Г. А. Острогорский Список сокращений часто цитируемых работ и периодических изданий Actes de l’Athos Petit L., Korablev В., Kegel V., Kurtz E. Actes de l’Athos//ВВ. Прилож. 10(1903), 12(1906), 13(1907), 17(1911), 19(1912), 20(1913). Adontz . Basile I. Adontz N. L " âge et l " origine de l " empereur Basile I//Byz. 8 (1933). P. 475–550; 9 (1934). P. 223–260. Adontz. Samuel l " Armenien. Adontz N. Samuel l " Arménien, roi des Bulgares//Mémoires de l " Académie Royale de Belgique, Classe des Lettres 38 (1938). P. 1–63. Alexander . Patr. Nicephorus. Alexander P.J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Babinger . Beiträge. Babinger F. Beiträge zur Frühgeschichte der Türkenherrschaft in Rumelien (14.–15. Jahrhundert). Brünn-München-Wien, 1944. (Südosteuropäische Arbeiten; 34). Banescu . Duchés byzantins. Banescu N. Les Duchés byzantins de Paristrion (Paradounavon) et de Bulgarie. Bucarest, 1946. Beck . Kirche. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. (Handbuch der Altertumswissenschaft XII. 2. 1: Byzantinisches Handbuch II 1). Beneševi . Ranglisten Beneševi V.N. Die byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei und nach den Jerusalemer Handschriften//BNJ 5 (1926). S. 97–167; 6 (1928). S. 143–145. Byzantinisch-Neugriechischejahrbücher. Berlin-Athen, 1920–1960. Bon . Le Péloponnèse Bon A. Le Péloponnèse byzantin jusqúen 1204. Paris, 1951. Bratianu . Études byz. Bratianu G.I. Études byzantines d " histoire économiqueet sociale. Paris, 1938. Bratianu . Privilèges. Bratianu G.I. Privilèges et franchises municipales dans l’Empire byzantin. Paris-Bucarest, 1936. Bréhier . Institutions. Bréhier L. Les institutions de l " Empire byzantin. Le Monde Byzantin, II. Paris, 1948. (L " évolution de l " humanité 32 bis). Bréhier. Civilisation. Bréhier L. La civilisation byzantine. Le Monde Byzantin III. Paris, 1950. (L’évolution de l " humanité; 32 ter).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Творцы революции 1905 года в России 9 (22) января 1905 года, 105 лет назад в Российской Империи была совершена провокация «кровавое воскресенье» - начало «первой русской революции» 10.01.2010 229 Время на чтение 12 минут В истории России период 1905-1907 гг. представляет собой особый интерес. В стране впервые появились выборные законодательные учреждения, легальные политические партии, свободная пресса. Самодержавие сделало шаг в направлении конституционной монархии В катехизисе большевиков - «Кратком курсе истории ВКП(б) [Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков)]» воскресенье 9 января 1905 называлось «кровавое воскресенье». События в Петербурге описывались так: «Страшная весть о кровавом злодеянии царя разнеслась повсюду. Возмущение и негодование охватили весь рабочий класс, всю страну... В России началась революция». Безспорно, что рабочий вопрос в конце 1904 года и весь следующий год был основой всех происходивших событий. Но вооружённые бунты возникли не сами собой - у них были свои тайные творцы или, как сегодня говорят, политтехнологи. Кто помнит сегодня их имена: Азеф, Витте, Парвус, Троцкий, Рутенберг и др.? Но именно они делали революцию 1905 года и отнюдь не в русских интересах. В 1913 году французский экономический обозреватель Эдмон Тэри получил от французского правительства задание изучить результаты реформ и состояние железных дорог в России. Выводы из его исследования свидетельсгвуют о том, что в начале XX века наше страна была сильной здоровой державой, стремительно идущей вперёд. Интересны его данные по приросту населения России: «С 1892 по 1902 годы он составлял 15,4% (примерно 18,6 млн), а с 1902 года по 1917 год население России увеличилось на 22,7% (на 31,7 млн человек)». По прогнозу Тери численность населения страны в старых границах Российской империи к 1948 году должна была составить 343,9 млн человек. А вот и главный вывод отчёта Тэри: «Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отношениях...».