Достопочтенный собрат о. Арсений! В нужде вашей посылаю вам единовременную помощь триста рублей. Затем обращайтесь к другим благотворителям. Требующих от меня – тысячи, многие тысячи, и людей, и учреждений. Только из уважения к тебе посылаю. Кланяюсь вам 701 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 1 марта 1899г. Священнику Александру Якубову. 21 марта 1899. Петербург Дорогой собрат Александр Иванович ! Имею возможность еще прислать вам на общеполезное русское дело четыреста рублей 702 . Примите с обычною Вам благодарностию к Богу, Всеблагому Споспешнику нашему во всех добрых начинаниях. Да порадуются с Вами все сочувствующие Вам в Вашем святом деле 703 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 21 Марта 1899. Игумении Таисии (Солоповой). 29 марта 1899. Кронштадт Дорогая и возлюбленная Матушка Таисия! Телеграмму твою дорогую я получил, с глубокою благодарностию за твое сочувствие ко мне. Очень обрадовался я, получив от тебя известие, что тебе стало легче после тяжкой болезни твоей. Да хранит Господь с Владычицею Пречистою, Всеблагою Матернею Своею, жизнь твою многополезную на многие, многие годы. В воскресенье 28-го Марта я имел честь сослужить Владыке Митрополиту Антонию в Гаванской церкви в честь Милующей Божией Матери при освящении придела в честь Феодосия Черниговского и Сергия Радонежского чудотворцев 704 . Пред освящением Владимир Карлович Саблер сообщил мне известие о ходатайстве Св. Синода пред Государем Императором о награждении меня митрою 705 . Вот как Господь поощряет меня недостойного в служении Богу и людям! Благодарю Господа Милостивого, возглаголавшего о мне благо в сердцах членов Синода. Знаю, что и твоя доброжелательная ко всем душа посочувствует мне в этой милости Божией. Молю Бога и Богоматерь, да хранят Они тебя и сестер твоей обители от всякаго злаго обстояния 706 , от всякой скорби, нужды и печали 707 . Твой слуга и смиренный молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 29 Марта 1899 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 30 марта 1899. Кронштадт Достопочтенная Матушка Игумении Алексия!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

153–198 и декабрь, стр. 358–378. Упоминая княги Т.В. Барсова, нужно было упомянуть и рецензии на нее профессоров П.В.Знаменского, в «Христ.Чтении” за 1900 г, стр. 142– 156; вып. стр. 305–318 и М.И.Горчакова, в отчете о XL присуждении наград гр.Уварова, С.-Пб. 1899г., потому что они очень существенно дополняют и исправляют Барсова. Не упомянута также весьма содержательная рецензия М.И.Горчакова и на книгу С.Г. Рункевича в «Отчете о присуждении наград гр. Уварова» С.-Пб. 1902, и др. на него рецензии Н. К.Никольского , А.В.Карташова и преосвящ. Сергия, архиепископа Финляндского в «Журналах Совета Петроградской Духовной Академии” за 1901–1902 гг., см. «Христианское Чтение» за 1902 г. вып. 7–10. Не упомянуты еще Е.Н. Темниковского, Положение Императора Всероссийского в русской православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Ярославль 1909, отд. отт. из Юрид. Зап., издаваемых Демид. Юрид. Лицеем, тогда как работа эта имеет первостепенное значение при изучении Духовного Регламента. Пропущены статья свящ.Стефановича, Феофан Прокопович , как канонист. М. 1906 и в журнале «Вера и Церковь » за 1906 г.; статья Вл. Алпева, о Духовном Регламенте Петра Великого в Московских университетских известиях за 1871г. стр. 463– 639; статья Анонима (И.К.Зинченко), О нашем высшем церковном управлении в Русском Вестнике 1891, апрель, и ответы на нее Анонима в том же журнале за ноябрь, и в Журн. Мин. Нар. Просв. за 1892 и 7 В.В.Белогостицкого и др. Словом, перечень сочинений о Духовном Регламенте и Духовной Коллегии требует серьезных исправлений и добавлений. В перечне бывших ранее печатных изданиях Духовного Регламента также пропущены: 1) издание 25-го июня 1779 г. в С.-Петербурге при сенате; 2) Московское издание «гражданским первым тиснением” 1804 г.; 3) 1830 г. в Первом полном собрании законов; 4) 1869 и 1879г. в 1-м и 2-м издании тома «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания» и 5) 1874 г, русское издание, приложенное к французскому переводу Tondini.