Глава шестая. Творимыя легенды I. Колебания Царя В имеющейся исторической литературе в связи с актом отречения 2-го марта ими. Николая II создались уже две легенды – одна противоречащая другой. Виновником происхождения одной явился ген. А. И, Деникин, который в «Очерках русской смуты» сообщил о факте имевшем яко бы место на другой день после отречения. «Поздно ночью, – писал Деникин в книге, вышедшей в 1921 г., – поезд уносил отрекшагося императора в Могилев... Никогда никто не узнает, какия чувства боролись в душе Николая II – отца, монарха и просто человека – когда в Могилеве, при свидании с Алексеевым, он, глядя на него усталыми, ласковыми глазами, как-то нерешительно сказал: «Я передумал, прошу вас послать эту телеграмму в Петроград». На листе бумаги отчетливым почерком Государь писал о своем согласии на вступление на престол сына своего Алексея... Алексеев унес телеграмму и... не послал. Было слишком поздно: стране и армии объявили уж два манифеста. Телеграмму эту, «чтобы не смущать умы», никому не показывал, держа в своем бумажнике и передал мне в конце мая, оставляя верховное командование. Этот интересный для будущих биографов Николая II документ хранился затем в секретном пакете в генерал-квартирмейстерской части Ставки». Таким образом осуществилось как бы предчувствие ген, Болдырева, занесенное им в дневник: «какая-то непрочность чувствовалась в этом документе, когда я нес его для передачи по аппарату» дело шло о манифесте с отречением в пользу Михаила. Как ни мало вероятен был подобный факт, сообщение авторитетнаго мемуариста без критики и анализа воспринималось в позднейших работах, претендовавших на характер исторических изследований, хотя к этому времени уже был опубликован материал, который заставлял по меньшей мере с некоторой осторожностью относиться к факту, переданному в восноминаниях Деникина. Так воспроизвел это сообщение в 1931 г. Троцкий в книге «История русской революции»; за ним повторил в 1934 г. и Чернов в «Рождении революционной России». Желая уяснить себе обстановку, в которой могла родиться легенда о том, что Царь в течение третьяго марта (он прибыл в Ставку в 9 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

(Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 8.04.1902, С.-Петербург - 7.10.1995, Элмвуд-Парк, шт. Нью-Джерси, США), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в известной дворянской семье, 2-й сын кавалергарда, шталмейстера имп. двора гр. Павла Михайловича Граббе и Анастасии Георгиевны (урожд. Демидовой), правнук А. С. Хомякова . В 1917 г. окончил 6-й класс гимназии в г. Кисловодске, куда переселился его отец. В 1920 г. вместе с родителями эмигрировал в К-поль, затем в Белград, где в 1921 г. сдал экзамены на аттестат зрелости. С 1923 по 1926 г. обучался на Богословском фак-те Белградского ун-та, совмещал учебу с журналистской деятельностью в офиц. печатном органе Архиерейского Синода РПЦЗ ж. «Церковные ведомости» и с изданием монархической газ. «Голос верноподданного». В 1925 г. женился на В. М. Яржембской, от к-рой у него было четверо детей. В 1926 г. из-за материальных трудностей Ю. Граббе переехал с семьей в имение отца на Волыни, где сотрудничал в качестве корреспондента и публициста с печатным органом Польской автокефальной Православной Церкви ж. «Воскресное чтение». В 1931 г. по благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) посвящен в сан чтеца с послушанием произносить проповеди. Летом того же года вернулся в Сербию, где принял предложение первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) и 12 авг. вступил в должность управляющего канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ. В нач. 30-х гг. Граббе часто использовал свою должность для отстаивания политических идей легитимизма (признания вел. кн. Кирилла Владимировича главой Российского имп. дома) и, пользуясь доверием со стороны митр. Антония, оказывал большое влияние на дела управления РПЦЗ. По воспоминаниям одного из современников, «в перерывах между сессиями Синода, который собирался ежемесячно на 2-3 дня, делами зарубежной Церкви управлял молодой человек... В конце концов к Синодальной канцелярии в сербских церковных кругах стали относиться не вполне серьезно» ( Маевский. Т. 2. С. 151-152).

