номочия и права, преподаватель семинарии обязан наблюдать за порядком и тишиной лишь в классе (§ 62 устава) и при всяком удобном случае внушать учащимся любовь к священнодействиям и уставам православной церкви, собственным примером располагая воспитанников к неленостному посещению богослужения (Цирк. ук. Св. Синода от 30 ноября 1883 г. 8). Этим и ограничивается воспитывающее влияние преподавателя семинарии по уставу. Почти всё дело воспитания поручено в ней инспекции и Правлению, в которое из преподавателей избираются лишь три члена. Все остальные преподаватели только в редких случаях по усмотрению ректора приглашаются на общие педагогические собрания и то лишь с правом совещательного голоса. Ненормальность этого порядка не раз была указываема в периодической печати. По мнению одного преподавателя семинарии, автора статьи о положении учителей духовных семинарий и училищ (Р. Школа 1900, янв.), такой порядок создает на практике следующие странности, дурно отражающиеся на воспитательном деле. Во-первых, в члены Правления не всегда выбираются старшие преподаватели. Во-вторых, членами Правления нередко назначаются или учителя, занимающиеся только в низших классах, или преподаватели только высших классов, первые мало знают учеников старших классов, вторые – учеников младших классов. В-третьих, при теперешнем порядке вполне возможны такие случаи: на общем педагогическом совете все преподаватели, не состоящие членами Правления, и, положим, три члена Правления пришли к какому-либо решению: остальные же четыре члена не согласны с ними. Так как, по уставу, все дела Правления решаются простым большинством голосов членов его, то четыре голоса, в числе которых могут оказаться и два голоса членов Правления от духовенства, решают дело, хотя бы с ними не были согласны три остальных члена Правления и все прочие преподаватели. Наконец и самое разделение преподавателей на лиц, имеющих право решать судьбу ученика, и на лиц, пользующихся каким-то совещательным голосом, который редко выслушивается и еще реже принимается к сведению, должно конечно колебать в глазах учеников авторитет большинства преподавателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обсуждая наиболее действительные меры к ослаблению старообрядческого раскола, всеподданнейший Отчет Обер-Прокурора Св. Синода за 1896 и 1897 г.г. (Церк. Вед. 1900, 3) говорит: К просвещению раскольнической массы на христианских началах духовной жизни самым существенным и самым действительным средством служит – церковно-приходская школа, последовательно и неотразимо действующая на детей и через детей на родителей. Опыт показывает, что всюду, где школа эта, избегая полемики, и прямых путей пропаганды, утверждается в нераздельной связи с церковью и с истым церковным богослужением, на исконных началах церковного учения, пения и чтения, раскольники приглядываясь к ней, не только не обегают ее, но охотно приводят в нее детей своих и мало-помалу с нею сродняются. Читая помещаемые в епархиальной печати миссионерские отчеты, приходишь к убеждению в глубокой справедливости этой мысли. Перед нами отчет Миссионерского Комитета Кишин. епархии за 1898 год (Кишин. Еп. Вед. 1899. —399— 24). Говоря о результатах в отчетном году, отчет констатирует присоединение 3 раскольников миссионером 4-го участка и 15 раскольников миссионером 6-го участка. Так как о последнем миссионере говорится в тоже время, что он открыл самостоятельный единоверческий приход с причтом, то по-видимому (из самого отчета неясно), обращенные им 15 раскольников присоединены собственно к единоверию. Если это так, то, не считая единоверцев 476 , результатом всей противораскольнической миссии за целый год было присоединение 3 раскольников. Этот результат при энергичной деятельности 8 участковых миссионеров, а с 1-го сентября при еще большем количестве их (35 местных священников-миссионеров и 2 епарх. миссионера с 4 помощниками 477 на 26276 раскольников Кишин. епархии конечно нельзя признать утешительным. Правда отчет кроме того говорит о произведенном миссионерами брожении среди раскольников, обнаружившемся у них в проявлении интереса к вопросам религии и в ослаблении фанатизма; но результат этот слишком неопределенный и малоуловимый, чтобы можно было им слишком утешать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—768— 