131 E. Bloch, Das Prinzip Hoffnung. Frankfurt, 1959, 338. Geist der Utopie, 2 Aufl. Berlin, 1923, 246. 135 G. Picht, Hier und Jetzt. Philosophie nach Auschwitz und Hiroshima I. Stuttgart, 1980, 362слл. 138 Ф. Ницше, Сочинения в двух томах. Т. 2. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. М., 1990. 139 R. Koselleck, Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten. Frankfurt, 1978, 349слл. 140 “Aeternitas… est interminibilis vitae tota… simut et perfecta possession” (Боэций, Утешение философией//Он же, Утешение философией и другие трактаты. М., 1990, 236). 141 Дискуссию по поводу этого богословия времени см. T. Freyer, Kontinuitat und Unterbrechung Theologische Anmerkungen zur Zeitproblematik bei J. Moltmann und J. B. Metz в Theologie der Gegenwart 38, 1995, 179–199. 143 Ср. W. Schmidt, Zeit und Ewigkeit. Die letzten Voraussetzungen der dialektischen Theologie. Gütersloh, 1927. F. Holmstorn, Das eschatologische Denke der Gegenwart. Gütersloh, 1936. 148 K. Barth, Die Auferstehung der Toten. München, 1924 с рецензией Р. Бультмана в Glauben und Verstehen I, 3 Aufl. Tübengen, 1958, 38–64. И Барт, и Бультман соглашались с тем, что нужно заместить futurum aeternum то будущее, которого Павел ожидал в форме близящегося космического события. 152 Ср. W. Pannenberg, Der Gott der Hoffnung в S. Unseld (ed.), Ernst Bloch zu ehren. Frankfurt, 1965, 209–225 – вклад, который я особенно ценю. 153 J. Moltmann, Die Zukunft als neues Paradigma der Transzendenz. Internazionale Dialog Zeitschrift, 2, 1969, 2–13. 157 Ср. G. Greshake, G. Lohfink, Naherwartung – Auferctehung – Unsterblichkeit, QD 71, 4 Aufl. Freiburg, 1982. Данная точка зрения была подвергнута критике в Письме Конгрегации вероучения относительно некоторых вопросов эсхатологии (1979). 158 Следующим я обязан лекции Э. А. Вюллера Die Ewigkeitszert Platons und die Endzeit der Johannes-Apokalypse (FEST, Heidelberg, 1986). Что касается толкования Библии, то здесь я следую за В. Бусс (W. Bousset, Die Offenbarung Johannis. Göttingen, 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Лит.: Профессору ЛДА прот. Ливерию Воронову – 70 лет//ЖМП. 1984. 9. С. 25; Рассказовский С., свящ. Прот. Ливерий Воронов . Некролог//ЖМП. 1996. 1. С. 57–59; Кончина прот. Ливерия Воронова//Христианское чтение. 10. СПб., 1995. С. 83-–86; Преображенский Н., прот. Воронов Л.А. Ц ПЭ. Т. IX. М„ 2005. С. 408–41 1. Гнедич Петр Викторович (г. Мариамполь Сувалкской губ., ныне Литва, 2 января 1906 г. (н. ст.) – Ленинград, 19 августа 1963 г.), профессор-протоиерей. В 1927 г. поступил на Высшие литературные курсы в Москве, после закрытия которых в 1929 г. был переведен на литературное отделение Педагогического института в Твери, из которого в 1930 г. уволился. С 1930 г.– старший каталогизатор фонда (библиотека рукописей) Научного института удобрений в Москве. Арестован 15 апреля 1932 г. и 16 мая как «член церковно-монархической контрреволюционной организации» приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. В 1935 г. вернулся в Москву; работал бухгалтером. В 1946 г. поступил в Московскую ДА, которую окончил в 1949 г. (первый выпуск). 21 ноября 1949 г. рукоположен целибатом во священника к Успенскому кафедральному собору Ташкента. С 15 марта 1950 г.– помощник библиотекаря Ленинградской ДА. С 1 сентября 1953 г.– преподаватель, а с 19 сентября – доцент кафедры гомилетики Ленинградской ДА; с 8 сентября 1954 г. преподавал также догматическое богословие (до 16 августа 1955 г.). С 10 августа 1955 г.– священник Князь-Владимирской церкви в пос. Лисий Нос; с 30 августа 1955 по 24 сентября 1962 г.