Пензенское викариатство. Упразднена в 1930 г. 05(18)03.1923 31.07(13.08)1930 Петр Соколов, паки Серпуховская Основана в 1904 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Титулярное. Упразднена в 1937 г. Возобновлена 06(19)07.1976. Упразднена 07(20)07.1990. Возобновлена в 1991 г. Упразднена в 1997 г. 08.11.1904 25.04.1906 Никон Рождественский 29.06.1906 14.05.1914 Анастасий Грибановский 08.06.1914 16(29)09.1923 04.1923 (?) 10(23)04.1927 Алексий Готовцев 10(23)04.1927 21.03(03.04)1928 Сергий Гришин 12(25)04.1928 18(31)01.1930 21.03(03.04)1930 09(22)11.1933 Иоасаф Шешковский-Дрылевский 09(22)11.1933 06(19)09.1934 Иннокентий Клодецкий 23.07(05.08)1937 Алексий II Сергеев 06(19)07.1976 03(16)07.1982 03(16)07.1982 25.07(07.08)1982 26.07(08.08)1982 07(20)07.1990 12(25)03.1991 04(17)02.1997 06(19)07.2006 Серпуховская, обн. Основана в 1931 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Упразднена 1932 г. (?) 10(25)03.1931 Сестрорецкая Основана в 1924 г. Именование – по г. Сестрорецк (Ленинградская область). Ленинградское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)06.1924 09(22)03.1933 Сигнахская Основана в 335 г. в Бодби (близ г. Сигнах, Картли, Грузия). Присоединена и упразднена в 1811 г. (присоединена к Алавердской епархии). Возобновлена в 1814 г. 28 .12.1818 присоединена Телавская, в 1828 г. – Ниноцминдская епархии. Упразднена в 1837 г. (присоединена к Карталинской епархии). Именовалась: Бодбийская и Кизикская; с 30.08.1814 – Сигнахская и Кизикская; Бодбийско-Сигнахская. 30.06.1811 14.07.1811 Иоанн Бодбели, кн. Макаев 30.08.1814 28.12.1818/14.09.1837 Симбирская Основана 10.02.1832 (выделена из Казанской епархии; местопребывание – в г. Симбирск, с 1924 г. – Ульяновск). В 1959–1989 гг. управлялась Куйбышевскими архиереями. Возобновлена 30.08(12.09) 1989. Именовалась: Симбирская и Сызранская; с 1924 г. – Ульяновская и Мелекесская; в 1943 г. – Ульяновская и Сызранская; с 05.1944 – Ульяновская и Мелекесская; с 2001 – Симбирская и Мелекесская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Торопов, Щекотов 1946 – Торопов О, Щекотов К. Иосифо-Волоколамский монастырь. М. 1946. Троица Андрея Рублева 1981 – Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г. И. Вздорное. М., 1981. Троицкий 1912 – Троицкий В. История плащаницы//Богословский вестник, 1912. Т. 1. Февраль. С. 362–393. Март. С. 505–530. Трофимова 1982 – Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII – начала XX в. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М. 1982. Трубачева 1985 – Трубачева М. С. Палеографическая заметка о двух иконах Дионисия//Ферапонтовский сборник М., 1985. Вып. 1. С 200–206. Труды VIII Археологического съезда 1897 – Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890 г. М, 1897. Т. 4. Трутовский 1913 – Трутовский В. Романовская церковно-археологическая выставка в Москве//Старые годы. 1913, июнь. С. 36–43. Турилов 1991 – Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о ярославских князьях конца XIV – первой половины XV в.//Краеведческие записки. Ярославль, 1991. В 7. С. 1.31–136. 1000-летие русской художественной культуры 1988 – 1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки. М., 1988. Уварова 1887 – Уварова П. С. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1887. Уваров 1907 – Уваров А. Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907. Успенский 1902 – Успенский А. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII веке. М., 1902. Успенский 1906 – Успенский А. Царские иконописцы в XVII веке. СПб., 1906. Вып. 1. Устав церковных обрядов Успенского собора 1876 – Устав церковных обрядов, совершаемых в Московском Успенском соборе около 1634 года//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 1–156. Феттер 1891 – Феттер Н. Древности Пафнутьева монастыря//Исторический вестник. 