1867 г. бить это издание» – так написано в каталоге рукой г. Ястребцева). – 2) Cérémonies religieuses de tous les peuples du monde... par Picart, Amsterdam, 1723–1743, en 8 volum. – Издание с прекрасным гравюрами (цена – 45 руб.) 106 . Посылая за доставленные мне книги деньги, я писал почтенному доктору Ястребцеву, от 10-го того же марта: «Очень рад я за себя, что имел случай приобресть для своей библиотеки столь интересные и отчасти редкие издания, но скорблю за вас, что ваши обстоятельства заставляют вас расставаться с такими драгоценными сокровищами науки, которые вы приобретали некогда с такой же, без сомнения, любовью, с какой и я теперь приобретаю. Но, видно, всему своё время под небесами, как учит мудрейший из царей: время, говорит он, искать и время погубляти, время хранити и время отреяти ( Еккл.3:6 ). Призывая вам Божие благословение, прошу принять уверение в моём глубоком к вам уважении». Когда я был Троицкой лавре, я рекомендовал ректору академии А. В. Горскому библиотеку Ястребцева, и он просил меня сообщить последнему, чтобы он выслал в академию каталог своей библиотеки. При свидании в Динабурге с Ястребцевым, я передал ему требование о. протоиерея Горского; но было ли исполнено это требование и приобретены ли для академической библиотеки от Ястребцева какие-либо книги, не знаю. В 9 часов вечера, наконец, возвратился я в свой престольный град Витебск. Не смотря на довольно позднее время, меня встретили на станции железной дороги управляющий губерней, вице-губернатор Н.П. Мезенцов и многие другие чиновники, а также почти всё духовенство и множество православных граждан. По возвращении моём в Витебск, первым делом моим было принести торжественное благодарение Господу Богу, увенчавшему благим успехом мою поездку в древ- (Продолжение следует)н6С . Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1900 год//Богословский вестник 1901. Т. 1. 1. С. 1–32 (4-я пагин.) —1— 10 и 14 января 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Ключевского , А. Введенского , А. Спасского и В. Мышцына , не присутствовавших по болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7) Миссионерское Общество методистской епископальной церкви севера – Methodist Episcopal Church (North) – было основано в 1819 оду; ныне содержит на свои средства 210 миссионеров, 48 миссионерок, 260 пасторов из туземцев – в Либерии, Китае, Корее, Японии, южной Индии, в Болгарии, Германии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Мексике и Уругвае. Его расходы: в 1884 году – на внутреннюю миссию 1,200,000 марок и на внешнюю – 1,724,500 марок; а всего – 2,924,500 марок, а в 1900 году на одну внешнюю миссию – 1,850,000 марок. Его орган: The Gospel in all Lands. 8) С предшествующими обществам в весьма тесной связи находится Методистское Епископальное женское Общество иностранных миссий, – Methodist Episcopal Women " " s foreign Mission Society, – оно содержит на свои средства 46 миссионерок, 220 женщин для распространения Библии, 6 госпиталей, 15 миссионерских школ и 156 обыкновенных, и 3 сиротских дома. В 1884 году оно израсходовало 431,730 марок. Его орган: Heathen Women " s Friend (Друг угнетенных женщин). 9) Миссионерское Общество Методистской Епископальной церкви юга – Methodist Episcopal Church (South) – было основано в 1846 году; ныне оно содержит 45 миссионеров в Китае, Японии, Корее и Северной Америке; расходы его на нужды миссии: в 1884 году – 134,082 марки; в 1900 году – до 800,000 тысяч. 10) Женское отделение предшествующего общества – Women’s Missionary Cociety – содержит 5 миссионерок, 5 распространительниц Библии и 10 школ; расход его в 1884 году – 100,438 марок. 11) Миссионерское Общество иностранных миссий пресвитерианской церкви в Соединенных Штатах Северной Америки – Board of foreign Mission of the Presbyterian Church in the U. St. of America – в 1837 году составилось из небольших миссионерских кружков; в настоящее время оно содержит на свои средства 228 миссионеров и 209 миссионерок в западной Африке, Индии, Сиаме, Китае, Японии, Корее, Сирии, Персии и Северной Америке. Расход его на нужды миссии: в 1884 году – 2,799,182 марки; в 1900 году – до 3,000,000 марок. Орган его: The foreign Missionary.