Сражаясь против неприятеля, каждый был убежден, что вместе с тем он сражается против богов враждебной гражданской общины. Боги эти были чужими, их разрешалось ненавидеть, оскорблять, побивать, их можно было брать в плен». – Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира. СПб., 1906. С.226–227. См. также: Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси//Курбатов Г. Л., Фролов Э.Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С.294–296. 1334 См.: Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., 1995. С.28, 37, 54, 83, 87, 90, 132, 150, 173, 209, 229, 254–264. 1336 ам же. С.47. «По сути своей охота в сознании язычников Представляла собой своеобразный сакральный акт, сопровождаемой жертвоприношением, а преследование зверя по следу представилось как стремление к Высшему Началу. ..».– Маковский М.М. Сравнительный словарь... С.256. 1338 См.: Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда. М., 1890. «При чем тут сани?– спрашивал Б.Д. Греков и отвечал: «Я думаю, что сани – это вещественное доказательство (предмет материальной культуры) того, что Ольга действительно ездила по Новгородской земле. Сани эти берегли в Пскове, подобно тому, как в Ленинграде оберегался ботик Петра, в Новгороде хранилась баржа Екатерины и т.д. Ольга ездила в этих санях. Летописец это очень хорошо знал или крепко в это верил.» Историк дал рационалистическое описание на манер современных понятий. Для него сани – лишь предмет материальной культуры, тогда как их потаенный сакральный смысл, привычный людям Древней Руси, остался им незамеченным. 1340 Говорит он и о хозяйственных заботах княгини, упоминая принадлежащее ей село и «перевесища», но все-таки главное свое внимание обращает на памятные места, отмеченные ее личный присутствием. «Серу с огнем» упоминает Житие Ольги ( Карамзин Н. М История Государства Российского. Т.1. С.269, прим.374). О сере сообщают и поздние летописи (ПСРЛ. T.IX. С.28; ПСРЛ T.XV. М., 1965. Стб.61).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1922 г. Д. литографически издал «Литургию» (для 3-голосного однородного хора), где воспроизвел сельские напевы устной традиции (вероятно, в своей обработке). В последние годы жизни принимал активное участие в деятельности гос. хоровой капеллы «Думка» и хоровой студии им. К. Стеценко, организовывал этнографические концерты. Из наследия Д. были переизданы только народные песни (лирницкий репертуар и духовные сочинения не издавались после 1903). Возможно, записи обработок церковных напевов наряду с коллекцией инструментов Д., каталогом песен и личными вещами погибли во время Гражданской войны в 1918-1920 гг. Имя Д. присвоено Уманскому муз. уч-щу, с 1995 г. в Киеве проводится ежегодный смотр-конкурс народных хоров его имени. Арх.: Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии НАНУ. Ф. 36-4, 16-17: Автобиография; Ф. 6-1: Васильчук М. Мат-ли до бuorpaфiï П. Д. Демуцького. Муз. соч.: Литургия. К., 1921; Дума о Федоре Безродном (слова народные); Зanobim, «Б " ють пороги», Чернець, «Yчimecя, брати моï» (песни на слова Т. Г. Шевченко). К., 1926; Лipa та ïï мотиви. К., 1903, 19072; Нар. укр. nichi в Kuïbщuhi. К., 1905. Ч. 1; 1907. Ч. 2; Перший десяток нар. укр. nicehь з репертуару Oxмamibcьkoro хору. К., 1906; Др. десяток нар. укр. nicehь з репертуару Oxмamibcьkoro хору. Б. м., 1906. Лит.: Козицький П. 50 pokib мyзuчho-emhorpaфiчhoï npaцi//Музика. К., 1924. 7-9; Kbimka К. В. П. Демуцький//Етногр. bichuk. К., 1928. Кн. 6. С. XXXV-LXV; Ященко Л. И. П. Д. Демуцький. К., 1957; он же. Украïнське народне багатоголосся. К., 1962; Зеленко Г. З icmopiï Oxмamibcьkoro хору П. Демуцького//Нар. mbopчicmь i emhorpaфiя. К., 1973. 4; Вакульчук О. А. Музично-фольклористична спадщина П. Демуцького//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 2000. Вип. 6. С. 28-35; Богданова О. В. Збiphuk П. Демуцького «Лipa та ïï мотиви» у kohmekcmi лiphuцьkoï mpaдuцiï//Украïнське музикознавство. К., 2001. Вип. 30. С. 116-129. Л. А. Пархоменко, Е. Ю. Шевчук Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/171677.html

