65 Дальневосточный Собор (или съезд) предполагалось созвать для решения вопроса о статусе дальневосточных епархий. Собор не был созван, в начале осени 1922 г. состоялось совещание епископов в г. Никольск-Уссурийске, в котором приняли участие назначенный на временную Харбинскую кафедру архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий, а также епископы Мелетий Забайкальский и Нерчинский и Нестор Камчатский и Петропавловский, на совещании было принято решении об образовании самостоятельной Камчатской епархии и особого викариатства Охотского с посвящением во епископа протоиерея Даниила Шерстенникова. 66 Печ. по: РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 108. Подлинник. Автограф епископа Нестора. Помета: «Принять к сведению». 67 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 233. Л. 115–119. Подлинник. Автограф. Несколько абзацев перечеркнуты адресатом. Так как письмо обсуждалось на заседании Синода, то, вероятно, эти абзацы не подлежали обсуждению. Печать ВРЦУ. Пометы: «К сведению, благословить», «Подложить в дело о признании М[итрополита] Петра», «Доложить в Синоде [подпись митрополита Антония?] 10 Дек[абря] 1925». Опубликовано: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 466–468. 70 1Петр.2:12–14 : «... и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро». 71 Имеется в виду «Живая церковь », неканонически образованная в 1922 г. группа священнослужителей и мирян, не подчинившаяся Св. Патриарху и создавшая свое церковное управление. Живоцерковничество проникло и в Китай. Главным его деятелем в Китае был «митрополит» Петр Смелов, с которым в Харбине успешно боролся архиепископ Мефодий (Герасимов), издавший несколько брошюр против обновленцев (см. Обновленческий раскол. М., 2002. С. 89). 73 После образования в 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

78 Хвалин А. Восстановление монархии в России: Приамурский Земский Собор 1922 г.: (Материалы и документы). М., 1993. С. 93. Цит по: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 62–63. 83 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 193. 90 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 202 об. Опубликовано: История Русской Православной Церкви в XX в. С. 559. 96 См.: Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931)//Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М, 1995. С. 123. 101 1Петр.2:12–14 («...И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»). 102 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 6. Л. 116. Это предложение зачеркнуто, по-видимому как не предназначавшееся к прочтению на заседании Синода. 108 Осенью 1965 г. икона после длительного пребывания в Гонконге была перевезена в США и помещена в нижнем храме в честь преп. Сергия Радонежского Синодального Собора Русской Зарубежной Церкви. Временами на поверхности этой иконы выделяется миро. 113 Цит. по: Там же. С. 142. По свидетельству протоиерея о. Ростислава Гана, в этот период в Харбинской епархии формула поминовения была следующей: «Святейшия Православныя Патриархи, господина Местоблюстителя Всероссийскаго Патриаршаго Престола Высокопреосвященнейшаго Петра, митрополита Крутицкаго, господина Высокопреосвященнейшаго Антония, митрополита Киевскаго и Галицкаго, и господина НАШЕГО Высокопреосвященнейшаго Мефодия, митрополита Харбинскаго и Маньчжурскаго...» (Протоиерей Р. Ган. О единообразии в богослужении//www.runet.dux.ru). 119 Якимова Н. С. Поселок Танехэ – одна из жертв большевиков//Православный Благовест. 1994. 24 (www.derbul.roof.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Видел Я сатану, спадшего с неба, как молния ( Лк.10:18 )», – не так, как если бы он (на самом деле) был на небе; сего отнюдь не обозначает (и то), что говорит: «выше звезд небесных положу престол мой ( Ис.14:13 )»; но видел, – говорит, – сатану от своего величия и от своей власти и господства с неба падающим, как молния. Не с неба спал, потому что и молния, которая происходит из облака, падать с неба не может. Итак, почему сказал: «с неба спал, как молния»? Потому что сатана во мгновение ока повер- —152— жен был пред победоносным крестом. После того, как ничтожные люди были помазаны и получили посольство Пославшего их, и пошли с необычайными знамениями для изгнания болезней, скорбей и других печальных бедствий, присовокупляется, что сатана внезапно, как молния из облака, пал от своей власти. И как молния, исшедшая из своего места, никогда не возвращается