(Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1900 год//Богословский вестник 1901. Т. 2. 7/8. С. 145–208 (5-я пагин.) —145— Академии к сведению и исполнению“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 апреля за 2680: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: дело об утверждении кандидата богословия одной из духовных академий в степени магистра богословия. Приказали: В виду того, что по пар. 88 академического устава утверждение в богословских степенях магистра и доктора принадлежит Святейшему Синоду, предписать Советам духовных академий при возбуждении ходатайств через местных епархиальных Преосвященных об утверждении в учёных степенях магистра и доктора лиц представлять в Святейший Синод десять экземпляров сочинений на учёную степень, для снабжения оными Синодальных Членов и присутствующих в Святейшем Синоде Преосвященных; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству и Преосвященным Митрополитам Киевскому и С.-Петербургскому и Архиепископу Казанскому указы“. Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению. 2) На будущее время требовать от ищущих степени магистра богословия и доктора не 50-ти, как полагается § 32 „Положения об испытаниях на учёные степени“, а 60-ти экземпляров напечатанной диссертации. II. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 20 марта 1900 года: „1900 г. Апр. 22. По статьям XIV и XVI. Разрешается помощнику инспектора Харьковской духовной семинарии Чистосердову переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра, студенту Челаку сдать устное испытание после летних каникул. Прочее читано и утверждается“. – б) 19 апреля 1900 года: „1900 г. Апреля 27. По ст. I. На время отсутствия Ректора Академии разрешается поручить исправление его должности Инспектору Архимандриту Евдокиму, а исправление должности последнего профессору Петру Цветкову. Прочее утверждается“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11) Нейкирхенское Миссионерское Общество (Neukircher Missionsanstalt) основано Л. Доллем в 1881 году на Яве и в английской восточной Африке; содержит 18 – миссионеров; в 1882 году учредило миссионерский дом. Расход его в 1900 году – 70,829 марок. Его орган: Missions-und Heidenbote. 12) Всеобщий Евангелическо-протестантский Миссионерский Союз (Allgemeinerevangelisch-protestantischer Missionsverein), основанный в 1853 году во Франкфурте кружком протестантов, под покровительством великого герцога Веймарскаго, поставил своей задачею – заботиться о распространении христианской культуры среди цивилизованных языческих народов (китайцы и японцы) и о возбуждении в соотечественниках сочувствия к ним. Первый миссионер был отправлен этим Союзом в Японию в 1885 году. В настоящее время Союз содержит на свои средства в Японии и Китае 8 миссионеров. Его расход в 1900 году – 81,380 марок. Его орган: Missionsblatt des allgemeinen evangeliseh-protestantischen Missionsvereins. 13) Евангелическое Миссионерское Общество для немецкой восточной Африки в Берлине, третье общество, основано в 1886 году; ныне имеет 19 миссионеров в немецкой восточной Африке. В 1900 году оно израсходовало на нужды миссии 136,536 марок. 14) Лютеранское Миссионерское Общество в Нейдеттельсау основано в 1886 году при институте того же наименования, существующем с 1843 года и имеющем своей задачею приготовлять миссионеров для Америки и Австралии. В настоящее время общество содержит 14 миссионеров в Новой Гвинее и Австралии; его расход в 1900 г. – 36,345 марок. 15) Пилигримская миссия (Pilgermission) основана в 1848 г. Шпиттлером для распространения христианства среди иудеев и котов в Египте и Палестине; ныне она имеет двух миссионеров в Шоа; расход ее не велик: в 1884 году – 2,032 марки. Основанный ею некогда сирийский сиротский дом в Иерусалиме теперь стал самостоятельным учреждением и даже сам содержит особую миссию, расходует на нее до 38,000 марок. 16) Иерусалимская миссия основана в 1852 году и находится под покровительством прусского королевского дома. Она содержит 2 миссионерских стана, 1 миссионера, 6 миссионерских помощников и 3 школы. Ее расход в 1884 году – 26,340 марок.