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Всего 545 гуманитарных учреждений. Салютисты находят, что недостаточно предложить человеку утешения, обретаемые в христианской религии; необходимо предоставить ему возможность существования, способы зарабатывать себе хлеб. На этом и основан весь „Социальный план“ Армии Спасения. Каждый вечер, непрерывно, общественные учреждения армии доставляют временную поддержку более чем 10,000 человек, мужчин и женщин. За 3½–4 коп. даётся постель, на 22–23 коп. отдельная комнатка. Если у ночлежника нет и этой скромной суммы, то её можно заработать на утро после ночлега в одной из мастерской у тех же салютистов. Дешёвые кухни, учреждённые в местах скопления бедноты, доставляют кушанья ценой от 2 до 15 коп., причём припасы употребляются хорошего качества, и всё приготовляется очень чисто и вкусно. В 1900 году было изготовлено свыше двух с половиной миллионов обедов. Во время холодов и безработицы дешёвые кухни играют важную роль в жизни многих семей. В мастерских армии в 1900 г. работало по 25,000 человек в неделю. Мастерские эти существуют для оказания трудовой помощи всякого рода безработным и отличаются поэтому большим разнообразием. Есть мастерские столярные, слесарные, плотничьи, чемоданные, мебельные, матрасные, живописно-малярные, лакировальные, кузнечные, механические, жестяные, полудные, пекарни, печатни, разборки: тряпья, обойные и др. В Лондоне 400 человек собирают в течение года свыше 320,000 пудов старой бумаги и тряпья и разбирают всё это на 62 различные категории. На спичечной фабрике Армии, устроенной с такими приспособлениями, что работа на ней совершенно безопасна для здоровья рабочих, изготовляется 6,000,000 коробок спичек. Пекарни изготовили в 1900 году 4,000,000 фунтовых хлебов. Кухни изготовили и продали рабочим 6,600 пудов мяса, 15,000 пудов картофеля, 1,000,000 литеров супа, 8,400 пудов варенья, 16,800 фунтов чая. Всё это не может не остановить на себе внимания читателя. Не даром Гладстон на одном публичном собрании сказал, что он не знает во всей Англии общества, которое оказало бы более пользы в делах благотворения и поддержки освобождённых из тюрем, нежели Армия Спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1899 г.), об отпуске духовных лиц из одной епархии в другую (– 19 ноября 1899 г.); о вторичном вступлении в брак новокрещенного или новокрещенной из нехристианской веры с лицом православного вероисповедания, в случае несогласия нехристианской стороны продолжать брачную жизнь с новокрещенным (– 23 ноября 1899 г.); об отдаче чести воинским знаменам со стороны священников, диаконов и монахов (– 30 ноября 1899 г.); об изменении шапки у военных священников; о совершении парастоса всем блаженнопочившим митрополитам и епископам сербским ежегодно осенью во время заседаний Архиерейского Собора и о совершении парастоса епископам в епархиях по усмотрению местных архиереев; о конкурсе на все учебники науки христианской в основных, средних и специальных школах согласно программам министерства народного просвещения; о письменной присяге клириков при вступлении в священный сан 572 . Согласно определению Архиерейского Собора от 30 ноября 1899 г. издан весьма полезный „Зборник правила, уредаба и наредаба Apxujepejckor Сабора православне цркве у Кральевини Cpбuju (од 18391900 године) са законима: о црквеним властима источно православне цркве у Кральевини Cpбuju; о уредженьу свештеничког станьа: о фонду за издржаванье удовица и деце умрлих свештеника и дjakoha; о начину како mчje се поступити кад xomчje да се граде нове цркве, о установленьу цркв. фонда; о Бorocлobuju; о таксами и т.д. Приредили Тод. Петкович и Чедомиль Митрович. Београд. 1900. IXLIII, 1411, 8 “. Отметим узаконения, принятые народною скупщиной в январе 1900 г. и утвержденные королем: об обязанности священников своевременно и не позднее двухнедельного срока извещать управление пенсионного фонда чиновников —719— о венчании и смерти пансионеров и членов их семейств, под угрозой, в случае неисполнения этой обязанности, денежного штрафа в пользу фонда и кроме того ответственности за убытки фонда, – и о храме св. Саввы, который имеет быть построен в Белграде, на Врачаре, и который объявляется, как всенародное сооружение 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Было бы желательно, чтобы при настоящем составе присутствия консистории поскорее был назначен