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В Нижегородском Печерском монастыре два синодика: подстенный и литейный, – Чтения Общества Истории и Древностей 1898г. книга I, Вкладные книги, стр. 3, 6 fin., 8, 9, 10, 12, 13 fin., 20, 23, 24, 25, 26, 41, 42 fin., 43. Кормовой синодик- ibid. стр. 37. В XVII в. в Ферапонтовом монастыре за запись в подстенный синодик одного имени бралось три алтына две деньги, в литейный – полтина, см. в Страннике 1898г. Ноябрь, в статье „Ферапонтов монастырь” стр. 476. В Угличских актах, напечатанных в 1 книге Чтений Общества Истории и Древностей за 1899г., упоминаются: вечный сенаник с селники и тетради, стр. 76 fin.; вседневные литейные списки (и поминати на литеях и на понахидах и за просвиромисанием и на божественных литоргиях и во октеньях заупокойных), стр. 78; вечные сенаники и литейные книги с селники, стр. 81 (82, 84); лития и подстенной сенаник, стр. 87; сенаник литейной и постенной, стр. 89. В Кормовой книге Троицкого монастыря, изданной архимандритом Леонидом в прибавлениях к А. В. Горскому: „в сенаники и в сельники вечного ради поминовения”, – стр. 46 и 48, „в вечный сенаник с сельным”, – стр. 47. „В сенаник и в сельник повседневный..., во вседневный список и в вечный сенаник”, – Описание Московского Богоявленского монастыря, составленное епископом Никодимом (Белокуровым) в Чтениях Общества Истории и Древностей 1876г. книга 4, стр. 25 и 26. Сельник – от село, т. е. тетрадь поминовенная, в которую записаны давшие сёла? Синодики в монастырях Западной Руси иначе назывались суботниками. „Суботник или поминник” Супрасльского монастыря в Виленской Публичной библиотеке, по Описанию Добрянского стр. 179. Поминать: за здравие и за упокой ежедневно „мольбой и просфурою”, в субботы „мольбой и кутиею и просфурою”, в „понафиде” трижды год до года, – стр. 180 fin.. Ср. в Словаре Даля под слово Субота: суботник, синодик, поминальная книга, читаемая в монастырях по суботам”. В Волоколамском монастыре: повседневной список и сенаник, – Акты Юридические 1838г., стр. 151; повседневный список и вечный сенаник, – Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 38, стр. 396–397 (стр. 397, лист 41 оборот о чтении синодика на литии не совсем ясно), Акты Юридические 1838г., стр. 147 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Новый проект храма на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер (впоследствии директор института гражданских инженеров) Василий Антонович Косяков и инженер Б. К. Правдзик, которые приняли за образец церковь, возводившуюся в Борках. Однако в это время, 29 апреля 1891, Цесаревич Николай Александрович (будущий святой страстотерпец Император Николай II) счастливо спасся при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу, и храм посему был заложен в первую годовщину памяти об этом событии. Закладка храма состоялась по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского). Перед началом чина закладки управляющий министерством Финансов — оно принимало живейшее и активное участие в финансировании и строительстве церкви Богоявления — Ф.Г.Тернер огласил телеграмму, присланную наследником цесаревичем: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию, радуюсь, что в годовщину избавления моего, благостию Господнею, от опасности, совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела. Николай». Постройка (подрядчик Р.С. Грабов) была вчерне закончена к весне 1893г. Но окончательное строительство храма затянулось, все работы обошлись в 300 тысяч рублей. И только через семь лет, 31 января 1899г., В.А.Косяков устроил осмотр готового храма для членов строительной комиссии, инженеров и студентов. 29 апреля (12 мая н. с.) 1899 года митрополит Антоний (Вадковский) освятил главный придел во имя Богоявления. К началу освящения в церкви собрались: настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский), благочинный протоиерей Казанского собора Николай Головин, архимандриты Владимир, Гедеон и Феогност, настоятель Гутуевской церкви о.Евтихий Баланович и второй священник храма о.Павел Лебединский, а также два хора певчих: Александро-Невской Лавры под управлением И.Я. Тернова и хор диаконов Исаакиевского собора во главе с придворным протодиаконом Громовым.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