http://pravenc.ru/text/166654.html

Екатерина Юрьевна Гениева ЖМП 8 август 2015 /  26 августа 2015 г. 13:23 Екатерина Гениева 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева (01.04.1946 – 09.07.2015). 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева. …Рано или поздно мы все перейдем туда, чтобы воссоединиться на небесах, обетованных каждому из нас Господом Иисусом Христом. И этот переход для нас будет светлым и радостным, если мы будем вести достойную и праведную жизнь, какую вела Екатерина Юрьевна митрополит Волоколамский Иларион на отпевании Е.Ю. Гениевой Е.Ю. Гениева родилась 1 апреля 1946 года в Москве в семье актера Юрия Ароновича Розенблита (1911–2002) и хирурга Елены Николаевны Гениевой (1917–1982). Ранее детство Екатерина провела в семье родителей мамы: инженера-гидролога Николая Николаевича Гениева (1882–1953) и Елены Васильевны (урожденной Кирсановой; 1891–1979). Бабушка происходила из дворянской семьи, изъяснялась на 14-ти европейских языках. Она была вхожа в избранные литературные круги, в 1921–1926 годах летом гостила у поэта и художника Максимилиана Волошина, в его Доме Поэта – бесплатном доме отдыха для творческой интеллигенции в Коктебеле (Крым).   Елена Васильевна, глубоко верующая женщина, дала внучке первые знания о христианстве. Летние месяцы они жили на даче на станции «43 км» по Ярославской дороге. Е.Ю. Гениева вспоминала: «Каждое утро мы с бабушкой усаживались на диван, она раскрывала огромные тома Библии с иллюстрациями Гюстава Доре и на хорошем французском языке объясняла, что в книге нарисовано». Нередко они вместе с соседями предпринимали паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Елена Васильевна была дружна с наместником обители преподобного Сергия архимандритом Пименом (Извековым); будущий Святейший Патриарх бывал у нее на 43 км. Юная Катя любила играть с отцом Пименом в прятки: девочка скрывалась в рясе священника, а он делал вид, что искал ее. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/ekaterina...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единство для добрых дел 30.05.2008 470 Время на чтение 8 минут На прошедшем 17 мая 2007 года в городе Тобольске конкурсе-фестивале " Православие и СМИ " неоднократно поднималась тема воссоединения Русской Православной Церкви, её частей - Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Участники фестиваля, как и тысячи россиян, имели возможность увидеть в прямом эфире церемонию подписания Акта о каноническом общении. Однако Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) имеет свои приходы не только за границами нашего отечества. Как раз на территории нашей области, в городе Ишиме находился её епархиальный центр. А управляющий российскими приходами РПЦЗ епископ Евтихий лично присутствовал на церемонии подписания Акта в московском храме Христа Спасителя. - Владыко, поясните, что такое Акт о каноническом общении? - Прежде всего подписание этого акта означает духовное единство. Теперь прихожане и священники как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата смогут посещать храмы друг у друга, вместе служить, исповедоваться, причащаться на литургии из одной Чаши. - Как же и когда произошло разделение единой Русской Церкви? - Началом стала революция 1917 года. Многие наши соотечественники были разделены фронтами гражданской войны, оказались в зарубежье. Тогда уже, согласно церковным законам, был создан собственный орган церковного самоуправления. Из него выросла Русская Зарубежная Церковь. Первый Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах, в Чехии, в 1921 году. В то же время власть большевиков в России потребовала от Церкви безоговорочного подчинения. В 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом власти выпустил декларацию, в которой призывал православных разделять радости и горести богоборцев. Это был вынужденный, чуждый Церкви документ, подписанный под угрозой расстрела всего ссыльного духовенства. Даже в России нашлись священники, не подписавшие этой декларации и ушедшие " в катакомбы " . И, конечно, её решительно не приняло русское духовенство, оказавшееся за границей. И отмежевалось от Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления об исторических уроках России К столетнему юбилею принятия сана священника выдающимся русским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким 15.02.2021 1155 Время на чтение 22 минут Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Это