А.А. Кострюков Глава 10. Положение Православной Церкви на территориях, отошедших от Российской империи Поражение Советской России в Первой мировой и советско-польской войнах привело к тому, что огромные территории бывшей Российской империи оказались вне пределов коммунистического государства. Независимыми странами стали Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Миллионы православных жителей западных губерний Российской империи оказались в пределах Польши. Православная Бессарабия вошла в состав Румынии. Церковная жизнь в лимитрофных (пограничных) странах протекала не без скорбей, сопряженных с ущемлением прав православных христиан. Серьезная проблема, определившая ход истории православия на этих территориях, заключалась в невозможности полноценного общения с московской церковной властью и в давлении местных правительств, настаивавших на независимости местных епархий от Московской Патриархии. § 1. Церковная жизнь в Финляндии Финляндия объявила о своей независимости в декабре 1917 г. Попытки установить в стране коммунистический режим окончились неудачей. В скором времени финское правительство, желавшее максимально отмежеваться от Москвы, потребовало от местной епархии отделиться от Российской Церкви. Не желая конфликта, патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1921 г. издали указ о предоставлении Финляндской епархии права именоваться Финляндской Православной Церковью. Новой структуре были даны права автономии в церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских делах. К широким компромиссам в угоду местным властям был готов и архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов). Однако местное государственное руководство не устраивал ни статус автономии в рамках Московского Патриархата, ни личность самого архиепископа Серафима, вместо которого правительство хотело видеть своего, «национального» иерарха. Таковой вскоре был избран. Это был вдовый протоиерей Герман Аав. Финляндское руководство нашло поддержку в лице Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), который к тому времени уже успел прославиться своими модернистскими симпатиями. В частности, в мае 1923 г. он провел в Константинополе собрание из 10 человек, громко названное «Всеправославным конгрессом». Наиболее известным результатом конгресса стало решение о переходе на новоюлианский календарь, являвшийся слегка измененным вариантом григорианского календаря, принятого в Римско-Католической Церкви. Более того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям. Итоговые документы этого мероприятия подписали шесть архиереев (два от Константинопольской, по одному от Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский: неизвестные страницы биографии и творческое наследие Источник Статья посвящена личности профессора Варшавского (Донского) университета Павла Владимировича Верховского, с 1920 г. протоиерея Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи ученым-правоведом, с 1913 г. – ординарным профессором Варшавского университета, он внес значительный вклад в изучение истории русского церковного права. Становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля происходило в г. Ростове-на-Дону, что во многом было обусловлено дружескими отношениями с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом). После революционных событий 1917 г. П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии: в 1917 г. он участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян; в 1919 г. – в работе Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе, на котором сыграл определяющую роль в учреждении Ростовской и Таганрогской епархии. 21 сентября 1920 г. профессор П.В. Верховский, следуя своей юношеской мечте, стал священником. Принятие священного сана поставило перед профессором-протоиереем вопрос о дальнейшей преподавательской деятельности в университете, поскольку это было запрещено законами советской власти. Как юрист-правовед П.В. Верховский привлекался представителями власти в качестве консультанта, а также к работе Комиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви, что позволило ему оказать заметное влияние на церковную политику и на процесс формирования церковно-государственных отношений в 1920–1921 гг. В статье впервые проанализировано творческое наследие ученого-протоиерея, посвященное решению проблем истории русского церковного права и истории Русской церкви, в которых он добился выдающихся успехов. В современной исторической науке одним из приоритетных направлений является биографика. Особое внимание в развитии этой междисциплинарной области научных исследований уделяется личности второго плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Архив Пн Антиминс под открытым небом 11 января 2024 г. 16:49 В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Святейший Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 12, 2023 , PDF-bepcuя ). Первомученик на землях Казахстана  Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