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Цареубийство - неразгаданные тайны 19.07.2017 1422 Время на чтение 12 минут В январе 1918 г. в Екатеринбурге инженер Ипатьев купил дом купца Шаравьева. Сам этот факт не вписывается в логические рамки. В январе 1918-го никто в России недвижимость не покупал! От нее избавлялись, домовладельцев уже приравняли к «буржуям». Взять денег на покупку было негде, банки национализировали. Те, кто сохранил наличность, обращали ее в золото, драгоценности, валюту. Но город был «вотчиной» Свердлова. Здесь верховодили его близкие подручные: Белобородов, Голощекин, Войков, Юровский, Сыромолотов, Чуцкаев. А Ипатьев был приятелем Войкова - до поры до времени. В апреле тот же Войков потребовал от него выехать. И следы Ипатьева исчезают, будто его и не было. Но если учесть, что цареубийцы были связаны с масонством, загадка находит объяснение. Здание специально сделали «домом Ипатьева». Чтобы замкнуть магический круг между Ипатьевским монастырем, где началась династия Романовых, и местом ее завершения. Но было еще одно совпадение. Почему «домом Ипатьева» сделали именно этот особняк? Оказывается, он располагался рядом с резиденцией британского консула Томаса Престона, просматривался из его окон! А фигура Престона весьма любопытна. Всю революцию 1905 - 1907 г. он провел служащим горнодобывающей компании в Батуме. Известно, что здешний британский консул Патрик Стивенс активно шпионил. Через Батум завезли 8,5 тыс. винтовок на английском пароходе «Сириус». Груз был конфискован, но за взятки все равно попал к революционерам. После этого Престон закончил Кембридж и в 1913 г. приехал дипломатом в Екатеринбург. Но не отрывался и от прежней специальности. Обеспечивал интересы британских горнопромышленников на Урале. При Советской власти у Престона установились отличные отношения с руководителями Уральского Совета - особенно близко он сошелся с Сыромолотовым, которого знал и раньше. На это тоже стоит обратить внимание. Сыромолотов в первую революцию руководил у Свердлова дружинами боевиков. Кроме того, он был женат на первой супруге Троцкого. А в начале 1918 г. именно ему было поручено произвести национализацию Русско-Азиатского банка (один из владельцев - дядя Троцкого Животовский). Значит, он входил в круг очень доверенных лиц.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/19/care...

Константин Дмитриевич (3.06.1867, дер. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ.- 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт, переводчик, эссеист, критик. Из дворянской семьи. До 7-го класса учился в гимназии в Шуе, в 1884 г. исключен за сочувствие народническим идеям, в 1886 г. окончил гимназию во Владимире. В 1885 г. в ж. «Живописное обозрение» опубликовал 3 стихотворения. В 1886 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, в следующем году был исключен за участие в студенческих беспорядках; в 1888 г. возобновил учебу, но вскоре сам ушел по болезни. Активно занимался самообразованием, изучал иностранные языки. В 1887-1889 гг. переводил западноевроп. поэтов (Г. Гейне, А. Мюссе и др.), после путешествия по Скандинавским странам в 1892 г. занимался переводом Г. Ибсена, Г. Брандеса, Б. Бьёрнсона. В 1893-1899 гг. перевел и издал в 7 выпусках сочинения П. Шелли, в 1895 г.- 2 книги Э. По. В 1896-1897 гг. путешествовал по Зап. Европе, увлекся испан. культурой, переводил произведения П. Кальдерона , Лопе де Веги, Тирсо де Молины и др. В 1898-1901 гг. часто бывал в С.-Петербурге, общался с представителями «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковским , З. Н. Гиппиус и др.), остался равнодушен к их идеям (стихотворение «Далеким близким»). С 1900 г. примыкал к кружку московских символистов (В. Я. Брюсов , Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Поляков и др.), активно сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и ж. «Весы». В мае 1901 г. на 2 года лишен права проживать в столичных и университетских городах за публичное чтение антиправительственного стихотворения «Маленький султан». В 1902 г. уехал за границу, жил в основном в Париже, много путешествовал (в 1904 - по Швейцарии и Испании, в нач. 1905 - по Мексике и Калифорнии, юго-зап. части США). В дек. 1905 г. участвовал в революционных событиях в Москве; опасаясь возможного ареста, 31 дек. покинул Россию, с 1906 г. жил во Франции, много путешествовал (посетил Балеарские о-ва (1907) и Египет (1910), в 1912 совершил кругосветное путешествие). В 1913 и 1914 гг. после амнистии политических эмигрантов дважды приезжал в Россию. В июне 1915 г. вернулся на родину, в сент.