Москва. Моленная Воскресения Христова и Покрова Божией Матери 2-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы - первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 г. Идея постройки храма принадлежала сотрудникам В.Е. Морозова и его сыновей: И.К. Полякову, директору правлений «Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями», И.И. Ануфриеву, члену правления товарищества. Построена в 1907-1908 гг. в древнепсковском стиле с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось не только в отсутствии алтаря, но также в строгости и скромности архитектурных форм и интерьера. На фронтоне звонницы были помещены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.). Все внутреннее убранство храма - иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи - было выполнено по рисункам архитектора, что сообщало храму исключительную гармонию и стилистическое единство. И.Е. Бондаренко использовал основные принципы культовых построек Русского Севера, но в архитектуре храма было много деталей, характерных и для стиля модерн (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.). Деятельное участие Морозовых в сооружении Токмаковского храма не ограничивалось только денежными взносами. Подаренные ими древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего благолепия храма. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и церковь. В 1930 г. храм закрыли. В нем помещался детский театр, а после - библиотека, завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос». Ведется реставрация. Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907-1908 гг. архитектором И.Е. Бондаренко в стиле северных церквей, с колокольней под двускатной кровлей. Для наружной отделки применен гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Цветное стекло окон делает церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость ее 500 человек. Стоимость 150 000 р.» ( Путеводитель Машкова. С. 205).

http://sobory.ru/article/?object=03950

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июня Священномученик Николай Рюриков Священномученик Николай родился 5 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 году Николай окончил по первому разряду Нижегородскую Духовную семинарию и был направлен законоучителем в церковно-приходскую школу в родное село. В   19061907 годах он преподавал в церковно-приходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907-го по 1908 год – в Богоявленской церковно-приходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908-го по 1910 год – в Преображенской церковно-приходской школе в Нижнем Новгороде. В сентябре 1910 года епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) рукоположил его во священника к Макарьевскому женскому монастырю. 22  октября 1910 года он был переведен служить в Троицкий собор в городе Горбатове и с 1911 года назначен заведующим и законоучителем Горбатовской церковно-приходской школы. С 1915 года отец Николай стал членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. Наступили безбожные гонения, а вместе с ними и тяжелые испытания, неизбежно связанные с очищающими душу страданиями, доставляемыми как от внешних врагов, так и от лжебратии. Будучи в близких отношениях с епископом Макарьевским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным) , отец Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 году сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день, 29 июля 1927 года. «Со священником Рюриковым, – показал священник, – я служу в соборе с 1925 года.

