Матушка отца Иоанна Есть маленькая книжечка о жизни матушки о.Иоанна Елизаветы Константиновны, написанная ее племянницею Руфою. Впереди всего помещены портреты о.Иоанна и ее самой. На своем портрете Батюшка написал следующие слова. «Дорогой, возлюбленной супруге Елизавете Константиновне Сергиевой в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжении 50 лет. Протоиерей Иоанн Сергиев. 20 ноября 1905 года». Далее следует краткое описание их совместной жизни. Это есть единственная книжка, где написано об его матушке. «22 мая текущего года (1909 – М. В.), в 9 часов 30 мин. утра, тихо отошла к Богу, после долгих страданий, вдова отца Иоанна Кронштадтского , Елизавета Константиновна Сергиева. Причиной смерти, по определению пользовавшего ее врача, послужила старческая дряхлость с нарастающим упадком сердечной деятельности. Господь сподобил ее долго и усердно готовиться к переходу в вечную жизнь. Последние годы Елизавета Константиновна, следуя заветам и наставлениям своего супруга-молитвенника, приобщалась вообще очень часто, или в соборе, или на дому, когда слабость в ногах не позволяла ей выходить из дому, а последний год – ежедневно; приобщалась она и 21 мая, но это, как оказалось потом, было в последний раз: в этот день в шесть часов вечера она перестала глядеть на свет Божий, а с десяти часов не стала говорить, ничем не выказывая сознание. Последнее слово ее было: «хочу», сказанное ею в ответ на предложение выпить святой водицы, но проглотить она ее уже не могла; вскоре после этого матушка впала в бессознательное состояние, а на другое утро мирно скончалась во время чтения канона на исход души. На Фоминой неделе, по своему личному желанию, она особоровалась и после того несколько раз говорила: «Как я рада, что особоровалась и приготовилась». Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24 мая, в г. Кронштадте, в левой стороне соборного садика. Почившая родилась 4 мая 1829 года, в г. Гдове, где отец ее, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в городском соборе и был благочинным церквей Гдовского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Мелхиседек (Паевский Михаил Львович), архп. Енисейский и Красноярский Родился 15 ноября 1879 года в с. Витулине, Гродненской губ., где отец его был священником. Он был вторым сыном многочисленной семьи – 9 человек детей, которым почти всем, отец, часто отказывая себе в самом необходимом, дал среднее и высшее образование. С малых лет ребенком привык он быть в храме маленькой сельской церковки, на соломенной крыше которой примостилось гнездо аиста. Уже с восьми лет, когда его детские руки еще не в состоянии были держать большой книги, он читал «Апостол”, а книгу перед ним держали «братчики» – солидные прихожане с перевязями на рукаве и большими восковыми свечами в руках по западному обычаю. Унаследовав от матери кроткий и нежный характер и ее живую веру в Бога, он до самой смерти с любовью вспоминал церковную атмосферу, окружавшую его в детстве. Окончив духовное училище, он перешел в духовную семинарию в Петербурге, откуда по слабости легких был переведен в Симферопольскую семинарию, на последнем курсе которой 25 марта в день Благовещения, принял рясофорный постриг, имея 18 лет от роду. Поступив в Казанскую духовную академию, на первом курсе принял пострижение в мантию с именем Мелхиседека, на 22-м году жизни. Будучи студентом 2-го курса академии, он изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии. Ввиду этого 18 января 1902 года он был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии. В 1905 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Могилевского Братского монастыря. 1907 год – настоятель Херсонисского монастыря. 1909 год – настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря. 1910 год – смотритель Владикавказского духовного училища. 1914 год – ректор Тифлисской духовной семинарии. В 1916 году был вызван в Петербург. Отъезд его горячо оплакивали духовная семинария, которой он предоставил возможность совершать богослужение на родном грузинском языке, за что немало пришлось ему понести неприятностей со стороны гражданской власти, считавшей, что только на славянском языке может быть совершаемо там богослужение, хотя бы и чужд и непонятен он был ученикам грузинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Николо-Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты После 1917 года судьба Николо-Перервинского монастыря слилась с трагической судьбой всей России. После закрытия, примерно в 1940 году, Иверский собор использовался под склады и цеха мелких предприятий. Прмерно в это же время здание было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли и заложены боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г.Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия из железобетонных плит, которые разделяли его внутреннее пространство на три этажа, а с востока сделаны пристройки. Когда-то величественный Иверский собор представлял из себя жалкое зрелище: обезглавленный, на кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки. Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строительство в загородном Николо-Перервинском монастыре собора в честь Иверской иконы. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора. Из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход двинулся от часовни через всю Москву в монастырь. Когда вечером процессия прибыла к Николо-Перервенскому монастырю, то вся местность, окружавшая обитель была переполнена богомольцами, собравшимися из окрестных сел и деревень, а также прибывшими из Москвы. Чудотворная икона была внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особо месте. В девять утра началось освящение главного престола во имя Иверской иконы Божией Матери, 21 сентября был освящен правый придел в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира, левый придел в честь святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна был освящен в 1909 году, на третий день Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=05404

Одесса. Церковь Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Стефана архидиакона Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1909 и 1912. Год утраты:1936 (взорвана) Архитектор:Л.Ф. Прокопович Адрес: г. Одесса, Фонтанская дорога Координаты: 46.445825, 30.741742 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь при Управлении 4-й стрелковой бригады в честь Архидиакона Стефана. Походная (при Управлении бригады) церковь, с учреждением штатного священника, существует с 1893 г. Церковь эта сопутствовала полкам бригады в походах: 1) против китайцев в 1900 г., 2) в Русско-Японскую войну в 1904-1905 г.г. Настоящий храм 4-ой стрелковой бригады сооружен в память славных подвигов стрелков в страдные дни на Шипке; освящен 10 сентября 1912 года. Весь храм построен из кирпича на бетонных массивах с бетонными сводами и железной конструкции купола и крыши. Храм не штукатурен и в будущем останется с натуральным кирпичом, расшитым цементом. Крыша покрыта оцинкованным железом. Полы из плиток, окна и двери железные. Отопление паровое. Размеры храма с севера на юг 20 саж., а с востока на запад 15 сажен. Высота колокольни 54 арш. Храм может вместить 1.200 человек. Особенное сильное впечатление производит иконостас работы фабрики Оловянишникова по замыслу князя М.С. Путятина и генерала М.И. Кияновского. Рисунки выполнены художником С.И. Вашковым. Иконостас в стиле московских церквей XVI-XVII вв.; очень гармонично сочетание дуба, бронзы и железа на малиновом фоне. На верхнем ярусе иконостаса иконы с изображением святых, в дни памяти которых бригада участвовала в больших сражениях. Мраморный престол сооружен в память почивших Шефов полков бригады: Императоров Александра II-ro, Александра III-ro, Великого князя Фельдмаршала Николая Николаевича и Фельдмаршала Гурко. В алтаре художественно исполненный на стекле образ Вознесения Господня (дар графа М.М. Толстого). Все сосуды и утварь в старинном русском стиле. На колокольне исторические колокола: царский - с портретом Государя Императора; геройский - с портретами Радецкого и Гурко; бригадный - с полковыми образами и погонами полков. К церкви приписана временная домовая церковь 16 стрелкового полка.

http://sobory.ru/article/?object=40887

– оп. 4. Д. 250. Вырезки из зарубежных газет об о. Иоанне Кронштадтском ; – оп. 4. Д. 1668. Воспоминания ревностного поклонника. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 21. Переписка с К. П. Шабельским. Ф. 1111. Оп. 1. Д. 5. Разнообразная переписка с И. Сергиевым. Ф. 1120. Разнообразные рукописи и фотографии, относящиеся к И. Сергиеву. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 502. Информация об обстоятельствах смерти Кронштадтского. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 708. К. П. Победоносцев . Российский государственный исторический архив (РГИА) г. Москвы. Ф. 203. Московская Духовная консистория: – оп. 392. Д. 3. Отклонение организованной отцом Иоанном просьбы открыть женскую религиозную общину. Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. Ленина), отдел рукописей. Ф. 178. Алексей Сергеевич Суворин. Ф. 253. С. А. Романов. Ф. 262. Оп. 14. Д. 2. Савва (Тихомиров) . Ф. 369. Бонч-Бруевич. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1067. Оп. 1. Д. 1–34. Дневники Иоанна Кронштадтского за 1856–1904 годы; переписка. Ф. 102. Департамент полиции: – оп. 1. Д. 154. Материал о секте иоаннитов (в двух частях); – д. 873. Т. 4. О связи о. Иоанна Кронштадтского с кишиневскими погромами; – оп. 2. Д. 1366. О попытках сформировать новую секту. Государственный музей этнографии (ГМЭ), архив Тенишева. Ф. 7. Оп. 1. Bakhmeteff Archive, Rare Book and Manuscript Library, Columbia University, New York. Протопресвитер Георгий Шавельский . Письмо от 12 июня 1939 г. Опубликованные источники и литература Алексеев И. Разгром иоаннитов. СПб., 1909. Алмазов А. Я. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса, 1901. Алмазов А. Я. Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории: В 3 т. Одесса, 1894–1895. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. Geneva, 1905. Амвросий, иеросхимонах. Собрание писем Блаженной памяти оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. Антоний (Храповицкий) , митрополит. Слово еп. Антония Храповицкого и о. Иоанна Кронштадтского по поводу насилия христиан с евреями в Кишиневе. Одесса, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Избранное Критики называют отца Валентина Свенцицкого достойным продолжателем Достоевского. Пламенный проповедник христианства, один из наиболее ярких мыслителей начала ХХ века, он умел необыкновенно влиять своим словом на людей — в лекциях, в проповедях, в частных беседах. А его литературные произведения поражают откровенностью, смелостью, с которой автор заглядывает в самые потаенные уголки человеческой души. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Валентин Павлович Свенцицкий Избранное Предисловие Духовный реализм Мировоззрение богослова, философа, общественного деятеля, публициста, прозаика и драматурга Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) сформировали христианство, идеи B. C. Соловьева, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта; с 1898 года юноша духовно окормлялся у прп. Анатолия (Потапова) Оптинского. В 1905 году Свенцицкий создал первую в России христианскую политическую организацию, многие чаяния которой воплотил Поместный Собор 1917–1918 годов; был организатором Московского религиозно-философского общества. В печати и с кафедры обличал преступления евангельских заповедей в государственных и церковных делах, языческий цезарепапизм, хилиазм и социалистическую утопию, ницшеанство и толстовство, либеральные и черносотенные подделки под Христа. С 1909 года Свенцицкий участвовал в движении голгофских христиан, ставя целью пробудить сознание народа к религиозному творчеству и считая, что вся живая жизнь должна объединиться вокруг храма. В 1917 году был рукоположен во иерея, а год спустя стал проповедником Добровольческой армии, призвав обезумевший народ к покаянию и борьбе с бесовской силой большевизма. Только в Церкви видел нравственный фундамент обустройства России. В 1920-хгодах о. Валентин служил в Москве. За противодействие обновленчеству был выслан в Таджикистан, где составил практическое руководство по постижению молитвы Иисусовой. По возвращении, будучи настоятелем храма Свт. Николая Чудотворца на Ильинке, проводил с общиной беседы о монастыре в миру – духовной преграде внешним соблазнам и борьбе со страстями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Марина Цветаева Цветаева Марина Ивановна (1892–1941) – поэтесса, прозаик. Ее первая поэтическая книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году, вторая, «Волшебный фонарь», – в 1912м. В том же 1912 году «Цех Поэтов» выпустил первую книгу Анны Ахматовой «Вечер», а в 1910 году Анна Горенко стала подписывать свои стихи этим литературным псевдонимом Анна Ахматова. Так что дебютировали они почти одновременно, но абсолютно по-разному. Цветаева примерно так же, как Гоголь с юношеской поэмой «Ганц Кюхельгаркен» или Некрасов – с «Мечтами и звуками», о которых они старались в дальнейшем не вспоминать. Анна Ахматова не подвергла себя подобной экзекуции. Первые поэтические опыты 1904–1905 годов гимназистки Анны Горенко не вошли ни в одну из прижизненных ахматовских книг. В «Вечер» и «Четки» она включила только одно стихотворение 1909 года двадцатилетней Анны Горенко – «Хорони, хорони меня, ветер»!» Цветаева, наоборот, предстала в «Вечернем альбоме» именно со своими детскими и юношескими стихами. Она вспоминала: «Книгу издать в то время было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность, заплатить по счету, – все. Так я и сделала, никому не сказав, гимназисткой VII класса». Ахматова ко времени издания «Вечера» уже находилась в центре поэтической жизни Петербурга, была секретарем гумилевского «Цеха Поэтов». Начиная с 1911 года в журналах появилось несколько ее публикаций, а сама книга открывалась предисловием Михаила Кузмина, который и представил вновь прибывшую на поэтическом Олимпе. Цветаеву никто не представлял, у нее до выхода книги вообще не было ни одной публикации, она не имела никакого отношения к литературной среде, да и не ставила перед собой такой задачи «войти» в литературу, заявить о себе. «Издала я ее, – отмечала она, – по причинам, литературе посторонним, поэзии же родственным, – взамен письма к человеку, с которым лишена была возможности сноситься иначе. Литератором я так никогда и не сделалась, начало было знаменательно».