25 Августа под давлением Совета Синод был вынужден принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах вне Богослужений, печатания в епархиях без разрешения Синода акафистов, посланий епископов, недопустимости разъездов архиереев в период сельских работ, запрещении всяких молебствий на полях и т.д. А вскоре состоялась беспрецедентная акция, показавшая всю мстительность И. Сталина. 10 Августа 1948 года распоряжением Совета Министров, подписанным в качестве заместителя председателя К. Ворошиловым, разрешалось открыть 28 православных храмов. Однако 28 Октября Совет Министров постановил отменить распоряжение под предлогом того, что оно не было подписано председателем И.В. Сталиным. Решение ЦК ВКП(б) по данному вопросу было разослано всем местным партийным организациям. Этот факт и последовавшее за ним насильственное закрытие только что открытых церквей вызывало резкое изменение в отношении к ходатайствам верующих как в центре, так и на местах. Напрасно Совет по делам РПЦ посылал 4 и 11 Декабря 1948 года, 24 Ноября 1949 года представления К. Ворошилову о необходимости открытия 28, а затем хотя бы 4 храмов – они даже не ставились на рассмотрение. 609 Вплоть до смерти И. Сталина ни одного разрешения на открытие новых православных храмов официально дано не было. Более того, для конца 1940-х-начала 1950-х годов характерно массовое изъятие церковных зданий для их переоборудования под клубы. Активно выявлялись и ликвидировались нелегальные молельные дома. 16 Ноября 1948 года Синод вынудили принять решение о запрещении превращать проповеди в храмах в уроки закона Божьего для детей. Новые ограничения вызывали сопротивление как мирян, духовенства, так и некоторых архиереев. Например, 15 Августа 1949 года Г. Карпов сообщал М. Суслову о массовых случаях молений под открытым небом, в связи с чем в Январе-Июне уполномоченные Совета сняли с регистрации 12 священников. Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука написал Патриарху письмо с протестом против «абсолютного» запрещения обучения детей основам христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На 98-м году жизни умерла известная актриса театра и кино Вера Васильева 1 мин., 09.08.2023 Известная отечественная актриса театра и кино Народная артистка СССР Вера Васильева скончалась на 98-м году жизни. «Наш театр постигло большое горе: не стало Веры Кузьминичны Васильевой. Нашей любимой Верочки. Выражаем соболезнования близким, друзьям и легиону ее почитателей», – говорится в сообщении на сайте театра сатиры. О дате прощания с актрисой в театре пообещали объявить дополнительно. Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года. В 1948 году она окончила Московское городское театральное училище. В том же 1948-м Вера Васильева вошла в труппу Московского академического театра сатиры, в котором и прослужила всю свою творческую жизнь. Всего на театральной сцене актриса сыграла более 60 ролей, а одной из самых известных для нее стала роль графини Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Наибольшую же известность и любовь зрителей Вере Васильевой принесла ее работа в кино, где она дебютировала студенткой еще в 1945 году в эпизоде картины «Близнецы». Всего на счету актрисы свыше 40 киноролей, в т.ч. в фильмах «Свадьба с приданым», «Сказание о Земле Сибирской», «Карнавал», «Деревенщина» и др. Кроме того, Вера Васильева известна тем, что озвучивала мультфильмы для детей: «Первая скрипка», «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города». В 2015 году Вера Васильева приняла участие в озвучивании анимационного фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» о девочке-сироте и преподобном Серафиме Саровском. Вера Васильева является автором двух книг – «Продолжение души. Монолог актрисы» и «Жизнь, похожая на сказку». Народная артистка СССР (1986). Кроме того, Вера Васильева награждена орденами Трудового Красного Знамени, Почета (1995), Дружбы (2015), «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2020, 2010, 2000). Лауреат Сталинской премии I и III степеней (1948, 1951). Обладательница театральных премий «Хрустальная Турандот» (1996), «Золотая маска» (2010), российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» (2014). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-98-m-godu-zhizni-umerl...