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Окончил Устюжское духовное училище (1892), Вологодскую ДС (1898); решением Правления семинарии был послан в МДА, 04,03.1901 г, покушался на самоубийство, непосредственным поводом чему послужило «влечение к девушке, не вызвавшее взаимности» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1761. Л. 6 об. Из личного дела студента МДА), По заключению врача МДА С. Н. Успенского , студент Колмаков «представляет собой психостеника, приближающегося к типу дегенерата с наследственным влечением к самоубийству» (старший брат Колмакова покончил жизнь самоубийством), «но, принимая во внимание молодые годы Колмакова и не резкие признаки вырождения, нельзя терять надежды, что, поставленный в благоприятные жизненные условия, он может настолько психически укрепиться, что роковой конец отойдет на продолжительное время» (Там же. Л. 7 об.). Для скорейшего отправления студента домой, в семейную обстановку, экзамены за III курс ему были устроены досрочно. Дело о предании Колмакова церковному покаянию за покушение на самоубийство было предоставлено Московской духовной консисторией «на распоряжение самого ректора Академии преосвященного Арсения» (Там же. Л. 8). 1076 По резолюции митрополита Владимира ректор МДА епископ Арсений был отпущен в отпуск на Валаам с 12 июля по 11 августа 1901 г (см.: Там же. Д. 11. Л. 3). 1077 Речь идет о Михаиле Соловьеве и Всеволоде Соболеве (см.: Протокол заседания Совета МДА 3 сентября 1901 г/Журналы... МДА за 1901 г. 1902. С. 254). 1078 См.: Соколов П.П. О вере/Годичный акт в Московской Духовной академии 1 октября 1901 года. Сергиев Посад, 1902. С. 1–25. 1079 Малевич Анатолий Игнатьевич (1872-?), выпускник МДА (1903), кандидат богословия. Окончил Волынскую ДС (1892); работал учителем церковно-приходской школы с. Речицы Ковальского уезда (1892–1894), надзирателем в Кременецком духовном училище (1894–1898), затем в Житомирском духовном училище (1898). Поступил в МДА (1899). Активный участник и один из двух секретарей философско-психологического кружка МДА (1899–1901), в 1899/1900 учебном году сделал на заседании кружка доклад «Проблема прогресса и счастья», в 1900/01 учебном году сделал два доклада: «Владимир Соловьев как публицист» и «Демографическая проблема» (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

7 Кружок принят для обозначения лица мужского пола, квадратик – для обозначения лица женского пола; линия, соединяющая в горизонтальном направлении кружок с квадратиком, означает брак между данными лицами; линия, соединяющая в вертикальном направлении кружок с кружком или квадратиком, означает рождение одного лица от другого. 8 См. раздел « Рисунки, показывающие степени родства » на которых определяются степени кровного родства по прямой и боковым линиям, взятую полностию из: [СЗ РИ.] 1900. Т. X. Ч. 1. Прилож. к ст. 211. – Авт. Имеется в виду Свод законов Российской Империи (здесь и далее: СЗ РИ), официальный кодифицированный свод действующего российского законодательства в 15-ти (с 1892 г. – в 16-ти) томах. В ч. 1 т. X содержалось гражданское и семейное законодательство. СЗ РИ впервые был издан в 1832 г. (переизд.: 1842 и 1857 гг.) и введен в действие с 1835 г.; в данной работе автор пользуется неофициальным переизданием 1900 г. – А. Б. 11 [СЗ РИ.] 1900. Т. X. Ч. 1. Ст. 209. – Авт. В настоящее время родство доказывается официальными актами записи гражданского состояния и другими сведениями, которые могут быть не отражены в актах. – Прот. В. Ц. Процедура установления материнства и отцовства, которая является ключевой для решения вопросов о родстве, урегулирована ст. 48–52 Семейного кодекса (см.: Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. 223-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.)//Собрание законодательства РФ. 1996. 1. Ст. 16; 1997. 46. Ст. 5243; 1998. 26. Ст. 3014; 2000. 2. Ст. 153; 2004. 35. Ст. 3607; 2005. 1 (ч. 1). Ст. 11; 2006. 23. Ст. 2378). Разъяснения о порядке судебного установления отцовства см.: п. 1–10, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»//Российская газета. 1996. 5 ноября. – А. Б. 12 [СЗ РИ.] 1900. Т. X. Ч. 1. Ст. 4. – Авт. Следует учитывать, что в настоящее время светское законодательство, с одной стороны, запрещает заключение браков в кровном родстве по прямой линии только во второй степени, а с другой – допускает снижение брачного возраста до 16, а при определенных условиях и до 14 лет, не устанавливая при этом максимального брачного возраста (ст. 13, 14 Семейного кодекса). Поэтому теоретически возможна государственная регистрация брака, например, даже между прадедом и правнучкой. Однако венчание подобных браков является недопустимым, т. к. упомянутый указ Святейшего Синода сохраняет свою силу. – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prepja...

