Как представляется, первоначально Сидоров входил в подчинение преемнику Дутова полковнику Гербову, пока тот пытался координировать действия нескольких белых отрядов из казаков и алашей на территории Семиречья и в районе русско-китайской границы. Под общим командованием Гербова весной 1921 года было около 3050 сабель. На территории Лепсинского уезда, в районе перевалов Сельке и Чулак действовал крупный и хорошо подготовленный отряд под командованием полковника Белянина, уроженца Уч-Арала, хорошо знавшего эти места. В этом отряде, численностью по различным оценкам от 500 до 1000 человек, в основном были местные киргизы (казахи), под руководством русских офицеров. В свое время еще Дутов возлагал большие надежды на алашский отряд Белянина. Он предполагал двинуть в помощь Белянину Атаманский полк оренбуржцев под командой полковника Е.Д. Савина из Чугучака, совместно выйти к станицам и поднять восстание среди казаков Лепсинского уезда, закрепиться и ждать подхода основных сил Бакича из Чугучака и Дутова из Суйдуна. По разным причинам, Савин не соединился тогда с Беляниным, оставшись в Чугучаке. В долине реки Боротала, ориентируясь на советскую территорию, находился еще один отряд капитана Козлова в 500 сабель. Полковник Белянин во время похода по Семиречью был выкраден чекистами, вместе с несколькими своими офицерами, а его отряд к маю 1921 года разбит и частично ушел в Китай. Сам Белянин погиб в красном плену. В течение всего 1921 года совершали набеги на русскую сторону небольшие отряды есаула Остроухова, Мартемьянова и Аверьянова. Они прощупывали советское приграничье, вели разведку и пытались достать спрятанное во время отхода за кордон полковое имущество и оружие. Решив покончить с остававшимися на территории Синьцзяна белыми частями и сибирскими повстанцами из Народной дивизии, которые прорвались в Тарбагатайский округ с территории РСФСР, советские власти, по договоренности с китайцами, двинули на Чугучак в мае 1921 года, части Красной армии под командованием В.Г. Клементьева. И хотя основным силам генерал-лейтенанта А.С. Бакича удалось тогда уйти на северо-восток, в Алтайский округ, в районе Чугучака в плен красным попало около 1200 белогвардейцев и беженцев, в том числе два бывших комбрига - генерал-майор Ф.Г. Ярушин и полковник П.И. Виноградский. Все они были уведены на советскую территорию, и, дальнейшая судьба их неизвестна, но вероятно, многие были расстреляны. По всей видимости, среди этих несчастных было немало семиреченских казаков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/16/...

Святитель Гермоген был образованным, «книжным» человеком. Его литературные произведения созданы в русле риторико-панегирической традиции XVI века. Письменные труды святителя Гермогена отражают историческое своеобразие того времени, дают представление о деятельности самого первосвятителя, а также характеризуют его как писателя. Его творения свидетельствуют о нём как о человеке с глубоким религиозным чувством, хорошо знающем Священное Писание, церковную и гражданскую историю, агиографическую литературу, церковный Устав. Восьмидесятилетний старец-патриарх проповедовал в Успенском соборе Кремля, обращался в грамотах к правителям государства, архиереям и ко всему русскому народу. Духовное наследие святителя Гермогена свидетельствует о его трудах на благо Православной Руси. Прославление патриарха Гермогена в лике святых, совершившееся в 1913 году, даёт основание рассматривать его труды как святоотеческие творения. К святителю Гермогену с полным основанием можно отнести слова Псалмопевца: «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» ( Пс.36:30 ). Голод 1921–1922 годов в Саратовском Поволжье и зарождение обновленческого раскола Священник Кирилл Краснощёков, кандидат богословия В немногочисленной литературе, посвящённой обновленческому расколу, региональные аспекты проблемы до сих пор остаются практически неисследованными, что отчасти объясняется скудностью источниковой базы: утратой епархиальных архивов этого периода, как это произошло в Саратовской епархии, и фрагментарностью фондов архивов государственных. Между тем Саратовская губерния может быть названа едва ли не родиной раскола, во всяком случае, голод, разразившийся на её территории в 1921–22 годах, сыграл в его оформлении решающую роль. Осенью 1921 года Россию поразил неурожай. «В этом году урожай зерновых обещает быть ниже среднего уровня десяти последних лет», – такими словами 2 июля 1921 года в газете «Правда» в первый раз, на последней полосе, в коротенькой заметке было упомянуто об обострении проблемы продовольствия на фронте земледелия. А 12 июля в обращении Президиума ВЦИК «Ко всем гражданам РСФСР», подписанным председателем ВЦИК М. Калининым, признавалось, что «во многих районах засуха этого года уничтожила посевы» 273 . Следом Центральный Комитет