Вряд ли сегодня можно с уверенностью назвать того, кто первым публично высказался за изъятие ценностей из действующих культовых зданий. Но еще в ноябре-декабре 1921 года об этом как о возможном шаге говорили верующие, духовенство и отдельные епископы из голодающих районов, а поддерживали их крестьяне, рабочие и красноармейцы в относительно благополучных районах. Откликаясь на подобного рода настроения, 9 декабря 1921 года ВЦИК специальным постановлением разрешил «религиозным управлениям и отдельным религиозным обществам верующих» производить денежные и продовольственные сборы в пользу голодающих. Специальные инструкции, совместно выработанные представителями органов власти и религиозных организаций, предусматривали возможность пожертвовать предметы культа, находившиеся в пользовании общин. В начале зимы 1922 года в ряде районов страны верующие по собственной инициативе добровольно передавали на нужды голодающих отдельные предметы из церковного имущества. К этому их побуждали в своих устных и печатных обращениях руководители религиозных центров и организаций. Патриарх Тихон в послании от 6 февраля 1922 года, кстати, одобренном и распространенном с ведома политбюро, информируя паству о достигнутом компромиссе между властью и церковью в борьбе с голодом, призвал жертвовать не только продукты, но и церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. И все же идея изъятия ценностей из действующих храмов обрела организационную и материальную основу, а тем самым возможность воплощения в жизнь, во многом, если не в определяющей степени, благодаря усилиям Троцкого. Еще в конце 1921 года он считал, что без изъятия не обойтись, и в письмах Ленину говорил об этом как о задаче, к которой еще требуется подготовиться «политически с разных сторон», и поэтому не настаивал на ее немедленном осуществлении. К началу же февраля 1922 года, по его разумению, время «пришло». По его указанию в короткие сроки Президиум ВЦИКа готовит, принимает, а 26 февраля публикует постановление (декрет), которое обязывало местные органы власти в месячный срок «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, платины, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Подробнее к этим документам мы вернемся чуть позже, а сейчас обратимся к следующему вопросу. В упомянутом постановлении по поводу юрисдикционной принадлежности западноевропейских приходов, подчинявшихся митрополиту Евлогию, собрание их представителей определило совокупность этих приходов как «епархию». Это самоопределение немаловажно, ибо только оно позволяет применять к западноевропейским приходам Определение Всероссийского Церковного Собора об епархиальном управлении. В связи с этим полезно подробнее остановиться на этом утверждении собрания 1927 года о существовании епархии «Западно-Европейских православных русских церквей». В обоснование такого самоопределения в упомянутой «Объяснительной записке» дается общая ссылка на постановления Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, а также на акты Местоблюстителей Патриаршего престола. Очевидно, речь идет прежде всего об указах Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 26 марта (8 апреля) 1921 года и 22 апреля (5 мая) 1922 года ­­- это единственные нам известные и исходящие от Высшей церковной власти  учредительные акты по отношению к Западноевропейскому церковному округу. Сам митрополит Евлогий, а также докладчик граф Коковцов перед Административной комиссией Епархиального собрания эксплицитно ссылаются только на указ 1922 года. Согласно этому указу за митрополитом Евлогием сохраняется «временное управление русскими заграничными приходами» . Более ранний, собственно учредительный, указ 1921 года гласил «считать русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства» . При этом в справке к указу 1921 года цитировался указ Высшего Русского Церковного Управления за границей 1920 года (возможно именно поэтому, в контексте конфликта с Карловацким синодом, указ 1921 года не упоминается на Епархиальном собрании 1927 года), согласно которому управление упомянутыми приходами поручалось митрополиту Евлогию «на правах епархиального архиерея».

