Источники и пособия Азаревич, Д . История византийского права. Ярославль. 1876–1877. Beveregius. Synodicon sive Pandecta canonum. 1672. Бенешевич, B. Канонический сборник 14 титулов со второй четверти 7-го века до 883 г. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. С.-Петербург. 1905. Приложения. С.-Петербург. 1905. Бердников, И. Краткий курс церковного права православной церкви. Выпуск первый. Об источниках церковного права и собраниях церковных правил. Казань. 1903. Biener. Das canonische Recht der griechischen Kirche. Kritische Zeitschrift für Rechtswissenschaft und Gesetzgebung des Auslandes. Bd. XXVIII. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini. 1827. Боголепов, H. Учебник истории римского права. Москва. 1895. Woelli et Justelli. Bibliotheca iuris canonici veteris. Демидов, B. Характер и значение толкований на канонический кодекс греческой церкви – Аристина, Зонары и Вальсамона. Правосл. Обозр. 1888. Hefele, С. Conciliengeschichte. Freiburg. 1873. Heimbach νκδοτα. 1838–1840. Griechisch-römisches Recht im Mittelalter und der Neuzeit. Allgem. Encykl. der Wissensch. u. Künste V. Ersch. u. Gruber. Bd. 86. Hergenröther, Ph. Photius, Patriarch von Constantinopel. Regensburg. 1861. Ducange. Glossarium Graecit. Append. II. Заозерский, H. Происхождение и образование византийского Номоканона. Чтение в Общ. Люб. Духовн. Просв. 1882. Ч. I. Иоанн , арх. Опыт курса церковного законоведения. Т. I и II. СПБ. 1852. Книга правил св. Апостол, св. соборов вселенских и св. Отец, изд. Св. Синодом. СПБ. 1839. Красножен, М. История образования канонического кодекса греческой церкви от начала его возникновения до эпохи введения на Руси христианства. Юрьев. 1909. Krumbacher. Geschichte der byzantischen Literatur. München. 1891. Лавров, А. Печатное письмо к А. С. Павлову . Москва. 1876. Митюков. Курс римского права. Киев. 1883–1884. Mortreuil. Histoire du droit byzantin. Paris. 1853. Нарбеков, В. Номоканон Фотия с толкованием Вальсамона. 2 части. Казань. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Всеволодович Вишневский (27.09.1888, с. Вильгорт Чердынского у. Пермской губ.- 2.12. 1920, Екатеринбург), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе Екатеринбургских святых ив Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. До рукоположения его отец, имевший польские корни, был учителем в Перми. И. окончил Екатеринбургское ДУ (1905), затем учился в Пермской ДС (сент. 1905 - апр. 1906). 14 февр. 1907 г. назначен псаломщиком к Троицкой ц. с. Шарташского Екатеринбургского у. Пермской губ., 9 мая переведен в Знаменскую ц. при Верхнетагильском заводе того же уезда. Придерживался левых политических убеждений. Находился под надзором полиции, привлекался к следствию, но арестован не был. 2 мая 1908 г. перемещен (вероятно, в качестве наказания) в бедный приход ц. Рождества Христова с. Реутинского Камышловского у. С 7 июня 1911 г. псаломщик Николаевской ц. при Верх-Нейвинском заводе Екатеринбургского у., в этой церкви служил его отец до своей смерти (1909). Одновременно И. преподавал математику в реальном училище. В кон. 1915 г. он был вновь переведен в Знаменскую ц. Верхнетагильского завода. С 1914 по 1917 г., по сведениям родственников, И. преподавал в Екатеринбурге. В янв. 1916 г. женился. 1 апр. 1916 г. Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во диакона в екатеринбургской Николаевской ц. при Нуровском приюте. Однако И. продолжил служить в Знаменской ц. на псаломщической вакансии. 3 февр. 1917 г. переведен на 4-е псаломщическое место в Преображенском соборе Невьянска. Летом 1918 г. И. был свидетелем Невьянского восстания, во время к-рого мученически погибли настоятель собора сщмч. Петр Иовлев, а также диакон и регент сщмч. Вячеслав Луканин и певчие. В нояб. 1919 г. И. рукоположен во иерея Екатеринбургским и Ирбитским еп. Григорием (Яцковским) . Назначен настоятелем деревянного храма в малонаселенном (ок. 200 жителей) с. Федьковка Шуралинской вол. Екатеринбургского у., в 5 верстах от волостного центра. Существует ошибочное мнение, что И. был настоятелем Прокопьевской ц. в др. с. Федьковка Невьянской волости того же уезда.

