IV. Патристика, или святоотеческие толкования Священного Писания Августин Аврелий , блаженный. «Исповедь», М., Канон+, 1997. Августин блаженный , епископ Иппонийский. «О граде Божием». Творения блж. Августина, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6. Изд. второе, Киев, типография И.И. Чоколова, 1906, 1906, 1907, 1910 гг. Августин блаженный , еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, Изд. «Паломник», 1997. Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей», Казань, Центральная Типография, 1908. Амвросий Медиоланский , святитель. «О девстве и браке», Святоотеческое наследие, М., 2000. По изд. КДА, 1901. Амвросий Медиоланский , святой. «Две книги о покаянии», серия «Учители неразделенной Церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. М., 1997. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. I , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. II , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. III , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. IV , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Варсануфия Великаго и Иоанна, преподобных отцов. Руководство к духовной жизни. Изд. Донского монастыря при участии ТОО «Светлячок», М., 1993, по изд. СПб, Синодальная Типография, 1905. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. I, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. II, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т.Ш , СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. I, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шебрин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Рождество-Богородичная церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Шебрине была заложена в 1793 году при служении епископа Константина (Сосновского). Здания церкви и колокольни, а также ограда были каменными. Церковная земля, отдаленная от церкви, заботами графа М.Н. Муравьева в 1869 году была заменена участком поближе. По состоянию на 1899 год, в Шебринский Рождество-Богородицкий приход входило пять деревень: Шебрин, Волки, Подлесец, Тельмы и Хабы, и он насчитывал 1494 прихожанина. При храме действовали братство, церковно-приходское попечительство, церковная школа в Подлесце и народное училище. Причт состоял из священника и псаломщика. Особо чтимыми святынями храма были икона Богоматери «Виленская» и серебряный с позолотой крест, который пожертвовал приходу граф М.Н. Муравьев. В документах 1892 года упоминается священник Стефан Жуковский, который настоятельствовал здесь до 1906 года. Следующие сведения о церкви в Шебрине датируются 1924-1925 гг. Тогда Брест над Бугом входил в состав Польши в результате подписанного в 1921 году Рижского мирного договора. В этот период здание церкви было отремонтировано, а колокольню приспособили для жилья псаломщика. В 1927 году к Шебринскому приходу была приписана Покровская церковь села Большие Косичи, и уже в 1928 году приход насчитывал 12 деревень с 2680 прихожанами. С 1939 года начинается советский период для Русской Православной Церкви. В 1945 году Рождество-Богородицкий приход был официально зарегистрирован. На то время он насчитывал 47 прихожан. В 1962 году общину сняли с регистрации, а церковное здание переоборудовали под склад, где хранили зерно. В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала 1000-летие Крещения Руси. А еще через год, в 1989-м, была восстановлена и зарегистрирована Брестская епархия. Возрождение же церковно-приходской жизни в Шебрине началось с регистрации православной общины в 1991 году. В то время настоятелем прихода был назначен священник Владимир Алексеев.