227 В рассмотрении рукописей как мессианских и в исчислении их общего количества я следую за Мартином Абеггом. См. его относительно небольшую, но ценную работу: Abegg М. G. The Messiah at Qumran//Dead Sea Discoveries, 1995, June, Vol. 2, #2, pp. 125–144, в частности, p. 143. 228 Подробно об этом см., напр.: Фишер Дж. Развитие концепции Мессии, 229 Sigal Р. The Emergence of Contemporary Judaism. Vol. 1. Pittsburg, 1980, p. 459. E. Шурер относит понимание в раввинистическом иудаизме 53 главы Исаии в смысле Мессии, страдающего за Израиль, уже ко времени Акибы, то есть, к 50–132 гг. по Р.Х. (Schurer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ. Vol. 2. Edinburgh, 1979. Цит. по: Фишер Дж. Развитие концепции Мессии, там же). Русский исследователь иудаизма эпохи Второго храма профессор М. Э. Поснов (1873–1931) считал, что библейская идея о страданиях Мессии становится востребованной в раввинистическом иудаизме лишь после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р.Х. и неудачного антиримского восстания под руководством Бар Кохбы (132–135 гг. по Р.Х.). См.: Поснов М. Э. Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время). Киев, 1906, 267 стр. 234 Гениза – специальное хранилище в синагоге, куда помещают пришедшие в негодность ветхие свитки. 235 1) CD 12:22–13:2 «И вот устав поселения [ст]ан[ов, [пос]туп[ающих по этим] правилам в пору нечестия, пока не встанет Мессия Аарона и Израиля, – до десяти человек, как наименьшее тысячам, сотням, пятидесяткам и десяткам...». 2) CD 14:18–19 «И вот точное истолкование законов, по которым они будут судимы пока не восстанет Мессия Аарона и Израиля и очистит их грех...». Здесь текст приводится с учётом восстановления лакуны из 4Q266 10 и 11–12. 3) CD 19:10–11 «Они спасутся во время посещения, а остальные будут преданы мечу, когда придёт Мессия Аарона и Израиля». 4) CD 19:33–20:1 «Таковы все люди, которые вступили в Новый Завет в земле Дамаска, но снова изменили и отвратились от кладезя живой воды. Не будут считаться в совете народа и в книге его не будут записаны, со дня кончины Учителя общины и до предстания Мессии из Аарона и из Израиля ( )».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Η ’αγωνα ’εν τω κπω Гεθσημαν … Σ. 149; Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 271. 287 Протосингел Евгений Томброс известен своими книгами и публикациями резкого антиэкуменического содержания. Его публицистическая деятельность была ориентирована не только на моральную поддержку ушедших в раскол, но и на внесение смуты в ограду канонической Элладской Церкви. Среди печатных работ Томброса наиболее известны «Требование клира и народа: лишить сана патриарха Афинагора и прекратить его поминать!» (Афины, 1964), «Антихристианский папизм: перед лицом баснословного соединения или единства Церквей» (Афины, 1961) u «SOS! Православие в опасности!» (Афины, 1964). 290 Более подробная информация о личности епископа Спиридона (Пасиоса) и о распространении старостильного раскола в Кипрской Православной Церкви приводится в разделе «V.8. Старостильный раскол в Кипрской Православной Церкви». 291 Приснопамятные архипастыри Церкви ИПХ Греции/Святая Русь [Электронный ресурс].– 2006.– Режим доступа: http://ww.holyrussia.narod.ru/pastyri.html – Дата доступа: 24.03.2006. 292 Род. в 1902 г. Будучи мирянином, занимался коммерцией. В 1924 г. присоединился к старостильническому движению и впоследствии являлся сторонником епископа Матфея (Карпафакиса). В 1942 г. пострижен в монашество, а в 1947 г. рукоположен во диакона и пресвитера, а в 1948 г. во епископа. В 1950–1958 гг. являлся местоблюстителем Афинской Архиепископии. Умер в 1976 г. 293 Род. в 1906 г. Архиерейское посвящение принял в 1948 г. Присоединился к «флоринитскому» Синоду в 1977 г. В 1979 г. образовал «каллистовский» Синод ЦИПХ Греции. Умер в 1986 г. 296 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 271; Καραμτσος-Гαμβρουλας Σταρος. Η ’αγωνα ’εν τω κπω Гεθσημαν …- Σ. 178. 303 Воробьев Владимир, протоиерей. Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня/ЖМП.– 1995.– 9–10.– С. 70. 313 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 300–301; Ambrose, bishop of Memhoni.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евдоким (Мещерский) с 29.07.1914 архиеп. Алеутский и Североамериканский; с 1919 г. архиеп. Нижегородский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; † 10.05.1935 без покаяния. Евлампий (Краснокутский) 30.09.1917 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии; † 1922. Евлогий (Георгиевский) с 14.05.1914 архиеп. Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 10.06.1930 уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2.09.1945 воссоединился с РПЦ; † 8.08.1945. Евлогий (Марковский) 23.07.1942 хирот. во еп. Винницкого; с 1943 г. в эмиграции; † 24.03.1951. Евлогий (Смирнов) 11.11.1990 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Евмений (Хорольский) 28.02.1954 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 9.12.1958 архиеп. Житомирский и Овручский; † 25.08.1967. Евсевий (Гроздов) с 17.04.1912 еп. Псковский и Порховский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1924 г. управ. Нарвской епархией; † 12.08.1929. Евсевий (Никольский) с 6.05.1906 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 1920 г. митр. Крутицкий; † 18.01.1922. Евсевий (Рождественский) 15.03.1920 хирот. во еп. Яранского, вик. Вятской епархии; с 1922 г. еп. Ставропольский и Кубанский; с 1923 г. еп. Ейский; с 1923 г. в заключении; с 1927 г. еп. Забайкальский и Нерчинский; с 27.03.1930 в сане архиепископа; с 3.04.1930 архиеп. Шадринский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 5.11.1937. Евсевий (Саввин) 1.04.1984 хирот. во еп. Алмаатинского и Казахстанского; с 20.07.1990 еп. Куйбышевский и Сызранский; с 25.02.1991 в сане архиепископа; с 23.02.1993 архиеп. Псковский и Великолуцкий. Евстратий (Подольский) 20.11.1949 хирот. во еп. Кировоградского, вик. Херсонской епархии; с 17.03.1950 еп. Кировоградский и Николаевский; с 27.12.1951 еп. Сумской; с 13.07.1958 на покое; † 30.07.1972. Евфимий (Лапин) с 26.01.1916 еп. Якутский и Вилюйский; с 1920 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1924 г. в ссылке в Нарымском крае.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1942 г. Бахауддин Арсанов объявил священную войну (газават) нем. захватчикам, прорвавшимся к Тереку, воодушевив ингушей и чеченцев на борьбу с ними. Когда была потеряна надежда удержать оборону на Тереке и по личному приказу И. В. Сталина шла подготовка к подрыву грозненского завода «Красный молот», чтобы он не достался немцам, шейх Арсанов заверил советских руководителей в том, что немцам не удастся прорваться вглубь Чечни. Об этом сообщили Сталину (ПМА. Интервью с последователем братства Дени Арсанова А. Хамхоевым. Март 2010 г.). Несмотря на лояльность к властям и патриотизм, шейх Арсанов и его ученики в 1944 г. были, так же как и др. чеченцы и ингуши, депортированы в Казахстан и Киргизию. Арсанов, находясь в Алма-Ате, не только продолжал руководить духовной жизнью своих учеников, но и разрешал споры и конфликты внутри вайнахского сообщества. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. ингуши, чеченцы и карачаевцы вместе с семьями были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под адм. надзора органов МВД СССР. Арсанов покоится на кладбище с. Гехи Урус-Мартановского р-на Чечни, где в 1918 г. был похоронен его отец - Дени Арсанов. Над могилами обоих шейхов стоят махары (зияраты), сооруженные потомками и мюридами братства. Рядом с братом шейхом Бахауддином в его махаре похоронен и др. сын Дени - Ильяс (1906-2002), бывший после Бахауддина духовным руководителем братства. В 1991-1994 гг. накшбандийская ветвь (вирд) Арсановых была главной идейной опорой антидудаевской оппозиции. Ее оплотом стали те районы Чечни, где было сконцентрировано большинство сторонников Н. С нояб. 1995 по авг. 1996 г. мэром Грозного при российской администрации являлся брат Ильяса - Якуб Дениев. В ходе событий осени 1991 г. Ильяс выступил против отделения Чечни от Ингушетии, а также против независимости Чечни. Сепаратисты напрямую ему угрожали. В результате после захвата боевиками Грозного в авг. 1996 г. Ильяс был взят в заложники, ок. 30 защитников дома шейха были казнены или умерли от пыток; ровно столько же учеников было убито вместе с Дени Арсановым в 1917 г. Благодаря усилиям Президента Ингушетии Р. Аушева шейх Ильяс был освобожден и переехал с семьей в Ингушетию. В наст. время число последователей вирда Арсановых в Ингушетии продолжает расти.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

