Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОУНИЯ Течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период. В более узком смысле под Н. подразумевается деятельность «неоуниатской Церкви» («византийско-славянской Церкви»), альтернативной Львовско-Галицкой униат. митрополии, к-рая насаждалась польск. властями в 1924-1939 гг. среди рус., укр. и белорус. населения Польши за пределами Галиции. Униатское движение в 1-й четверти XX в. В 1905 г., вскоре после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» , в С.-Петербурге появилась группа католиков вост. обряда, в 1907 г. открывшая в столице часовню Св. Духа. С российскими греко-католиками находился в постоянном контакте Андрей Шептицкий , униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский (1900-1944). 29 июня 1907 г. он, пользуясь полученными от папы Римского Пия Х (1903-1914) негласными полномочиями в отношении проживавших на территории Российской империи греко-католиков, назначил перешедшего в унию свящ. А. Е. Зерчанинова своим наместником в России и генеральным викарием нового, «византийско-славянского» обряда (название дано Шептицким). В 1908 г. тайным распоряжением папа предоставил Шептицкому права, привилегии и титулы бывш. митрополитов Киевских и всея Руси. В том же году рим. Конгрегация чрезвычайных церковных дел своим декретом учредила для греко-католиков в России миссию вост. обряда во главе с Зерчаниновым, но уже 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард. Рафаэля Мерри дель Валя эта миссия была упразднена. Зерчанинов был включен в клир Могилёвского католического архиепископства ; российские греко-католики подчинены католич. архиепископу Могилёвскому. В марте 1909 г. Шептицкий написал послание к белорусам, в котором просил «держаться унии до смерти». 10 сент. 1914 г. в Киеве, в номере отеля «Континенталь», Шептицкий единолично и тайно рукоположил высланного из Львова российскими властями ректора Львовской ДС свящ.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иосиф Смирнов. Фотография. 1883 г. Сергеевич Смирнов (3.03.1864, с. Жарки Костромского у. Костромской губ.- 7.03.1918, г. Солигалич Костромской губ.), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых), прот. Из семьи единоверческого священника. В 1871 г. И. осиротел и вместе с братьями и сестрой воспитывался теткой по материнской линии Евдокией Осиповной Флоренской в с. Тетеринском Нерехтского у. Костромской губ. В 1874-1879 гг. учился в Солигаличском ДУ, затем в Костромской ДС, которую окончил в 1885 г. по 2-му разряду. 9 окт. того же года назначен помощником учителя солигаличского приходского уч-ща, приписан к приходу Преображенской ц. г. Солигалича. В связи с освобождением вакансии 2-го священника в солигаличском Рождества Пресв. Богородицы соборе подал прошение Костромскому и Галичскому еп. Александру (Кульчицкому) о назначении его на вакантное место и просил благословения на вступление в брак. Женился и 22 июня 1886 г. еп. Александром был рукоположен во диакона в костромском Успенском кафедральном соборе, 24 июня - во иерея в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при загородном архиерейском доме в с. Солоникове Костромского у. Костромской губ. Служил в Рождественском соборе, оставаясь помощником учителя Солигаличского ДУ. С 1888 г. И. духовно окормлял арестантов, содержавшихся в солигаличской тюрьме, при которой не было церкви. 24 апр. 1892 г. награжден набедренником. В 1893 г. настоятелем собора стал известный церковный историк и духовный писатель прот. Иоанн Сырцов . В 1895 г. И. назначен законоучителем церковноприходской школы, открывшейся при соборе. 12 авг. 1896 г. награжден скуфьей и назначен наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского у., состоял в этой должности до сент. 1910 г. В янв. 1898 г. был освящен Никольский тюремный храм, построенный на пожертвования граждан Солигалича в память бракосочетания имп. Николая II и имп. Александры Феодоровны , к-рый стал приписным к собору Рождества Пресв. Богородицы. И. оставался духовником заключенных до 1908 г. В окт. 1899 г. был освобожден от должности законоучителя соборной церковноприходской школы в связи с возросшей пастырской загруженностью. 6 мая 1900 г. награжден камилавкой. В 1904 г. назначен заведующим соборной церковноприходской школой, к-рая к 1915 г. была преобразована в городскую начальную школу. В 1904-1905 гг. член комитета по проверке сумм Солигаличского ДУ, возглавил комиссию по устройству общежития при ДУ.