В июле 1916 г. П. подал прошение о намерении получить высшее богословское образование. 19 сент. того же года уволен за штат от настоятельства в ц. Быково. Поступил в КазДА, но из-за революционных событий смог полноценно окончить только один курс. Летом 1917 г. проживал с семьей в Быково, и 12 июля был временно назначен для отправления священнических обязанностей к Троицкой ц. В конце нояб.- нач. дек. 1917 г. П. снова вернулся из Казани в Быково и ок. 10 месяцев учительствовал в местной школе 2-й ступени. Там же работал в местном союзе кооперативных товариществ, затем батрачил. В конце осени 1919 г. П. уехал в Казань для продолжения занятий в действовавшей полулегально академии. В дек. того же года был мобилизован в рабочий батальон тылового ополчения Красной Армии, одновременно продолжал обучение в КазДА. В 1920 г. П. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Домашнее чтение Священного Писания у древних христиан». После демобилизации вернулся в Быково. В кон. июля 1920 г. арестован по групповому делу о попытке создать контрреволюционную орг-цию, освобожден в нояб. того же года. В апр. 1921 г. переехал в Царицын (с 1925 Сталинград, ныне Волгоград). Не ранее осени того же года управляющий Царицынской епархией еп. Балашовский Нифонт (Фомин) временно назначил П. настоятелем кафедрального Александро-Невского собора, одновременно П. служил у архиерея секретарем. Летом 1922 г. арестован, проходил по делу также арестованного еп. Нифонта, связанному с кампанией по изъятию церковных ценностей . П. обвинялся в том, что своевременно не сдал государству муку, собранную верующими для голодающих. В сент. 1922 г., когда еп. Нифонта приговорили к длительному сроку заключения, П. был освобожден из тюрьмы за недоказанностью обвинения, но уже не мог настоятельствовать в Александро-Невском соборе, захваченном обновленцами. Служил ок. года в гос. учреждениях, затем управлял церковными хорами в Царицыне. С мая 1924 г. был священником в царицынской Вознесенской ц., где ранее управлял хором, но в сент. того же года был вновь арестован по подозрению в связях с контрреволюционной орг-цией. В нояб. 1924 г. освобожден за недоказанностью вины. В янв. 1925 г. уехал в Москву, был назначен московскими епархиальными властями священником Покровского храма с. Алексин (ныне Рузского р-на Московской обл.). Служил в Алексине до марта 1926 г., после чего вернулся в Сталинград, где снова стал служить священником в Вознесенской ц. В кон. 1926 г. опять арестован, но вскоре освобожден. Переехал в Москву, где служил в различных церквах: в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой, в храме во имя вмч. Никиты, что у Яузских ворот, в Петропавловском храме в Лефортове. Возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2580188.html

Вознесенский кафедральный собор Алматы, где впервые в 2004 году было совершено богослужение в честь Собора Казахстанских святых ЖМП 12 декабрь 2023 /  11 января 2024 г. 13:00 Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-bepcuя. Первомученик на землях Казахстана Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Закрыть itemscope itemtype="" > К России Христа, России Помазанника Божьего! Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа 24.05.2022 1085 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора В печальных событиях революций 1917 года и братоубийственной Гражданской войны, попущенных Богом из-за вероотступничества русского народа, воссияло на миг как заря одно важное духовное событие в самосознании русской нации. Это Приамурский Земский собор во Владивостоке 23 июля – 10 августа 1922 года. Об этой странице русской истории в широких массах известно только в общих чертах. Известно о Белом движении адмирала А.В. Колчака, известно об уходе русской армии из Крыма «среди дыма и огня», но мало что известно о светлом Христовом и монархическом знамени, вскинутом русскими людьми на дальневосточном клочке русской земли летом 1922 года. Горнило революций и Гражданской войны сожгло все лишнее и наносное – Бог дал избранным сынам России здесь, во Владивостоке, произнести клятву Триединому Богу на верность принципам, которыми созидалась историческая Христианская Россия. «Борьба, начатая в 1917 году под лозунгами защиты Учредительного Собрания (то есть либеральных ценностей), завершается в 1922 году под лозунгом возврата к традиционным ценностям Русской Державности – Православию, Самодержавию и Народности» – пишет В.Ж. Цветков, автор книги о генерале Дитерихсе. Обстоятельства созыва Собора формально были связаны с организацией жизни на последнем клочке старой Российской Империи, на последней пяди земли Святой Руси, озаренной Крестом, а не пятиконечной звездой. Но в реальности Собор имел духовное значение для будущих судеб русского народа. Да и все события с августа по октябрь 1922 года в Приамурской области (в октябре белая власть оставила Дальневосточные рубежи) были наполнены духовными крупицами. К лету 1921 года на огромной территории Дальнего Востока коммунистическая власть пала. Во Владивостоке и Приамурской области утвердились прежние порядки старой России. Но вскоре, в июне 1922 года разразился кризис – конфликт между Временным Приамурским правительством и законодательным органом. Для выхода из него Приамурское временное правительство постановило созвать Приамурский Земский собор. Вопрос этот был жизненно важен, поскольку отсюда, из Приморья должно было идти наступление русских военных и духовных сил против революции, охватившей всю Россию. Так Земский собор должен был решить вопросы о будущности Родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/24/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Се восходим в Иерусалим»: к готовящемуся изданию иерусалимских дневников (1928-1930) отца Киприана (Керна) 13.05.2012 438 Время на чтение 23 минут Вниманию читателей портала предлагаются отрывки из иерусалимских дневников одного из виднейших представителей парижской школы русского богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института архимандрита Киприана (Керна), которые в полном объеме ожидаются к публикации в конце этого года. Эти записи проливают свет на жизнь русской общины в Палестине в период Британского мандата, а также на внутренний мир молодого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Отец Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из виднейших представителей так называемой парижской школы русского богословия, профессор Свято-Сергиевского богословского института, замечательный педагог и духовник. Его учениками и духовными чадами были о.Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф, о. Борис Бобринский. К осени этого года автором данной статьи, совместно со Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже, будут изданы Иерусалимские дневники о.Киприана (Керна) (около 300 страниц), которые он вел в 1928-1930 гг., будучи начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Константин Керн (будущий о. Киприан) родился в 1899 г. в Туле в старой дворянской семье. Был выпускником Императорского Александровского лицея. Став священником, он ежегодно 19 октября служил панихиду по А.С. Пушкину и всем другим почившим лицеистам. В 1917 г. поступил на юридический факультет Петроградского университета, но завершил юридическое образование уже в эмиграции: в 1921 г. Константин Керн окончил юридический факультет Белградского университета. А в 1925 г. - еще и богословский. Духовным примером был для него в те годы митрополит Антоний (Храповицкий). Константин видел его неоднократно во время Московского собора 1917-1918 гг., а затем в эмиграции, в Константинополе и Сербии. Керн стал одним из множества молодых людей, которые под влиянием митрополита Антония приняли монашество и священный сан и начали заниматься богословием. Именно он навсегда остался для архимандрита Киприана «великим аввой» . Так через своих учеников митрополит Антоний (Храповицкий) опосредованно влиял и на русскую православную молодежь во Франции, не принадлежавшую к «зарубежной» юрисдикции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий Рождества Пресвятой Богородицы мужские монастыри в Финляндии под управлением Преосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского (1946-1954 гг.) Александрова-Чукова Лидия Константиновна 13.10.2015 1314 Время на чтение 94 минут К 70-летию возвращения братии Валаамского и Коневецкого монастырей в лоно Русской Православной Церкви и 60-летию преставления митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория портал Богослов. Ru публикует доклад биографа владыки Л.К. Александровой-Чуковой, представленный на V Валаамских образовательных чтениях 16-18 мая 2014 г. и вошедший в сборник материалов конференции. Послевоенное десятилетие, когда братия Ново-Валаамского и Ново-Коневецкого (Коневского) монастырей вернулась в лоно Матери-Церкви Российской, и по прошествии более полувека, нуждается в исследовании. Открытая в 1892 г. Финляндская архиепископия до 1921 г. была одной из епархий Русской Православной Церкви. С 1905 по 1917 год ее возглавлял будущий патриарх, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). С объявлением в 1905 г. гражданских свобод, начался массированный панфинско-лютеранский натиск финляндских сепаратистов на православных карел Русской Карелии - жителей Архангельской и Олонецкой губерний. В 1907 г. по инициативе архиепископа Сергия была создана монархическая церковно-общественная организация Православное Карельское братство, задачей которого была защита интересов карельско-русского православного населения Великого Княжества Финляндского. К 1911 г. Карельское братство практически остановило панфинско-лютеранский натиск на Русскую Карелию. За четыре года никто из православных не перешел в лютеранство, а обратные случаи были . В результате государственного переворота и распада Российской Империи, к концу 1917 г. Финляндская православная архиепископия с кафедрой в Выборге, так же, как и острова Валаам и Коневец, оказалась на территории независимой Финляндии. Братия монастырей и все православные приходы архиепископии в одночасье стали церковью нацменьшинства, так как основная религия Финляндии - лютеранство. Службы в монастырях вскоре стали проводиться на финском языке, и часть насельников приняла финское гражданство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

Мануил (Лемешевский Виктор Викторович), митр. б. Куйбышевский и Сызранский Родился 18 апр./1 мая 1884 года в гор. Луге Ленинградской области. Образование получил в Либавской Николаевской гимназии, ныне гор. Лиепайя Латвийской ССР. Обучался на юридическом факультете С.-Петербургского университета и в Петроградской духовной академии. Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919– 1920 годы. Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столепнской пустыни, Тверской епархии. 2 июня 1911 года пострижен в монашество. 10 дек.1911 года возведен в сан иеродиакона. 16 сент. 1912 года рукоположен во иеромонаха в гор. Семипалатинске. С августа 1912 по август 1916 г. – помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в г. Семипалатинске. В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию. С 1917 года – помощник библиотекаря Петроградской епархии. Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества. В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины. 5 авг.1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом. В том же году утвержден настоятелем домовой у церкви Александро-Невского общества Трезвости. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Ыаркомпроса РСФСР. С 1921 по 1923 г. преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в г. Петрограде. 8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре г. Москвы быв. настоятелем епископом Феодором Волоколамским возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии совершено Святейшим Патриархом Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 10/23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией. Хиротония состоялась в Москве в церкви Св. Димитрия Солунского в Благушах. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Иларион Верейский, архиеписков Севастиан Костромской и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010