имя известно всем людям в нашей стране, поскольку Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина учреждена медаль имени Луки Крымского за заслуги в здравоохранении. Врачи знают его научные сочинения начиная со студенческой скамьи, обучаясь по его книге «Очерки гнойной хирургии», а затем обращаются и к другим его трудам. Философы, ученые, теологи изучают его книги «Дух, душа, тело», «Религия и наука», проповеди – труды, которые стоят в одном ряду с сочинениями святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Сегодня, наверное, нет православного человека, который бы не знал и не обращался в своих молитвах к святителю Луке Крымскому в надежде на духовную и медицинскую помощь. И, наверное, никто не задумывается о том, что всенародно почитаемого святого могло бы и не быть. И его имя осталось бы только именем великого хирурга и ученого в истории нашей страны. Если бы не бедствия революции, обрушившиеся на нашу страну. Бедствия, которые привели к вере и к активному служению Церкви тысячи и тысячи известных и большей частью безвестных, но лучших сынов и дочерей нашей страны. Одним из них стал и В.Ф. Войно-Ясенецкий. 15 февраля 1921 года он принял священнический сан, так что 15 февраля 2021 исполняется сто лет со дня принятия сана священника выдающимся русским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким. Чтобы понять значение этого события для истории России и его народа, необходимо кратко сказать о социально-политической обстановке в Советской России в те непростые годы. 1917 год стал точкой отсчета невиданных бедствий, обрушившихся на русский народ. Одним из самых страшных испытаний для всех народов России стала война против религии, что привело к невиданным жертвам. Вместе с русским народом и другими народами России свою Голгофу прошёл и Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно , выдающийся русский хирург и будущий архиепископ Лука. Поэтому в его трагической судьбе, как в зеркале, отразилась трагедия русского народа в XX веке.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русская акция» Чехословацкого правительства и церковная жизнь русской эмиграции (1920-30-е гг) 03.07.2011 812 Время на чтение 19 минут Девяносто лет тому назад в июле 1921 года Чехословацкое правительство приняло решение о проведении масштабной акции помощи русским эмигрантам. В течение 1920-30-х годов граждане бывшей Российской империи, оказавшиеся за пределами Родины, получали в Чехословакии заметную материальную поддержку, и потому Прага стала одним из главных центров русского зарубежья. О причинах проведения «русской акции» и о ее влиянии на церковную жизнь эмиграции в Чехословакии повествуется в статье проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги. Великий исход Слово «эмигрант» пришло в русский язык из Франции. Именно французы, покинувшие родину в результате революционных потрясений конца XVIII века, стали называть себя эмигрантами (франц. - les émigrés). Это наименование должно было отличить их «от гугенотов и других религиозных изгнанников и уж, конечно, от авантюристов, ищущих богатства и чинов в чужих краях, или простолюдинов, спасающихся «только» от голода и нищеты» . Этимологически французское émigré восходит к латинскому emigro, что означает выселиться за пределы родины, а в определенных оборотах - умереть. По аналогии с французскими изгнанниками конца XVIII века все политические беженцы стали называть себя эмигрантами. В истории России одним из первых примеров политической эмиграции считают бегство в Литву князя Андрея Михайловича Курбского 30 апреля 1564 года . Но до начала ХХ века политическая эмиграция из Российского государства никогда не приобретала массового характера. Например, в XIX - начале XX века эмиграция из России имела преимущественно экономический или религиозный характер. Ситуация изменилась в 1917 году. Уже после Февральской революции и отречения императора Николая II от престола некоторые россияне стали покидать родину, чтобы переждать «смутное время» за рубежом. Это были, прежде всего, семьи аристократов, приближенных ко двору.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > Судьба останков Царской семьи в работах партийного историка П.