СПб. Сперанский М. Н., 1904: Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности. М. Сперанский М. П., 1906: Мостарское (Манойлово) боснийское евангелие (отрывки). Варшава [оттиск из РФВ]. Сперанский М. Н., 1907: Псалтырь жидовствующих в переводе Феодора Еврея. М. Сперанский М. Н., 1927: Славянская письменность на Синае и в Палестине//ИОРЯС. Т. 32. С. 43–118. Сперанский М. Н., 1928–29: Откуда идут старейшие памятники русской письменности и литературы?//Slavia. Т. 7. S. 516–535. Срезневский В. И., Покровский Ф. И., 1910: Описание рукописного отделения Библиотеки Академии наук. СПб. Т. 1. Срезневский И. И. , 1871: Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках XLI-XLIV)//Записки Академии наук. Т. 20, кн. 1. Приложение 3. Ст., Глумац Д., 1932: Свето Писмо у нашим старим споменицама. Београд. Станчев К., 1981: Поетика на старобългарската литература (Основни принципи и про-блеми). София. Б., 1970: О српским Солунски: Симпозиум 1100-го-дишнина од смртта на Кирил Солунски. Кн. 2. С. 347–387. 1897: У Бечу. Сырку П. Α., Ι890: К истории исправления книг в Болгарии в 14 в. Литургические труды патриарха Евфимия Терновского. СПб. Сырку П. Α., 1898: Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского. СПб. Тасева Л., Йовчева М., 1995: Преводачески особености в Книга на пророк Иезекиил по рько-пис F.I.461 от Руската национална библиотека//Старобългаристика. С. 40–52. Таубе М., 1989: О генезисе одного рассказа в составе «Еллинского летописца» второй редакции («О взятии Иерусалима Титом»)//Russian Literature and History.» In honour of Prof. 1. Serman. Jerusalem. P. 146–151. Темчин С. Ю., 1987: О возможности реконструкции объема и состава текста первого славянского перевода с греческого//Вестн. МГУ. Филология. Серия 9. 6. С. 46–50 Творогов О. В., 1975: Древнерусские хронографы. Л. Тот И., 1984: Исторические предпосылки возникновения и распространения древпеболгарской письменности на Руси//Dissertationes slavicae 16. Szeged. P. 149–199. 1971 ä Песме над песмама од Теодорита Кирског у преводу Константина Философа//Зборник за славистику.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Не угодно ли сравнить с этим образом действий позднейшую деятельность Куропаткина в качестве командующего армией, когда его важнейшей заботой было обеспечение своей коммуникационной линии, для охраны которой он даже в минуту решительных боёв ослаблял себя на целые бригады и дивизии… Как бы то ни было, во всяком случае, после покорения Геок-Тепе, Куропаткин вышел со славой храброго, деятельного и талантливого начальника» . 29 января 1882 года в неполные 34 года за отличие в боевых действиях против текинцев Куропаткин производится в генерал-майоры с утверждением в должности начальника Туркестанской стрелковой бригады и зачисляется по Генеральному штабу . Об этом далее. [В 1995 году по приказу Туркменбаши – любимого отца туркменского народа Сапармурада Ниязова – на месте крепости Геок-Тепе построили гигантскую мечеть Сапармурада. Город Красноводск в настоящее время значится на картах как Туркменбаши. Камберг А.И. Действия Туркестанского отряда в Ахал-Текинской экспедиции.//Военный сборник. 1906. 1. С.44; Калитин П.П. Указ. соч. С. 83. На вооружении русской армии уже с середины 1820-х годов состояли на вооружении ракеты талантливого русского ракетчика генерала Александра Дмитриевича Засядко (1774-1837). Дальность боевого полет ракет Засядко достигала 6 000 м, превосходя более, чем вдвое европейские аналоги. Засядко изобрел также станок, позволяющий совершать одновременный залп шестью ракетами, предвосхитив тем самым более чем на сто лет знаменитые «катюши». Ракеты Засядко сыграли выдающуюся роль в русско-турецкой войне 1828 года. Однако с появление скорострельных казнозарядных пушек армейское руководство стало неоправданно сокращать ракетные части, и к описываемому времени, боевые ракетные батареи остались только в Туркестанском корпусе. Верещагин A.B. Дома и на войне.//Михаил Дмитриевич Скобелев. Слово Белого генерала. Слово современников. Слово потомков. - М., 2000. С. 172-175. Теттау Э. Куропаткин и его помощники. Поучения и выводы из русско-японской войны: Пер. с нем. Ч. 1. – СПб.: тип. В. Березовского, 1913. Глава 2.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/31/...