http://bogoslov.ru/article/288318

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Активное вмешательство советской власти в религиозную жизнь населения Витебской губернии началось осенью 1921 г., когда распоряжением Витебского губернского исполкома на отдел юстиции были возложены вопросы практической реализации декрета «Об отделении Церкви от государства» . С 30 августа 1921 г. в Витебской губернии активно действовала губернская комиссия помощи голодающим (Витгубкомпомгол), которую возглавлял председатель исполнительного комитета Витебского губернского совета С. Н. Крылов. Первоначально сбор пожертвований был добровольным: проводились трехдневник, затем недельник и двухнедельник помощи голодающим, а с 1 января 1922 г. стал реализовываться принцип «десять сытых на одного голодающего». Однако агитационная работа не принесла ощутимых результатов, и для крестьян, торговцев, кустарей и ремесленников был введен специальный налог: дополнительно 5% от установленного государством продналога. Это должно было дать не менее 200 тыс. пудов продовольствия, но по ряду причин план остался не выполненным . Возникла необходимость в поиске других путей выполнения плана. Одним из них стало изъятие ценностей у религиозных общин. Зимой 1922 г., как видно из материалов работы пленума Витгубкомпомгола , председатель комиссии Крылов вступил в личные переговоры с архиепископом Полоцким и Витебским Иннокентием (Ястребовым) по поводу организации сборов в пользу голодающих через приходы Полоцко-Витебской епархии. Затем было составлено официальное письмо Витгубкомпомгола с этой просьбой в адрес епархии, архиепископ Иннокентий направил в приходы распоряжения о сборе пожертвований в пользу голодающих , при витебском кафедральном Николаевском соборе была сформирована специальная комиссия для организации этой работы . 11 февраля 1922 г. было опубликовано воззвание архиепископа Иннокентия к православным христианам, где он призывал не оставаться безучастными к горькой участи своих братьев по вере, по крови и по Отечеству, предлагал приносить посильные пожертвования деньгами, зерном, мукой, холстом соборному совету витебского кафедрального собора, откуда все собранное планировалось передавать голодающим . 15 февраля Витгубкомпомгол разослал уездным исполкомам Витебской губернии циркулярную телеграмму, в которой предписывал оказывать всемерное содействие местному духовенству в оказании помощи голодающим, причем особо оговаривался механизм сбора пожертвований: через местное духовенство в адрес архиепископа Иннокентия, затем – по указанию Витгубкомпомгола . Епархиальная комиссия по сбору пожертвований при витебском кафедральном Николаевском соборе предлагала конкретные формы помощи голодающим: на собранные в церковных приходах деньги должен был приобретаться хлеб .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

Понтификат Пия XI (1922-1939) Е. Гергей. История папства На конклаве, закончившемся 6 февраля 1922 года, победителем вышел кардинал Акилле Ратти, который, будучи архиепископом Милана, поддерживал там прямую связь с местной фашистской группой, возглавляемой самим Бенито Муссолини. Политическое прошлое нового папы, принявшего имя Пия XI, позволяло предвидеть, в каком направлении будут развиваться события на новом этапе истории папства, занявшем почти два десятилетия: осуществление еще более, чем прежде, ретроградного обновления. Акилле Ратти был дворянского происхождения, но вырос в мелкобуржуазной семье. Большую часть своей жизни он провел, занимаясь науками в тиши миланской Амброзианской библиотеки. (В библиотеке он работал с 1888 года, а в 1907 году стал ее префектом.) Однако привлек он к себе внимание не научными успехами, а как альпинист. В 1911 году его назначили заместителем префекта Ватиканской библиотеки, а в 1914 году - ее префектом. Когда Ратти был уже шестьдесят один год, его вызвал папа, пригласив из тишины библиотеки на дипломатическую службу. (Согласно меткому замечанию Бенедикта XV, Ратти из ученого, занимавшегося дипломатией, стал дипломатом-ученым.) В апреле 1918 года его назначили апостолическим визитатором Польши и ее приграничных территорий (Прибалтики); Его деятельность была не безуспешной, ибо в июне 1919 года Польша принимала его уже в качестве нунция. (В это время он стал титулованным архиепископом.) Во время конфликта, возникшего вокруг Силезии, варшавский нунций оказался недостаточно тактичным, вмешался в дела, и в 1921 году папа был вынужден его отозвать. В виде компенсации папа в июне 1921 года назначил его архиепископом Милана и возвел в сан кардинала. Конклав 1922 года, затянувшийся и бурный, посчитал избрание кардинала Ратти компромиссом - ведь он не принадлежал ни к одной партии курии. Преемственность правительственного курса новый папа обеспечил тем, что назначил своим государственным секретарем Пьетро Гаспарри. Однако вскоре выяснилось, что в бывшем папском библиотекаре дремала огромная энергия. В достижении своих целей он был последовательным и решительным, наряду с ученым доктринерством для него была характерна упрямая непримиримость. Сразу же после своего избрания Пий XI появился на внешней лоджии собора Святого Петра и впервые с 1870 года оттуда провозгласил благословение «Urbi et orbi». Своим символичным выходом из «заточения» он дал понять, что намерен урегулировать «римский вопрос».