М. Быкова Как менялась версия в публикациях от 1921 до 1926 годов 15.10.2022 1247 Время на чтение 17 минут Фото: Предоставлены автором В последнее время дискуссия о «екатеринбургских останках» по факту прекратилась. Очевидно, что главной причиной этого стало резкое изменение внешнеполитической обстановки как в России, так и во всем мире, поэтому интерес к Царской теме стал постепенно угасать. К тому же и ожидаемый Архиерейский собор, на котором должен был обсуждаться вопрос о признании или непризнании «екатеринбургских останков» мощами святых Царственных страстотерпцев, снова отложен на неопределенный срок. Однако это совсем не означает того, что решены и сняты все вопросы и что всем необходимо спокойно ожидать решения церковного священноначалия. Быть может, это время сейчас и дано нам для того, чтобы совместными усилиями – как сторонников, так и противников признания останков – искать истину, которая только одна и которую и подтвердит соборным решением церковь. Как известно, ахиллесовой пятой следствия 1990-х гг. было отсутствие комплексной историко-архивоведческой экспертизы, без которой говорить о доказанной принадлежности «екатеринбургских останков» Царской семье и их слугам было, по крайней мере, некорректно. В нынешнем следствии, которое длится с 2015 г., историко-архивной экспертизе было уделено особое внимание, однако не только не все вопросы были сняты, но и не все поставлены. Одним из таких «незаданных» вопросов, имеющих, на мой взгляд, ключевое значение в исследовании судьбы останков Царской семьи, является характеристика письменного наследия историка Павла Михайловича Быкова как источника по истории гибели Романовых. Биография этого человека, безусловно, заслуживает отдельного разговора, поэтому в данной статье ограничимся лишь краткой информацией о нём. Достаточно будет сказать о том, что в 1917-1918 гг. П.М. Быков занимал пост председателя Екатеринбургского городского совета, был активным участником Октябрьской революции в Петрограде, лично знаком с В.И.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/15/su...

Иоанн Феофилович (17.02.1926, Нёйи-сюр-Сен, Франция - 22.07.1992, Монреаль, Канада), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк. Род. в семье рус. эмигрантов. Отец, Феофил Феофилович Мейендорф, принадлежал к старинному роду остзейских баронов, прибалт. немцев-аристократов, переселившихся из Швеции на территорию совр. Эстонии в допетровские времена и получивших российское подданство при Петре I Алексеевиче . Мать, Екатерина Николаевна, дочь церковного деятеля русского зарубежья Н. И. Шидловского. Родители М. вместе со старшими детьми после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали сначала в Финляндию, затем в Данию (2 года жили в Копенгагене) и во Францию, обосновавшись в Париже (1921). В эмиграции отец стал художником-портретистом. Среднее образование М. получил во Франции (одновременно с франц. школой посещал русскую правосл. приходскую школу). Был чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в соборе св. Александра Невского в Париже. Окончил Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1949) и историко-филологический фак-т Сорбонны, где в 1958 г. получил докторскую степень за диссертацию о богословии свт. Григория Паламы ; оставлен при Свято-Сергиевском ин-те профессором церковной истории. В эти годы М. регулярно печатал в ж. «Православная мысль» статьи, посвященные проблемам экклезиологии . Большое влияние оказала на него «евхаристическая экклезиология» протопр. Николая Афанасьева . С этого же времени началось его активное участие в экуменическом движении. В 1953 г. М. был одним из основателей Всемирного братства правосл. молодежи «Синдесмос» , в том же году был избран его секретарем, в 1954-1964 гг. являлся президентом «Синдесмоса». В 1959 г. (вскоре после возведения в сан иерея) переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . Одновременно работал в центре визант. исследований Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс . С 1967 г. преподавал в Фордемском ун-те, а также читал лекции в Колумбийском ун-те и Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Был президентом Правосл. богословского об-ва Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук, почетным док-ром Ун-та Нотр-Дам, ЛДА. Вместе с протопр. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Североамериканской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой ее преобразование в Православную Церковь в Америке, в к-рой М. был председателем Отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Являлся редактором газ. «The Orthodox Church».