– священник Троицкой («Кулич и Пасха») церкви в Ленинграде. К Пасхе 1959 г. протоиерей. И июня 1962 г. защитил в Московской ДА магистерскую диссертацию «Догмат искупления в русской богословской литературе последнего пятидесятилетия» [изд.: Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). М., 2007]. С 1962 г. профессор кафедры византологии Московской ДА. Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г. (скончался до начала работы Комиссии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985; T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. 1990; T. 3: De 1204 à 1328. 1994; T. 4: De 1328 au début du XVIe siècle. 1995. (AA; 14, 16, 18, 19); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (AA; 9); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (AA; 2); Actes de Lavra: 897-1178/Ed. G. Rouillard, P. Collomp. P., 1937. (AA; 1); Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970; Pt. 2: De 1204 à 1328: [Texte. Album]. 1977; Pt. 3: De 1329 à 1500: [Texte. Album]. 1979; Pt. 4: Études historiques. Actes serbes: [Texte et planches]/Avec la collab. de S. irkovi. 1982. (AA; 5, 8, 10, 11); Actes du Pantocrator/Ed. L. Petit//ВВ. 1906. Т. 12. Прилож.; Actes du Pantocrator: [Texte. Album]/Ed. V. Kravari. P., 1991. (AA; 17); Actes de Philothée/Ed. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev//ВВ. 1914. T. 20. Прилож.; Actes du Prôtaton: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (AA; 7); Actes de Saint-Pantéléèmôn: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi, 1982. (AA; 12); Actes de Xénophon/Ed. L. Petit//ВВ. 1903. Т. 10; То же. Amst., 1964; Actes de Xénophon: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (AA; 15); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (AA; 3); Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прилож.; Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998 (=http://www.doaks.org/typ000.html [Электр. ресурс]). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 1-2; он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Αναμνσεις, γγραφα, σημεισιες. Κωνσταντινοπολις , 1885; Петрушевский П. Святые места и святыни на Востоке и в России. СПб., 1902; Вышний покров над Афоном.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Сергей Аверинцев – световноизвестен руски византолог, литератор и богослов, автор на над 700 труда – монографии, студии, статии, преводи на художествена, философска и богословска литература от старогръцки, латински, немски, френски, италиански, сирийски, коптски и др. Проф. Аверинцев е роден на 10 декември 1937 г. Завършва класическа филология в Московския държавен университет през 1961 г. От 1980 г. е доктор на филологическите науки. Член е на Европейската академия, на Световната академия за култура и мн. др. През 1995 г. получава наградата Lukas, присъждана за заслуги в разбирателството между народите, културите и религиите. Понастоящем (към 2002 г.) проф. Аверинцев преподава история на руската литература във Виенския държавен университет. На 9 ноември 1999 год. проф. Аверинцев бе удостоен и с титлата «Почетен доктор» на Софийски университет «Св. Климент Охридски». Архиепископ Аверки (Таушев) (1906–1976) – руски богослов, духовен писател, йерей на Руската православна църква зад граница, архиепископ. Роден в Русия, средното и висшето си образование получил в България (през 1930 г. се дипломирал в Богословския факултет на Софийския университет). Живял след това в Подкарпатска Русия, Белград, Австрия, Германия и (до последните си дни) в САЩ. Отличавал се с дълбоко и чисто православно световъзприятие. Оставил богословски трудове и духовни слова. Извън речника: Архиеп. Аверки. «Авраамов дом» Фразеологизъм, който се използва в нашия