1891, февр. С. 597–598. Фехнер 1976 – Фехнер М. В. Золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси//Средневековая Русь. M., 1976. С. 222–225. Фехнер 1979 – Фехнер М. В. Золотное шитье Древней Руси//ПКНО. 1978. М., 1979. С. 401–405. Филимонов 1876 – Филимонов Т.Д. Очерки русской христианской иконографии: София Премудрость Божия//Вестник ОДРИ. 1874–1876 гг. М., 1876. 1–12. Исследования. С. 1–20.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Королев, Сергей Павлович (1906/07–1966) — русский ученый и конструктор в области ракетостроения. Костельник Гавриил Федорович (1886–1948) — протопресвитер. С 1913 г. священник греко–католического Преображенского храма во Львове. В 1945 г. перешел в Православие и был главой инициативной группы униатского духовенства по объединению с Московской Патриархией. Организатор Львовского Собора (1946). Убит 20 сентября 1948 г. во Львове. Котенев Александр Александрович — председатель Российского союза ветеранов Афганистана. Кочергин — квартальный в г. Козлове. Кравчук Леонид Макарович (р. 1934) — украинский политический деятель, президент Украины в 1991–1994). Кренкель Эрнст Теодорович (1903–1971), полярник, исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), Герой Советского Союза, сосед Нечаевых по дому в Машковом переулке. Кромвель Оливер (1599–1658) — деятель Английской революции XVII в. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1984) — председатель Совета по делам религий в 1960–1984 гг.  Курочкин Валентин Иванович — актер Малого театра Кутузовы — дворянский род, могилы представителей которого находятся на территории Иосифо–Волоцкого монастыря. Ла Пира Джорджо (1904–1977) — итальянский политический деятель, мэр г. Флоренции с 1950 по 1956 и с 1960 по 1964 г. Лебедев Петр Петрович — преподаватель МИИТа. Лев IX — Папа Римский в 1049–1054 гг. Левандовская Любовь Георгиевна — общественный деятель русской эмиграции, знакомая митрополита Питирима. Лекаи Ласло — кардинал, примас Венгрии. Ленечка — см. Остапов А.Д. Леня — см. Остапов А.Д. Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) — итальянский живописец, скульптор, ученый, инженер и архитектор эпохи Возрождения . Леонтий (Бондарь) (1913–2001) — митрополит Оренбургский и Бузулукский. В 1949–1953 гг. был преподавателем и инспектором Минской духовной семинарии. В 1956 г. хиротонисан во епископа. На Оренбургской кафедре с 1963 г. Лепехин Павел Васильевич (1880–1960) — протоиерей, настоятель храма Николы в Хамовниках (с 1912 г.), в 20–е гг. был судим по делу об изъятии церковных ценностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

867 Эти главы являются лишь частью 21-й главы русского текста и соответствуют страницам: С. 81123 (до 4 строки сверху). 869 Ко 2-му варианту издания 1911 г. прилагается обширный предметный указатель (87 с.) с отдельной пагинацией, представляющий расширенный вариант издания Оптиной пустыни 1854 г., а также указатель цитат из Священного Писания. 870 Страницы даются по первому греческому печатному изданию Никифора Феотоки: Το σου πατρς μν σακ πισκπου Ννευι το Σρου Τ ερεθντα σκητικ//πιμελε Νικηφρου ερομονχου το Θεοτκου. ν Λειψ τς Σαξονας, 1770. 871 1-е изд.: М., Типография В. Готье, 1855. 2-е изд. Сергиев Посад: 2 типография А. И. Снегиревой , 1893 (с измененной нумерацией). 3-е изд.: СПб., типогр. Сойкина, 1913. Первый перевод сочинений свт. Кирилла Иерусалимского на рус. язык был выполнен в Ярославской духовной семинарии и издан в 1822 г. (СПб.: 1822 и М.: Синодальная типография, 1822). Он неоднократно переиздавался (в т. ч. в 1824 и последний раз в 1900 г. [М.: Синодальная типография], с репринтами в 1976 г. (Джорданвиль: Типогр. Иова Поч., 1976) и в 1991 г. (М.: Синодальная библиотека, 1991). 