http://sedmitza.ru/lib/text/441701/

Предложение о. Ректора встретило общее сочувствие. Присутствующие засвидетельствовали крайнюю необходимость иметь церковным людям определенный ответ на те вопросы, которые соприкасаются с естественными науками. Теперь же даже духовенство в провинции часто совершенно теряется и не знает, как ответить антирелигиозным пропагандистам. Необходимо привлечь к просветительской работе профессоров университета – специалистов по естествознанию. Их лекции и брошюры будут свободны от упреков в конфессионализме и произведут надлежащее впечатление. Совет постановил предложение о. Ректора одобрить, а подробную разработку его и осуществление поручить Президиуму 334 . С 1 июня 1921 года отказался от должности и. о. секретаря А. П. Виноградов и его обязанности возложили на проректора. Помощником библиотекаря с 7 февраля 1922 года была назначена П. Д. Новицкая. 15 сентября 1921 года Богословский институт понес большую утрату. После непродолжительной болезни скончался профессор по истории и разбору западных исповеданий И. П. Соколов. Совет института постановил выделить на его погребение 253 тыс. руб. и на приобретение его библиотеки 1 млн. рублей 335 . 25(12) октября в 40-й день по кончине И. П. Соколова была совершена заупокойная литургия с панихидой в Свято-Духовской церкви при участии студентов и Братства Александро-Невской лавры. 30(17) октября в воскресенье в 3½ часа дня Владыка Митрополит в институте совершил панихиду с семью священнослужителями, а после нее состоялось заседание, посвященное памяти И. П. Соколова. Читали доклады Д. И. Абрамович , Д. П. Миртов , протоиерей Н. В. Чепурин и В. В. Грабовская 336 . В течение учебного года было девять заседаний Совета. На них, кроме текущих вопросов, были разработаны правила поступления в институт, о вольнослушателях, о письменных работах на курсах, о научных и практических занятиях для окончивших Богословский институт, о присуждении 1-й ученой степени кандидата богословия. За отчетное время было проведено одиннадцать собраний Правления, посвященных, главным образом, экономическому благоустройству института. В конце февраля 1922 года денежные суммы, приходно-расходные книги и документы были проверены Епархиальным Ревизионным Комитетом за время с 1 июня 1921 года и признаны в порядке. Смета по содержанию института и училища представлялась на рассмотрение и одобрение Общества Православных приходов Петрограда и губернии через Правление последнего. Единственным источником содержания института, как и раньше, являлся церковный сбор, производимый четыре раза в год. Благодаря чрезвычайной экономии Правления собранных средств было достаточно для поддержания института, его отопления и освещения. Что касается вознаграждения служащих лиц, то оно было весьма скромное и едва покрывало их расходы на проезд в институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1917 году праздновалось 10-летие Московского Археологического института. В этом же году Успенский защитил докторскую диссертацию «Царские иконописцы и живописцы XVII века» на получение звания  магистра богословия в Казанской духовной Академии. В 1918 году получил степень доктора теории и истории искусства в Казанском университете. В 1922 году Московский Археологический институт вошел в состав факультета общественных наук МГУ. Успенский был отстранен от своего «детища». Этот год стал для него поворотным. Ученый, посвятивший жизнь изучению и  сохранению  памятников «русской старины», не мог равнодушно отнестись к   постановлению большевиков от 23 февраля 1922 года о насильственном изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом и был одним из тех, кто указал патриарху на необходимость издать патриаршее послание об отношении Церкви к этому декрету ВЦИК 43 . В воззвании патриарха Тихона к духовенству и верующим   от 28 февраля 1922 года указывалось, что с 1921 года действует Всероссийский Церковный комитет по сбору денежных пожертвований  в помощь голодающим, с 19 февраля 1922 года разрешено жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющих богослужебного употребления», однако в новом   постановлении ВЦИК узаконивалась процедура изъятия из храмов всех драгоценных церковных вещей, в том числе священных сосудов и богослужебных предметов. «С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства» – оповещал священников и мирян Патриарх 44 . Успенский принял деятельное участие в распространении  этого воззвания, что не могло пройти бесследно. Он попал в список «активной антисоветской интеллигенции (профессуры) г. Москвы», тех, кого надлежало выслать из страны, как инакомыслящих. Его обвиняли в том, что он «сорганизовал группу монархической профессуры. Имеет тесную связь с патриархом Тихоном и с окружающими Тихона церковниками. На