27 сентября/10 октября 1908. Суббота. Высокопреосвященный Евсевий, Архиепископ Владивостокский, благодарит за певческие кафтаны, которые я ему послал, и просит богослужебных и других книг, которыми я ему набился; пишет, что первые разошлет поселенцам, которые бедны и сами купить не в состоянии. Прислал 100 ен на уплаты по пересылке и на Миссию. Еще один русский ученик в Семинарию прибыл из Владивостока. Теперь всех 16, и, кажется, все мальчики смирные, не будут в разладе с японскими учениками. 28 сентября/11 октября 1908. Воскресенье. Был Дмитрий Матвеевич Позднеев. Жаловался на две причиненные ему обиды. 1. Спальвин, профессор японского языка в Восточном институте по Владивостоке, написал отчаянную критику на его «Токухон» и рассылает ее повсюду; поносит книгу и автора. Но сам в то же время обнаруживает замечательное незнание японской истории и языка также, хотя и есть несколько ученых поправок позднеевских ошибок. В критике своей, к собственной невыгоде, Спальвин обнаруживает личную злобу, питаемую им почему-то к Позднееву. Дмитрий Матвеевич надеется антикритикой разбить его и оправдать свой «Токухон». 2. М. А. Горячковская написала ужасное письмо к нему; ругает его самыми поносными названиями и корит за злонамеренность относительно ее; между тем Дмитрий Матвеевич говорит, что три дня тому назад она была у него, обедала и вела себя весьма любезно. Позднеев решительно не знает, чему приписать этот ее гнев и злобу; говорит, что вел себя относительно ее всегда корректно и никакого столкновения с нею не имел. Я помог ему уразуметь это письмо: страдает Горячковская манией преследования; потому вообразила в Дмитрии Матвеевиче литературного врага себе, ну и напала на него. Следует ему отнестись к ней только сострадательно. 29 сентября/12 октября 1908. Понедельник. Из Святейшего Синода получил указ, что кресты, посланные отсюда оо. Быстрову и Демкину, сотрудникам Миссии, разрешено им принять и возложить на себя; кроме того, за их труды для Миссии дано им благословение Святейшего Синода с грамотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

—661— VIII. Посетил епископ Никанор также спальни учеников и кухню, и здесь нашел образцовые порядок, – так что в общем преосвященный обозреватель вынес наилучшие впечатления. Только семинарские здания показались ему не совсем удовлетворительными как по постройке, так и по местности, в которой помещается школа. Местность, правда, глухая и нездоровая. Пред нами извлечения из отчетов рельевского богословского училища за пять учебных годов (с 1903–1904 до 1907–1908 г.). Бросается в глаза малое число учеников. Правда, в 1903–1904 г. не было 3-го класса, а в следующем учебном году – 4 класса, – учеников было в первом году 20 и приватных 6, во втором – 29 и 1 приватный. Но и в следующих годах, при полном числе классов, наибольшее количество было в 1906–1907 г. – 49 (в 1905–1906 г. – 46, в 1907–1908 г. – 48). В четвертом классе, напр. в 1905–1906 г. было 5 учеников (все окончили с успехом), в 1906–1907 г. – 9 (окончили успешно 8), в 1907–1908 г. – 18 (получили аттестаты 11). И это на все четыре митрополии! В частности из общего числа 46 учеников 1905–1906 учебного года из дабро-боснийской митрополии было 17 учеников, из герцеговинско-захолмской – 7, из зворнико-тузланской – 7 и из баньялуцко-бихачской – 15. Между тем в Боснии и Герцеговине чувствуется большой недостаток в хорошо подготовленных кандидатах священства. Принимают в «богословию» из 8-го класса гимназии и никак не ниже 6-го класса. Это, конечно, хорошо, потому что лучше подготовленные священники могут лучше влиять на свою паству. Но из 8-го класса ученики охотнее идут в университет и другие светские учебные заведения, откуда дорога шире, чем из семинарии. В журнале «Српска Pujeч» раздаются голоса за то, чтобы в «богословию» принимать из 4-го класса всех средних учебных заведений, чтобы в школе лучше поставлены были естествознание и