872 Страницы указаны по репринту перевода Ярославской духовной семинарии (М.: Синодальная библиотека, 1991) ввиду того, что современное переиздание перевода МДА отсутствует. 875 1 изд.: М.: Типография В. Готье, 1855 (Ч.1:2), 1857 (Ч.3:4), 1857 (Ч. 5), 1859 (Ч. 6), 1861 (Ч. 7). 2-е изд.: ТСЛ, 1905 (Ч.1:2), 1906 (Ч.3:4), 1907 (Ч. 5) (со своей нумерацией страниц), 1908 (Ч.7:8). Ч. 6, 7 (1-го изд.) вышли как дополнительные (в серии ТСО, но без номера) и во 2-ом изд. не переиздавались. В 19071908 гг. вышли Ч. 7, 8 (2-го изд.), роспись которых будет представлена в следующем номере «Богословского вестника». Во 2-м издании, в отличие от ряда повторных изданий других авторов, на титульном листе указывается название серии ТСО и номер тома. В наст. время Ч. 13 переизданы Издательским Советом Русской Православной Церкви. 876 Страницы указаны по переизданию: Блаженный Феодорит Кирский . Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003 (Творения святых отцов и учителей Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В крестовом храме во имя прп. Сергия Радонежского при епархиальном управлении находится икона «Торжество Пресв. Богородицы» (Порт-Артурская). В Уссурийском в честь Рождества Богородицы жен. мон-ре хранится почитаемый образ Божией Матери «Объятия Отча». Монастыри Южно-Уссурийский в честь Рождества Богородицы (жен., близ с. Линевичи, основан в 1900, закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1993), Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский (муж., в пос. Горные Ключи, основан в 1894, закрыт в 1923, возрожден в 1995), Марфо-Мариинский во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (жен., возле ст. Седанка, Владивосток, основан в 1995), Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (жен., в с. Раздольном, открыт в 1998), владивостокский Серафима Саровского (муж., на о-ве Русском, Владивосток, открыт в 2001). Архиереи еп. Евсевий (Никольский; назначен 5 янв. 1899, с 6 мая 1906 архиеп., с 1917 пребывал в Москве, с 1920 митр. Крутицкий), еп. Михаил (Богданов; дек. 1918-1922 или до 1920, в. у.), еп. Марк (Бакалдин; 1920-1922)?, еп. Павел (Введенский ; 1922? в. у.), еп. Иоасаф (Рогозин; 1924?), архиеп. Киприан (Комаровский; 26 нояб. 1925 - 28 сент. 1927, с 1927 архиеп.); еп. Нифонт (Фомин; сент. 1927-1928); еп. Пантелеимон (Максунов; 1928-1929); еп. Марк (Боголюбов; 1929 - июль 1930); еп. Варсонофий (Лузин; авг. 1930 - май 1931); Никольск-Уссурийский еп. сщмч. Герман (Коккель; 1931-1932, в. у.); архиеп. Николай (Шкрумко; 31 янв. 1991 - 12 авг. 1992); архиеп. Вениамин (Пушкарь; 21 сент. 1992 - 28 дек. 2018; с 25 февр. 2003 архиеп., с 8 окт. 2011 в сане митрополита), митр. Владимир (Самохин; с 28 дек. 2018). Арх.: Архив Владивостокского ЕУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 8; ГАХК. Ф. Р-424. Оп. 1. Д. 6. Л. 11-13; Д. 7. Л. 3-5; РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 235-235 об.; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 200. Л. 19-19 об. Ист.: Правосл. церковь на территории СССР: к 1 окт. 1925 г.//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. 1926. 7. С. 2; Протокол 2 заседания Свящ. Синода от 22 нояб. 1927 г.//Там же. 1928. 2 (26) С. 8; Опред. Свящ. Синода от 19 июля 1988 г.//ЖМП. 1988. 10. С. 3; Опред. Свящ. Синода от 29, 30 и 31 янв. 1991 г.//Там же. 1991. 5. С. 10.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Кривошеин Никита Игоревич (род. 1934), сын И.А. Кривошеина, племянник владыки Василия (Кривошеина) , родился в Париже, выехал с родителями в СССР в 1947 г., окончил Московский институт иностранных языков (1957), в августе 1957 г. арестован КГБ за статью о событиях в Венгрии, опубликованную за рубежом, находился в заключении до 1960 г., затем работал переводчиком в журнале «Новое время», в 1971 г. выслан из СССР, вернулся в Париж, работает синхронным переводчиком в ООН и других международных организациях, является литератором-переводчиком. Кривошеин Олег Александрович (1894–1920?), сын А.