Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г., издание прерывалось в 1939-1945 гг. и в 1948 г. Первоначально журнал являлся органом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Название издания менялось: в 1925-1926 гг.- «Вестник русского студенческого движения в Западной Европе», в 1927, 1930-1936, 1950-1974 гг.- «Вестник русского студенческого христианского движения», в 1928-1929 гг.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Западной Европе», в 1937-1939 гг.- «Вестник: Орган церковно-общественной жизни», в 1945-1947 гг.- «Вестник церковной жизни», в 1949 г.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии» 3 - под названием «Вестник: Орган русского студенческого движения во Франции»), с 1974 г. 112/113) - «В. Р. х. д.». Редакторы журнала: Н. М. Зёрнов (1925-1929), И. А. Лаговский и Г. П. Федотов (1929-1930), Лаговский (1930-1936), В. В. Зеньковский (1937-1938), свящ. Лев Липеровский (1939), Л. А. Зандер (1945-1947), свящ. Александр Киселёв (1949), прот. Георгий Бенигсен (1949, с 5/6), И. В. Морозов (1950-1955), в 1955-1970 гг. общая редколлегия, с 1970 г. ответственный редактор Н. А. Струве. Место издания: в 1925-1939, 1945-1947 гг.- Париж, в 1949 г.- Мюнхен, с 1950 г.- Париж, с 1953 г.- Париж и Нью-Йорк, с 1974 г. (с 112/113) - Париж, Нью-Йорк, Москва. Периодичность: в 1925-1926 гг. вышли 12 номеров, в 1927-1935 гг. издавались 12 номеров в год, в 1936 г.- 2 1/2 и 11), в 1937 г.- 12, в 1938 г.- 5, в 1939 г.- 2, в 1945 г.- 4, в 1946 г.- 3, в 1947 г.- 1, в 1949 г.- 12, в 1950-1952 гг.- 6 номеров в год, с 1953 г.- без определенной периодичности, с общей нумерацией. 1925-1939 гг. Первоначально «Вестник» представлял собой информационный бюллетень объемом ок. 14 страниц, напечатанный на ротаторе в количестве 75 экз. Задачей издания были активизация и объединение деятельности кружков, входивших в РСХД.

http://pravenc.ru/text/158264.html

Также сегодня мы вспоминаем директора Ботанического института АН СССР П.А.Баранова (1892-1962). Павел Александрович Баранов родился 16 июля 1892 г. в Москве. В 1917 г. окончил Московский университет. Баранов был одним из организаторов Среднеазиатского университета в Ташкенте, в котором работал с 1928 по 1944 гг. В 1933-1938 Павел Александрович был начальником Памирской экспедиции, организатором и одно время директором Памирской биологической станции. В 1943 г. Баранов стал членом-корреспондентом АН СССР. В 1944-1952 гг. Баранов состоял заместителем директора Главного ботанического сада АН СССР, а с 1952 г. директора Ботанического института АН СССР. Основные работы ученого посвящены проблемам онтогенеза и формообразования растений, комплексному ботаническому изучению хлопчатника, винограда, земледельческому освоению высокогорных территорий, истории ботаники. Он был награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. П.А.Баранов скончался в 1962 г. в Ленинграде. Также сегодня мы вспоминаем флотоводца, адмирала А.Г.Головко (1906-1962). Арсений Григорьевич Головко родился 10 июня 1906 г. в г. Прохладный, ныне Кабардино-Балкария. На службу во флот пришел в 1925 г. Образование получил в Военно-морском училище имени Фрунзе (1928), на специальных курсах комсостава (1931) и в Военно-морской академии (1938). С 1932 г. Головко флагманский минер, начальник штаба бригады торпедных катеров. Он является участником Гражданской войны в Испании — в должности советника ВМФ в порту Картахена. В 1938-1940 гг. Головко командовал дивизионом эсминцев, был начальником штаба Северного флота. В 1940-1946 гг. он командовал Северным флотом. В 1947-1950 гг. Арсений Григорьевич служил начальником Главного штаба ВМФ. В 1950-1952 гг. начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. В 1952-1956 гг. адмирал Головко командовал Балтийским флотом. В 1956 г. назначен первым заместителем главкома ВМФ. Награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами. В результате испытаний ядерного оружия на Новой Земле Арсений Григорьевич заболел лучевой болезнью. Он ушел из жизни в 1962 г.

