РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 октября (3 ноября) Преподобномученик Неофит (Осипов) Преподобномученик Неофит родился 9 мая 1875 году в городе Августове Сувалковской губернии в семье военного фельдшера Александра Осипова и в крещении был наречен Николаем. В 1891 году он окончил на казенный счет Холмское Духовное училище, в 1897 году – Духовную семинарию, а в 1901 году со степенью кандидата богословия – Санкт-Петербургскую Духовную академию. Во время обучения в академии, 19 августа 1900 года, Николай был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сентября того же года – рукоположен во иеродиакона, а 14 мая 1901 года – во иеромонаха. По окончании Духовной академии, 13 августа 1901 года иеромонах Неофит был определен преподавателем гомилетики в Холмскую Духовную семинарию. 1 июля 1902 года он был назначен в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, а 24 июля 1903 года переведен смотрителем Тихвинского Духовного училища. Здесь, в связи с болезнями учителей, ему пришлось преподавать в 1м классе славянский язык, а в 4м – греческий. 17 октября 1905 года отец Неофит был назначен ректором Самарской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита; с 1905 по 1908 год он состоял цензором «Самарских Епархиальных Ведомостей». Во все время служения в Самаре отец Неофит состоял членом Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. В Самарской семинарии он стал ректором сразу после архимандрита Вениамина (Казанского), человека мягкого и доступного и потому близкого ученикам. Архимандрит Неофит поставил себя довольно строго, и после отца Вениамина за его строгость его не полюбили ученики. Не сложились у него отношения и с инспектором семинарии, который за продолжительное время службы при часто сменяющихся «ректорах привык к властному положению... нередко фактическим начальством семинарии был он или, по крайней мере, все делалось с его согласия и одобрения».

http://fond.ru/kalendar/1613/neofit/

Четвертый из 12 детей С. П. Боткина, проф. Медико-хирургической академии, лейб-медика императоров Александра II и Александра III , племянник писателя В. П. Боткина и П. П. Боткина, возглавлявшего купеческую фирму Боткиных с 1855 г., в 1883-1907 гг. являвшегося старостой храма Христа Спасителя. Получил начальное домашнее образование, в 1878 г. поступил в 5-й класс 2-й петербургской классической гимназии, к-рую окончил в 1882 г. Проучившись год на математическом отд-нии физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, в 1883 г. перешел на открывшееся младшее отд-ние приготовительного курса Военно-медицинской академии, к-рую окончил в 1889 г. В янв. 1890 г. поступил врачом-ассистентом в Мариинскую больницу для бедных, 20 дек. того же года был на собственные средства командирован с научной целью за границу; занимался у ведущих европ. ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. С мая 1892 г. работал врачом придворной капеллы. 8 мая 1893 г. защитил диссертацию на степень д-ра медицины. С янв. 1894 г. вновь сверхштатный ординатор Мариинской больницы. Весной 1895 г. командирован от больницы за границу на казенный счет, 2 года провел в медицинских учреждениях Хайдельберга и Берлина, слушая лекции и занимаясь практикой у известных нем. врачей проф. Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и др. Научные труды и отчеты заграничных командировок Б. были опубликованы в «Больничной газете Боткина» и в «Трудах Общества русских врачей». 12 мая 1897 г. Б. был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 г., после сообщения о начале войны с Японией, добровольцем отправился в действующую армию, заведовал медицинской частью Красного Креста в Маньчжурской армии, осенью 1905 г. вернулся в С.-Петербург, издал кн. «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 гг.». Награжден боевыми орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени с мечами. В 1907 г. состоял главным врачом общины св. Георгия. В апр. 1908 г. назначен лейб-медиком имп. Николая II, исполнял обязанности домашнего врача царской семьи. В дек. 1914 г. потерял старшего сына Дмитрия, хорунжего лейб-гвардии Казачьего полка, погибшего в бою с немцами. В 1916 г. получил потомственное дворянство.

