14. “Правила организаций и методика проведения экскурсий”. – Липецк., 1967г. 15. “Методические материалы и рекомендации учителю по краеведению и туризму”. – Саратов., 1972г. 16. “Руководящие материалы по туристско-краеведческой и экскурсионной работе со школьниками”. – М. 1973г. 17. Ямницкий, М. Н, “Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности”. – М. 1977г. 18. “Рассказы о древних русских паломниках”. – М. 11836г. 19. Громцев, Н. “Из дневника студента – экскурсанта на Восток”. – Ставрополь, 1906г. 20. “От Самары до Соловков и обратно. Дневник воспитанников Самарской Духовной семинарии”. – Самара. 1899г. 21. “Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации”. – М. 1983г. 22. “Путешествие студентов Казанской Духовной Академии в летние каникулы 1902 года”. Отд. отт. Из ж. “Православный собеседник”. 1902г. 23. “Путешествие русских людей по Св. Земле”. – СПб. 1839г. 24. “Паломничество воспитанников Коростышевской учительской семинарии в г. Житомир в 1907 году”. – Житомир. 1907г. 25. Александровский, И. “Экскурсии учащих и учащихся Суздальских городских начальных училищ в местные обители и храмы”. – Суздаль. 1912г. 26. А. Флеров “Ученическая экскурсия в Крым”. Вестник воспитания 4. – М. 1893г. 27. “Дневные заметки во время путешествия по св. местам Востока”. Саровской пустыни иеромонаха Паисия в 1866 году. – Казань. 1881г. 28. “Экологическое и эстетическое воспитание школьников” – М. Педагогика. 1984г. 29. П- ов, С. С. “Поездки в монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и Горицкий” — Вологда. 1916.- 31с. 30. Шестун, Е. свящ. “Православная педагогика”. – Самара, 1988. – 576с. 31. Божович, Г. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”. – М., 1986г. 32. Кулагина И. Ю. “Возрастная психология”. – М., 1997г. 33. Обухова, Л. Ф. “Детская психология: теории, факты, проблемы. –М., 1955г. 34. Эльконин, Д. Б. “Детская психология”. – М., 1960. 35. Полный Православный энциклопедический словарь. – М. 1992г. 36. Попов, Е. протоиер. “Нравственное Богословие для мирян”. Изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995г.

http://azbyka.ru/deti/palomnichestvo-s-d...

Часть своей коллекции, где имеется несколько фотографий и личных вещей Константиновичей, Вера Константиновна передала в дар музею Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США). Родом из этого американского городка и 62-летний иподиакон храма святого мученика Андрея Стратилата (РПЦЗ) в Санкт Петербурге (штат Флорида) Николай Петров, вспоминавший, как он в 1966г. посетил Елеон. Годом раньше, здесь скончался после причастия от сердечного приступа его отец Александр Сергеевич Петров, приехавший на Святую Землю из Джорданвилля в качестве обыкновенного паломника, помогавшего женской обители в разных ремонтных работах. «Матушка Тамара благословила похоронить моего отца на монастырском кладбище, за что я ей очень благодарен. В ее облике тогда уже не было того тонкого профиля княжны, она была близорука и носила большие очки с толстыми стеклами. В ней сочетались простота и строгость, особенно по отношению к молодым мужчинам, приходившим на службы в главный храм. Рукою она указывала им то место, где они должны находиться во время службы, справа от ее игуменского кресла – в малом полукружии соборного храма. Оттуда совсем не было видно находившихся в храме монахинь. Так что, мужчины не смущали их своим присутствием. Игуменья Тамара картавила и говорила совсем мало, больше слушала. Нашей общей темой беседы была судьба русской эмиграции. Она мне рассказала, что с моим отцом – выходцем из белой эмиграции – познакомилась еще в первый его приезд на Елеон – в 1959г.. Отец тогда дружил и работал в Америке вместе с Игорем Ивановичем Сикорским (1899г.-1972г.) – известным русско-американским авиаконструктором. Игуменья, помню, как-то прервала меня и сказала, что в письмах из Америки священники и монахи, знакомые с моим отцом, часто передавали ей от папы «низкий поклон матушке Тамаре...»». В личном архиве иподьякона Николая Петрова, когда-то занимавшего в Мюнхене ответственный пост на американской радиостанции «Свобода», оказались несколько фотографий и небольшая рукопись о жизни Елеонской обители в годы правления игуменьи Тамары (4), где кратко рассказывается и о том, как во время 6-дневной арабо-израильской войны в 1967г. пострадал от обстрела Елеонский монастырь. Осколками взорванной мины была смертельно тогда ранена в голову вратарница обители монахиня Евлагия. Десять послушниц во время войны оставили монастырь, по ее окончании они хотели возвратиться назад, но не смогли этого сделать из-за оформления документов (4, с. 7).