обратно, так и сатана упал и никогда не восстанет вновь в своей власти. Поскольку правда попустила змею жалить 1920 в пяту ( Быт.3:15 ), то милосердие посредством креста возвысило пяту, дабы, получивши обратно силу, она преодолевала змея. Сие объясняет следующими (словами), говоря: «и на всю силу вражию ( Лк.10:19 )», которая сокрушена крестом. Далее, говорит: «вот дал вам власть наступать на змей и скорпионов ( Лк.10:19 )», потому что разрушил заблуждение, царствовавшее чрез змея, дабы воцарилась истина Того, Кто дал власть наступать на змей и скорпионов т. е. на царя их. 1921 поскольку он поразил пяту Евы, то попрала его нога Марии. «Благодарю Тебя, Отец небесный (в греческом (тексте) говорит: «благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли»), что утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам ( Лк.10:21 )». Так как мудрые восстают против веры и не принимают (её) в простоте, то она утаена от них. «Никто не знает Отца, кроме Сына ( Мф.11:27 )». Ибо кто знает мысль, как не слово, происходящее из неё? (А Сын) есть Слово, превосходящее всякое разумение, и все движения помыслов, какие возникают, —153— оказываются ниже Его. Если бы познание происходило (только) при помощи зрения и слуха, то необходимо было бы, чтобы всякий, кто однажды видел Господа, знал бы Его. «Если бы, – говорит, – познали, то не возвели бы Его на крест ( 1Кор.2:8 )». И Сам сказал: «Отче, прости им, ибо не знают ( Лк.23:34 )». Также и солнце, и луна, и деревья, 1922 и камни, по-видимому, воздали Ему честь, но не имели о Нём никакого познания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молебствовали три дня. В первый день, кроме специального молебна о дожде, служили водосвятный молебен, на второй день читался акафист пророку Илии, а на третий — Божией Матери. Молящихся собралось много. Город городом, а у каждого еще свежо воспоминание о голодном 1921/1922 годе, когда дело доходило до людоедства. В местном музее еще сохранялся уголок голода, где рядом с образцами хлеба из коры, лебеды, колючки перекати-поле и др., стояли фотографии двух семей, занимавшихся людоедством. Их застали на месте преступления и сфотографировали около их ужасных трофеев — мяса убитых ими жертв. Души людей, как натянутые струны, готовые воспринять малейшее прикосновение к ним, раскрыты навстречу трогательным молитвам, навстречу слову священников. Это настроение передавалось проповедникам, и их проповеди получались особенно сильными. В первый день говорил отец Александр. Все привыкли к тому, как он выходит на амвон, большой, величественный, как-то особенно по-домашнему сложив руки под епитрахилью, словно женщина под фартуком. Внимательно смотрели на народ его большие красивые глаза, а под пышными усами чуть не дрожала знакомая приветливая улыбка. На этот раз улыбки не было. Ударило по сердцу уже одно то, что он стоял строгий, взволнованный. Очень многие ценили его спокойную неторопливую манеру говорить, с законченными, округленными фразами и красивыми оборотами. Однако сейчас, когда он говорил более взволнованно, и слова его действовали сильнее. У молящихся чувствовался особенный подъем. На следующий день, когда молились пророку Илии, была очередь отца Сергия. Разумеется, проповедь была на слова апостола: Илия человек был подобным нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:17-18 ). — Мы молимся пророку Илии, — говорил отец Сергий, потому что в древности он свел своей молитвой дождь на землю. Но мы забываем, что прежде, чем свести дождь, по его молитве заключилось небо и три с половиной года не было дождя. И только когда вразумленные засухой люди покаялись, тогда он помолился о дожде. И нам надо пересмотреть свою жизнь и дать твердое обещание отказаться от замеченных за собой грехов. А то мы молимся: «Даждь дождь…», «Избави нас от всякия скорби». А пророк Илия в это время, может быть, просит: «Господи, прибавь им еще, они не исправились…»