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Воронежский (Стеблин -К), сщмч. - житие  Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Георгий Георгиевич, был директором канцелярии морского министерства, а в последние годы перед революцией - сенатором и тайным советником. Он также был председателем Русского общества морского права. Иоанн получил свое первое образование на дому. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и его две сестры, Ольга и Елизавета - они погибли в городе Кашине Тверской области. С детства мальчик почувствовал тепло ее материнской любви и силы ее благословение. Но она умерла рано, когда Иоанну было всего четырнадцать. Глядя на его мать в день ее смерти, он почувствовал, как острая боль в ее потере, и до конца своей жизни без его мать свидетелями движения в душе, что она разработана. Ему казалось тогда, что каждый плохой актом его отныне будет осквернением ее сияющий памяти и нарушение его обязательств по отношению к ней.     После смерти матери Иоанн закончил четыре года в гимназии, и в соответствии с семейной традицией, выбрал, чтобы служить на флоте. Он поступил в Морской кадетский корпус, отделка в 1908 году с титулом моряк охранников. Затем он был назначен на крейсер " Рыцарь " , а с 1908 по 1909 год был в иностранных водах. В 1909 (или 1912) он был повышен в звании мичмана, переданы Первый Балтийский флот и служил на тральщик. С 1909 по 1910 Иоанн Георгиевич был командиром роты на крейсере «Адмирал Макаров». В 1911 году он был награжден серебряной медалью итальянцами для помощи страдающим в 1908 году землетрясения в Сицилии и Калабрии. В июне 1917 года он был уволен с флота по состоянию здоровья.     Летом 1918 года он работал в научной экспедиции изучения отмели Невы. В 1919 году он был мобилизован и до 1921 года служил помощником директора маяков Балтийского флота и в то же время исполнял обязанности читателя в церкви Святой Троицы в Петрограде.

http://pravicon.com/info-2456

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Церковь Петра и Павла в Парголове вызывает удивление и своим обликом, точно повторяющим один из католических храмов Европы, и тем, что возведена хозяйкой имения - графиней Варварой Петровной Шуваловой-Полье в память о любимом муже - кальвинисте по вероисповеданию. Елена Александрова краевед Еще при строительства храма возникали легенды о смерти второго мужа графини Шуваловой - 35-летнего Адольфа Полье, незаурядного художника и открывателя первого российского месторождения алмазов. После его кончины в парке был создан один из самых прекрасных уголков. Скорбящая вдова решила похоронить мужа, соорудив склеп, известный ныне как «могила Адольфа», в том самом парке, благоустройством которого он занимался при жизни. Склеп Полье кирпичный, на два места для захоронения, встроен в искусственный холм, расположенный на берегу пруда. Фасадная стена склепа в виде стрельчатой готической арки была облицована красным финским гранитом. По всему контуру арки от земли до венчающего склеп креста шел чугунный карниз, обрамленный рисунком из готических розеток. В склеп вели двустворчатые двери: первая - решетчатая железная, за ней - массивная дубовая. Над ними находился герб семьи из золоченой бронзы. В склепе около двух стен были положены две плиты из камня. На мраморном постаменте - фигура коленопреклоненной женщины, ее руки простерты к могильной плите графа. Статуя и постамент были разбиты в 1921 году, а могила теперь пустая: прах Полье после смерти В. П. Шуваловой-Полье-Бутеры был перенесен на русское кладбище в Висбадене. Пространство перед склепом было огорожено решеткой и засажено серебристыми елями. После 1917 года чугунный крест на вершине склепа был сломан, а в 1922 году сняли решетку и герб Шуваловых над входом, и в склепе стали хранить сено. На вершине холма, в котором устроен склеп, возвышается «прелестная, светлая, как мечта, и тихая, как молитва, церковь в готическом стиле». После сооружения склепа над могилой мужа В. П. Шувалова-Полье решила возвести и церковь. С этим она обратилась к архитектору Александру Брюллову, с которым познакомилась в Италии. По-видимому, он же построил и усыпальницу - практически первую свою работу в Петербурге. В истории архитектуры 1820-30-х годы - время создания блистательных ансамблей классицизма и одновременно время расцвета «русской готики».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010