квартире Успенского происходят нелегальные собрания церковников. В реввоентрибунале Западного фронта имеется дело об Успенском в связи с противодействием изъятию церковных ценностей. Выслать за границу» 45 . На момент  составления списка  Успенский находился в тюремном заключении, так как в рамках подготовки к изоляции патриарха Тихона (его арест состоялся 15 августа 1922 года) ГПУ 21–22 июля арестовало группу преподавателей и студентов Московского археологического института 46 . Успенскому удалось избежать приговора. Видимо, многочисленные ученики и друзья не оставили в его беде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Летом 1922 года оправившиеся от первых страхов большевики начали систематическое наступление на американцев, постепенно вытесняя их из России. Началось с систематической травли в печати. В местных газетах постоянно появлялись возмущенные заметки о том, как американцы кормят нетрудовые элементы. Или вдруг профсоюзы начинали заступаться за служащих АРА (не только без их ведома, но игнорируя их прямые протесты – работой у американцев все без исключения дорожили), нанятых на местах, которые работают больше, чем позволяет профсоюз. Словом, несмотря на огромную помощь и очевидную всем пользу от деятельности АРА, вокруг миссии начинает сгущаться атмосфера недоброжелательности. Тогда же началось наступление и на контакты АРА с Патриархом Тихоном. 24 июня 1922 года К. Ландер, официальный представитель советского правительства при АРА, направил письмо на имя К. Берланда, руководителя отдела распределения помощи АРА (кстати, его именем были подписаны многие извещения на имя Патриарха), где сказано: «Я сожалею о необходимости сообщить Вам, что я не могу дать свое одобрение на доставку пакетов с продовольствием к Патриарху из-за нелояльности последнего и явно враждебного отношения к правительству республики, которое проявилось в открытом нарушении ее законов и предписаний» 51 . После этих заявлений посылки на имя Патриарха поступать перестали, последняя записка Патриарха Тихона в контору АРА написана 29 июля 1922 года, в ней выражена просьба из полученных сорока посылок выслать «тридцать посылок Архиепископу Агапиту в Екатеринослав 52 и десять – Епископу Борису в Уфу 53 для раздачи голодающим» 54 . Заявление о нелояльности Патриарха, сделанное официальным представителем советского правительства, возымело действие, поскольку при подписании соглашений американцы гарантировали большевикам невмешательство во внутреннюю политику. Обвинив Патриарха в нелояльности, правительство потребовало, чтобы вся помощь, поступающая от религиозных объединений, распределялась через епископа Антонина (Грановского), одного из лидеров обновленцев. Инициатива привлечь обновленцев к работе в ЦК Помгола принадлежала Л. Д. Троцкому, который обосновал это в специальной Записке в Политбюро ЦК РКП (б) от 12 марта 1922 года:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Их пытались распылить, превратив белых воинов в толпу обыкновенных эмигрантов. Тем не менее, генералу барону П.Н Врангелю удалось найти временный паллиатив, договорившись о переводе своих войск в славянские страны. В Болгарии и Югославии его частям было обещано содержание за счёт казны, включавшее в себя паёк и небольшое жалование. Это было отнюдь не бессмысленное упорство: сохранялось ещё упование на возвращение в Россию и продолжение борьбы. Надежду теплило, в частности, существование достаточно мощного очага сопротивления на Дальнем Востоке. В здешней армии (именуемой состоянием на лето 1921 года Войсками Временного Приамурского правительства, эсэровского по своему составу) состояло на довольствии свыше 27 тысяч человек - правда, боеспособной была лишь треть. В ноябре 1921 - начале 1922 года эта армия в составе 6 тысяч штыков и сабель совершила поход, вошедший в историю под названием Хабаровского, рассчитывая поднять широкое восстание в Приамурье. Чаяния не оправдались: взяв Хабаровск, добровольцы вынуждены были оставить его и вернуться обратно, к берегам Тихого океана. Это была, в сущности, последняя яркая страница Белого движения (отчего и крайняя дата на альбоме указана именно эта - 1922 год). Та армия, переименованная в «Приамурскую Земскую рать», численностью до 8 тысяч штыков и сабель при 19 орудиях и 3 бронепоездах, удерживала территорию государственного образования, созданного Приамурским Земским собором 23 июня - 10 августа 1922 года, и получившего название «Приамурского земского края», вплоть до начала ноября этого года - когда совершился ещё один Великий Исход, и войска под предводительством Земского воеводы Приамурского земского края генерала М.