Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920/кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским , впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии. В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге. В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства. В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век» , «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909). 4 авг.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

«Союзом боязни связуем…» (письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)) Источник В настоящей публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Василия Дмитриевича Прилуцкого (с 1910 г. священника) к бывшему учителю по академии профессору А. А. Дмитриевскому . Она продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста и востоковеда А. А. Дмитриевского . Сохранившиеся письма сосредоточены в двух временных периодах: январь – октябрь 1908 г. и весна 1926 г. – весна 1927 г. В первом блоке писем отражены проблемы, связанные с жизнью высшей духовной школы в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) и их преломление в жизни Киевской академии. В этой непростой ситуации делались первые шаги научной и учебной деятельности автора писем, сочетавшие характерные черты начинающего преподавателя духовной школы и особенности формирования молодого литургиста. Второй блок писем связан с иной эпохой: российская высшая духовная школа уже прекратила свое существование, церковная жизнь в Киеве подвергалась гонениям, закрывались храмы, уходили из жизни члены бывшей академической корпорации. Но вопреки тяжелым условиям, арестам и смерти православный Киев жил, совершалась Литургия, в храмах звучало слово Божие, духовенство сохраняло и наставляло свою паству. Как и прежде, примером научного подвижничества для выпускников академии оставался их учитель А. А. Дмитриевский , не прекращавший исследований и даже решившийся на издание долгожданных для всех учеников и бывших коллег лекций по литургике – итога многоплодного научного пути самого Дмитриевского и фиксации научно-литургической традиции начала XX в. В представляемых письмах содержатся сведения, интересные и важные для историков Церкви, духовной школы, богословской науки. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Ключевые слова : протоиерей Василий Прилуцкий , Алексей Афанасьевич Дмитриевский , Киевская духовная академия, богословское образование, историческая литургика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Ликино-Дулёво. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при фарфоровой фабрике М.С. Кузнецова. Фабричная старообрядческая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину. Старообрядческое Подмосковье. Часть 2. http://mu-pankratov.livejournal.com/325614.html Как известно, преследуемым властью старообрядцам долгое время запрещалось строить старообрядческие церкви. Они были вынуждены молиться тайно и обходиться молитвенными домами без крестов и куполов. Такая молельня существовала и на фарфоровой фабрике С. М. Кузнецова в Дулево, в которой молились служащие и рабочие фабрики. Она располагалась непосредственно в доме Сергея Матвеевича Кузнецова. В 16-ом номере «Владимирских Епархиальных Ведомостей» за 1904 год можно прочесть следующее: В Дулеве наряду с православной церковью существует прекрасная домовая церковь с фарфоровым иконостасом, принадлежащая самим хозяевам фабрики, и в этой церкви также совершается богослужение по древнему дониконовскому чину… Церковь также полна молящимися, богослужение строго древне-уставное, пение крюковое и протяжное». После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. В 1905 году Евпл Елисеевич Шибаев, главный бухгалтер фабрики С. М. Кузнецова и церковный староста, организовал любительский хор. Хор достиг хороших результатов, благодаря чему стал известным и был приглашен не только в провинциальные села Зуево, Дрезна и другие, но несколько раз его выписывали в Москву и Сергиев-Посад. А в 1908 году благодаря хору прихожане молитвенного дома решили построить большой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 

http://sobory.ru/article/?object=48471

Флёново. Церковь Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Строительство храма в Фленово начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева. Здание церкви производит впечатление монументальной постройки. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным и дробным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке. В 1903 г. в строящемся храме похоронен хозяин усадьбы князь В.Н. Тенишев (могила разграблена после 1917 г.). Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом Первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена. В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок», требует ремонта. З.И. Пастухова. По Смоленщине. - М, Искусство, 1985; Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская и др. Страницы истории Смоленщины. - Смоленск, Русич, 2007. В 1902 году в самом живописном месте села Фленова, в бывшем имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, была выстроена церковь Святого Духа. Автором проекта была сама княгиня, а также археолог И.Ф. Барщевский и художник С.В. Малютин. Строительство было закончено только 1905 году. Росписи в храме и смальтовая мозаика выполнены знаменитым художником Н.К. Рерихом. Он трудился над её убранством с 1908 по 1914 год. В 1923 году разорили храмовую усыпальницу, в которой был захоронен князь В.Н. Тенишев. Его перезахоронили на деревенском кладбище. В советское время церковь Святого Духа в Смоленской области использовался под зернохранилище, поэтому росписи интерьера не сохранились, но бесценным даром дошла до нас великолепная мозаика «Спас Нерукотворный». Она в полной мере дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.

