например: Paul S. M. Creation and cosmogony in the Bible.//Encyclopedia Judaica. CD ROM Edition 1.0. 1997. 2. Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament. Ed. by J. B. Pritchard. Princeton, 1969. P. 68. 3. Ibid. 4. Ibid. P. 417. 5. Ibid. P. 61. 6. См. например описание сотворения Энкиду богиней Аруру в «Эпосе о Гильгамеше»: Ancient Near Eastern Texts… P. 74. 7. См. напр.: Елеонский Н. , прот. История происхождения небес и земли. Сотворение мира. Рай. Грехопадение. Опыт истолкования Быт. 1:1–3:24 .//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. Кн.1. С. 106 – 108; Рыбинский В.П. Вавилон и Библия.//Труды КДА, 1903. Т.2. С. 127; Лопухин А.П. Голос истории против отрицательной критики. Христианской чтение. 1895. 2. С. 486–487. По поводу полемической направленности Пятикнижия см.: Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева.//Альфа и Омега. М., 1997. С. 256–280. 8. См. напр.: Gunkel H. Schopfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung uber Gen. 1 und Ap. Joh. 12. Gemmingen. 1895; Delitzsch F. Babel und Bibel. Ein Vortrag. Leipzig, 1902. 9. Merrrill E.H. Everlasting Dominion: A Theology of the Old Testament. B&H Publishing Group, 2006. P. 10–11. 10. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. С. 5. 11. Там же. С. 262–273. 12. См. напр.: Boadt. L. Reading the Old Testament: an introduction by Lawrence Boadt. New York, 1984. P. 111 – 116; Paul S. M. Creation and cosmogony in the Bible.//Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition 1.0. 1997; Gaster T.H. Cosmogony.//The interpreters Dictionary of the Bible. Gen. ed. G.A. Buttrick. New York, 1962. P. 702. 13. Smith G. Chaldean Account of Genesis. London, 1876. 14. The Babylonian Legends of the Creation and the Fight between Bel and Dragon as told by Assyrian Tablets from Nineveh. British Museum Press. 1921. Р. 1. 15. Yon M. Ugarit.//The Anchor Bible Dictionary. Ed. D.N. Freedman. New York, 1997, 1992. CD ROM Edition. 16. См.: James E. O. Creation and Cosmology: A Historical and Comparative Inquiry.

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

Беседовала Оксана Гаркавенко Ленинский сборник. XXIV. М., 1933. С. 290. Илия (Карам), митрополит Гор Ливанских (1903-1969). Начиная с 1947 г. неоднократно бывал в СССР. С его именем связаны опровергнутые историками, но популярные среди неообновленцев легенды о его переписке со Сталиным в 1941 г., якобы повлиявшей на изменение отношения последнего к Церкви. — Ред.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 июня, 2017 28 июня, 2017 31 мая, 2016 1 декабря, 2016 15 февраля, 2017 25 февраля, 2020 25 сентября, 2018 11 августа, 2017 4 июля, 2017 29 июня, 2017 28 июня, 2017 31 мая, 2016 1 декабря, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/pri-staline-byil-byi-p...

