Иеросхимонах Ефрем Катунакский (Папаникитас; 1912–1998). 14 сентября 1933 г. был принят послушником в скит святого Ефрема в Катунаках. В 1935 г. был пострижен в великую схиму, в 1936м рукоположен во иерея. Исполнял послушание служащего священника в братстве старца Иосифа Исихаста и был одним из его ближайших учеников. В 1975 г. вокруг отца Ефрема стало собираться монашеское братство, которое он возглавлял до конца жизни. В 80е гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских монастырей. Получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Схимонах Паисий Святогорец (Езнепидис; 1924–1994), широко почитаемый ныне подвижник, один из известнейших духовников Святой Горы. Родился в турецкой Каппадокии. В 1945 г., во время гражданской войны в Греции, был призван в действующую армию, где служил три с половиной года. В 1954 г. принял монашество на Афоне. С мая 1978 г. жил в келлии Панагуда монастыря Кутлумуш, куда к нему приходили тысячи людей за советом и помощью. Скончался и похоронен в Свято-Иоанно­Богословском монастыре близ Суроти. Наставления старца Паисия, записанные его духовными чадами, многократно издавались в России. Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Байрактарис; 1906–1991). В 12летнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он тайно от родителей отправился на Афон. В 1924 г. из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию, был вынужден оставить Святую Гору и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. С 1940 по 1973 г. был настоятелем и духовником в церкви святого Герасима при Афинской поликлинике. К нему приходило множество людей, которые оставили невероятное количество свидетельств о его прозорливости, чудесах и исцелениях по его молитвам. Отошел ко Господу в скиту Кавсокаливия на Афоне 2 декабря 1991 г. 1 декабря 2013 г. по решению Священного Синода Константинопольского Патриархата прославлен в лике святых.

http://pravmir.ru/afon-sokrovennaya-zhiz...

Кроме них в музее также хранятся: дзабутон (т.е. подушка для сидения на полу) со следами крови Цесаревича Николая Александровича, на которой он сидел во время перевязки и часть повязки со следами крови. Именно от этого платка, который мы видели в музее г. Мито, была отрезана полоска по всей длине и около 2 см. шириной российскому генетику П.Л. Иванову, начальнику отдела генетики Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы России. Правда, полученные результаты не вписывались в тогдашнюю главную правительственную версию о принадлежности т.н. «екатеринбургских останков» царским, поэтому этот эпизод стараются особо не афишировать. Но не только кровью, а главное - любовью Царского Сына был приручен японский дракон - восточный символ императорской власти, татуировку которого выбил на своей правой руке Цесаревич в гостеприимном Нагасаки. Интересная деталь: в 1923 году, когда в берлинском издательстве «Слово», о котором уже шла речь, вышли в свет воспоминания С.Ю. Витте (Граф С.Ю. Витте. Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849-1894). Берлин. «Издательство Слово», 1923. - 1705 с.), там же напечатали личные дневники Государя Императора, из которых издатели выбрали только две страницы, посвященные многомесячному путешествию на Восток (Дневники Императора Николая II. 1890-1906 гг. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. С. 39-40). В том же 1923 году русский текст виттевских «Воспоминаний» с предисловием академика М.Н. Покровского , фальсификатора т.н. «Записки Юровского», убийцы Царской Семьи, и вступительным замечанием И.В. Гессена, члена правления «Слова» и редактора эмигрантской газеты «Руль», вышли в советской России. Это была точная перепечатка текста берлинского издания, выполненная как научная публикация и снабженная подробным алфавитным указателем. То есть в распоряжении издателей изначально был полный текст «восточного дневника» Цесаревича, который противоречил версии С.Ю. Витте. Но они предпочли запустить в свет намеренную виттевскую ложь о японской и восточной политике Императора Николая II, которая с тех пор вошла в книги и учебники по истории русской дипломатии того периода, отравляя и современные российско-японские отношения. В советском издании Дневников Государя 1991 года, подготовленном нынешним ГАРФом (Дневники Императора Николая II. М. Орбита, 1991. - 736 с. Издание ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ), вообще нет упоминания о восточном путешествии. Между прочим, не понимая сакрального характера взаимоотношений между Российским и Японским Императорскими Дворами невозможно правильно разрешить вопрос и о т.н. «северных территориях» или, говоря по-русски, - «проблему Южных Курил».