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Помню, – это было после Рождества 1921 года, т.е. в начале 1922 года, шли мы несколько человек с собрания. Один из нас – Володя Чертков – сильно был увлечен идеей создания занятий по знакомству с Православием – и приглашал нас. Меня это тронуло мало и, как сейчас помню, идя Собачьей с Кречетников, я высказался об этом в том духе, что я еще мало разбираюсь в вопросах церковных, что для меня по существу нет разницы между католицизмом, Православием, протестантизмом. В Кречетниковском переулке на Арбате было общежитие студентов – членов Христианского студенческого кружка. Там же и происходили занятия по Евангелию. Кружок согрел благодатью Христова учения, благими примерами радостной христианской жизни, минутами чувствуемой и мною, но он не смог дать мне главного – помочь побороть личный грех , который так удручал. Была борьба, но ее исход был еще смутен. Воля была слаба и немощна, но Господь помог. Начались беседы о.Сергия 20 . Первая беседа была о мире, вторая – о грехе, затем – о рассудительности. Чувствовалось что-то новое, хорошее, на эти беседы тянуло, но они еще не вполне целостно доходили до сознания и сердца. После благословения Батюшки слово о рассудительности подействовало более глубоко, а вопрос о воле Божией уже теоретически был разработан мною в докладе в Студенческом кружке, но у меня было больше головного, чем истинного, серьезного, а, главное, хотя и смутно, оставался неразрешенным вопрос о том, как же практически узнать волю Божию и как ее творить. Путь, указываемый Друммондом, не разрешал вопроса так, как этого требовала душа, хотя ценно у него было указание, что самое достойное в человеке – это желание творить волю Пославшего. Характерно, как Господь Сам ведет неопытных и блуждающих людей к Себе. Вот, что читал я в заключение своего доклада: Человеческая природа по существу своему уклонилась от нормального пути развития, и в мире появилось так называемое зло. Поэтому все мы часто склонны впадать в грех и уклоняться от истины. Св.Писание во многих своих местах предвидит все эти моменты, – так ап.Иаков (гл.1, ст.12) говорит: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Кроме того, в Евангелии от Иоанна, гл.15, говорится: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел», – однако это не должно смущать христианина, так как «сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Язык и стиль писем свт. Амвросия всегда возвышен, хотя в них можно найти шутки, поговорки; как и в письмах его предшественников Цицерона и Плиния, у свт. Амвросия много греческих цитат или отдельных греческих слов. Наше издание воспроизводит текст CSEL. 1915 При составлении примечаний использовалось также издание Biblioteca Ambrosiana (1988 г.), в котором тома писем были подготовлены Г. Бантерле 1916 , В настоящем издании письма занимают два тома, в первую часть включены книги I–VII, 1917 во вторую часть войдут книги VIII–X, собрание Extra collectionem, а также Деяния Аквилеиского собора. И. А. Кулькова Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 1918 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, — спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 1919 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы — это драхма, а искупление души — вера. Итак, вера — это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 1920 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой — это око 1921 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 1922 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души — это также и милосердие. Ведь искупление души человека — его богатство (Притч. 13. 8), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера — благодать, милосердие — искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов — дидрахма, а половина дидрахмы — приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших (Исх. 30. 12–16).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В данной записке, по сути, подводился итог обсуждения членами Политбюро инициативного постановления Оргбюро (Секретариата) от 13 октября 1922 г. В результате проведенного обсуждения Секретариат ЦК РКП (б) отказал Троцкому в просьбе поставить 17 октября 1922 г. вопрос об организации АРК на голосование опросом по телефону членов Политбюро. Этот вопрос по предложению Ленина от 16 октября 1922 г. «для выяснения состава комиссии» был включен в повестку заседания Политбюро на 19 октября 1922 г. Свое предложение Ленин зафиксировал в помете на полученном им экземпляре выписки с постановлением Оргбюро (Секретариата) от 13 октября 1922 г., изготовленной и разосланной 16 октября 1922 г. для обсуждения членам Политбюро. Ленинский экземпляр выписки инициативного документа был первоначально размещен техническими работниками ЦК партии в деле с «подлинным» протоколом 32 заседания Политбюро от 19 октября 1922 г. Однако при сборе автографов вождя, составляющих ныне фонд ленинских подлинников в РГАСПИ, данный экземпляр был