Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАХМА КУМАРИС [санскр.- девицы Брахмы], псевдоиндуистская секта. Ее основатель, Дада Лекхрадж (1876-1969), род. в семье школьного учителя-индуиста и был преуспевающим торговцем ювелирными изделиями в г. Хайдарабаде. В 1936 г. Лекхрадж, находясь в г. Варанаси (бывш. Бенарес, один из центров шиваизма в Индии), пережил 2 видения, в к-рых, по его словам, «бог Шива» открыл ему «тотальное знание и тотальную истину», а также объявил, что существующий мир будет скоро уничтожен и наступит новый «золотой век». Лекхрадж принял имя Шри Праджапита Брахма (Отец богов и создатель мира), или Брахма Баба (т. е. Отец), и основал жен. общину. До наст. времени состав Б. К. остается преимущественно жен. В 1938 г. община перебралась в г. Карачи и первоначально называлась «Ом Мандали», адепты стали самовольно именоваться брахманами (или брахминами, как утвердилось в русскоязычной лит-ре) по имени членов высшей варны жрецов и религ. учителей. В 1950 г., уже после отделения Пакистана от Индии, община Б. К. переехала в г. Маунт-Абу (сев.-зап. инд. шт. Раджастхан), в 1952 г. в Дели секта начала действовать под видом образовательной орг-ции «Всемирный духовный университет Брахма Кумарис». С 1964 г. открываются ее филиалы в Индии, а с нач. 70-х гг. и в др. странах, при этом Б. К. обычно стремилась получить офиц. статус не религ., а образовательной или благотворительной орг-ции. Согласно учению Б. К., существует бестелесный, всемогущий, всеведущий, вечный Бог, его имена - Шива Баба, Всевышний, Всевышний Гуру и др. Бог не является вседержителем, и он не вездесущ, обитает в брахмалоке (санскр.- мир Брахмы) как «сознательная точка света». Миссия Б. К. как педагогического инструмента Шивы Бабы - «просвещение» мира. В центре учения секты - идея мира как вечно повторяющегося театрального представления, «безграничной драмы», режиссер к-рой - Шива Баба, а каждая душа имеет заранее предопределенную роль. Мировой цикл разделяется на 4 эпохи (века), или «сцены», каждая длится 1250 лет и называется золотой, серебряной, медной и железной. Души людей, хотя и имеют одну природу с Высшей Душой, это такие же искры света, они божественны, несотворены, невещественны, совечны, но нетождественны Всевышней Душе. В отличие от последней человеческие души 84 раза воплощаются в течение 5000-летнего мирового цикла.

http://pravenc.ru/text/153377.html

Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

За рубежом Солоневич опубликовал книгу «Россия в концлагере», сделавшую его знаменитым. С 1936 г. он издавал в Болгарии газету «Голос России», вокруг которой начал создавать организацию народно-монархического направления. В 1938 г. в редакции прогремел взрыв, в результате которого погибла жена Солоневича и секретарь редакции, газету пришлось закрыть. Солоневич перебрался в Германию, организовал в Софии выпуск нового издания «Наша газета», где начал публиковать свою книгу «Белая Империя». Однако главным трудом Ивана Лукьяновича стала книга «Народная монархия», которую он опубликовал во время Второй мировой войны и в которой изложил свое учение о монархии. После войны Солоневич оказался в английской зоне оккупации, в 1948 г. перебрался в Аргентину, где организовал выпуск новой газеты «Наша страна», ставшей заметным явлением в русской эмиграции. В 1950 г. правительство Аргентины выслало Солоневича в Уругвай, где он и скончался в 1953 г. Елена Александровна Благин ина родилась 27 мая 1903 г. Дочь багажного кассира на станции Kypck-I, внучка священника, она собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же – в годы студенчества – в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов. Благинина не могла напечатать свои серьезные, основанные на христианской вере стихи, и посвятила свою жизнь детской поэзии. В начале 30-х гг. на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е.Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е.Таратута.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/24/de...

