Людям главное, чтобы «Октябрь был великий» «Это была именно катастрофа, русская трагедия. Была потеряна тысячелетняя великая православная Россия. Что тут великого? Это ужас! И реки крови». Беседа протоиерея Александра Ильяшенко и профессора Владимира Лаврова. Две революции – эпоха великих потрясений Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы продолжаем цикл бесед о русской катастрофе 1917 года. Возникает такой вопрос, правда, он носит несколько научный характер: возможно ли объединять Февральскую и Октябрьскую революцию в одну Великую российскую революцию? Сейчас есть подобные тенденции, что все идет в соответствии с какими-то историческими законами, все идет по плану, значит, это единые стороны одного процесса. Насколько это научно? Профессор Владимир Лавров:   Сейчас такой взгляд получил распространение в связи с новым образовательным, школьным стандартом, там говорится о Великой российской или Великой русской революции 1917-1921 годов. Однако мне представляется, что этот взгляд не точен. Если вернуться к Ленину, то Ленин говорил о Февральской революции, Ленин говорил об Октябрьской революции, то есть о двух революциях 1917 года; при этом он иногда говорил о том, что 1917-1918 годы – это одна революция. И одно, и другое одновременно. Я думаю, имеет место тот случай, когда, в принципе, это можно принять, потому что, действительно, это единый процесс, но не до 1920 или 1921 года, а именно до 1918-го. Результаты революции были закреплены в первой советской Конституции, а первая Конституция РСФСР принята в июле 1918 года. Тогда же начинается новый этап нашей истории – широкомасштабная гражданская война. Революция от февраля 1917 до июля 1918, а потом гражданская война. Но сливать всё воедино? Можно, в принципе, если назвать смутой, как называл Деникин. Конечно, была Февральская, конечно, была Октябрьская. В принципе, можно говорить и о единой революции. Тут ведь как? Октябрь по отношению к Февралю тогда в 1917 году зачастую определяли как контрреволюцию – это иная революция. Стоило Октябрю победить и утвердиться, и сторонников Февраля стали называть контрреволюционерами. Смотря кто удерживает власть, тот других обзывает контрреволюционерами.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре . С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты».

http://pravenc.ru/text/2564888.html

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Околович. Фотография. 1917 г. Федорович Околович (15.10.1888, г. Полоцк Витебской губ.- 26.03.1938, близ Комсомольска-на-Амуре), сщмч. (пам. 13 марта, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Учился в Полоцком ДУ (1899-1904) и Витебской ДС (1904-1910), затем поступил в СПбДА. По окончании академии был назначен 30 сент. 1914 г. на должность законоучителя и инспектора Иркутского ДУ. 23 нояб. того же года был рукоположен во иерея и назначен священником к училищному храму. В марте 1915 г. стал членом училищного совета, в июне 1917 г.- членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году собранием духовенства и мирян Иркутской епархии был избран делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . После закрытия училища в 1918 г. стал служить священником в Крестовоздвиженской ц. в Иркутске. В февр. 1921 г. был арестован Иркутской губ. ЧК, т. к. в ходе обыска на чердаке Крестовоздвиженского храма были найдены патроны, порох и граната. М. отказался признать себя виновным в хранении оружия. 26 мая того же года решением революционного трибунала приговорен к условному заключению и в окт. 1921 г. амнистирован. Активно участвовал в противостоянии обновленческому расколу. В 1923 г. решением духовенства Иркутской епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея (Иркутский и Верхоленский архиеп. Анатолий (Каменский) находился в заключении с 1922) был направлен в Москву к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону для доклада о положении дел в епархии. В 1924 г. участвовал в диспутах с прибывшим в Иркутск известным атеистическим агитатором бывш. свящ. и обновленцем С. В. Калиновским . Был членом созданного вопреки запрету властей епархиального совета при Нижнеудинском еп. Кирилле (Соколове) , временно управлявшем Иркутской епархией в 1924-1925 гг.

