«Несмотря на то, что у наших попечителей, например, в Метрополитен-музее, есть специалисты по церковному искусству, собственно в наших стенах их нет. Поэтому мы сразу решили обратиться за помощью в ПСТГУ. Очень многие наши студенты приезжали учиться на факультет Церковных художеств, а по возвращении мы убеждались в их профессиональном росте и получали от них исключительно положительные отзывы о ПСТГУ», — сказал отец Джон и попросил протоиерея Владимира Воробьева делегировать двух представителей Свято-Тихоновского университета для вхождения в состав Попечительского совета Института церковного искусства. Стороны пришли к соглашению, что один из двух представителей ПСТГУ в составе Попечительского совета, чье первое заседание состоится еще до конца текущего года, будет сотрудником администрации университета, а другой — экспертом в области церковного искусства из числа преподавателей. Полноценную научную и образовательную деятельность Институт церковного искусства сможет вести лишь через несколько лет, а пока идет большая подготовительная работа и сбор необходимых средств для открытия этого уникального учебного центра. Также обсуждается проведение регулярных симпозиумов и конференций, посвященных различным аспектам церковного искусства. В заключение отец Владимир подарил гостям изданный в ПСТГУ двухтомный иллюстрированный альбом, посвященный небесному покровителю вуза, просветителю американской земли, святителю Тихону, патриарху Всероссийскому. Отец Джон также передал в университетскую библиотеку ряд книг, выпущенных в стенах семинарии. Свято-Владимирская семинария в Нью-Йорке, крупнейшее учебное заведение Православной Церкви в Америке, один из ведущих центров изучения православного богословия в мире, основана в 1938 г. В ее стенах преподавали многие яркие представители русского богословия в эмиграции, в частности, в 1950-1955 гг. ее возглавлял протоиерей Георгий Флоровский, в 1963-1983 гг. — протопресвитер Александр Шмеман, а в 1984-1992 гг. — протопресвитер Иоанн Мейендорф. Среди известных выпускников семинарии — председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ, специалист по тоталитарным сектам А.Л. Дворкин .

http://patriarchia.ru/db/text/3304285.ht...