сельское хозяйство, а без древних языков можно и обойтись, чтобы священнические места давались уроженцам Боснии и Герцеговины, окончившим призренскую семинарию. Высказываются еще пожелания, чтобы рельевская «богословия» была преобразована по образцу русских семинарий или хотя белградской и при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии эти аргументы были повторены, а некоторые из них более глубоко продуманы богословами и светскими авторами русской эмиграции, а также западными антисоциалистами – всеми теми, кто был очевидцем событий революций 1917 года, гражданской войны в России, укрепления, развития и падения коммунистического тоталитарного режима в СССР. Остается пожалеть, что большинство современников в начале XX века не обратило внимания на эти мысли русских богословов, и миру, а в особенности России, пришлось на собственном горьком опыте убедиться в справедливости тех антисоциалистических аргументов, которые уже до революций 1917 года имелись в русской богословской литературе. 1 Кратиров П. Социализм и христианство в их взаимных отношениях//Вера и разум, 1916, 8–9, стр. 991. 2 Неверие и социализм, б/а.//Христианское чтение, 1875, стр. 137. См. также Стеллецкий Н., проф. прот. Новейший социализм и христианство.//Вера и разум, 1911, 22, стр. 462. 4 Стеллецкий Н., проф. прот. Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения.//Труды Киевской Духовной Академии, 1904, 12, стр. 393. 6 Религиозная проблема в современном освещении, б/а. И Богословский вестник, 1909,1, стр.74, 78. 7 Социализм – «новое мировоззрение, выражающееся в промышленности как кооперативный коммунизм, в политике – как интернациональная республика, а в религии – как атеистический гуманизм». Кожевников В.А. , ук. соч., стр. 8. 8 Впоследствии Н. А. Бердяев эту мысль выразил следующим образом: «Коммунизм сам хочет быть религией, идущей на смену христианству; он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни. Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой-либо социальной области. Поэтому его столкновение с другими верованиями неизбежно (ук. соч., стр. 129). 9 Щелчков Г.. Можно ли Отождествлять христианство с социализмом?//Вера и разум, 1908, 14, стр. 153. 10 Завитневич В.. О высшем начале общественной нравственности.//Странник, 1900, стр. 20 см. также Соловьев В. СТР. Чтения о Богочеловечестве.//Православное обозрение, 1878,1, стр. 479–480; Щелчков Г. Религия и социализм,//Вера и разум, 1909, ее. 150–152. 12 Щелчков Г. Можно ли отождествлять христианство с социализмом?//Вера и разум, 1908, 14, стр. 162–163. 13 Юрикас А., свящ., Учение социалистов о возникновении христианского нравоучения на экономической почве.//Вера и разум, 1904, 4, стр. 225. 18 Стелецкий Н., проф. прот. Революционный характер социализма.//Вера и разум, 1912, 6, стр. 729. 20 Стелецкий Н.» проф. прот. Революционный характер социализма.//Вера и разум, 1912, стр. 734. 21 Загородский Н., свящ. Современный социализм перед судом слова Божия.//Вера и разум, 1908, стр. 40 23 Стелецкий Н., проф. прот. Социализм требует уничтожения неравенства человеческих состояний.//Вера и разум, 1912, 2, стр. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

10  Ср. отзывы о личной дискуссии Свенцицкого и Розанова в 1908 г.: последний " показал, что никакой философией, в смысле систематического воззрения, он в настоящее время не обладает, он поэт земных идеалов " (Московский еженедельник. 1908. N 13. С. 53–59); " оставил впечатление чего-то сумбурного, гаерского, чему место… никак не в собраниях общества, принявшего громкое название философского " (Колокол. 1908. 15 марта. N 624. С. 3). 11  Шарапов Сергей Федорович (1855--1911) — публицист, издатель, один из учредителей Союза русских людей в Москве (1905); автор статьи " Жмеринские львы и буйствующий В. В. Розанов " (Сочинения. Вып. 4 (т. II). Сугробы. M., 1901. C.14–21). 