-дек. совершил турне по стране, выступал с лекциями в Тифлисе и Кутаиси (читал отрывки из перевода на рус. язык поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В мае 1916 г. путешествовал по Японии. Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. В брошюре «Революционер я или нет» (1918) осудил революционные методы борьбы, поскольку «не революцией, а эволюцией жив мир», поэт, по мнению Б., «выше партий». В 1920 г. уехал в командировку за границу, на родину не вернулся, жил во Франции, с кон. 1936 г.- в Нуази-ле-Гран. Во 2-й пол. 20-х гг. совершил поездки в Литву, Польшу, Чехословакию, Югославию, Болгарию. С кон. 30-х гг. страдал психическим заболеванием. Умер в нищете от воспаления легких. Предсмертная исповедь Б., по свидетельству Б. К. Зайцева , произвела на священника большое впечатление силой покаяния. Похоронен на католич. кладбище в Нуази-ле-Гран.

http://pravenc.ru/text/77460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел. В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей. В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906). Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910). Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

http://pravenc.ru/text/1680991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/114902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (16.12.1880, Москва - 25.05.1938, Одесса?), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1899 г. окончил московское Синодальное училище церковного пения с занесением на «Золотую доску», в 1902 г.- С.-Петербургскую консерваторию, занимался в музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва. С 1901 г. преподавал теорию музыки в регентском классе в Придворной певческой капелле . «Указом от 5 февраля 1902 г. П. Н. Толстяков и А. Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу» (РДМДМ. Т. 4. С. 553). До 1904 г. по приглашению С. В. Смоленского , в годы учебы видевшего в нем «умного, способного, отлично занимающегося ученика» (РНБ. Ф. 1141. Ед. хр. 465. Л. 1), работал учителем пения в капелле, затем в учебных заведениях Тамбова. С 1907 по 1917 г. вел сольфеджио и чтение хоровых партитур в Регентском уч-ще в С.-Петербурге, созданном Смоленским. С 1910 г. был хормейстером Мариинского оперного театра, с 1916 г.- главным хормейстером. В 1911 г. преподавал на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге. В 1915 г. состоял в комиссии по присуждению премий за духовно-муз. сочинения при редакции ж. «Хоровое и регентское дело». С хором Мариинского театра Д. занимался подготовкой оперных сцен в спектаклях «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи, «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, «Электра» Р. Штрауса и др. Хор театра ежегодно давал концерт под его управлением, а также участвовал по приглашению в концертах А. И. Зилоти, напр., были исполнены: Литургия С. В. Рахманинова под упр. Е. С. Азеева (см.: Хроника//РМГ. 1911. 2. Стб. 62), под упр. Рахманинова (см.: Прокофьев Г. Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 14. Стб. 366-367) , песнопения «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова (см. там же. 1913. 15/16. Стб. 414-416), симфоническая поэма «Колокола», кантата «Весна» Рахманинова (см.: Хроника: Колокола С. Рахманинова//Там же. 49. Стб. 1140-1142; Прокофьев Г. [А. Зилоти и др.]//Там же. 3. Стб. 89-91), «Magnificat», хорал из кантаты 140 и «Траурная ода» И. С. Баха (см.: Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 3. Стб. 89-91; Т-в Б. Хроника: Оперы и концерты в С.-Петербурге//Там же. 51-52. Стб. 1198-1199) и др. Выступления этого хора пользовались успехом.