Описания ризы на иконе известны с 1770 г., а также по литографии 1820 г. Серебряная риза 1820 г., исполненная по заказу томского купца М. А. Мыльникова, была расшита персид. (бурмитским) жемчугом и «простыми» камнями, под к-рыми подразумевались поделочные полудрагоценные камни, добываемые на Горном Урале (агат, яшма, сердолик); риза весила 8 фунтов 10 золотников (ок. 3 кг). К нижней части образа прикреплялись привесы, в т. ч. панагия. Образ имел киот с вызолоченной сенью, в сельской церкви находились и приспособления для его переноски в виде 2 деревянных 4-ногих подставок с киотами, один из к-рых также был украшен живописным изображением святителя. Антиминс на сооружение Никольской ц. на месте Вознесенской часовни в с. Семилужном был выдан Тобольским и Сибирским митр. Филофеем (Лещинским) в 1708 г. В 1750 г. деревянный храм был обновлен по благословению митр. Сильвестра. С 70-х гг. XVIII в., согласно приходским книгам сельской церкви, в ней собирали средства для построения каменного храма, на эти же нужды собирали деньги во время ношения иконы в Томск и в селения епархии. В 1800-1818 гг. было построено каменное здание, получившее название по первоначальному, Вознесенскому, престолу, в 1817 г. пристроена каменная колокольня. Летним, холодным, храмом был Вознесенский, зимним, отапливаемым - с престолом, посвященным свт. Николаю Чудовторцу. В 1867 г. к северу был пристроен придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Об облике церквей можно судить не только по сведениям приходских документов и описей, но и по картине местного живописца П. М. Кошарова «Село Семилужное» (80-е гг. XIX в., Томский областной худож. музей). Именно при этом храме велись записи об исцелениях, происходивших и после 1702 г., и о дарах исцеленных, сделанных в благодарность святыне и хранившему ее храму. С 1930 г. крестный ход с чудотворной Семилуженской иконой был запрещен. Последний настоятель храма, игум. Серафим (Скорняков), арестован 22 окт. 1935 г., а храм закрыт; в 1938 г. передан под хозяйственные нужды и лишился иконостаса. На сохранившихся фотографиях (ок. 1950) храм еще виден.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В это же время были разобраны Феодосьевский придел с северной папертью и перестроена паперть перед южным приделом. В ходе археологических исследований, проведенных на территории Городища в 1989-1990 гг., был вскрыт фундамент Феодосьевского придела и северной паперти храма, по всей видимости, смыкавшейся с западной. Раскопки показали также наличие искусственной подсыпки из песка и глины под всей церковью. Время исчезновения боковых глав церкви неизвестно — в начале XIX столетия она была уже одноглавой. В конце XVIII в. церковная территория была окружена оградой с воротами, устроенными напротив западного входа в храм. В 1938 г. церковь была закрыта, а в 1950-х гг. кладбище вокруг нее было уничтожено, видимо, в это же время была снесена ограда (кроме ворот). В 1985-1990 гг. церковь была реставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева. В 1986 г. по старым фундаментам восстановлена церковная ограда. Приземистый двусветный четверик храма, крытый на четыре ската, с далеко вынесенными низкими скругленными апсидами, увенчан чешуйчатой главкой на цилиндрическом барабане. Примыкающий к апсидам с юга и равный им по высоте одноглавый Ильинский придел, не имеющий алтарного выступа, завершен пологой щипцовой кровлей, образующей пологий фронтон на южном фасаде. Низкая паперть, идущая вдоль южного и западного фасадов, соединяет придел с невысокой двухъярусной колокольней, восьмерик которой, покоящийся на четверике основания, завершен граненой купольной кровлей барочного очертания с маленькой главкой на ярусном барабанчике. Фасадный декор храма выдержан в традициях костромского культового зодчества первой половины - середины XVII в. Здание окружено невысоким профилированным цоколем. Углы объема подчеркнуты огибающими лопатками. На уровне окон второго света проходит аркатурно-колончатый пояс из тонких валиков. Килевидную форму его арок повторяет прекрасный перспективный колончатый портал на северном фасаде. Карниз с фризом, украшенным каплевидными нишками, отрезает своеобразный аттиковый ярус с ложными полуциркульными кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=00649

(Руснак Николай Степанович; 18.04.1921, с. Давыдовцы, Сев. Буковина, Румыния (ныне Кицманский р-н Черновицкой обл., Украина) - 15.09.2011, Харьков, Украина), митр. Харьковский и Богодуховский. Род. в семье укр. крестьян. Поскольку в 1918-1940 гг. Сев. Буковина входила в состав Румынии, семья принадлежала к Румынской Православной Церкви. На выбор духовного пути Николая Руснака повлияли детская дружба с сыном местного священника, а также авторитет благочестивой матери Параскевы Руснак, к-рая, овдовев, приняла монашеский постриг с именем Мария Магдалина († 1961). В авг. 1938 г. Николай поступил послушником в Крещатицкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь . В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР, после чего большая часть духовенства выехала в Румынию. Оставшаяся часть священнослужителей и монашествующих вместе с паствой перешла в 1944-1945 гг. в юрисдикцию Русской Православной Церкви. 6 янв. 1945 г. Николай Руснак принял в Крещатицком мон-ре монашеский постриг с именем Никодим. 29 апр. того же года в Свято-Духовом соборе г. Черновцы он был рукоположен Черновицким и Буковинским еп. Феодосием (Ковернинским) во диакона. 23 февр. 1946 г. еп. Феодосий рукоположил его во иерея. Н. не только нес послушание в мон-ре, но и окормлял неск. соседних приходов, к-рые остались без священников, выехавших в Румынию. По воспоминаниям Н., «для их посещения транспорта не было, преодолевал я многие километры в любую погоду, в ненастье, летом и зимой пешим ходом, привязав отвалившиеся подошвы к верху ботинок веревочкой». Монастырская братия в первые послевоенные годы испытывала крайнюю бедность и пребывала в неустроенности. В 1950 г. Н. был назначен настоятелем Крещатицкого мон-ря. При нем жизнь в обители стала налаживаться, было начато строительство братского корпуса на 24 кельи. После того как мон-рь был достаточно обустроен, Н. подал ходатайство об освобождении от настоятельства для продолжения образования. Как написал впосл. Н. в своих воспоминаниях, он покинул Буковину уже 34-летним «зрелым, сформировавшимся духовно в монашеском подвиге человеком», чтобы «дополнить свой опыт духовной жизни глубиной богословского ведения».