език със значение много гостоприемно семейство; дом, където постоянно има радушно посрещани гости. Изразът води своя произход от библейския разказ за дома на патриарх Авраам. Праотецът Авраам бил много богат. Имал много добитък, сребро и злато (вж. Бит. 13:2). Той се отличавал с голяма любов към хората и винаги дружелюбно посрещал гости в своя дом. По особено достопаметен начин Авраамовото гостолюбие се проявило, когато Бог се явил на Авраам в дъбравата Мамре. Тримата пътници-Ангели са старозаветно свидетелство за троичността на Бога. Авраам помислил, че те са странници. Той изтичал да ги посрещне, поклонил им се доземи и ги поканил да се отбият в жилището му. След това богато ги угостил с пити от най-доброто брашно, с месо от младо и добро теле, с мляко и масло (вж. Бит. 18:1–8). Гостоприемството е добродетел, която високо се е ценяла сред близкоизточните народи още от най-древни времена. Тя се е възприемала като изява на вярност към Бога. Щедростта на Авраам към тримата пътници-Ангели е особено показателна в това отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

de la Société d’archéologie copte. Le Caire, 1993. Vol. 32. P. 149–160; 1995. Vol. 34. P. 3–69; 1997. Vol. 36. P. 143–156; 1998. Vol. 37. P. 80–89; 2000. Vol. 39. P. 181–200; 2002. Vol. 41. P. 41–52; 2003. Vol. 42. P. 65–72; 2005. Vol. 44. P. 69–80; 2006. Vol. 45. P. 95–105; Zanetti U. Supplément à l’Inventaire des manuscrits de Saint-Macaire//Ibid. 2006. Vol. 45. P. 153–195; исследования: Vansleb J. M. Histoire de l’église d’Alexandrie, fondée par S. Marc, que nous appelons celle des Jacobites Coptes d’Egypte. P., 1677 [вначале (без пагинации) — краткий кат. Копто-араб. авторов]; Guidi I. Gli Atti Apocrifi degli Apostoli nei testi copti arabi ed etiopici//Giornale della Sociema asiatica italiana. Firenze, 1888. Vol. 2. P. 1–66; idem. Le traduzioni degli Evangelii in arabo e in etiopico//MRAL. Ser. 4. 1888. Vol. 4. Pt. 1. P. 5–76; Burkitt F. C. Arabic Versions//A Dictionary of the Bible/Ed. J. Hastings. N. Y.; Ebinb., 1898. Vol. 1. P. 136–138; Riedel W. Der Katalog der christlichen Schriften in arabischer Sprache von Ab ‘l Baraktt’//NGWG. 1902. H. 5. S. 635–706; Mallon A. Une école de savants égyptiens au Moyen Âge//MFO. 1906. Vol. 1. P. 109–131; 1907. Vol. 2. P. 213–264; Hyvernat H. Arabes (versions)//Dictionnaire de la Bible/Éd. F. Vigouroux. P., 1912. T. 1. Col. 851–856; Vaccari A. Le versioni arabe dei profeti//Biblica. R., 1920. Vol. 1. P. 266–268; 1921. Vol. 2. P. 401–423; Cheikho L. Catalogue des manuscrits des auteurs arabes chrétiens depuis l’Islam. Beyrouth, 1924; Graf G. Arabische Übersetzungen der Apokalypse//Biblica. 1929. Vol. 10. P. 170–194; idem. Die koptische Gelehrtenfamilie der Auld al-‘Assl und ihr Schrifttum//Orientalia. N. S. R., 1932. T. 1. P. 34–56, 129–148, 193–204; idem. Die Exegetische Schriften zum Neuen Testament in arabischer Sprache bis zum 14. Jh.//BiblZschr. 1933. Bd. 21. S. 22–40, 161–169; idem. Die Zwei dogmatische Florilegien der Kopten. 2: Das Bekenntnis der Väter//OCP. 1937. Vol. 3. P. 345–402; idem. Geschichte. 1944–1953. 5 Bde; Kmil li Nala.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Изд. и пер.: Laurence R., ed. Ascensio Isaiae vatis. Oxoniae, 1819; Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1828. Vol. 3. [Pars 2]. P. 238-239 (Var. pag.); Gieseler J. K. L. Vetus translatio latina Visionis Jesaiae. Gött., 1832; Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 414-419; Dillmann A., ed. Ascensio Isaiae aethiopice et latine. Lipsiae, 1877; Gebhardt O., von. Die Ascensio Isaiae als Heiligenlegende: Aus Cod. Gr. 1534 der Nationalbibliothek zu Paris//ZWTh. 1878. Bd. 21. S. 330-353; Тихонравов Н. С. Апокрифические сказания. СПб., 1894. С. 32-47; Сборник XII в. Московского Успенского собора/Ред. А. А. Шахматов, П. А. Лавров//ЧОИДР. 