8 Ehrhard Alb., Prof., Die altchrisliche Litteratur und ihre Erforschung von 1884–1900. Erste Abtheilung: Die vornicänische Litteratur. Freiburg im Breisgau, 1900, S. 31–32. Предприняв обозрение изданий древне-христианской письменности только первых трёх веков и относящихся сюда исследований, появившихся с 1884 до 1900-й годы, в предисловии к своему труду (написанном 1 Августа 1900 года), Ehrhard Alb. говорит, что для этого он должен был прочитать около 2700 больших и малых сочинений, трактатов и статей (S.VII-VIII), и однако в другом месте он заявляет, что при том раздроблении материала, которое обусловливается громадным в настоящее время количеством Zeitschriften, Berichten von Academien и тому подобное, одному лицу почти невозможно обозреть всю вновь появляющуюся литературу (S. 31; сравн. Bardenhewer О., Prof. Geschichte der altkurchluchen Litteratur. 1 Bd. Freiburg im Breisgau 1902, S. VII-VIII), среди которой оказалось много скороспелых и малоценных трудов, преждевременно увидевших свет, почему Gust. Kruger и вынужден был обратиться к любителям истории древне-христианской письменности с просьбой не печатать тотчас всего, что написано, и писать возможно короче (Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie Bd. 39 S. 169–174). 9 Полный перечень произведений святого Иринея дан у Ad. Harnacka. в Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. В. I. 1, Leipzig 1893, S. 263–264. Сравн. Th. Zahn в Realencyklopedie für protestantische Theologie und Kirche, 3 Aufl., В. IX, S. 401–406; Bardenhewer O., Geschichte der altkirchlichen Litteratur in den ersten drei Jahrhunderten, Freiburg im Breisgau 1898, S. 91–94. 10 Сравн.: Проф. А.Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Том I. Сергиев Посад 1906, с. 18,31. 11 Сам Ириней высказывает опасение искажений только от неправильной переписки и заклинает переписчика пересмотреть список и тщательно исправить его по подлиннику (у Евсевия, Hist. eccl. 5:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

5 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова//Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. C. XIX (То же: Самарин Ю.Ф. Соч. М., 1887. Т. 6. С. 350). 6 Зуммер В., прот. Экклезиология Римской Церкви по определениям 1-го и 2-го Ватиканских Соборов. Московская духовная академия: Сектор заочного обучения, 1968. Машинопись. 8 Казем-Бек А. После третьей сессии II Ватиканского Собора//Журнал Московской Патриархии. 1965. 1. С. 68,71. 10 McBrearty W. J. Khomiakov, A.S.//New Catholic Encyclopedia. N.Y. etc., (1967). Vol. 8. P. 174. 11 Schultze B. Chomjakow//Lexikon fur Theologie und Kirche/Hrsg. von J. Hofer, K. Rahner. Freiburg, 1958. Bd. 2. S. 1076. 12 Muller E. Russischer Intellekt in europaischer Krise – I.V. Kireevskij. Koln; Graz, 1966. Автор считает, что социологический идеал Киреевского – это «государство истинно христианского общества». См.: Цимбаев Н. И. [Рец.]//Вопросы истории. 194.Gleason A. European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of slavophilism. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1972. Ko y re A. La jeunesse d’Ivan Kireevski//Коуге A. Etudes sur l’histoire de la pensee philosophique en Russie. P., 1950. 18 Анна Каренина. Ч. VIII. Гл. 9. Кажется, в воспоминаниях об отце Сергей Львович Толстой пишет, что тот пытался принять веру «по Хомякову» («Очерки былого»). 19 Замечания были опубликованы через 25 лет после его смерти в «Богословском вестнике» за ноябрь 1900 года (с. 516–543). 