http://pravenc.ru/text/2563538.html

М.Б. Данилушкин История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1970) Источник Содержание Предисловие к изданию Введение Глава 1. Проблемы Русской Православной Церкви в начале XX столетия Глава 2. Русская Православная Церковь и отречение Государя Императора Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов Порядок представительства, права членов Собора и его состав Этапы деятельности Собора Глава 4. Основные определения Собора Высшее церковное управление Высший Церковный Совет. Права и обязанности Патриарха Порядок избрания Святейшего Патриарха Епархиальное управление Приход Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России Историческое значение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года 2. Личность Патриарха Тихона 3. Первые годы Патриаршества (1917–1920 гг.) Глава 6. Земский Собор 1922 года в Приамурье и его роль в развитии идеи Русской Государственности Глава 7. Деятельность Патриарха Тихона в 1921–25 гг. Глава 8. Сподвижники Патриарха Тихона Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл Глава 9. История обновленческого раскола 1. Истоки обновленчества 2. Предпосылки появления обновленчества 3. Течения обновленчества 4. Видные деятели обновленчества А.И. Введенский В.Д. Красницкий Обновленческий епископ A.A. Грановский (Антонин) 5. Этапы движения «обновленцев» (1922–1946) Глава 10. Развитие атеистической пропаганды в советской России Глава 11. Русская Православная Церковь после Декларации митрополита Сергия 2. Митрополит Сергий и его оппозиция 3. Легализация Церковного управления Временный Патриарший Синод и декларация митрополита Сергия Послание пастырям и пастве (29 Июля 1927 г.) 4. Оппозиция Митрополиту Сергию 5. Церковная жизнь. Конец 20–30-х годов Писателям мира Глава 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Кострюков Глава 4. Российская Церковь в 1921–1925 гг. § 1. Кампания по изъятию церковных ценностей Лето 1921 г. было ознаменовано очередным народным бедствием – голодом. Главной причиной трагедии стали экономические эксперименты советской власти, ждавшей победы коммунистов во всем мире и планировавшей полностью ликвидировать рыночные отношения. На смену деньгам должно было прийти всеобщее распределение. Русское крестьянство стало первой жертвой новой системы. В соответствии с системой продразверстки, крестьянам полагалось оставлять у себя лишь часть урожая, а основную часть собранного хлеба отдавать государству. «Свободная торговля хлебом, – писал Ленин, – есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать», – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление». Крестьяне, отказывавшиеся сдавать хлеб, объявлялись кулаками и врагами народа – таким грозил срок заключения от 10 лет. «Провести беспощадную, террористическую войну против крестьянской и иной буржуазии, удерживающей у себя излишки хлеба», – распоряжался Ленин. Сельскую местность наводнили распропагандированные «продотряды», настроенные на войну против контрреволюционеров и «кулаков». Реакция крестьян на ограбление была закономерной – униженные, разоренные, не добившиеся справедливости, они стали меньше сеять. С сокращением посевных площадей упала урожайность. Погодные условия усугубили положение. Результатом ленинских экспериментов стало то, что в 1921 –1922 гг. голод охватил 35 губерний Украины, Поволжья, Северного Кавказа и др. Голодало 40 млн человек, а количество умерших от голода по советским оценкам достигло 5 млн человек. Разделяя народное горе, патриарх Тихон обратился к российской пастве, народам мира, Восточным патриархам, Папе Римскому и Архиепископу Кентерберийскому с просьбой помочь голодающим. По храмам прошли сборы денег, сам святитель Тихон принял участие в работе «Всероссийского общественного комитета помощи голодающим» (Помгол).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белоцерковская (древняя Юрьевская) Основана в 1032 г. Местопребывание – в г. Юрьев, ныне – Белая Церковь , Киевская область, Украина. В 1095 г. кафедра временно, ввиду опасности половецкого погрома, перенесена в Канев (Лаврентьевская лет. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 228–229). Упразднилась в 1231 г. (или «в 1238 г. по случаю татарского разорения упразднена» ( Чистович И. А. Исторические сведения об епархиях в России. С утверждения православного христианства в России и до настоящего времени. M., 1881 (далее – Исторические сведения...) С. 8). Возобновлена в 1921 г. Киевское викариатство. Упразднена в 1924 г. Возобновлена 01(14)07.1992. Киевское викариатство. Самостоятельная с 19.07(01.08)1994 (или ранее ?). Именовалась: Юрьевская и всего Поросья (т. е. на р. Рось); Поросская или Порожская (т. е. при Днепровских порогах; ААО. Т. 1. С. 224); с 1147 г. – Юрьевская и Каневская (Н.Д. Иерархия... С. 330); с 1921 г. – Белоцерковская; с 19.07(01.08)1994 – Белоцерковская и Богуславская. 06.11.1114 09.09.1122 Димитрий Вербицкий 01(14)07.1992 03(16)08.1992 03(16)08.1992 09(22)12.1992 10(23)12.1992 16(29)12.1993 18(31)07.1994 19.07(01.08)1994 Серафим Зализницкий Белоцерковская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Белая Церковь (Киевская область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1934 г. 20.09(03.10)1925 03.1926 Павел Циприанович Иов Сахновский 10.1928 Белыничская, белор. Основана в 1923 г. (местопребывание – в г. Белыничи, Могилевская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Упразднена в 1927 г. (?) 1923 Белыничская, григ. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). 1927 Николай Судзиловский Белыничская, обн. Основана в 1925 г. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 в/у Гавриил Свидерский Бельская (Бяло-Подляшская) Основана 24.03.1916 (местопребывание – в мест. Бялы, Холмская губерния). Холмское викариатство. 03.06.1916 19.08.1917 Сщмч. Серафим Остроумов 04(17)04.1921