В период с 1944 до конца 1990-х гг. греческий язык в МДАиС преподавали 11 человек: Б. В. Вадковский (1944–1951), В. А. Сретенский (МДС 1948/9), И. Н. Хибарин (1949–1951), А. И. Иванов (1951–1954), М. А. Старокадомский (сентябрь 1956 г.), Н. Н. Ричко (1956–1964), К. Е. Скурат (ноябрь 1958–январь 1959), А. В. Ушков (2-я пол. 1958/59), Б. А. Нелюбов (1961–наст. время), Д. П. Огицкий (1964–1973), А. А. Матвеев (1973–2000). Латинский язык преподавало почти в два раза меньшее число лиц – а именно 7 человек: Б. В. Вадковский (1944–1948), В. А. Ивановск ий (1948/9), Н. М. Лебедев (1949–1963), Н. П. Доктусов (1949–1951), свящ. П. Мороз (1-я пол. 1963/64), И. В. Воробьев (2-я пол. 1963/64–2008), А. М. Осипович (1970–1972). При этом преподавателями с наибольшим стажем работы стали те, кто начал работать в начале 1960-х гг. – Б. А. Нелюбов и И. В. Воробьев. Н. М. Лебедев также проработал довольно значительное число лет, пытаясь отвоевать лучшие рубежи для своего любимого предмета. Некоторые преподаватели совмещали преподавание языков в Академии и Семинарии, другие преподавали только в одной из этих учебных структур. Несомненно, что преподавание в Академии было значительно более серьезным и престижным: достаточно типично, когда начинающий преподаватель языков после предварительной стажировки в Семинарии переходил в дальнейшем преподавать в Академию. К сожалению, при всех подобного рода назначениях и перестановках знания далеко не всегда были единственным решающим фактором. Следует при этом учесть и то, что только первый преподаватель Б. В. Вадковский на протяжении нескольких лет параллельно преподавал древнегреческий и латинский языки, в то время как все последующие преподаватели вплоть до начала языковых реформ были или «эллинистами», или «латинистами». Расписания занятий классическими языками в течение первых десятилетий возрожденных Духовных школ тоже менялись – значительно чаще, чем какого-либо другого предмета. Нам удалось установить, по крайней мере, семь различных расписаний, по которым велось преподавание до 1998 г.: первое из них действовало в течение 1-го года (1944/45), второе и третье – в течение двух лет (1945–1947; 1947– 1949), четвертое – 12 лет (1949–1961), пятое – 6 лет (1961–1967), шестое – ок. 13 лет (1967–кон. 1970-х гг.) и седьмое – около 18 лет (конец 1970-х гг.–1998). Все эти расписания характеризует то, что на классические языки в Семинарии выделялось не более одного занятия в неделю, а в Академии – максимум два. Прослеживается также тенденция постепенного сокращения преподавания классических языков в Семинарии, хотя устроители Православного богословского института и лелеяли надежду о возрождении дореволюционного уровня и, значит, о постепенном увеличении языковой нагрузки, минимизированной только с учетом особых миссионерско-просветительских задач той эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Питирим (Свиридов; 21 декабря 1887 г. – 10 августа 1963 г.), в декабре 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского; в январе 1942 г. переведен в Калугу; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 13 января 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. временно управлял Гродненской епархией; с 1 февраля 1951 г. по 1955 г. вторично был временно управляющим Гродненской епархией; одновременно с 15 ноября 1952 г. по 21 апреля 1959 г. управлял Пинской епархией, в феврале 1955 г. возведен в сан митрополита; с 21 апреля 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Варлам (Борисевич; 22 марта 1899 г. – 9 мая 1975 г.), 13 мая 1945 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского; в январе 1946 г. назначен епископом Волынским и Ровенским; с 3 июня 1948 г. епископ Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27 декабря 1951 г. епископ Измаильский и Белградский; с 1 февраля 1955 г. епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский; с 25 февраля 1957 г. архиепископ. Архиепископ Минский и Белорусский с 5 июля 1961 г. С 4 августа 1963 г. на покое. Палладий (Шерстенников; 5 апреля 1896 г.– 23 апреля 1976 г.), в декабре 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии; с 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии; с 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. епископ Калининский, 29 октября 1938 г. возведен в сан архиепископа, с 28 октября 1943 г. по 29 октября 1947 г. епархией не управлял; с 29 октября 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский; с сентября 1948 г. временно управлял Омской епархией; с 18 ноября 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский; с 21 февраля 1949 г. архиепископ Иркутский и Читинский; с 9 июня того же года временно управлял Хабаровской епархией; 20 февраля 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру; с 12 сентября 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией; с 29 мая 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский, с 25 февраля 1968 г. митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