http://pravenc.ru/text/153257.html

Южно-Сахалинск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Воскресения Христова. Церковь построена перед началом русско-японской войны 1904-1905 гг. В период японского владения Южным Сахалином в здании размещались различные японские учреждения. После захвата Южного Сахалина японцами в 1905 г. в административном отношении он стал представлять собой губернаторство Карафуто. К 1908 г. официальное управление им было перемещено из Корсакова вглубь острова, в селение Владимировку, которое было переименовано вначале в посёлок, а в августе 1915 г. в город Тоёхару. Кафедральный собор Воскресения Христова в Южно-Сахалинске был освящен в честь великого христианского праздника. Место под строительства освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) в 1990 г. Освящение построенного собора состоялось в 1995 г. Став духовным центром православия, кафедральный собор Воскресения Христова в Южно-Сахалинске является украшением областного центра. Он выполнен в древнерусской традиции, с использованием композиционных приемов, восходящих к культуре древнего Новгорода. На территории храма возвели звонницу, которую украсил колокол весом в одну тонну, изготовленный по специальному заказу епархии на колокололитейном производстве. На колоколе представлено изображение Святителя Иннокентия митрополита Московского. http://www.vladivostokgid.ru/architecture/ Кафедральный собор г. Южно-Сахалинска освящен в честь Евангельского события Воскресения Христова. Место под строительство освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), посетивший острова в августе 1990 года. Из-за нехватки финансовых средств, к строительству смогли приступить только в 1992 году. Освящение вновь построенного храма состоялось 7 января 1995 года на праздник Рождества Христова. Адресом нового собора стало пересечение улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта. 10 декабря 1997 года участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк, получил наименование " Бульвар Святителя Иннокентия " , в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими людьми.

http://sobory.ru/article/?object=11659

Ярославль. Домовая церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " при бывшем Доме призрения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всехскорбященская церковь каменная, домовая, в связи с главным зданием Екатерининского дома Призрения ближнего. Престол один - во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Построен храм вместе с домом на жертвы благотворителей в 1786 г. Строится благотворителями Екатерининского дома здание для причта. Храм поддерживается благотворителями. В 1905 г. временных прихожан – членов совета, служащих при заведении и призреваемых старушек – было 18 душ муж. пола и 52 жен. пола. При Екатерининском доме существуют для призрения: мужское отделение воспитанников на 45 человек, женское отделение на 70 воспитанниц и богадельня для 17 старушек. Все три отделения содержатся на проценты благотворительного капитала и на ежегодные пожертвования членов совета дома и других частных лиц. Воспитанники получают образование в разных учебных заведениях г. Ярославля. Для воспитанниц существует при доме женская восьмиклассная гимназия. По высочайше утвержденному уставу в 1892 г. причт состоит из настоятеля и диакона; настоятелю жалованья от совета дома 180 руб., диакону 172 руб. Причтового капитала у совета дома хранится 2950 руб. в процентных бумагах. Настоятель состоит законоучителем гимназии и получает до 700 руб. платы поурочной, диакон получает до 180 руб. за обучение церковного пения. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Каменная однопрестольная церковь была открыта в 1786 г. одновременно с Домом призрения ближнего; находилась внутри главного здания, построенного по проекту Э. Левенгагена. Старостами церкви в разное время были А.М. Пастухов и И.А. Вахромеев. Первый на свои средства в 1830 году расширил алтарную часть церкви, второй в 1904 году – «устроил второй свет паперть». Небольшая деревянная колокольня в нач.ХХ в. была заменена каменной. Притч состоял из священника и псаломщика, в 1905 г. для них благотворителями был построен дом. Жалованье выплачивалось из сумм Совета Дома призрения: священнику по должности священника 180 руб. плюс поурочная плата 700 руб., дьякону - 172 руб. и «за обучение пению» 180 руб. Причтовый капитал (в 1910 г. - 4850 руб.) хранился в казначействе вместе с капиталами Совета Дома призрения ближнего. Причт ежегодно уплачивал взнос на духовные учебные заведения.