В. Кривошеина, старший брат архиепископа Василия (Кривошеина) , офицер, участник 1-й мировой и Гражданской войн (в рядах Добровольческой армии), предположительно, погиб в плену. Кривошеина Елена Геннадьевна (1870–1942), мать владыки Василия, урождённая Карпова, жила в эмиграции во Франции с 1920 г. Кривошеина Ольга Васильевна (1866–1953), дочь В.Ф. и Ю.Ф. Кривошеиных, сестра А.В. Кривошеина, в эмиграции с 1925 г., жила в Париже, где вышла замуж за Сергея Тимофеевича Морозова. Кривошеина Юлия Фёдоровна , урождённая Яшинская, жена В.Ф. Кривошеина, бабушка архиепископа Василия (Кривошеина) , происходила из обедневшего польского дворянского рода. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994), в 1960–1984 гг. председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Лекок , нотариус в Брюсселе, упоминается в письмах 1965 г. Леонид (Поляков Лев Львович, 1913–1990), архиепископ Рижский в 1966–1990 гг., участник 2-й мировой войны, врач, рукоположён в 1949 г., выпускник Ленинградской Духовной Академии (1952), принял постриг в 1952 г., хиротонисан во епископа Курского и Белгородского в 1959 г., до 1966 г. управлял различными епархиями, архиепископ (1962), митрополит (1979). Леонтий (Гудимов Иван Афанасьевич, 1918–1992), архиепископ Харьковский и Богодуховский (1967–1970), до этого епископ Подольский (1962–1964), Волынский и Ровенский (1964–1965), Симферопольский и Крымский (1865–1967), позднее патриарший экзарх в Средней Европе (1970–1974), архиепископ, затем митрополит (с 1989 г.) Симферопольский и Крымский (1974–1990), митрополит Одесский и Херсонский (1990–1991), Херсонский и Таврический (1991–1992), Донецкий и Славянский (1992). Макарий (Реутов Матвей Тимофеевич, 1872–не ранее 1932), архимандрит (с 1921 г.), с 1898 г. – насельник Свято-Андреевского скита на Афоне в Греции, где принял постриг, в 1920-е гг. настоятель церкви Старо-Афонского подворья в Ленинграде, в 1929 г. тайно хиротонисан во епископа в Псковскую епархию, подвергался арестам в 1923, 1924 и 1932 гг. по делу иосифлян, приговорён 08.12.1932 к 10 годам лагерей, где, вероятно, погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Супруга св. Нягое, Деспина Милица, и мать Михая Витязула приняли здесь постриг. Благовещенская ц. расписана (алтарь в 1752, остальная часть в 1760). Сгоревшие после пожара кельи и др. строения (22 дек. 1838) отстроены в 1940 г. Реставрация проводилась в 1956-1957 и 1962-1963 гг. Святыни - 3 иконы из иконостаса (свт. Николая, свт. Саввы Сербского и «Снятие с Креста», хранятся в Музее искусств Румынии в Бухаресте). Муж. мон-рь Стынишоара в с. Кэлимэнешти (XV; до XVIII известен как Нучет). В 1747 г. на месте древней церкви возведены каменная Георгиевская ц. и кельи. В 1788 г. монастырь разрушен, монахи убиты; возрожден в 1807 г. афонскими монахами, к 1850 г. выстроен совр. монастырский ансамбль. До 1864 г.- метох монастыря Козия. Совр. церковь (1903-1908, расписана в 1948) и сев. терраса (келейный корпус; 1906) построены по проекту архит. Д. Аполони. Кельи сгорели при пожаре 1917 г., на их месте в 1936-1940 гг. построена небольшая зимняя церковь. Святыни - неск. афонских икон, паникадило из мон-ря в Куртя-де-Арджеше (подарено св. Нягое Басарабом). Жен. монастырь Сэрэчинешти в с. Валя-Кеий в коммуне Пэушешти-Мэглаши (1437), первоначально мужской, с Успенской ц. (расписана в 1717). После разрушения от землетрясения (1838) отстроен в 1855-1857 гг. В 1960 г. закрыт, в 1991 г. открыт как женский. Муж. скит Пахомие (1520; возможно, ок. 1509) в