заменен на копию. Никаких других экземпляров инициативного постановления Оргбюро (Секретариата) об организации АРК от 13 октября 1922 г., кроме этой копии, в обозначенном деле нет. Вместе с тем, текст инициативного постановления Оргбюро (Секретариата) сохранился в деле с протоколом 62 заседания Секретариата от 13 октября 1922 г.: в тетради самого протокола и в виде отпуска выписки, подготовленной 16 октября 1922 г. для рассылки. В этом деле в качестве подтверждения исполнения решения Оргбюро (Секретариата) также была размещена копия постановления Политбюро от 19 октября 1922 г. Как удалось выяснить, 8 ноября 1922 г. копия постановления Политбюро об организации АРК вместе с материалами самой комиссии рассылалась для сведения членам и кандидатам в члены Политбюро. Данные документы, в частности, были получены в Секретариате Ленина. Однако еще до этой рассылки, 19 октября 1922 г., сразу же после заседания Политбюро, выписки с его решением об организации АРК были отправлены инициатору рассмотрения данного вопроса на Секретариате 13 октября 1922 г. – Бубнову, членам созданной комиссии – Скворцову-Степанову, Красикову, Менжинскому, Смидовичу, Попову и наркому юстиции – Курскому. Причем вместе с постановлением Политбюро от 19 октября 1922 г. в качестве официального приложения к нему направлялась и копия инициативного постановления Оргбюро (Секретариата) от 13 октября 1922 г., правда, с сокращенным вариантом текста. С таким же приложением изготавливались и рассылочные экземпляры протокола 32 заседания Политбюро от 19 октября 1922 г. Об этом, по крайней мере, говорят экземпляры выписок с изучаемыми постановлениями Политбюро и Оргбюро из тематического дела АПРФ и тексты данных постановлений из дела с «хранилищным» протоколом 32 заседания Политбюро от 19 октября 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вульгарно-эротический роман Арцыбашева «Санин». 19 Из критико-литературных статей Белого 1908 года отметим статьи: О Бальмонте, З. Гиппиус («Литературный дневник») и В, Иванове («Realiora»). 20 Эти слова оказались пророческими: Белый умер в Крыму от солнечного удара. 21 Б. Зайцев. Андрей Белый. Воспоминания. Встречи. «Русские записки», июль 1938 года. 22 Из других статей Белого 1909 года отметим: «Шарль Бодлер», «Вейнингер о поле и характере», «Анатэма Л. Андреева». Все они вошли в сборник «Арабески». 23 Иванов-Разумник. Вершины. Александр Блок. Андрей Белый. Изд. «Колос». Петроград, 1923 год. 24 В. Иванов. Родное и вселенское. Статьи 1914–1916 и 1917 гг. Изд. Лемана и Сахарова. Москва, 1918 год. 25 См. Иванов-Разумник. Вершины. Петроград, 1923 26 Она появилась в печати только через пять лет. «Глоссалолия». Поэма о звуке. «Эпоха». Берлин, 1922 год. 27 М. Цветаева. Пленный дух (Моя встреча с Андреем Белым). «Современные записки» 1934 год. 28 Б. Зайцев. Андрей Белый. «Русские записки», июль 1938 года. 29 В. Ходасевич. Три письма Андрея Белого. «Современные записки» 1934 год. 30 Она вышла отдельной книжкой в издательстве «Алконост» (1918 г.) и была включена в собрание стихотворений, изд. Гржебина, Берлин, 1923 год. 31 В. Ходасевич опубликовал его в 55-й книге «Современных записок» 1934 года. 32 Напечатана впервые в журнале «Записки мечтателей» 1921 года. Перепечатана в «Современных записках» 1922 года. 33 Илья Эренбург. Портреты русских поэтов. Изд-во «Аргонавты». Берлин, 1922 год. 34 Переиздания: 1) «Третья симфония. Возврат» («Огоньки», Берлин, 1922), 2) «Серебряный голубь» («Эпоха», Берлин, 1922), 3) «Петербург» («Эпоха», Берлин, 1922), 4) «Котик Летаев» («Эпоха», Берлин, 1922), 5) «На перевале» (изд. Гржебина, Берлин, 1923), 6) «Крещеный китаец» («Современные записки», Париж, 1922), 7) «Стихотворения» (изд. Гржебина, Берлин, 1923). Впервые выходят в свет: 1) «Путевые заметки» (изд. «Геликон», Берлин, 1922), 2) «Звезда» (Госиздат, Москва, 1922), 3) «Стихи о России» (изд. «Эпоха», Берлин, 1922), 4) «После разлуки» (изд. «Эпоха», Берлин, 1922), 5) «Возвращение на родину» (Москва, 1922), 6) «Сирин ученого варварства» («Скифы», Берлин, 1922), 7) «Записки чудака» («Геликон», Берлин, 1922), 8) «Глоссалолия» («Эпоха», Берлин, 1922), 9) «Воспоминания о Блоке» («Эпопея», Берлин, 1923). 35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