http://sobory.ru/article/?object=27493

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (20.10.1906, Берлин - 30.03.1959, Москва), поэт, писатель. 2-й сын писателя Л. Н. Андреева . В младенчестве потеряв мать, А. М. Велигорскую, вырос в семье тетки Елизаветы Михайловны, урожд. Велигорской, бывшей замужем за врачом Ф. А. Добровым. Дом Добровых был одним из лит. центров Москвы. Учился в частной гимназии, с 1924 г.- на Высших гос. лит. курсах. В 30-х гг. работал рекламным художником. Осенью 1942 г. был призван в действующую армию, зачислен нестроевым в 196-ю стрелковую дивизию Ленинградского фронта. После окончания войны вернулся в Москву. 21 апр. 1947 г. А. был арестован и осужден по статьям 58-10 - антисоветская агитация, 58-11 - создание антисоветской группы и 17, 58-8 - подготовка террористического акта. Его приговорили к 25 годам тюремного заключения. 10 лет А. провел во владимирской тюрьме, освобожден в апр. 1957 г., но через 2 года умер от последствий обширного инфаркта, перенесенного в тюрьме. В тюрьме им было создано поэтическое произведение «Русские боги» и религиозно-философский трактат «Роза Мира» (опубл. в 1991). А. прежде всего талантливый поэт. «Ленинградский апокалипсис», входящий в ансамбль «Русские боги»,- глубокое описание трагедии ленинградской блокады. Но образная система, поэтические средства подчинены у А. одной цели: выразить многосложность мироздания, рожденного воображением автора под влиянием неких мистических сил. А. создал грандиозный триптих - «Русские боги», «Железная мистерия», «Роза Мира». Мистическая система «Розы Мира» - религиозная по своим интенциям - основана на мистических видениях и содержит понятия, только внешне совпадающие с христианскими. Догматические положения искажаются А. до противоречия основным христ. принципам. Побудительным мотивом к созданию системы становится для А. стремление выстоять в обрушившихся на него испытаниях. В земной истории он обнаружил те основы, опираясь на к-рые, по его представлению, можно начать строительство нового фундамента бытия,- гуманизм и демократию (Т. 2. С. 9). А. подробно описывает все слои мироздания, в т. ч. и «миры противоположного знака, зыбкие темные зеркала, где меняется местами верх и низ» (Т. 1. С. 177). Всякое небесное тело представляет собой, по А., сложную многослойную систему - «брамфатуру». В «Розе Мира» дано подробное описание различных слоев и их обитателей.

http://pravenc.ru/text/115166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Дмитрий Иванович (8.02.1873, с. Новое Клинского у. Московской губ.- 7.07.1954, Н. Новгород), рус. ученый, библеист. Род. в семье священника Крестовоздвиженской ц. с. Нового. Окончил Заиконоспасское ДУ, МДС (1894), МДА (1898); оставлен в академии в звании профессорского стипендиата при кафедре Свящ. Писания; преподавал церковную и библейскую историю в Вифанской ДС (1899-1905), затем древнеевр. язык, словесность и историю рус. лит-ры в МДА (1906-1909). Сначала доцент МДА по кафедре библейской истории (окт. 1909), затем профессор. В 1906 г. В. являлся членом редакционной комиссии Московских ЕВ, в 1915 г.- зав. редакцией Московских ЦВ. В 1916 г. становится членом правления МДА, с 31 дек. того же года директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1918 г. подвергался кратковременному аресту по подозрению в связях с прот. Иоанном Восторговым . В 1919-1922 гг. преподаватель и зав. Городского уч-ща (впосл. 5-й средней школы) г. Сергиева (ныне Сергиев Посад). В мае 1928 г. В. был повторно арестован по обвинению в антисоветской деятельности. По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 8 июня 1928 г. сослан в Казахстан. После освобождения с 1931 г. В. жил в Н. Новгороде. В 1933 г. работал научным сотрудником Горьковского краевого НИИ промышленности. С 1935 г. зам. директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. 15 авг. 1991 г. реабилитирован. В 1901 г. В. защитил магист. дис. «Учение Ветхого Завета о грехе», в к-рой систематизировал весь находящийся в ВЗ материал, отражающий представление о грехе. Прекрасное знание комментариев на ВЗ (принадлежащих Ланге, О. Цёклеру, Францу Деличу и др.) и специальных работ по данной теме (О. Краббе, К. Клемена) позволило автору сочинения вступать в полемику с зап. исследователями, однако В. не смог полностью преодолеть влияние зап. традиции библейского богословия, что вызвало справедливую критику рецензентов. В. Н. Мышцын считал, что В. придерживался принципов библейского богословия, сформулированных И. Ф. Габлером и отражавших протестант. взгляд на Свящ. Писание как на единственный источник Откровения. После назначения В. на кафедру библейской истории МДА его первой печатной работой стало «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» (1910) - исследование, в основе к-рого лежит апологетическая концепция необходимости согласования данных науки и библейского Откровения. С этого времени сфера научных интересов В. смещается в область библейской археологии (напр., соч. «Сокровища ветхозаветного храма»).