Сообщение Священного Писания о взятии царем ассирийским Тиглатпаласаром III целого ряда городов, включая и Гацор/Асор, и о переселении жителей их в Ассирию (см.: 4Цар. 15, 29 ) подтверждается и археологическими свидетельствами: слой третьей четверти VIII в. до Р.Х. показывает разрушение поселения и уменьшение численности его населения – в дальнейшем здесь лишь стоял ассирийский гарнизон: в Гацоре/Асоре того времени найдены два ассирийских сооружения. Первое – административный комплекс, перекрывший разрушенную израильскую цитадель на вершине холма, остававшегося незастроенным после вторжений. Второе – большой дворец у подножия холма, построенный в типично ассирийском стиле и принадлежавший, возможно, ассирийскому наместнику. Сама осада Гацора/Асора ассирийцами представлена на прориси рельефа из дворца Тиглатпаласара III в Нимруде (см. рис. 59). Телль эль-Фара (северная), обстоятельно исследованная в 1950–1960-е гг. Р. де Во, представляет собой небольшой город периода Разделенных царств с собственной культовой постройкой, созданной, подобно многим другим, вопреки следующему запрету Закона Моисеева: берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой] в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе [сегодня] ( Втор. 12, 13–14 ). Первые раскопки в столице Израильского царства, Самарии, проводились экспедицией Гарвардского университета (США) в 1908–1910 годах. Экспедиция британских археологов работала там с 1931-го по 1935 г., Дж. Кроуфут в 1938 г., К. Кеньон и Е. Сукеник – в 1942 году. Раскопки города хотя и велись в значительных масштабах, однако охватили лишь часть царского акрополя (см. рис. 60). Остальной город затронут ими лишь в незначительной мере. Но и эта вскрытая площадь дала возможность заключить, что степень планирования и строительной активности на акрополе беспрецедентна в архитектурной истории страны, за исключением, может быть, Соломонова строительства в Иерусалиме. Для строительства был избран холм с пологим склоном, высотой 350–430 м над уровнем моря. Но первоначально застроили лишь часть холма шириной девяносто метров, и вся она вошла в состав царской резиденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

архиеп. Алексий (Дехтерев) Скачать epub pdf Об авторе Алексий (Дехтерев Александр Петрович; 1889–1959) – архиепископ Виленский и Литовский. Родился в Вильно. Выпускник Морского училища дальнего плавания (Либава). Служил на флоте. В 1920-е гг. работал преподавателем. Принял постриг (1935), иеромонах (1938). Служил в Прикарпатье и в Александрии. С 1945 г. в юрисдикции Московского Патриархата. Архимандрит (1946). Принял советское гражданство. Арестован местной полицией, находился в заключении в Александрии (1948–1949), депортирован в СССР. Епископ Пряшевский (1950). Временный управляющий Виленский и Литовский епархией (1955). Епископ Виленский и Литовский (1956), архиепископ (1957). Светский, затем духовный писатель и журналист. § I Я давно уже слышал о трех сестрах Корецких, которые создали обширный, образцовый колхоз на территории Литвы. Но впервые познакомился я с этим колхозом только летом 1956 года. Что же это за колхоз и кто такие сестры, его основавшие? Прежде это было имение Корецких, ничем не отличавшееся от соседних имений. Жили так же, как жили все помещики начала нынешнего века, – не так широко и праздно, как это водилось прежде, а бережливо, с приложением труда и с проявлением многих забот. В этой семье были три дочери: Мария Николаевна (старшая), Анастасия Николаевна и Варвара Николаевна. Мария Николаевна вышла замуж за Вячеслава Платоновича Шафалович, который впоследствии принял на себя все делопроизводство «колхоза». В доме не только проявлялись заботы и труд, но и веселье: бывали гости, и сами сестры любили выезжать в город Вильнюс, где посещали знакомых, бывали в театре и на концертах. Казалось, ничто не предвещало суровой перемены в их жизни. Но случилось так, что весь уклад их быта резко изменился. А произошло вот что. В Вильно был назначен приходским священником о. Понтий Рупышев . Будучи в Вильнюсе, о. Понтий впервые посетил Меречь-Михново 27 февраля 1921 года и произвел на всех обитателей имения неотразимое впечатление. Вот как сестры Корецкие отзываются о батюшке: «…С приездом Батюшки в Меречь-Михново потекла жизнь на вид более тихая и благочестивая, но исполненная борьбы и тяжелых подвигов и трудов для Батюшки, незримых для посторонних лиц. Батюшка жил для Господа и ближних, а личной жизни не имел. Сколько трудов понес он, чтобы воспитать в духовной жизни нас, искалеченных светской жизнью, с больными душами, и которые часто причиняли ему, несмотря на всю любовь к Батюшке, много огорчений и хлопот».