22 См.: Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях//Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 235–236. 23 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 123. 24 См.: Там же. С. 93 (соборность), 33 (Filioque). О рационализме см.: Лосский В. Н. Искупление и обожение, а также в других статьях. 36 Соловьев В. С. История и будущность теократии//Собр. соч. СПб., (1902). Т. 4. С. 220–221, 223. Возражения Соловьева на доводы Хомякова против Рима достаточно опровергнуты в работе Д. Ф. Самарина (брата славянофила) «Поборник вселенской правды» (СПб., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

С 19-го мая 1900 г. в самоковском богословском училище происходили выпускные экзамены в присутствии представителя от Св. Синода высокопреосвященного Максима, бывшего скопийского митрополита и управляющего ловченской епархией. На испытания зрелости явились 73 воспитанника, из них 70 выдержали с успехом устные и письменные экзамены. Всего в 1899–1900 учебном году в самоковском богословском училище было 215 учеников: в I классе 40, во II – 60, в III – 39 и в IV – 76. Ученики первых трёх классов все, за исключением одного, перешли в соответствующие высшие классы. 198 19 июня состоялся годичный акт в зале семинарии. На акте роз- —318— даны аттестаты ученикам, окончившим полный семинарский курс и годичные свидетельства прочим воспитанникам. Вместе с аттестатами высокопреосвященный Максим раздал окончившим воспитанникам от имени Св. Синода награды книгами. – На приёмные экзамены, начавшиеся 25 августа 1900 г., явилось свыше 120 человек. Конкурсный элемент был письменный и устный: письменный по болгарскому языку, священной истории, арифметике и чистописанию, устный – из катехизиса. Поступающие должны иметь не свыше 18 лет. Выдержали экзамены в 1 класс 80, из них 30 с наилучшими успехами приняты стипендиатами: 1 из виддинской епархии, по 4 из вратчанской, ловченской и старозагорской, по 3 из самоковской и софийской, по 2 из пловдивской, доростольско-червенской и сливенской и 5 из терновской. Кроме того, на остальных трёх курсах пользовались стипендиями 12 воспитанников из терновской епархии, 11 из софийской, 18 из пловдивской, 6 из виддинской, 8 из вратчанской, 10 из старозагорской, 8 из сливенской, 11 из ловченской, 5 из доростольско-червенской, 6 из варенской и 9 из самоковской. Стипендиаты дают обязательство, что поступят в духовное звание по достижении определённого законом возраста, иначе обязаны возвратить истраченную на них сумму (по 480 левов за каждый год). Все воспитанники носят однообразную священническую одежду. 199 К сожалению, однако, едва только 10% из окончивших курс богословского училища или семинарии принимают священный сан. Отчего зависит это прискорбное явление? на это вопрос отвечают различно. Одни указывают, как на причину, на необязательность священнического положения, другие на презрительное отношение общества к священникам, третьи – на трудность священнического служения, четвёртые – на незнание кандидатами священства церковного устава и пения, пятые – на нежелание семинаристов надеть священническую рясу. 200 Каковы бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 Доселе нет жизнеописания митрополита Илариона. Отдельные черты из его жизни указаны кратко в «Църк. Вестнике», 8 и 11 (в 8-м и портрет Илариона). В 9–10 помещена блестящая речь известного болгарского поэта и писателя П. Р. Славекова, произнесённая им в 1875 г. при погребении митр. Илариона. 