http://pravenc.ru/text/149993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 13.07.1574, Иосифов Успенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский (1568-1573). В 1566-1568 гг.- игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря . По всей видимости, был постриженником этой обители и разделял взгляды иосифлян (впосл. Л. дал вкладом в Иосифов монастырь 230 р.- Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в. М., 1906. 323). В 1566 г. присутствовал на земском соборе в Москве, рассматривавшем вопрос о продолжении войны с Польско-Литовским гос-вом. 2 февр. 1568 г. был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского, хиротонию возглавил свт. Филипп II (Колычев) , митр. Московский. Л. стал 3-м архиереем основанной в 1555 г. епархии. Прежний архиепископ, свт. Герман (Садырев-Полев) , занимавший Казанскую кафедру в 1564-1566 гг., в нояб. 1567 г. скончался в Москве от морового поветрия (по другим сведениям, будучи нареченным митрополитом, погиб от рук опричников). В период архиерейства Л. в 1570 г. в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь на покой из Твери возвратился свт. Варсонофий . 11 нояб. 1568 г. Л. должен был участвовать в хиротонии в Москве нового митр. Кирилла III , а в мае 1572 г.- митр. Антония . После 7 окт. 1573 г. ( Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 21) оставил Казанскую кафедру и поселился на покое в Иосифовом Волоцком мон-ре. 21 февр. 1574 г. он дал вкладом в обитель ряд книг, все «книги новы, а письмо доброе» - Евангелие, Апостол, Псалтирь, Ирмологий, «Иоанн Дамаскин» (КЦДР. 1991. С. 96). Владельческие записи Л. сохранились в рукописях «Лествица Иоанна Лествичника» (ГИМ. Епарх. 329(458), 60-е гг. XVI в.) и «Служебник» (РГБ. Ф. 113. 87). «Ученик бывшаго игумена Лаврентия» Пафнот (Пафнутий) (Рыков, книгохранитель Иосифова мон-ря?) переписал в 1570 г. сборник святоотеческих поучений (ГИМ. Епарх. 335(473)).

http://pravenc.ru/text/2462457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Григорьевич Воскресенский (1886, с. Тёплый Стан Курмышского у. Симбирской губ.- 9.09. 1918, с. Бортсурманы, там же), сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи станового пристава. В 1906 г. М. окончил Нижегородскую ДС, в 1907 г. был рукоположен во иерея и назначен священником к Успенской церкви с. Бортсурманы. С 1917 г. был благочинным округа, награжден набедренником (1912) и скуфьей (1915). В нач. сент. 1918 г. жители г. Курмыша подняли восстание против большевиков и разоружили стоявшую в городе красноармейскую роту. Из Симбирска на подавление восстания выступил карательный отряд. Войдя в с. Бортсурманы, красноармейцы приступили к задержанию местных жителей. М. узнал о предстоящем аресте, но не покинул село. Он был взят под стражу вместе с 29 селянами. Задержанных собрали в здании волостного правления и подвергли избиению. М. обвинили в том, что он велел звонить в колокол, и в том, что он сочувствовал восставшим против большевиков и ожидал с радостью белые войска. Чтобы не вызвать среди жителей села возмущение, красноармейцы объявили, что арестованные будут отправлены в г. Курмыш для суда. 9 сент. узников повели под конвоем по Курмышской дороге. М. шел впереди и вместе с прихожанами громко пел погребальные песнопения. У оврага Степаниха, в 5 км от села, все арестованные были расстреляны. Из 30 человек только один остался в живых, он и рассказал о подробностях мученической кончины священника - М. был добит штыком в сердце. Вечером все убитые были похоронены местными жителями в 5 братских могилах на кладбище с. Бортсурманы. М. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 134-137; Скала А., прот. Св. сщмч. Михаил Воскресенский, иерей Бортсурманский//Святые, в земле Симбирской просиявшие. Ульяновск, 2009. С. 68-75; он же. Свящ. Михаил Григорьевич Воскресенский//Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 67; Справ. материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 гг./Сост.: М. В. Циркулёва. Н. Новг., 2011. С. 96.