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста» В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) На репринтном издании редкой старинной книги значится: «Казань, Типо-литография Казанского Университета, 1909 год». За семь лет до революции автор  понимает, куда всё движется, но верит: воспитание и образование спасают. Правда, убедиться в своей правоте пишущему не довелось: дети, получившие христианское воспитание и образование по Сокольскому, едва вошли в возраст, а в Империи уже полыхнул костер революции. Более чем на 70 лет о религиозном воспитании и образовании в России забыли. Идеи Сокольского отошли на второй план. Но сейчас к его трудам с интересом возвращаются и открывают новое, а на деле – хорошо забытое старое. Так что же за книга перед нами? Актуально, через «ять» Поясним: в начале ХХ века Казанский Университет носил звание Императорского и был одним из 25 лучших вузов страны. Правда, знал он и вольнодумные студенческие волнения, из-за которых его едва не закрыли в 1902 году, и преобразования: после 1905 года его управление стало во многом автономным. В издательстве такого вуза издавали передовую литературу, привлекавшую общественный интерес, и книга о. Василия Сокольского – в числе этих прогрессивных изданий. Автор цитирует известных ученых своего времени, сведущих в области педагогики, российских и зарубежных, а также древних философов и художников эпохи Возрождения, спорит или соглашается с ними и вовлекает в горячую полемику читателя. В книге 149 страниц, она состоит из пяти глав:  В последней главе подробно рассматриваются практические вопросы катехизации: изучение молитв, Священная история, собственно катехизис, богослужение. Книга написана живым публицистическим слогом, легким и не «занаученным» и увлекательным настолько, что иногда перестаешь замечать старинную орфографию с ерами и ятями и узнаешь в авторе собрата и современника. «Лучшим из людей, то есть христианином»

http://azbyka.ru/deti/svjashh-vasilij-so...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) ноября   Священномученик Александр Покровский   Священномученик Александр родился 14 августа 1879 года в селе Ка­закове Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Покровского. У псаломщика Михаила Покровского было шесть дочерей и че­тыре сына, и жила семья очень бедно; часто не хватало своего хлеба до нового урожая, а купить было не на что, и родители посылали детей к соседям и даже в соседнюю деревню, чтобы занять хлеба. С десяти лет дети помогали отцу в работе – сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, для них отец специ­ально купил маленькие косы. Когда дети подросли, то и тогда не оставляли крестьянских работ, и, бывало, нанимались поденно на сельскохозяйственные работы к местному священнику или диакону. Половину сена брали в этих слу­чаях себе, а половину отдавали хозяину. Когда старшим детям впоследствии приходилось уезжать на учебу в семинарию, отец продавал половину сена для того, чтобы оплатить им дорогу. Дети уезжали в семинарию, не возвращаясь на рождественские и пасхальные каникулы за отсутствием средств, приезжая домой только после окончания курса.  Первоначальное образование Александр получил в земской школе; в 1897 году он окончил Волоколамское духовное училище, в 1905-м – Вифанскую Духовную семинарию. Окончив семинарию, Александр поступил учите­лем в сельскую школу; в 1906 году он был рукоположен во диакона ко храму в Инженерном училище на Бахметьевской улице в Москве, в 1909 году был переведен в храм святого князя Владимира в Старосадском переулке, одновременно он исполнял послушание законоучителя. В 1910 году его отец тяжело заболел и вынужден был уйти за штат, и на диакона Александра легли все за­боты по содержанию семьи, в которой еще было три незамужних сестры, две из которых не получили еще никакого образования. В это время ему пришлось испытать весьма тяжелое бремя материальной нужды; в 1919 году он был рукоположен во священника и служил в церкви преподобной Елизаветы при Дорогомиловском кладбище. 

http://fond.ru/foto/1251/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Иоанн (Пашин) , епископ Рыльский, викарий Курской епархии Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами. В 1890 году Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 году приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию. В 1901 году Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 года он был рукоположен во диакона, а 22 октября – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 года протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место настоятелем Никольской церкви был назначен отец Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Стараниями отца Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 года верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицей мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 году, празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся. В 1909 году отец Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения здесь он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке, помещение для которой было предоставлено помещиком Н.И. Демидовым, он же взял на себя расходы по отоплению и освещению школы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010