http://pravoslavie.ru/39087.html

Протоиерей Александр Петрович Островидов, служивший в обители 32 года, был щедрым жертвователем и благоукрасителем святых храмов ее. На свои средства он устроил придел в теплом храме в честь святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, украсил стенною живописью соборный храм и пожертвовал колокол в 308 пуд. 35 фунт. О своих пожертвованиях он не объявлял, делая их как бы не от себя, а от лица, пожелавшего не открывать своего имени.Его дочка Анна Островидова была послушницей в монастыре, скончалась по болезни в молодых годах. Протоиерей Александр Петрович Островидов скончался 16 июня 1892 года. В диаконском сане служили в то же время следующие лица: Иоанн Мильтонов, Александр Ливанов и Владимир Тихомиров. Так же служили протоиерей Александр Михайлович Преображенский с 1892 года, священник Михаил Малиновский (написавший очерк о монастыре) с 1894 года и диакон Иоанн Краснослободский с 1893 года. В 1896 году в монастыре проживали: одна схимонахиня, мантийных монахинь вместе с настоятельницей – 100, рясофорных – 79, послушниц, причисленных к монастырю указами, – 43, проживающих по свидетельствам – 181, а всего – 404. При монастыре существовала с 1868 года женская школа, в 1887 году была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу, в которой обучалось ежегодно до 60 девочек, детей городских обывателей, вместе с девочками-сиротами, принятыми на воспитание в монастырь. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания. Игумения Валентина управляла монастырем вплоть до своей кончины до 5 октября 1899г (почила 80 летней старицей), похоронена на монастырском кладбище. В том же году 13 октября была назначена исполняющей обязанности настоятельницы монахиня Херувима (Волгушева Елена Дмитриевна), со 2 ноября назначена на должность настоятельницы, а 6 декабря 1899г. возведена в сан игумении. Игумения Херувима родилась в 1858 г. в крестьянской семье с.Лобазы Курманаевского района Оренбургской обл., будучи 8 лет 9 мая 1867г. поступила в монастырскую школу при игумении Мелитине (своей родственнице) ,(в то время основательница монастыря игумения Евгения жила в монастыре на покое). Окончив школу, она пожелала остаться в монастыре и несла послушание учительницы. 5 ноября1893г. была пострижена в мантию. Управляла монастырем до его закрытия-1927г. В 1929г. была арестована, и сослана в ссылку на 3 года.Отбыв ссылку, вернулась в Бузулук. Тихо, скромно жила на улице 14 линия в одном из домиков. Будучи 79 летней старицей арестовывается второй раз и приговаривается к высшей мере наказания. 27 сентября 1937г. расстреляна в Зауральной роще г.Оренбурга.