http://pravenc.ru/text/578427.html

Мая 30 (12 июня) Священномученик Василий (Смоленский) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Смоленского. В 1891 году Василий Петрович Смоленский окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к Казанскому храму села Ламишино Звенигородского уезда. Первая деревянная церковь была основана здесь в 1670 году, а каменный храм начали строить при отце Василии в 1902 году. 11 сентября 1905 года новый храм был освящен епископом Можайским Серафимом. В 1908 году церковь была расписана. В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца. Семнадцатилетняя комсомолка, секретарь местной ячейки ВЛКСМ, сообщила следователю, что она разговаривала с отцом Василием на улице по вопросу устраиваемого в Великую Субботу антипасхального спектакля и ответила на его вопрос угрозой: «Еще посмотрим, кому будет плохо и хорошо». Свою неприязнь к священнику она высказала следователю на допросе, охарактеризовав деятельность отца Василия такими словами: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелиги-озных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола». Комсомолка вместе с родителями проживала по соседству с отцом Василием. Спустя годы она вспоминала о событиях тех лет: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком. После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев. Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Николо-Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты После 1917 года судьба Николо-Перервинского монастыря слилась с трагической судьбой всей России. После закрытия, примерно в 1940 году, Иверский собор использовался под склады и цеха мелких предприятий. Прмерно в это же время здание было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли и заложены боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г.Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия из железобетонных плит, которые разделяли его внутреннее пространство на три этажа, а с востока сделаны пристройки. Когда-то величественный Иверский собор представлял из себя жалкое зрелище: обезглавленный, на кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки. Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строительство в загородном Николо-Перервинском монастыре собора в честь Иверской иконы. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора. Из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход двинулся от часовни через всю Москву в монастырь. Когда вечером процессия прибыла к Николо-Перервенскому монастырю, то вся местность, окружавшая обитель была переполнена богомольцами, собравшимися из окрестных сел и деревень, а также прибывшими из Москвы. Чудотворная икона была внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особо месте. В девять утра началось освящение главного престола во имя Иверской иконы Божией Матери, 21 сентября был освящен правый придел в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира, левый придел в честь святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна был освящен в 1909 году, на третий день Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=05404

Нежадово. Воскресенско-Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Неорусский стиль , Многоглавые храмы Год постройки:Между 1912 и 1913. Год утраты:1958 (разобран) Архитектор:А.Е. Элкин Адрес: Россия, Псковская область, Плюсский район, с. Нежадово Координаты: 58.56994, 29.304078 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Мария Константиновна Арсеньева (впоследствии - игум. Евфросиния), основательница и настоятельница Воскресенско-Покровского женского монастыря в деревне Нежадове Лужского уезда Петербургской губернии. Мысль создать женскую общину в отцовском имении, которое с юга примыкало к Нежадову, появилась у Арсеньевой в 1905 г., когда в стране нарастало революционное брожение. Зимой 1907-1908 гг. митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословил подготовку создания общины. Благословил начинание также св. прав. Иоанн Кронштадтский «и пожертвовал на построение новой обители три рубля». Переехав из столицы в Покровское, Мария и еще одна послушница поселилась в деревянном домике, положив основу монашеской жизни. Учредительница 15 августа 1912 г. сообщала Государю следующее о начале новой общины: «Решив отдаться делу созидания монастырской обители в августе 1907 года построением небольшой домовой церкви во имя Воскресения Христова, я положила первый почин Воскресенско-Покровской общине в с. Покровском, на земле, подаренной мне отцом моим действительным статским советником Константином Арсеньевым. При этой домовой церкви сразу было устроено небольшое помещение для будущих насельниц пустыни. С момента освящения этой маленькой церкви Покровское стало духовным средоточием местного населения».