РКП(б) принял обращение «Задачи партии в борьбе с голодом», появившееся в «Правде» 21 июля. «Бедствие, – объяснялось в обращении, – является результатом не только засухи этого года. Оно подготовлено и обусловлено прошлой историей, отсталостью нашего сельского хозяйства, неорганизованностью, низким уровнем сельскохозяйственных знаний, низкой техникой, отсталыми формами севооборота. Оно усилено результатами войны и блокады, не прекращающейся борьбой против нас помещиков, капиталистов и их слуг; оно и сейчас усугубляется выполнителями воли организаций, враждебных Советской России и всему её трудящемуся населению» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Народного Образования, б) Юстиции, в) Земледелия, г) Рабоче-Крестьянской Инспекции, д) Отдела Управления, е) Н. К. Продовольствия. Примечание. Отдельным комиссариатам предоставляется право распространить на подведомственные им учреждения в целом или частично ограничения п. 2. 4) Во всех тех случаях, когда предоставление до издания настоящего постановления служителям религиозного культа должности нарушает настоящее постановление, руководители учреждения обязаны в 2-хнедельный срок принять меры к приведению работы указанных лиц в соответствия с настоящим постановлением. (21/I – 1921 г. «Изв. ВЦИК> 2/II – 1921 г., 22). 10) Относительно совместимости труда не в виде промысла служителей культа, но состоящих в материальной зависимости от культовых организаций со службой в государственных учреждениях Отдел Культов и Обще-Консультационный сообщает: Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях (С. У. 1922 г. 1, ст. 8) не отменяется декрет СНК от 13/I – 21 г. «о порядке предоставления работы служителям религиозных культов» (С. У. 1921 г. 8, ст. 56). А так как согласно данному декрету Управления учета и распределения рабочей силы (в настоящее время Биржи Труда) могут посылать на работу лиц, находящихся в материальной или служебной зависимости от организаций религиозного культа во все учреждения РСФСР исключая Народного Образования, Юстиции, Земледелия, Рабкрина, Отдела Управления НКВД и Наркомпрода, то Обще-Консультационный II/отдел НКЮ не видит препятствий для совместительства культового служения со службою в государственных учреждениях и предприятиях в пределах, установленных вышеупомянутым декретом СНК от 13/1–21 г. (28/Ш, 175; ОКО 3/IV – 23, 322/3). 11) Циркуляр Наркомтруда от 1923 года. Во исполнение постановления СНК от 21 декабря 1922 г, (Собр. Узакон. 1923 г., 1) Наркомтруд объявляет, что совместительством в смысле временных правил о службе в государственных учреждениях и предприятиях не считается: 1) Работа педагогическая, научно-техническая в специальных научно-технических советах и по отдельным заданиям, культурно-просветительная, лекционная, литературная (сотрудничество, редакторство и т. п.), артистичсская и медицинская (практика).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Мелетий Метаксакис (1871–1935) – митрополит Кипрской Церкви (1910– 1916); Архиепископ Афинский и всея Эллады (1918–1920); Вселенский Патриарх (1921–1923); Папа и Патриарх Александрийский (1926– 1935). Активная церковно-политическая деятельность Мелетия началась в 1918 году, когда при поддержке своего родственника Елефтериоса Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, он стал Архиепископом Афинским и всея Эллады. В ноябре 1921 Венизелос был смещён с поста премьер-министра Греции, а в декабре 1921 года Священный Синод Элладской Церкви низложил Мелетия Метаксакиса за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года Мелетий был возведен на Константинопольский престол, а затем под сильным политическим давлением постановление о его низложении было отозвано. Это избрание было обусловлено влиянием Венизелоса и активной поддержкой Мелетия протестантскими епископами в Англии и Америке, т.е. выстраивалась политическая конструкция, полезная и для международных, и для греческих национальных интересов. Все архиереи Константинопольского Патриархата, не согласные с этим избранием, были отстранены и заменены другими. С момента избрания Мелетия Константинопольским Патриархом начинается совершенно новая глава в истории Православной Церкви. Мелетий провел ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия: признание действительности англиканского рукоположения, изменение календаря Православной Церкви, рассмотрение вопросов о фиксированном дне празднования Пасхи, вступлении в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачии священников, ослаблении постов и т.д. Как Вселенский Патриарх, Мелетий осуществлял попытки пересмотра взаимоотношений между Поместными Православными Церквами на основании вопроса о статусе их диаспор. Он пытался расширить толкование 28 правила IV Вселенского Собора, считая, что все церкви в странах «варварских» (т.е неправославных) принадлежат юрисдикции Патриарха Константинопольского. Решения Константинопольского синода 1922 г. и так называемого Всеправославного конгресса 1923 г. привели к резкому осложнению взаимоотношений в православном мире. В сентябре 1923 года при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа патриарх Мелетий отрекся от патриаршего престола и покинул Стамбул (с 1926 по 1935 гг. занимал кафедру патриарха Александрийского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