http://sobory.ru/article/?object=20308

43. 1416 г. сентября 23. Его же грамота псковскому духовенству с решениями по некоторым вопросам церковной дисциплины Из рукописи Румянц. Музея 204. л. 401–406, с указанием разночтений списка, находящегося в сборнике синодальной библиотеки 562, л. 413 об.–417. Издана была, по тем же спискам, в Ι-м томе Актов Исторических под 22. А си грамота, еже от рождества Господа нашего Иисуса Христа и до Крещения тая 12 дней мяса ясти, и о службе Благословенье Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, к собору Святой Троицы и к собору Святой Софии, великому священническому и иноческому чину. О чада о Господи возлюбленные нашего смирения! Многу ползу имамы душевную, слыша ваше исправление пред Богом и о вашем вверенном вам от Бога стаде святого людства, еже како достойно попечение имеете о их спасении, в богоугодие их пасуще, еже благодатью Христовой, и уверены суть во всем, красящеся своим православием , о Господе возлюбленные мои чада! А что ми, сынове священники, пишете свою грамоту, с своими сослужебниками 1900 , с попами, о церковных делах, хотяще с желанием рассуждение приять известно, по правильному извещению, от нашего смирения: ино о сем молюсь человеколюбцу Господу 1901 Богу, да даст вам во всем разум благодати своей, благое мудрствовать, но повелйению его пасуще Христово стадо. И первое убо, сынове, пишете ми, еже слышите от изначальных 1902 православной веры, еже от Рожества Господа нашего Иисуса Христа даже и до Крещения, тая 12 дней мяса ясти: ино, сынове, повеленно 1903 от Богоданного 1904 нам Нового Закона и от святых правил, та единонадесять дней, за един день, млеко и мяса ясти; а в другойнадесятый день, в канон 1905 Богоявления, мяса не ясти, ни рыбы повелено от святых правил, но токмо сухоядь. 1906 А что, сынове, пишете, что на Преполовление праздника Владычня и на Усекновение главы Иоанна Предтечи мясо и млеко у вас ядят: ино бы, сынове, то от сих мест у вас не было; тыя бо дни божественные правила святых Отцов повелевают православным крестьянам чисто хранить 1907 , а мяса и млека не ясти никакоже; понеже день великий есть Преполовенья праздника Владычнего, еже и повезде во православных христианах тыя дни чисто хранятся, и мяса и млека не ядят 1908 ; а другый день сетовальный нам о убийстве и о усекновении честной главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

IV. Патристика, или святоотеческие толкования Священного Писания Августин Аврелий , блаженный. «Исповедь», М., Канон+, 1997. Августин блаженный , епископ Иппонийский. «О граде Божием». Творения блж. Августина, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6. Изд. второе, Киев, типография И.И. Чоколова, 1906, 1906, 1907, 1910 гг. Августин блаженный , еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, Изд. «Паломник», 1997. Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей», Казань, Центральная Типография, 1908. Амвросий Медиоланский , святитель. «О девстве и браке», Святоотеческое наследие, М., 2000. По изд. КДА, 1901. Амвросий Медиоланский , святой. «Две книги о покаянии», серия «Учители неразделенной Церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. М., 1997. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. I , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. II , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. III , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. IV , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Варсануфия Великаго и Иоанна, преподобных отцов. Руководство к духовной жизни. Изд. Донского монастыря при участии ТОО «Светлячок», М., 1993, по изд. СПб, Синодальная Типография, 1905. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. I, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. II, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т.Ш , СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. I, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