1899. Кн. 2. Отд. 2. С. 1-168; Charles R. H., ed. The Ascension of Isaiah: Transl. from the Ethiopic Version, which, together with the New Greek Fragment, the Latin Versions and the Latin Transl. from the Slavonic, is here Published in Full. L., 1900; Grenfell B. P., Hunt A. S., eds. The Amherst Papyri. L., 1900. Vol. 1. P. 1-22; Франко I. Anokpiфu i з украïнських pykonucib. Львов, 1906. Т. 4. С. 109-116; Tisserant E. Ascension d " Isaie: Trad. de la version éthiopienne, avec les principales variantes des versions grecque, latines et slave. P., 1909; Burkitt F. C. Jewish and Christian Apocalypses. L., 1914. P. 45-48, 72-74; Box G. H., Charles R. H., eds. The Ascension of Isaiah. L., 1919; Lefort L. T. Coptica Lovaniensia: Ascension d " Isaïe//Le Muséon. Louvain, 1938. Vol. 51. P. 1-32; idem. Fragments d " apocryphes en copte-akhmîmique. 2: Ascension d " Isaïe//Ibid. 1939. Vol. 52. P. 7-10; Lacau P. Fragments de «l " Ascension d " Isaïe» en copte//Ibid. 1946. Vol. 59. P. 453-467; Flemming J., Duensing H. Die Himmelfahrt des Jesaja//NTApo. 19643. Bd. 2. S. 454-468; Vaillant A. Textes vieux-slaves. P., 1968. Pt. 1: Textes et glossaire. P. 87-98; Pt. 2: Traductions et notes. P. 72-82; Erbetta M. L " Ascensione d " Isaia//Gli Apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1969. Vol. 3. P. 175-208; Успенский сборник XII-XIII вв./Под ред. С. И. Коткова. М., 1971. C. 169-177; Hammershaimb E. Das Martyrium Jesajas//Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit. Bd. 2: Unterweisung in erzählender Form. Gütersloh, 1973. S. 15-34; Knibb M. A. Martyrdom and Ascension of Isaiah//The Old Testament Pseudepigrapha/Hrsg. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1985. Vol. 2. P. 143-176; Caquot A. Martyre d " Isaie//La Bible: Écrits intertéstamentaires/Ed. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1017-1033; Norelli E. et al., eds. Ascensio Isaiae. Turnhout, 1995. Vol. 1: Textus/Ed. P. Bettiolo et al.; Vol. 2: Commentarius/Ed. E. Norelli. (CCSA; 7, 8); Écrits apocryphes chrétiens/Ed. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 499-545; Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999; Вознесение Исайи/Пер. с лат.: Р. Светлов//Ветхозаветные апокрифы/Сост.: П. Берснев. СПб., 2001. С. 392-404.

http://pravenc.ru/text/674800.html

P., 1955. 102 См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 87. 1898. Д. 282. Л. 4. По вопросу о разграничении предметов ведомства различных установлений по делам фабрично-заводской промышленности. 104 См.: Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих России на рубеже XIX–XX вв.//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917. СПб., 1997. С. 61. 111 Цит. по: Озеров И. X. Политика по рабочему вопросу в России за последние годы. М., 1906. С. 274. 113 См.: Пушкарева И. М. Рабочие – предприниматели – власть в 1905 г. (к постановке проблемы)//Рабочие – предприниматели – власть в XX веке: В 2 ч./Отв. ред. А. М. Белов. Ч. 1. Кострома, 2005. С. 19. 116 ГА РФ. Ф. 1695. Оп. 1. Д. 26. Л. 2 (Докладная записка Зубатова С. В. генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу о необходимости перемены политики в отношении бастующих). 125 См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 75. 1905. Отд. 2. Ст. 3. Д. 102. Л. 1 (По определению Святейшего Синода об устройстве храмов Божиих при многолюдных фабриках и заводах в Санкт-Петербурге и его окрестностях). 