http://pravenc.ru/text/2563496.html

Кердём. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в этнографическом музее " Самартай " Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1892. Адрес: Россия, Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Кердём Координаты: 61.42928, 129.203928 Проезд:От Якутска автобусом до Покровска, далее паром через р. Лену на правый берег, затем на попутке по пойме до села Кердём. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Этнографический музей «Самартай» действует с 1991 г. На территории музея расположены памятники истории и архитектуры: Качикатская Николаевская церковь 1890 г.; зерносушилка; шестигранный дом - бабаарына, строение 18 века; амбар бая Кирилла (Кирилэ баай ампаара), построенный для защиты от «разбойника» Манчаары, XIX века; летний балаган XVIII века. История создания Кердемского музея «Самартай» в с. Кердем Хангаласского улуса В 1892 г. началось строительство Качикатской Николаевской церкви в с. Кердем Благочинный Якутских церквей священник Василий Бережнее дал рапорт Его Первосвященству Милентию - епископу Якутскому и Вилюйскому; «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего первосвященства, закладка фундамент Качикатского Николаевского храма на речке Лютенгэ свершено мною 24 апреля 1892 года» (Рукопись Н.Д. Тордеева). По сооружению Качикатской церкви, согласно по контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателем. Из местных жителей мастерами работали Петр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из 2 Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач 2 Жемконского наслега, а с 1910 г. Семен Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега. Из архива материалов известно, что Г.К. Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.П. Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 г. они были награждены серебряными медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. Интересно, что в представлении к награде С.П. Барашкова стоит подпись старшины Качикатского наслега Алексея Елисеевича Кулаковского. При церкви с 1 сентября 1898 г. существовала церковно­приходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 г. составляла 4175 человек.

http://sobory.ru/article/?object=38255

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_47.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сергеевич Покровский (1864 - 18.03.1919, с. Горюшки Сенгилеевского у. Симбирской губ. (ныне Гавриловка Тереньгульского р-на Ульяновской обл.)), сщмч. (пам. 5 марта, в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Симбирскую ДС. Был назначен псаломщиком к ц. Рождества Христова с. Шерауты Буинского у. Симбирской губ. (ныне Комсомольского р-на Чувашии). В 1891 г. рукоположен Симбирским и Сызранским еп. Варсонофием (Охотиным) во диакона, затем во иерея к Владимирской ц. с. Ст. Никулино Симбирского у. и губ. (ныне Цильнского р-на Ульяновской обл.). В 1895 г. переведен в Благовещенский храм в пригороде Сызрани Кашпир Симбирской губ. (ныне с. Кашпир городского окр. Сызрань). Одновременно служил заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. В 1898 г. награжден набедренником, в 1906 г.- скуфьей. В 1907 г., во время неурожая в Поволжье, организовал сбор хлеба для голодающих, в связи с чем ему была объявлена Высочайшая благодарность Ея Императорского Величества Государыни Марии Феодоровны «за содействие делу оказания трудовой помощи населению, пострадавшему от неурожая». 12 авг. 1908 г. Симбирским и Сызранским архиеп. Иаковом (Пятницким) назначен настоятелем храма во имя вмч. Димитрия Солунского с. Горюшки. Во время «Чапанной войны» (антибольшевистского крестьянского восстания в Симбирской и Самарской губерниях), в ночь на 18 марта 1919 г., был арестован прибывшим в Горюшки карательным отрядом по обвинению в «подстрекательстве и контрреволюционной напутственной проповеди перед восставшими». Расстрелян по приговору Горюшкинского волостного военно-революционного комитета Сенгилеевского у. Похоронен на местном кладбище. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 11 апр. 2006 г. Лит.: Тащаев А. «Претерпевший до конца спасется» (Мф 10, 22)//ЖМП. 2006. 11. С. 46-47; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). Ульяновск, 2007. С. 84; он же. Святые, в земле Симбирской просиявшие. Ульяновск, 2009. С. 88-100.

http://pravenc.ru/text/2565780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010