г. Бэиле-Олэнешти. Восстановлен в 1684 г.; после упадка стал метохом мон-ря Езер (документ 17 дек. 1824), в 1880 г. опустел. Ильинская ц. восстановлена в 1952 г. (расписана; новые росписи 1997), скит освящен 30 сент. 1956 г. Жен. мон-рь Сурпателе в одноименном селе в коммуне Фрынчешти (1-е упоминание в 1512). Перестроен в XVII в. Троицкая ц. (1703-1706) в 1815 г. отреставрирована и заново расписана. В 1837-1850 гг. здесь работал известный румын. церковный композитор А. Панн. В 1872 г. мон-рь закрыт, возобновлен в 1927/28 г., реставрирован в 1935, 1958-1959 гг. и в 1984 г., в 2004 г. расчищены росписи 1706-1707 гг. Муж. мон-рь Добруша в одноименном селе в коммуне Злэтэрей (первые десятилетия XVI) перестраивался в 1610 и 1675 гг.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

532 Речь идет о церкви св. Ильи Пророка, именуемого Обыденным, во 2-м Ильинском переулке (ныне 2-й Обыденский пер., 6). Первая деревянная церковь на этом месте построена в 1592 г. за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 г., восстановлена в 1612 г. Каменная церковь с приделами возведена в 1702–1706 гг. на средства думного дьяка Гаврилы Деревнина. Церковь , приделы, трапезная и колокольня строились и перестраивались в 1818–1819 и 1865–1868 гг. 533 Имеются в виду князья Трубецкие: П. Н. – Петр Николаевич (1858–1911), предводитель дворянства Московской губернии (1893–1906); С. Н. – Сергей Николаевич (1862–1905), философ, профессор, ректор (1905) Московского университета. Дети кн. Петра Николаевича: Владимир Петрович (1885–1954), Николай Петрович (1890–1961). Дети кн. Сергея Николаевича: Николай Сергеевич (1890–1938), филолог и лингвист, приват-доцент Московского университета (с 1915 г.), после революции – в эмиграции, один из лидеров евразийства; его жена – Вера Петровна, урожденная Базилевская (1894–1968); Владимир Сергеевич (1891–1937), писатель, автор незаконченных воспоминаний «Записки кирасира» (М., 1991), принимал участие в попытке освобождения царской семьи из заключения в Тобольске. В 1920-е гг. зарабатывал на жизнь многочисленной семьи (8 детей), как музыкант ресторанных оркестров и кино, публиковал охотничьи рассказы (под псевдонимом В. Ветов), подвергался репрессиям, в 1937 г. расстрелян. 534 Речь идет о скандале, связанном с военным министром (1909–1915), генерал-адъютантом, генералом от кавалерии В. А. Сухомлиновым (1848–1926), обвинявшемся во взяточничестве и шпионаже в пользу Германии. В 1916 г. он был арестован, но по настоянию Распутина выпущен. После Февральской революции 1917 г. приговорен к пожизненной каторге за неподготовленность русской армии к Первой мировой войне. Освобожден в 1918 г. по старости, вскоре эмигрировал. 535 Высшие женские богословско-педагогические курсы официально были учреждены в 1913 г. Занятия должны были начаться в 1914/1915 учебном году (об этом см. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX в. М., 1991. С. 57). Однако, реально преподавание началось только в 1916 г. Курсы ставили целью подготовку начальниц, воспитательниц и учительниц для средних женских духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Схиархимандрит Серафим (Амелин; 1874–1958). Родился в Курской губернии в крестьянской семье. В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь. После ее закрытия жил в Сумской области. Вернулся в пустынь в 1942 г., с 1943 г.— настоятель. В 1957 г. освобожден от обязанностей настоятеля. В начале 1958 г. братия просила его вернуться на прежнюю должность. В 2008 г. канонизирован Украинской Православной Церковью. Явная описка. Далее из текста очевидно, что речь идет о схиархимандрите Андронике (Лукаше; 1889–1974). Родился в Полтавской губернии в крестьянской семье. В 1906 г. поступил в Глинскую пустынь послушником. После ее закрытия — келейник епископа Рыльского Павлина (Крошечкина). В 1923 г. арестован и осужден на 5 лет. Досрочно освобожден по амнистии. Вернувшись, по-прежнему был келейником у владыки Павлина. В 1939 г. сослан на Колыму. В 1948 г. смог вернуться в Глинскую пустынь. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим монастыря. С 1961 г. жил в Тбилиси. В 2010 г. канонизирован Украинской Православной Церковью. Ошибка памяти автора письма: по данным «Глинского патерика», настоятелем в эти годы был архимандрит Исайя (с 1906 г.— схиархимандрит Иоанникий, в миру Иоанн Гомолко; 1842–?). В 1865 г. поступил в Глинскую пустынь. С 1888 по 1912 г.— настоятель. Много сделал для расширения благотворительной деятельности: так, больница Глинской пустыни при нем стала лучшей в епархии. Организовал издание религиозно-нравственных книг и популярных в народе «Глинских листков». В 2008 г. канонизирован Украинской Православной Церковью. Почаевская Свято-Успенская Лавра (Тернопольская область) основана в 1240 г. монахами Киево-Печерской Лавры, бежавшими от татарского нашествия. В 1713–1831 гг. была под властью униатов. Переданная в ведение православного духовенства, обитель в 1833 г. получила название лавры с присвоением ей четвертого места в числе существующих по России. В 1920–1939 гг. находилась на территории Польши. Свято-Юрьев мужской монастырь (Новгородская область) основан в 1030 г. князем Ярославом Мудрым. Его Георгиевский собор (XII в.), созданный мастером Петром,— выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1929 г. закрыт. Возвращен Церкви в 1991 г.

http://pravoslavie.ru/47783.html

 Храм Спасо-Преображения в Переделкине с 1952 по 1975 г. — подворье Троице-Сергиевой Лавры, с 1975 по 1991 г. — подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. С 1991 г. — Патриаршее подворье.  Микоян Артем Иванович (1905–1970) — авиаконструктор, брат Микояна Анастаса Ивановича, советского государственного и политического деятеля.  Епископ Арсений (Жадановский, 1874–1937) — из духовного сословия, с 1902 г. иеромонах, с 1906 г. наместник Чудова монастыря в Москве, который (во многом благодаря ему) стал одним из центров духовного просвещения. В 1914 г. хиротонисан в епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1918 по 1927 г. проживал в разных местах — при церквях и монастырях. Не принял декларацию митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. С 1931 по 1933 г. три раза подвергался арестам. Жил в дачном поселке Котельники под Москвой, тайно служил и принимал духовных чад. 14 апреля 1937 г. снова арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне.  Отец Арсений (1894–1975) — подвижник XX в., чье мирское имя не установлено и полная биография неизвестна. Книга о нем, составленная на основе его собственных воспоминаний и записок духовных чад, была переиздана со значительными дополнениями несколько раз. По окончании Московского университета он подвизался в Оптиной пустыни, был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из храмов Москвы, несколько раз подвергался арестам, ссылкам, а в начале 1940-х гг. находился в лагере особого режима. С 1958 г., после освобождения, проживал в Ростове Великом, где и скончался. Могила его неизвестна.  Архимандрит Тихон (Шевкунов, род. 1958) — наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, главный редактор интернет-портала pravoslavie.ru. В 1982 г. окончил ВГИК (сценарный факультет).  Третьяков Николай Николаевич (1922–2003) — искусствовед, преподаватель ряда вузов Москвы. С 1950-х гг. до последних дней жизни Николай Николаевич не просто преподавал теорию и историю искусства, а был проповедником православия в студенческой среде.

http://pravoslavie.ru/67935.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010