130 РГИА. Ф. 796. Оп. 187. Д. 608. Ст. 2. Отд. 5. Л. 6 (О противоправительственной деятельности священно- и церковнослужителей). 131 РГИА. Ф. 797. Оп. 75. 1905. Отд. 1. Ст. 1. Д. 44. Л. 1 (О назначении представителя от духовного ведомства в особую Комиссию для выяснения причин недовольства рабочих в Санкт-Петербурге и его пригородах и изыскания мер к устранению таковых в будущем). 138 См.: Сидоров П. В. Христианский социализм в России в конце XIX – начале XX века. Череповец, 1995. С. 24. 141 См.: Саблер В. К. О мирной борьбе с социализмом: Путевые воспоминания Владимира Саблера. Сергиев Посад, 1911. Т. 2. С. 10. 147 См.: ГА РФ. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Л. 5 об. (Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве). 149 См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 78. 1908 г. Отд. 1. Ст 1. Д. 72а (О назначении представителя от Духовного ведомства в образованную при Министерстве торговли и промышленности комиссию для обсуждения законопроектов: об обеспечении рабочих на случай болезни и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бережков Алексей. " Романовы: последняя глава " – новая книга о гибели Царской Семьи//ИТАР-ТАСС. Нью-Йорк, 01.12.1995. Агуреев Алексей. Д.Херберт об американской ветви семьи последнего русского царя//ИТАР-ТАСС. 04.12.1995. Хвалин А. За Святую Троицу! О Втором Всероссийском Монархическом Совещании в Белгороде.//Приморский Благовест. 1995, декабрь, 2. Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731 – 1995. М., Родник, 1995. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., Терра, 1995. Земский Собор во Владивостоке//Держава. 1995, 2 (3). Митрополит Нестор. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Публикация, фотографии, предисловие и комментарии – С.В.Фомин//Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Покровский некрополь Владивостока. Составители Н. Мизь и А.Хвалин. Владивосток, 1995. Протоиерей Александр Шаргунов. Проповеди и выступления. М., 1995. Багдасаров Роман, Фомин Сергей. Неизвестный Нилус. Том 1-2. М., Православный паломник, 1995. Политическая хроника: При Царе – в обморок. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 1995. 1996 Иванов Леонид. Память об императоре//Труд. 13.01.1996. Серебрянский Митрофан, священник. Дневник священника 51-го Драгунского Черниговского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Серебрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года. М., Отчий Дом, 1996. Подписано в печать 15.01.1996. Перфилов Федор. Дьявольский любовник//Mip новостей. 22.01.1996. Богомолов Павел. Проститься бы лучше с Романовыми в простой уральской церкви//Правда. 24.01.1996. Вениамин, Епископ Владивостокский и Приморский. Обращение ко Второму Всероссийскому Монархическому совещанию//Держава. 1996, 1 (4). Подписано в печать 26.01.1996. Хвалин А.Ю. Приамурский Земский Собор//Держава. 1996, 1 (4). Подписано в печать 26.01.1996. Сенсация о царских останках//Аргументы и факты – Новости. 27.01.1996, 21 (62). Нетесов А.В. Возня вокруг останков продолжается//Имперский вестник. 1996, январь, 33.

http://religare.ru/2_47504.html

127. Дроздов В.=Дроздов Василий, свящ. Наблюдения и заметки сельского священника//РдСП. 1916. 41. С. 874–878. 128. Дроздов Н. Боязнь новшеств= Дроздов Н. [Г.], прот. Боязнь новшеств//ЦГ. 1907. 7. С. 196–200. 129. Дроздов Н. Вразумительно ли богослужение?= Дроздов Н. [Г.], прот. Вразумительно ли богослужение?//ЦГ. 1907. 5. С. 144–149. 130. Дроздов Н. К вопросам=Дроздов Н.[Г.], прот. К вопросам о богослужении (По поводу столичных пастырских собраний)//ЦГ. 1906. 47. С. 1308–1309. 131. Дроздов Н. К реформе (1) » Дроздов Н. [Г.], прот. К реформе богослужения//ИСПбЕ. 1906. 