http://sobory.ru/article/?object=40323

было церквей более 18, – Никоновская летопись III, стр. 164, 179 fin.; в описании путешествия в Москву цесарского посла Варкоча в 1593г. говорится, что в Москве церквей с домовыми до 1500, – Чтения Общества Истории и Древностей 1874, книга IV, стр. 36. По словам Бера, церквей в Москве было около 3000, – Сказания о Самозванце, I, стр. 59). 458  (До чего бывали малы каменные церкви, – сажень одна и с алтарём, – Собрание летописей т. VI, стр. 296. Каменная древняя церковь (небольшая), представляющая от самого основания один шатровый свод (в вышину три сажени) в Нижегородской губернии в селе Палец, Записок Императорского Археологического Общества т. X, стр. 308). 459  (Сочинения по архитектуре: Нечто о церковной архитектуре у Иванчина-Писарева в его Симоновом и Андрониковом монастырях; Снегирёва в Памятниках Московской древности; архимандрита Макария, Археологическое Описание церковных древностей в Новгороде, Ι части начало; „Русские древности в памятниках искусства, издаваемые гр. Толстым и Н. Кондаковым”. (Выпуск 6, 1899г.); А. П. Новицкого История русского искусства, выпуски IV и V, М. 1899г.). 460  На треть ниже самых церквей алтарные абсиды: церкви села Микулино Городище, находящегося в Старицком уезде Тверской губернии, бывшего стольного города отдельного в уделе Тверском удела Микулинского, построенной в 1398г. (рисунок церкви в Русской Старине Снегирёва и Мартынова, тетрадь XI); Московского Успенского собора (указание его рисунков см. ниже, в особых о нём речах, стр. 390); Суздальского собора, который в нынешнем своём виде должен быть относим к первой половине XVI века (рисунок в L’art russe par E . Viollet le Du c (гр. Строганова), лист VIII). На половину ниже самых церквей: Московской церкви на Старом Симонове, построенной в 1509г. (рисунок в Русской Старине, тетрадь V); Ярославского собора, который в нынешнем своём виде должен быть относим к первой половине XVI века (рисунок в L’art russe, лист VII). 461  См. тамбуры куполов Суздальского собора, а также соборов Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

б) Относительно принятия одним из супругов монашества и влияния этого события на брак надлежит высказать, что в допетровский (Синодальный) период Русской Церкви возможно было принятие в монашество как мужа при живой жене, так и жены при живом муже; в таком случае брак их считался расторгнутым и другому супругу, оставшемуся в миру, предоставлялось вступить в новое супружество. Но со времени Петра Великого такой повод к расторжению брака, несомненно ведший к большим злоупотреблениям (к намеренному склонению одного супруга другим поступить в монашество, лишь бы таким путем достигнуть прекращения брака для вступления в новый), был отменен. Вот что по этому поводу постановлено в знаменитом Духовном Регламенте Петра I (Прибавление к Духовному Регламенту о монахах, пп.4 и 5 – Полн. Собр. Закон. 1722г. 4022): «Не принимать мужа, жену живу имущаго. Обычай же есть, что муж с женою взаимное согласие творят, чтобы муж в монахи постригся, а жена бы свободна была пойти за иного. Сей развод простым кажется быти правильный, но Слову Божию весьма есть противный, ежели для единой сей причины дается. А ежели бы муж и жена взаимным соизволением поволили приняти чин монашеский: и тогда, кроме иных обстоятельств, смотреть на лета жены, прошло ли оной пятьдесят лет или шестьдесят, и имеют ли детей, и как их оставляют». И в настоящее время принятие одним из супругов монашества при жизни другого супруга не допускается, но дозволяется добровольное (и при том одновременное, в один и тот же день, согласно сепаратному указу Святейшего Синода от 28 Июля 1839 г. 10463) пострижение в монашество обоих супругов, если только они достигли узаконенных для того лет (мужчина – тридцати, а женщина-сорока лет – ст.410 m.IX, изд. 1899г.) и не имеют малолетних детей, требующих родительского призрения (ст.413 T.IX, изд. 1899г.). Но и в сем последнем случае никакого развода в собственном смысле этого слова нет: с пострижением обоих супругов в монашество брак их прекращается сам собою, подобно тому как прекращается сам собою брак чрез смерть одного из супругов (ст.43 Т.