31 января-2 февраля 1945 года принимал участие в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви . С 1945 года под его особым контролем находилась международная деятельность Русской Православной Церкви. Он занимался организацией визитов делегаций Московского Патриархата в зарубежные страны, обсуждал с патриархом Алексием I приоритеты внешнеполитических мероприятий Церкви, конкретные задачи, которые необходимо было решить во время визитов, согласовывал состав делегаций, кандидатуры их руководителей. В 1945 - 1946 годах он внес значительный вклад в урегулирование взаимоотношений между СССР и новыми правительствами стран Восточной Европы, с одной стороны, и Болгарской , Румынской и Сербской Православными Церквами - с другой. Его деятельность в это время получила высокую оценку советского руководства. В июле 1945 года ему было присвоено звание генерал-майора НКГБ. С 1946 года в СССР происходит ужесточение политики властей, в том числе в религиозной сфере. Ослабевает влияние партийных руководителей, выступавших за более гибкую политику, в частности Молотова, курировавшего работу Карпова в правительстве. В июле 1947 года по ходатайству министра госбезопасности В. С. Абакумова он был освобожден от должности начальника отдела " О " и зачислен в запас МГБ СССР " по состоянию здоровья " . Деятельность Совета по делам РПЦ стала объектом критики со стороны влиятельных сил в партийном руководстве. В конце 1948 - начале 1949 годов в отделе пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) был подготовлен проект постановления " О неправильной работе Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР " , в котором на Совет возлагалась ответственность за " оживление деятельности церковников и религиозной идеологии " ; было предложено вынести Карпову выговор " за грубое нарушение директив " и " превышение предоставленных прав " . В этих условиях Карпов неоднократно обращался с письмами к Сталину , а 24 февраля 1949 году добился личной встречи с главой партии и другими членами Политбюро. Сталин не поддержал начало новой антирелигиозной кампании и выступил против внесения проекта постановления о Совете по делам РПЦ на утверждение Политбюро.

http://drevo-info.ru/articles/13680977.h...

Но вопрос DP побудил эту международную организацию сосредоточить основные усилия на решении задачи репатриации. 1 июля 1947 г. UNRRA сменило другое ведомство, полностью перенявшее ее функции: International Refugee Organisation – IRO (Международная организация по делам беженцев). В этой организации СССР уже не состоял. Западные союзники запланировали создание 1,5 тыс. лагерей DP, каждый из которых мог вмещать около 3 тыс . обитателей, но были лагеря, где жили свыше 10 тыс. человек. Самым необходимым для жизни такие лагеря обеспечивали органы местного немецкого самоуправления, союзное командование и UNRRA, в функции последней также входил контроль и управление жизнью и деятельностью жителей лагерей DP. Вопросы внутреннего распорядка и самодисциплины решали выборные структуры из числа самих DP. Выборным был также начальник лагеря. Согласно исследованиям М. П. Поляна, за период 1945–1952 гг. органы репатриации возвратили на родину 4 767 440 чел., причем основную часть – 4 514 201 чел. – вернули в СССР в 1945 г., в 1946 г. репатриировали 195 273 чел ., в 1947 г. – 30 346, в 1948 г. – 14 272 чел. Всего за период 1946–1951 гг. было вывезено 253 239 чел. [Полян. Депортация, 376–380]. 