После поражения Османской империи в первой мировой войне в 1918 г. сиро-ливанское побережье, согласно договоренностям стран Антанты, перешло под контроль Франции. В 1919 и 1923 гг. в районе Латакии происходили антифранц. волнения. В 1920 г. Лига Наций передала Франции мандат на управление всей Сирией и внутренние районы этой страны были оккупированы французскими войсками. Новая администрация рассматривала Сирию как конгломерат разрозненных общин, каждая из к-рых требовала особого режима управления. На подмандатной территории было создано несколько карликовых квазигос-в, в т. ч. гос-во алавитов (см. в ст. Шиизм ), которое сформировалось вокруг Латакии. Мусульманское окружение считало алавитов, одну из радикальных шиитских сект, еретиками. Французские власти мотивировали образование алавитской государственности необходимостью создать условия для свободного развития этой общины, прежде подвергавшейся угнетению со стороны суннитской верхушки Сирии. Французы всячески поощряли формирование особой алавитской идентичности. В то же время в пределах алавитского государства оказались значительные суннитское и правосл. меньшинства, стремившиеся к воссоединению с остальной Сирией. Политическое оформление гос-ва алавитов шло с авг. 1920 по янв. 1925 г.; в 1936 г. оно было включено в состав Сирии, в 1939 г. снова выделено в автономную область и окончательно объединено с Сирией в 1942 г. После провозглашения независимости Сирии в 1946 г. область алавитов была полностью интегрирована в общесир. политическое пространство. Антифеодальные настроения алавитского крестьянства и стремление преодолеть свою этноконфессиональную маргинальность предопределили поддержку алавитами партии Баас и ее программы, содержащей мн. социалистические и светские националистические элементы. Алавиты-баасисты составили значительную долю офицерского корпуса Сирии и в результате военных переворотов 1963 и 1966 гг. встали во главе Сирийского гос-ва. Это обеспечило региону Л. привилегированный статус. Кроме того, утрата Сирией Александреттского санджака в 1938 г. сделала Л. единственным крупным портом страны. Начиная с 1950 г. предпринимались масштабные работы по углублению и расширению гавани Л., строительству портовых сооружений. В 1967 г. порт Л. посетило свыше 1500 кораблей. Шоссейная и железная дороги, связавшие побережье с Халебом (Алеппо), сделали Л. морскими воротами всей Сев. Сирии. Население города быстро росло: 68 тыс.- в 1960 г., 126 тыс.- в 1970 г., 554 тыс.- в нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

1 августа 1956 г. родственникам иеромонаха Нифонта было выдано свидетельство о его смерти, в котором было указано, будто бы он умер 21 декабря 1940 г. от саркомы.   Дело о «фашистской организации церковников» было сфабриковано сотрудниками НКВД Таким образом, ставшие доступными для работы исследователей по истечению «срока секретности» материалы ПермГАНИ, позволяют с уверенностью говорить о том, что дело 1937 г. о «фашистской организации церковников», в которой якобы состоял о. Кирилл (Агафонов), было сфабриковано сотрудниками НКВД с грубым нарушением принципов даже советского законодательства. «Метод Мозжерина» В материалах следствия, проведенного по просьбам родственников репрессированных священников, содержатся и любопытные показания бывшего сотрудника Пермского Горотдела НКВД Ветошева. Из них явствует, что следствие «по делу церковников» велось незаконными методами. Лично Ветошевым был написан протокол допроса одного из обвиняемых под диктовку Мозжерина — заместителя начальника НКВД. Допрос был составлен в отсутствие обвиняемого и вынужденно подписан им уже в вагонзаке при отправке в Свердловск. Также доказано, что свидетельские показания священника Калина Конона Васильевича от 16 августа 1937 г., где содержатся обвинения в антисоветской деятельности в адрес Агафонова, были составлены бывшим начальником Оханского ГО НКВД Макаровым, то есть также являлись сфабрикованными . Следствие «по делу церковников» велось незаконными методами На сегодняшний день уже достаточно известно о деятельности Мозжерина в Перми. Им, при участии сотрудников НКВД, были сфабрикованы дела о якобы готовившихся «диверсиях на Камском мосту» и огромное количество дел с подложными документами или вообще без доказательств . Тем не менее все обвиняемые были приговорены к высшей мере наказания. Дело схиигумена Кирилла (Агафонова) — это «первая ниточка», за которою потянули следователи в 1950-х гг., распутывая клубок дел по фактам злоупотреблений в ходе процессов 1937-1938 гг.. Хотя многие организаторы и исполнители тех фиктивных дел были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к высшей мере наказания, в том же 1942 г. просьба родственников о рассмотрении правомерности осуждения иеромонаха Нифонта до времени была отклонена. Лишь в 1956 г. власть смогла признаться родственникам репрессированных в своих страшных ошибках, открыв при этом только долю правды.