Х ч.I, изд. 1900г.), без учинения по сему поводу какого-либо особого производства и постановления духовного или иного суда. Вот почему и в Проекте Гражданского Уложения не упоминается о пострижении в монашество как повода к разводу: Закон, по объяснению Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения, «не должен покровительствовать искусственному способу разрушения брачного союза, весьма близкому к расторжению брака по произволу супругов, и долженствующему вызывать нередко психическое принуждение слабейшей стороны к поступлению в монашество».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

(Архиепископ Новгородский Геннадий сделал преподобного Иосифа Волоколамского своим наместником в Волоколамском округе, – Житие Иосифа, написанное неизвестным, по изданию К. И. Невоструева , стр. 47: „Толико же (Геннадий) почитание мужа (Иосифа), яко и наместника своего церквам Волоцким сътвори 17;, и вся оправдаша и вины церковные вручи ему, ещё же и плодоношения града того в епископи и от доход церковных некая монастырю его даровав в вся лета епископства своего”. – Архимандрит Печерский в 1474г. был наместником митрополии Киевской, – запись на Академической рукописи (Златоструй). [Описание рукописей архимандрита Леонида выпуск II, стр. 67: „написана... книга сия... повелением господина Иоанна архимандрита Печерского и наместника митрополии Киевьской”. Ср. запись на Патерике 1 Кассиановской (Акакиевской) редакции у Д. И. Абрамовича Исследование о Киево-Печерском Патерике, СПБ., 1902г., стр. 67. Митрополит Иона ставит наместника, „со всеми бояры обговоря” (со своими или великого князя?), – Акты Исторические т. I, Памятники Павлова, col. 570]. 75  Упоминаемый в Новгородских летописях под 1476г. наместник архиепископа Новгородского Юрий Репехов, как кажется, был наместником кафедральным, а не одним из уездных. 76  [„Егда начнут кликати многолетье всем православным христианом, и тогда архиепископ говорит Софейскому боярину и диаком великого князя и честным людем и всем православным христианом: будите здоровы”, – см. у А. П. Голубцова Чиновник Новгородского Софийского собора, М. 1899г., стр. 253–254 или Чтения Императорского Общества Истории и Древностей Российских 1899г., книга II. В сказании об обретении мощей Никиты епископа Новгородского в 1558г. говорится о болярине, которому в Новгороде были поручены церковные дела (боярин архиепископский, данный архиепископу царём). 77  См. Акты Исторические т. II, стр. 422, col. 1 (У митрополита Иоасафа боярин сын Богданов, дворецкий – Игнатий Черт, – Акты Экспедиции т. I, стр. 161). 78 В деяниях Стоглавого собора дворецкий является как судья, – глава 69, Казанское издание стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Нижегородском Печерском монастыре два синодика: подстенный и литейный, – Чтения Общества Истории и Древностей 1898г. книга I, Вкладные книги, стр. 3, 6 fin., 8, 9, 10, 12, 13 fin., 20, 23, 24, 25, 26, 41, 42 fin., 43. Кормовой синодик- ibid. стр. 37. В XVII в. в Ферапонтовом монастыре за запись в подстенный синодик одного имени бралось три алтына две деньги, в литейный – полтина, см. в Страннике 1898г. Ноябрь, в статье „Ферапонтов монастырь” стр. 476. В Угличских актах, напечатанных в 1 книге Чтений Общества Истории и Древностей за 1899г., упоминаются: вечный сенаник с селники и тетради, стр. 76 fin.; вседневные литейные списки (и поминати на литеях и на понахидах и за просвиромисанием и на божественных литоргиях и во октеньях заупокойных), стр. 78; вечные сенаники и литейные книги с селники, стр. 81 (82, 84); лития и подстенной