http://pravenc.ru/text/180389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ офиц. издание Курской епархии, основанное согласно указу Синода (от 1 дек. 1870) в янв. 1871 г. при Курской ДС, которая находилась в Белгороде. После переезда Курской ДС (с 15/16 за 1882) «К. е. в.» издавали в Курске. Журнал выходил в 1871-1887 гг. 2 раза в месяц, в 1888-1917 гг. еженедельно, при этом в 1907-1908 и 1913-1916 гг. вышло по 48 номеров, в 1912 г.- 35, в 1917 г.- 45 номеров, в остальные годы - по 52 номера. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть в 1871-1904 называлась «Прибавления к «Курским епархиальным ведомостям» с подзаголовком «Часть неофициальная»), с раздельной пагинацией. Первоначально редакторами офиц. и неофиц. частей «К. е. в.» были ректоры Курской ДС: в 1871-1888 гг. прот. М. П. Невский (впосл. Митрофан, еп. Смоленский), в 1888-1906 гг.- прот. И. А. Новицкий, соредакторами были преподаватели семинарии прот. Г. Вознесенский (1871-1874) и А. А. Чистяков (1874-1883). В кон. 1906 г. редактирование офиц. части было передано секретарю духовной консистории С. А. Малевинскому (1906-1909), неофиц. часть продолжал редактировать прот. И. Новицкий, с 24 за 1909 г. обязанности редактора неофиц. части исполнял преподаватель Курской ДС Н. П. Сенаторский. В кон. 1909 г. еп. Курский и Обоянский Питирим (Окнов ; впосл. митрополит Петроградский и Ладожский) ходатайствовал об освобождении обоих редакторов от их обязанностей и о назначении редактором обеих частей сверхштатного члена консистории свящ. О. Псарёва, составившего одобренную Синодом записку о правилах издания «К. е. в.», согласно к-рой «официальная, общепринятая программа епархиальных ведомостей, оставаясь в основных чертах неизменной, фактически имеет быть дополнена введением новых рубрик (напр., «ответы редакции», «почтовый ящик», «смесь») и возможным расширением существующих отделов» (Об издании «Курских епархиальных ведомостей»//Курские ЕВ. 1910. 17. Ч. офиц. С. 143-145). В результате этих изменений на протяжении 2 лет «К. е. в.» выходили приближенными к газетному формату за счет сокращения в неофиц. части богословских и церковно-исторических статей, в т. ч. публикаций по местной церковной истории, но с большим количеством хроникальных заметок, очерков и стихов. В 1912-1917 гг. издание «К. е. в.» было возвращено к прежнему формату; офиц. часть в эти годы редактировал секретарь консистории Н. А. Дивногорский, а неофиц. часть - Сенаторский.

http://pravenc.ru/text/2462321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, г. Ментона, Франция), советский гос. деятель, нарком просвещения в 1917-1929 гг., один из организаторов антирелиг. борьбы. Формально его отцом считался действительный статский советник В. Ф. Луначарский, однако до рождения сына мать Л. ушла от мужа и состояла в связи с действительным статским советником А. И. Антоновым. Согласно воспоминаниям Л., от своего родного отца, «человека радикальных настроений», он получил «первый толчок к атеизму и революционно-демократическому воззрению на окружающее». В 1887-1895 гг. учился в киевской 1-й мужской гимназии, вступил в нелегальный марксистский кружок. В 1895-1896 гг. обучался в Цюрихском ун-те (Швейцария), где прослушал курсы философии и естествознания под рук. Р. Авенариуса, увлекся его доктриной эмпириокритицизма. Сблизился с действовавшими в эмиграции орг-циями рус. социал-демократов. Прервал учебу по семейным обстоятельствам (сопровождал сводного брата на лечение во Францию). В 1898 г. вернулся в Россию, стал членом подпольного Московского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). 13 апр. 1899 г. арестован в Москве, заключен в Таганскую тюрьму. После освобождения 8 окт. того же года проживал как подследственный под полицейским надзором в Калуге и в Полтавской губ. 29 апр. 1900 г. был вновь арестован в Киеве, заключен в киевскую Лукьяновскую тюрьму до июня того же года. В февр. 1902 г. приговорен по делу Московского комитета РСДРП к 2 годам ссылки в Вологодскую губ. (жил в Вологде, а с марта 1903 в г. Тотьме). После отбытия срока ссылки вернулся в Киев, в окт. 1904 г. выехал в Зап. Европу. Стал ближайшим соратником В. И Ленина , входил в состав редакций большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». В нояб. 1905 г., во время первой рус. революции, приехал в С.