http://pravoslavie.ru/105486.html

В кон. XIX - нач. XX в. К. оказался в центре противоречий соседних аравийских государств. Правившая в Шаммаре династия ар-Рашид (Рашидиды) вынашивала планы поглощения К. Шейх Мубарак поддержал противников Рашидидов - недждийских Саудидов и предоставил им убежище. В марте 1901 г. войска Мубарака и его союзников были разбиты Рашидидами в битве при Хаиле (Сарифе). На их стороне по настоянию Германии выступила также Османская империя. В сент. 1901 г. между Великобританией и Османской империей было подписано соглашение о статус-кво в К., по к-рому брит. правительство брало на себя обязательство не провозглашать протекторат над К., а Турция - не вводить войска на его территорию. Однако в 1902 г. султан при поддержке герм. правительства потребовал от Мубарака признания верховной власти Османской империи и согласия на пребывание в стране тур. гарнизона. В ответ на эти действия Великобритания в 1903 г. ввела свои корабли в Эль-Кувейт, гарантировав тем самым неприкосновенность границ К. 29 июля 1913 г. Турция подписала с Великобританией конвенцию, по которой К. отходил в зону брит. влияния, но оставался в составе Османской империи как автономная область. В нояб. 1914 г. между Великобританией и К. был заключен новый договор, превращавший К. в независимое от Османской империи княжество под британским протекторатом. Воскресная проповедь в сербской церкви в Кувейте. Фотография. 2015 г. Воскресная проповедь в сербской церкви в Кувейте. Фотография. 2015 г. В 1917-1922 гг. К. вступил в конфликт с Саудидами из-за разногласий по территориальным вопросам. В 1920 г. К. потерпел поражение в битве при Эль-Джахре. С апр. 1920 по окт. 1921 г. большая часть страны была оккупирована саудовской армией. В 1922 г. было заключено соглашение о демаркации границы между 2 гос-вами. Территория К. по этому договору оказалась значительно меньше той, которая предусматривалась англо-тур. конвенцией 1913 г. Несмотря на пробрит. позицию, эмир Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (1921-1950) отказался предоставить англ. капиталу исключительное право на разведку и добычу нефти в стране. Концессия на разработку нефти была выдана в 1934 г. Кувейтской нефтяной компании, которая принадлежала в равных долях British Petroleum Company и амер. Gulf Oil Corporation. Нефтяные месторождения в К. были открыты в 1938 г., однако в промышленных масштабах добыча началась только в 1946 г. К сер. 50-х гг. К. стал крупнейшим экспортером нефти на Ближ. Востоке (в последующие годы уступил лидерство Саудовской Аравии и Ирану). В кон. 1951 г. правительство К. добилось пересмотра условий соглашений с компанией. Было принято решение об увеличении ею концессионных платежей в бюджет К. (стала перечислять в него до 50% своих доходов). Это позволило увеличить ассигнования в социальную сферу.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