в полоцкую епархию преосвященный». —415— 1866 г. Кстати помещу здесь одно письмо, полученное мною от неизвестного, но близко знакомого с обстоятельствами Полоцкой епархии, лица из Петербурга, спустя полгода по моем водворении уже в Витебске (именно 13-го февр. 1867 г.). – Вот что изложено в этом письме: «При предместнике вашего преосвященства дела духовенства Полоцкой епархии, особенно если взять лет 5–8 назад, были удивительно плохи: нельзя вспоминать об этом грустном прошедшем без глубокой грусти. Это время деспотизма, деспотизма не только консистории и благочинных, но и ксендзов, панов польских, даже самой мелкотравчатой шляхты. Становой, капитан-исправник, ксендз-помещик, сановитый член консистории – словом все подставляли священнику на каждом шагу ногу, и бедный сельский священник, из чувства самосохранения и сохранения семейства, всем им низко кланялся. – Понятно, заветным желанием всех о.о. духовных было – перемена епископа. И хотя последняя польская смута подняла несколько духовенство в его правах и положении – дано ему больше свободы и самостоятельности, но тем не менее желание перемены епископа оставалось сильным по-прежнему, потому что в духовенстве явилось желание более коренных перемен, перемен благочинных и членов консистории, как людей не только не понимающих своих прав, но и злоупотребляющих этими правами. «Но – глас народа – глас Божий»: это закон вековый. – Вот и желанная перемена епископа!... Бесполезно было бы распространяться, с каким чувством было это принято духовенством; каких планов, предположений, ожиданий, надежд не построил этот добрый, долготерпеливый народ, – этот столп русской народности!.... Понятно первое ожидание, – это в следствие непредзанятого взгляда вашего на людей и вещи – переверстка благочинных и членов консистории. Чтоб осмыслить такое упорное желание со стороны духовенства перемен, я для обобщения, так сказать, характеристики благочинных, опишу личность более выдающуюся из этой группы – это именно протоиерея г. Полоцка Юркевича. – Было время, когда этот человек в своем благочинии (т.е. Полоцком) значил столько, сколько и епис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Металлова, которую мы считаем наиболее ценной, т.е. на главы, посвященные изучению древнерусских певческих рукописей. Заслуга автора, как исследователя древнерусского церковного пения, давно уже и по достоинству оценена критикой, и его сочинение удостоено почетных наград в виде премий гр. Уварова и митрополита Макария. Той же критикой были указаны и слабые внешние стороны работы: тяжелый, временами недостаточно ясный слог и множество опечаток. Эти недостатки остались неисправленными и в новом издании книги, вышедшем в 1912 г. В заключение могу сказать, что я не вижу препятствий к принятию книги о. Металлова в качестве магистерской диссертации». Справка: 1) Устава духовных академий § 172: «Степени магистра богословия удостаиваются кандидаты богословия, по напечатании признанного Советом достаточным для означенной степени сочинения и по надлежащей защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц на коллоквиуме, а числящиеся по второму разряду, сверх того, и по успешном выдержании указанных в § 171 испытаний». – 2) Указом Святейшего Синода от 8 июня 1899 года за 3246 разрешено было Совету Московской Духовной Академии, в виде изъятия из общего порядка, допустить священника Василия Металлова (состояв- шего студентом Московской Духовной Академии в 1882–1883 и 1883–1884 учебным годах и, затем, выбывшего из оной по прошению), для удостоения его степени кандидата богословия, к испытаниям по тем предметам настоящего академического курса, которых он не изучал в Академии, и к подаче установленного сочинения. – 3) По выдержании в течение сентябрьской трети 1900–1901 учебного года устных испытаний по семнадцати предметам академического курса и представлении кандидатского сочинения под заглавием: «Очерки истории православного церковного пения в России». Изд. 3-е, исправленное и допол­ненное. Москва, 1900 г., – священник Металлов по определению Совета Академии от 15 декабря 1900 года удостоен был степени кандидата богословия и утвержден в оной резолюцией Его Высокопреосвященства от 13 января 1901 года, с причислением (по терминологии ныне действующего академического устава) ко второму разряду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Band XLVIII,417-472. 