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/03/...

С. 33). Также ставит вопрос и Дж. В. Каннингем, убежденный в том, что «возрожденная, обновленная и перестроенная Церковь » подготовила бы саму себя к предстоящей битве против советской власти (Каннингем Дж. В. Указ. соч. С. 308). 100 По мнению Н. А. Бердяева , собственно настоящего возрождения на рубеже веков не было, а была лишь «духовная напряженность, религиозная взволнованность и искание. Было чувство таинственности мира. Была новая проблематика религиозного сознания, связанная еще с течениями XIX века (Хомяков, Достоевский, Вл. Соловьев). Но официальная церковность оставалась вне этой проблематики. Религиозной Реформы в Церкви не произошло» (Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991. С. 162. 105 См., напр. Записки Петербургских Религиозно-философских собраний. 1902–1903 гг. СПб. 1906. С. 131. 107 Гиппиус З. Петербургские дневники. 1914–1919. Живые лица. Стихи. Дневники. Тбилиси. 1991. Т. I. С. 267. 108 Обзор печати. Отклик на смерть епископа Михаила. Слово Церкви. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1916. 45. С. 904. 109 Магистерская диссертация Михаила (Семенова) под названием «Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви» была опубликована в 1910 г. в Казани. 110 См. Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Mitropolit Manuil (Lemeshevskij). Erlangen, 1986. Т. IV. S. 404–405. 113 Зернов Н. Указ. соч. С. 111. В этой связи стоит заметить, что архимандрит Михаил по словам В. В. Розанова , был единственным монахом, «который по переводе из Казани в Петербург, начав рассуждать в печати о браке, сказал громко: «Половое слияние все, и до дна чисто». За это дети, нынешние и будущие – патетически восклицал Розанов, предпринявший целое исследование «полового вопроса», – должны воспеть ему хвалу» (Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. Уединенное. М., 1990. Т. II. С. 105. [ссылка 4]. 114 О «Записке 32-х священников» см. подр. Фирсов С. Л. «Записка 32-священников» как источник по истории Православной Российской Церкви в 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С позиций исторического материализма и научного атеизма освещал историю Католической церкви в своих многочисленных монографических исследованиях и журнальных публикациях с конца 50-х гг. (после увольнения из советских спецслужб) член-корреспондент AH СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич (псевдоним – И. Лаврецкий; 1913–1988) 1418 . Упомянем также о некоторых характерных для своего времени трудах Лазаря Наумовича Великовича 1419 , Александра Хáимовича Горфункеля (род. 1928, ныне работает в США) 1420 , Ефима Федоровича Грекулова 1421 , Григория Абрамовича Гурева (1891–1978) 1422 , Иосифа Ароновича Крывелёва (1906–1991) 1423 , Мирана (Михаила) Петровича Мчéдлова (1928–2007) 1424 ; известного математика, профессора МГУ (1931–1948) Марка Яковлевича Выгодского (1898–1965) 1425 ; профессора Ленинградского университета, члена-корреспондента AH СССР (1976) Виктора Ивановича Рутенбурга (1911–1988) 1426 ; представительницы белорусской школы историков Веры Ивановны Горемыкиной 1427 . Проблемы источниковедения, генезиса и истории раннего христианства разрабатывали специалисты-антиковеды академик Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954) 1428 , профессор Сергей Иванович Ковалев (1886–1960) 1429 , профессор Николай Александрович Машкин (1900–1950) 1430 , Елена Сергеевна Голубцова (1921–1998) 1431 , Наталья Ивановна Голубцова 1432 , академик Сергей Александрович Жéбелев (1867–1941) 1433 , профессор Андрей Чеславович Козаржевский (1918–1995) 1434 ; крупный специалист по раннему гностицизму Марианна Казимировна Трофимова 1435 ; непревзойденный исследователь социально-экономических и историко-культурных проблем истории Древнего Рима Елена Михайловна Штаермáн (1914–1991) 1436 ; Юлия Константиновна Колосовская (1920–2002) 1437 ; автор многочисленных работ по истории раннего христианства и раннехристианской письменности профессор Ирина Сергеевна Свенцицкая (1929–2006) 1438 ; начинавший как историк-антиковед известный отечественный философ Герман Германович Дилигенский (1930–2002) 1439 ; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984), посвятивший более 100 работ исследованию различных аспектов истории Кумранской общины (включая источниковедческие аспекты) 1440 ; Михаил Моисеевич Кубланов (1914–1998) 1441 , Яков Абрамович Ленцман (1908–1967) 1442 , профессор Гилéр Мордухович (Маркович) Лившиц (1909–1983) 1443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 «Царскими чертогами» (вторая половина XVII в.) назывались покои у северной стены Лавры, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих посещений монастыря. 