В апр. 1936 г. Сталин, ознакомившись с проектом программы Х съезда ВЛКСМ, в к-рый был включен тезис, предложенный Ярославским: «Комсомол решительно и беспощадно борется с религиозными предрассудками»,- подверг его критике: «Зачем решительно и беспощадно?.. Терпеливо надо разъяснять молодежи вред религиозных предрассудков, вести среди молодежи пропаганду материалистического мировоззрения, единственно научного». Эти слова были восприняты как указание на смену курса в антирелиг. работе. Несмотря на противоречия и споры, возникшие по этому вопросу между руководством ВЛКСМ и СВБ, Б. п. более не объявлялись. Перепись населения 1937 г., во время к-рой 1/3 горожан и 2/3 сельчан объявили себя верующими, убедительно свидетельствовала о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 г. итоги переписи 1937 г. были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных правосл. верующие от 16 лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных - 79,2%. На 4-м расширенном пленуме ЦС СВБ (нач. 1938) Ярославский заявил, что необходимо усилить работу безбожников и добиться того, чтобы следующее десятилетие стало «временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии». В 1939 г. в ж. «Большевик» была опубликована статья Олещука, в к-рой вновь прозвучали призывы к активизации антирелиг. работы: «Всякий, даже самый советский поп - мракобес, реакционер, враг социализма», поэтому «задача 3-й пятилетки состоит в том, чтобы вытравить из сознания людей все эти пережитки... сделать всех трудящихся атеистами». Понимая, что «вряд ли в третьей пятилетке удастся преодолеть все религиозные предрассудки», Олещук отнес полное искоренение религиозности к 1950-1955 гг. Однако руководство страны для дальнейшей антирелиг. работы избрало иные формы и методы, 3-я Б. п. так и не была провозглашена, не состоялся и 3-й съезд СВБ. Ист.: Безбожник. М., 1925-1941; Антирелигиозник. М., 1926-1940; Ярославский Е. М. Борьба за преодоление религии. М., 1935.

http://pravenc.ru/text/77796.html

Но, о времена, о нравы… со временем выбор темы дипломной выпускной работы художника стал более свободным, и не все выдерживали такое искушение (см. статью автора «Россия, заблудившаяся в лесу…» ). Таким образом, качество творения художественного направления, в том числе и кинофильмов, определяется, в основном, целеполаганием авторов этих произведений. В качестве примера возьмём фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». Отметим, что в фильме в главной роли выступает Л. Орлова, музыку к фильму написал И. Дунаевский. Вполне закономерно назвать этот фильм самым выдающимся произведением советского кинематографа в ряду музыкальных кинокомедий, по тому «мобилизующему» влиянию (1938 год), которое этот фильм оказал на население страны. Причем основным моментом такого влияния оказалось гармоничное сочетание всех составляющих этого фильма, и самое главное - его державный дух, выраженный в музыкальной, песенной, танцевальной и в других формах эстетического отображения всех сторон кинематографа. Что интересно, такой же сюжет был повторен в 1956 году в фильме «Карнавальная ночь» (режиссер Э. Рязанов). Более того, одного из главных героев играл И. Ильинский, сыгравший такого же героя и в фильме «Волга-Волга». Но, увы, при большом успехе этого фильма и его музыкальной популярности, это уже был фильм «благополучного поколения». Никакой «державности» и «мобилизационного влияния» в этом фильме уже не было. Однако, и в том («Волга-Волга»), и другом случае («Карнавальная ночь») деньги не были мотивацией создателей этих фильмов – что и (при прочих равных возможностях) предопределило их успех. Интересно отметить, что в конце 1940-х и начале 1950-х гг., когда в квартирах существовала одна радиоточка проводной трансляции, рано утром после исполнения «Гимна Советского Союза» и новостей транслировали (передавали) короткие музыкальные программы, в которые частенько включали: «Увертюру к опере «Кармен» (с песенкой тореадора), «Песню петушка» аргентинского композитора Флореса, аккордеонную инструментальную пьесу «Карусель» в исполнении Шахнова (см. интернет) – шедевры музыкального искусства. Нет никакого сомнения, что эти произведения создавались с мотивацией, далеко отстоящей от – денег. После («воленс-ноленс») прослушивания этого короткого концерта бодрый и «мобилизованный» школьник, колхозник, инженер и другой рабочий люд – шёл в школу или на работу.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/30/ro...