http://sobory.ru/article/?object=40555

Николаевич Амасийский (1889, с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.12. 1938), сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье диак. Николая Амасийского (см. Николай (Амасийский) , архиеп.). В 1897 г. поступил в Николаевское ДУ. В 1901 г. был исключен из 4-го класса за недисциплинированность, доучивался в Вольском ДУ. В 1904 г., по окончании ДУ, поступил в Самарскую ДС. В 1905 г. исключен из семинарии за активное участие в студенческих забастовках. Жил в с. Давыдовка Николаевского у., где служил священником его отец, готовился к экзамену на звание учителя. С кон. 1907 г. служил псаломщиком в с. Семёновка Николаевского у. В 1908 г. женился на дочери священника местного храма. В 1911 г. рукоположен во диакона в семёновском храме. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил в одном из храмов г. Николаевска (с 1918 Пугачёв). С 1918 г. священник Казанского храма в с. Смородинка Пугачёвского у. В дек. 1922 г. его отец стал обновленческим епископом Пугачёвским. Н. также перешел в обновленчество и был переведен священником в Иоанно-Предтеченский «старый» собор Пугачёва. В кон. 1923 г. вместе с отцом оставил обновленчество и после принесения покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Продолжал служить в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе. С 1931 г. являлсяблагочинным Пугачёва и Пугачёвского окр. В 1-й пол. 30-х гг. в условиях частой смены епископов на Пугачёвской викарной кафедре Саратовской епархии Н. с одобрения приходских советов благочиния в периоды отсутствия в Пугачёве архиерея осуществлял фактическое управление викариатством. По договоренности с Пугачёвским райисполкомом он оказывал юридическую помощь в регистрации приходским советам, впоследствии характеризовал свою деятельность как «законную защиту храмов». В 1933 г. ходатайствовал перед Пугачёвским горфинотделом о снижении установленного для духовенства повышенного налога. В результате усилий Н. для большей части пугачёвского духовенства налог был снижен. 17 июля 1934 г. Н. обратился в Московскую Патриархию с ходатайством о передаче Пугачёвскому вик-ству благочиннических округов Балаково и Дергачей, входивших в состав Покровского вик-ства на территории АССР немцев Поволжья. 5 сент. того же года Временный Синод одобрил передачу этих благочиний Пугачёвскому вик-ству.

http://pravenc.ru/text/2565654.html

Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Петуховская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. В настоящее время на месте храма находится родильный дом. Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 г.г. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах – Рождественско-Богородичная церковь (1870); в Деменке – Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове – деревянная в честь Успения Богородицы (1778) и каменная Казанская церковь (1810); в Белом Колодце – деревянная Успенская церковь (1784); в Куршановичах – Благовещенская церковь (1853); в с. Лысые – Успенская церковь (1842); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке – Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке – Соборо-Богородичная (1890) и Казанская (1874) церкви; в Чуровичах – церковь Успения. В самом уездном центре – городе Новозыбкове – на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» – по фамилии главного устроителя. Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма. Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью. Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 9 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю). Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала – леса. Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек. Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