http://ruskline.ru/history/2015/05/17/et...

Далее служил в Циндао. Скончался 26.10.1937 г. в Циндао. Протоиерей Александр Пославский Александр Захарович. Военный священник 12-го пехотного Великолуцкого полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Мужественно исполнял свои пастырские обязанности на поле боя и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Рыбчинский Александр Васильевич . Военный священник 13-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Протоиерей Александр Солянский Александр Степанович. Родился в 1869 г. в семье священника Саратовской губернии. Окончил Саратовскую духовную семинарию в 1890 г. Во время Первой мировой и Гражданской войн – военный священник. В 1918 г. дважды был арестован большевиками. В 1922 г. на Дальнем Востоке окормлял семьи военных, эвакуированных в Корею, и вскоре затем перебрался в Маньчжурию. Служил в Хайларе (1924–1929 гг.), в Алексеевской церкви в Харбине, в районе Модягоу (1929–1931 гг.), в Тяньцзыне (1931–1938 гг.), пос. Драгоценка Трехречья (1938–1940 гг.),в Иверской церкви г. Харбина (1940–1952 гг.) В 1954 г., после смерти жены, переехал в Австралию к дочери. Скончался 04.08.1956 г. Протоиерей Александр Холмогоров Александр. Священник 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Настоятель прихода в Порт-Артуре в период осады крепости японцами в 1904 г. Служил молебны в обстреливаемых местах Порт-Артура, с крестом обходил стрелков в укреплениях, благословляя их, напутствовал умирающих в госпиталях и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Протиерей Алексий Бобров Алексей. Певчий в Иверской церкви Харбина. Уехал в Шанхай, где рукоположен в сан диакона и священника. В 1950-х гг. вернулся в СССР. Клирик Вологодской епархии. Протоиерей Алексий Горелкин Алексей Яковлевич. Родом из Тульской губернии. Окончил учительскую семинарию в 1915 г. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Офицер белой Армии. Имел пять ранений. Эвакуировался в Китай в 1922 г. Служил в Старом Харбине в 1925 г. псаломщиком, с 1926 по 1935 гг. – диаконом, далее в Успенской церкви на кладбище (1935–1938 гг.) и затем Сунгарийском городке Харбина в 1939–1943 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малявинский Михаил Федорович. Военный священник 58-го пехотного Прагского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Всегда находясь при полку, служил примером не только для нижних чинов, но и для офицеров. Не страшась огня противника, перед боем служил молебен и благословлял Царским благословением – иконой. На передовых позициях напутствовал умирающих, ободрял раненых и делал им перевязки. В бою под Мукденом 25 февраля, когда произошло смятение, он – контуженный, оказался среди артиллеристов и своим пастырским словом привел их к сознательному исполнению долга. Протоиерей Михаил Маляровский Михаил. Прибыл в Синьцзянь в 1932–1933 гг. с беженцами из СССР. Служил в г. Суйдуне, затем в Лоуцоугоу. Скончался здесь в 1948 г. Протоиерей Михаил Мин Михаил. Настоятель кафедрального собора в Пекине. Заведующий русско-китайской школой при Пекинской духовной миссии в 1930-х гг. Преподавал в миссионерской школе в 1948–1950 гг. Скончался в Пекине в первой половине 1960-х гг. Протоиерей Михаил Нежинцев Михаил Владимирович. Служил на ст. Ханьдаохецзы КВЖД в 1920–1928 гг., в церкви Корпусного городка Харбина в 1934–1940 гг. Протоиерей Михаил Николаевский Михаил Алексеевич. Родился около 1887 г. Окончил Самарскую