-Петербург. Был арестован в дек. того же года, находился в заключении в петербургской тюрьме «Кресты» до февр. 1906 г. После освобождения продолжал агитационно-публицистическую деятельность, неск. раз привлекался к следствию за революционные выступления в печати. В февр. 1907 г. вновь эмигрировал в Зап. Европу, проживал в основном в Италии. В 1908 г. из-за разногласий по тактике революционной борьбы отошел от большевистской фракции РСДРП. Был членом самостоятельной группы «Вперед» в составе РСДРП (до 1913), при этом не прерывал тесных личных контактов с Лениным. Участвовал в организации межфракционных партийных школ на о-ве Капри и в г. Болонья (Италия). Помимо политической публицистики получил известность как автор работ по философии, эстетике, культурологии, искусствоведению, литературоведению. Выступал как сторонник связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, пропагандист «пролетарского искусства»; написал ряд драматических произведений.

http://pravenc.ru/text/2110889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИРЕР [нем. Cassirer] Эрнст (28.07.1874, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) - 13.04.1945, Нью-Йорк, США), нем. философ, культуролог, историк философии, культуры и науки; представитель марбургской школы неокантианства ; в 20-40-х гг. XX в. разработал собственную концепцию философской антропологии и философии культуры. Жизнь, философская деятельность, сочинения К. происходил из состоятельной евр. семьи. Его отец, Эдуард Кассирер (1844-1916), успешно вел торговлю в Бреслау, занимал влиятельное положение в местной евр. общине, участвовал в благотворительной деятельности, в частности финансировал городскую евр. больницу. По вероисповеданию семья К. формально принадлежала к иудаизму раввинистическому , однако активной религ. жизни никто из ее членов не вел. Вскоре после смерти матери К., в 1904 г., его отец переселился в Берлин, где жили мн. родственники Кассиреров. В марте 1892 г. К. окончил Иоханнес-гимназиум - частную школу для евр. юношей, основанную в 1872 г. Обучение в гимназии было построено по классическим принципам, особое внимание уделялось древним языкам - греческому и латинскому ( Meyer. 2006. S. 16-19). Образование (1892-1902) Неск. лет после окончания гимназии К. провел в поисках призвания: первоначально он проявлял значительный интерес к лит-ре и филологии, но постепенно под влиянием бесед с друзьями стал задумываться о том, чтобы профессионально изучать философию. Родители хотели видеть К. юристом; исполняя их желание, К. поступил на юридический факультет Берлинского ун-та, однако проучился здесь всего один семестр (летний семестр 1892). В кон. 1892 - нач. 1893 г. К. продолжил обучение в Лейпцигском ун-те, где посещал лекции известного психолога В. Вундта (1832-1920), однако и здесь он надолго не задержался. В мае 1893 г. К. перевелся в Гейдельбергский ун-т, но уже осенью вернулся в Берлинский ун-т, где записался на лекции по гуманитарным наукам, а также по физике и математике ( Krois. 2009. S. XXI). В письмах родным этого периода он с горечью сообщал о распространенности в нем. ун-тах антисемитских настроений, о своем внешнем и внутреннем одиночестве, об одолевавших его меланхолии и депрессии. Хотя К. тяжело переживал постоянную смену ун-тов, это позволило ему познакомиться с идеями целой плеяды выдающихся нем. интеллектуалов, к-рых впосл. он относил к числу своих учителей. К., в частности, слушал лекции философа В. Дильтея (1833-1911), психолога М. Дессуара (1867-1947), историка философии К. Фишера (1824-1907), литературоведов Г. Ф. Гримма (1828-1901), Э. Шмидта (1853-1913) и др.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010