Все четыре года войны провел Брежнев на фронте, не получив ни одного дня отлучки. Во время Парада Победы на Красной площади генерал-майор Брежнев шел вместе с командующим во главе сводной колонны своего фронта. После демобилизации летом 1946 году Брежнев был назначен первым секретарем Запорожского обкома. Под его руководством была восстановлены ДнепроГЭС и металлургический комбинат «Запорожсталь». В 1948-50 гг. Брежнев вновь руководил Днепропетровской областью. На этих постах он показал себя хорошим хозяйственником, доброжелательно относящийся к простым доступный людям, никогда не позволявшего крика, хамства и ругани. Для тогдашних начальников это было редким явлением. Весной 1950 года Брежнев был направлен Первым секретарем ЦК компартии Молдавской Республики. Это было значительным повышением, ведь хотя Молдавия была и по территории и по промышленному производству значительно уступала Днепропетровской области, но зато была союзной республикой. Такое назначение решалось непосредственно Сталиным. Брежнев проработал в Молдавии два года, также прославившись эффективным руководством и личной скромностью. Признанием заслуг Брежнева было избрание его делегатом на XIX съезд КПСС. На съезде он впервые избирается членом ЦК, а на пленуме нового ЦК избирается секретарём ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК (так стало называться Политбюро ЦК партии). Правда, сразу после смерти Сталина Брежнева сразу задвинули в сторону, дав ему должность заместителя начальника Главного политуправления МО СССР. Впрочем, это продолжалось недолго. Укреплявший свою власть Хрущев, задумавший распахать целинные земли в Казахстане и южной Сибири, вспомнил о Брежневе, своем давнем знакомом по Украине (Хрущев возглавлял УССР в 1938-49 ). Брежнев был оправлен в Казахстан вторым секретарем ЦК, а с лета 1955 года он стал полным главой республики. Осуществляя на деле освоение целины, Брежнев сумел нейтрализовать многие глупые распоряжения Хрущева, оставив в себе добрую память в Казахстане. Исполнительность и лояльность Брежнева оценил Хрущев.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

д.» в Италии, Испании и странах Лат. Америки имело строго централизованный характер, в то время как для «К. д.» во Франции, в Бельгии, Великобритании и США был характерен федеративный, нецентрализованный принцип устройства. В 1938 г. папа Пий XI создал центральный офис «К. д.» в Риме, что позволило усилить взаимодействие национальных орг-ций «К. д.» с Папским престолом. Членам «К. д.» предписывалось устраняться от участия в политической жизни, однако в ряде случаев (в Испании в нач. 30-х гг. ХХ в., в Италии после второй мировой войны) они оказывали активную поддержку политическим партиям, связанным с католической Церковью, что отрицательно сказалось на деятельности «К. д.». После второй мировой войны структуры «К. д.» стали формироваться преимущественно по социально-профессиональному, а не по половозрастному принципу: в 1950 г. во Франции образовано «К. д.» рабочих, в др. странах - католич. объединения врачей, юристов, архитекторов и т. д. В рамках централизации структур «К. д.» в 1952 г. в ФРГ создан Центральный комитет немецких католиков, в 1957 г. учреждена Международная орг-ция христианской рабочей молодежи. На Ватиканском II Соборе особое внимание было уделено новому пониманию апостольства мирян (отражено в декрете «Apostolicam actuositatem»). С целью придать движению мирян более свободный характер подчеркивалась возможность вести социальную и просветительскую деятельность, в т. ч. создавать различные ассоциации, общины и группы, к-рые могут не иметь строгих структурно-организационных форм. С возникновением в католич. Церкви после II Ватиканского Собора социальных, благотворительных и миссионерских общин и движений мирян, основанных на принципах соборных реформ (персональная прелатура «Opus Dei» , «Comunione e Liberazione» , «Община св. Эгидия» , «Фоколари» и др.), численность членов организаций «К. д.» уменьшилась. Тем не менее структуры «К. д.» существуют в Италии, Испании, Германии, Австрии, США и др. странах, находясь во взаимодействии с Папским престолом, национальными епископскими конференциями , правящими епископами диоцезов и приходами.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Сообщение Священного Писания о взятии царем ассирийским Тиглатпаласаром III целого ряда городов, включая и Гацор/Асор, и о переселении жителей их в Ассирию (см.: 4Цар. 15, 29 ) подтверждается и археологическими свидетельствами: слой третьей четверти VIII в. до Р.Х. показывает разрушение поселения и уменьшение численности его населения – в дальнейшем здесь лишь стоял ассирийский гарнизон: в Гацоре/Асоре того времени найдены два ассирийских сооружения. Первое – административный комплекс, перекрывший разрушенную израильскую цитадель на вершине холма, остававшегося незастроенным после вторжений. Второе – большой дворец у подножия холма, построенный в типично ассирийском стиле и принадлежавший, возможно, ассирийскому наместнику. Сама осада Гацора/Асора ассирийцами представлена на прориси рельефа из дворца Тиглатпаласара III в Нимруде (см. рис. 59). Телль эль-Фара (северная), обстоятельно исследованная в 1950–1960-е гг. Р. де Во, представляет собой небольшой город периода Разделенных царств с собственной культовой постройкой, созданной, подобно многим другим, вопреки следующему запрету Закона Моисеева: берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой] в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе [сегодня] ( Втор. 12, 13–14 ). Первые раскопки в столице Израильского царства, Самарии, проводились экспедицией Гарвардского университета (США) в 1908–1910 годах. Экспедиция британских археологов работала там с 1931-го по 1935 г., Дж. Кроуфут в 1938 г., К. Кеньон и Е. Сукеник – в 1942 году. Раскопки города хотя и велись в значительных масштабах, однако охватили лишь часть царского акрополя (см. рис. 60). Остальной город затронут ими лишь в незначительной мере. Но и эта вскрытая площадь дала возможность заключить, что степень планирования и строительной активности на акрополе беспрецедентна в архитектурной истории страны, за исключением, может быть, Соломонова строительства в Иерусалиме. Для строительства был избран холм с пологим склоном, высотой 350–430 м над уровнем моря. Но первоначально застроили лишь часть холма шириной девяносто метров, и вся она вошла в состав царской резиденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