12  " Очевидно, выводя эти слова пером на бумаге, г. Розанов не давал себе никакого отчета в том, что он пишет, а писал именно с разбегу и без оглядки, " маханально " , как говорит один купец у Островского " ( Михайловский Н. О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии//Русское богатство. 1902. N 8). 13  Шер Василий Владимирович (1883--1940) — друг Свенцицкого в 1896–1904 гг. (об их взаимоотношениях см.:  Вишняк М. Указ. соч. С. 28–86;  Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 401–407), член ИФСО, с 1905 г. в РСДРП (меньшевик); член правления Госбанка СССР (1920–е), в 1930 г. арестован, все ложные обвинения признал, умер в тюрьме. 14  Флоренский писал А. Белому 21 мая 1904 г. о задуманном журнале, посвященном вопросам религии: " " Нов. путь " во многом не удовлетворяет; редакция боится серьезности, недостаточно обдумала, что она, собственно, хочет говорить и т. д. Наша задача — дать заранее обдуманный и единый по настроению периодический орган, который имел бы не временное значение, а сохранял бы ценность, как книга… Наш кружок уже сговорился между собою, что каждый думает приготовить. Среди других Вам известных лиц (т. е. Эрн, Свенцицкий) будут еще Ельчанинов и кое-кто, кого Вы не знаете " (Новый журнал. 2005. N 241). 15  Ср.: " Там действительно все частное соединяется с общим во внутреннем единстве, и, читая " Дневник писателя " ,  живешь с Достоевским, а не узнаешь лишь отдельные мысли его чисто головного свойства… Вопросы политики, вопросы дня, пестрые впечатления жизни сливались так тесно с напряженнейшими моментами его жизни, выражавшимися в его художественном творчестве, что это не могло нарушить цельности " Дневника " …. Не признать живую органическую его цельность невозможно " ( Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 125).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Его сменил ректор ДС архим. Варсонофий (Курганов; впосл. епископ Глазовский) (1889. 8 - 1891. 6), также редактор обоих отделов «О. е. в.». Затем редакторами офиц. отдела были секретари консистории Н. П. Спасский (1891. 8 - 1892. 8/9), А. И. Никонович (1892. 18 - 1896. 13/14), Н. А. Никитин (1896. 19 - 1897. 39) и свящ. Митрофан Афонский (с 1906 епископ; 1897. 40 - 1910. 14), а неофициальной - прот. В. А. Детский (1891. 8 - 1894. 6), прот. М. Смирнов (1894. 7 - 1902. 25 редактор; 1902. 26 - 1903. 10 совм. с А. Светозаровым), А. С. Светозаров (1903. 11 - 1904. 21 исполняющий должность редактора; 1904. 22 - 1907. 41 редактор). С 42 за 1907 г. редактирование неофиц. отдела перешло к еп. Митрофану (1907. 42 - 1908. 11 за редактора; 1908. 12 - 1910. 14 редактор). Затем редактором официального и неофициального отделов «О. е. в.» стал ректор ДС прот. В. А. Сахаров (1910. 15-17/18 и. о. редактора; 1910. 19 - 1917. 15/16 редактор), к-рого на этом посту сменил преподаватель ДС М. Н. Полунин (1917. 17/18 за редактора; 1917. 19 - 1918. 2 и. о. редактора; 1918. 3/4-24 редактор). Отдельные номера в отсутствие редактора выпустили инспектор ДС иером. Михаил (Ермаков; впосл. митрополит Киевский) (1889. 4-7), инспектор ДС иером. Порфирий (Виноградов; впосл. архимандрит) (1891. 7), и. о. секретаря консистории В. Ф. Ансимов (1892. 10-17. Отд. офиц.), прот. М. В. Смирнов (1895. 40-42/43; 1896. 15-18. Отд. офиц.), В. К. Орлов (1908. 1-11. Отд. офиц.), преподаватель ДС А. В. Успенский (1911. 25-32/33), преподаватель ДС Н. И. Калинников (1916. 14). С 19 за 1868 по 8 за 1870 г. редактор неофиц. отдела в журнале не был указан. В офиц. отделе помещались Высочайшие манифесты и рескрипты, касающиеся Церкви и духовенства, указы и определения Синода, распоряжения и циркулярные отношения Хозяйственного управления при Синоде, обер-прокурора и его канцелярии, утвержденные Синодом документы общецерковного значения (напр., Устав Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе), извещения о книгах и журналах, рекомендованных Учебным комитетом при Синоде; распоряжения епархиального начальства, в т.