37 Църк. Вестн. 8–11 и 17 (в 11 помещена речь экзарха). Вести 60–62. – 9 октября 1900 года скончался в Пловдиве другой видный деятель болгарского возрождения, писатель и поэт Найден Геров (род. 1823 г.). О жизни и заслугах его – Църк. Вестник 29. Съветник 36, и Моск. Ведом. 300. 44 К чести болгарской духовной печати должно сказать, что она в 1900 г. все усилия употребила на борьбу с врагами религии и на выяснение вопроса о необходимости религиозно-нравственного воспитания и о лучшей постановке преподавания Закона Божия в училищах. См. Църк. Вестник 4, 5, 6, 8, 14–16, 18, 19, 22–26, 29, 31. Съветник, 1, 8, 10, 16, 13–19, 21, 25, 26, 28, 30–32, 34. Вести, 34, 45, 71, 95, 97. 45 По принятому у нас счёту, это собственно уже третий этаж, так как на западе нижний этаж (rez-de-chaussée) в общий счёт обыкновенно не принимается. 47 Так называемые станцы Рафаэля представляют собой четыре залы, причём каждая носит своё название, а именно: Stanza dell’incendio di Borgo S. Spirito, stanza della signature, stanza di Eliodoro и stanza di Constantino. 48 Что военные нравы славян были не лучше германских, это можно видеть из следующих слов г. Милюкова: «через весь… период, от VI века до XII, тянется бесконечный ряд известий о жестокостях и варварстве славян. Они жгут, грабят и убивают, он не жалеют ни женщин, ни детей, ни стариков, они предают пленных мучительной смерти, вбивают врагам в голову железные гвозди, вырезают у них из спины ремни, сажают на заострённые колья, словом совершают всевозможные зверства». – Приведённая выше выдержка из былины об Илье Муромце очень мало может говорить о миролюбии славян, как врождённой, национальной черте характера: даже для не специалиста ясно что, она обязана своим происхождением христианскому влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда будут побеждены личные слабости, тогда легко преодолеются опасные затруднения, которые терзают отечество» 24 . —98— В первом номере «Църк. Вестника» находим известия о двух важных мероприятиях болгарского Св. Синода на пользу духовного просвещения болгарского народа. Первое касается перевода Св. Писания на болгарский язык, второе – основание в г. Софии церковно-археологического общества. В одном из своих заседаний, начавшихся 4 февраля 1900 г. и продолжавшихся до пасхи, Св. Синод, желая удовлетворить давно чувствовавшуюся духовную потребность своих пасомых, решил приступить к переводу Св. Писания на болгарский язык. Имея в виду состояние просвещения в Болгарии, когда ещё нельзя думать о переводе Св. Писания с еврейского и греческого языков, Св. Синод решил перевести священные книги с русского языка. Для перевода избрана особенная комиссия из 8 членов: иеродиакона Бориса, учителя самоковского духовного училища, П. Генчева, бывшего главного секретаря в министерстве народного просвещения, В. Золотарского и Л. Милетича, профессоров высшего в Софии училища. Ст. Костов, секретаря Св. Синода, Д. Мишева, главного секретаря экзархии в Константинополе, А. Начова «капукехая» при экзархии и Н. Начова, учителя софийской мужской гимназии. Эта комиссия должна представить свою работу оконченной к 1 мая 1902 года. Перевод этот будет затем пересмотрен особой комиссией, которая будет составлена Св. Синодом из учителей-богословов самоковского духовного училища и из других лиц, под председательством одного из высокопреосвященных архиереев, и тогда