Многочисленные статьи преимущественно в Югославских журналах. Мат. Биб. I. Бл. 1931 РУБЕЦ Протоиерей Александр Александрович. 1882–1956 Родился 22 февраля в Иркутске. Сын доктора. Окончил Александровский Лицей в Царском Селе 1903. Преподавал в Финляндии 1915–17 Профессор русского языка в Упсальском и Стокгольмском университете. Автор статей и брошюр в русском и шведском языках. Принял священство, оставаясь профессором. Patrlarkatets a terstallelse i Ryssland. Upsala. 1921. (The restoration of the patriarchate In Russia.) Rysslands nuvarande 1itteratur. Stockholm. 1929. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 РЯЗАНОВСКИЙ Валентин Александрович. 1884–1968 Окончил гимназию в Костроме и Московский университет 1908 г. Изучал историю, филологию и право. С 1915 г. преподавал в Демидовском Лицее в Ярославле. Профессор Томского университета 1918, Иркутского 1920, Дальневосточного 1921. Профессор юридического факультета в Харбине 1922–34. Переехал в Китай 1935, в Америку 1938 Умер 19 февраля. Обзор русской культуры. Том I, стр. 638; том 2, часть I, стр. 557? часть 2, стр. 222. Н-Й. 1947–48. Развитие русской научной мысли. 1949. Он также автор следующих трудов Customary law of the Mongol tribes. 1929. Fundamental principles of Mongol law. Tientsin. 1937. Indiana U.1965.343 pp. Customary law of the nomad tribes of Siberia. Tientsin. 1938. Indiana Univ. 1965. 151 pp. РЯЗАНОВСКИЙ Николай Валентинович 1923 Родился 21 декабря в Харбине Высшее образование получил в Америке в Орегоне и Харварде 1947 • Доктор философии, Оксфорд 1949 г. Профессор истории в Берклей в Калифорнии. Russia and the West in the Teaching of the Slavophils. Harvard. 1952. 244 pp. Germam edit. 1954. Nicholas I and the official nationality in Russia. Univ.of Calif.1959.296pp. A history of Russia. N.Y. 1963. 711 pp. Italian edit. 1967. The teaching of Charles Fourier. Univ. of California. 1969. 256 pp. САВИЦКИЙ Петр Николаевич. 1895–1968 Родился в Черниговской губ. Окончил Петроградский Политехнический Институт 1917 г. Профессор Пражского университета. Глава Евразийского Движения и издательства. «Берлин, Париж, Прага» 1921–1939. Исключен немцами из университета после занятия ими Чехии, после прихода Красной Армии арестован и сослан в концентрационный лагерь 1945 г. Возвращен в Чехию в 1956 г. Вновь арестован в 1961 г. Умер 13 апреля в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

21 . Guillou, le, La renaissance spirituelle du XVIIIe siecle. Aux sources des mouvements spirituels de Orthodoxe de Grece, «Istina» 1 (1960), 95–128. 22 . Henderson, G.P., I anabiosi tu elliniku stohasmu. 1620–1830, Athina, 1976. 23 . Mansi J.D., Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collecmio, v. 38, Graz 1961 (=Paris, 1907). 24 . Meyer, Ph., Beitrage zur Kenntnis der neueren Geschichte und des gegenwartigen Zustandes der Athoskloster, «Zeitschrift fur Kirchengeschichte», 11 (1890), 560–571. 25 . Meyer, Ph., Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskloster, Amsterdam, 1965 2 . 26 . Petit, L., La grande controverse des Collybes, «Echos d " Orient», 2 (1898), 321–331. 27 . Athanasiu periu, Delosis tis Agio Orei tarahon aletheas. Издана под редакцией: Theodoritu Ieromonahu Agioritu, Athina 1988. 28 . Amphilohiu Pantobits, I philokaliki anagennesis tu XVIII ke XIX ei. ke i pneumatiki karpi tis, Athina, 1984. 29 . Bakalopulo, Ap., Istoria tu neu Ellinismu tomos D, Thessaloniki, 1973. 30 . Balau, D., I stasi tu legiu monahu Bessariona stis erides ton monahon tu Agiu Oros kata tu IH aiona, Klironomia 27 (1995), 137–167. 31 . Beriti G., To anamorphotikon kinima ton kollibadon ke o du Alexandri tis Skithu, Aktines 1943. 