духовную семинарию. В Харбине с 1922 г. Служил в церкви Госпитального городка Харбина (1922 г.), на ст. Хайлар (1922–1924 гг.), на ст. Ханьдаохэцзы Восточной линии КВЖД (1924–1928 гг.), в Алексеевской церкви на Зеленом базаре в Харбине (1928–1930 гг.) В 1930 г. переехал в США. С 1932 г. – настоятель храма в г. Сиэтле. Скончался в Сиэтле 26.02.1934 г. Протоиерей Михаил Норин Михаил Васильевич. Входил в состав военного духовенства Дальневосточной армии белых. Эмигрировал в Харбин в 1920 г. Служил в сане диакона в Свято-Николаевском соборе Харбина (1920–1928 гг.), на ст. Имяньпо (1927–1938 гг.) и на ст. Бухэду (1928–1935 гг.) КВЖД. В дальнейшем рукоположен во священника и через некоторое время возведен в сан протоиерея. Протоиерей Михаил Пахомов Михаил Максимович. Родился в 1893 г. Служил в Сунгарийском городке Харбина в 1922–1956 гг. Скончался в Харбине 24.08.1956 г. Похоронен на Новом кладбище. Протоиерей Михаил

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В февр. 1923 г. К. вернулся в ТГУ, где под рук. груз. эллиниста и папиролога Церетели совершенствовался в вопросах классической филологии. На кафедре греч. филологии ун-та К. читал курсы по греч. литературе, истории Византии, классическим языкам, спецкурсы по византиноведению и классической филологии. В 1926 г. К. завершил изучение грузинского перевода «Хронографии» Георгия Амартола и издал 2-ю часть своего труда с обширным исследованием. Эта работа была представлена им в качестве докт. диссертации по византиноведению, к-рую он защитил в марте 1927 г. В 1926-1930 гг. К.- доцент ТГУ, в 1930-1938, 1940-1981 гг.- профессор ТГУ. С 1927 по 1938 г. К. заведовал основанной им кафедрой византиноведения ТГУ. В 1927 г. избран председателем Грузинского историко-этнографического об-ва. В 1932-1937 гг. ученый секретарь редколлегии Советской энциклопедии в Грузинской ССР. К. стал одним из инициаторов основания Кутаисского педагогического ин-та, профессором которого он был с 1933 по 1954 г. С февр. 1937 по окт. 1938 г. старший научный сотрудник Ин-та языка им. Н. Я. Марра Грузинской АН. 21 окт. 1938 г. как «агент немецкого империализма» совместно с груз. языковедом В. Беридзе и груз. философом Ш. Нуцубидзе был арестован по инициативе Л. П. Берии. К. инкриминировали его поездку в Германию (1921-1923), связи с фашистами и с братом, работавшим на заводах Круппа, антимарксистское мышление. В Москве учеными неожиданно заинтересовался И. В. Сталин, видевший сделанный Нуцубидзе перевод на рус. язык «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Это привело к освобождению 29 апр. 1939 г. всех троих. С июня 1939 по февр. 1940 г. К. работал в Москве в отделе античной лит-ры Ин-та мировой лит-ры АН СССР, где был привлечен к составлению плана-конспекта многотомного издания произведений греч. лит-ры. В 1940-1954 гг. возглавлял возрожденную им кафедру классической филологии в ТГУ. С июня 1940 г. заместитель заведующего отделом лексикологии и научной терминологии Ин-та языка, истории и материальной культуры АН Грузинской ССР. В 1945 г. по инициативе К. в Ин-те истории им. И. Джавахишвили АН Грузинской ССР был создан сектор филологии, который в 1960 г. был переведен в Ин-т востоковедения и переименован в отдел византинологии. К. возглавлял его до конца своих дней. В 1950 г. избран членом-корреспондентом АН Грузинской ССР, в 1969 г.- действительным членом АН с присвоением звания заслуженного деятеля науки.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