уже Св. Синод выскажет своё мнение о самом переводе и его напечатании. Комиссия из 8 членов в первом же заседании разделила материал на части и по жребию определила, кто какую часть должен перевести. При этом члены комиссии рассуждали и пришли к соглашению относительно правописания и некоторых других существенных пунктов предстоящей важной работы. В мае 1900 г. некоторые из членов комиссии представили Св. Синоду —99— первые пробные свои переводы некоторых глав или отделов книг, которые им достались для перевода. Эти пробные переводы и все последующие, согласно решению комиссии, будут литографироваться и рассылаться ко всем членам. Каждый член будет просматривать перевод и в случае надобности исправлять. Таким способом всякая переведённая часть будет своевременно просмотрена и поправлена отдельно каждым из членов комиссии. В общем заседании будет прочитываться всякий переведённый отрывок и каждый из членов должен своевременно обратить внимание на те страницы перевода, на которые сделаны им заметки на литографированном листе. Комиссия решила литографировать переводы по мере их изготовления по трём соображениям: 1) чтобы вообще придать однообразие переводу, 2) чтобы сберечь время, 3) для контролирования перевода и главное, чтобы сделать возможным общее совместное редактирование 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Необходимо.., – потому что он всюду проникает и дает себя чувствовать, – вызывает дерзко на борьбу... И вот для ознакомления с ним указанная выше, хотя-бы и русская лишь, литература может сослужить большую службу вопрошающим меня сельским батюшкам, да и не им только одним, конечно... 1 Кроме того, еще могут быть названы сочинения: 1) Бибикова П.: «Современные утописты. Изложение и критический разбор теории Фурье» (Спб. 1865 г.); 2) Фармаковского В.: «Коммунизм и христианская любовь» (Дух Христианина», 1865 г., 1), 3) Свящ. II. А. Матвеевского: «Историко-критический разбор новейшего западно-европейского социализма» (1867 г., янв. «Странник»); 4) А. С. Родосского: «Коммунизм и христианская любовь» (ibid., 1870 г., т. II); 5) А. Н. Надеждина: «Христианство и социализм» (ibid., т. I); 6) N-a: «Неверие и социализм» («Христ. Чтен.»: 1875 г., т. I); 7) о. А. Хойнацкого: «Коммунизм, его история, воззрения и задачи» (ibid,. 1879 г., т. I); 8) Проф. Иер. Татарского: «Космополитизм, как одно из начал современности» (Прибавл. к творен. свв. отц., изд. при Моск. Д. Акад.»; 1883 г., т XXXII); 9) архиеп. Никанора Бровковича : «О праве собственности» («Правосл. Обозр.» 1884 г. 11); 10) Н. Р-ва: «Христианский взгляд на государство, власть государственную и ее новейших противников» («Душеп. Чтен.» 1884 г. 11); П-а: «Современные нравственно-социальные вопросы с христианской точки зрения» («Тр. Киев. Д. Акад.» 1885 г. 8); 12) А. Тихомирова: «Демократия материальная и социальная» (Москва, 1896 г.)... Не смотря на то, что эти труды (особенно ранее названные из них) уже довольно стары, – и в них встречается немало ценного даже и для настоящего времени. 13) Еп. (ныне архиеп.) Платона: «Христианство и социализм» (Тр. К. Д. Акад.»: 1900 г., 11); 14) Д. А. Н.: «Нищета и богатство по учению Спасителя» («Вера и Церк.» 1900 г. 7); 15) проф. Б. Чичерина «Социализм» (из его сочинен. «Собственность и государство»; ср. его «Истор. политических учений», 1860, 1872, 1874 г.г. Москва; «Философ. права», 1900 г, М.); 16) свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010