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Но все-таки основная масса пленников не откликалась на немецкую пропаганду. По состоянию на 1 января 1945 г . в немецких лагерях и на принудительных работах в Германии находилось 1 680 287 русских военнопленных, в то время как сотрудничало с нацистами в это время около 300 тыс. человек. Даже ставший власовцем Лев Дувинг свидетельствовал: «При всех недостатках, какие наблюдались у соотечественников в плену, с удовольствием и удовлетворением видишь, что священный огонь патриотизма не погашен: большинство непоколебимо верят в победу России над немцами, радостно и доверчиво воспринимают слухи о победе русских…». Когда немцы потребовали для слушателей Дабендорфских курсов присягать Гитлеру как верховному главнокомандующему всех антибольшевистских вооруженных сил, многие советские офицеры предпочли вернуться в лагеря. Отказались сотрудничать с Власовым и искалеченный генерал Лукин, и генерал Понеделин, по свидетельству очевидцев, плюнувший Власову в лицо (что не помешало в 1950 году Сталину Понеделина расстрелять), и генералы Снегов и Потапов. Из 80 попавших в плен советских генералов и комбригов сотрудничали с нацистами лишь 12 высших офицеров (15 %). — А почему все-таки столько человек с нашей стороны попало в плен? Не было ли это проявлением массового желания советских граждан бороться против Сталина? — То, что Вы говорите – это расхожее пропагандистское клише, появившееся на свет уже после войны, в среде эмиграции. Если бы это было так, Власов обязательно бы об этом говорил в своих воззваниях и манифестах. Появление такого огромного числа военнопленных стало результатом просчетов командования, прежде всего Сталина, истребившего высший комсостав в 1937-1938 гг., из-за чего у нас не было передовой тактики ведения боя, не было подготовленных командиров. Немцы с помощью танковых клиньев легко рассекали нашу оборону, окружали отдельные соединения и части, а мы ничего не могли этому противопоставить. Общее командование утрачивалось, войска теряли управление. И люди, привыкшие за предвоенное десятилетие Советской власти к безынициативности, подавленности, страху, попадали в некий ступор и сдавались в плен, просто не зная что делать.

http://pravmir.ru/maski-generala-vlasova...

д.» в Италии, Испании и странах Лат. Америки имело строго централизованный характер, в то время как для «К. д.» во Франции, в Бельгии, Великобритании и США был характерен федеративный, нецентрализованный принцип устройства. В 1938 г. папа Пий XI создал центральный офис «К. д.» в Риме, что позволило усилить взаимодействие национальных орг-ций «К. д.» с Папским престолом. Членам «К. д.» предписывалось устраняться от участия в политической жизни, однако в ряде случаев (в Испании в нач. 30-х гг. ХХ в., в Италии после второй мировой войны) они оказывали активную поддержку политическим партиям, связанным с католической Церковью, что отрицательно сказалось на деятельности «К. д.». После второй мировой войны структуры «К. д.» стали формироваться преимущественно по социально-профессиональному, а не по половозрастному принципу: в 1950 г. во Франции образовано «К. д.» рабочих, в др. странах - католич. объединения врачей, юристов, архитекторов и т. д. В рамках централизации структур «К. д.» в 1952 г. в ФРГ создан Центральный комитет немецких католиков, в 1957 г. учреждена Международная орг-ция христианской рабочей молодежи. На Ватиканском II Соборе особое внимание было уделено новому пониманию апостольства мирян (отражено в декрете «Apostolicam actuositatem»). С целью придать движению мирян более свободный характер подчеркивалась возможность вести социальную и просветительскую деятельность, в т. ч. создавать различные ассоциации, общины и группы, к-рые могут не иметь строгих структурно-организационных форм. С возникновением в католич. Церкви после II Ватиканского Собора социальных, благотворительных и миссионерских общин и движений мирян, основанных на принципах соборных реформ (персональная прелатура «Opus Dei» , «Comunione e Liberazione» , «Община св. Эгидия» , «Фоколари» и др.), численность членов организаций «К. д.» уменьшилась. Тем не менее структуры «К. д.» существуют в Италии, Испании, Германии, Австрии, США и др. странах, находясь во взаимодействии с Папским престолом, национальными епископскими конференциями , правящими епископами диоцезов и приходами.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