1760 Использование материалов, собранных Л. А. Мацулевичем, в современных исследованиях: Вздор­нов Г. И. Волотово. Часть «Документация». 1761 См., например: Айналов Д. В. Дневник путешествия по Италии «Венеция – Св. Марк», одна зап. книжка. 1892: ПФА РАН. Ф. 737. Оп. 1. Д. 5; Мясоедов В. К. Памятники старины Новгорода, Киева и др., поездка за границу, дневник путешествия. Записи и зарисовки. Семь зап. книжек. 1907–1914: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 4. Д. 32. 1762 Об этом см.: Соленикова Е. В. Л. А. Мацулевич и исследования новгородских древностей. Экс­педиция 1909–1910 гг.//Новгород и Новгородская Земля. История и Археология: Материалы науч­ной конференции. Новгород, 1999. Вып. 13. С. 350–357. 1763 В книжках 1909–1913 гг. См., например: Новгородские памятники архитектуры (записи, зари­совки). Две зап. книжки. 1909–1910: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 5. Л. 22–26, 68 об. 1765 Например, Археологические памятники Херсонеса, Одессы, Херсона. Записи и зарисовки. Три зап. книжки. 1923, 1939: Там же. Д. 69. 1766 Записные книжки Л. А. Мацулевича и сейчас используются как самостоятельный источник. См., к примеру: Антипов И. В. О типах подцерковий в новгородской архитектуре XV – н. XVI вв.//Новгород и Новгородская Земля. История и Археология: Материалы научной конференции. Новго­род, 1999. Вып. 13. С. 326 (использован чертеж Мацулевича, изображающий план церкви в Гостино­полье). 1767 Материалы по археологии Грузии. Записи и зарисовки. Пять зап. книжек. 1937–1938, 1945–1950: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 122. Л. 30 об. 1769 Памятники архитектуры Грузии. Записи и зарисовки. Одна зап. книжка. 1938: Там же. Д. 123. Л. 3, 16, 23. 1770 «Христианское искусство», 1955: Там же. Д. 39; «Византийское искусство», 1950: Там же. Д. 63; «Исидор Милетский», 1951: Там же. Д. 64; «Иерусалим древний», 1951: Там же. Д. 175; «Иеру­салим средневековый», 1951: Там же. Д. 176; «Меровингское искусство», 1953: Там же. Д. 178; «Мокви», 1953: Там же. Д. 136; «Покрышкин», 1953: Там же. Д. 206. 1771 См.: Брунов Н. И. Отзыв о статье Л. А. Мацулевича «Иерусалим» для БСЭ 1952; ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 2. Д. 18; Максимов Π. Н. Рецензия на статью Л. А. Мацулевича «Покрышкин» для БСЭ 1953: Там же. Д. 19; рецензии Л. А. Мацулевича на статьи: «Кахрие-Джами», 1952: Там же. Оп. 1. Д. 202; «Мистра», 1953: Там же. Д. 205; «Грузинская ССР. Изобразительное искусство», 1951: Там же. Д. 197; «Равенна», 1954: Там же. Д. 208; «Софии храм», 1954: Там же. Д. 209; «Грачаница», 1950: Там же. Д. 195; «Хиос», 1955: Там же. Д. 211; «Панселин», 1953: Там же. Д. 207; «Трабзон», 1955: Там же. Д. 210.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925 ВОЛГОГРАДСКАЯ и Камышинская (1925–1959 Сталинградская и Астраханская; 1959–1989 упразднена). ВОЛОГОДСКАЯ и Великоустюжская (до 1940 г. В. и Тотемская; 1940–1945 упразднена; 1945–1964 В. и Череповецкая; 1993–1994 В. и Тотемская). Викариатства: Вельское (до 1927 г.); Никольское (1922–1933); Няндомское (1930–1931); Тотемское (1921–1922, 1927–1930). ВОРОНЕЖСКАЯ и Липецкая (до 1945 г. В. и Задонская; 1945–1954 В. и Острогожская). Викариатства: Бобровское (1921–1922); Богучарское (1921–1928, 1945–1950); Бутурлиновское (1924–1933); Валуйское (1920–1923); Задонское (1922–1923; с 1996 г.); Новохоперское (1924–1927); Острогожское (до 1926 г.); Россошанское (1928–1930); Уразовское (1925–1928). 