сенаник, стр. 87; сенаник литейной и постенной, стр. 89. В Кормовой книге Троицкого монастыря, изданной архимандритом Леонидом в прибавлениях к А. В. Горскому: „в сенаники и в сельники вечного ради поминовения”, – стр. 46 и 48, „в вечный сенаник с сельным”, – стр. 47. „В сенаник и в сельник повседневный..., во вседневный список и в вечный сенаник”, – Описание Московского Богоявленского монастыря, составленное епископом Никодимом (Белокуровым) в Чтениях Общества Истории и Древностей 1876г. книга 4, стр. 25 и 26. Сельник – от село, т. е. тетрадь поминовенная, в которую записаны давшие сёла? Синодики в монастырях Западной Руси иначе назывались суботниками. „Суботник или поминник” Супрасльского монастыря в Виленской Публичной библиотеке, по Описанию Добрянского стр. 179. Поминать: за здравие и за упокой ежедневно „мольбой и просфурою”, в субботы „мольбой и кутиею и просфурою”, в „понафиде” трижды год до года, – стр. 180 fin.. Ср. в Словаре Даля под слово Субота: суботник, синодик, поминальная книга, читаемая в монастырях по суботам”. В Волоколамском монастыре: повседневной список и сенаник, – Акты Юридические 1838г., стр. 151; повседневный список и вечный сенаник, – Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 38, стр. 396–397 (стр. 397, лист 41 оборот о чтении синодика на литии не совсем ясно), Акты Юридические 1838г., стр. 147 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Итак, воля имеет не меньшее значение в деле богопознания, чем и чувство, ибо и чувством человек не приблизится к Богу и не ощутит Его силы, если наперед усилиями воли при помощи благодати не очистит сердце от страстей и не уврачует самой чувствующей силы.    В процессе богопознания воля, следовательно, действует прежде других сил, тотчас же после пробуждения духа человеческого от греха: она восстает тогда на грех, устанавливает новые порядки жизни и рядом духовных подвигов обновляет душу и сердце. Обновленное сердце устремляется к Богу и входит с Ним в живое общение, ибо подобное может иметь общение только с подобным; тогда и Бог снисходит к Своему созданию, преисполняет благодатью человеческое сердце, и человек опытно, своим чувством познает Творца, как бы касается края ризы Господней.    В этот момент весь дух человека входит в общение с Духом Божиим и становится с Ним едино, по слову Христа «да и тии в Нас едино будут» (Ин.17:21). Тут и ум получает высшее ведение: со страхом и трепетом созерцает он снисхождение Божие к грешному человеку, замечает все многообразные действия благодати и получает, таким образом, о горнем мире высшее, опытное познание.    Так свершается сложный процесс богопознания. В нем, как мы видели, участвует весь человек со всеми своими силами, и каждая сила действует в свою меру, будучи возрождаема и укрепляема от Божественной благодати, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».    Еп. Феофан. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. Изд.1882г., с.54—55.    Св. Иоанн Златоуст. Творения, т.10, с.29, изд. С.П.Б. Дух.Акад.    Св.Иоанн Златоуст. Творения, т.10, с.64—65.    Еп.Феофан. Толкование на Послание к Тимофею, с.379—380.    Св.Иоанн Златоуст. Т.11, с.743.    Св.Исаак Сирин. Творения, с.219—220. Изд.1893 г.    Св.Симеон Новый Богослов. Творения, т.2, с.86, изд.1890 г.    К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.79, изд.СПб, 1895г.    Еп.Феофан. «Внутренняя жизнь», с.5—6, изд. М., 1899г.    Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.308—309, изд. М., 1895 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Нижний Тагил. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1899г. Свято-Троицкая церковь Нижне-Тагильского завода входила в состав Нижне-Тагильского единоверческого благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Иоанн Ракшинский (Нижне-Тагильский завод). В церкви служили: священники Иоанн Герасим.Ракшинский, Вас.