4. Kruger. Geschichte der altchristlichen Literatur. 1 und 2 Auflage. 2 Ausgabe. Freiburg im Breisgan. 1898. Vorrede, XI. 5. Kruger. Geschichte... Vorrede, XL,1. 6. Там же. 7. Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg im Breisgan. 1902. I,28. 8. Там же, 27-28. 9. Die griechischen christlichen Schriftsteller der drei ersten Jahrhunderte, herausgegeben von Kirchenvater-Kommission der Konigl. Preussischen Akademie der Wissenschaften. Leipzig, 1897. 10. Corpus scriptorum eccles. Latinorum, editum consilio te impensis Academiae Litterarum Caesareae Vindobonensis. Vindob. 1866 sqq. 11. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausgegeben von Gebbardt und Harnack. Leipzig, 1882 ff. Neue Folge 1897 ff. 12. Texts and Studies: Contributions to Biblical and Patristic Literature, edited by J. Armitage Robinson. Cambridge. 1891 sqq. - Мы вовсе не очарованы западною богословскою наукою в ее результатах, далеки от сочувствия ее исходным точкам зрения и тенденциям; но напряженности интереса к занятиям первохристианством и патристикою, добросовестности и усердию, вносимым в научную сторону работ, сюда относящихся, у немецких и английских ученых (отчасти и французских) нельзя не позавидовать. О том, как много работают в этой области на Западе, может служить наглядным доказательством тот факт, что обзор исследований по древнехристианской письменности за двадцатилетие с 1880 по 1900 г., составленный Эргардтом, обнимает (в двух томах) около 900 страниц. (Ehrhardt. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung seit 1880 bis 1900. Freiburg i. B. 1884. 1900). Какой процент на эту массу составили бы наши ученые работы за тот же период? Многое ли писано у нас, например, по поводу " Учения 12 апостолов " , сравнительно с более чем двумястами западных книг и статей о нем? Не успели опубликовать вновь открытые " Оды Соломона " , как около них выросла уже целая литература; у нас же, если не ошибаемся, пока - ничего! 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/293/...

См. выше. Протоиерей Александр Иванович Суровцев (27.05.1862 - 25.03.1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), псаломщик Вологодской Покрово-Казанской церкви (03.09.1884 – 01.10.1885) окончил Казанскую духовную академию (1889). Рукоположен во время обучения в академии в диакона (08.11.1885) и в священника (22.03.1887). Священник Вологодской Ильинской церкви и учитель подготовительных классов Вологодского духовного училища (с 21.08.1889) учитель русского и церковно-славянского языка в том же училище (с 01.05.1892). Преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии (с 20.03.1896), преподаватель Священного Писания в той же семинарии (с 20.08.1907). С 14.02.1907 законоучитель Мариинской женской гимназии и с 02.03.1907 священник Покровско-Александровской церкви при женской гимназии. С 06.05.1911 протоиерей. С 1915 г. помощник смотрителя Вологодского духовного училища. См.: Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года//ВЕВ. 1900. 19. С. 229. Николаевская Озерская женская пустынь Грязовецкого уезда окончательно была закрыта в 1924 г. Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – русский религиозный писатель и публицист. Митрофан Павлович Инсарский окончил Пензенскую духовную семинарию (1900), Киевскую духовную академию (1904), оставлен на год профессорским стипендиатом при Киевской духовной академии. С 22.07.1905 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Доцент Киевской духовной академии с осени 1906 г. С 15.07.1907 преподаватель основного богословия Тифлисской семинарии. См. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 г. Киев, 1906. С. 14; Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1907-1908 г. Киев, 1908. С. 8. Александр Федорович Орлов (23.11.1888-?) родился в г. Инсар в семье учителя Инсарского приходского мужского училища. Окончил Пензенскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 07.10.1914 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии, с 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Пензенской семинарии. См. ЦВ. 1914. 42. С. 487; ЦВ. 1916. 14. С. 104.

http://bogoslov.ru/article/6177319

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010