А что дальше? Наверное, был репрессирован? Нет. В 1938 г. вступил в ряды ВКП(б). В январе 1941 г. назначен на должность командира 4-го кавалерийского корпуса. Сталин высоко ценил бесстрашного казака. Подойдя к Котельниково в декабре 1942 г., корпус оказался на направлении главного направления контрнаступления противника под командованием Эриха фон Манштейна, предпринятого для деблокады окружённой под Сталинградом группировки. Понеся большие потери, 4-й кавалерийский корпус дал время стянуть основные силы для отражения предпринятого контрудара. После краткого восстановления в январе 1943 г. корпус принял участие в освобождении городов Ростов-на-Дону и Новочеркасска. К сожалению, фронтовые невзгоды сказались на здоровье боевого генерала. В марте 1943 г. генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Шапкин скончался в госпитале Ростова-на-Дону от инсульта. Похоронен в Ростове-на-Дону. За проявленную личную инициативу, умелое командование корпусом, смелые боевые действия его частей, способствовавшие быстрому продвижению главных сил армии и фронта в наступательных операциях генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Шапкин 31 марта 1943 г. посмертно был награждён орденом Кутузова 2 степени. Аполлон Яковлевич Крузе . Подполковник РИА. Генерал-майор колчаковской армии. Генерал-лейтенант Советской Армии. Более того – весной 1918 г. мобилизован в РККА и 10 мая 1918 г. зачислен на старший курс Академии Генерального штаба. 25 июля 1918 г., являясь слушателем академии, принял «активное участие в свержении Советской власти в Екатеринбурге» и вступил в должность помощника коменданта Екатеринбурга. У Колчака дошёл до начальника штаба Южной группы войск. В начале 1920 г. попал в плен к красным под Красноярском. Вступил в ряды РККА; был… направлен на преподавательскую работу. С апреля 1936 г. являлся командиром 187-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии. С февраля 1937 г. — в Военной академии РККА им. Фрунзе, преподаватель тактики, начальник курса на Курсах усовершенствования штабных командиров при академии, с марта 1941-го преподаватель общей тактики. В Великую Отечественную исполнял должность начальника штаба Сталинградской группы войск (с января 1943 г.). Командир 93-й стрелковой дивизии (с июля 1943 г.). Заместитель командира 10-го гвардейского стрелкового корпуса (с августа 1944 г.). Командир 24-го гвардейского стрелкового корпуса на 2-м Украинс ком фронте (с 12 ноября 1944 по 11 мая 1945 гг.), отличившегося при освобождении Братиславы. Семь советских военных орденов. С сентября 1950 г. — заместитель начальника Военной академии связи имени С.М. Будённого по оперативно-тактической подготовке. К шести царским и белогвардейским орденам добавились семь советских. Блестящая военная карьера!

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010