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

Зайцево. Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из  святынь Новгородского края, разоренных в годы советской власти,  – церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом 1836 г. в д.Зайцево. Название и год строительства церкви мне удалось узнать из архивного письменного источника «Историко-статистическое описание церкви», составленном в 1856 г. местным священником Василием Примеровым. В каталоге памятников архитектуры Новгородской области она зарегистрирована как церковь 19 в. Заецево – так в 1145 г. называлась в Тюхольском погосте Деревской пятины деревня, от которой и пошла история нынешнего Зайцева. На немецкой карте конца 17 – начала 18 веков указан «город» - «Заец-хоф», нынешнее Зайцево. Тут же «Вины», затем «Крестца» и дальше «Волдай». Достопримечательностью д.Зайцево являлась церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом. Церковь была построена на Московском шоссейном тракте по случаю пожара, истребившего в 1829 г. приходскую церковь в селе Старое Подлитовье. Впервые в письменных источниках церковь описывается в 1856 г. В зимней церкви было два придела, южный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный – во имя Св. и Чудотворца Николая. В холодной церкви был один придел – во имя Уверения Фомы в Воскресении Христовом, по имени которого и называлась вся церковь. Летняя церковь открывалась с Пасхи. Вся церковь была расписана красивой греческой живописью. К Зайцевскому приходу была приписана церковь в д.Тухоли и семь деревянных часовен. В 1938 г. церковь была закрыта, сняты кресты, сброшены колокола, уничтожена роспись храма. Здание приспособили под сельский клуб и библиотеку. Во время Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала. В результате бомбардировок в куполе и верхних ярусах колокольни появились трещины. В 1944 и 1947 гг. группы верующих возбуждали ходатайство об открытии церкви, но оба раза им в этом было отказано. В 1950-е гг. аварийные части церкви (верхние яруса колокольни, барабан и северный портик) были разобраны. С 1980-х до 2009 г. в здании церкви находился Дом культуры. В это время с северной стороны была пристроена небольшая кирпичная пристройка для хозяйственных нужд.