М.И. Вострышев Постановили: обобрать и расстрелять. 1922 год Сын мелкого шляхтича, председатель внесудебной Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф. Э. Дзержинский любил обмениваться приятельскими посланиями с сыном латышского батрака, коллегой по «боевому органу партии будущего» М. Я. Лацисом. Во всех областях жизни они искали и находили контрреволюцию и гадали о том, как бы ее побыстрее истребить. 20 ноября/3 декабря 1921 года Феликс Эдмундович попросил «дорогого товарища Лациса» срочно написать доклад для Ленина, отметив в нем, что с Церковью правительство не должно поддерживать никаких отношений, «лавировать может только ВЧК для единственной цели – разложения попов». Советские государственные мужи очень хотели, но побаивались объявить религии открытую войну. На это могли пойти римские императоры, чувствуя поддержку в гонениях на христиан со стороны языческого римского народа. В России же православные составляли большинство населения страны, и нужен был предлог, чтобы уничтожить духовенство, не вызывая при этом возмущения народа. 20 декабря 1921 года/2 января 1922 года появился декрет об изъятии музейного имущества. И тотчас в газетах появились по приказу правительства воззвания, в которых «представители голодающих» просили Советскую власть принять меры, чтобы излишнее церковное имущество пошло на борьбу с голодом. 17/30 января в секретном послании уполномоченный СНК «по учету и сосредоточению церковных ценностей» Л. Д. Троцкий рапортовал председателю СНК Ленину: «Изъятие ценностей из этих учреждений 40 является особой задачей, которая ныне подготавливается политически со всех сторон». В феврале – марте все тот же «уполномоченный» неоднократно берется за перо, чтобы предложить все более жестокие меры против православия и наводнить государство советскими служащими – доносчиками «по вопросу Церкви и расколу среди духовенства». Пока «революционные мечтатели» разрабатывали кампанию по уничтожению Церкви, патриарх Тихон в очередной раз обратился с воззванием о помощи голодающим (24 января/6 февраля 1922 года):

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Коммунистическое покорение Кавказа 17 марта 1920 года Ленин принял решение о вторжении в Азербайджан и Грузию. Для его реализации было создано Кавказское бюро РКП(б) во главе с Орджоникидзе. И 27 апреля в Азербайджан вошла Красная армия. В республике был установлен страшный режим красного террора, осуществляемый Кировым. Скажем, 25 мая против большевиков восстал город Елизаветполь; при подавлении восстания убито почти все население этого сорокатысячного города. А тем временем проведен обманный маневр. 7 мая 1920 года коммунисты во главе с Лениным признали независимость Грузии и обязались не вмешиваться во внутренние дела этой республики. В июне советская Россия признала независимость Армении. Но уже 27 ноября того же года Ленин и Сталин отдали распоряжение о вводе Красной армии в Армению. А 2 января 1921 года Орджоникидзе и Киров обратились к Ленину и Сталину с секретной запиской, в которой признавалось: «Без нашей помощи советизация Грузии не произойдет». Сталин поддержал обратившихся товарищей, и 14 февраля 1921 года Ленин принял решение о военном вторжении в Грузию. 16 февраля 11-я Красная армия и кавалерия 13-й армии под командованием Буденного перешли грузинскую границу… 25 августа в Тифлисе провозглашена советская власть… Создание СССР В октябре 1922 года пленум ЦК РКП(б) по предложению Ленина принял решение о «заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских республик, с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза». Это положение вошло в Декларацию о создании СССР от 30 декабря 1922 года, которую принял I съезд Советов СССР. Ленинское положение о свободном выходе из СССР вошло во все Конституции СССР. Декларация 30 декабря 1922 года объявила, что создание СССР является лишь «шагом на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Республику». Отсюда и герб СССР с изображением серпа и молота на фоне всего земного шара, а пятиконечная звезда символизировала предстоящее установление советской власти  на пяти континентах. Отсюда и то, что в названии страны не было ничего, говорящего о ее многовековой истории и культуре. Государство с таким названием могло существовать где угодно, хоть в Африке.

http://radonezh.ru/analytics/bolsheviki-...