http://pravenc.ru/text/469075.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства» . Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел. К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Николай Пирский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Пирский Николай Васильевич; 7.04.1857, с. Солошино Кобелякского у. Полтавской губ.- 9.06.1935, Полтава), архиеп. Полтавский и Кременчугский. В 1877 г. окончил Полтавскую ДС, после чего служил учителем. 2 нояб. 1880 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в его родном селе. Помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя солошинских церковноприходской школы и школы грамоты, а также народного уч-ща в с. Дийнековка. С 1887 г. являлся окружным наблюдателем церковных школ, с 1888 г.- товарищем (заместителем) председателя Кобелякского уездного отделения Полтавского епархиального училищного совета. 21 сент. 1898 г. назначен настоятелем храма во имя Иоанна Предтечи в г. Прилуки Полтавской губ. Одновременно стал прилукским уездным наблюдателем церковных школ, от духовенства его избрали членом Прилукской городской думы. 27 июля 1899 г. переведен священником к Крестовоздвиженскому собору в г. Кобеляки, назначен благочинным кобелякских городских церквей. В 1905 г. стал настоятелем Крестовоздвиженского собора, возведен в сан протоиерея. Автор неск. статей и брошюр по истории храмов и селений Полтавской епархии, публиковавшихся в «Полтавских епархиальных ведомостях». В февр. 1907 г. избран депутатом 2-й Гос. думы (распущена в июне того же года). Входил в состав депутатской фракции правых монархистов. С окт. 1908 г. помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя кобелякских мужской и женской гимназий. Был избран гласным Кобелякского уездного земства от духовного ведомства, председателем Кобелякского уездного отд-ния Полтавского епархиального училищного совета, директором Кобелякского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета. В июне 1909 г. прот. Н. В. Пирскому было поручено произнести приветственную речь от имени епархиального духовенства в честь прибытия в Полтаву по случаю празднования 200-летия Полтавской битвы имп. мч. Николая II Александровича (тот в ответ, поблагодарив, сказал, что помнит протоиерея по Петербургу). После Февральской революции 1917 г. против прот. Н. В. Пирского были выдвинуты обвинения в участии в монархических орг-циях и причастности к подавлению революционных выступлений в 1905 г. Однако рассмотревший его дело в окт. 1917 г. епархиальный совет постановил: «...дать отзыв Преосвященному Владыке о протоиерее Николае Пирском как о человеке неопасном в политическом отношении и не способном к контрреволюционным выступлениям, всегда исполнительном и не выходящем за пределы предоставленных ему прав, и аккуратном в исполнении поручаемых ему обязанностей».

http://pravenc.ru/text/2566006.html

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 апреля (5 мая) Священномученик Евстафий Малаховский Священномученик Евстафий родился 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. В 1897 году Евстафий окончил Полоцкое духовное училище, в 1900 году – три класса Витебской Духовной семинарии и был назначен учителем в Прудскую церковноприходскую школу Гродненской епархии. Ревностный христианин, он решил послужить Церкви в сложных тогда условиях Туркестанской епархии, где русские переселенцы в ту пору почти не имели храмов и духовенства, и 15 декабря 1904 года был назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь; в марте следующего года он был переведен в туркестанский кафедральный собор; 13 мая 1905 года рукоположен во диакона, а на другой день – во священника к этому собору. 27 мая 1905 года отец Евстафий был назначен священником Трехсвятительской церкви в село Карабулак. 1 сентября 1906 года он был перемещен в Софийскую церковь города Верного, 5 сентября 1907 года назначен настоятелем храма в селе Ивановском Лепсинского уезда, в 1909 году – в Покровскую церковь города Верного, в 1910 году – в храм поселка Каргалинского Лепсинского уезда, в 1911 году – в станицу Лепсинскую. За время служения в Лепсинском уезде ему близко пришлось наблюдать жизнь русских переселенцев. Отец Евстафий писал: «…Сравнительно еще недавно, лет пять или шесть, жизнь здешнего края во многих отношениях казалась лучше, чище и отраднее. Мне приходилось слышать рассказы о возникновении и самому наблюдать жизнь старожильческих селений. Недавно же привелось послужить и в переселенческом приходе. Прежде всего, большая разница в настроении прежнего переселенца и теперешнего. Прежний переселенец был, почти исключительно, хлебороб. Шел в поисках землицы и лучшей доли и был счастлив, когда после долгих прошений и скитаний ему наконец удавалось получить надел и разрешение начальства поселиться на облюбованном месте. Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, и отрадно билось сердце его, когда в этом храме, иногда раза три в год не более, раздавалась служба Божия, совершаемая приезжим священником.