http://sobory.ru/article/?object=21589

Юхнов. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский собор в г. Юхнове был построен в 1804 г. Он каменный, с пятью главами, трех престольный: главный –– в честь Казанской иконы Божией Матери (был освящен в 1815 г.), в южном приделе –– в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северном –– в честь святителя Николая Чудотворца. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно. К 100 – летнему юбилею храма был построен каменный притвор, который соединил храм с колокольней. Тогда же на колокольне были установлены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства С.Я.Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в золоченом серебряном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению в 1812 г. Эта икона была помещена за правым клиросом и под ней, в память об избавлении города, было установлено древко штандарта, полученного в бою 19 января 1813 г. у французского драгунского полка полковником С.Храповицким. В 1864 г. при соборе было открыто Женское церковное училище. Ежегодно в собор приносилась из Юхновского Казанского мужского монастыря чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. К собору были приписаны тюремный храм в честь Илии Пророка и храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевский) на городском кладбище, к которому с 1882 г. ежегодно в день престольного праздника 28 июля от собора стал совершаться крестный ход и в церковной ограде совершалась вселенская панихида. Казанский собор был закрыт в 1930 г. Протоиерей Павел Заболотский был расстрелян органами ЧК 18 сентября 1918 г. у опушки леса, на северной окраине города. Священник Александр Митрофанов 7 сентября 1930 г. тройкой ПП ОГПУ Западной области был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Второй священник собора, о. Сергий Соколов после закрытия собора перешел служить в Одигитриевский храм. В 1937 г. он был арестован и расстрелян 8 января 1938 г. по приговору тройки УНКВД Смоленской области. После закрытия Казанский собор стал использоваться под зерносклад. В 1935 г. была разобрана часть кирпичной кладки колокольни Казанского собора и сброшены колокола. Во время Великой Отечественной войны пятиглавый купол Казанского собора был разбит, и полностью разрушена колокольня. Своды были пробиты в нескольких местах, крыша храма полностью сгорела, выгорел храм и изнутри. К востоку и югу от храма было устроено немецкое кладбище. В 1950-е гг. храм переходит в ведение Юхновского райпо. В 1954 г. верующие г. Юхнова ходатайствовали перед Святейшим Патриархом Алексием I об открытии храма, но это не дало никаких результатов из-за сопротивления гражданской власти. В 60-70-е гг. XX в. с южной и восточной сторон храма были построены склады.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Храм Воскресения Христова (Алексеевское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кирпичный храм с Никольским и Алексия Митрополита приделами , был сооружен в 1826-1840 годах помещиком А. И. Сахаровым вместо каменного здания XVIII века. Был закрыт в 1937 году и сломан в 1950-х. В 1995 восстановлена община верующих. Новая церковь выстроена в 1996-2008 годах. В цокольном этаже престол Алексия Митрополита. Содержание История [ править править код ] Село Алексеевское основано в начале XVIII века. В это же время был выстроен первый храм в селе. В «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» есть сведения о закладке этого храма. Храм был деревянный, трехпрестольный, в честь Воскресения Христова, с приделами в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского. Указ от митрополита Тихона Казанского о разрешении строить храм последовал 15 июля 1712 года. «…По всей вероятности, этот первый храм в селе Алексеевском скоро выстроен и освящен, кажется, не позже 1713 года... …Второй храм был каменный, выстроенный Демидовым в 1754 г. Третий по счету - выстроен Алексеем Ивановичем Сахаровым в 1836 году. …Антиминсы на престолах были освящены: на главном, Воскресенском, престоле - Антонием, архиепископом Казанским, 9 июля 1867 г., в приделе во имя Николая Чудотворца - Алексием, архиепископом Казанским, 1 марта 1864 г., и в приделе во имя Алексия Митрополита - Филаретом, архиепископом Казанским и Симбирским, 12 октября 1829 г.» (Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского). В 1937 году церковь была закрыта и впоследствии разрушена (в 50-е гг. XX века), развалины сохранялись по крайней мере до середины 1970-х гг. Сейчас на месте алтаря разрушенного храма установлен поклонный крест. Последний настоятель церкви, протоиерей Димитрий Тимофеевич Троянский, был расстрелян 8 января 1938 года, сейчас готовится материалы для его канонизации. В 1995 году в р.п. Алексеевское была образована православная община, первые богослужения совершались в молитвенном доме в честь святителя Алексия, митрополита Московского, устроенном в одном из зданий профессионального училища

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Зубкович), еп. Будимский. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (Зубкович Джурадж; 23.04.1878, Будапешт - 11.04.1951, там же), еп. Будимский Сербской Православной Церкви. Окончил начальную школу и гимназию в Будапеште, затем правосл. богословский фак-т в Черновицах (ныне Черновцы, Украина) и получил степень д-ра богословия. Пострижен в монашество в мон-ре Бездин. 19 дек. 1901 г. рукоположен во диакона, в 1905 г.- во пресвитера. Был секретарем Темишварской консистории. 10 дек. 1911 г. избран епископом Будимским, 29 дек. 1912 г. в Сремски-Карловци состоялась его хиротония. Для разрешения сложной ситуации, в к-рой оказались проживающие в Венгрии правосл. румыны и греки (см. ст. Венгрия ), предлагал окормлять греч. и румын. общины, а в 1932 г.- основать для греч. приходов отдельное благочиние. Выступал против введения венг. языка и нового календаря в богослужение. Благодаря действиям Г. Будимская епархия , несмотря на стремление венг. властей создать самостоятельную Венгерскую Православную Церковь, осталась канонически и территориально неприкосновенной. Во время второй мировой войны кафедральный собор епархии и резиденция Г. были сильно повреждены, а после войны по решению властей снесены. Дважды, в 1938 и 1950 гг., Г. выдвигался кандидатом на серб. Патриарший престол. Венг. власти не позволили похоронить Г. в приготовленной гробнице в соборной церкви в Сентендре, поэтому он был похоронен на кладбище в Будапеште, а спустя неск. месяцев перезахоронен в Сентендре. Лит.: Српски jepapcu. С. 122. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/164267.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010