По мнению Г. Штрака, Роберт Монах и Бальдерик Дольский отредактировали речь папы так, чтобы она была более актуальной для современной им ситуации, и раскрасили ее риторическими оборотами, что сделало их версии более популярными в последующие века, однако свидетельство Фульхерия Шартрского в большей мере отражало оригинал ( Strack. 2012). Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религ. движению, во главе похода по его замыслу должен был встать легат Адемар Монтёйский, еп. Ле-Пюи. Призыв папы ознаменовал начало новой эпохи в истории средневек. Зап. Европы, положив начало крестовым походам. Известное и раньше понятие «священная война» было переосмыслено. Папа представил поход на Восток как покаянное паломничество, уподобив воина-крестоносца Христу, идущему в Иерусалим, чтобы принести Крестную жертву. Участники крестового похода получали индульгенцию, освобождающую их от наказания за грехи ( епитимии ) (само отпущение грехов совершалось в таинствах, поэтому в посланиях Урбан II отмечал необходимость для крестоносцев исповедоваться; подробнее см.: Purkis. 2008). Лит.: Cr é gut G. Le Concile de Clermont en 1095 et la première croisade. Clermont-Ferrand, 1895; Munro D. C. The Speech of Pope Urban II at Clermont, 1095//AHR. 1906. Vol. 11. N 2. P. 231-242; Crozet R. Le voyage d " Urbain II et ses négociations avec le clergé de France (1095-1096)//RH. 1937. T. 179. P. 271-310; Becker A. Papst Urban II. Stuttg., 1964. Bd. 1; Somerville R. The French Councils of Pope Urban II: Some Basic Considerations//AHC. 1970. Vol. 2. P. 56-65; idem. The Councils of Urban II. Amst., 1972. Vol. 1: Decreta Claromontensia; idem. The Council of Clermont (1095), and Latin Christian Society//AHC. 1974. Vol. 12. P. 55-90; Le Concile de Clermont de 1095 et l " appel а la croisade: Actes du Colloque universitaire intern. de Clermont-Ferrand (23-25 juin 1995). R., 1997; Purkis W. J. Crusading Spirituality in the Holy Land and Iberia, c. 1095 - c. 1187. Woodbridge, 2008; Strack G. The Sermon of Urban II in Clermont and the Tradition of Papal Oratory//Medieval Sermon Stud. Leeds, 2012. Vol. 56. N 1. P. 30-45.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

– Leiden; Boston; Koln, 1999. – P. 12–18; Гоголев Д.А. Города и крепости Византии в VII – первой половине IX в.: эволюция и функции: Автореф. дис.... канд. ист. наук/Тюменский гос. ун-т. – Тюмень, 2002. – С. 21–22; Миланова А. Типология на укрепените селища в България под византийска власт (според лексиката на византийските автори)//Civitas Divino-Humana В чест на професор Г. Бакалов. – София, 2004. – С. 240–245,246–247. 627 Иоанн де Плано Карпини. История Монголов; Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны/Пер. А.И. Малеина. – СПб., 1911. – С. 68. 628 Подр. см.: KazdanA. Polis and kastron in Theopanes and in Some Other Historical Texts//Eupsychia: Melanges offerts a Helene Ahrweiler. – Paris, 1998. – T. 2 (Byzantina Sorbonensia, 16). – P. 345–360. 629 Kazhdan A. Byzantine Town and Trade as Seen by Niketas Choniates//BS. – 1995. – T.56. – F.l. – P.212; Миланова А. Типология... – С. 246–247. 630 См.: Панченко Б. А. Шесть моливдовулов из Парфенита//ИАК. – 1906.– Вып. 18.– С. 163, рис. 5. Подобная интерпретация моливдовула предложена Е.В. Степановой, но полной аналогии ей подобрать не удалось. 631 Приношу искреннюю благодарность К.Д. Смычкову за любезное разрешение опубликовать эту печать. 632 Соколова И В. Византийские печати VI – первой половины IX в. из Херсонеса//ВВ. – 1991. – Т.52.– С. 204, Алексеенко H.A. Провинциальный Херсон... – С. 145–146, 634 Баранов И. А. Таврика в составе Хазарского каганата (середина VII–X вв.): Автореф. дис. ...д-ра. ист. наук/ИА НАНУ. – К., 1994. – С. 32; Майко В.В. Некоторые аспекты христианизации тюрок Таврики в эпоху средневековья//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 148. 636 Ср.: Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, Calif., 1997. – P. 376, map 11; p. 443. 640 Ср.: Diehl Ch. Etudes sur l ’administration byzantine dans l ’exarchat de Ravenne (568–751). – Paris, 1888. – P. 6–23, 81–93 sq.; Mengozzi G. La citta italiana nell’alto medio evo. Il periodo longobardo-franco. – Roma, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010