http://fond.ru/kalendar/465/nikolay/

Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

Скачать epub pdf Крупнейший технический вуз России – Московский Государственный технический университет (до недавних пор – МВТУ имени Баумана), был основан в 1830 году по инициативе Марии Федоровны, второй супруги императора Павла I, как ремесленное училище «для подготовки искусных мастеров». С 1868 года он стал именоваться Императорским Московским техническим училищем (ИМТУ). К началу ХХ века ИМТУ превратилось в весьма солидное высшее учебное заведение, пользовавшееся широкой известностью как в России, так и за ее пределами. Его основу составляли два отделения – механическое и химическое, однако из регулярно выпускавшихся с 1906 года «Обзоров» ИМТУ узнаем, что общее число преподававшихся здесь обязательных и общеобразовательных дисциплин достигало весьма значительной цифры: например, 165 – в 1908/09 учебном году, а в следующем – 174. Вот этим 174-м, то есть последним в списке, и упомянуто в «Обзоре» 1908–1909 годов, причем единственный раз, богословие, бывшее, судя по всему, предметом едва ли не факультативным. Тем не менее Училище располагало собственным храмом, освященным 29 июня 1832 года в честь празднуемых 4 августа (по новому стилю) святых Жен-мироносиц и равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Федоровны. Храм находился в самом центре основного здания на верхнем, третьем этаже, его абсида (наружная полуциркульная алтарная часть) выходила на реку Яузу и на расположенный за ней тенистый парк. Вот фрагменты описи, составленной в сентябре 1918 года: «Церковная зала разделяется на три части белыми колоннами, облицованными под мрамор. Церковь освещается сверху из купола четырехугольной формы, сложенного из стекольных рам, и двумя окнами в восточной ее стене. Алтарь полукруглой формы, над престолом устроен каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Алтарь освещается тремя окнами с 3 сторон (среднее окно заделано временно досками). На престоле святой антиминс, освященный преосвященным Трифоном в 1905 году. Над горним местом – круглая икона (3 аршина) Иисуса Христа благословляющего (пожертвована преподавателем Училища [Гарским?]) и три запрестольных образа (размером 32х35 см) на тумбах: Воскресение Христово, Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. На Престоле – святая Дарохранительница в виде пятиглавого храма» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В.А. Юлин Епископ Орловский и Севский 6 февраля 1906 года Владыка Серафим был назначен на Орловскую кафедру. В Орловской епархии в сане епископа Орловского и Севского он провел 1906–1908 г. В период революционной смуты 1905 г. Орловск ая губерния подверглась сильнейшему разгрому: «множество помещичьих усадеб было сожжено, разграблено, и сельская молодежь... пьянствуя по ночам, обкрадывала амбары, кидала в окна священнических домов камни и кирпичи, и разрушала даже самые дома. Родители из-за боязни скрывались и молчали» 66 . Обстановка усугублялась тем, что местные власти пребывали в растерянности, часть духовенства увлеклась новыми политическими идеями, в семинариях творились беспорядки, даже церковные старосты бастовали. В одном из своих писем В. Т. Георгиевскому , историку древнерусского искусства, епископ Серафим писал: «Слышал я, что Орловская епархия одна из самых трудных и неустроенных, но не воображал, что центральная русская епархия может быть в таком запущении и неустройстве во всех отношениях... Но я хотел бы очень остаться здесь надолго и добиться переустройства епархии. Надо же русскую губернию привести в порядок. Больно видеть это... С 1 февраля, дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные» 67 . В этом же письме у него есть слова: «В первый раз я соприкасаюсь с семинарией... Никакого понятия не имеют о воспитании, педагогике и влиянии на юношество. Нет ни власти, ни прямоты, ни самостоятельности в начальстве. Юношество никогда не может уважать слабость, лицемерие, скрытность и бесхарактерность». Важным стимулом к действию послужило письмо, с которым святой праведный Иоанн Кронштадтский обратился к своему духовному сыну – епископу Серафиму: «...Господь Вас возвышает, а не унижает и ведет к доброй славе; она не угаснет. Поминайте конец Златоуста, Григория Богослова , Василия Великого ». Владыка решил сам открыто начать в городах и селах словесную и духовную борьбу со смутой, претворяя в жизнь Постановление Святейшего Синода о т 18 ноября 1905 г. об устроении и возрождении приходской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания генерала, обвиненного в шпионаже Часть восьмая. Мои преобразования в военном ведомстве. Глава XXII. Бюрократия, финансовые заботы, парламент 13.08.2012 421 Время на чтение 15 минут Генерал-губернатор (1905 - 1908) После японской войны (1905 - 1909) Стратегия и политика Для выполнения моих задач необходимо было полнейшее ко мне доверие государя. С той поры, как государь убедился, в какую пропасть своим военным дилетантством вел дело его дядя Николай Николаевич, доверие его величества ко мне было настолько велико, что во всех военных вопросах - до самого начала войны - мое мнение оказывалось решающим. Николай Николаевич до войны утратил настолько свое влияние на государя, что неспособен был создавать мне серьезные, непосредственные затруднения. А это уж было очень знаменательно, при известных семейных наклонностях государя. Поддержку более прочную, чем у царя, имел я в лице председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина, но, к сожалению, слишком рано ее лишился. Я сходился с ним в основных воззрениях на дело, как и во мнениях относительно внутренней политики. Во время моих неоднократных посещений по должности киевского генерал-губернатора, когда затрагивались самые серьезные вопросы, мы с ним имели возможность ближе ознакомиться друг с другом. И как военному министру мне приходилось довольно часто обращаться к нему лично, чтобы то или другое дело направить на верный путь. Делал я это охотно, так как обмен наших мыслей происходил при полнейшем взаимном доверии. К сожалению, этот человек преждевременно скончался от руки убийцы. В Киевском военном округе назначены были в 1911 году большие маневры, на которых государь пожелал присутствовать, а вместе с тем быть и на открытии памятника императору Александру II. Для меня лично поездка эта представляла громадный интерес: как по существу дела, так и по прекрасным воспоминаниям о лучших днях моей государственной службы. Государь с семьей разместился во дворце, П.А. Столыпин в доме генерал-губернатора, а я в доме командующего войсками генерала Иванова, в моем бывшем жилище.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/14/...