http://sobory.ru/article/?object=03165

В 1903-1905 гг. каждое лето жил близ Рязани, «входя» в народную жизнь. В 1904-1907 гг. неоднократно подвергался обыскам, трижды был арестован, сидел в тюрьме в Москве. Тогда же Д. осознал, что его призвание - лит-ра, поэзия. Написал сб. стихов «Первые песни». В 1905 г. (по др. данным, в 1904) принят в штат изд-ва «Посредник», был занят подготовкой материалов для народного журнала. Начал собирать свой архив. Поражение декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве пережил как личную трагедию. Летом 1906 г. предпринял 1-ю поездку на Север - в Олонецкую губ., в Архангельск, на Соловки. По возвращении, узнав о гибели своего друга, члена боевой дружины М. К. Языкова, погрузился в глубокий духовный кризис. В дневнике (Троицкие записки. Ркп.//Архив Дурылина) называл период 1906-1909 гг. «годами моей погибели». «В 907 г. я все время думал о самоубийстве»,- писал он. В письме к Буткевичу в ответ на его призыв «дело делать» обвинил старшее поколение в том, что оно «натаскивает» молодежь на революционную деятельность, не дав ей времени выработать свою философию жизни. Человеку, считал он, даны и иные устремления - «к высшему познанию мира, Вселенной, Бога, красоты мира, предвечных тайн бытия». Осенью 1907 г. редактор «Посредника» И. И. Горбунов-Посадов пригласил Д. работать в создаваемый им ж. «Свободное воспитание». В том же году вышла 1-я кн. Д. «В школьной тюрьме: Исповедь ученика» (М., 1907). В журнале он вел рубрику «Из книги и жизни», собирал и обобщал опыт школ, работающих по принципу свободного воспитания. Параллельно вел частную педагогическую практику. В 1913 г. Д. выступил с открытым письмом к редактору журнала с призывом противопоставить постулату Ж. Ж. Руссо («воспитывай, не воспитывая») воспитание в христ. нравственном законе. В июле 1908 г. побывал в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , был потрясен силой веры монахов. 20 окт. 1909 г. по приглашению Горбунова-Посадова посетил Ясную Поляну, беседовал с Л. Н. Толстым. Испытав определенное влияние толстовства, Д. сделал иной выбор, обратившись к святоотеческой лит-ре. В письме к этнографу Г. С. Виноградову он определил 1910 г. как переломный в своей жизни: «Я вернулся к «вере отцов», и тут создалось у меня в душе и мысли некое хранительное ощущение Руси, вера в ее пребывающий незримый град».