1934–1935 Вышегородская. ВЯТСКАЯ и Слободская (до 1921 г. В. и Глазовская; 1921–1937 В. и Слободская; 1937–1942 упразднена; 1942–1994 Кировская и Слободская). Викариатства: Глазовское (до 1929 г.); Елабужское (1922–1925); Котельническое (1924–1933); Малмыжское (1934–1935); Нолинское (1928–1937); Слободское (1918–1920); Уржумское (1919–1931); Яранское (1920–1937). 1929–1937 Глазовско-Вятская. до 1942 г. Донская и Новочеркасская. Викариатства: Аксайское (до 1928 г.); Каменское (ок. 1920 г.– 1933); Усть-Медведицкое (1921–1927). ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ и Верхотурская (1926–1943 Свердловская и Ирбитская; 1944–1947 Свердловская и Челябинская; 1947–1958 Свердловская и Ирбитская; 1958–1993 Свердловская и Курганская). Викариатства: Златоустовское (1931–1938); Ирбитское (1932–1933); Кушвинское (единоверческое, 1923); Нижнетагильское (1923–1928); Шадринское (1923–1930). 1929–1937 Елецкая (1935–1937 Елецкая и Задонская). ИВАНОВСКАЯ и Кинешемская (1929–1933 Иваново-Вознесенская; 1933–1946 И.; 1946–1947 И. и Шуйская). 1927 ИЖЕВСКАЯ и Удмуртская (до 1933 г. И. и Воткинская; 1934–1938 И. и Златоустовская; 1934–1938 И. и Воткинская; 1938–1944 упразднена; с 1944 г. И. и Удмуртская; в 1961–1988 гг. управлялась Казанским преосвященным). Викариатство: Малмыжское (1924–1931). ИРКУТСКАЯ и Ангарская (до 1943 г. И. и Верхоленская; 1943–1994 И. и Читинская).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНТИЛЕСКУ [румын. Vintilescu] Петре (25.09.1887, Кэтэняса, Румыния - 12.06.1974, Бухарест), румын. литургист. Род. в семье священника. Учился в ДС в Куртя-де-Арджеш (1900-1903) и в ДС Бухареста (1903-1907), на богословском фак-те Бухареста (1907-1911); в 1926 г. стал доктором богословия (дис. «Культ и ереси»). Служил священником в селах жудеца Арджеш (1911-1914) и в г. Питешти (1914-1928); одновременно преподавал Закон Божий в средних учебных заведениях г. Питешти (1919-1928) и занимал должности председателя епархиального совета, епархиального ревизора и советника по культуре Арджешской епископии. В 1928-1950 гг. преподаватель кафедры литургики и пастырского богословия на богословском фак-те Бухарестского ун-та. В 1936-1938 гг. заместитель зав. кафедрой церковного права, с 1 дек. 1938 по 8 окт. 1940 г. и с 3 сент. 1946 по 4 дек. 1948 г. декан богословского фак-та. 1 марта 1950 г. по возрасту ушел на пенсию. Служил священником в Бухаресте вплоть до своей кончины, за исключением 1932-1933 гг., когда во время академического отпуска окормлял румын. правосл. приход в Париже. В 1954-1966 гг. был председателем Центральной церковной консистории - высшей судебной инстанции в Румынской Православной Церкви после Св. Синода. В 1948 г. вместе с румын. Патриархом Юстинианом (Мариной) участвовал во Всеправославном совещании в Москве, где способствовал принятию примирительных решений между правосл. автокефальными Церквами, перешедшими на новый стиль и оставшимися верными старому. В.- автор свыше 15 книг и брошюр и более чем 35 статей и исследований, опубликованных в румын. церковной периодике. Он участвовал в переиздании румын. Служебника, сопроводив его историческими, богослужебными и догматическими комментариями, написал неск. работ о совершении Божественной литургии. В работе «Тропарь 3-го часа в эпиклезе» В. проводит историко-литургическое и догматическое исследование проблемы и констатирует, что первоначально этот тропарь не входил в состав анафоры в румын.