32 . Blahu K., I hersonesos to Agiu Oros Atho ke en auti Moni ke i monahi palai te ke nin, Bolos. 1903. 33 . Gedeon M., I pneumatiki kinesis tu genos kata tu IH ke IO eiona, Athina 1977. 34 . Theoklitu Dionisiatu, monahu, O Agios Nikodimos o Agioritis, Athina 1954. 35 . Thriskeutiki ke Ithiki Enkiklopedia, Athina, 12 томов, 1965. 36 . Kontoba, B., I peri mnemosinon eris e didaskalia peri tu mellontos tis psihis meta thanaton, Grigorios Palamas 71 (1988), 538–578. 37 . Mpatistau, D., Kollibades, ev: «Salpinks Orthodoksias», teuhos Sepi. 1970. 38 . Mpogatsou N. F.,Pneumatiki epidrasis tu Agiu Orus is tin Ellada, Athina, 1954. 39 . Papulisi, K., To kinima ton Kollibadon, Athina, 1971. 40 . Papulisi, K., Periptosis pneumatikis epidraseos to Agiu Orus is ton Balkanikon horon kata ton 18o eiona M, 9 (1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Биогр. словарь профессоров и преподавателей имп. С.-Петербургского ун-та за истекшую 3-ю четв. века его существования: 1869-1894. СПб., 1896. Т. 1. С. 371-380; Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. Т. 2. С. 963-964; В. В. Латышев: Кр. очерк 25-летней лит. деятельности его, 1878-1903. СПб., 1903; В. В. Латышев: К 30-летию его учено-лит. деятельности//Гермес. СПб., 1908. Т. 3. 17. С. 454-456; Список трудов В. В. Латышева, сост. по поводу 30-летия его учено-лит. деятельности, 1878-1908. СПб., 1908; Афанасьев Н. И. Современники: Альбом биографий. СПб., 1909. Т. 1. С. 154-156; Мат-лы для биогр. словаря действ. членов Имп. АН. Пг., 1915. Ч. 1. С. 413-428; Биогр. словарь лиц, окончивших курс Петроградского историко-филол. ин-та/Под ред. В. В. Латышева. Пг., 1917. Ч. 1. С. 91-107; Жебелев С. А. В. В. Латышев (29 июля 1855 - 2 мая 1921)//ВВ. 1926. Т. 24. С. 105-110; Успенский Ф. И. Памяти акад. В. В. Латышева//Изв. АН СССР. Сер. 6. 1926. Т. 20. 9. С. 577-584; Ельницкий Л. Памяти акад. В. В. Латышева//ВДИ. 1946. 4. С. 166-167; Мат-лы к списку трудов акад. В. В. Латышева//Там же. С. 167-169; Шкляев Н. П. Выдающийся рус. эпиграфист акад. В. В. Латышев//УЗ Казан. ун-та. 1952. Т. 112. Кн. 5: История. С. 117-151; Значение работ акад. В. В. Латышева для изучения античной истории//ВДИ. 1955. 4. С. 3-9; Тюменев А. И. В. В. Латышев и история Херсонеса//Сов. арх. 1958. Вып. 28. С. 15-32; Удальцова З. В. Византиноведение в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции: 1917-1934//ВВ. 1964. Т. 25. С. 29-30; она же. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 9, 38-39, 127, 139; Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1975. С. 120, 141; Fonki B. L., Poljakov F. B. Schiksale der byzantinischen Philologie in Russland im 20. Jh.//La Filologia Medievale e Umanistica Graeca e Latina nel Sec. XX: Atti del Congresso Intern. R., 1993. Vol. 2. P. 780-781, 788, 795; Тункина И. В. В. В. Латышев: Жизнь и ученые труды (по мат-лам рукописного наследия)//Рукописное наследие рус. византинистов в архивах С.-Петербурга/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 172-288.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

1899 Corpus juris civilis. – Berolini, 1895. – Vol. 2: Codex Iustinianus/ReC. P. Krueger. – IX. 24. 1; Ecloga: Das Gesetzbuch Leons III und Konstantinos V/Hreg. V. L. Burgmann. – Frankfurt a Main, 1983. – XVII. 18; Эклога. Византийский законодательный свод VIII век: Вступ. ст., пер., коммент. Е. Э. Липшиц. – М., 1965. – С. 69; Ecloga privata aucta//lus graeco-romanum/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. – Lipsiae, 1865. – T.4. – XVII. 44; Epanagoge (corrigendum: Eisagoge!) Basilii, Leonis et Alexandri/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. – Lipsiae, 1892. – XL. 17; Византийская книга Эпарха. – III. 1. 