатства: Синьцзянское (1935–1941); Хайларское (1934, 1944–1946); Цицикарское (1941–1952). ПОЛЬША Варшавская (до 1923 г. Варшавская и Привисленская; 1923–1948 Варшавская и Волынская). Викариатства: Белостокское (до 1919 г.); Бельское (до 1922 г.); Люблинское (1922, 1933–1948).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Государством было удовлетворено лишь около 20 процентов ходатайств об открытии церквей, остальные ходатайства либо отклонялись, либо не рассматривались. Основанием для отказа могло быть то, что «поблизости» уже есть действующий храм. Однако «поблизости» могло означать и десятки километров бездорожья. Также была заметна тенденция открывать храмы не в больших городах и не в районных центрах, а в удаленных селах. Впоследствии такие храмы было намного легче закрыть, что подразумевалось изначально. Так, разрешив открыть несколько храмов в Вологодской области, Карпов приписал на полях документа для начальства: «Потом закроем». Открывая храмы по настойчивым просьбам верующих, советская администрация закрывала церкви там, где появлялась такая возможность. Распространенным поводом для этого было, например, то, что тот или иной храм был открыт при немцах. Число церквей и молитвенных домов Русской Церкви к 1948 г. достигло 14447. Это был максимум по числу храмов после разгрома Церкви в 1930-е гг., однако данное количество было незначительным по сравнению с дореволюционным периодом, когда у Церкви было 54 923 храма и 23 593 часовни. Всего советская администрация в 1943–1948 гг. разрешила открыть 1 297 церквей. В целом увеличение количества приходов произошло за счет того, что: Около 3,5 тысяч приходов оказалось на территории СССР после присоединения к нему Западных Украины и Белоруссии, а также Молдавии и Прибалтики в 1939–1940 гг. Около 9,5 тысяч храмов было открыто на территориях, оккупированных Германией и ее союзниками. Около 3 тысяч храмов было присоединено к Православной Церкви из униатства после войны. При этом в годы войны советская администрация по мере освобождения оккупированных территорий закрыла часть приходов, открытых при немцах и их союзниках. По окончании войны процесс закрытия храмов на освобожденных территориях продолжился. Такая же ситуация была с монастырями. В 1917 г. в Русской Церкви их было 1025, накануне Второй мировой войны на территории Советского Союза не было ни одного. В 1945 г. количество православных обителей достигло 104. Однако все эти монастыри за исключением Троице-Сергиевой лавры оказались в ведении Русской Церкви теми же путями, что и храмы, – они находились в западных регионах, присоединенных к Советскому Союзу в 1939– 1940 гг., либо были открыты при оккупации. Закрывать монастыри советское руководство начало сразу после войны. Из 104 монастырей в 1948 г. осталось только 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61. Е. Stein. Geschichte des spatromischen Reiches, 1. – American Historical Review, vol. XXXVII, 1932, pp. 90–91. 62. F. W. Buckler. Harunúl Rashid and Charles the Great. – American Historical Review, vol. XXXVII, 1932, pp. 583–584. 63. G. Mickwitz. Geld und Wirtschaft im romischen Reich des 4ten Jahrhunderts n. Chr. – Classical Philology, vol. XXIX, 1934, pp. 259–261. 64. W. Hartke. De saeculi quarti exeunti historiarum scriptoribus quaestiones. – Classical Philology, vol. XXIX, 1934, p. 173. 65. M. Spinka. A History of Christianity in the Balkans. – The Journal of Religion, vol. XIV, 1934, p. 213. 66. V. N. Zlatarski. – Seminarium Kondakovianum, vol. VIII, 1936, pp. 280–282. 67. G. Millet, D. Talbot Rice. Byzantine Painting at Trebizond. – Classical Weekly, vol. XXX, 1937, p. 238. 68. Ch. Diehl, G. Margais. Le Monde oriental de 395 a 1081. – Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. XIII, 1937, SS. 114– 119. 69. M. В. Левченко. История Византии. Краткий очерк. – Byzantion, vol. XV, 1940–1941, pp. 489–495. 70. A la memoire de Charles Diehl. – Byzantion, vol. XVII, 1944–1945, pp. 414–417. 71. S. Der Nersessian. Armenia and the Byzantine Empire. – Speculum, vol. XX, 1945, pp. 491–494. 72. M. В. Левченко (изд.). Византийский сборник. – Speculum, vol. XXII, 1947, pp. 95–100. 73. G. G. Arnakis. The Early Osmanlis. A Contribution to the Problem of the Fall of Hellenism in Asia Minor (1282–1337). – American Historical Review, vol. LIV, 1948, pp. 183–184. 74. W. Ohnsorge. Das Zweikaiserproblem im fruheren Mittelalter: Die Bedeutung des byzantinischen Reiches fur die Entwicklung der Staatsidee in Europa. – American Historical Review, vol. LIV, 1948 p. 411. 75. A. Pigagnol. L " Empire chretien (325–395). – Classical Philology, vol. XLIII, 1948, pp. 51–52. 76. К. M. Setton. Catalan Domination of Athens, 1311–1388. – Speculum, vol. XXIV, 1949, pp. 298–300. 77. L. Brehier. Le Monde Byzantin, II. «Les Institutions de l " Empire Byzantin». – American Historical Review, vol. LV, 1949, pp. 107–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

А. Чумаченко, на протяжении ряда лет работавшая с архивом Совета по делам РПЦ и посвятившая этой теме свою монографию, – указывает, что отношения между Карповым и патриархом Сергием «...не выходили за рамки официальных, были корректно сдержанными», тогда как с патриархом Алексием (Симанским) «...сложились в целом теплые, дружественные отношения (особенно в период 1945–1948 гг.). Патриарх не раз бывал дома у Карпова, был знаком с его семьей – женой и двумя дочерьми, младшей из которых в 1945 г. исполнилось 5 лет. В письмах патриарха к Карпову (а всего за период 1945–1948 гг. Карповым было получено 180 писем и 65 телеграмм от патриарха) неизменно присутствуют просьбы передать привет членам семьи, интерес к их самочувствию, готовность помочь, когда это было необходимо, лекарствами и пр. Традиционными были обмены приветствиями, поздравлениями, подарками по случаю праздников (светских и религиозных), дней рождения, приглашения на праздничные обеды и различного рода торжества. Не исключено, конечно, что Г. Карпов использовал эти не официальные отношения для того, чтобы, как он писал в правительство позднее, «можно было проводить нужную нам обработку мнения патриарха». Во всяком случае, даже в сухих докладных записках и отчётах личные характеристики Карповым патриарха проникнуты чувством симпатии к нему, как к человеку. Традиция одаривания руководства патриархии стала частью новой церковной политики И. В. Сталина. С осени 1943 г. на церковное руководство как из рога изобилия падали различные блага: квартиры, машины, «подарки», дачи, возможность отдыха и лечения в лучших санаториях страны. Неизвестно, как принял патриарх Сергий, привыкший за свою нелегкую жизнь к более чем скромному образу жизни, такой подарок ко дню своего 77-летия: карманные золотые часы, шёлковый бархат для патриаршей мантии, шёлковый реж для рясы, шёлковое полотно на шесть пар белья, 10 бутылок коньяку, 10 бутылок шампанского, 10 кг фруктов, икры, шоколада. Но патриарх Алексий, не чурающийся жизненных удобств, впрочем, как и митрополит Николай, и протопресвитер Николай Колчицкий, принимал дорогие подарки с признательностью и удовольствием, рассматривая эти знаки внимания как своего рода оценку своей деятельности со стороны правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010