К 8-30 утра Чудотворный образ Государя и чтимая икона Святителя Николая Чудотворца, подаренная уссурийцам Императором Николаем Вторым, прибыли в 83-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду, где торжественный митинг предварил краткий напутственный молебен перед началом летнего периода обучения воинскому делу. По окончании торжественной части бойцам бригады было предложено приложиться к чудотворной иконе. Практически весь личный состав подразделения – а это 3000 солдат и офицеров, – подошел к Помазаннику Божию, прося благословения на защиту Родины, обращаясь к святому со своими личными просьбами. Затем икона Государя посетила места заключения: СИЗО и ИК 41. Мы заходили во многие камеры. Многие заключенные тепло приветствовали чудотворный образ Русского Царя. Визит Иконы туда, где люди содержатся в заключении, отнюдь не случаен, ведь Царская Семья перед своей трагической гибелью провела в заключении 1,5 года, поэтому Святой Царь Николай Второй и Его Августейшая Семья являются покровителями заключенных. После мест лишения свободы Икона была доставлена в храм в честь преподобного Серафима Саровского, придел которого посвящен Святым Царственным Страстотерпцам. На следующий день 2 июня программа Царских посещений была еще более насыщенной. Во Владивостоке в 12.00 состоялось возложение цветов к барельефу Цесаревича у дома Губернатора, где Государь Наследник остановился на ночлег с 20 мая/2 июня на 21 мая/3 июня. В 10-00 Икона с почетным эскортом казаков станицы Уссурийской Уссурийского казачьего войска была доставлена в Школу педагогики ДВФУ, где состоялась встреча со студентами, педагогами, а также всеми желавшими принять участие в беседе, посвященной памяти посещения Николаем Александровичем Владивостока и Никольск-Уссурийска. Для ДВФУ личность государя является ключевой: именно он подписал указ об основании во Владивостоке Восточного Института (1899г.) из стен которого вышел ДВГУ (Дальневосточный Государственный Университет 1920г.), преемником последнего стал уже ДВФУ (2009г).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

478 О харак. полем. с раск., целях ее и общ. мер. в борьбе с раск. см. в наш. Руков. по облич. рус. раск.-старообр., изд. 8-е, стр. 23–24. 479 Миссион. Обозр. 1906г. стр. 109, 115–117. «Если вы укажете нищему, – говорит о. С.Потехин, опытный миссионер, – на его лохмотья с целью сравнить его нищету со своим достатком и богатством, ему лишь горче будет его нищета и ненавистнее ваше богатство. А слушатели, такие же бедные и нищие, вегда станут сожалеть больше о его нищете, чем радоваться о вашем богатстве» (там же, стр. 116). 492 Ольшев. Облич. штунд., стр. 45; Варжанский. Доброе исповедание, изд.2, Москва, 1912г., стр. 57–58. 494 Ольшев. Облич. штунд., стр. 49–50; еп. Алексий. Опыт правосл. противоштунд. катих., изд.2. Казань, 1910г., стр. 39. 495 Ольшев. Облич. штунд., стр. 51–2; Оболен. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 62; Кунцев. и Владык. Пособ. при бес. с сек.-рац., стр. 109–110. 502 Пользовлись преданием и другие апостолы. Так, на основании предания ап. Павел говорит о явлених воскресшего Иисуса Христа «более, нежели пятистам братий в одно время», Иакову и (70) апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ), называет, по имени двух египетских чародеев ( 2Тим. 3:8 ) и приводит сказанные Гоподом Иисусом Христом слова: «блаженные давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Ап. Иуда на основании предания же записал о споре архангела Михаила с дияволом (1:9) и пророчество Еноха (14–15 ст.ст.). 504 П. Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сект.-рац., стр. 33–45; И. Ольшев. Облич. штунд., стр. 46–47; свящ. Н.Кутеп. О Свящ. Предании, изд. 3–4, Новочеркасск, 1899г., стр. 8–27; Д. Владыков , св. Руков. для бес. с бапт., пашк., молок. и др. Ахтырка, 1913г., b.I, стр. 7–10. 508 П. Оболен. Критич. раз. вероисп. рус. сек., стр. 13–14; Ольшев. Облич. штунд., стр. 48; Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 3–4; Гумил. Крат. ист. и облич. нов.рац.сек., стр. 23. 510 Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 17–18; М. Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 2; Н. Кутеп. О Св. Пред., стр. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, в результате которого храм серьёзно пострадал: на фасаде и главной арке портала появились трещины. Денег на ремонт храма у общины не было, а здание продолжало разрушаться. В мае 1930 года оно было закрыто и передано колхозу «Памятник Ленину», в нём устроили колхозную столовую. Во время войны церковь вновь открыли, она оставалась действующей до 1961 года. А затем судьба снова изменилась, долгие тридцать лет в закрытом храме устраивали то склад, то библиотеку, то клуб. За эти годы церковь изменилась внешне, здание то и дело перестраивали, стараясь придать ему «гражданский» облик. Не сохранилась до наших дней колокольня, но сам храм возрождается. Святыни [ править править код ] В храме святители Николая хранится несколько уникальных икон, некоторые из которых с частицами святых мощей : Икона святителя Николая с частицей мощей святого Также в алтаре храма находится (и выносится для поклонения в дни празднования) поклонный крест с частицей Древа Господня . Помимо чудесных икон с частицами святых мощей, в храме хранится две уникальные находки, которые так же уже можно причислить к местным реликвиям. Отдельного упоминания стоит монета с изображением Николая II – серебряные 50 копеек 1899г. Эта монета была чудесно обретена девочкой-прихожанкой Аленой после богослужения, во время крестного хода, в день памяти св.царской семьи в 2001 году. Напомним, Никольский храм построен «в ознаменования бракосочетания Николая II и Александры». Сама монета – обычная, какие были в употреблении при жизни Императора, с его изображением. Но откуда монета появилась во дворе храма? Никто из пришедших тогда на службу не заявлял о потере, хотя находка была обнародована. Нелегко было уговорить девочку Алёну оставить эту монетку в храме, на память, - она с трудом но согласилась – монету поместили в икону св.царской семьи. На «ребре» - гурте монеты надпись: «2 золотника 10.5 долей (Э-Б) чистаго серебра». Также реликвией храма можно считать, закладную доску , обнаруженную в июне 2012 года при замене старого ветхого и прогнившего пола на новый бетонный. На одной из половых досок были обнаружены имена плотников, изготовивших деревянный пол в храме в августе 1902 г. На доске четко видна запись простым карандашом " Сей пол слан 1902 года 3 августа. Плотники Губахин, Дмитраков, Малахов и Рагулин. Курской губернии " . Фрагмент этой доски ныне хранится в храме. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Курковицы. Пятогорский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянная трёхпрестольная Тихвинская церковь была заложена в 1894г. и строилась по проекту известного петербургского арх. академика архитектуры Сергея Васильевича Садовникова. Главный придел был торжественно освящен 20 Сентября 1898г. епископом Гдовским Вениамином(Муратовским). Правый придел Архангела Михаила был освящен им же 21 Сентября 1898г. Левый придел Всех Святых был также освящен им, но спустя полгода - 25 Февраля 1899г. Белый позолоченный полукруглый иконостас был изготовлен на средства купца П.С.Котова, а сам храм соединялся переходом с жилым корпусом монастыря. Церковь была закрыта в 1930г.(хотя не действовала уже с 1929г.). К настоящему времени она сохранилась без купола и колокольни и до недавнего времени была занята под клуб. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, 1909 г.; СПб Епархиальные ведомости, журнал, 1998, вып. 20, с.137-141 Недалеко от Санкт-Петербурга, в деревне Курковицы, на расстоянии 25 километров от императорской резиденции в Гатчине, стоит полуразрушенный Богородицкий Пятогорский женский монастырь. Построенный в 1860-х годах, он просуществовал почти полвека. Сейчас идет его восстановление. На территории монастыря располагалось несколько храмов: церковь Тихвинской иконы Божией Матери (арх. С.В. Садовников), церковь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» (арх. С.В. Садовников) — в здании церкви в 1998 г. устроена часовня, церковь св. велокомученика Пантелеймона Целителя. Монастырю принадлежали также храм Преображения Господня (деревянный, 1907-1909 гг., арх. В.А. Воротилов, закрыт в 1939 г.) и поныне действующая деревянная церковь св. Николая Чудотворца (нач. 20 века) в Кикерине. Устроительница и первая настоятельница монастыря игумения Аполлония. Пятогорский Богородицкий монастырь выделился из Вохоновского Мариинского монастыря в 1899 году. В 1929 году монастырь закрыт. На 1917 год в монастыре проживало 48 монахинь и 184 послушницы. Монастырь закрыт в 1930 году.