1900 Procopii Caesariensis Opera omnia/ReC. J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae, 1962. – Vol. 1. – III. 33. 6; Прокопий из Кесарии. Война с готами/Пер. с греч. С. П. Кондратьева. – М., 1950. – С. 349; ср.: Чекапова А. А. Византия между державой Сасанидов и варварскими королевствами Запада в IV – первой половине VII в.//Византия между Востоком и Западом. Опыт исторической характеристики. – СПб., 1999. – С. 99. 1902 Айбабин А. И. Могильники VIII – начала X вв. в Крыму//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 130; Майко В. В. Плитовые некрополи средневековой Сугдеи VIII–XV вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 196–199, 200–201, 202–203, 210–211. 1903 Паршина Е. А. Торжище в Партенитах//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 70–83; Романчук А. И. Седикова Л. В. «Темные века» и Херсон... – С. 323–324, рис. 5, 1–4; 6, 1–4; Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – С. 81–83, 94. 1904 Талис Д. Л. К характеристике византийской керамики IX–X вв. из Херсонеса//Археологический сборник. – Труды ГИМ. – М., 1960. – Т. 37. – С. 125–139; Паршина Е. А. Средневековая керамика Южной Таврики по материалам раскопок и разведок 1965–1969 гг.)//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 65–66, рис. 9; Талис Д. Л. Поливная керамика Баклинского городища//СА. – 1976. – – С. 64–69; Якобсон А. Л. Керамика и керамическое производство... – С. 83, 332–337; Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – С. 23 сл.; Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Лысенко А. В., Мыц В. Л., Татарцев С. В., Тесленко И. Б., Семин С. В. Исследование крепости Алустон//Археологические исследования в Крыму. 1993 г. – Симферополь, 1994. – С. 13; Макарова Т. И. Боспор-Корчев по археологическим данным. – С. 127; Герцен А. Г. Ранневизантийский период в истории Дороса-Мангупа по археологическим данным. – С. 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время в Риме работают видные представители немецкой школы археологии Теодор Клаузер (1894–1984), который сыграл важную роль в развитии боннской традиции, Иоганн Колльвиц (1903–1968), особенно известный своими работами о римских саркофагах 1871 , и Фридрих Вильгельм Дайхманн 1872 . В 30-е гг. политические изменения в Европе затронули и археологию: в Рим приезжают эмигранты, бежавшие от идеологических преследований и антисемитской политики нацистов. Среди них – два выдающихся ученых: Рихард Краутхаймер и Фридрих Вильгельм Дайхманн, люди одного поколения. В 1935–1936 гг. Дайхманн был стипендиатом Немецкого института, а с 1937 г. – референтом по христианской археологии. Архитектор по образованию и историк архитектуры, он вместе с Вильгельмом Арнольдом Чира (1910–1969) провел раскопки крупного архитектурного комплекса около катакомб свв. Петра и Марцеллина на виа Лабикана в восточном пригороде Рима: мавзолея св. Елены и большой «цирковидной» базилики IV в. Результаты этих раскопок опубликованы в «Ежегоднике Немецкого археологического института» 1873 . С 1939 г. и до конца своей жизни Дайхманн работал над двумя большими темами: позднеантичная Равенна и сполии в позднеантичной архитектуре. Немецкий институт создал свои отделения для изучения греческого Востока: в Афинах, с особым византийским отделом, под руководством Эдмунда Вайганда (1887–1950), в 1929 г. в Стамбуле, во главе с византинистом Августом Хайзенбергом (1869–1930), и в том же году – в Мадриде. В 1965 г. в Стамбульском отделении Института был учрежден пост референта по христианской археологии и истории византийского искусства, его занял Иоганн Колльвиц. Коптские христианские памятники изучались в Немецком институте египетских древностей, открытом еще в 1907 г. 1874 Институт выпускает несколько периодических изданий: «Археологический