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (25.01.1880, с. Н. Плуталово Зарайского у. Рязанской губ.- 8.01.1938, Казань), сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Окончил Рязанскую ДС (1901), СПбДА (1905), канд. богословия. В нояб. 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской ДС. С сент. 1906 г. библиотекарь ученической б-ки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал нем. язык. В 1907-1908 гг. делопроизводитель при Казанской ДС и член правления попечительства о бедных воспитанниках. С марта 1909 г. преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской ДС, читал курсы истории и обличения рус. раскола, историю зап. вероисповеданий. В авг. 1909 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии. 26 сент. 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице С.-Петербурга. 21 окт. 1909 г. рукоположен во иерея. В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская ц.). С нояб. 1912 г. служил 3-м священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская ц.) на Шпалерной ул. В сент. 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений имп. Марии. В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывш. Императорских фарфорового и стекольного заводов. В февр. 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд рус. военнопленных. В мае 1917 г. Епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской ДС. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

http://pravenc.ru/text/166579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. журнал, издававшийся в 1867-1918 гг. при КазДА. После авг. 1917 г. печатался с подзаголовком «Издание духовенства и православных мирян». В 1867-1903 и 1918 гг. выходил 2 раза в месяц, в 1904-1917 гг.- 4 раза в месяц (в 1917 вышло 39 номеров). Издание прервалось в сер. 1918 г., последний номер 11/12) вышел 22 июня. В 1867-1890 гг. «И. по К. е.» имели общую редакцию с академическим ж. «Православный собеседник» , обязательным к выписке всеми приходами Казанской епархии (в 1867-1872 выходили как отдельное прибавление к нему). Редакторами в этот период были ректоры КазДА: архим. Иннокентий (Новгородов) (1867-1868), архим. Никанор (Бровкович ; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. Александр Владимирский (1871-1890). В 1891-1895 гг. редактором «И. по К. е.» был прот. Евфимий Малов , с нояб. 1892 г. он редактировал только неофиц. отдел, а официальный подписывали секретари консистории Н. М. Кутепов (1892-1893) и Н. П. Бернадский (1893-1895). В 1896-1903 гг. редакция вновь объединялась с редакцией «Православного собеседника», разделения на офиц. и неофиц. отделы до 1903 г. не было. В 1903 г. в оглавление неофиц. части каждого номера и в годовой указатель содержания журнала были внесены не только статьи, напечатанные в «И. по К. е.», но и статьи соответствующих выпусков «Православного собеседника». В эти и последующие годы редакторами были П. В. Знаменский (1896), С. А. Терновский (1897-1902, 1904-1905), В. И. Протопопов (1903-1904), И. М. Покровский (1905-1907), свящ. Николай Писарев (1908-1911), И. Ф. Григорьев (1912-1915) и свящ. Александр Лебедев (1916-1918). На протяжении всех лет издания в «И. по К. е.» печатались офиц. материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства и духовной консистории; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных уч-щ, епархиального жен. уч-ща); обращения Гурия Казанского святого братства , Палестинского православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/293856.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010