http://pravenc.ru/text/180605.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания генерала, обвиненного в шпионаже Избранные главы. Часть девятая. Крушение (1915). Главы XXIX-XXX 20.08.2012 478 Время на чтение 44 минут Генерал-губернатор (1905 - 1908) После японской войны (1905 - 1909) Стратегия и политика Бюрократия, финансовые заботы, парламент Сотрудники и противники по работе Дальние и малые поездки. Ликвидация старых порядков Глава XXIX. Великий князь Николай Николаевич и Ставка Назначение великого князя Верховным главнокомандующим произвело в Петербурге и Москве , а главным образом в самой армии то хорошее впечатление, которое я и ожидал. В этом выборе был залог победы или так, по крайней мере, это казалось. Николая Николаевича считали человеком сильной воли, от которого ожидали, что он справится не только с генералами, но и с остальными великими князьями и что ему удастся устранить или, по крайней мере, парализовать придворные влияния на царя. Война против Германии, - об Австро-Венгрии, к которой относились с пренебрежением, почти что не говорили, - была популярна в армии, среди чиновничества, интеллигенции, а также во влиятельных промышленных кругах. Тем не менее, когда разразилась гроза, в Петербурге сначала верить этому не хотели. Состояние скептической сдержанности сменилось сильным возбуждением. На улицах появились демонстрации с флагами и пением, и в результате воинственного настроения было разгромлено германское посольство. Петербург был переименован в Петроград, немецкий язык запрещен. Кто занимался подобным вздором, определить тогда я не мог, да и не до того мне было. Но было ясно, что за всем этим стояли люди, подстрекавшие к войне в газетах и находившиеся в тесных отношениях с Сазоновым, редакцией «Нового Времени» и великим князем Николаем Николаевичем. Лично ко мне недружелюбно стал относиться Николай Николаевич с тех пор, когда узнал о моей критике его проекта реформы армии, т.е. приблизительно с осени 1905 года. Назначение мое военным министром было для великого князя совершенно неожиданным. Он и его штаб были настолько уверены, что эту должность займет его кандидат Николай Иудович Иванов, что последнего поздравляли с назначением, и он эти поздравления принимал в то самое время, когда царь остановил свой выбор на мне.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания генерала, обвиненного в шпионаже Часть восьмая. Мои преобразования в военном ведомстве Глава XXIII. Сотрудники и противники по работе 14.08.2012 445 Время на чтение 28 минут Генерал-губернатор (1905 - 1908) После японской войны (1905 - 1909) Стратегия и политика Бюрократия, финансовые заботы, парламент Среди всех описанных течений, новообразований, деловых и личных интересов вне армии я вынужден был заполнить аппарат Военного министерства и Генерального штаба прежде всего лицами, хорошо осведомленными с петербургской обстановкой, не считаясь с тем, кто из них лично более или менее близко был мне знакомым человеком. Сверх того, я был связан указанием государя при моем вступлении в должность: «Не разгоняйте сейчас же весь личный состав штаба». Вдобавок к этому мне пришлось считаться с тем, что в России был большой недостаток лиц высшей интеллигенции с соответствующей подготовкой для практической военной деятельности. Таким образом, мои реформы должны были начаться с того, что, несмотря на перестройку аппарата, пришлось оставить на местах прежних сотрудников, т.е. из старого состава таким путем создать оппозицию для вновь вводимого режима. Особенно важно было поддержать добрые отношения с министром финансов, думским большинством, а равно и с Государственным советом. Для этого и остался в своей должности генерал Поливанов. Помощником военного министра он был уже с 1905 года, т.е. еще при Сахарове и Редигере, и работал со всеми тремя Государственными думами, Советом государственной обороны и Государственным советом. Гибкий по натуре, знаток хозяйственной части, хорошо осведомленный в области законоположений, этот человек, при обширном своем знакомстве с личным составом, казался мне не лишним. Совершенно исключительное преимущество его заключалось в том, что он находился в прекрасных отношениях с Коковцовым и Гучковым, к тому же ухитрился не восстановить против себя великого князя Николая Николаевича. Я надеялся, что его посредническая деятельность, при моем управлении ведомством, принесет армии пользу, поэтому не только оставил его в занимаемой им должности, но с высочайшего соизволения назначил его моим ближайшим сотрудником по делу снабжения армии всеми видами довольствия и вооружения, предоставив ему при этом широкие права. Я подчинил ему все те управления, которые ведали хозяйственными и боевыми припасами. По этой части он принимал доклады непосредственно сам и разрешал самостоятельно многие вопросы, не выходящие из пределов общих законов; во всем остальном он держал меня в курсе дела и присутствовал на докладах у государя, когда по каким-либо особенно сложным вопросам его ведения являлась в том необходимость.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 16.04.1861, с. Байтеряково Лаишевского у. Казанской губ.- 23.06.1918, Петроград), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Сын протоиерея кладбищенской церкви в Казани, в 1879 г. окончил 1-ю казанскую гимназию, в 1883 г.- историко-филологический фак-т Казанского ун-та со степенью канд. историко-филологических наук, защитив дис. «Детская речь». В дек. 1883 г. утвержден профессорским стипендиатом по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В февр. 1884 г. командирован на полтора года в Дерптский ун-т для чтения курса лекций на кафедре сравнительного языковедения. Защитив дис. «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie», 30 мая 1886 г. получил степень магистра сравнительного языковедения. С 10 сент. 1886 г. приват-доцент Харьковского ун-та. 22 сент. 1888 г. за дис. «Litauische Studien Nominalzusammungen», представленную в Дерптский ун-т, удостоен степени д-ра слав. филологии. С 10 окт. 1888 г. экстраординарный профессор Казанского ун-та по кафедре сравнительного языковедения и санскрита, с 15 февр. 1889 по 31 янв. 1896 г. экстраординарный профессор по кафедре слав. филологии, с 1 февр. 1896 г. ординарный профессор, с 30 мая 1911 г. заслуженный ординарный профессор. В 1897-1905 гг. секретарь историко-филологического фак-та. В 1905 и 1909 гг. избирался деканом историко-филологического фак-та ун-та. С 14 марта 1903 по март 1908 г. редактор «Ученых записок Казанского университета», с 1906 г. председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Анастасий (Александров), еп. Ямбургский По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) А. И. Александров организовал муж. воскресную школу и руководил ею в 1896-1905 гг. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось неск. сот чел., в основном рабочие заводов, занятия вели студенты КазДА.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010