Вестник» (Archäologischer Anzeiger), «Ежегодник Немецкого археологического института» (Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, Jdl) кроме того, Римское отделение Института имеет собственное периодическое издание – «Сообщения Немецкого археологического института, Римское отделение» (Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung, MDAI RA), аналогичные «Сообщения» издает Афинское отделение (Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Athenische Abteilung, MDAI AA), Стамбульское отделение выпускает «Стамбульские сообщения» (Istanbuler Mitteilungen, IstMitt).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 Золотарев М.И.; Буйских А.В. Теменос античного Херсонеса. Опыт архитектурной реконструкции. ВДИ, 1994, 3. С. 78–101. 27 См. Сорочан С.Б. Государственное устройство раннесредневекового Херсона и «призраки самоуправления». ВВ, 62, 2003. С. 23–27. 28 Виноградов А.Ю. Симон Зелот – «Апостол Крыма»? (Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы Судакской международной научной конференции, 2). Киев-Судак, 2006. С. 55–57. 29 Отметим, что античные свидетельства говорят скорее в пользу локализации пещеры Парфенон внутри города (Макаров И.А. Об одном аспекте культа Партенос в эпиграфических и литературных источниках [доклад на Х конференции по религиоведению в Херсонесе, май 2008 г.]). 32 Некие столпы в честь святых сооружались в Херсоне и в IX в. (см. Сорочан С.Б. Ук. соч. С. 1469. Прим. 1131). 39 8 правило I Вселенского собора. Два или три епископа в одном городе могли сосуществовать в Месопотамии первой половины IV века, где этот странный обычай был введен Папой, главой Церкви Востока (Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Übersetzt von O. Braun. Kempten, München, 1915. S. 5. Anm. 1). 46 Франко Святый Климент у Корсуни. Записки наукового товариства им. Шевченко. Т. 56. Кн. 6. Львов, 1903. С. 161. 50 Ср. Van den Ven P. La légende de S. Spyridon, évêque de Trimithonte (Bibliothéque du Muséon, 33). Louvain, 1953. P. 37. 52 См. Шрамм Г. Реки Северного Причерноморья. М., 1997. С. 60. Прим. 182. Отнесение Шраммом анонимного Peripli Ponti Euxini к V веку необоснованно: его оригинальные части составлены между серединой VI и серединой IX века, причем проф. П. Кунийон (Университет Бордо) любезно сообщил нам в личной беседе, что по его мнению, они написаны при составлении рукописи малых географов в середине IX века. 58 Janin R. Les églises et les monastéres des grands centres byzantins. Т. III. Paris, 1969. P. 397–399. 63 Уже после подготовки настоящей работы к печати появились сведения об армянском тексте Жития (см.: Могаричев Ю.М. Новый источник по истории средневекового Херсона. Память в веках: от семейной реликвии к национальной святыне. XII Международная Крымская конференция по религиоведению. Севастополь, 2010. С. 33–34; Саргсян Т.Э. Армянские жития херсонских епископов. Там же. С. 51–52). Армянская версия Жития была переведена в составе синаксаря в 1311 году и что важно, разделена на параграфы о св. Василеи под 7 марта и о Еферии и Капионе gl под 20 апреля, что, очевидно, отражает местную херсонскую практику их почитания. Кроме того, она поддерживает «пространный» вариант жития св. Еферия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. «Спор луциферианина и православного» (Altercatio Luciferiani et Orthodoxi; др. название: «Разговор против луцифериан» - Dialogus contra Luciferianos//PL. 23. Col. 155-182; CCSL. 79B=SC. 473; CPL, N 608; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 57-93), первое по времени написания догматико-полемическое сочинение, направлено против последователей еп. Луцифера Каралитанского ( Hieron. De vir. illustr. 