Конин, Пав.Старцев; диаконы Вас.Яровский и Луканин. Свято-Троицкое Архиерейское подворье города Нижнего Тагила Кирпичный храм, имеет статус Архиерейского подворья. Воссоздан в 1991 году. В конце XVII века старообрядцы появились в местах по речкам Висим, Шайтанка, Сулатка, Утка и в других труднодоступных уголках будущего Нижнетагильского горного округа. Сюда приносили свой уклад жизни, особую строгую мораль, не допускавшую лености, пьянства и праздных развлечений, способствующую активной торгово-предпринимательской деятельности. В те гонительные времена староверы не были забитыми, невежественными и консервативными людьми. В невероятно трудных условиях выживания они сумели сохранить многие памятники русской культуры в виде старопечатных книг, икон, церковной утвари. И в этом их большая заслуга. Только вот в главном они проиграли – не сохранили между собою единства, не смогли создать своей единой церкви. У тагильских старообрядцев, как и у старообрядцев других районов Урала, было страстное желание иметь собственного епископа. На первых порах с отправлением духовных треб у них проблем не было, обходились при помощи беглопришедшего в Нижний Тагил попа Иоанна, в монашестве отца Иова. А когда он умер, то место его предложили всеми уважаемому Андрею Ивановичу Рябинину. В церковной литературе о нем сказано, что происходил он из знатного рода московских князей Хованских. Возможно, страх за опальное прошлое близких родственников, обвиненных в государевой измене и сговоре с бунтовавшими стрельцами, подтолкнул семью Андрея Ивановича уйти из Москвы в леса Висимской слободы на Урале. Прожив некоторое время в скитах, Андрей Иванович под фамилией Рябинина появился в Нижнем Тагиле, стал заниматься торговлей красным товаром.

http://sobory.ru/article/?object=01209

К 8-30 утра Чудотворный образ Государя и чтимая икона Святителя Николая Чудотворца, подаренная уссурийцам Императором Николаем Вторым, прибыли в 83-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду, где торжественный митинг предварил краткий напутственный молебен перед началом летнего периода обучения воинскому делу. По окончании торжественной части бойцам бригады было предложено приложиться к чудотворной иконе. Практически весь личный состав подразделения – а это 3000 солдат и офицеров, – подошел к Помазаннику Божию, прося благословения на защиту Родины, обращаясь к святому со своими личными просьбами. Затем икона Государя посетила места заключения: СИЗО и ИК 41. Мы заходили во многие камеры. Многие заключенные тепло приветствовали чудотворный образ Русского Царя. Визит Иконы туда, где люди содержатся в заключении, отнюдь не случаен, ведь Царская Семья перед своей трагической гибелью провела в заключении 1,5 года, поэтому Святой Царь Николай Второй и Его Августейшая Семья являются покровителями заключенных. После мест лишения свободы Икона была доставлена в храм в честь преподобного Серафима Саровского, придел которого посвящен Святым Царственным Страстотерпцам. На следующий день 2 июня программа Царских посещений была еще более насыщенной. Во Владивостоке в 12.00 состоялось возложение цветов к барельефу Цесаревича у дома Губернатора, где Государь Наследник остановился на ночлег с 20 мая/2 июня на 21 мая/3 июня. В 10-00 Икона с почетным эскортом казаков станицы Уссурийской Уссурийского казачьего войска была доставлена в Школу педагогики ДВФУ, где состоялась встреча со студентами, педагогами, а также всеми желавшими принять участие в беседе, посвященной памяти посещения Николаем Александровичем Владивостока и Никольск-Уссурийска. Для ДВФУ личность государя является ключевой: именно он подписал указ об основании во Владивостоке Восточного Института (1899г.) из стен которого вышел ДВГУ (Дальневосточный Государственный Университет 1920г.), преемником последнего стал уже ДВФУ (2009г).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010