I. Лекции по истории религий как часть наследия И.Д. Андреева В архиве библиотеки Московской духовной академии хранятся творческие рукописи племянника свт. Феофана профессора Академии И.Д. Андреева , часть которых были переданы Академии его дочерью Г.И. Андреевой в ноябре 1970г., а часть позднее – за небольшое вознаграждение 1 . Среди этих рукописей: переводы свт. Никифора Константинопольского , переписка (включая известную переписку со свт. Феофаном Затворником ), разные курсы – в основном по истории Церкви в Византии, а также курс по истории религий, читавшийся в 1921–1923 гг. Все авторские рукописи сохранились в прошитых тетрадях и хранятся в папках с печатью «Профессор Иван Дмитриевич Андреев ». Приведем перечень данных материалов: I. Переписка, документы 1. Письма свт. Феофана Затворника И.Д. Андрееву – 32 письма. 2. Документы по делу проф. В.О. Ключевского . 3. Студенческие письма за 1880–1892 г. Списки окончивших МДА за 1904–1911 гг. Телеграммы на имя И.Д. Андреева от проф. Н.В. Покровского , от декана СПб-кого университета проф. Ф.Ф. Зелинского, проф. А.И. Соболевского, проф. Н.Н. Глубоковского , проф. Б.А. Тураева и др. за 1907г. в количестве 7 шт. Отношение попечителя СПб-кого Учебного округа от 29.1.1911г. 4. Переписка с разными лицами (проф. А.П. Лебедевым и др.) за 1895–1907 гг. – 98 писем. 5. Переписка с разными лицами за 1904–1915 гг. – 48 писем. От преподавателя А. Мишина за 1911, 1913, 1915г. в количестве 15 шт. От проф. Кудрявцева за 1908г. – 2 шт. От М.П. Богаевского за 1909г. – 2 шт. 2 От брата Н.Д. Андреева 1907, 1911г. – 5 шт. От редактора Православной богословской энциклопедии Н.Н. Глубоковского за 1904, 1905 гг. – 7 шт. От прочих – 17 шт. II. Переводы 6. Переводы творений св. отцов на рус. яз. 1923г. 157 л. 3 7. Рукопись перевода творений архиеп. Константинопольского Никифора – на рус. яз., 1899–1907 гг. – 24 тетради. III. Рукописи по предметам 8. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого (византология). 1908–1916 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А. Абрамов Я. Брак и семья. СПБ.1900. – Развод. СПБ.1900. Абрашкевич.М. Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса. 1904. Азаревич Д. Античный мир и христианство . Ярославль. – 1880. – Брачные элементы и их значение. Временник Демидовского Юридического Лицея. 1879. Т. 18. Ярославль. – 1879. – История византийского права. Ярославль. 1876– 77. – Русский брак. Журнал гражд. и угол. Права. 1880. V, VI. Айвазов И. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М. 1913. – Новая вероисповедная система русского государства. М. 1908. – Православная церковь и высшие государственные учреждения России. М. 1912. Аквилонов Е. , протопресвитер, проф. О непозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам. СПБ. 1906. – Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПБ. 1906. – Церковь . Научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом. СПБ. 1894. Аксаков.Н. П. Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса? СПБ. 1906 г. – Духа не угашайте! По поводу статьи Л. Тихомирова : « Духовенство и общество в современном религиозном движении». СПБ. 1895 г. – Канон и свобода. СПБ. 1905. – К церковному собору. СПБ. – Несколько примечаний к канонам. СПБ. 1906. – Об избрании епископов в древней христианской церкви. СПБ. 1906 г. – Патриаршество и каноны. СПБ. 1906 г. – Что говорят каноны о составе собора. СПБ. 1906г. Аксенов. П. Моисеево уголовное право. СПБ. 1904. Алабовский М, свящ. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев. 1912. Александровский А. Владимир Соловьев и доктрина непротивления злу и отрицания государства. Церк. Ведомости. 1915. 31. Прибавл. Александров Д., свящ. О клятвах соборов 1956, 1666–1667 г.г. и об единоверии. Самара. 1901. Александр, еп. Дмитровский. Церковь англиканская по прву ли присваивает себе название церкви кафолической? Изд. 2-е. М. 1892. Алексий, еп. Шелапутинская община. Казань. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Архитектор Василий Антонович Косяков Василий Антонович Косяков (24 июля (5 августа) 1862, Санкт-Петербург — 5 сентября 1921, Петроград) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), мастер русского и русско-византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Косяков проектировал в византийском и русском стиле. В большом количестве он строил церкви и в куда меньшем — доходные дома. Это было необычно, так как в Институте гражданских инженеров архитекторов готовили для создания дешёвых построек массового назначения. Косяков же создаёт преимущественно уникальные проекты церквей. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани . Косяков ввёл в строительную практику ряд передовых планировочных и конструктивных новшеств. В 1888 году архитектор впервые применил в церкви Милующей Божией Матери (Галерная гавань, Санкт-Петербург) тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. Этот тип получил дальнейшее развитие в творчестве Косякова. Например, в 1895—1902 гг. им был построен собор Владимира равноапостольного в Астрахани, а в 1906—1908 гг. — Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Косяков одним из первых среди петербургских архитекторов применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок (Успенская церковь на подворье Киево-Печерской лавры, 1895—1900 гг.). Он же ввёл эту конструкцию и в типологию соборного храма, например, в соборе во имя Николя Чудотворца в Лиепае (1900—1903 гг.) и в соборе Казанского монастыря в Данилове (1900—1918 гг.). Это позволило, в свою очередь, освободить внутреннее пространство храмов от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новом словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Боровск. Собор Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Храм во имя Всех Святых - старообрядческий. В 1862 году была построена молельня. В 1909 году храм был закончен. В 1929 году храм закрылся. В 1970 году перестроен, произведена реставрация снаружи здания, заменены аварийные элементы конструкции, полностью переделана западная стена храма, снесен один из куполов. Ныне в здании храма находится Центр Искусств. Храм построен в 1890 году по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года настоятелем храма был о.Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне же здесь работает картинная галерея. История появления этого храма связана с Всехсвятской общиной, объединившей старообрядцев, принявших " Окружное послание " 1862 года и именовавшихся " окружниками " . Долгое время для проведения богослужений община " кочевала " по разным домам своих прихожан, пока стараниями жертвователей, в основном, - боровских купцов-старообрядцев Ф. И. Шокина и И. И. Санина, на правой стороне улицы Успенской (Ленина) не был куплен дом мещанки Марии Рудаковой. Кирпичный дом на высоком подклете с размером в плане 11х11 метров, с каменным крыльцом шириной в 3 метра и со входом в подклет под крыльцом, был построен ещё в XVIII веке. В 1899 году " окружники " получили от Уездного МВД разрешение обратить этот дом в старообрядческую моленную. С получением старообрядцами в 1905 году свободы вероисповедания моленная постепенно стала приобретать внешний вид храма. Обустраивать храм начали в 1908 году непосредственно на фундаменте старинного дома, сохранив часть его северной стены, которая была лишь укреплена и значительно расширена изнутри (поэтому северная стена толще других стен храма). Вход в храм осуществлялся с юга - там, где было крыльцо. Храм украшали пять арочных окон по главному западному фасаду и три главки с золочеными луковицами на щипцовой стене. В центре храма, перекрытого сводами по металлическим балкам, стояли четыре чугунные колонны. В створе с западным фасадом храма, отступив два метра на юг от крыльца, к марту 1909 года была выложена шатровая колокольня. Её первый ярус представлял собой пятиметровый в плане перекошенный квадрат, перекрытый цилиндрическим сводом. Далее шёл восьмиугольный в плане ярус, переходивший в восьмигранный шатёр на восьми импостах со слуховыми окошками, увенчанный золочёной луковицей на круглом барабане. Вход в первый ярус колокольни совершался с востока.

http://sobory.ru/article/?object=02040

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010