95), строгого никейца, который отказывался вступать в церковное общение не только с арианами, но и с епископами, запятнавшими себя общением с арианами или подписавшими проарианские вероисповедания (прежде всего Ариминскую формулу 359 г.), в конце концов это привело к тому, что после возвращения из ссылки на Запад (362-363) еп. Луцифер ушел в раскол, а его последователи стали именоваться луциферианами. Наибольшая активность луцифериан на Западе приходится на кон. 70-х - нач. 80-х гг. IV в., в связи с чем предполагают, что И. С. написал против них полемический трактат, вероятно во время пребывания в Антиохии в 378-379 гг. ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 56-58; Canellis. 2003. P. 33; Gryson. 2007. P. 526), или в К-поле в 381-382 гг. ( Gribomont. 1974. Col. 908), или после возвращения в Рим в 382-385 гг. (последняя датировка более соответствует церковно-политическому контексту, а также объясняет нек-рые языковые особенности трактата, содержащего параллели с луциферианским трактатом «Libellus precum» (Книга молитв), составленным Фавстином в 384 г.; см.: Gr ü tzmacher. 1901, 1969. Bd. 1. S. 58-59; Batiffol. 1920. P. 97; Duval. 1968. P. 153, 176; Canellis. 2003. P. 34; однако против этой датировки свидетельствует сам И. С., к-рый упоминает свой трактат против луцифериан среди сочинений, написанных им в 1-ю поездку на Восток (372-382); см.: Hieron. De vir. illustr. 135). Хотя считается, что трактат представляет собой стенограмму реального диспута между И. С. («православным») и неким «луциферианином Элладием» ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 57), это не противоречит тому, что И. С. впосл. придал имевшемуся у него фактическому материалу лит.

http://pravenc.ru/text/293730.html

T.I/2: От славенизацията на державата до падането на первото царство (852–1018). София, 1927 – см. также более новые работы: Vaillant A., Lascaris Μ. La date de la conversion des Bulgares//RES1. 1933. T.13. P. 5–15; Snegarov I. La fondation de I’Eglise orthodoxe bulgare//Εις μνμην Σπυρδωνος Λμπρου. θναι, 1935. Ρ. 278– 292; Петров Π.Χρ. За годината на налатане християнството в България//Изв. на Институт за история. 1964. Т. 14/15. С.569–590; Swoboda V. L’origine de 1’organisation de I’Eglise en Bulgarie et ses rapports avec le patriarcat de Constantinople (870–919)//ByzBulg. 1966. T.2. P. 67–81; Шъбев T. Проникване на християнството в България до 865 г.//Г ДАКО. 1966. Т. 15 (41). С. 1–35; Wasilewski Т. Data chrztu Bulgarii//Pamitnik Slowaski. 1968. R. 18. S. 115–129; Поптодоров P. Преломното значение на покръстването и на основането на българския народ през време на първата българска държава//ГДАКО. 1969/70. Т. 19(45). С.71–185 [ср. также: Vlasto А.Р. (прим. 62). Р. 154–179; Ангелов Д. и др. История на Болгария, II: Переа белгарска держава. София, 1981. С. 213–232, 251–261, 323–330 (дополнения В. Гюзелева, И. Божилова, Д. Мирчевой). – Прим. изд. (К.А.)]. О русско-болгарских отношениях этого времени см.: Михайлов Э. Руси и Българи презранното средновековие (602–964 г.)//ЕСУ. 1975. Т.66 (1972/73). С.79–143. 65 Это прежде всего работа панслависта В.И. Ламанского: Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник (критические заметки)//ЖМНП. 1903. Апрель. 4.346. С.345–385; Май. 4.347. С. 136–161; Июнь. 4.348. С.350–388; Декабрь. 4.350. С.370–406; 1904. Январь. 4.351. С. 137–173 [Ср.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Приложения. С.483–491. – Прим. изд. (К.А.)]. Из его критиков назовем: Полонская Н. (прим. 62). С.49–58; Пархоменко В. (прим. 61). С.51–67. О широком проникновении кирилло-мефодиевской литературы на Русь см.: Obolensky D. The Heritage of Cyril and Methodius in Russia//Idem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010