1 марта 1953 г. было упразднено Управление по репатриации, которое при этом пережило IRO. Несмотря на эффективность принятых со стороны СССР и западных союзников мер, согласно данным швейцарской газеты «Базельские вести» от 2 октября 1945 г., «в зонах, оккупированных союзниками – победителями гитлеровского Рейха», находилось «приблизительно 1 млн русских, 850 тыс. венгров, 700 тыс. югославян, 80 тыс. балтийцев, десятки тыс. поляков, галлицийцев, евреев, кавказцев и, наконец, фольксдойче из всех славянских стран» [Кузнецов, 155]. Сумев избежать репатриации, они сознательно остались на Западе, пережили все трудности и лишения лагерной жизни, избрав жизнь в эмиграции. Одну из категорий перемещенных лиц составили священнослужители, оказавшиеся на территории Западной Европы в ходе развернувшейся эвакуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Огромное влияние победы советских войск под Сталинградом на ход Второй мировой войны отмечали президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У Черчилль. В почетной грамоте городу Сталинграду Ф. Рузвельт, отмечая мужественную и самоотверженную борьбу советских войск, писал: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». У. Черчилль в послании к И.В. Сталину от февраля 1943 года назвал победу под Сталинградом изумительной . Победу под Сталинградом, как переломный пункт всей Второй мировой войны, признают многие немецкие историки. Генерал Цейтлер, бывший во время Сталинградской битвы начальником Генерального штаба сухопутных войск вермахта, заявил: «Ход событий показал, что Сталинградское сражение действительно оказалось поворотным пунктом всей войны» . С ним солидаризируется Г. Дёрр, который признает, что «Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой» . Сталинградская битва явилась и своеобразным духовным переломом. После нее был разрешен колокольный звон, предпринят ряд других шагов по нормализации положения Церкви в советском государстве. Михаил Иванович Фролов 2 февраля 2017 г. Рейтинг: 10 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фактические данные и оценка значения Сталинградской битвы дается по трудам отечественных историков. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.6 - С.35. Самсонов А.М. Сталинградская битва. 3-е изд.доп. - М., 1982. - С.593. Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии - СПб., 2006. - С.153 Роковые решения.- М.,1957. - С.26 The von Haselle Diaris 1939-1944. - London.1948. - P.255. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. - М.,1982. - С.221. Цит. по: Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии. - С.155. Роковые решения. - С.209. Цит. по Каратуев М.И., Фролов М.И. Указ.соч. С.155. http://www.pravoslavie.ru/100644.html

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Именовалась: Финляндская и Выборгская. Викарная кафедра: Сердобольская. 07.09.1892 24.10.1892 24.10.1892 25.12.1898 Антоний Вадковский 16.01.1899 08.04.1905 04.1905 10.1905 06.10.1905 10.08.1917 11.08.1917 17.01.1918 17.01.1918 24.05(06.06)1923 29.10(11.11)1954 Фрунзенская Основана ок. 1926 г. (местопребывание – в г. Фрунзе, до 1926 г. – Пишпек, с 1991 г. – Бишкек). Семиреченское (Алма-Атинское) викариатство. Упразднена в 1929 г. 10.1926 04(17)10.1929 Фрунзенская, обн. Основана в 1926 г. Семиреченское (Джетысуйское) викариатство. Упразднена в 1931 г. Именовалась: Пишпекская с 1926 г. – Фрунзенская. 14(27)04.1926 02.1930 09.1930 Хабаровская Основана в 1925 г. (?) Упразднена в 1933 г. Возобновлена 12(25)01.1945. В 1949–1988 гг. управлялась Иркутскими архиереями. Именовалась: Хабаровская и Владивостокская; с 09(22)11.1990 – Хабаровская и Благовещенская; с 15(28)12.1993 – Хабаровская и Приамурская. Викарная кафедра: Алданская. 1925 03.1926 08(21)03.1926 12(25)04.1928 28.05(10.06)1931) 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 17(30)01.1946 27.06(10.07)1947 27.06(10.07)1947 16(29)08.1948 29.07(11.08)1949 Гавриил Огородников 27.05(09.06)1949 08(21)02.1958 08(21)02.1958 11(24)11.1980 14(27)11.1980 в/у Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 14(27)05.1988 в/у Хризостом Мартишкин 14(27)05.1988 10(23)07.1988 10(23)07.1988 09(22)11.1990 Гавриил II Стеблюченко 09(22)11.1990 13(26)12.1991 в/у Вадим Лазебный 13(26)12.1991 13(26)01.1992 13(26)01.1992 05(18)07.1995 Иннокентий Васильев 05(18)07.1995 21.08(03.09)1995 21.08(03.09)1995 Хабаровская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1931 г. (?) Именовалась: Хабаровская и Приамурская. Викарные кафедры: Свободненская, Иманская, Спасская. 