К. Дитерихса ушли в Китай. Эвакуировалось порядка 20 тысяч человек, две трети из которых составляли военнослужащие. Собственно, между двумя этими опорными датами - началом ноября 1917-го и началом ноября 1922-го, и лежит вся история Белого движения. Отдельные очаги сопротивления непримиримых (на том же Дальнем Востоке и Сибири - это оборона Охотска небольшим белогвардейским отрядом, удерживавшим город вплоть до 5 июня 1923-го, бои 1-й Сибирской добровольческой дружины генералов А.Н.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/10/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Кампания по изъятию церковных ценностей на территории Гомельского уезда (апрель–август 1922 г.) История кампании по изъятию церковных ценностей получила достаточно широкое и обстоятельное освещение в церковно-исторической науке. Однако до сих пор остаются неизученными события 1922 г. в некоторых отдельно взятых регионах. Одну из таких белых страниц истории восстанавливает в публикуемой статье доцент Минской духовной академии, кандидат богословия Слесарев Александр Валерьевич, описывая обстоятельства проведения кампании в пределах Гомельского уезда. Статья 1. Общие сведения о кампании по изъятию церковных ценностей Первой крупномасштабной антицерковной акцией, реализованной Российской Коммунистической партией (большевиков) – РКП(б) – после прихода к власти и победы в гражданской войне, явилась кампания по изъятию церковных ценностей, проведенная в 1922 г. В отличие от антирелигиозных мероприятий первых послереволюционных лет, насильственная конфискация церковного имущества не только носила организованный и всеохватывающий характер, но и провоцировала крупномасштабные репрессии в отношении наиболее активных священнослужителей и мирян. Желая предупредить возникновение крупных общественных нестроений, партийное руководство мотивировало начало кампании необходимостью сбора средств с целью преодоления последствий катастрофического голода, охватившего Поволжье в 1921 г. Подлинные цели запланированной акции были озвучены в секретном письме В.И. Ленина членам Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г. Весьма показательно, что при планировании кампании не предполагалось использование всех вырученных средств на преодоление голода: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей (…), чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (…). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы» . Таким образом, фактический руководитель советского государства прямо указывал на необходимость перенаправления определенной части материальных средств, полученных от ограбления Православной Церкви, на нужды, не имеющие отношения к спасению голодающих. Особенное значение придавалось финансированию внешнеполитических проектов, разрабатывавшихся с целью достижения международного признания РСФСР на Генуэзской конференции.

http://bogoslov.ru/article/3217384

4. Мой ответ Лыкова утверждает, что член ЦК партии Покровский вдруг решил в 1921 году собственноручно записать " воспоминания " одного из сотрудников Наркомата иностранных дел Юровского ради создания истории революции 1917 года и Гражданской войны ?! Да вот незадача - Покровский такую историю не писал ! Например его книга, на которую ссылается Лыкова , " Русская история в самом сжатом очерке " оканчивается революцией 1905 года ! И вообще записка Покровского-Юровского не используется в публичных изданиях в СССР до ее публикации в " Огоньке " в 1989 году . Историками Бурановым , Алексеевым , Мультатули и другими доказано что писалась она Покровским для другого- для моделирования чекисткой спецоперации по созданию в 1921 году фальшивой " царской " могилы в Поросенковом Логу 3. Лыкова утверждает что член ЦК партии Покровский вдруг решил в 1921 году собственноручно записать " воспоминания " одного из сотрудников Наркомата иностранных дел Юровского ради создания истории революции 1917 года и Гражданской войны ?! Да вот незадача - Покровский такую историю не писал ! Например его книга, на которую ссылается Лыкова , " Русская история в самом сжатом очерке " оканчивается революцией 1905 года ! И вообще записка Покровского-Юровского не используется в публичных изданиях в СССР до ее публикации в " Огоньке " в 1989 году . Историками Бурановым , Алексеевым , Мультатули и другими доказано что писалась она Покровским для другого- для моделирования чекисткой спецоперации по созданию в 1921 году фальшивой " царской " могилы в Поросенковом Логу 2. времена Хрущева http://romanov-center.ru/news1/1964.html 1. мой ответ мной написана статья о записке Юровского якобы написаной в 1920 году http://romanov-center.ru/news1/30032019.htm Далее я разобрал записку в 1922 году http://romanov-center.ru/news1/vinva.html и пистал о стенограмме 1924 года http://romanov-center.ru/news1/sten.html Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/20/k_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010