20. С. 14–20. 132. Дроздов Н. К реформе (2)= Дроздов Н. [Г.], прот. К реформе богослужения//ЦГ. 1906. 41. С. 1094–1099; 42. С. 1132–1137. 133. Дроздов Н. Кто лучше?=Дроздов Н.[Г.], прот. Кто лучше?//ЦГ. 1907. 1. С. 14–17. 134. Дроздов Н. На свежую могилу= Дроздов Н. [Г.], прот. На свежую могилу// Кол. 1909 . 876. С. 3. 135. Дроздов Н. Недоуменные вопросы=Дроздов Н.[Г.], прот. Недоуменные вопросы//ИСПбЕ. 1906. 23. С. 8–15. 136. Дроздов Н. Неизменность – Дроздов Н.[Г.], прот. Неизменность и стройность богослужебных чинов//ЦГ. 1907. 20. С. 517–520. 137. Дроздов Н. Об общей исповеди=Дроздов Н.[Г.], прот. К вопросу об общей исповеди//ЦТ. 1907. 13. С. 362–365. 138. Дроздов Н. Ревнители уставности= Дроздов Н. [Г.], прот. Ревнители уставности//ЦГ. 1907. 2. С. 44–48. 139. Думский=Думский Ф.[И.] К вопросу о богослужебном языке Православной Русской Церкви//ЦВк. 1907. 34. С. 1097–1098. 140. Евсеев. Рукописное предание= Евсеев И.Е. Рукописное предание славянской Библии//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 6–28. 141. Евсеев. Собор и Библия =Евсеев И.Е. Собор и Библия //УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 29–42. 142. Единство Церкви=Единство Церкви: Богословская конференция 15–16 ноября 1994 года. М., 1996. 143. Елабужский – Елабужский М.[С], свящ. Реформа богослужения (Доклад на Вятском епархиальном пастырско-мирянском собрании 25 августа 1906)//ЕО. 1906. 50. С. 10–16; 51–52. С. 1–3. 144. Епархиальное собрание=Епархиальное пастырское собрание//Киевские ЕВ.1907. 51–52. С. 1239.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Louisville, 1993. Martens 2008 – Martens P.W. Revisiting the AllegoryTypology Distinction: The Case of Origen//JECS 16, pp. 283–317. Mason 2005 – Mason E.F. Hebrews 7and the Relationship between Melchizedek and Jesus//BR 50, pp. 41–62. Matlock 2000 – Matlock R.B. Detheologizing the pisti_s Xrismou» Debatë Cautionary Remarks from a Lexical Semantic Perspective//NT 42, pp. 1–23. Matlock 2007 – Matlock R.B. The Rhetoric of pisti_s in Paul: Galatians 2.16, 3.22, Romans 3.22, and Philippians 3.9//JSNT 30, pp. 173–203. Maxey 2009 – Maxey J.A. From Orality to Orality: A New Paradigm for Contextual Translation of the Bible. BPC 2. Eugene, 2009. McDonald 2007 – McDonald L.M. The Biblical Canon: Its Origin, Transition, and Authority. Peabody, 2007. McKnight 1995 – McKnight E.V. Presuppositions in the New Testament Study//Hearing the New Testament: Strategies for Interpretation. Ed. by J.B. Green. Carlisle, 1995, pp. 279–300. Meeks 1983 – Meeks W. The First Urban Christians: The Social World of Apostle Paul. New Haven, 1983. Metzger 1991 – Metzger B. Problem Confronting Translators of the Bible//The Making of the New Revised Standard Version of the Bible. Ed. by B.M. Metzger, R.C. Denton, W. Harrelson. Grand Rapids, 1991, pp. 47–72. Meyer 1906 – Meyer E. Die Israeliten und ihre Nachbarstamme. Halle, 1906. Michaels, 1998 – Michaels J. R. Word Biblical Commentary: 1 Peter. Vol. 49 Dallas, 1998. Miller 1995 – Miller D.L. Jung and the Interpretation of the Bible. New York, 1995. Moberly 1992 – Moberly R.W.L. The Old Testament of the Old Testament: Patriarchal Religion and Mosaic Yahwism (Overtures to biblical theology). Minneapolis, 1992. Moran 1963 – Moran W.L. The Ancient Near East Background of the Love of God in Deuteronomy//CBQ 25 (1963), pp. 77–87. Moulton 1908 – Moulton J.H. A Grammar of the New Testament Greek. I. Prolegomena. Edinburgh, 1908. Moyise 1999 – Moyise S. The Language of the Old Testament, in the Apocalypse//JSNT 76 (1999), pp. 97–113. Muilenburg 1969 – Muilenburg J.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010