http://pravenc.ru/text/158714.html

Автору удалось изучить и очень важное семитомное следственное дело, хранящееся в Архиве Управления ФСБ РФ по Москве и Московской области. Оно посвящено расследованию деятельности организации «Истинное православие» в Подмосковье и Тверской епархии и датируется 1930–1931 гг. По делу проходило 63 человека, в том числе руководители московских, серпуховских, тверских иосифлян. В Архиве Управления ФСБ РФ по Архангельской области и Информационном центре МВД Карелии просматривался фонд личных дел, в основном Соловецкого лагеря особого назначения, являвшегося в 1924–1937 гг. крупнейшим местом заключения православного духовенства. Ценным источником стали два следственных дела по процессам «буевцев» – сторонников епископа Алексия (Буя) 1930 и 1932 гг., недавно рассекреченные и переданные в Центр документации новейшей истории Воронежской области (ф. 9323). Эти объемные дела состоят в общей сложности из 14 томов и позволяют подробно осветить историю иосифлянского движения в его втором по значению центре – Центрально-Черноземной области. В этом же архиве изучались и материалы о деятельности катакомбников в 1940–1950-е гг. В Центральном государственном архиве общественных организаций Украины просматривалось 7 следственных дел украинских «непоминающих» и иосифлян конца 1920-х – 1930-х гг. (ф. 263). Особенный интерес представляло 20-томное дело «Истинно-православной церкви» 1932 г., охватывавшее все основные районы Украины: Донбасс, Подолье, Киевскую, Харьковскую, Одесскую и другие области. А в Центре документации новейшей истории Костромской области изучались в основном материалы послевоенного времени – следственные дела 1940–1950-х гг. катакомбников и священнослужителей Патриаршей Церкви (ф. 3656). Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург) был создан в 1989 г., но уже достиг значительного объема. В нем прорабатывались фонды: специальных анкет, заполнявшихся репрессированными и их родственниками (ф. 1), биографических материалов о подвергавшихся репрессиям (дневников, писем, автобиографий, копий документов следственных дел и т. п.) (ф. 2), неопубликованной мемуаристики (ф. 4) и Р – фонд материалов по истории репрессий религиозных организаций в СССР. Ценность этого архива заключается в большом количестве нарративных источников, собранных в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в книгах М. Польского и епископа Григория (Граббе) опровергались утверждения о ее прогерманской позиции в годы второй мировой войны и подробно освещалась борьба в русском Православии за рубежом во второй половине 1940-х гг. 141 В. И. Алексеев написал работу, содержащую подборку биографий православного епископата в СССР за 1941–1953 гг. 142 Правда, он пользовался только опубликованными источниками, что не могло не сказаться на уровне книги. Антицерковным акциям советских властей в 1950–1960-е гг. были посвящены монографии протоиерея Д. Константинова и А. А. Боголепова 143 . Значимость для Московской Патриархии в свете этих гонений связей с экуменическим движением (являвшихся «важнейшим средством противостояния режиму») подчеркивалась в статье священника М. Аксенова-Меерсона 144 . В целом работы русских эмигрантов чаще всего субъективны, пристрастны и обычно затрагивают ограниченный круг вопросов какого-то конкретного периода времени. Обобщающих, аналитических монографий ими написано не было. На эту роль претендует упоминавшийся трехтомник В. Степанова (Русака). Однако он является не научным исследованием, а страстной и достаточно наивной публицистической книгой, страдающей нарушением хронологии, отсутствием последовательности изложения, обилием фактических ошибок. Зарубежные историки уже в 1950–1970-е гг. высказали ряд гипотез и идей, подтверждение которым сейчас находит в архивном материале автор. Написавший несколько книг У. Флетчер справедливо считал, что изменение государственного религиозного курса наметилось еще в 1939–1941 гг., выделил 1945–1948 гг. как период особенно активного содействия Русской Церкви советским внешнеполитическим акциям. В то же время он датирует начало деятельности Московской Патриархии как «проводника советского империализма» апрелем 1945 г., а не осенью 1943 г.; рассматривает только два основных аспекта задач Русской Церкви на международной арене в «сталинскую эпоху». Не оправдывает себя и выделение в качестве последовательных этапов установление контроля Московской Патриархии над Православными Церквами Восточной Европы и попытки получить гегемонию в других регионах – эти акции осуществлялись фактически одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010