http://pravenc.ru/text/2581555.html

Саарбекянц Рубен Петросович (1896–?), в 1915–1917 студент физико-математического ф-та М. у.; Савва Владимир Иванович (1865–1920), историк, магистр (1902), доктор (1907) русской истории. Преподаватель истории в Харьковской женской гимназии Оболенской, в Харьковском ин-те благородных девиц (с 1900). Приват-доцент (1895–1905,1909–1911), профессор (1911–1920) историко-филологического ф-та Харьковского ун-та, профессор Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1905–1909). Покончил с собой в феврале 1920; Савенко Анатолий Иванович (1874–после 1920), юрист, журналист, общественный деятель. Ведущий постоянной рубрики черносотенной газеты «Киевлянин» (с 1899), один из инициаторов создания (1908), затем руководитель Киевского клуба русских националистов, гласный Киевской городской думы (с 1910), депутат IV Государственной думы, входил во фракцию прогрессивных националистов (с 1915), член Прогрессивного блока. После Октябрьской революции участник Белого движения, один из главных сотрудников Осведомительного агентства Добровольческой армии (ОсвАг), после разгрома армии Деникина в эмиграции; Савин Александр Николаевич (1873–1923), историк-медиевист, магистр (1904), доктор (1907) всеобщей истории. Профессор МВЖК (с 1903), приват-доцент (1903–1907), профессор (с 1908) историко-филологического ф-та М.у., Ин-та истории ФОН МГУ (1919–1923), преподаватель Ин-та Красной профессуры (1921–1922). В заграничных научных командировках в Англии (1900–1902, 1904–1905 1906, 1908, декабрь 1922–январь 1923). Скончался в Англии от «испанки»; Савинков Борис Викторович (псевдоним В. Ропшин) (1879–1925), политический деятель, писатель. Один из лидеров партии эсеров, член и руководитель ее боевой организации. Подвергался арестам и высылкам, затем в эмиграции. Во время Первой мировой войны – доброволец во французской армии, после Февральской революции вернулся в Россию, занимал посты комиссара Временного прав-ва в 8-й армии, затем ЮгоЗападного фронта (с 28.06.1917). С 18.07.1917 управляющий Военным Мин-вом, с 27.08, также, военный губернатор Петрограда, уволен с обоих постов 30.08.1917, в сентябре исключен из ЦК партии эсеров за причастность к Корниловскому мятежу. После Октябрьской революции один из организаторов Добровольческой армии, в конце 1918 представитель адмирала Колчака за границей, затем в эмиграции. В 1924, после нелегального перехода границы, арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10-ю годами заключения, погиб при невыясненных обстоятельствах 7.05.1925 (по официальной версии покончил жизнь самоубийством);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Принято пожертвований Итого: 2513 р. В 1908 г. 1665 р. 82 к. обменены на 3 листа 4% ренты на сумму 2100 р. (кн. Сб. К. 28159) К 1909 г. состоит: процентн. бумаг.: 2100 р. наличными: VII. Пояснение к отчету о средствах Братства Доходы Братства с 1905 года понизились. Так, получено пожертвований от почетных, пожизненных, действительных членов и членов соревнователей Деньгами Процентными бумагами на номинальную службу в 1904 г. 2938 р. 11 к. 800 р., а всего 3738 р. 11 к. в 1905 г. 1591 р. 73 к. 100 р., а всего 1691 р. 73 к. В 1906, в 1907 и в 1908 годах поступало пожертвований несколько больше, чем в злосчастном 1905 году, но немного больше, так что, начиная с 1905 года и по текущий год, ежегодная сумма пожертвований ни разу не достигла до 2000 р., говоря иначе, в каждый из этих годов поступало пожертвований вдвое меньше, чем до 1905 года. Столь резкое понижение суммы пожертвований произошло от того, что разорительная и несчастная война, а затем страшная внутренняя неурядица и смута произвели застой в промышленности, торговле и вообще во всех делах, особенно коммерческих; а с 1906 и особенно с 1907 года началось повышение цен на все жизненные припасы. Доходы уменьшились, расходы увеличились. А между тем число студентов в Академии не ума- —65— ляется, а возрастает. Так, в