http://sobory.ru/article/?object=09200

Старое Дубовое. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Село Старое-Дубовое было образовано не ранее 1633 года, и называлось вначале - с.Ильинское, затем стало именоваться - с.Дубовое (позже Старое-Дубовое). Основателями села являлись служилые люди (дети боярские) из Ельца, которым были даны поместья в Дубовом в 1633 году. По данным из переписной книги за 1646 год, в 1641 году поселились ещё служилые люди (дети боярские, дети боярские-однодворцы). По сведениям из окладной книги Рязанской митрополии за 1676 год в Дубовом насчитывалось 25 дворов детей боярских, крестьянских - 5 дворов, 7 дворов бобыльских. Всего 38 дворов. Первая церковь деревянная, названная в честь Илии Пророка, была построена,примерно, после 1633 года.При церкви был священник Изот Афанасьев, дьячок Кондратий Васильев, просфорница Евдокия Иванова. Об этом известно из писцовой книги за 1691-93гг. Вторая церковь,также деревянная,была построена между 1701-1705гг. В 1732 году при церкви служил священник Иоанн. В конце 17 века село могло уже выслать значительное количество семейств для поселения на Битюг. В 1746 году в селе насчитывалось 90 дворов однодворцев; в 1800 году - 47 дворов, мужчин - 198, женщин - 215 душ. К селу принадлежали деревня Елецкая-Маланьина, в 1800 году однодворцев - 40 дворов, мужчин - 160, женщин - 120 душ. Деревня Трещевка, 13 дворов однодворцев, мужчин - 42, женщин - 54 души. Обе деревни населены не позднее начала 18 века. Третья церковь построена в 1856 году тщанием прихожан, деревянная на каменном фундаменте с колокольней в одной связи, покрыта железом крыша. Земли 33 десятины. Количество дворов при приходе - 343, мужчин - 1267, женщин - 1207. При церкви имелся общественный,или церковный дом для причта. В 1876 году сделана самостоятельною. Земли пахотной 29 десятин. Прихожан - 1004 двора. Четвёртая, деревянная Ильинская церковь вновь была построена в 1880 году. Строили её всем миром местные мастера-умельцы. Духовенство церкви за 1899г., благочинный, священник - Иоанн Оболенский; священник - Сергей Иванович Соколов; дьякон - Василий Васильевич Некрасов; псаломщик-дьякон Алексей Алексеевич Карманов.

http://sobory.ru/article/?object=17460

Начало: „Осмей убо тысящи наставше, в четвертоенадесять лето годищного обхождения Русские земля скипетр удержавшу благочестивому и приснопамятному государю великому князю Василию Ивановичу”... Лаврская рукопись Сочинений Максима грека слово 134, лист 553 оборот, (составлено человеком, лично не знавшим Максима: „рождения его не вем, но токмо от сотворенных от него книг уразумех, яко учения философии прия в западных странах…”, лист 554. О просьбе переводчиков у патриарха и пр. врёт. О перевозе греками книг в Италию из Курбского. (Предисловие к Маргариту; с переделкой), и, следовательно, сказание составлено (Курбский † 1583) в конце XVI или начале XVII века? Выбирает историю Максима из его сочинений и, не зная дела, врёт (Максим, считая с 1515г., говорит, что пользовался расположением великого князя 9 лет; автор пишет: „и сице 9 лет препроводи, труды удручался, книги переводя”, лист 555 оборот); о заточении в Твери, будто 22 г. и допущен к причастию митрополитом Иоасафом, – враньё, это и далее из Хронографа или в Хронограф отсюда? Из заключения видно, что сказание писано довольно много спустя времени по смерти Максима). То же сказание в другой Лаврской рукописи Сочинения Максима с некоторыми дополнениями (см. Прибавления к Творчеству Святых отцов книга 18, 1859г., стр. 145 примечание б). [Ср. у С. А. Белокурова в исследовании: „О библиотеке Московских государей в XVI столетии”, М. 1899г., стр. XXIX-XXXVIII]. У Толстова, Отд. III, лист 150, стр. 609: „Сказание о Максиме философе, иже бысть инок св. горы Афонские, преславные обители Ватопедския честного её Благовещения, и како прииде на Москву” – одно с этим или особое? [См. у Белокурова стр. CCCI]. В библиотеке Общества Истории и Древностей Отдел. I, 311 225, лист 405, стр. 108: „Сказание о Максиме философе, еже бысть инок св. горы Афонские, преславные обители Ватопедские, иже зде пострада довольна лет за истину” – одно с этим или особое? [См. ibid. стр. CCXLIII]. 2) Начало: „Максим сын воеводский, инок родом грек, философ, святогорец, освященныя обители Божия Матере великого Ватопеда”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010