Репрессии против инакомыслящих и " классово чуждых " продолжались и в более поздний период, когда обстановка на полуострове стала понемногу возвращаться в мирное русло. В 1922-1923 г.г. по личному распоряжению Ленина за пределы Советской России чекистами были высланы ведущие представители интеллектуальной элиты - писатели, философы, экономисты, ученые. В результате проведения этой кампании из Крыма за границу был выдворен выдающийся русский мыслитель, профессор Таврического университета, Сергей Николаевич Булгаков. 17 (30) декабря 1922 г. ученый покинул страну. Аналогичная участь постигла профессора Московского университета востоковедения, Александра Львовича Байкова. Блестящий знаток международного права, ученый трудился на кафедре Таврического (впоследствии Крымского) университета с ноября 1918 по февраль 1921 г., с октября 1921 г. - заведовал архивом Красной Армии и флота. Арестованный за " антисоветскую деятельность " , в августе 1922 г. профессор был выслан за пределы РСФСР. С уверенностью можно сказать, что выброшенным из страны мыслителям и ученым еще здорово повезло, ибо в противном случае их бы неизбежно приговорили к расстрелу. Наглядным подтверждением этому служит следующее изречение Льва Троцкого: " Те элементы, которые мы высылаем и будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они - потенциальное оружие в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений, а они, несмотря на все наше миролюбие, не исключены - все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политическими агентами врага. И мы вынуждены будем расстрелять их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас в спокойный период выслать их заблаговременно... " Но и оставшаяся часть интеллигенции (которая в большинстве своем приспособилась к новым условиям), находилась под постоянным контролем, который с течением времени только усиливался. Любые проявления независимой мысли жестоко карались. Так, в мае 1926 г. в Симферополе по обвинению в " антигосударственном заговоре " была арестована группа учащихся в количестве 9 человек. Поводом для ареста по столь серьезному обвинению послужило то, что эти молодые люди заключили между собой " Союз мыслящей молодежи " , члены которого должны были регулярно повышать свой образовательный уровень, так как, по их мнению, только высокообразованный человек может находится на верхней ступени общественной лестницы.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/17/...

Большинство приходов России дало согласие на вхождение в новую церковную орг-цию. На 3-м заседании Епископского совета 23 нояб. 1922 г. Мейер сообщил, что в Московском консисториальном округе к новой церковной орг-ции присоединилось 39 приходов. Не приняли «Временные постановления...» общины Поволжья (за исключением одного прихода), а также общины Украины, Сибири (они не вошли в состав церкви и после принятия Устава 1924 г.), а также Владивостока. Поволжские приходы присоединились к лютеран. церкви России только в 1923-1924 гг. Еп. Теофиль Мейер. Фотография. 20-е гг. XX в. Еп. Теофиль Мейер. Фотография. 20-е гг. XX в. Епископский совет не мог выполнять функции управления лютеран. церковью, т. к. по «Временным постановлениям...» он не являлся постоянным руководящим органом, а был скорее исполняющей структурой и высшим пленарным собранием. В его заседаниях принимали участие главы ненемецких национальных округов, носившие титулы епископов, а не генеральных суперинтендантов, а также президент Высшего церковного совета латыш. общин И. Грюнберг и президенты Высшего церковного совета эст. общин А. Юргенсон и О. Пальза. Заседания Епископского совета происходили не чаще раза в год (нояб. 1921, июнь 1922, май 1923). Внеочередное заседание 22 февр. 1924 г. подготовило созыв Генерального синода Евангелическо-лютеранской церкви в России, к-рое состоялось летом того же года. На заседании 1921 г. была признана необходимость подготовки новых пасторов и утверждена новая инструкция для проповедников и их заместителей. На заседании Епископского совета в июне 1922 г. Высшим церковным советам разрешили вводить в должность проповедников, не имевших классического теологического образования, но необходимых общинам, оставшимся без пасторов; приняли новое летосчисление, введенное янв. 1918 г. декретом СНК. Епископский совет оставил за верховными главами Московского и Петроградского высших церковных советов звание «генеральный суперинтендант», а главы др. национальных высших советов сохранили звания епископов. Вновь созданная церковная структура не была официально признана гос. властями, т. к. после декрета «Об отделении церкви от государства...» лишилась статуса юридического лица и формально не могла быть зарегистрирована. В 1923 г. Генеральный суперинтендант Московского высшего церковного совета Т. Мейер по просьбе нем. посольства принял участие в 1-м Всемирном лютеран. конгрессе, проходившем с 19 по 24 авг. 1923 г. в Айзенахе.