На свои средства о. Алексий Львов отлил два колокола: в 305 пудов (почти 5 тонн) и 50 пудов (800 кг.) 10 сентября1860 г. малый колокол были повешен на колокольню. 13 сентября туда был поднят большой колокол. Всего в 1887 г. на колокольне имелось 6 колоколов. Примерно в 1887—1902 г. стены храма были расписаны. После революции 9 мая 1922 г. в Крестовоздвиженской церкви были изъяты церковные ценности. Последним настоятелем перед закрытием был иеромонах Антипа (Кириллов). На Сретение 15 февраля 1938 г. он отслужил последнюю Литургию и на следующий день был арестован. 7 марта 1938 г. иеромонах Антипа был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной могиле. 28 февраля 1938 г. был арестован проживавший в Татаринцево Федор Михайлович Марков, сын священноисповедника Михаила (Маркова), помогавший о. Антипе на клиросе. 1 июля 1938 г. он тоже был расстрелян на Бутово. 17 сентября 1938 г. решением президиума Бронницкого райисполкома Крестовоздвиженский храм был закрыт. В храме было устроено овощехранилище. В 1939 г. были сломаны колокольня и часовня. Щебень от колокольни пошел на строительство скотного двора. По рассказам старожилов, при сломе колокольни погиб человек, и поэтому не сломали весь храм. Заслуга открытия церкви принадлежит Надежде Терентьевне Дюжевой, которая сохранила от уничтожения многое из церковной утвари. Она стала старостой храма и, благодаря ее стараниям, 29 октября 1945 г. властями было разрешено открыть Крестовоздвиженский храм. Первая служба прошла на праздник Николая Чудотворца 19 декабря 1945 г. Первым священником после открытия стал протоиерей Виктор Галахов. При нем в 1948—1950 гг. храм был электрифицирован. 4 декабря 1974 г. постановлением Совета Министров РСФСР Крестовоздвиженская церковь была объявлена памятником федерального значения. При протоиерее Михаиле Степанове (иеросхимонах Рафаил) в храме появилось газовое отопление и проведена капитальная реставрация (в том числе, золочение иконостасов и обновление росписи), значительно был расширен церковный дом. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