Академию было принято в 1900 г. 49, в 1902 г. 42+5 инстр., в 1903 г. 48. За последние же пять лет ежегодно было принимаемо свыше пятидесяти, а именно в 1904 г. 60, в 1905 г. 51, в 1906 г. 56, в 1907 г. 60, в 1908 г. 73, в 1909 г. 62. С умножением числа студентов в Академии умножается и число нуждающихся, прибегающих к помощи Братства. Осенью в Совет Братства поступает свыше шестидесяти прошений, причем одни из студентов просят внесть в Правление дополнительную к получаемым ими частным стипендиям плату за содержание в интернате, другие, не получающие стипендий, ходатайствуют о внесении за их содержание полной полугодичной платы. Столько же прошений поступает в январе и феврале месяцах с просьбою внести в Правление плату за второе полугодие. Другие студенты, живущие на квартирах в Сергиевском Посаде, жалуясь на дороговизну жизни, просят помочь им, сколько можно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

456. Перелом в современном общественном сознании. А.И. Введенский. 1911, I, 1, 104–132. 457. Тени прошлого и возможные перспективы будущего в судьбе церковно-приходских школ. Свящ. И. Трухманов. 1911, I, 1, 183–191. 458. О духовных семинариях. (Из периодической печати). В.Н. Мышцын. 1905, II, 7–8, 651–677. 459. Богословские факультеты. Прот. П.Я. Светлов, О необходимости богословских факультетов в университетах или о реформе высшего религиозного образования в России. Киев, 1906. – И.В. Попов. 1906, I, 2, 392–401. 460. Бастилия духа. «Духовная Школа. Сборник статей. Москва, 1906». И.М. Громогласов. 1906, I, 3, 577–596. 461. Организация первого русского съезда по педагогической психологии. П. (П). С(околов.) 1906, II, 5, 179–182. 462. Собрания педагогов духовных училищ Московской епархии. С. (П). Ш(умов). 1906, II, 7–8, 633–652. 463. Из периодической печати (Церковно-приходские школы за 20 лет). Н. Г. Высоцкий. 1907, I, 4, 804–816. 464. Скорбный лист духовных семинарий в 1906–7 учебном году. С.П. Соколов. 1907, II, 5, 230–246. 465. Новый труд об Учебном Комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. ( Д.И. Тихомиров , Об Учебном Комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. Спб., 1908). – С.П. Шумов. 1908, II, 5, 92–115. 466. Еще новый труд об Учебном Комитете ( Д.И. Тихомиров , Учебный Комитет при Св. Синоде и его критики. Спб., 1909). – С.П. Шумов. 1909, II, 6, 280–312; III, 9, 176. 13. Словесность и История Литературы 467. Рождество Христово. Стихотворение. И.П. 1902, I, 1, 1. 468. Блаженной памяти родитель… Стихи прочитанные студентом 4-го курса Академии при могиле проф. Д. Ф. Голубинского . 1904, I, 1, 211–212. 469. Справедлива ли наша война? Л.А. Тихомиров. 1904, III, 10, 342–363. 470. Дальне-Восточная война с философской точки зрения, в связи с вопросом о войне вообще. Чтение студентам 1-го —42— курса пред началом лекций по Метафизике и Логике. (1 Гаагская конференция и «толстоизм». II. Война, как всеобщий факт, мировой закон и метафизическая необходимость. III. Историческая справка: «Речи» Фихте Старшего к немецким воинам. IV. Историческая справка: Кант и Вундт. V. Историческая справка: Вл. С. Соловьев и Брюнетьер. VI. Дальне-Восточная война, как историческая необходимость. VII. Конечный смысл Дальне-Восточной войны.). А.И. Введенский . – 1904, III, 11, 446–472:12, 665–681.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Приложения I. Краткие биографические сведения. о епископе Семиреченском и Верненском Пимене В миру – Петр Захариевич Белоликов. Родился 5/18 ноября 1879 года в семье священника Новгородской епархии. Обучался в Кирилловском Духовном училище в 1889–1894 годах. Окончил Новгородскую Духовную Семинарию в 1900 году и Киевскую Духовную Академию в 1904 году со званием кандидата богословия. В монашество пострижен 6 августа 1903 года митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким). Тем же архипастырем был возведен в сан иеродиакона 24 августа 1903 года. Рукоположен во иеромонаха летом 1904 года ректором Киевской Духовной Академии епископом Платоном (Рождественским). Указом Святейшего Синода от 12 августа 1904 года определен членом Урмийской духовной миссии. 