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Новый парламент, председателем к-рого был избран Э. де Валера, одобрил декларацию о независимости самопровозглашенной Ирландской республики (21 янв. 1919). Парламент придал офиц. статус военизированной орг-ции «Ирландские волонтеры», после чего она стала называться Ирландской республиканской армией (ИРА). Партизанская борьба, к-рую вела ИРА против брит. сил на острове, и последовавшая за ней эскалация насилия привели к началу войны за независимость И. (1919–1921). 11 июля 1921 г. ИРА подписала соглашение о перемирии с Великобританией, а 6 дек. 1921 г. представителями Ирландской республики и брит. правительства был подписан договор о выходе И. из состава Соединенного Королевства и о предоставлении ей статуса доминиона. Согласно договору, Юж. и Центр. Ирландия (26 графств) получила наименование Ирландское Свободное гос-во, в то время как сев.-вост. часть страны, условно называемая Ольстер, хотя и не совпадавшая с историческими границами провинции, осталась в составе Великобритании. Помимо определения статуса Ирландского Свободного гос-ва и Сев. Ирландии в договор 1921 г. был включен пункт, согласно к-рому документ имел приоритет над любым законом Ирландского Свободного гос-ва, став т. о. основой для Конституции И., принятой в 1922 г. В Ирландском Свободном гос-ве был создан 2-палатный парламент (Oireachtas), состоявший из нижней палаты — Дойла (D á il É ireann) и верхней палаты — Сената (Seanad É ireann). Формально парламент подчинялся монарху Великобритании, члены парламента должны были присягать ему на верность. При ратификации англо-ирл. договора нижней палатой произошел раскол партии «Шин Фейн» на сторонников договора и Ирландского Свободного гос-ва (т. н. фристейтеров) и республиканцев, выступавших за продолжение борьбы до обретения полной независимости. Наибольшие возражения со стороны республиканцев вызывали сохранение земельных платежей в пользу англ. казны, представительство в парламенте И. англ. власти и окончательное отделение Ольстера. Последнее означало не только потерю района с самым высоким уровнем развития промышленности, но и наличие постоянного плацдарма для сил Великобритании на острове.

http://sedmitza.ru/text/2560398.html

— Где же внутренняя жизнь Ленина? — Политик на грани потери себя, его деятельность свернута. Он сосредоточен на партии, подполье, на полицейских разгонах. Перепутье с риском потерять себя — и ему нужен выход из ситуации. Здесь его встреча с Гегелем. Тезисно: зачем Гегель правоверному марксисту, который считает, что впитал уже все главное в Марксе, — чего ему не хватало? И что принесло чтение Гегеля? Воплощение проекта. Ленинское воплощение можно начинать 1916 годом. Концепция русско-всемирного начала революции уже прописывается им на полях контекста Гегеля и «Империализма» в 1916 году. С этой точки зрения можно идти к 1917 году и к тому, что будет потом. Почему Ленин 1917 года оказался на этот раз подготовлен к развитию событий? И как ход событий раскрывает его подготовленность после Октября? Не обходя худших его моментов — разгона Учредительного собрания, например. Тема ленинского воплощения доходит до осени 1921 года. Осень 1921 года — кульминация его мысли, но тут и Кронштадт, и уже начался уход. В сущности, уход начинается еще до нэпа, в сентябре 1920 года. Четкой хронологической грани нет, и так до самого конца. — А нэп? — Я не излагаю биографию и не стану сейчас излагать тему нэпа. У меня свой вопрос: отчего Ленин столько сопротивлялся этой идее? А ведь он долго сопротивлялся. Это как раз тот случай, где политика заплатит страшную цену за опоздание упрямившейся мысли. Ленин к тому времени уже почти весь заглотан военным коммунизмом. В нем появилось доктринальное, «плехановское» сопротивление новизне. В это сопротивление заложена догадка о масштабах предстоящего поворота. Нэп ведь в конечном счете перевернет его представление о социализме, о мире, о партии и обо всем. Тезисно: Ленин преднэповский, а внутри него — три шага внутри нэпа. Первый — весной 1921-го с продналогом, затем на Третьем конгрессе Коминтерна, наконец — осенью 1921-го. Ленин отступает, всякий раз пугаясь последствий своего шага. Потому придет 1922-й — очень нехороший для Ленина год. Мое рассуждение лишь схема попытки реконструировать ленинский внутренний мир. В той мере, в какой он присутствует в его мозговой деятельности и политических шагах. Но все-таки он остается его внутренним миром, где у Ленина всегда есть скрытый личный запасник. И от этого скрытого Ленина я не хочу уходить.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010