11 Город Сергиевский Посад в 1919 г. был переименован в г. Сергиев. В 1930 г. Сергиев переименовали в г. Загорск, по имени большевика В. М. Загорского (наст, фамилия В. М. Лубоцкий), убитого в 1919 г. В 1991 г. принято решение о возвращении г. Загорску его исторического названия. Таким образом, в качестве «исторической» принята форма Сергиев Посад. Написание принято с двух заглавных букв. 12 Священник о. Павел Флоренский (1882–1937), русский религиозный философ, ученый, последователь B. C. Соловьева. После революции работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры вместе с графом Ю. А. Олсуфьевым. Первый раз о. Павла арестовали в 1928 г., но вскоре отпустили. В 1933 г. его арестовали снова, приговорили к 10 годам лагерей и направили на Дальний Восток. Отец Павел попал в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучал проблему строительства в условиях вечной мерзлоты. (Через много лет после расстрела о. Павла, по его методу построят Норильск и Сургут.) В 1934 г. о. Павла перевели на Соловки. Здесь он сделал более десятка научных открытий, занимался добычей йода из морских водорослей. Расстреляли о. Павла Флоренского 8 декабря 1937 г. Место его расстрела и захоронения до сих пор не установлены. Граф Ю. А. Олсуфьев (1869–1938), русский искусствовед, реставратор. Расстрелян 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне. 13 Архиепископ Сергий (в миру Павел Александрович Голубцов; 1906–1982). В 1950 г. принял монашеский постриг, был наречен Сергием и вскоре хиротонисан во епископа Новгородского. Умер в 1982 г., похоронен на территории Троице-Сергеевой Лавры у алтаря Свято-Духовского храма. Только в 1990-е гг., когда происшедшие события уже никому не могли повредить, тайна сокрытия главы прп. Сергия Радонежского была обнародована. Это произошло в начале 1990-х гг. после смерти архиепископа Сергия (Голубцова). Была жива еще одна свидетельница событий 1920-х гг. – Екатерина Васильчикова, воспитанница Олсуфьевых; в 1990-х гг. она приняла постриг с именем Елисавета и последние годы своей жизни провела в Малоярославецком Николаевском монастыре. Рассказал о тех давних событиях внучатый племянник о. Павла Флоренского игумен Андроник (Трубачев) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XVIII в. Среди 60 фигур композиции «Игумены и архимандриты стыя великия чудотворныя лавры Печерския Киевския» образ Н. В. обозначен пятым, вслед за образами преподобных Антония, Феодосия, Варлаама и Стефана ( Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. (Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры). К., 1897. С. 5). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле образ помещен в ряду Киево-Печерских святых (1673-1675), а в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (1684) - в ряду преподобных (см.: Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-х - 1680-х гг. М., 2015. С. 252). Изображение преподобного вошло в число 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, представленных в росписи трапезной палаты Трапезной церкви (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Учениками лаврской школы (под рук. Ижакевича) был также исполнен образ святого в росписи храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906). В группе святых XI в. образ Н. В. (оглавно, последний в своем ряду) представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее Русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение Н. В. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- Н. В. в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в. Лит.: Жолтовський П. М. Монументальний живопис на Ykpaïhi XVII-XVIII ст. К., 1988; Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 366. С. 183; Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Другие, побуждаемые скорее духовными соображениями, полагали, что не дело Церкви заботиться о людских правах. Но отсутствие прямой поддержки в широких массах еще не означало, что деятельность диссидентов не пользовалась у них одобрением. Действительно, на протяжении почти 30 лет основную активность проявляла сравнительно небольшая группа, состоявшая, главным образом, из интеллигенции. Однако по мере того, как ряды активистов ослабевали в результате арестов или эмиграции, движение продолжало пополняться новыми членами из числа прежде молчавших. Деятельность церковных диссидентов в СССР делится на три основных этапа. Первый – начальный – приходится на 1958–1969 гг., когда постепенно набиравшее силу движение существовало еще в рамках Московской Патриархии. На втором этапе – в 1970–1979 гг. – оно вышло из них и пережило бурный подъем. 1980–1991 гг. характеризуются сначала сильным спадом под ударами КГБ, а затем новым ростом с 1986–1987 гг. Все указанные формы религиозного сопротивления помогали Русской Церкви выстоять даже в периоды самых жестоких гонений, оказывали непосредственное воздействие на государственную политику, являлись важной причиной изменения ее курса, тех или иных уступок советского руководства. 584 Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872–1937) – митрополит. Род. в г. Устюжна Новгородской губ., окончил Устюженское ДУ и Новгородскую ДС; после окончания Московской ДА (1899) оставлен профессорским стипендиатом при Академии. Пострижен в монашество (26.08.1901), рукоположен во иеродиакона (30.09.1901), во иеромонаха (14.10.1901); магистр богословия и доцент (с 02.1903), экстраординарный профессор и инспектор Московской ДА (с 09.12.1903). Возведен в сан архим. (18.01.1904), назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (06.1906). Хиротонисан во еп. Угличского вик. Ярославской епархии (15.03.1909), позднее возведен в сан архиепископа. Архиепископ Ростовский вик. Ярославской епархии (1920–1921); временно управлял Новгородской и Старорусской епархиями (1920–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

464 Эти детали зафиксированы на чертежах П. П. Покрышкина, сделанных им в ходе ремонта 1903–1904 гг. См.: Покрышкин П. П. Отчет о капитальном ремонте Спасо- Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах. СПб., 1906 (Материалы по археологии России, изд. Императорской Археологической комиссией. Вып. 30). Табл. VII, VIII. 466 Остатки древней росписи были зафиксированы в 1911 г. на воздушной связи северного рукава Спасо-Нередицкой церкви. См.: Изв. ИАК. СПб., 1911. Вып. 39 (Вопросы реставрации. Вып. 7). С. 10. 468 Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове//ДРИ: Художественная культура X – первой половины XIII в. М.. 1988. С. 99 471 Названные цифры обмеров имеют незначительные – в 2–3 см расхождения сданными В. М.Ковалевой и не имеют принципиального значения для реконструкции 472 Сарабьянов В. Д. Новые данные о фресках церкви святого Георгия в Старой Ладоге: Предварительное сообщение по материалам реставрации в 1982–1986 годах//Практика реставрации памятников монументальной живописи: Сб. научных трудов. М., 1991. С. 32–36. 473 Гусева О. Г., Воинова И. Л. К вопросу о датировке Успенской церкви в старой Ладоге//Программа «Храм». Вып. 8: Чтения памяти Н. Е. Бранденбурга. СПб., 1995. С. 75–80. 475 Изображение Богоматери Параклесис присутствует уже на алтарном столбе базилики Св. Димитрия в Фессалониках, УП в. См.: Walter С. Bulletin of the Deesis and Paraclesis II REB. 1980. Vol. 38. P. 266. Парные фресковые образы Богоматери Просительницы и Вседержителя сохранились в церквах Панагии Аракиотиссы в Лагудера, Кипр, 1192 г., Арилье, 1296 г., Св. Никиты в Чучере, 1316 г., Богородицы Одигитрии в Пече, 1330–1334 гг., Белой церкви в Каране, 1340–1342 гг., и др. См.: Бабик Г. О живописном украсу олтарских преграда. С. 19 и далее. 481 Walter С. The Origins of the Iconostasis//ECR. 1971. T. 3. P. 256. Показательны в этом отношении мозаики Михайловского собора в Киеве, около 1112 г. (Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966. Табл. 4), «Причащение апостолов» из Спа- со-Преображенского собора Мирожского монастыря, около 1140 г., или фрески трапезной монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, XIII в. (Kolias Е. Patmos. Athens, 1990. (Byzantine art in Greece). Fig. 34, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Александра Свирского. В 2004 г. в тихвинский Успенский Богородицкий мон-рь была возвращена из США главная святыня Л. о.- чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Ленинградскую (с 25 сент. 1991 С.-Петербургская) и Ладожскую епархию в 1990-1995 гг. возглавлял митр. Иоанн (Снычёв) , в 1995-2013 гг.- митр. Владимир (Котляров) , с 2014 г.- митр. Варсонофий (Судаков) . В 2004 г. в С.-Петербургской епархии действовали 333 зарегистрированные организации РПЦ (165 в С.-Петербурге и 168 в Л. о.), в т. ч. 300 приходов (143 в С.-Петербурге и 157 в Л. о.), 11 мон-рей и 14 монастырских подворий, 2 скита. Кроме церквей, зарегистрированных как самостоятельные религ. общины, действовали также храмы, не имевшие зарегистрированных уставов: 124 приписных и домовых храма в С.-Петербурге (55 церквей и 69 часовен) и 120 приписных и домовых храмов в Л. о. (54 церкви и 66 часовен). В нач. 2009 г. в епархии действовали 524 приходских и приписных храма и 198 часовен (в т. ч. в С.-Петербурге 247 храмов и 99 часовен), 14 мон-рей, 5 скитов и 19 монастырских подворий. Решением Синода от 12 марта 2013 г. от С.-Петербургской епархии были отделены 3 новые кафедры: Выборгская и Приозёрская (Всеволожский, Выборгский и Приозёрский районы Л. о.), Гатчинская и Лужская (Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский и Тосненский районы Л. о.), Тихвинская и Лодейнопольская (Бокситогорский, Волховский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Л. о.). В С.-Петербургской и Ладожской епархии осталась территория С.-Петербурга (границы епархии не полностью совпадают с границами города). Одновременно в пределах С.-Петербурга и Л. о. была образована С.-Петербургская митрополия. В апр. 2015 г. на территории Л. о. действовали 272 прихода, 11 мон-рей (7 мужских и 4 женских) (офиц. регистрацию имеют 238 религиозных орг-ций), служили 320 священников, 68 диаконов. В. Г. Пидгайко Старообрядцы Старообрядческая ц. Знамения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1906–1907 гг.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

(в частности, на концепцию Н.М. Карамзина), а конкретные исторические сведения (в том числе и не вполне достоверные) были усвоены церковно-исторической традицией XIX столетия. На XVII в. приходится расцвет Патриаршего летописания. Несколько летописных сводов было создано при патриархах Никоне (1652—1659) и Иоакиме (1674—1690). Существенные сведения об истории Церкви содержат жития русских святых.    Важным моментом развития церковного самосознания явилось создание «Великих Миней Четиих, собранных Всероссийским митрополитом Макарием» (Сентябрь-Январь, Апрель. СПб., 1868—1916; Март. Freiburg, 1997—1998. Издание не завершено). Труд включает среди прочих жития русских святых в нескольких редакциях, а также написанные ими завещания, уставы, послания и т. п. Сводом значительной части агиографических памятников, бытовавших в 1550—1721 гг., явились «Четьи-Минеи» иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Германа (Тулупова) (составлены в 1627—1632 гг., неопубл.), «Четьи-Минеи» иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова И. Милютина (составлены в 1646—1654 гг., неопубл.) и «Жития святых» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1684—1716, 1903—1908п, 1991—1993р). В XVI в. можно отметить тенденцию к включению в жития церковно-исторических сведений: житие митрополита Ионы третьей редакции содержит рассказ о Флорентийском Соборе, о Соборе 1547 г. и повествование о великокняжеских междоусобицах. В то же время жития, составленные в XVII в., сближаются с повестью и биографией, например «История о первом патриархе Иове Московском» (РИБ. СПб., 1891. Т. 13. Стб. 923—950); «Житие и завещание святейшего патриарха Иоакима» (Изд. ОЛДП. [Вып.] 47. СПб., 1879. С. 102—144); «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России» Иоанна (Шушерина) (М., 1906) и др.    Важными источниками для изучения церковной истории этого периода являются послания греческих патриархов, русских первосвятителей и архиереев. Эти послания уже в XVI в. объединялись в специальные сборники, с которых делались списки (РФА XIV — 1-й трети XVI в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010