С 1923 по янв. 1930 г. З.- сотрудник философского отд-ния Гос. академии художественных наук (ГАХН; в 1930 преобразована в Гос. академию искусствознания), среди его коллег - Шпет, Челпанов, А. Г. Габричевский, А. Ф. Лосев, А. С. Ахманов; в 1925 г.- ученый секретарь Комиссии по истории эстетических учений. Также в 20-х гг. он исполнял обязанности сверхштатного сотрудника Гос. ин-та муз. науки (ГИМН). После ликвидации ГАХН (1929) и «чистки» кадров З. остался на свободе, т. к. относился к «категории молодых специалистов», но был обвинен в прессе в «буржуазно-реакционном мышлении». В 1931-1935 гг. З.- старший научный сотрудник б-ки Коммунистической академии; в 1932-1938 гг. работал по договору в Академии архитектуры над переводами трактатов эпохи Возрождения и комментариев к ним, опубликовал «Десять книг о зодчестве» Л.-Б. Альберти, «Избранные произведения» Леонардо да Винчи, «Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия» Даниэле Барбаро (1938), «Термы римлян» Ч. Камерона (1939), хрестоматию «Архитектура античного мира» (совм. с Ф. А. Петровским, 1940). По предложению А. В. Щусева в 1938 г. привлечен к работам по реставрации Троице-Сергиевой лавры; в 1940-1950 гг. З.- ученый секретарь Ученого совета, созданного для руководства реставрационными работами в лавре и научного наблюдения за их выполнением. Обладавший редкостной работоспособностью, подлинной эрудицией в области истории и теории архитектуры, источниковедческого анализа, З. в недолгий срок сделал удивительно много. В результате архивных изысканий (прежде всего исследования архива ТСЛ), скрупулезного изучения житий, летописей и др. рукописных и печатных источников ему удалось обнаружить ценнейшие исторические сведения (в т. ч. дотоле неизвестные чертежи), собрать полную источниковедческую документацию к каждому памятнику архитектурного ансамбля лавры, ставшую основным материалом при составлении проектов реставрации. Специальные исследования З. посвятил текстологии Жития прп. Сергия Радонежского: сличению редакций и списков, вопросам их авторства, хронологии («Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»»), в этот же период были написаны статьи «К вопросу о дате Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры» и «Архитектура Троице-Сергиевой Лавры: Исторический очерк».

http://pravenc.ru/text/200103.html

По данным протоиерея Валерия Лавринова, в 1935 году в Щелкунской церкви запретили звонить в колокола, а в 1936 году она была закрыта и перестроена. В «Летописи Уральских деревень» написано, что после революции церковь работала до 1938 года, колокола сняли и увезли раньше, главный колокол находится сейчас в краеведческом музее г. Екатеринбурга. После закрытия в церкви образовали склад. В конце 1950-х годов стали искать место под школу и решили снести церковь, коммунистка К. Черноголова ходила и собирала подписи на снос церкви. По объявлению набрали рабочих из Щелкуна, Новоипатова, Верхней Боевки. Долго рубили крест, он был откован из 60-миллиметрового железа. Запомнилось, как раскапывали могилы священнослужителей в церковной ограде. Это записано со слов Марии и Феклоньи Вольхиных и Евдокии Чернавских ученицей 10 класса. По материалам статьи «История храма села Щелкун» на сайте Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Щелкуне Кирпичная церковь, построенная в 1821-1837 гг. на средства прихожан и Сысертских заводов. Двусветный четверик, перекрытый купольной кровлей с люкарнами, с трапезной и четырехъярусной колокольней. В трапезной находился Предтеченский придел (упразднен в 1858). Закрыта в 1938 г., снесена в 1950-х гг., на месте церкви построена школа. http://svyatayarus.su/church/detail/52105/ Первый деревянный храм в Щелкунах в честь Иоанна Предтечи, заложенный неизвестно когда, освящен 25 июня 1730 г. по благословению Антония, Митрополита Тобольского и Сибиркого. Взамен этого малаго храма 30 октября 1784 г. был заложен вновь деревянный, по благословению Варлаама, Епископа Тобольского и Сибирского, освящен 24 октября 1787 г., по благословенной грамоте того же Владыки. В 1844 г. храм этот был перевезен в д. Тимину. Ныне существующий каменный храм заложен 24 июня 1821 г., по благословению Преосвященнаго Иустина; освящен Преосвященным Евлампием 3 июня 1837 г. Первоначально в храме было два престола: во имя Иоанна Крестителя и в честь Знамения Божией Матери. В 1858 г. придел во имя Иоанна Предтечи, «по невместительности своей», упразднен; на месте престола в 1861 г. устроено мраморное возвышение в две ступени, обнесенное железною решеткою; здесь находится плащаница. Иконостас четырехставный, столярной работы; окрашен синею краскою; резьба золоченая. В храме есть местно чтимая икона Божией Матери Одигитрии; обложена фольговой ризой, унизанной топазами. Из древних вещей замечательно Евангелие (бывш. напрестольн.); печатано в Петербурге в 1711 г.

http://sobory.ru/article/?object=18792

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010