По-видимому, двойная дата 6/19 февраля 1922 г., растиражированная в многочисленных публикациях воззвания патриарха от 28 февраля 1922 г., некритически была воспринята исследователями, перечисленными в сноске 57. Напомним, что патриаршее воззвание от 6 февраля 1922 г. уже на следующий день, 7 февраля, было отправлено протоиереем Цветковым в ЦК Помгола, а 9 февраля рассмотрено на заседании Политбюро ЦК РКП(б). И февраля 1922 г., вслед за высшим партийным органом, воззвание патриарха Тихона рассмотрел Президиум ЦК Помгола при ВЦИК. После чего 12 февраля 1922 г. на страницах «Известий ВЦИК» в заметке «О передаче церковных ценностей голодающим» было обнародовано интервью с протоиереем Цветковым, в котором представитель патриарха в ЦК Помгола сообщил о готовящемся воззвании. – Известия ВЦИК. 1922. 12 февр. 34). А 15 февраля 1922 г. в этой же газете в статье «Воззвание патриарха Тихона» содержание послания главы Русской церкви от 6 февраля 1922 г. было передано в пересказе с цитированием нескольких фрагментов текста. – Известия ВЦИК. 1922. 15 февр. 36); ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 4. Д. 31. Л. 138. Исходя из всего вышеперечисленного, воззвание патриарха от 6 февраля 1922 г. никак нельзя датировать 19 февраля 1922 г., несмотря на то, что эта дата приведена в публикациях воззвания патриарха от 28 февраля 1922 г. Нужно отметить также, что в этих публикациях вторая двойная дата не «13/26 февраля» (как в рассматриваемой копии ГПУ), а «10/23 февраля», т. е. не дата номера газеты «Известия ВЦИК», где декрет Президиума ВЦИК впервые был напечатан, а официальная дата, проставленная на постановлении при его публикации. Несомненно, что данное разночтение – еще одно подтверждение изменений, внесенных в текст воззвания от 28 февраля 1922 г. извне, при его размножении и копировании. См.: Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. 98. С. 61–63; Акты Святейшего Тихона... С. 188, 190; Протоиерей В. Цыпин . История Русской Православной Церкви... С. 231–232; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 278–279; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 1920 г. большевики добились международной изоляции Грузинской Демократической Республики. 16 февр. 1921 г. 11-я армия под командованием А. И. Геккера пересекла гос. границу Г. и 25 февр. заняла Тифлис. Г. была провозглашена Советской Социалистической Республикой. На территории Г. были созданы 3 автономных адм. образования. 21 мая 1921 г. была принята декларация о независимости Абхазии, в Конституции ССРГ 1924 г. Абхазия рассматривалась как автономная республика, изначально входившая в состав Г.; с 1931 г.- Абхазская АССР в составе ССРГ. Согласно договору между Советской Россией и Турцией от 16 марта 1921 г., Турция не могла претендовать на Аджарию только в случае, если последняя получит автономию в составе Г. Декретом от 16 июля 1921 г. по религ. принципу была образована Аджарская АССР. В сент. 1921 г. Ревком Юж. Осетии принял постановление об автономии Юж. Осетии. 20 апр. 1922 г. декретом ЦИК и Совнаркома Г. в составе Г. была создана Юго-Осетинская АО. В 1921-1922 гг. в Закавказье происходило объединение хозяйственных, экономических, транспортных и др. структур 3 республик: Азербайджан, Армения и Г. заключили союзный договор. 12 марта 1922 г. была создана Закавказская Федерация (с 13 дек. 1922 - Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)), в к-рую входили Г. (с 12 марта 1922 по 5 дек. 1936), Армения и Азербайджан, что свело к минимуму национальный суверенитет республик. 30 дек. 1922 г. Г. в составе ЗСФСР вошла в Союз ССР. В Г. начались антиправительственные выступления и демонстрации, переросшие в 1921-1924 гг. в неск. крупных восстаний. Летом 1921 г. вспыхнуло восстание в Сванети и Рача-Лечхуми, в 1922 г.- в горных районах Вост. Грузии (Туш-Пшав-Хевсурети). В апр. 1922 г. для подготовки всеобщего восстания был создан Комитет независимости Грузии (Г. Пагава, Н. Карцивадзе, К. Андроникашвили), в к-рый вошли представители социал-демократов, национал-демократов, социалистов-федералистов, эсеров и независимых социал-демократов. Комитет имел связь с находившимся в эмиграции правительством демократической Г., к-рое тщетно пыталось заручиться поддержкой стран Запада, вынужденных считаться с СССР. Восстание неск. раз откладывалось. В связи с арестом руководителей орг-ции (Н. Хомерики, Г. Пагава, В. Джугели) назначенное на 29 авг. 1924 г. восстание началось на день раньше в Чиатуре. Волнения охватили почти всю Г., восстание было подавлено: неск. тыс. человек расстреляно, часть выслана из страны по решению суда. Г. в 20-30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010