http://fond.ru/kalendar/390/evstafiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) Священномученик Иаков  родился 23 октября  1879 года в городе Уральске Уральской области в семье крестьянина Ивана Маскаева и в крещении был наречен Иаковом в честь апостола Иакова Алфеева. Во время обучения в Оренбургской духовной семинарии он женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. По окончании в 1901 году семинарии Иаков был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Зобове Оренбургского уезда . В том же году у них родился сын, которого они назвали Борисом. Через некоторое время, когда младенцу было два года, он смертельно заболел, и отец Иаков стал горячо молиться о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко многим святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому, дав обет, что, если мла­денец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский мо­настырь к мощам только что прославленного угодника Божия. По чудесном выздоровлении сына он исполнил обет и совершил па­ломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с су­пругой родилось девять детей, Валентина умерла при родах по­следнего ребенка в 1918 году. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой; его усилиями в течение нескольких лет был вы­строен в селе новый храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Несмотря на большую семью и стесненность в материальных средствах, он был одним из самых щедрых жертвователей в епар­хии. Горячо отозвавшись на призыв Церкви и Отечества о помо­щи, он собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Воронино  Оренбургского уезда. С 1913 года он стал членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовал на нужды воюющей армии.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

(Рукин Борис Андреевич; 24.07.1879 - 30.06.1931, Москва), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ. Род. в семье священника Донской епархии. Окончил Донскую ДС, затем КазДА (1904) со степенью кандидата богословия за соч. «Церковно-библейское учение о пастырском призвании». 16 июня 1905 г. назначен в Рязанскую ДС преподавателем Свящ. Писания, одновременно с 15 сент. 1905 по 1 сент. 1907 г. преподавал педагогику в Рязанском епархиальном жен. уч-ще. 26 февр. 1909 г. назначен на должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ Пензенской епархии; 14 дек. 1916 г. переведен на ту же должность в Воронежскую епархию. Монашеский постриг и священный сан принял после 1917 г. В сане архимандрита состоял председателем «Союза православных приходов», ректором Донской ДС в г. Новочеркасске (в 1920 преобразована в пастырские курсы), после закрытия к-рой в 1921 г. служил в разных храмах. В февр. 1922 г. был вызван свт. Патриархом Тихоном в Москву, но не смог выехать по причине резкого ухудшения здоровья. В кон. марта - нач. апр. 1923 г. Б. прибыл в Москву, где Патриарх высказал намерение рукоположить его во епископа Воткинского, викария Московской епархии, и поручить ему окормление рабочих Воткинского завода. Б. отказался, сославшись на болезнь. Ввиду ареста Патриарха задержался в Москве, служил по приглашению в разных храмах. 11-12 июля совершал праздничное богослужение в соборе г. Клин; в промежутках между службами беседовал с собравшимся духовенством о сложном положении Церкви в новых исторических условиях. 18 июля 1923 г. арестован Московским губернским отделом ГПУ; содержался в Бутырской тюрьме. 19 сент. 1923 г. дело за недоказанностью обвинения прекращено. 14 нояб. 1923 г. был назначен и 17 нояб. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии . Являлся настоятелем московского Сретенского мон-ря, часто служил и проповедовал в различных московских храмах. Его проповеди отличались живостью, ясностью и убедительностью и собирали немалое количество богомольцев. Был близок к свт. Патриарху Тихону . Временно управлял Владимирской (8 февр. 1924 - 25 марта 1924) и Могилёвской (с 25 марта 1924) епархиями. После кончины свт. Тихона участвовал в организации его погребения. К Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) отнесся неодобрительно, что и стало одной из причин последовавшего вскоре вовлечения Б. в раскол.

http://pravenc.ru/text/153161.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010