15(28)05.1923 28.04(11.05)1926 12.1929 12.1930 02(15)04.1931 Николай II Минин, паки Хайларская Основана Синодом РПЦЗ в 1934 г. Местопребывание – в г. Хайлар (Маньчжурия, Китай). Воссоединена с Московским Патриархатом 13(26)10.1945. Упразднена 14(27)12.1945. (1934 13(26)10.1945 Димитрий Вознесенский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что в 1945 г. Мун был в Пхеньяне, где познакомился с религиозной общиной спиритически-харизматического толка. Люди там общались с духами, говорили на разных неизвестных языках и всячески бесчинствовали. В 1946 г. Мун вступил уже в другую религиозную группу – мессианского толка. В конце войны такие группы были очень распространены в Корее. Все они ждали нового мессию, который придет из страны Востока, и в воздухе носились ожидания того, что именно Корея должна произвести его на свет. Группа, в которую вступил наш герой, была основана его однофамильцем – человеком по имени Мун Бек Ким (или, по-европейски, Ким Бек Мун). Бек Ким был учеником некоего Хван Гук Ю, мессианиста и эзотерика, утверждавшего, что он обменялся с Христом головой, кровью и сердцем. Ким Бек к тому же был автором книги «Основные принципы христианства» (1948 г.), обнаруживающей сходство с появившимся позднее в окружении Муна «Божественным Принципом». Будучи членом этой группы, Мун поддерживал контакт и с другими мессианскими спиритическими группами в Корее. Именно тогда он переменил свое имя Ян на Сан. Потом он вернулся в Пхеньян, где в 1948 г. был изгнан из пресвитерианской церкви (и это единственное свидетельство того, что Мун вообще когда-либо был членом какой-либо церкви). В феврале 1948 г. Мун получил тюремный срок от коммунистического правительства Северной Кореи за сексуальные отклонения и нарушение общественного порядка. Через некоторое время его арестовали вторично и приговорили к пяти годам заключения за двоеженство. Мун был помещен в исправительно-трудовой лагерь, где заработал награду за ударный труд. Сейчас муниты рассказывают всякие ужасы про пытки, которые довелось пережить Муну, и про то, как он делил свою пайку пополам с товарищем, а ту половину, которая оставалась у него, еще раз делил пополам и т.д., и как он все время молился. С похвальной скромностью и похвальной правдивостью Мун пишет о себе в те времена: Что касается Учителя, то в течение первых трех лет моего общественного служения, также как и Иисус, я прошел через жестокие лишения, достигшие кульминации в пытке тюремной жизни, которая была для меня больше, чем крест для Иисуса 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Еше в сентябре 1939 г. были организованы такие лагеря для военнопленных поляков, а в структуре центрального аппарата НКВД появилось новое Управление по делам военнопленных и интернированных (УПВИ). С января 1945 г. это управление получило статус главка (ГУПВИ), и количество военнопленных в его ведении (около 3 миллионов человек) значительно превышало общее количество заключенных системы ГУЛАГа. Военнопленные и интернированные, как и узники проверочно-фильтрационных лагерей, составляли незаменимый ресурс рабочей силы для производственных программ НКВД Большая часть ПФЛ и лагерей для военнопленных и интернированных обустраивалась в привязке к конкретным предприятиям или объектам, занятым разработкой недр. Война внесла и некоторые новации в содержание заключенных определенных категорий. Так, в 1943 г. для осужденных за сотрудничество с немецкими оккупационными властями и карательную деятельность при немцах была введена каторга как мера наказания и организованы каторжные отделения при Воркутинском, Норильском, Северо-Восточном лагерях и при Карагандинском лагере (для больных и нетрудоспособных). Каторжные условия подразумевали использование заключенных на тяжелых работах, увеличение времени работы на один час по сравнению с другими лагерями, общее ужесточение режима и обязательное ношение личного номера, нашитого на верхнюю одежду заключенного. Последнее явно было позаимствовано из практики нацистских концлагерей. В 1948 г. были организованы Особые лагеря для содержания «особо опасных» заключенных. К этой категории относились осужденные за шпионаж, диверсии, террор, участие в оппозиционных политических партиях и группах (меньшевики, эсеры, троцкисты, правые и т. п.), а также лица, осужденные по подобным обвинениям в период 1937–1938 гг. и успевшие выйти на свободу (согласно принятым в 1948 г. новым сталинским установкам их следовало направлять вновь в заключение). Всего в 1948–1952 гг. было организовано 12 Особых лагерей. И каторжные отделения, и Особые лагеря были ликвидированы лишь после смерти Сталина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010