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Б. Данилушкин Глава 7. Деятельность Патриарха Тихона в 1921–25 гг. Летом 1921 года на нашу страну вновь обрушилось страшное бедствие. Дело в том, что средоточием советской религиозной политики в годы НЭПа были периодически повторяющиеся попытки подчинить Православную Церковь , поставить Её под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата. Для достижения этой цели применяли любые средства, не останавливаясь и перед грубым насильственным вмешательством во внутрицерковную жизнь. Недавно рассекреченные документы Архива Президента Российской Федерации наглядно свидетельствуют о характере подобных акций. Это отчасти обусловливалось назревавшим установлением дипломатических отношений со странами Запада, требовавших смягчения положения вокруг «религиозного вопроса». И в начале 1922 года в результате дискуссий ЦК РКП(б) и СНК пришли к решению, чтобы руководство Православной Церковью в довольно сжатые сроки взяло бы в свои руки духовенство, абсолютно преданное советской власти и правительству. А уже с этим духовенством и предполагалось на время нормализовать отношения. 21 Марта в докладной записке ГПУ в Политбюро весьма откровенно говорилось о необходимости произвести своеобразный «переворот»: «ГПУ располагает сведениями, что некоторые местные... иереи стоят в оппозиции реакционной группе Синода и что они в силу канонических правил и других причин, не могут резко выступить против своих верхов, поэтому они полагают, что с арестом членов Синода им предоставляется возможность устроить церковный собор, на котором они могут избрать на Патриарший Престол и в Синод лиц, настроенных более лояльно к советской власти. Оснований для ареста Тихона и самых реакционных членов Синода у ГПУ и его местных органов имеется достаточно. ГПУ находит, что: 1) арест Синода и Патриарха сейчас своевременны; 2) допущение духовного собора на предмет избрания нового Синода и Патриарха сейчас также возможно...». 230 Предложения карательных органов попали на благоприятную почву, хотя «операция» по тактическим соображениям оказалась отсрочена на полтора месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010