http://sobory.ru/article/?object=36860

Новокрасное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новокрасная слобода, выселившаяся в 1850 году из села Красного, была расположена по обоим берегам р. Лукмоса. Находящаяся в этом селе деревянная Христорождественская церковь с приделами Казанским и Никольским была куплена в 1853 году прихожанами в селе Пустотине Ряжского уезда. В 1854 году эта церковь была перенесена в Новокрасную слободу и в том же году освящена. Одновременно с церковью построена была и колокольня. Каменная Христорождественская церковь с такой же колокольней в одной связи была построена в селе Новокрасной Слободе в 1905 году на средства прихожан и благотворителей. В приходе церкви имелись две школы: церковно-приходская и земская. Церковно-приходская школа помещалась в собственном доме, на содержание которой от сельского общества выделялось 100 рублей. В 1914 году в ней обучалось 144 мальчика и 57 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе, а также законоучителем в земской школе был сельский священник Иван Васильевич Маргаритов. С 1908 года утвержден законоучителем в церковно-приходской школе села и дьякон Иван Иванович Викторов. Церковь была закрыта в 1936 г. под клуб, и использовалось под клуб Памятник регионального значения. (Постановление областной Думы 17 от 26.10.1994 г.). http://www.ryazeparh.ru/ История возникновения села Новокрасное и Рождественского храма. В 18 веке Пётр Первый пожаловал князю В. В. Долгорукому (1667-1746) за подавление Булавинского восстания и Полтавскую битву земли на реке Лукмос. Земли эти были малоплодородны и мало пригодны для пашни. Тогда Долгорукий, пользуясь поддержкой местных властей, совершает самозахват 10000 дес. самой лучшей пашни у деревень Новоникольское и Чёрной речки. Из-за нехватки земель пострадавшие сёла были вынуждены выселять излишек населения по " жребию " на р. Лукмос. Выселению особенно сопротивлялись казаки с. Новоникольское, за что их стали называть " самодурами " , а село получило новое название Самодуровка. Обречённые на выселение прятались, не желая переезжать, тогда власти жгли риги, ломали печи в домах, разбирали крыши, били стёкла, затем сопротивлявшихся под барабанный бой секли, грузили на подводы и отправляли в лес на р. Лукмос. Переселенцы Новоникольского (Самодуровки) в 1850 году основали вторую Самодуровку - Ново-Красную слободу, в дальнейшем Новокрасное. Пострадавшие крестьяне из с. Чёрная речка основали с. Уда(1846г.)

http://sobory.ru/article/?object=17639

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина) 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина)   В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 8-го игумена обители схиархимандрита Илиана (Сорокина), преставившегося 18 января 1971 года. Историческая заслуга о. Илиана состоит в том, что именно его усилиями впервые с момента богоборческой революции 1917 г. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне стал пополняться насельниками из России, благодаря чему удалось сохранить как сам монастырь, так и русское святогорское братство на Афоне. Схиархимандрит Илиан (в миру Иван Михайлович Сорокин) родился в 1885 году в семье мещан города Романо-Борисоглебска Ярославской губернии. Его мать звали Анной. Иван получил хорошее начальное образование, поэтому родители планировали, чтобы он продолжил свое обучение. Но по неизвестным нам обстоятельствам в 16-летнем возрасте он поступает в Глинскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Иоанн. Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. 25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан. Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов) Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября   Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала монахиней. После смерти жены принял решение стать монахом и с этой целью отправился на Святую Гору Афон. Константин Тимофеевич был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне 24 февраля 1903 года, где был пострижен в рясофор 18 февраля 1904 года. Послушание проходил в канцелярии писарем. В 1904-1905 годах отбывал воинскую повинность, воевал в течение всей Русско-Японской войны. По возвращении был пострижен в схиму 9 марта 1906 года и на послушание определен опять в канцелярию. С 1908 года по благословению своего духовника отца Агафодора (Буданова) принял подвиг безмолвия и поселился в одинокой каливке на Новой Фиваиде. А с 1924 года, желая более усугубить свой подвиг безмолвия, переехал на Карулю, где условия проживания для отшельников были крайне тяжелыми. Прожив на Карулях три года, с 1927 года он возвращается в Пантелеимонову обитель и живет в отдельной каливе, так называемой Келлии в Кипарисах, вне монастырских стен по отшельническому уставу. 5 июня 1933 года по решению Собора Старцев Пантелеимонова монастыря отец Кассиан был послан для сбора пожертвований в Сербию. Он много потрудился на этом поприще для блага монастыря. И, одновременно, его высокая подвижническая жизнь и духовность стали известны за пределами Афона. Иеромонах Серафим из Почаевской обители так характеризизова его: «Главная отличительная черта его характера есть общительность и живая действенная любовь к людям. К нему, в его пустынную, вне монастыря, келлию, особенно любят ходить наши монахи карпатороссы. И каждого он обласкает, утешит, наставит и угостит своей пустынной пищей. Отец Кассиан весьма ревнует также и о внешней миссии. За свою долгую отшельническую жизнь в знаменитых пустынях афонских, Новой Фиваиде и Каруле, он много собрал интересных духовных повествований и теперь помещает их, конечно по скромности под псевдонимами в разных духовных заграничных журналах, в том числе и в нашей газете «Православная Карпатская Русь».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=267...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010