7 июля 1906 года назначен помощником начальника Урмийской миссии. 4 мая 1908 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени. 6 сентября 1908 года возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом от 3 марта 1911 года назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в Ардоне. Летом 1911 года возведен в сан архимандрита Преосвященным Агапитом (Вишневским), епископом Владикавказским и Моздокским. 6 мая 1912 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени. Указом от 25 июля 1912 года по собственному ходатайству вновь возвращен в Урмийскую миссию на прежнюю должность. 7 октября 1914 года назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии. 6 мая 1915 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. 2 октября 1916 года награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. 3 июля 1917 года назначен епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанским. 11 октября 1917 года прибыл из Персии через Ташкент в кафедральный город Верный. 3 сентября 1918 года расстрелян в роще Баума, в восьми километрах от Верного. Тайно погребен в северо-западной части городского парка вблизи кафедрального собора города Верного. II. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Протозанов Тарас Михайлович. Родился в 1872 г. Образование получил в Киевской военно-фельдшерской школе. В службу вступил 28.06.1889 г. Окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище (1897). Из училища выпущен подпоручиком (ст. 20.02.1897) в 20-ый пехотный Галицкий полк. Позже (во время Русско-японской войны 1904–1905 г.) служил в 122-ом пехотном Тамбовском полку. Поручик (ст. 01.09.1900). Штабс-Капитан (ст. 01.09.1904). Был ранен. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба (1908; по 1-му разряду). Капитан (ст. 02.05.1908). За цензовое командование ротой было зачтено командование ротой во время маньчжурской кампании в течение 1 года и 1 месяца. Старший адъютант штаба 38-ой пехотной дивизии (26.11.1908-14.10.1912). С 14 октября 1912 г. – прикомандирован к Чугуевскому военному училищу для преподавания военных наук. Подполковник (ст. 06.12.1912). Участник Первой мировой войны. Полковник (ст. 15.06.1915). Исполняющий делами начальника штаба 101-ой пехотной дивизии (с 02.11.1915; на 03.01.1917 в должности). На 03.01.1917 ст. в чине полковника. Командир 11-го пехотного Псковского полка (с 16.02.1917). Генерал-майор (пр. 07.04.1917). Командующий 156-ой пехотной дивизией (08.06.-25.08.1917). Командующий 2-ой гвардейской пехотной дивизией (с 25.08.1917). С 12.05.1918 г. в армии Украинской Державы. Член военно-ученой комиссии (с 15.07.1918). Начальник кадров Чугуевской юнацкой школы (с 01.09.1918). Начальник военно-учебного управления Военного министерства Украинской Державы (с 22.10.1918). После падения режима гетмана П. П. Скоропадского – в армии УНР. Начальник корпуса Пограничной стражи УНР (с 01.01.1919). 22.04.1919 г. назначен начальником штаба Северной группы армии УНР, но был арестован прежним командующим группой В. Оскилком и занял должность только 30.04.1919 г., после ликвидации выступления Оскилка. После разгрома Северной группы 16.05.-17.05.1919 г. состоял без должности. Позже перешёл на сторону ВСЮР. Преподаватель Кубанского Алексеевского военного училище (с 10.01.1920). Начальник того же училища (с 22.07.1920). В эмиграции жил сначала в Константинополе, затем в Сербии. Награждён: Орденом Св. Анны 4-ой ст. (1904), Орденом Св. Станислава 3-ей ст. с мечами и бантом (1905), Орденом Св. Анны 3-ей ст. с мечами и бантом (1905), Орденом Св. Станислава 2-ой ст. с мечами (1905), Орденом Св. Владимира 4-ой ст. с мечами и бантом (1905), Орденом Св. Анны 2-ой ст. (1911; 25.02.1912), Орденом Св. Георгия 4-ой ст. (30.06.1917).

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010